Испытание и наладка электромагнитных реле тока и напряжения кратко

Обновлено: 08.07.2024

При проверке и испытаниях автоматических выключателей выполняют следующее:

  • внешний осмотр;
  • измерение сопротивления изоляции и ее испытание повышенным напряжением промышленной частоты;
  • проверку работоспособности автоматических выключателей при номинальном, пониженном и повышенном напряжениях оперативного тока;
  • проверку действия максимальных, минимальных или независимых расцепителей автоматических выключателей с номинальным током 200 А и более.

При внешнем осмотре проверяют соответствие установленных автоматических выключателей проекту или параметрам сети; отсутствие внешних повреждений и наличие пломб на блоках полупроводниковых расцепителей; надежность контактных соединений; правильность регулировки контактной системы и четкость работы привода при ручном включении и отключении выключателя.
К внешнему осмотру можно приступать только после тщательного изучения инструкции по эксплуатации данных выключателей.
Сопротивление изоляции проверяют мегаомметром на 1000 В между зажимами полюсов и между зажимами каждого полюса и заземленной металлической конструкцией автомата в отключенном положении при снятом напряжении. Оно должно быть не менее 0,5 МОм.

Работу тепловых, электромагнитных или комбинированных расцепителей выключателей серий АЗ 100, А3700 с электромагнитным расцепителем, АЕ20, АК50, АК63, АЕ25, АЕ26, АЕ1000, ВА51, ВА52 и АП50 проверяют в каждом полюсе выключателя. Проверку тепловых элементов при наладочных работах осуществляют нагрузочным током, равным трехкратному номинальному току расцепителя. Время срабатывания сравнивают с заводскими (или типовыми) характеристиками с учетом, что они даны для случая одновременной нагрузки испытательным током всех полюсов выключателя. Если фактическое время срабатывания превысит на 50 % данные завода- изготовителя, необходимо, прежде чем браковать выключатель, проверить начальный ток его срабатывания. При нагрузке одного полюса выключателя начальный ток срабатывания увеличивается на 25—30 % по сравнению с таким же током при нагрузке одновременно всех полюсов. Время срабатывания теплового расцепите- ля должно соответствовать заводской характеристике. При этом большинство выключателей имеет ограниченное время испытания под током (не более 120—150 с).
При проверке электромагнитных расцепителей без тепловых элементов подают на каждый полюс испытательный ток, значение которого устанавливают на 15—30 % ниже тока уставки. При этом выключатель не должен отключаться. Затем испытательный ток поднимают до тока срабатывания, значение которого не должно превышать значения тока уставки более чем на 15—30 %.
При проверке электромагнитных элементов комбинированных расцепителей нагрузочный ток от испытательного устройства подают на каждый полюс выключателя. Быстро увеличивая ток до значения на 15—30 % ниже тока уставки, убеждаются, что расцепитель не срабатывает. Затем быстро повышают ток до тока срабатывания, фиксируя его значение. Оно не должно отличаться от заводских данных. Проверяя электромагнитные элементы комбинированных расцепителей, следует помнить, что между подачами испытательного тока на полюс должен быть интервал, достаточный для остывания теплового элемента. Чтобы убедиться, что отключение произошло от электромагнитного элемента расцепителя, необходимо сразу же включить его после каждого отключения выключателя. Если выключатель включается нормально, отключение последовало от электромагнитного элемента. При срабатывании теплового элемента выключатель повторно не включится. Из всех ранее указанных серий выключателей только выключатели серии АП50 имеют на механизме свободного расцепления рычаг для регулировки уставки до 0,6 номинального значения тока, остальные комплекты расцепителей, отрегулированных на уставку на заводе-изготовителе.
Регулировка токов срабатывания максимальных расцепителей выключателей, укомплектованных полупроводниковыми элементами, осложняется тем, что при большом количестве элементов, из которых состоит полупроводниковый расцепитель, увеличивается число возможных отказов в работе. Поэтому, приступая к регулировке уставок токов и времени срабатывания таких расцепителей, следует убедиться в работоспособности полупроводникового блока БУРИ и отключающего электромагнита. Для этого изготовляют специальные устройства (приставки), с помощью которых выполняют данную проверку. Так, для проверки работоспособности полупроводникового расцепителя выключателя серии А3700 используют устройство, схема которого показана на рис. 1.
В подготовленном для регулировки выключателе сначала проверяют работоспособность независимого расцепителя, являющегося выходным элементом полупроводникового блока. При подаче напряжения с зажимов А1 — А2 на зажим разъема X полупроводникового блока должен сработать независимый расцепитель, а выключатель отключиться.
Наладка контакторов и пускателей

В большинстве схем управления электроприводом для включения двигателей применяют контакторы, а также магнитные и бесконтактные (тиристорные) пускатели. С их помощью осуществляется дистанционное и автоматическое включение и отключение приводного двигателя, пусковых и регулировочных сопротивлений, отключение аварийных участков сети, включение тормозных электромагнитов и других вспомогательных устройств.
Контакторы и пускатели чаще всего комплектуются заводами- изготовителями вместе с аппаратурой управления и защиты в специальные блоки, панели, щиты и станции управления соответственно проектным схемам и поставляются потребителю проверенными и отрегулированными. Нередко на монтаж магнитные пускатели поступают россыпью, тогда проектную схему монтируют полностью на месте.
Контакторно-релейная аппаратура, поступающая на монтаж, в большинстве случаев нуждается в предварительной проверке и механической регулировке, так как при транспортировке могут ослабнуть крепления, а при длительном хранении может образоваться коррозия, вызывающая заедание подвижных систем и нарушающая проводимость контактных поверхностей.
При первоначальной наладке аппаратов на месте монтажа проверяют внешним осмотром: соответствие типа аппарата и параметров втягивающей катушки проекту или реальным нагрузкам, отсутствие консервирующей смазки и транспортных креплений, наличие всех деталей магнитной системы и возвращающих пружин; состояние гибких соединений, наличие и состояние искрогасительных камер, наличие немагнитной прокладки или короткозамкнутого витка и их состояние, наличие крепежных болтов, гаек, плоских и пружинных шайб и качество крепления; целостность опорных призм или подшипников; состояние главных и вспомогательных контактов и их пружин. Кроме того, вручную проверяют: отсутствие заедания подвижной системы; одновременность замыкания и размыкания главных контактов; наличие и размеры провалов главных и вспомогательных контактов; правильность действия вспомогательных контактов; плотность прилегания магнитопроводов. Правильность работы контактов и жесткость пружин оценивают при проверке и наладке сравнением с иными контакторами данного типа (в случае крайней необходимости — по каталожным данным). При замыкании и размыкании должно происходить скольжение одного контакта относительно другого (перекатывание).
Раствор А и провал В главных контактов замеряют шаблоном или нутромером в местах, показанных на рис. 4, а, б. Размеры растворов и провалов указаны в специальных таблицах завода-изготовителя.

Рис. 4. Проверка провала (а) и раствора (б) главных контактов.
Рис. 5. Схемы проверки напряжения втягивания и отпадания контакторов,

При несоответствии измеряемых и заводских данных выполняют дополнительную регулировку контактов.
Изоляцию контакторов, катушек, контакторно-релейной и другой аппаратуры проверяют при контроле изоляции цепей вторичной коммутации всей схемы управления и силовых цепей установки. Отдельно аппараты отключают только в том случае, если требуется отыскание участка с низкой изоляцией.
Далее проводят испытание работы аппарата подачей на его катушку оперативного тока. При этом проверяют у контакторов постоянного тока исправность катушки, правильность установки пружин, свободный ход подвижной части, правильность зазоров, а у контакторов переменного тока и поведение магнитной системы. Если вибрация магнитной системы значительная и якорь гудит, проверяют прилегание якоря при включении, наличие перекосов. При недостаточном прилегании или перекосах выполняют дополнительную механическую регулировку, а при необходимости — пришлифовку полюсов. Далее контролируют работу схемы, четкость включения и отключения аппаратов при номинальном и пониженном до 0,8 Uном напряжении. Если при пониженном напряжении четкость включения аппаратов снижается или они не срабатывают, проверяют и регулируют напряжение втягивания и отпадания контакторов или магнитных пускателей по схемам, показанным на рис. 5, а, б.
Чаще всего встречаются следующие неисправности пускателей и контакторов:
вибрация магнитопровода пускателей и контакторов переменного тока, вызванная отсутствием короткозамкнутого витка, загрязнением плоскостей прилегания электромагнитов или неплотным прилеганием поверхностей электромагнитов;
повышенный нагрев катушек пускателей или контакторов, что объясняется малым экономическим сопротивлением у контакторов постоянного тока и увеличенным зазором среднего стержня у контакторов и пускателей переменного тока;
подгорание, глубокая коррозия контактов, что объясняется неодновременностью их касания, недостаточным начальным нажатием контактов, их вибрацией при касании.

В последнее время широко применяют тиристорные пускатели серии ПТ и пусковые тиристорные устройства серии ПТУ.
Пусковые тиристорные устройства серии ПТУ (ПТУ-111 ч- ~ ПТУ-342, ПТУ-151 и ПТУ-152 на токи 63, 100, 160, 250 и 400 А) являются бесконтактными коммутационными аппаратами и в зависимости от модификации обеспечивают: включение, отключение трехфазных асинхронных двигателей, трехфазных активных и активно-индуктивных нагрузок (кроме, трансформаторов); включение и динамическое торможение при выключении асинхронных двигателей; включение, динамическое торможение при выключении и изменение направления вращения (реверс) асинхронных двигателей.
После монтажа пускателя проверяют визуально состояние контактных соединений шин, кабелей на входных и выходных зажимах, а также состояние крепления гибких выводов тиристоров. Ослабленные места подтягивают гаечным ключом. Проверяют также надежность крепления тиристоров в охладителях. Для надежной работы пускателя необходимо, чтобы основание тиристора плотно прилегало к охладителю. Тиристор можно ввертывать в гнездо охладителя только торцовыми ключами. Контролируют визуально состояние монтажа, пайки, целостности комплектующих изделий, пайки проводов на управляющих электродах тиристоров. При необходимости пайку производят припоем ПОССу40-0,5 или ПОССу61-С),5 с канифолью. Не допускается использовать для пайки кислотные флюсы. Пропаянные места покрывают грунтовкой ВЛ-0,2.
Проверяют надежность крепления термодатчика на охладителе. При этом основание термодатчика должно плотно прилегать к охладителю, а поверхности соприкосновения должны быть очищены от пыли и других предметов, нарушающих тепловой контакт.
Сопротивление изоляции проверяют в такой последовательности. Отключают проводники сети и нагрузки. Измеряют сопротивление изоляции мегаомметром на 500 В между входными зажимами , У/3 (рис. 6) и шпильками крепления охладителей, между зажимами С1, С?, С3 и шпильками крепления охладителей; между входными зажимами Л\, Л2, Лз и зажимом 4 блока защиты. Сопротивление изоляции должно быть не менее 50 МОм.
Проверка и регулировка реле.

ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ РЕЛЕ ТОКА И НАПРЯЖЕНИЯ

Если аппаратура по паспортным данным соответствует предъявляемым ей требованиям, приступают к ее проверке, регулировке и калибровке. Некоторые реле, регулировка и калибровка которых требуют большого объема работ и точности (токовые реле РТ-40, РТ-80), приходится снимать с панелей и шкафов, а некоторые (промежуточные, сигнальные, времени) можно настроить на месте установки. Однако все реле должны пройти предварительный осмотр, во время которого проверяют:
плотность прилегания стекла к кожуху и кожуха к цоколю, качество уплотнений;
состояние ламелей, шпилек или штырей и винтов для подсоединения проводов;
надежность внутренних соединений проводников и паек.
Кроме того, при осмотре снимают прокладки, заклинивающие подвижную систему, а подвязанные подвижные части освобождают; удаляют пыль, металлические стружки и опилки кисточкой или чистой салфеткой; проверяют вручную легкость хода, отсутствие затираний и перекосов, свободное вращение подвижной системы реле, при этом реле должно находиться в нормальном вертикальном положении.
Внимательно осматривают моментные пружины: устраняют их перекосы и сцепление отдельных витков. Пружина должна возвращать подвижную систему в исходное положение даже после ее незначительного смещения. Часовой механизм реле времени должен доводить его до срабатывания (замыкания или размыкания контактов) на всех уставках.
Выходными элементами всех реле являются контакты, поэтому они должны быть тщательно отрегулированы. Контакты очищают от загрязнений деревянной палочкой, при их подгорании нагар удаляют острым лезвием или надфилем с мелкой насечкой и протирают чистой салфеткой.
Не следует касаться контактов пальцами. Не допускается их чистка наждачной бумагой или другими абразивными материалами.
Для устранения вибрации контактов в замкнутом положении необходимо отрегулировать их так, чтобы иметь некоторый провал на контактном мостике. Раствор, провал и нажатие контактов являются основными параметрами контактного устройства и не должны выходить за пределы допустимых.
Далее проверяют мегаомметром на 1000 В сопротивление изоляции токоведущих частей на корпус и между любыми электрически не связанными токоведущими частями. Оно должно быть не менее 10 МОм.

электрическая регулировка реле, проверка работы реле в реальной схеме.

Проверку реле начинают с внешнего осмотра корпуса, целостности пломб.

При вскрытии крышки реле обращают внимание на качество уплотнений,

защищающих от проникновения в реле пыли. Затем проводят внутренний осмотр

реле, при этом пыль, капли припоя, металлические и пластмассовые опилки

удаляют салфеткой, смоченной в растворителе; проверяют чистоту контактов,

целостность изоляционных и антикоррозийных покрытий; пинцетом проверяют

качество доступных осмотру паек; контролируют затяжку винтов и гаек.

противодействующие пружины: устраняют перекосы пружин и сцепления

отдельных витков, если усилие пружины изменилось вследствие ее деформации, то

изменяют ее натяжение или заменяют на новую. Лопнувшие шайбы и шплинты

также подлежат замене. Подвижная часть реле должна перемещаться свободно, без

При повороте или перемещении подвижной части реле должно ощущаться

лишь противодействие пружины. Пружина должна возвращать подвижную

систему в исходное положение даже после незначительного смещения ее рукой.

После осмотра, при условии четкой работы механизма реле, включаемого от

руки, измеряют сопротивление катушек реле постоянного тока омметром или

мостом. Результаты измерений сравнивают с паспортными данными катушек.

Сопротивление изоляции токоведущих частей реле определяют с помощью

мегомметра на 500 или 1000 В.

Перед проверкой изоляции все зажимы и клеммы реле очищают от окислов.

Обычно измерение сопротивления изоляции обмоток реле производят совместно со

вторичными цепями, причем перед измерением отключают от схемы твердые

выпрямители и конденсаторы во избежание их пробоя.

Сопротивление изоляции обмоток реле должно быть не менее 0,5 МОм.

Механическая регулировка реле необходима для повышения эксплуатационной

надежности срабатывания реле во всем диапазоне изменяемых уставок. Особое

внимание при механической регулировке обращают на устранение заеданий

Статьи, советы, полезная информация.

подвижных частей реле при их перемещениях от руки. Для большей надежности

механическую регулировку производят одновременно с электрической.

измерительные приборы (амперметры и вольтметры) испытательных схем

выбирают по напряжению питания, току или напряжению срабатывания, а также

по необходимой точности регулирования. Потенциометр должен обеспечивать

ступени регулирования не более 0,5 - 1 В. Реостаты должны обеспечивать как

плавную регулировку тока, так и возможность подачи на реле необходимого

максимального тока при проверке тока срабатывания.

характеристиками промежуточных электромагнитных реле и реле времени. Если

при проверке обнаруживают, что значение тока или напряжения срабатывания

значительно отличаются от номинальных, то это указывает на неисправность реле

или его неправильную регулировку. Понижение напряжения срабатывания у

большинства промежуточных реле бывает вызвано чрезмерным ослаблением

противодействующей (возвратной) пружины или уменьшением начального зазора

между якорем и сердечником реле.

Повышение же напряжения срабатывания указывает на чрезмерную затяжк у

пружины, неправильную сборку недвижных частей реле, обрыв одной из

параллельных обмоток или закорачивание части обмотки реле, установку в реле

обмотки на большее напряжение или ток. В последнем случае прежде всего

убеждаются в исправности обмоток реле и величине ее сопротивления.

Обмотку считают исправной, если ее сопротивление отличается от заводских

данных не более чем на 10% при диаметре провода до 0,16 мм, 7% - при диаметре

0,17 - 0,25 мм и 5% - при диаметре более 0,25 мм. Кроме того, в обмотках должны

отсутствовать короткозамкнутые витки.

Некоторые типы реле имеют несколько обмоток: параллельные обмотки

напряжения для срабатывания реле и последовательные токовые для удержания

реле во включенном положении, или, наоборот, токовая обмотка используется для

срабатывания реле, а обмотка напряжения для удерживания реле. В первом случае

проверяют напряжение срабатывания и ток возврата реле, а во втором — ток

срабатывания и напряжения возврата.

Статьи, советы, полезная информация.

Электромагнитные контакторы

Контакторы

предназначенные для частых включений и

отключений силовых электрических цепей при нормальных

Электромагнитный контактор представляет собой

электрический аппарат, предназначенный для коммутации

силовых электрических цепей. Замыкание или размыкание

помощью электромагнитного привода.

электрических схем управления, поэтому от их состояния зависит надежность

работы электрооборудования и систем автоматизации, в схемах которых они

Наладку реле выполняют в следующем порядке: внешний осмотр реле,

сопротивления катушек постоянному току, механическая регулировка реле,

электрическая регулировка реле, проверка работы реле в реальной схеме.

Проверку реле начинают с внешнего осмотра корпуса, целостности пломб.

При вскрытии крышки реле обращают внимание на качество уплотнений,

защищающих от проникновения в реле пыли. Затем проводят внутренний осмотр

реле, при этом пыль, капли припоя, металлические и пластмассовые опилки

удаляют салфеткой, смоченной в растворителе; проверяют чистоту контактов,

целостность изоляционных и антикоррозийных покрытий; пинцетом проверяют

качество доступных осмотру паек; контролируют затяжку винтов и гаек.

противодействующие пружины: устраняют перекосы пружин и сцепления

отдельных витков, если усилие пружины изменилось вследствие ее деформации, то

изменяют ее натяжение или заменяют на новую. Лопнувшие шайбы и шплинты

также подлежат замене. Подвижная часть реле должна перемещаться свободно, без

При повороте или перемещении подвижной части реле должно ощущаться

лишь противодействие пружины. Пружина должна возвращать подвижную

систему в исходное положение даже после незначительного смещения ее рукой.

После осмотра, при условии четкой работы механизма реле, включаемого от

руки, измеряют сопротивление катушек реле постоянного тока омметром или

мостом. Результаты измерений сравнивают с паспортными данными катушек.

Сопротивление изоляции токоведущих частей реле определяют с помощью

мегомметра на 500 или 1000 В.

Перед проверкой изоляции все зажимы и клеммы реле очищают от окислов.

Обычно измерение сопротивления изоляции обмоток реле производят совместно со

вторичными цепями, причем перед измерением отключают от схемы твердые

выпрямители и конденсаторы во избежание их пробоя.

Сопротивление изоляции обмоток реле должно быть не менее 0,5 МОм.

Механическая регулировка реле необходима для повышения эксплуатационной

надежности срабатывания реле во всем диапазоне изменяемых уставок. Особое

внимание при механической регулировке обращают на устранение заеданий

Статьи, советы, полезная информация.

подвижных частей реле при их перемещениях от руки. Для большей надежности

механическую регулировку производят одновременно с электрической.

измерительные приборы (амперметры и вольтметры) испытательных схем

выбирают по напряжению питания, току или напряжению срабатывания, а также

по необходимой точности регулирования. Потенциометр должен обеспечивать

ступени регулирования не более 0,5 - 1 В. Реостаты должны обеспечивать как

плавную регулировку тока, так и возможность подачи на реле необходимого

максимального тока при проверке тока срабатывания.

характеристиками промежуточных электромагнитных реле и реле времени. Если

при проверке обнаруживают, что значение тока или напряжения срабатывания

значительно отличаются от номинальных, то это указывает на неисправность реле

или его неправильную регулировку. Понижение напряжения срабатывания у

большинства промежуточных реле бывает вызвано чрезмерным ослаблением

противодействующей (возвратной) пружины или уменьшением начального зазора

между якорем и сердечником реле.

Повышение же напряжения срабатывания указывает на чрезмерную затяжк у

пружины, неправильную сборку недвижных частей реле, обрыв одной из

параллельных обмоток или закорачивание части обмотки реле, установку в реле

обмотки на большее напряжение или ток. В последнем случае прежде всего

убеждаются в исправности обмоток реле и величине ее сопротивления.

Обмотку считают исправной, если ее сопротивление отличается от заводских

данных не более чем на 10% при диаметре провода до 0,16 мм, 7% - при диаметре

0,17 - 0,25 мм и 5% - при диаметре более 0,25 мм. Кроме того, в обмотках должны

отсутствовать короткозамкнутые витки.

Некоторые типы реле имеют несколько обмоток: параллельные обмотки

напряжения для срабатывания реле и последовательные токовые для удержания

реле во включенном положении, или, наоборот, токовая обмотка используется для

срабатывания реле, а обмотка напряжения для удерживания реле. В первом случае

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Лабораторная работа № 3

Испытание электромагнитных реле переменного тока и напряжения

Цель работы - ознакомление с конструкциями электромагнитных реле переменного тока и напряжения, выпускаемых отечественной промышленностью (типы реле: РТ-40 и РН-50); выяснение принципиальных отличительных признаков; определение основных параметров реле - тока (напряжения) срабатывания и возврата, коэффициента возврата, потребления мощности; определение времени действия реле.

Краткие теоретические сведения

Конструкция реле РТ-40 поясняется рисунком 1. Электромагнит (П - образный, с двумя катушками 2, соединяемыми последовательно или параллельно) притягивает ферромагнитный якорь 3. Последний при перемещении поворачивает контактный мостик 5, жестко связанный с осью. С этой же осью связана противодействующая пружина 4. Ее натяжение (закручивание) регулируется при помощи рычага 6. Замыкание цепи контактами 5 происходит при их соприкосновении с контактными пружинами.

На рисунке 2 пояснено выполнение крепления контактных пружин а и б к неподвижному держателю в.

При прохождении тока по обмотке реле магнитный поток, создаваемый этим током, намагничивает подвижный якорь. Возникающая при этом электромагнитная сила, действующая на якорь, будет обусловливать вращающий момент, поворачивающий подвижную систему по часовой стрелке. Этому перемещению препятствует спиральная пружина, создающая противодействующий момент. Для надежного срабатывания реле необходимо, чтобы вращающий момент превосходил момент сопротивления пружины, трения и массы подвижной системы. Равенство моментов определяет граничное условие,

hello_html_4261206f.jpg

Рисунок 1 - Выполнение реле типов РТ-40 и РН-50

т. е. условие срабатывания реле. Отсюда следует, что для реле подобного типа наиболее простым способом изменения тока срабатывания является изменение натяжения пружины. Если ослабить закручивание пружины 4 (рис. 1), т. е. сдвинуть указатель 6 влево по шкале, то ток срабатывания реле уменьшится. У реле типа РТ-40 при перемещении указателя от крайнего левого в крайнее правое положение ток срабатывания увеличивается в 2 раза.

Ток срабатывания реле РТ-40 можно также менять путем переключения обмоток катушек с последовательного соединения на параллельное - в последнем случае ток, проходящий по каждой из катушек, уменьшается в 2 раза и соответственно в 2 раза уменьшается намагничивающая сила.

hello_html_m3ab42e6.jpg

Рисунок 2 - Крепление неподвижных контактов у реле РТ-40 и РН-50

Выводы катушек: имеют маркировку 2, 4, 6 и 8. Шкала реле проградуирована на заводе для последовательного соединения секций обмотки, поэтому при включении секций параллельно уставку срабатывания реле надо увеличивать в 2 раза. Для согласованного включения секций реле должно быть подключено к контролируемой цепи всегда крайними зажимами (зажимами 2 и 8). При последовательном соединении

секций накладкой соединяются средние зажимы 4 - 6; при параллельном соединении устанавливаются две накладки: одна между зажимами 2 - 4, другая - 6 - 8. При прохождении по обмотке реле переменного тока.

Знакопеременное усилие с частотой, удвоенной по сравнению с частотой сети, вызывает вибрацию якоря и, связанной с ним контактной системы.

Для уменьшения вибрации контактов в конструкции реле РТ-40 предусмотрены совместный ход подвижного и неподвижного контактов и специальное устройство - гаситель вибрации (рис. 1), представляющий собой барабанчик, закрепленный на общей оси с якорем. Кроме того, за счет инерционности гасителя вибрации достигается более равномерный вращающий момент (так же как при наличии тяжелого маховика на оси, вращаемой многотактным двигателем).

hello_html_33642990.jpg

Рисунок 3 - Схема включения обмоток реле напряжения

У реле напряжения типа РН-50 подобный гаситель вибраций отсутствует. Для снижения вибраций подвижной системы обмотка реле этого типа, состоящая из двух секций, соединенных последовательно, включается в контролируемую цепь напряжения посредством выпрямительного моста (рис. 3). Мост собран из полупроводниковых диодов и обеспечивает двухполупериодное выпрямление переменного тока. В этом случае через обмотку проходит пульсирующий ток, который можно разложить на переменную составляющую.

Для реле напряжения, подключенного к трансформатору напряжения по схеме двухлолупериодного выпрямления, влияние знакопеременного усилия, вызванного переменной составляющей выпрямленного тока, сказывается в меньшей степени, чем для реле тока с малым числом витков, включенного на выпрямленный ток трансформаторов тока. Происходит это вследствие того, что обмотка многовиткового реле напряжения представляет для переменной составляющей большее сопротивление, чем для постоянной составляющей.

hello_html_m56735e59.jpg

Рисунок 4 - Схемы испытания реле тока (а) и напряжения (б)

Это обстоятельство обусловливает снижение амплитуды переменной составляющей и, следовательно, амплитуды знакопеременного усилия, меняющегося с частотой 4 w сети.

Для изменения предела регулирования напряжения срабатывания в схеме реле РН-50 предусмотрено два добавочных резистора. При подключении реле в цепь крайними выводами напряжение срабатывания увеличивается в 2 раза. Соответственно в 2 раза увеличивается уставка на шкале.

Задание на работу

1. Ознакомиться с устройством и электрической схемой исследуемого реле.

2 .Составить эскиз реле и схему внутренних соединений с указанием маркировки выводов.

3. В соответствии со схемой испытания (рис. 4) и параметрами реле подобрать аппаратуру - измерительные приборы и регулирующие устройства для проверки реле на учебном лабораторном стенде; собрать испытательную схему.

4. Для каждого оцифрованного деления шкалы путем плавного увеличения тока или напряжения зафиксировать ток иди напряжение срабатывания реле максимального тока (напряжения); уменьшая величину тока или напряжения определить ток (напряжение) возврата.

5. Повторить опыт, изменив пределы параметров срабатывания в 2 раза.

6. Убедиться с помощью неоновой лампы и промежуточного реле, включенных в исполнительную цепь контактов, в отсутствии искрения и вибрации контактов.

7. Для одной заданной уставки проверить работу реле тока при резком (толчкообразном) изменении тока. Для этого, установив в цепи ток, равный току срабатывания реле, отключить выключатель; затем наблюдать за работой реле при включении выключателя. Реле должно надежно сработать. Убедиться, что при уменьшении величины тока на 5 % тока уставки реле не срабатывает.

8. Измерить мощность, потребляемую обмоткой реле при минимальной уставке. Измерение произвести с использованием амперметра и вольтметра

9. Измерить время действия реле тока. Измерение произвести с использованием миллисекундомера. Измерить время возврата (время размыкания контактов) минимального реле напряжения.

10. Включить реле типа РТ-40 в цепь постоянного тока и проверить, как изменится значение тока срабатывания по сравнению с условием работы реле в цепи переменного тока. Объяснить полученный результат.

Указания по выполнению работы

Проверку отсутствия вибрации и искрения контактов сделать один раз с использованием неоновой лампы, другой раз - с использованием промежуточного выходного реле

2. Окончательные уставки срабатывания проверять при надетом кожухе реле, предварительную настройку уставок можно производить при снятом кожухе. Проверить, как влияет на изменение уставки срабатывания наличие или отсутствие кожуха на реле.

3. Заключение о пригодности реле в эксплуатации сделать после сравнения данных опыта по определению коэффициента возврата и времени действия с каталожными данными (при отсутствии вибрации и искрения контактов)

1. Почему у реле типа РТ-40 при параллельном соединении секций обмотки ток срабатывания увеличивается в 2 раза?

2. При переключении секций обмоток реле РТ-40 надо соблюдать определенную полярность включения обмоток. Будет ли работать реле при токе, равном току срабатывания, указанному на шкале, если секции соединены встречно - последовательно?

3. Причины появления вибрации контактов электромагнитных реле переменного тока. Способы уменьшения величины вибраций примененных для реле РТ-40 и РН-50.

4. Объясните применение разных схем измерения при определении мощности, потребляемой обмотками реле типа РТ-40 и РН-50.

5. Можно ли применять реле типа РТ-40 и РН-50 для контроля цепей постоянного тока. Сохраняется ли при этом уставка реле, отрегулированная для цепи переменного тока?

6. Поясните, почему у реле типа РТ-40 электромагнит набран шихтованным железом с изоляцией пакетов относительно друг друга?

7. Почему для максимальных реле (тока, напряжения) коэффициент возврата меньше единицы, а для минимальных реле - больше единицы?

8. Объясните, почему с увеличением кратности тока в обмотке реле по отношению к току уставки у максимальных реле уменьшается время срабатывания?

9. Когда время срабатывания реле большее - при работе реле на размыкание пли при работе на замыкание? Объясните причину.

10. Для регулирования напряжения срабатывания реле РН-50 используется включение добавочного резистора, каким образом можно еще изменить напряжение срабатывания этого реле?

Инструкция по проверке и наладке реле тока и напряжения серий ЭТ, РТ, ЭН, РН. Союзтехэнерго, 1979

Инструкция по проверке и наладке реле тока и напряжения серий ЭТ, РТ, ЭН, РН
Составлена инженером С.А. Птицыным
М.: СПО Союзтехэнерго, 1979

Рисунок 1. Схемы внутренних соединений реле ЭТ, РТ, ЭН, РН

Рисунок 1. Схемы внутренних соединений реле ЭТ, РТ, ЭН, РН:
а – ЭТ-521, ЭН-524 и ЭН-524/М; б – ЭТ-522, ЭН-528; в – ЭТ-523, ЭН-526, ЭН-529, ЭН-526/60Д-М; г – РТ-40; д – РН-53, РН-54, РН-53/60Д; е – РТ-40/1Д; ж – РТ-40/Ф; з – РТ-40/Р; и – РН-51/М34, РН-51/М56; к – РН-51/М78.

Все серии реле ЭТ, РТ и ЭН, РН являются электромагнитными, принцип работы которых основан на взаимодействии магнитного потока, создаваемого управляющим током, протекающим по обмотке, с подвижным якорем.
Токовые реле РТ-40 отличаются от реле напряжения РН-50 тем, что имеет дополнительно гаситель колебаний. В реле РТ-40 отсутствует дополнительно подключаемый резистор и обмотки имеют меньшее число витков, которые намотаны проводом гораздо большего диаметра, чем у реле РН-50. По конструкции они практически идентичны.
Обмотки реле тока включаются последовательно в фазы сети, имеют небольшое сопротивление и хорошую термическую устойчивость.
Реле напряжения включаются параллельно на междуфазное или фазное напряжение сети и их сопротивление обмотки должно быть значительно больше общего сопротивления сети. Поэтому обмотки реле напряжения изготавливаются из провода небольшого диаметра и имеют большое число витков.

Содержание

Введение
1. Технические требования
1.1. Требования к качеству
1.2. Условия эксплуатации
1.3. Маркировка
1.4. Требования к конструкции
1.5. Электрические характеристики
2. Наладка и проверка реле
2.1. Наименование операций и испытаний
2.2. Виды и объем проверок
2.3. Подготовка рабочего места, аппаратуры, документации
2.4. Указания по технике безопасности
2.5. Условия наладки и испытания
2.6. Внешний осмотр
2.7. Внутренний осмотр, проверка механической части реле
2.8. Разборка реле
2.9. Ревизия отдельных деталей реле
2.10. Измерение сопротивления изоляции
2.11. Проверка электрической прочности изоляции
2.12. Проверка диапазона шкалы
2.13. Проверка тока (напряжения) срабатывания
2.14. Проверка коэффициента возврата
2.15. Проверка вибрации контактов
2.16. Причины возникновения и методы устранения вибрация контактов
2.17. Повторная проверка реле
2.18. Оформление паспорта-протокола
3. Особенности наладка реле PT-40/Ф, РТ-40/Р, РТ-40/1Д, РНН-57, РН-58
Приложение 1. Протокол проверки реле тока (напряжения)
Приложение 2. Технические, данные токовых реле РТ-40/Ф, РТ-40/Р, РТ-40/1Д
Приложение 3. Технические данные реле напряжения РН-51/М, РНН-57, РН-58
Приложение 4, Принцип действия реле, отличие реле тока от реле напряжения, конструкция реле ЭТ, ЭН, РТ и РН
Список литературы

Читайте также: