Истина и заблуждение их критерии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Существуют различные подходы к пониманию данных категорий. Это одни из основополагающих понятий:

  • науки;
  • философии;
  • культуры;
  • религии;
  • истории;
  • обыденного сознания.

Наиболее распространены следующие определения.

Истина — это:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • адекватное отражение действительности познающим субъектом;
  • гносеологическая характеристика мышления;
  • идеал знания, вид и способ его постижения.

Вопросы о познаваемости мира и возможности существования истинных знаний — центральные в гносеологии (теории познания).

Заблуждение — это знание, не соответствующее реальности; искаженное отображение действительности.

Источником заблуждений является ограниченность мышления и практического опыта на конкретном историческом этапе.

Заблуждения следует отличать от лжи.

Ложь — это преднамеренное искажение знания в корыстных целях.

Примеры отличия: пропаганда в целях дезинформации — это ложь. Идеи средневековых алхимиков, вера в гороскопы — заблуждения.

Заблуждения содержат фрагменты истинного знания и являются необходимой частью познавательного процесса. Они возникают в результате абсолютизации познания и отражают неразвитость гносеологической стороны мышления на том или ином историческом этапе.

Заблуждения могут быть связаны с:

С точки зрения диалектики, заблуждения — необходимый и постоянный спутник истины. Это неразрывно связанные стороны единого процесса познания.

Основные понятия и определения в философии

В Древней Греции впервые были сформулированы 2 основных подхода к пониманию этих категорий.

  1. Гносеологический. Истина — это объективная характеристика знания (Аристотель).
  2. Онтологический. Объективной истины не существует. Знание всегда субъективно (Платон).

В XVII-XVIII вв. данный вопрос осмысливался в рамках новых философских учений — рационализма и сенсуализма. Рационалисты полагали, что объективное постижение реальности возможно только благодаря разуму, чувства искажают восприятие. Сенсуалисты утверждали противоположное: только чувственный способ познания мира является единственно верным, разум порождает заблуждения.

В XIX в. возникает новое направление в методологии науки и философии — позитивизм. Сторонники этого учения признавали истинным только то знание, которое получено эмпирическим путем. В противовес ему на рубеже XIX- XX вв. появился конвенционализм, провозглашающий, что все достижения современной науки — это результат договоренности между учеными. Объективную реальность до конца познать невозможно, но все непротиворечивые научные данные приемлемы.

В начале XX в. большое распространение получил экзистенциализм. Его последователи отрицали важность объективности знания. С их точки зрения важнее является личная истина — именно в ней раскрывается сущность бытия.

В современной западной философии продолжают значительную роль играть представления о том, что абсолютной истины не существует (постмодернистские концепции).

В отечественной философии наиболее распространен диалектический подход, разработанный в рамках марксизма. Мир рассматривается как динамично изменяющаяся материальная система. Человек познает мир на основе своего конкретного опыта. Процесс познания идет по спирали. Заблуждения — это частный случай познания истины, движение по направлению к ней. По мере увеличения объема накопленных знаний происходит расширение абстрактных понятий, открываются новые закономерности.

Важнейшие характеристики истины, процесс постижения

В рамках многочисленных философских концепций выработаны различные представления о характеристиках и свойствах истины. Наиболее важные из них следующие.

  1. Абсолютность и относительность. Под абсолютной истиной понимается идеал человеческого познания, конечная цель научных изысканий. Относительная истина — это неполное, ограниченное знание. Возможность достижения абсолютной истины — один из наиболее дискуссионных вопросов в философии и науке.
  2. Объективность и субъективность. Объективный характер истины выражается в том, что реальность существует независимо от познания человека. Истинное знание не зависит от воли конкретных людей. Но истина познается людьми и находит свое отражение в определенных субъективных формах (категориях, законах, концепциях). Являясь объективной по содержанию, истина субъективна по форме познания.
  3. Абстрактность и конкретность. Человек познает конкретные явления действительности. Для их понимания он сформулировал абстрактные понятия. Процесс познания истины развивается путем восхождения от абстрактного к конкретному.

Как проверяется истинность знаний, критерии

Все критерии проверки истинности знаний относительны. Например, наиболее частым является утверждение, что главный критерий истины — это практика. Но законы физики, разработанные Ньютоном, неоднократно были проверены практическим путем. Они стали основой классической механики и легли в основу многочисленных технологических изобретений. В XX в. Эйнштейном была разработана теория относительности, которая подвергла сомнению многие постулаты системы Ньютона. В частности, были пересмотрены взгляды на гравитацию и закон всемирного тяготения.

Наиболее часто при верификации знаний используют критерии:

  • непротиворечивость;
  • прагматизм;
  • общезначимость;
  • ясность;
  • проверяемость на опыте.

Истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, то есть корректное отражение действительности. Противоположностью истины выступает заблуждение.

Вопрос об истине – один из основных гносеологических вопросов. Все человеческие знания нацелены на достижение истины. В ходе познания у человека не только формируются знания, но он производит их оценку. Знание может оцениваться с точки зрения его применимости, полезности, важности, актуальности и т.д. Истинность или ложность знания – центральный критерий среди всех разнообразных типов оценки знания.

Истина, в качестве гносеологического понятия, характеризует отношение знания к реальности, а точнее к определенному фрагменту реальности, который и составляет предмет познания. Современная трактовка истины сводится к следующему краткому определению.

Истина – это соответствие человеческого знания содержанию объекта познания.

Данное соответствие имеет несколько характеристик.

Характерная черта истины – наличие объективной и субъективной сторон. Истина может быть достигнута в противоречивом взаимодействии субъекта с объектом. Без объекта знание теряет всю свою содержательность, а без субъекта отсутствует само знание.

Истина может быть относительной и абсолютной. Представление о том, что истина достигается не сразу и целиком, а ее постижение – это сложный и противоречивый процесс, формировалось постепенно.

Абсолютная истина – это знание, которое нельзя опровергнуть дальнейшим развитием познавательной деятельности. Такой тип истины существует только в качестве предела, к которому стремится все человеческое познание, в качестве идеала познания.

Относительная истина – это приблизительное знание, достижимое при соблюдении конкретно-исторических условий познания, то есть это не полное знание о познаваемом предмете.

Готовые работы на аналогичную тему

Пределы познания ограничены исторически, однако по мере развития и совершенствования практики человечество непрерывно приближается к абсолютной истине, никогда не исчерпывая ее до конца.

Истина всегда конкретна. Любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места и времени, а также многими другими обстоятельствами.

Понятие заблуждения

Заблуждение – это непроизвольное искажение результата познания или исследования. То есть такое содержание, которое не соответствует реальности, однако воспринимается как истинное.

Объективно, заблуждения характерны для любого познавательного процесса и возникают в связи со следующими причинами:

  • сложность решаемых проблем;
  • сложность предмета познания;
  • сложность выражения знания в знаковых формах;
  • ограниченность информации;
  • свобода выбора путей познания;
  • неразвитость научного инструментария и пр.

Для установления истинности знания необходимо использовать определенные критерии истины, способы проверки и обоснования знания. В процессе развития философии был предложен ряд критериев истины. Например, Декарт По данной теме мы уже выполнили реферат Р.Декарт - подробнее предлагал в качестве критерия истины использовать очевидность и ясность. Некоторые философы видели критерием истины общезначимость. В соответствии с этим, истина – это то, с чем все люди согласны, что является общезначимым. Мах предлагал критерием истины использовать понятие экономии мышления. Истинным является то, что просто и экономно мыслится. Прагматисты предлагали в качестве критерия истины использовать внутреннюю согласованность мыслей, их ценность и пр. Все такие критерии характеризует выраженный субъективизм.

Ясность мыслей и их согласованность, конечно, являются важнейшими критериями истины. При этом важнейший критерий истины – опыт, особенно опыт, который понимается в наиболее широком смысле, - в качестве общественно-исторической практики.

Практику отличает то, что она выступает объективным критерием истины: в практической деятельности соединены и соотносятся мысли об объекте и действиям над ним.

Практика в качестве критерия истины крайне противоречива: она абсолютна и относительна одновременно. Абсолютность практики в качестве критерия истины заключается в доказательстве истинность знаний для определенной предметной области, для определенных условий и с определенной точностью. Практика развивается в историческом разрезе и в каждом конкретном моменте ограничена. Но при всей относительности практики, если на определенном этапе развития познания подтвердила какое-то представление, то оно заключает в себе объективную истину.

Практика – это не только критерий истинности знаний. В ходе человеческого познания она играет основополагающую роль, выполняя следующие главные функции:

  • практика является источником познания, так как человек познает мир в той степени, в какой можем его практически освоить и преобразовать;
  • практика является движущей силой человеческого познания. Стремление к познанию формируется одновременно с развитием практических человеческих способностей. Она ставит ряд определенных задач перед познанием, поэтому является побудительной, движущей причиной познания;
  • практика выступает как цель познания, знания необходимы, чтобы выработать правильную стратегию действий.

Перечисленные выше функции практики делают акцент на ее значимости, как на одном из основных критериев истины.

Истина и заблуждение. Категории истины и заблуждения - ключевые категории теории познания, выражающие две стороны процесса познания. Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение - это неадекватная форма знания, неосознанное искаженное отражение действительности. Заблуждения неизбежны, они являются необходимым моментом развития знания. Заблуждения многообразны по своим формам. Следует различать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские и т.д. Заблуждения следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных целях и связанной с этим дезинформации, передачи заведомо ложного знания. Развитие практики и процесса познания показывают, что заблуждения преодолеваются постепенно, превращаются в истинные знания. Важнейшие предпосылки преодоления заблуждений - изменение и совершенствование социальных условий, развитие и углубление знания, зрелость практики. А это требует конструктивно-критического подхода к действительности.

Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним, то есть адекватное, верное, правильное отражение действительности. Достижение истины - непосредственная цель познания в любой его форме (научной, философской, образно-художественной и др.).

Признаки истины:

Объективность истины - конечная обусловленность реальной действительностью, практикой, независимостью содержания истинного знания от субъекта познания.

Истина не есть свойство материальных объектов, а характеристика знания о них.

Истина субъективна по форме и по способу реализации.

Истина есть процесс, а не одноразовый акт познания объекта.

Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) есть полное, исчерпывающее знание о действительности в целом - гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, но познание постоянно приближается к нему, а также это тот элемент знания, который не может быть опровергнут в будущем. Догматизм преувеличивает значение абсолютности истины, ее устойчивости.

Относительная истина (относительное в объективной истине) выражает изменчивость истинного знания, его углубление и развитие. Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Творческое развитие относительных истин на основе практики дает нам абсолютную истину. Релятивизм преувеличивает относительность истины, ее изменчивость и развитие.

Истина всегда конкретна. Любое истинное знание определяется в своем содержании и применении конкретными условиями времени, эпохи и другими обстоятельствами. Игнорирование определенной ситуации может превратить истинное знание в заблуждение.

Критерии истинности знания. В качестве критериев истинности знания можно выделить такие, как непротиворечивость (с точки зрения формальной логики), простота, красота, эвристичность (способность знания к саморасширению), когерентность (согласованность данного знания с фундаментальными идеями), способность к самокритической рефлексии, антиконъюнктурность, плюрализм знания. Данные критерии истинности знания относятся к вторичным критериям, поскольку они не могут доказать истинность знания относительно удовлетворения потребностей человека в преобразовании окружающей среды. На их основании мы можем только говорить об условно-истинном знании. Решающим критерием истинности знания является практика. Проверка знания практикой есть процесс, то есть носит исторический и диалектический характер. А в силу этого практика как критерий и абсолютна, и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте может доказать теоретические положения. Относительна в том плане, что сама практика развивается, совершенствуется и не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы. Диалектичность практики как критерия истины является объективной основой возникновения и существования других критериев истинности знания.

Культура и цивилизация как философские проблемы

Понятие культуры является сложным и неоднозначным. Культура в различных ее проявлениях является объектом и предметом изучения множества конкретных наук. Каждая из этих наук дает ей свое определение. Для философии в отличие от этих наук свойственно, во-первых, рассмотрение культуры в ее общих чертах, т.е. с мировоззренческих позиций; во-вторых, под углом зрения выяснения ее места в обществе и историческом процессе в целом. Сам термин культура имеет происхождение от латинского слова "culture" - что в переводе означает "возделывание земли, уход". Этот термин как нельзя более точно выражает сущность понятия культуры, под которым философы понимают все виды преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее результатами. В настоящее время слово "культура" часто употребляется как мера уровня образованности и просвещенности и воспитанности человека. Хотя спор по поводу точности и полноты этого определения продолжается и вряд ли когда-нибудь будет закончен, так как многообразие деятельности человека порождает и многообразие проявлений культуры. Культура есть способ внебиологической адаптации человеком окружающей действительности. В этом понятии наиболее отчетливо зафиксировано общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития. На протяжении всей истории развития философской мысли культура в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными мыслителями, литераторами, историками. В эпоху Просвещения под совершенством культуры стали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей. Для зарождавшейся буржуазной философии характерно понимание под культурой различных форм духовного и политического саморазвития общества и человека, проявляющихся в движении науки, искусства, морали, религии и государственном правлении. Представители немецкой классической философии рассматривали сущность культуры как единую цепь множества ее типов и форм, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества.

Культуру принято разделять на материальную и духовную. Материальную культуру образуют продукты материального, а духовную - продукты духовного производства. Но их различия ни в коем случае нельзя преувеличивать хотя бы потому, что предметы духовной куль- туры всегда так или иначе овеществляются, материализуются, а материальная культура несет в себе человеческую мысль, достижения человеческого духа. Они связаны между собой так, как и области производства- материального и духовного, причем первое к в конечном счете играет в системе общественной жизни ведущую, определяющую роль. Являясь выражением способов и норм социальной организации и регулирования жизнедеятельности общества, культура обладает рядом функций. Это социально-регулятивная функция культуры, воплощающаяся в нормах, традициях и обычаях регулирующих жизнь общества. Вторая, не менее важная функция культуры называется коммуникативно-репродуктивной. Она заключается в трансляции опыта, знаний, опредмеченных результатов человеческой деятельности от поколения к поколению, чем обеспечивается непрерывность исторического процесса и его прогрессивное развитие. Социальной функцией культуры является отбор и отсеивание в ходе трансляции тех культурных ценностей, которые остаются в употреблении у нового поколения и тех, которые отсеиваются, отслужив свое. Эта функция куль- туры называется ценностно-ориентационной. Нельзя сводить культуру лишь к результатам деятельности, это и сама деятельность. именно так предстает перед нами культура мировоззренческая, политическая, технологическая, производственная, культура человеческого общения, культура экологическая, правовая и художественная. Культура - это не только производство вещей и идей в их оторванности от человека, это производство самого чело- века во всем богатстве и многосторонности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия.

Истина - это достоверное знание о предметах и явлениях окружающего мира, цель человеческого познания.

Истина — это, прежде всего, соответствие представлений или утверждений реальному положению дел; объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, понятий, идеи, суждений, теорий, учений и целостной картины мира.

Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности, к Аристотелю. Эта традиция была продолжена в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, П.А. Гольбах, М.В. Ломоносов, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышев ский, Л. Фейербах и др.).

Объективная истина - это истина, которая соответствует объекту познания и не зависит ни от человека, ни от человечества.

Объективность истины говорит о том, что основой наших представлений о мире является сам материальный мир, существующий вне и независимо от нашего сознания. Другими словами, это факты, которые не зависят от человека, его желаний, интересов, стремлений и уровня знания.

Истину познают люди и объясняют ее в определенной форме (словах, символах, законах, теориях), что в свою очередь говорит о том, что истина зависит от человека, она - субъективна.

Субъективная истина - это факты, которые не могут существовать без субъекта (познающего).

Субъективность истины - это такая характеристика познавательного процесса, которая учитывает волю, желания, психический мир, стереотипы познавательного поведения человека, а также ограниченность чувственного уровня познания и связь познания с уровнем развития науки и техники.

Истина всегда конкретна, т.е. зависит от времени, условий и места.

Различают абсолютную и относительную истину.

Абсолютная истина - это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание об объекте. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. (Например, "Птицы имеют клюв", "Люди смертны" "Земля вращается вокруг Солнца. и т д.)

Однако большинство ученых рассматривают абсолютную истину лишь как предел, к которому постоянно стремится наше знание, т.к. претензия на абсолютное знание к тому же противоречит одной из основных черт научного познания — установке на критичность.

Относительная истина - это неполное, неточное знание, верное лишь на определенном уровне развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний. Может изменяться, устаревать, заменяться новым в процессе дальнейшего познания. (Например, изменения представлений людей о Земле: плоская и стоит на трех слонах, в форме шара, вытянутая или приплюснутая, Солнце вращается вокруг Земли. С развитием науки и техники эти знания были опровергнуты, и возможно, в будущем появятся какие-то новые факты).

Относительность получаемых знаний обусловлена рядом причин:

1) непостоянность и изменчивость окружающего нас мира;

2) ограниченность человека в возможности познания, которые определяются различными факторами (уровень развития производства, духовной культуры, средств наблюдения и эксперимента). В результате этого человек в процессе познания получает неполные знания, о по мере их накопления относительная истина все более приближается по своему значению к абсолютной.

Разница между абсолютной и относительной истинами — в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определённым местом, временем, обстоятельствами.

Не всё в нашей жизни поддаётся оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

↑ Заблуждение и ложь

Непосредственная цель познания - истина, путь к которой обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник истины на всех этапах ее развертывания и углубления - заблуждение. Категории истины и заблуждения - ключевые в теории познания, выражающие две противоположные, но неразрывно связанные стороны единого процесса познания.

Заблуждение - это знание, несоответствующее действительности, но принимаемое за истину.

Процесс познания невозможен без заблуждений, так как они всегда имеют под собой основание. Так, например, заблуждение о том, что Земля плоская объясняется особенностями восприятия человека - ведь мы видим землю до горизонта практически прямой. Заблуждение также появляются из-за того, что процесс познания ограничен в выборе средств и методов, а решаемые в ходе исследования задачи сложны и зачастую вызывают противоречия из-за трудности получения полной и достоверной информации об объектах.

Необходимо отличать заблуждение от лжи.

Ложь - это сознательное искажение фактов.

Другими словами, это просто обман, вымысел, либо утаение чего-либо.

Стоит отметить, что не все явления, события в жизни поддаются оценке с точки зрения истины. Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

Читайте также: