Исследователь и исторический источник кратко

Обновлено: 06.07.2024

Любой добросовестный историк начинает свое исследование с ознакомления с тем, что написано по избранной теме, вопросу предшественниками, другими авторами. Качественный историографический анализ является непременным атрибутом серьезной кандидатской или докторской диссертации, любого научного исторического исследования.

Но под историографией понимают также отрасль исторической науки, изучаю­щую ее историю (накопление исторических знаний, истолкование исторических яв­лений, смена методологических направлений в исторической науке и др.). Когда-то под историографией понималось само описание истории, исторического процесса. Поэтому историков называли историографами.

Источники по отечественной истории (письменные, вещественные; аудиовизуальные; научно-технические; изобразительные)

В последние 5-6 тыс. лет с появлением и развитием письменности основную группу стали составлять письменные памятники, которые для исторической науки являются письменными источниками. Древнейшую русскую надпись относят к X в. Она выцарапана на глиняной корчаге. Ранние пергаментные письменные источни­ки датируются XI в. К этому же веку относят древнейшие новгородские грамоты на бересте. Их общее число к концу 2010 г. составило больше тысячи. Число славяно­русских рукописей Х1-Х1У вв., хранящихся в архивах России, насчитывает почти 1500 единиц, из которых 960 русских 7 . На греческом острове Патмос, который на­зывают Эгейским Иерусалимом, находится монастырь святого Иоанна Богослова. Благодаря особому статусу острова и монастыря в период турецкого владычества в монастырской библиотеке сохранились тысячи бесценных рукописей.

Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации

Для воссоздания исторических событий историки должны выявить, расшифро­вать, проанализировать и истолковать информацию о прошлом. Ученые, действу­ющие в сфере точных наук, любое явление или предмет воспринимают как без­условную реальность. А историкам приходится воссоздавать объект и доказывать, что это воссоздание является истинным.

В состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории России архивные документы независимо от источника их происхож­дения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, до­кументы, содержащие результаты опытно-конструкторских и технологических работ, градостроительная документация, кино-, фото-, видео- и фонодокументы, электронные и телеметрические документы, переписи, рисунки, чертежи, схемы, дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлин­ников, а также архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах.

Исторические документы допетровского периода хранятся в Российском госу­дарственном архиве древних актов (сокращенно — РГАДА). Документы последу­ющего периода вплоть до 1917 г. составили фонды Российского государственного исторического архива (РГИА). В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) сосредоточены документы периода после 1917 г. Уникальными собра­ниями документов обладают Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) п другие федеральные архивы. В стране имеются также архивы регионального уровня, ведомственные, муниципальные и частные.

Любые источники профессиональные историки подвергают внешней и вну­тренней критике. Целью внешней критики является установление достоверности текста или материального артефакта. Определяется время появления источника, авторство и т. д. Внутренняя критика определяет качество фактического содержа­ния и возможность использования выявленных фактов в качестве достоверных.

Особое возмущение российских граждан вызывают попытки принизить, иска­зить тот огромный вклад, который наш народ внес в победу над германским фашиз­мом и японским милитаризмом во Второй мировой войне. В 2009 г. при Президенте Российской Федерации была создана Комиссия по противодействию фальсифи­кации истории 9 . Российское руководство озаботилось состоянием исторической науки и исторического образования в стране, разработкой принципиальных основ государственной политики в сфере распространения исторических знаний.

Профессиональные историки извлекают факты из источников. Основными группами являются источники письменные (летописи, документы, мемуары, газеты и журналы и т. д.), вещественные (здания, механизмы, предметы быта и т. п.), аудиовизуальные (применительно к концу XIX–XX в. речь идет о кинофотофонодокументах), изобразительные (от наскальных росписей до зарисовок в современных судах). Теорию и методологию исторических источников изучает источниковедение.

Самые интересные сведения современные молодые российские историки находят в архивах. В систему Федерального архивного агентства входят Российский государственный архив древних актов (документы от основания российской государственности до Петровской эпохи), Российский государственный исторический архив (документы от Петровской эпохи до 1917 г.), Российский государственный архив социально-политической истории, Российский государственный архив литературы и искусства и другие федеральные и местные архивы.

В отношении всех источников фактической информации историки осуществляют внешнюю (достоверность источника, авторство и т. д.) и внутреннюю (личная позиция автора, уровень его осведомленности и т. д.) критику.

Серьезной проблемой является фальсификация истории, то есть заведомо предвзятое, целенаправленное искажение фактов, тенденций, действий тех или иных лиц в историческом прошлом. В 2009 г. при Президенте Российской Федерации была создана специальная комиссия по противодействию фальсификации, особенно в том, что касается решающей роли СССР в победе над германским фашизмом и японским милитаризмом во Второй мировой войне. Советская Армия уничтожила 75–80 % личного состава вооруженных сил Германии, их военной техники, а в западных СМИ говорят о том, что главную роль сыграли американские и английские войска.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Древнерусские жития святых как исторический источник

Древнерусские жития святых как исторический источник Для предупреждения требований, которым удовлетворить автор не мог и не думал, он находит нелишним объяснить происхождение своего труда. Он обратился к древнерусским житиям, как к самому обильному и свежему источнику,

Договор Авраама — исторический источник?

Договор Авраама — исторический источник? Чтобы понять, почему хетты в конце XIX века вызвали в Англии, да и не только в Англии, такую сенсацию и почему об их открывателях писали то как о высоко уважаемых ученых, то как о шарлатанах, необходимо вспомнить, что тогда вообще было

Поэмы Гомера как исторический источник

1.2. Исторический факт, исторический источник и историческое знание (подготовка эссе в жанре научной полемики)

2.10. Художественный образ как исторический источник

2.10. Художественный образ как исторический источник Задание предполагает поэтапный анализ произведения искусства и воплощенного в нем художественного образа в качестве исторического источника (ответ о выполнении задания должен включить все перечисленные ниже

2.4.1. Исторический источник как объект исторического познания

2.4.1. Исторический источник как объект исторического познания В концепции исторического познания А. С. Лаппо-Данилевского принцип признания чужой одушевленности становится базовым. А. С. Лаппо-Данилевский вслед за А. И. Введенским исходит из того, что в строгом

Глава 1 Исторический источник: определение понятия

Глава 1 Исторический источник: определение понятия Исторический источник – объективированный результат творческой деятельности человека / продукт культуры, используемый для изучения/понимания человека, общества, культуры как в исторической,

Глава 3 Объект источниковедения: исторический источник – система видов исторических источников – эмпирическая реальность исторического мира

Глава 3 Объект источниковедения: исторический источник – система видов исторических источников – эмпирическая реальность исторического мира 3.1. Система видов исторических источников как проекция культуры Ряд факторов исторической науки, среди которых выделим

1.1.1. Летописи как исторический источник и методы их изучения

1.1.1. Летописи как исторический источник и методы их изучения Определение летописания как особого вида исторических источников вызывает серьезные трудности. Прежде всего это связано со сложным составом летописей. Будучи сводами предшествующих текстов, они могут

Часть II Исторический источник в эдиционных практиках

Часть II Исторический источник в эдиционных практиках Археография (от др.?греч. . – древний и . – пишу) – дисциплина, изучающая историю, методику и практику публикации исторических источников. Этот термин был заимствован из западноевропейской исследовательской

Исторический источник в эдиционных практиках

Исторические источники





1. Что такое исторический источник.

Чтобы составить представление об историческом факте событии историк исследует, изучает, анализирует исторические источники.

Исторические источники - все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человеческого общества, т. е. все созданное человеком, а также результаты его взаимодействия с окружающей средой; предметы материальной культуры, памятники письменности, обычаи, обряды и др.

Количество исторических источников безгранично, но число сохранившихся от различных исторических периодов неодинаково. Чем ближе исторический период к нашему времени, тем больше количество исторических источников.

2. Виды исторических источников

Существует несколько видов исторических источников. Два из них: вещественные и письменные – являются основными.

Дадим краткую характеристику этим источникам.

Подумайте, какие достоинства и недостатки есть у каждого из этих исторических источников.

Вещественные источники

К ним относятся созданные человеком нужные ему вещи или сооружения, захоронения, включая останки умерших людей, даже кости съеденных животных и остатки костра; их исследованием занимается тесно связанная с историей наука археология , поэтому вещественные источники иногда называют археологическими . Вещественные источники дают основной массив информации о событиях произошедших до появления письменности, дополняют письменные источники. Однако не могут позволить полностью описать историческое событие.


Письменные источники

К ним относятся деловые документы, письма, межгосударственные договоры, научные труды, религиозные записи и книги, летописи, хроники, письма, дневники и другие, написанные или напечатанные тексты. Эти источники позволяют историку ответить на основные вопросы для описания исторического факта.


Более подробно об этих источниках мы поговорим на следующих занятиях

Антропологические источники

Антропология – наука о происхождении человека. Это останки людей (то, что осталось от их тел), сохранившиеся с древних времён до наших дней. Исследуя их можно попытаться воссоздать облик человека. Так М.М. Герасимовым по окаменевшему черепу был восстановлен облик первобытного мальчика и реконструированы образы русских князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского.


Устные источники


Этнографические источники


Источники нового времени

Это фотографии, аудиозаписи, кинохроника, видео, телевизионные передачи. Появились они в середине 19 -20 веке. Особенностью этого вида источников является непосредственная фиксация какого-либо события, подлинные лица исторических личностей. Так на приведенном внизу видеоотрывке из кинохроники 1917 года мы видим генерала Корнилова и сопровождающих его офицеров .

Природно-географические источники

К ним относятся природные и географические объекты (горы, равнины, реки и др.) связанные с какими либо произошедшими событиями.


Гора Олимп. По мифам место жительства греческих богов.

Художественно-изобразительные источники

Изображенные на картинах, миниатюрах, гравюрах исторические события, портреты исторических личностей, условия жизни людей, виды и др. Однако уровень достоверности этих источников не слишком высок - часто изображения сделаны намного позднее, чем произошедшее событие, жившая историческая личность.


3. Всем ли источникам можно верить.

Основными задачами историка при работе с историческими источниками является установление времени их появления (датировка источника), а так же их подлинности, достоверности.

К сожалению не всем источникам можно доверять. Почему?

Многие древние писатели сообщали о том, чего не видели собственными глазами, передавали слухи, услышанные от других и не всегда правдивые. Они хотели как можно лучше, точно и полно описать события, но не могли этого сделать. Это вынужденные ошибки.


Изображения существ, живших по рассказам древних путешественников в далеких странах.

Ошибаться могут и ученые: неверный перевод фразы или слова может исказить смысл, какого либо документа; неверная датировка находки – привести к неправильному определению времени, когда произошло событие.

Имя Генриха Шлимана известно многим. Он отыскал знаменитые в древности города Трою и Микены, провел там раскопки. Находки, сделанные Шлиманом, поразили весь мир. Однако Шлиман не имел археологического образования и поэтому совершил множество грубейших научных ошибок, в частности неверно датировал находки.


Генрих Шлиман. Раскопки Генрихом Шлиманом Трои

Но кроме ошибок существуют и умышленные подделки, фальсификации.

В прошлом богатые люди, чтобы прославить свой род, выдумывали себе героических предков, которые будто бы совершали в древнюю пору великие подвиги.

Правители приказывали удалять из документов, хроник и летописей факты их не устраивающие, записывать события в выгодном им свете.

Лже-ученые, чтобы прославиться и/или разбогатеть; некоторые представители власти и даже церкви, чтобы утвердить и навязать людям свои взгляды, идеологию – шли раннее и идут сегодня на создание подделок, умышленное искажение фактов и документов.


Все это приводит к искажению истории, мешает честным ученым.

Запомните

  • Нельзя изучить историю по художественным и мультипликационным фильмам, и уж тем более комиксам.
  • Нужно критически относиться к описаниям исторических событий в литературных произведениях, картинах художников, даже если автор - современник события.
  • Не всегда исторические реконструкции могут быть правильными.
  • Не всему, что написано в газетах, популярных журналах можно верить.
  • Для того чтобы верно составить представление об историческом факте историк не может довольствоваться ОДНИМ источником.

А теперь давайте проверим, как вы ответили на вопрос о достоинствах и недостатках исторических источников.

Тем, кто только начинает знакомство с важнейшей отраслью гуманитарных знаний — историей, необходимо понимать, что для получения сведений о жизни людей прошлых эпох используют различные документы. Существует несколько видов исторических источников и методических путей их изучения. Однако в своей совокупности они позволяют получить ценнейшие сведения, которые помогут и исследователям, и просто любознательным людям.

Исторические источники

Определение термина

Использование альтернативных вариантов получения знаний популярнее, чем работа с учебниками. Рассматривая понятие и классификацию исторических источников, следует отметить, что ввести термин предложил в 1863 году профессор Стасюлевич. Он отмечал, что работа с документами для учеников гораздо полезнее и увлекательнее, чем постижение теоретического материала традиционным способом.

Преимущества источников:

Читать книги

  1. Наглядность.
  2. Возможность открытия. Ученик сам его делает, ему интересно, он получает удовольствие от предмета.
  3. Дети узнают больше фактов, чем при работе с книгами.
  4. Реальные исторические документы позволяют получить сведения о жизни людей конкретной эпохи.

Таким образом, источник представляет собой достоверный документ, по которому ученые и школьники узнают, что происходило в конкретный временной период прошлого.

В рамках школьного курса такие бумаги дают возможность получать знания не дидактическим, а практическим путем.

Разновидности и классификация

Документы, пришедшие из глубин прошлого, отличаются многообразием.

При этом основными видами исторических источников являются:

Исторический документ

  • летописи;
  • законы и подзаконные акты;
  • статистика;
  • мемуары;
  • публицистика;
  • научные труды.

Известны различные случаи мистификации — продуманной подделки, имеющей целью введение в заблуждение, искажение подлинно научных знаний. Именно поэтому письменные документы непременно подвергаются критике, проверке достоверности. Работа с источниками предполагает наличие глубоких знаний предмета, только в этом случае можно быть уверенным, что перед исследователем — достоверный документ.

Проверка подлинности источника предполагает использование двух видов критики, представленных в таблице:

Разновидность Отличительные черты
Внутренняя Анализ достоверности путем детального изучения самого источника. Определение характерных особенностей стиля предполагаемого автора, изучение лексики. Если в документе употребляется слово, которое появилось значительно позднее, ученые могут усомниться в его истинности.
Внешняя Подлинность документа устанавливается путем анализа даты и места его создания, установления авторства. Совокупность проверок называется атрибуцией.

Установление подлинности древних источников проводить непросто, поскольку чем больше времени отделяет время его создания от настоящего, тем сложнее провести сравнительно-сопоставительный анализ.

Археолог

Хронологический подход

Представляет собой разделение источников на группы в зависимости от их отнесенности к той или иной эпохе. Самыми древними считаются устные исторические источники, примерами которых может служить фольклор, мифотворчество, былины и сказания. Русские сказки при наличии фантастического элемента, помогают лучше узнать, как жили славяне, какие избы возводили, какую одежду носили, какое оружие использовали. Вот почему они очень востребованы в научном мире.

Для получения сведений о древнейших эпохах важно использовать все крупицы информации, поэтому исследователи анализируют фольклор, наблюдения за жизнью отсталых племен, другие сведения.

Согласно хронологической классификации, все источники подразделяются, в зависимости от того, в какое время были созданы.

Периодизация такова:

Первобытные исторические источники

  1. Первобытные.
  2. Античные.
  3. Средневековые.
  4. Нового времени.
  5. Новейшего периода.

Чем древнее эпоха, тем меньше сведений дошло.

Подтипы, выделяемые Шмидтом

Эта классификация в источниковедении была предложена в 1985 году. Исследователь выделил 6 типов источников. Прежде всего, это вещественные, которые очень многообразны и конструктивно представляют собой материальные предметы: архитектурные памятники, бытовые изделия, дома, машины и механизмы. Изобразительная категория не менее разветвленная, в нее включаются произведения живописи, фильмы, фотоснимки, наскальная живопись, из современных вариантов можно назвать граффити, арт-проекты.

Устное народное творчество

Словесные источники включают в себя:

  • произведения устного народного творчества;
  • элементы разговорной речи, диалекты, сленг, даже ненормативная лексика;
  • фонодокументы — запись на голосовой носитель речи известных деятелей прошлого.

Поведенческие разновидности — изучение особенностей и обычаев отсталых народов, которые дают возможность получить условное представление, как жили древние люди.

Наконец, конвенционные источники — это все те сведения, что возможно представить в схематической форме: ноты, математические и химические знаки.

Типологическое подразделение

По типологии источники бывают вспомогательными и собственно-историческими письменными. Основной принцип классификации — на основании общих функций.

В источниковедении России выделяются следующие вспомогательные источники:

Древние монеты

  • монеты (предмет анализа нумизматики);
  • бумажные деньги (изучает бонистика);
  • гербы (геральдика);
  • эмблемы (их характеристикой занимается эмблематика);
  • флаги и вымпелы (относятся к объектам изучения науки вексиллологии);
  • марки (рассматриваются в филателии);
  • объекты вещественного мира, извлеченные из-под земли (археология);
  • древние рукописные книги (кодикология).

При подготовке доклада или реферата по источниковедению, ученикам нужно отметить, что в комплекс письменных исторических источников вошли берестяные грамоты, древнейшие законы, статистические данные, дневники и письма. Все это помогает понять особенности жизни и культуры различных эпох.

Педагогический аспект

В соответствии с современной методикой преподавания, знакомство с историческими источниками в рамках школьного курса должно быть обязательным. Преимущество изучения материала — возможность сделать изложение исторических фактов более наглядным, интересным. Школьники постигают особенности эпохи, пропускают ее через себя, узнают малоизвестные факты, что стимулирует их интерес к предмету и науке в целом. Кроме того, работа с источниками дает возможность развить навыки рассуждения, анализа, умения находить ответ на поставленный вопрос, критически осмыслять информацию.

Однако для достижения результатов следует правильно включать исторические источники в учебный процесс. Только в этом случае они станут продуктивными и полезными.

Педагог

Задачи педагога:

  1. Отобрать подходящие для раскрытия темы источники.
  2. Ставить конкретные цели, которые предстоит решить ученикам.
  3. Сформулировать задание так, чтобы оно приобрело элемент творческого поиска, а не представлялось скучным.

Кроме того, следует посмотреть, какие проблемы могут возникнуть при работе (непонятные термины, сложная лексика и пунктуация) и решить, как дать пояснения ученикам.

Приемы работы

Существует достаточно большое количество методов, позволяющих включить исторические документы в современный урок. Самый простой, но действенный — чтение и анализ. Работа может проводиться в письменной или устной формах, быть индивидуальной, коллективной или парной. Можно предложить школьникам выписать термины и попробовать сформулировать их определение на основании информации из источника.

Школьники на уроках

Следующий вид задания — групповой анализ документа по заранее подготовленным вопросам. Метод дает возможность включить в работу весь класс. Однако основная сложность — грамотно и четко сформулировать вопросы. Они должны быть понятными школьникам, но предоставлять возможность мыслить логически и порассуждать.

Творческие работы по источникам также эффективны. Учитель может предложить детям составить реферат, подготовить доклад, презентацию, слайды к видеофильму. Конкретная формулировка задания зависит от особенностей каждого класса.

Возможные трудности

Изучение древних рукописей

Задача учителя — подготовить источники, которые понятны детям и доступны для их восприятия. История — увлекательная наука, но нередко для школьника многие интересные малоизвестные факты остаются за гранью понимания, поэтому уроки по источниковедению проваливаются. Привлечь внимание и заинтересовать, согласно одному из принципов педагогики, гораздо важнее и полезнее, нежели заставить ребенка заучить даты и понятия.

Таковы основные виды источников, по которым изучают прошлое России и других стран, а также методологические аспекты их анализа в школьном курсе. При грамотном подходе документы помогут сделать историю любимым предметом большого количества школьников.

Читайте также: