Инвеститура это в истории кратко

Обновлено: 04.07.2024

(позднелат. investitura, от лат. investio - облачаю) - в ср. века в Зап. Европе юридич. акт передачи лена, должности, сана, закреплявший вассальную зависимость и сопровождавшийся символич. обрядом: передачей сеньором вассалу горсти земли, перчатки, меча, копья, знамени, скипетра и т.п. символов власти. Церк. И. состояла в назначении на церк. должность и введении в сан; она сопровождалась двумя актами: вручением посоха и кольца, символизировавших духовную власть, и передачей зем. владения и скипетра, символа светской власти. До кон. 11 в. И. епископов и аббатов, как правило, осуществлялась королев. (императорской) властью. Папство, усилившееся во 2-й пол. 11 в., пыталось запретить светскую И. епископов и аббатов, освободив их от местной ленной зависимости и подчинив своей неогранич. власти. Так началась борьба за И. Наибольшего напряжения она достигла в Германии, где со времени Оттона I (936-973) епископат служил важнейшей опорой королев. власти. И. прелатов, не располагавших наследств. правами, давала возможность императорской власти пользоваться доходами от церк. собственности и использовать епископов и аббатов в качестве противовеса светской знати. Лишение императоров права И. было вместе с тем одним из гл. рычагов упразднения всякой зависимости папства от империи и подчинения императора папскому престолу. В борьбе за И. выступали с одной стороны приверженцы церк. реформы (см. Клюнийская реформа) во главе с Гильдебрандом (с 1073 - папа Григорий VII) и с другой - сторонники сохранения светской И. во главе с имп. Генрихом IV. Борьба породила обширную полемич. лит-ру, в к-рой нашли отражение как взгляды крайних групп (защищавших или папскую теократию, или императорское господство над церковью), так и взгляды сторонников компромисса, требовавших разделения И. между папством и светской властью (см. "Libelli de lite imperatorum et pontificorum saec. XI et XII conscripti, 3 d.", MGH, Hannov., 1890-97).

Борьба за И. переплеталась с выступлениями светской и церк. знати против попыток Генриха IV укрепить королев.власть в Германии. Нем. епископы сопротивлялись попыткам как императора, так и папы, ограничить их самостоятельность и помешать их превращению в терр. князей.

Открытая борьба папства с императорской властью, гл. стержнем к-рой был вопрос об И., началась в 1075, после вступления на папский престол Григория VII. Собор 1075 объявил И. духовенства светскими лицами недействительной (что было повторено соборами 1078 и 1080 для всей католич. церкви). Григорий VII потребовал от Генриха IV прекращения И. и смещения ряда нем. прелатов, получивших свой сан в нарушение канонич. правил. В ожесточ. и длит. борьбе, критич. эпизодом к-рой была Каносса (1077), ни той, ни другой стороне не удавалось одержать победу. В 1111 была сделана попытка заключить компромиссное соглашение на условиях отказа императора от церк. И. епископов и аббатов взамен возвращения ими гос-ву всех ленов и регалий, полученных со времени Карла Великого (проект папы Пасхалия II). Но эта попытка провалилась Из-за сопротивления прелатов, для к-рых церк. сан без бенефициев терял значение. В 1122 был заключен Вормский конкордат, окончивший борьбу за И. Избранные капитулами прелаты получали духовную И. от папы, а светскую от императора. В Германии обеспечивалось участие императора в избрании прелатов, к-рым сразу же давалась светская И.; в Италии и Бургундии император был лишен участия в избрании прелатов и давал им светскую И. в шестимесячный срок. Вормский конкордат был более выгоден папе, чем императору, он закреплял фактич. крушение оттоновской епископальной системы и способствовал победе княж. партикуляризма.

Нем. бурж. историография почти единодушно считает Вормский конкордат поворотным пунктом в истории Германии, но по-разному оценивает борьбу императоров с папами. В прошлом нем. бурж. историки видели в этой борьбе столкновение национальных нем. церк.-гос. принципов с космополитич. теократич. устремлениями папства и положительно оценивали сопротивление императоров папству. В историографии ФРГ появилась другая оценка, согласно к-рой союз этих двух сил якобы создавал основу для возвышения империи и папства, а борьба между ними явилась причиной падения их мирового величия (Th. Mayer, Papsttum und Kaisertum im hohen Mittelalter, "HZ", 1959, Bd 187).

Спор об И. распространился и на др. страны Зап. Европы, но нигде не приобрел таких острых форм, как в империи. Папы, вступив в столкновение с императорами за верховное господство, стремились смягчить противоречия с королями Франции и Англии и пошли в вопросах И. на нек-рые уступки. По соглашению Пасхалия II с франц. королем Филиппом I от 1104 духовная И. осуществлялась папой после канонич. избрания на церк. должность; за королем обеспечивались право участия в выборах и светская И.; избранный приносил при этом присягу верности королю. По соглашению 1107 Пасхалия II с англ. королем Генрихом I духовную И. давал папа. Король сохранял решающее влияние при выборах епископов и аббатов, к-рые производились в королев, дворце. Избранный до своего посвящения приносил клятву верности королю и получал от него лен и светскую И.

Лит.: Scharnagl A., Der Begriff der Investitur. Stuttg., 1908; Haller I., Papsttum und Kirchenreform, Bd 1, (s. 1.), 1903; Brooke Z. N., Lay investiture and its relation to the conflict of impire and papacy, Oxf., 1939; Schwarz W., Der Investiturstreit in Frankreich, "Zeitschrift für Kirchengeschichte", 1923, H. 2, 1924, H. 1.

Смотреть что такое ИНВЕСТИТУРА в других словарях:

ИНВЕСТИТУРА

германское юрид. понятие, означающее: а) древнейший способ передачи недвижимостей, состоявший сперва в фактической передаче проданного имущества из рук. смотреть

ИНВЕСТИТУРА

(позднелат. investitura, от лат. investio — облачаю, облекаю) в средние века в Западной Европе юридический акт передачи земельного Феода (лена). смотреть

ИНВЕСТИТУРА

инвеститура ж. 1) Юридический акт введения вассала во владение землей, пожалованной ему с правом наследования сеньором (в средние века в Западной Европе). 2) Утверждение в духовном сане католического епископа, аббата.

ИНВЕСТИТУРА

инвеститура сущ., кол-во синонимов: 3 • облечение (6) • обряд (64) • пожалование (14) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: облечение, обряд, пожалование. смотреть

ИНВЕСТИТУРА

Инвеститура — германское юридическое понятие, означающее: а) древнейший способ передачи недвижимостей, состоявший сперва в фактической передаче проданного имущества из рук старого в руки нового владельца; стороны в присутствии определенного числа свидетелей (от 3 до 12) и с таким же числом мальчиков отправлялись на уступаемый участок земли, где покупатель уплачивал деньги, а продавец передавал ему в знак уступки власти над участком перчатку (символ власти над вещью, откуда и название И. — manus vestit a, по-немецки Gewere), ветвь, срезанную с одного из деревьев, глыбу земли, при передаче зданий — дверной косяк, при передаче церкви — алтарную пелену, ее бахрому или веревку от колокола, затем сам он торжественно оставлял участок, отказываясь от власти над ним посредством бросанья на землю палки (симв. копья, festuca); мальчики, присутствовавшие при передаче, в память случившегося получали по пощечине, их драли за уши, и обряд оканчивался. С распространением римского способа приобретения собственности путем передачи грамоты, документа продажи, фактическая или "реальная И." уступает место символической: стороны не ходят уже на уступаемый участок, а с него приносятся символы И. в суд, кладутся на составленную грамоту и передаются вместе с последней новому приобретателю; формальный выход из владения также переходит в торжественный акт отказа (см.) от владения, совершаемый перед судом, реальная же передача владения постепенно теряет свое юридическое значение. — б) Способ установления или передачи ленного права (см.). Согласно двоякого рода характеру ленных отношений, при которых, с одной стороны, устанавливается личный союз верности, а с другой — зависимая поземельная связь, акт ленной И. распадался на два: установление этой личной связи, совершаемой рядом символических действий (акт коммендации или рекомендации, см.), и передачу владения участком земли. Последняя происходила путем передачи различных символов (знамени, скипетра, перчатки, шляпы, глыбы земли и т. п.) и заявления о том, что ленный владелец должен иметь на лен право пользования. С дальнейшим развитием права символический элемент теряет свое значение, и И. обращается в юридическую сделку ("вещный договор", см. Передача) и передачу ленной грамоты. В таком виде оно сохраняет значение в Германии и до сих пор, поскольку сохраняют свое значение здесь ленные отношения. — в) Передачу епископского посоха королем вновь назначенному епископу. Отсюда право И. (о нем ниже). — Свод новейших данных об И. см. Schr öder, "Deutsche Rechtsgeschichte"; Heusler, "Institutione n des deutsch. Privatrechts", и Stobbe, "Handbuch des deutschen Privatrechts" (т. 2, 2-е изд. 1883). В. Н. В католическом церковном праве под И. разумеется утверждение избранных общинами или клиром епископов. В первые века христианства выбор и назначение епископов принадлежали самим общинам верующих, потом решающий голос в выборе епископов приобрели митрополиты, а впоследствии императоры стали утверждать новых епископов (см. соотв. статью). С падением Западной Римской империи германские короли постепенно приобретали все более и более влияния на выбор епископов. По мере накопления в руках церкви недвижимых имуществ епископы стали владетелями крупных ленов, в которых они пользовались теми же правами, какие имели светские феодалы, и по владению которыми они должны были становиться в вассальные отношения к королю, который стал передавать новому епископу, в знак утверждения его, кольцо и посох. Известна продолжительная и упорная борьба между германской императорской властью и папской, вышедшая из стремлений папства поставить и в этом отношении представителей церкви в более независимое от мирской власти положение (см. статьи о Григории VII, Генрихе IV и V). По Вормскому конкордату, заключенному в 1122 г. между папой Калликстом II и императором Генрихом V, император возвратил церкви свободу епископских выборов и отказался от И. кольцом и посохом, но сохранил право инвеституры скипетром как знаком пожалования леном, что он должен был сделать еще до посвящения. В XIII в. церковь вернула себе свободу выборов также в Арагонии, Англии и Франции. С усилением монархической власти папство рядом конкордатов снова должно было уступить светским государям право назначения епископов. В странах, подчиненных протестантским государям, выбор католических епископов принадлежит капитулам, но светская власть имеет возможность устранить неугодного ей кандидата. Вновь избранный подтверждается папой, до получения подтвердительной буллы которого не может вступить в свою новую должность. В протестантских странах под И. разумеют обряд торжественного ввода нового духовного лица в должность. См. Католическая церковь (в России).

ИНВЕСТИТУРА

ИНВЕСТИТУРА(сред.-век.-лат. investitura, от лат. investire - одевать). 1) право введения и самое введение во владение недвижимостью нового владельца, 2. смотреть

Инвеститура Инвеститура — в Западной Европе в средние века юридический акт передачи лена, должности, сана, закреплявший вассальную зависимость и сопровождавшийся символическим обрядом: передачей сеньором вассалу горсти земли, перчатки, меча, копья, знамени, скипетра и т.п. символов власти. Церковная инвеститура состояла в назначении на церковную должность и введении в сан; она сопровождалась двумя актами: вручением посоха и кольца, символизировавших духовную власть, и передачей земельного владения и скипетра — символа светской власти. Папство, усилившееся во 2-й половине 11 в. пыталось запретить светскую инвеституру епископов и аббатов. Инвеститура прелатов, не располагавших наследственными правами, давала возможность императорской власти пользоваться доходами от церковной собственности и использовать епископов и аббатов в качестве противовеса светской знати. В борьбе за инвеституру выступали с одной стороны приверженцы церковной Клюнийской реформы во главе с Гильдебрандом (с 1073 г.Ч папа Григорий VII) и с другой — сторонники сохранения светской инвеституры во главе с императором Генрихом IV. Открытая борьба папства с императорской властью началась в 1075 г., после вступления на папский престол Григория VII. Собор 1075 г. объявил инвеституру духовенства светскими лицами недействительной. В ожесточённой и длительной борьбе, критическим эпизодом которой была Каносса (1077 г.), ни той, ни другой стороне не удавалось одержать победу. В 1122 г. был заключён Вормсский конкордат, окончивший борьбу за инвеституру. Избранные капитулами прелаты получали духовную инвеституру от папы, а светскую — от императора.

Исторический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Инвеститура" в других словарях:

ИНВЕСТИТУРА — (сред. век. лат. investitura, от лат. investire одевать). 1) право введения и самое введение во владение недвижимостью нового владельца, 2) в протестантских странах, торжественный ввод нового духовного лица в должность. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

Инвеститура — (позднелат. investitura от investio облачаю, облекаю) согласие парламента на начало деятельности правительства. В Средневековье В средневековой Европе юридический акт передачи земельного владения или должности, закреплявший вассальную… … Википедия

инвеститура — ы, ж. investiture f. < , ср. лат. investitura. юр. Пожалование поместьем, чином, званием, а также документ, знак, подтверждающий это (в Западной Европе). Сл. 18. Инвеститура постановление в чин. ЛВН 7. Постановлено, что помянутые Цари, вступая … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ИНВЕСТИТУРА — (от лат. investio облачаю) 1) в Средние века в Западной Европе юридический акт введения вассала во владение феодом; 2) в конституционном праве наделение лица или группы лиц властными полномочиями, предусмотренными конституцией. Понятие И.… … Юридический словарь

ИНВЕСТИТУРА — ИНВЕСТИТУРА, инвеституры, жен. (лат. investitura) (ист.). В средние века сопровождавшийся особой церемонией ввод вассала во владение леном или передача земельного имущества во владение духовному лицу (епископу, аббату). Толковый словарь Ушакова.… … Толковый словарь Ушакова

ИНВЕСТИТУРА — лат. облеченье; пожалованье чем и ввод во владенье, в сан и пр. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

инвеститура — сущ., кол во синонимов: 3 • облечение (6) • обряд (64) • пожалование (14) Словар … Словарь синонимов

Инвеститура — (Investiture), офиц. утверждение в духовном сане епископа или аббата с передачей ему соответствующего церк. имущества и дохода от него. В Средние века, когда короли утверждали епископов и аббатов в сане, считалось, что они получают духовную… … Всемирная история

Инвеститура — (лат. investitura от investio облачаю; англ. investiture) 1) в древнегерманском праве способ передачи права собственности на недвижимость, выражавшийся в символических актах и формальностях; 2) в средневековой Зап. Европе закреплявший вассальную… … Энциклопедия права

[лат. vestitura, investitura, от investire - облачать], в средневек. Зап. Европе формальный юридический акт введения во владение имуществом или в должность (светскую или церковную), к-рый сопровождался ритуальной передачей инсигний, символизировавших власть и право на осуществление должностных полномочий.

В миру

В И., исторические корни к-рой уходят в дохрист. древность, отражалось свойственное архаическому мышлению отождествление правовой нормы с формой ее реализации, казалось бы внешней по отношению к сути. Так, в раннесредневековом обычном праве процедура передачи земельной собственности новому владельцу предполагала следующие символические действия: после заключения устной сделки (sala) прежний владелец вел нового на участок и в присутствии свидетелей передавал ему горсть земли, иногда с воткнутой туда веткой, или сорванный на участке стебель, соломинку как знак передачи не только участка, но и всех связанных с ним прав (см., напр.: Салическая правда. XLVI: О передаче имущества. § 1 // Салическая правда / Пер.: Н. П. Грацианский. М., 1950. С. 46-47). Со временем правовые акты передачи собственности становятся все более символическими и ограничиваются передачей символов этой собственности (напр., кома земли) и составлением соответствующего документа (грамоты или договора).

В позднее средневековье И. как процедура введения в должность имела место и вне ленной системы, напр. И. жезлом управляющих большими поместьями (gastaldus). Символическая передача пера в акте И. нотариев (investitura per pennam) являлась не только формой репрезентации их права на свершение должностных полномочий, но и формой легитимации составленных ими документов.

В Церкви

Епископский посох св. Анно Кёльнского. Ок. 1063 г. (Сокровищница ц. Санкт-Серватиус в Зигбурге, Германия)


Епископский посох св. Анно Кёльнского. Ок. 1063 г. (Сокровищница ц. Санкт-Серватиус в Зигбурге, Германия)

Достоверных сведений о том, как оформлялась процедура И. епископов вплоть до кон. IX в. и отличалась ли она от принятой в то время И. светских вассалов, не сохранилось, потому что сам этот феномен попадает в поле зрения средневек. авторов, критиковавших его, только в XI в. Известно, что клятва верности правителю и И. очень рано стали предшествовать каноническому введению в должность.

Исторические предпосылки и практика И. в католической Церкви

Феодализация Западной Церкви

В свою очередь Церковь, подчиняясь королевской власти, получала обоснование собственного мирского могущества: король открывал высшим иерархам доступ к гос. политике, делал их крупными землевладельцами, наделенными множеством политических прав, судебными и хозяйственными привилегиями. Такое смешение духовного и мирского приводило к обмирщению Церкви: мн. епископы и имперские аббаты жили, правили и воевали как мирские князья, и за возможность получить от короля высокий пост потенциальные кандидаты готовы были, демонстрируя лояльность, делать ему щедрые подношения. Эта практика осуждалась современниками как симония. Изначально под симонией понималось взимание священнослужителями (прежде всего епископами) даров от мирян и от клириков за совершение таинств (крещения, рукоположения и т. д.), что было осуждено Римским папой свт. Григорием I Великим (590-604). В X-XI вв. церковные авторы все чаще интерпретировали дары за посвящение в сан, ведущее к получению места, как форму продажи церковных должностей. С кон. X в. неканонические дары кандидатов в епископы королям приобрели столь масштабный и регулярный характер, что стали служить формой своеобразного перераспределения ресурсов казны, компенсируя королевские пожертвования Церкви, а когда кор. Генрих III отказался от этой практики, обнаружившийся дефицит пришлось восполнять масштабными конфискациями земель у мирян.

И. как форма манифестации верховной власти короля над Церковью

И. в частной церкви и проблема ущемления епископских полномочий

Борьба за инвеституру

Инвеститура — в средневековой Зап. Европе формальный юридический акт введения во владение имуществом или в должность (светскую или церковную), сопровождавшийся ритуальной передачей инсигний, символизировавших власть и право на осуществление должностных полномочий.

Исторические корни И. уходят в дохристианскую древность и отражают свойственное архаическому мышлению отождествление правовой нормы с формой ее реализации. Например, в раннесредневековом обычном праве после свершения устной сделки по передаче земельной собственности новый владелец в присутствии свидетелей получал от прежнего горсть земли, иногда с воткнутой туда веткой, или соломинку в знак передачи не только участка, но и всех связанных с ним прав. Со временем подобные правовые акты становятся все более символическими и ограничиваются передачей символов этой собственности (например, кома земли) и составлением соответствующего документа.

Читайте также: