Хронотоп романа преступление и наказание кратко

Обновлено: 02.07.2024

Любое художественно произведение - это всегда целостный образ мира, художественный аналог действительности. Все явления реального мира и все события человеческой жизни происходят во времени и пространстве.

Раскрытие многомерности реального времени и пространства (главных свойств бытия), в котором живет и борется человек, составляет один из важнейших аспектов изображения мира в искусстве и литературе, в особенности в реалистической прозе 19 века.

Писатель не только рассказывает о событиях, происходящих во времени и пространстве, и о том, как эти события, их реальное время и пространство отражается в сознании герое, но и строит свое повествование в определенной временно и пространственной перспективе испытывает ею героев, их моральный и психологический потенциал.

Кроме того, важно и отношение писателя к изображаемому им времени и месту, его оценка этого места и времени в свете присущей ему шкалы ценностей, перспектив прошлой и будущей истории человечества.

Вот почему один из ведущих видов хронотопа в его романе - хронотоп сна, а тип построения этого хронотопа чаще всего ассоциативный.

Но хронотоп сна связан в романе с хронотопом реальной действительности, окружающей героя.

«-Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, сказала вдруг Пульхерия Александровна, - я уверена, что ты наполовину от квартиры стал такой меланхолик.

Психологическая значимость этого эпизода велика. Сон оказывается тем внутренним, психологическим пространством героя, на котором его одинокая, больная душа, протестует, с одной стороны, против жестокости реального мира, а с другой - готовится принять страшное решение.

Художественная роль этого сновидения весьма значительна: оно не только психологическим мотивирует состояние взрослого Раскольникова, но и раскрывает антиномическую природу хронотопа души героя.

Ассоциативный тип построения художественного пространства помогает автору приоткрыть нам, читателям, смутное, неосознанное до конца душевное состояние героя. Вся дальнейшая сцена избиения лошади станет в контексте романа (одновременно!) символом преступления и преступного невмешательства в судьбы тех, кто нуждается в защите.

Второй сон Раскольников видит за несколько минут до убийства. Действие этого сна происходит в открытом пространстве - где-то в Египте, оазисе.

Символичны и краски этого сна: голубой и золотой цвета, вбирающие в себя символику жизненной мощи, света, красоты становятся центром сновиденческого пространства, которое не вписывается в реальную действительность: в ней нет места ни красоте, ни покою, в ней душа не отдыхает, а вечно мучается.

Чистая голубая вода, которую жадно пьет Раскольников, чистые золотые блестки песка 0 это образы-символы чистоты, красоты мира, к которому подсознательно тяготеет душа героя, символы света, которого так жаждет он, и в то же время напоминание ему о пагубном замысле (он просыпается и идет убивать). Перед нами вновь хронотоп антиномической души Раскольникова, с одной стороны, жаждующей красоты, света, а с другой - не имеющей опоры и терпящей поражение.

Площадь - это открытое пространство, на котором не спрячешься ни от себя, ни от людей. Площадь здесь - символ всенародности, и в конце романа Раскольников перед тем, как идти с повинною в полицейскую контору, приходит на площадь и отдает земной поклон народу.

Характерно, что и само место действия - Петербург - это дуалистическое пространство, то есть совмещающее в себе два полярных центра: добра и зла.

Одиночество героя в мире сна и в мире реальности - это сквозной мотив романа, олицетворяющий бездну, разверзшуюся под ногами у героя: «В какой-то глубине, внизу, где-то чуть видно под ногами, показалось ему теперь все это прежнее прошлое, и прежние мысли, и прежние задачи… Казалось, он улетал куда-то вверх, и все исчезало в глазах его… «Иерархичность пространства (верх-низ), безусловно, связана с боязнью героя (пока на уровне подсознания) оторваться от мира людей, которым противопоставил сам себя.

Это ощущение полета в небытие, ощущение отрезанности от мира, страшного одиночества в этом мире - вот та реальная картина, которую и предрекал первый сон Раскольникова.

А покаяние возможно только при глубоком постижении мира человеческого, осознании истинных ценностей в нем.

Глубинное постижение героем жизни, ценностного в ней происходит в романе через сон.

«На землю обрушилась неслыханная и невиданная моровая язва. Появились какие-то трихины… вселявшиеся в тела людей… люди, принявшие их в себя, становились точно бесноватыми и сумасшедшими… целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали … Все погибало.

Ошибка для него пока - лишь в практике, а не в теории: если жизнь противоречит теории, значит, неправильной оказывается жизнь и ее надо ломать.

Через сновиденческое пространство, страшное, умирающее, мертвое, пустое, писатель дает возможность герою открыть для себя другую, новую, истину: его идея ведет к катастрофе, к гибели рода человеческого.

Герой Достоевского постоянно обращен ко всей необъятной жизни человечества в ее прошлом, настоящем и будущем, он постоянно соотносит себя с ней, все время меряет себя ею.

4.3 Сны Свидригайлова двойники снов Раскольникова

Это увязывает цикл сновидений Раскольникова и сны Свидригайлова.

Первый сон Свидригайлова, так же как и первый сон Раскольникова, предвещает дальнейшую судьбу героя, являясь пророческим.

Сны Свидригайлова  двойники снов Раскольникова. Не случайно, что связаны они образами детей.

В обвитом цветами гробу лежит девочка-самоубийца:

Эмоционально - смысловое наполнение этого сна идентично второму сну, в котором Свидригайлов видит спящую пятилетнюю девочку:

Возьмет. Еще как возьмет! И будет размахивать им, доказывая правоту своей теории.

Концепт  один из наиболее интересных объектов исследования, так как является основой для адекватного отражения индивидуальной картины мира.

Иерархия мировоззренческих концептов восстанавливается по двум критериям: частотности употребления ключевых слов - тем и развертыванию семантических полей. Система концептов и семантических полей обладает потенциальной возможностью выразить индивидуальную картину мира личности.

Исследование ключевых слов - тем (концептов) позволяет не только понять авторскую концепцию мира и человека и ее художественное воплощение в произведении, но и глубже проникнуть во внутренний мир его героев, который моделируется в языке по образцу внешнего, материального мира, составляя одну из основных тем и целей художественного творчества.

Это слово - тема имеет в контексте этого эпизода пророческий смысл: площадь  символ всенародности, и в конце романа Раскольников перед тем как идти с повинною в полицейскую контору, приходит на площадь и отдает земной поклон народу.

Писатель - психолог, Достоевский разрабатывает экзистенциональную, по сути, ситуацию нездоровья человека, лишенного поддержки Бога, оставленного наедине с хаосом мира.

Специфическое пространство значений охватывают эмоции, характеризующие болезненное состояние души Раскольникова, это  страх, новое для него мучительное чувство разъединенности с людьми, отчужденности от них, тоска по человеку, желание найти контакт с людьми и - осознание подлинного итога своего чудовищного эксперимента, мучительный путь к покаянию, путь постоянных колебаний и сомнений.

В эпилоге Раскольников, больной, видит кошмарный сон, сон - предупреждение.

Ассоциативные связи лексемы толпа, выявляемые в контексте последнего сна Раскольникова, утверждают закрепленную за этим концептом как в русской, так и в универсальной языковой картине мира отрицательную оценку.

Один из самых трагических выводов, проявленных автором с помощью названного концепта, заключается в констатации абсурдности, фантастичности мира, в котором социально спровоцированные болезни губят духовную и нравственную природу человека, губят творческое начало личности, ниспосланное ей свыше.

4.4. Иллюстрировано психологические и сюжетные сновидения в произведениях Ф. М. Достоевского

Сон  это жанр. Поскольку мы привыкли к линейному существованию, нашему сну, фрагментарному и единовременному, мы придаем повествовательную форму.

Для раннего романтического творчества Достоевского характерен образ мечтателя. Для слабого героя сон притягателен своими сладкими грезами, но он же окончательно расшатывает нервы и отнимает последние физические силы своими кошмарными вид

Касательно пространства все довольно просто: действие происходит в Петербурге. Однако Петербург становится не только фоном действия, но и важным действующим персонажем.

Ф.М. Достоевский описывает душный Петербург, в котором нет места людям с нравственной чистотой. Автор показывает постоянное пьянство, людскую нищету, разврат. Герои находятся в ужасающих местах: распивочных, трактирах, ничтожно маленьких комнатах, в которых даже трудно дышать.

Комната Раскольникова сравнивается с гробом. Не далеко от нее ушли и комната, в которой живут Мармеладовы, и комната, в которой живет Сонечка Мармеладова. Даже квартира, которую снимает, казалось бы, богатый Лужин для своей будущей жены Дуни Раскольниковой и ее матери, ужасна.

Касательно времени: в произведении не называется точная дата или хотя бы приблизительный период времени. Но читатель понимает, что это время, когда Россия находилась в ожидании перемен.

На третий день Раскольников совершает преступление: убивает Алену Ивановну и Лизавету, совершает кражу.

Первая часть, в которой описывается подготовка к преступлению и само преступление, показано с точной хронологией. Дальнейшие части теряют точность времени. Раскольников впадает в лихорадку, и ни читатель, ни сам герой не могут определить, сколько времени прошло с момента преступления. И если первая часть всего романа затрагивает всего несколько дней, то последующие части указывают на длительность времени.

Эпилог увеличивает временной промежуток, показывая, что Раскольников находится на каторге; с момента самого преступления проходит почти полтора года. И семь лет, которые осталось провести Раскольникову на каторге, делаются быстрыми, так как главный герой, который встал на путь воскресения души, и Сонечка Мармеладова подсознательно чувствуют, что время пройдет быстро.

В этой статье представлено краткое содержание романа "Преступление и наказание" по дням: краткий пересказ событий.

Смотрите:
- Все материалы по "Преступлению и наказанию"
- Все статьи о Раскольникове

Краткое содержание романа "Преступление и наказание" по дням: краткий пересказ событий

· Раскольников размышляет о том, может или не может он совершить преступление. Он идет к старухе-процентщице, чтобы незаметно выяснить, где она хранит деньги, заклады и т.д.

· Раскольников знакомится в трактире с пьяным чиновником Мармеладовым, который уже
5 дней пьянствует и не появляется дома. Чиновник рассказывает Раскольникову о своей жизни, о дочери Соне Мармеладовой, жене Катерине Ивановне. Раскольников отводит пьяного Мармеладова домой.

· Раскольников получает письмо от матери. Из письма он узнает, что его сестра Дуня собирается замуж за господина Лужина. Из слов матери Раскольников понимает, что Лужин - подлец. Также в письме говорится, что Дуня работала гувернанткой у Свидригайловых и вынесла много унижений от них. Теперь влюбленный в Дуню господин Свидригайлов преследует ее.

· Раскольников обедает в трактике. По пути домой он падает в кусты и засыпает. Ему снится сон про
лошадь, которую замучили люди.

· Проснувшись, Раскольников идет домой. По пути он случайно слышит, что сестра старухи Лизавета будет отсутствовать дома завтра вечером около 7 часов.

· Раскольников спит весь день, ему снится сон про Африку. Проснувшись под вечер, он спешит к процентщице к 7 часов вечера. Прийдя к ней, он убивaeт саму старуху и ее сеструю Лизавету, которая внезапно появляется дома. Забрав драгоценности и деньги старухи, Раскольников незамеченным возвращается домой и засыпает.

· Утром Раскольников получает повестку о необходимости прийти в контору сегодня же в 11 утра. Он не знает, зачем его зовут, но приходит в контору. Там чиновники требуют его заплатить долги за квартиру хозяйке. Он пишет объяснительную. В это время чиновники обсуждают убийство старухи. От волнения Раскольников падает в обморок, что вызывает подозрение у чиновников. Раскольников уходит.

· Раскольников прячет имущество, награбленное у старухи, под большим каменем в одном из дворов Петербурга. Он приходит к своему другу Разумихину. Разумихин предлагает Раскольникову подработку, но тот отказывается и уходит. Придя домой, Раскольников ложится спать и видит бред.

5, 6 и 7 день
Раскольников проводит в бреду и практически не помнит, что происходит в эти дни. Повествование продолжается на 8 день, когда герой приходит в себя.

· Раскольников находится в болезненном состоянии. К нему приходит Разумихин. В это время Раскольникову приносят деньги, присланные из провинции матерью. Разумихин берет часть денег и уходит купить новую одежду для друга. Раскольников спит в каморке до вечера. Разумихин возвращается с новой одеждой для друга. Вскоре в каморку приходит врач Зосимов, друг Разумихина, чтобы осмотреть якобы больного Раскольникова.

· К Раскольникову приходит господин Лужин, жених его сестры Дуни. Раскольников принимает Лужина холодно и прогоняет его. Тот обижается.

· Раскольников приходит в трактир, где случайно встречает Заметова, служащего конторы. Раскольников намекает ему, что является убийцей старухи и Лизаветы. Заметова настораживает эта беседа, он передает услышанное следователю Порфирию Петровичу. Выходя из трактира, Раскольников встречает Разумихина и просит оставить его в покое.

· Раскольников идет в дом убитой старухи-процентщицы. Там он задает странные вопросы жильцам. Его вопросы настораживают одного из соседей, мещанина. Этот мещанин отыскивает дом, где живет Раскольников, и расспрашивает дворника о молодом человеке. Раскольников застает его во дворе, догоняет его и просит объяснений. Мещанин называет Раскольникова "убийцей" и идет своей дорогой. Молодой человек не понимает, что это значит.

· Идя по улице, Раскольников видит Мармеладова, которого только что раздавили лошади. Молодой человек помогает отнести чиновника домой, где тот вскоре умирает на руках у дочери Сони . Так Раскольников впервые видит Соню. Он оставляет Катерине Ивановне, вдове Мармеладова, деньги на похороны и уходит.

· Раскольников заходит к Разумихину, после чего они вместе приходят в каморку к Родиону. Здесь друзья видят только что приехавших в город мать и сестру
Раскольникова. Во время беседы с родными Раскольников падает в обморок, чем пугает м ать и сестру. Взволнованные женщины оставляют больного и уходят в свой гостиничный номер. Вскоре к женщинам приходят Зосимов и Разумихин и рассказывают о самочувствии Родиона. Разумихин влюбляется в Дуню.

· Разумихин и Зосимов приходят к матери и сестре
Раскольникова в гостиницу. Затем все четверо приходят в каморку к Раскольникову. Родион обсуждает с матерью и сестрой брак с Лужиным.

· Дуня рассказывает всем, что получила сегодня записку от Лужина. В записке тот требует от нее сделать выбор между ним и братом. Дуня просит Раскольникова и Разумихина быть на запланированной встрече с Лужиным сегодня в 8 вечера.

· В это время в каморку к Раскольникову приходит Соня. Она благодарит его за деньги, оставленные вчера для похорон. Соня просит Раскольникова быть на похоронах и поминках ее отца. Мать и сестра Раскольникова уходят. Родион просит у Сони ее адрес, чтобы навестить позже.

· Тем временем в Петербурге уже третий день находится Свидригайлов, влюбленный в Дуню. Свидригайлов снимает жилье рядом с комнатой Сони. В этот день Свидригайлов и Соня знакомятся как соседи.

· Раскольников и Разумихин приходят к Порфирию Петровичу. Раскольников якобы хочет заявить о своих вещах, которые он заложил у старухи-процентщицы. На самом деле это предлог познакомиться со следователем. В эту встречу Порфирий говорит с Раскольниковым о его статье в газете. Порфирий приглашает Раскольникова прийти завтра к нему в контору в 11 утра по поводу заложенных вещей. Раскольников идет домой.

· К Раскольникову приходит Свидригайлов. Герои обсуждают будущую свадьбу Дуни с Лужиным и покойную жену Свидригайлова Марфу Петровну.
Свидригайлов просит Раскольникова устроить ему встречу с Дуней, но тот отказывается.

· Вечером в 8 часов в гостинице собираются Разумихин, Раскольников, его мать и сестра. На встречу приходит Лужин. Раскольников сообщает, что Дуня вскоре должна получить 3 000 рублей по завещанию Марфы Петровны (о чем ему сообщил ранее Свидригайлов). Это значит, что Дуне не нужно выходить замуж за Лужина из-за денег. В ходе встречи между Дуней и Лужиным происходит ссора. Девушка разрывает отношения с женихом.

· После встречи Раскольников просит мать и сестру оставить его в покое, пока он сам не захочет видеть их. Женщины не понимают, что присходит. Разумихин их утешает.

· Раскольников приходит к Соне и обещает рассказать ей, кто убил старуху и Лизавету. Этот разговор подслушивает Свидригайлов, живущий за стеной. Он понимает, что Раскольников – убийца.

· В 11 утра Раскольников приходит в контору к Порфирию Петровичу по поводу заложенных у старухи вещей. Порфирий намекает ему, что он знает о его преступлении. Раскольников нервничает, но старается не выдавать себя. В ходе этой встречи к Порфирию в кабинет приводят Миколку, который называет себя убийцей процентщицы. Порфирий не понимает, почему Миколка на себя наговаривает, и просит Раскольникова
уйти.

· Раскольников приходит домой. К нему заходит тот "мещанин", который назвал его убийцей. Мещанин признается, что донес Порфирию Петровичу о том, что Раскольников приходил на квартиру убитой старухи 3 дня назад (см. день 7). Мещанин просит прощения у Раскольникова за эту "клевету" и за обвинения в убийстве (мещанин верит, что Миколка совершил преступление).

· Лужин, находясь в Петербурге, живет в квартире своего приятеля Лебезятникова, который живет по соседству с Мармеладовыми. В это время у Мармеладовых готовятся к поминкам отца семейства. Лужин зовет к себе Соню и дает ей 10 рублей в виде помощи. При этом Лужин подбрасывает ей в карман 100 рублей. Лебезятников замечает этот жест, но молчит об этом.

· У Мармеладовых на поминки собираются люди, в том числе приходит и Раскольников. В это время Лужин приходит в комнату Мармеладовых. Он обвиняет Соню в краже 100 рублей. Соня отрицает кражу. Лебезятников вступается за честь девушки и рассказывает о подлости Лужина, который подросил 100 рублей, чтоб оклеветать. Раскольников объясняет всем собравшимся, что Лужин хотел опозорить Соню, чтобы из-за нее Раскольников поссорился с сестрой Дуней. После скандала Соня убегает к себе на квартиру.

· Раскольников идет к Соне и рассказывает ей правду о своем преступлении. Соня советует ему явиться с повинной в полицию. За стеной их послушивает Свидригайлов.

· К Раскольникову приходит сестра Дуня. Ей известно, что брата подозревают в убийстве, но сама она не верит в эти слухи. Раскольников не рассказывает сестре правду, но зато советует ей обратить внимание на Разумихина как на достойного жениха. Дуня согласна с братом.

· Раскольников идет на улицу и видит Катерину Ивановну, которая как будто сошла с ума и
танцует с детьми перед толпой. Внезапно женщина падает на дорогу и разбивается
на смерть. Ее несут к Соне на квартиру, где она умирает. Свидригайлов обещает Соне оплатить похороны Катерины Ивановны и устроить ее трех сирот в приют. Здесь же Свидригайлов намекает Раскольникову, что знает о его преступлении.

11 и 12 дни
Раскольников проводит в состоянии апатии. Описания этих дней в романе нет, кроме нескольких деталей. Известно, что в эти дни Раскольников несколько раз видится с Соней, которая устраивает похороны мачехи Катерины Ивановны. Далее автор описывает события, происходящие спустя 2-3 дня после смерти Катерины Ивановны.

· Раскольников просыпается в обед и понимает, что опоздал на похороны Катерины Ивановны. Он решает прибыть хотя бы на ее поминки.

· К Раскольникову приходит Порфирий Петрович. Он объявляет Раскольникову, что считает его убийцей старухи и ее сестры. Порфирий советует молодому человеку явиться с повинной, чтобы смягчить свое наказание. В противном случае он арестует его через 40-50 часов. Раскольников берет время подумать. Он знает, что против него нет улик. Порфирий уходит.

· Раскольников идет к Свидригайлову к гостиницу, но встречает его в трактире. Они разговаривают о Дуне, Марфе Петровне. Свидригайлов намекает Раскольникову, что знает о его преступлении (он же его подслушивал). Герои расстаются.

· На улице Свидригайлов встречает Дуню и приглашает ее к себе на разговор. Дуня соглашается, так как знает, что Свидригайлов может навредить ее брату, ведь ему известно что-то о преступлении. Оказавшись в комнате, Свидригайлов набрасывается на Дуню. Девушка стреляет в него, но промахивается. Свидригайлов понимает, что Дуня его не любит и не полюбит, и отпускает ее.

· Свидригайлов приходит к Соне и дарит ей 3000 рублей, чтобы та смогла начать новую жизнь и уйти из "непристойной профессии".

· Свидригайлов идет к своей юной невесте, к которой уже успел посвататься. Он дарит бедной невесте большую сумму денег. Затем он идет в гостиницу, где проводит ночь.

· В 7 часов вечера Раскольников идет к сестре и матери в гостиницу, но застает только мать. Он пытается успокоить мать, которая чувствует страдания сына, но не знает всей правды. Раскольников говорит матери о своей любви к ней.

· Придя к себе в каморку, Раскольников застает здесь Дуню. Та признается брату, что знает от Сони о его преступлении.

· Раскольников идет к Соне. Та надевает на него крестик. Раскольников идет на улицу и встает там на колени перед народом. Все это время за ним наблюдает Соня. Затем Раскольников идет в контору и признается в убийcтве.

Мы видим Раскольникова уже в Сибири на каторге спустя 1,5 года с момента преступления. Из эпилога мы узнаем, что:

· Суд над Раскольниковым состоялся спустя 5 месяцев после его явки с повинной. Ему дали 8 лет каторги в Сибири. Наказание смягчили благодаря явке с повинной (как обещал Порфирий).

· Мать Раскольникова умерла от нервного расстройства спустя несколько месяцев после суда. Она не знала правду о сыне, но, судя по всему, о чем-то догадывалась.

· В Сибири Соня навещает и поддерживает Раскольникова. Она работает швеей. Раскольников сначала ведет себя холодно и грубо с Соней, но спустя месяцы осознает, что любит ее. В душе героя происходит перелом. Его отношения с Соней меняются. Вероятно, Раскольников наконец раскаивается в совершенном убийстве. Соня и Раскольников решают ждать конца каторги, чтобы после быть вместе.

Это было краткое содержание романа "Преступление и наказание" Достоевского по дням: краткий пересказ событий.

Мармеладов сообщает собеседнику о том, что недавно он уговорил бывшего начальника снова взять его на работу, но, шесть дней назад, получив первую зарплату он снова взялся за рюмку. Чиновники получали плату традиционно первого числа каждого месяца, следовательно, разговор героев приходится на 7 июля.

Список событий романа по дням:

День 1 (7 июля)

  • Раскольников идет к старухе-процентщице, чтобы незаметно выяснить, где она хранит деньги.
  • Раскольников знакомится в распивочной с Мармеладовым

День 2 (8 июля)

  • Раскольников получает письмо от матери.
  • Раскольников видит сон про убийство лошади
  • По пути Раскольников случайно слышит, что сестра старухи Лизавета будет отсутствовать дома завтра вечером.

День 3 (9 июля)

  • Раскольников спит весь день, ему снится сон про Африку.
  • Вечером он убивает старуху и ее сестру Лизавету.

День 4 (10 июля)

  • Утром Раскольников получает повестку о необходимости прийти в контору сегодня же в 11 утра (по делу о задолженности перед квартирной хозяйкой).
  • Раскольников прячет награбленное у старухи, под большим камнем в в одном из петербургских глухих дворов-колодцев.
    предлагает Раскольникову подработку, но тот отказывается и уходит.

5, 6 и 7 день (с 11 по 14 июля)

Три дня Раскольников проводит в бреду.
Повествование продолжается на 8 день, когда герой приходит в себя.

Куприна Татьяна Васильевна

ВложениеРазмер
soboleva_a.rar 2.43 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ гимназия №259

«Категория времени и пространства в романе-трагедии

Выполнила: Соболева Анна

Руководитель: Куприна Татьяна Васильевна

Список используемой литературы

История бытия романов-трагедий Достоевского драматична. Отношение к его творчеству далеко неоднозначно у различных социальных групп и в разные исторические периоды. Оценки тех или иных аспектов его творчества с разных позиций бывают абсолютно противоположными. Но все определеннее становится, что романы Достоевского представляют собой столь неоспоримую художественную ценность уже в силу того, что способны вызывать эмоции большой силы и страстности и заставляют задумываться над довольно глубокими сложными проблемами. Сложность восприятия идей произведений Достоевского отражает и сложность самих проблем, из злободневность и внутреннюю противоречивость позиций Достоевского, который стремился не только к образному освоению действительности, но и к активному воздействию на аудиторию.

Не одно поколение исследователей пытается решить загадку творчества Достоевского: в чем гипнотическая сила его романов? Ответ: в значимости поставленных им вопросов – далеко не исчерпывающий. Так, если одни из этих вопросов остаются глобальными, то другие исчерпали себя, кроме того, решение некоторых проблем самим автором дается утопически, а в контексте исторических обстоятельств даже реакционно. Ответ, вероятно, должен еще и заключать мысль, что идеи Достоевского живут в конкретном творческом воплощении.

Система художественных средств в сложном и стройном взаимодействии всех своих элементов и создает эффект активного взаимодействия на читателя. Но художественный язык романов-трагедий Достоевского во многом столь отличен от привычных норм художественного языка других романистов, что именно о стройности замысла и воплощения, по мнению писавших о Достоевском, не может быть и речи. Неровность изложения, отсутствие чувства меры, нравственные срывы героев, алогизм их поступков, сцены, почерпнутые из материалов уголовных хроник, казалось бы, должны характеризовать повествование хаотичное и недостаточно художественное. Но на проверку оказывается, что у Достоевского все подчинено жесткой логике изложения. Хаотичное переплетение элементов кажущееся, все они составляют сложную конструкцию-здание, стройность которого можно определить, только охватив взглядом в целом.

Советское достоевсковедение, несомненно, имеет большие заслуги в изучении творчества писателя в идейно-художественном и социально-философском аспектах. Достаточно указать на имена В.Я. Кирпотина, А.С. Долинина, М.С. Гуса, В.И. Этова.

Структура же романов-трагедий Достоевского стала исследоваться в самое последнее время. Причем объектом исследования стали все уровни: от грамматических категорий и отдельных компонентов формы до поэтических средств, определяющих архитектуру романов-0трагедий.

На мой взгляд, недостатком работ, посвященных исследованию структуры романов-трагедий Достоевского, является то, что анализ тех или иных компонентов и категорий не дает представления о функции самого литературного явления. Исследование отдельных категорий и факторов, так или иначе определяющих построение романов-трагедий, не позволяет дать представления о том содержательном начале, которое и делает мир романов-трагедий художественным отражением реального мира, конфликты и боль которого являются объектами исследования Достоевского.

Трагедия человека в романе Достоевского – это трагедия человека в социально неблагополучном, дисгармоничном мире.

Прежде всего следует ответить на вопрос: что же есть человек в представлении Достоевского? Подход автора к понятию человек двойственен.

Во-первых, человек у Достоевского – это человек вообще, вне конкретной социальной среды с равно потенциальными возможностями добра и зла.

Во-вторых, человек у Достоевского – это не человек вообще, а конкретный человек, в конкретно-социальном мире.

Автору важно показать, каков человек, что он собой представляет, каков итог его взаимодействия с этой социальной средой и обстоятельствами бытия.

Социальная среда – это материальные и духовные условия существования человека. То, что Достоевский придавал среде обитания исключительное значении, несомненно. Целая система художественных приемов и средств использована Достоевским, чтобы показать среду со всей определенностью: условия быта, вещный мир, интерьер и т.п. вот только два примера описания интерьера: комната Раскольникова и комната Мармеладова.

Россия находилась в хаосе, в ожидании бурных, быстрых и радикальных общественных изменений. И тут возникают две ситуации, которые делают значимым фактор времени. С одной стороны – каждое крупное изменение настанет в определенное историческое время в форме неожиданной катастрофы, взрыва; с другой стороны – в самом романе берется определенный исторический момент в таких эпизодах, где создается напряжение, чреватое взрывом. Чем ближе к моменту взрыва, тем напряженнее идет отсчет времени.

Таким образом, категория времени является словно бы стягивающим звеном в общей цепи всех событий. И в силу этого она играет особую роль в композиции романа.

Проблема времени в художественном произведении становится в последние годы объектом внимания многих исследователей; во-первых, потому, что это объективная данность бытия, во-вторых, потому, что эта проблема мировоззренческая. Художественное мышление во все времена так или иначе должно давать свои ответы о времени, как о проблеме бытия, человеческой жизни, ходе истории.

Мы будем рассматривать категорию времени в двух аспектах. Время перцептуальное. Это время, непосредственно связанное со сменой психологический ощущений. И концептуальное время – время – время, которое определяет существование и смену состояний реально существующего процесса: то время, в котором протекают изображенные события.

Прежде чем перейти к романному времени, посмотрим, определим время, как определенную категорию. Ближайшим определением времени является определение его как длительности явлений.

Связь времени с движением известна издавна. Во-первых, время предстает как нечто подвижное, текущее. А с другой стороны, так как все явления, события протекают во времени, то время является неким фактором изменения состояния. Само слово время означает вращение, что не только указывает на характер движения, но и подчеркивает непрерывность движения.

Время в той или иной мере определяет характер образа, а характер образа, в свою очередь, дает понимание чего-то чрезвычайно важного в характеристике времени. Система же образов должна уже с определенной полнотой характеризовать время.

У Достоевского же образ взят в столь краткий миг, что о непрерывном развитии, эволюции говорить не приходится. Здесь невольно может возникнуть мысль: а не исчезнет ли при этом сама категория времени? Эта мысль уже высказывалась неоднократно. Так, М.М. Бахтин утверждает, что время в романах-трагедиях Достоевского достигает такой концентрации, что фактически перестает существовать как определяющий фактор, т.е. уничтожается. Но если принять концепцию Бахтина, то не может не возникнуть недоумение: почему Достоевский столь педантично фиксирует дни, часы, минуты, секунды, мигу, то есть подчеркивает отсчет времени?

На мой взгляд, уяснение проблемы времени в романе-трагедии требует четкого разграничения временных характеристик: во-первых, времени основного романного конфликта и времени вне основного романного конфликта, и кроме того, введение категории исторического времени, так смешение этих временных категорий и приводит к ошибочным выводам о якобы не столь существенном факторе, как пространственно-временные характеристики, у многих исследователей творчества Достоевского.

Важнейшей характеристикой времени у Достоевского является то, что оно конкретно историческое.

«… но только что он отворил дверь в сени, как вдруг столкнулся с самим Порфирием…

… Мысль о том, что Порфирий считает его за невиновного начала вдруг путать его…

… Рассказать все по порядку, как это вдруг тогда началось…

… Мелкие конвульсии вдруг прошли по всему его лицу… (Раскольникова).

Расшифровка к схеме:

  • Раскольников устраивает себе пробу на предполагаемое преступление;
  • Неожиданное знакомство с Мармеладовым;
  • Мармеладов знакомит Раскольникова с Катериной Ивановной;
  • Письмо;
  • Раздумья Раскольникова по поводу полученного письма. Встреча с девушкой на Коногвардейском бульваре;
  • Сон, в котором Раскольников видит избиение клячонки;
  • Депрессия Раскольникова;
  • Подготовка в преступлению;
  • Убийство старухи и Елизаветы;
  • Раскольников получает известие по поводу вызова в контору;
  • Раскольников узнает причину вызова, разговор об убийстве, обморок;
  • Сокрытие улик;
  • Посещение Разумихина;
  • Раскольникову чудится, что избивают хозяйку, помутнение сознания;
  • Артельщик приносит перевод от матери;
  • Приход Зосимова, разговор об убийстве;
  • Лужин безуспешно ищет контакта с Раскольниковым;
  • Неожиданная встреча в трактире Раскольникова с Заметовым, полупризнание Раскольникова;
  • Случайная встреча с Разумихиным;
  • На мосту Раскольников видит вытащенную из воды утопленницу;
  • Раскольникова тянет на место преступления;
  • Раскольников на улице становится свидетелем несчастья с Мармеладовым, сопровождает его домой;
  • Посещение Разумихина, стремление воспользоваться им как средством знакомства со следователем;
  • Встреча с матерью и сестрой дома;
  • Разумихин провожает мать и Дуню;
  • Посещение Разумихина матери и сестры;
  • Разговор матери, Дуни, Раскольникова;
  • Приход Сони, Раскольников подчеркивает свое отношение к ней;
  • Единоборство Раскольникова и Порфирия Петровича;
  • Раскольников настраивает Разумихина;
  • Встреча с мещанином;
  • Сон (убийство старухи);
  • Приход Свидригайлова, Раскольников не принимает его объяснения;
  • Встреча с Лужиним в доме матери и сестры, разрыв отношений;
  • Раскольников у Сони, чтение Евангелия, Раскольников ищет нравственной опоры;
  • Второй разговор с Порфирием Петровичем, Раскольников противостоит психологическому напору следователя;
  • Опять встреча с мещанином;
  • Лужин компрометирует Соню;
  • Приготовление к поминкам;
  • Нелепый разговор за столом;
  • Разоблачение Лужина;
  • Раскольников раскрывается Соне;

Первые три дня – подготовка и сам акт убийства старухи-процентщицы. Эти три дня дают событийный ряд (непосредственно относящийся только к самому Раскольникову): посещение старухи, встреча с Мармеладовым, знакомство с Катериной Ивановной, письмо матери, встреча на Коногвардейском бульваре с молоденькой девушкой, за которой охотится некий франт, сон, убийство старухи и Лизаветы. На 4 день Раскольникова вызывают в контору, и в этот же день он встречается с Разумихиным. 5, 6,7 дни не связаны с сущностью человеческого бытия, т.к. раскольников проводит в беспамятстве. На 8, 9, 10 день Раскольников встречается с Разумихиным, Зосимовым, Лужиным, Заметовым, матерью с сестрой, с Соней, Порфирием Петровичем, Свидригайловым. 11, 12, 13 дни (как и 5, 6, 7) не представлены в системе романного времени. На 14 день последний разговор с Порфирием Петровичем, встречи со Свидригайловым и с Соней, и заканчивается день признанием Раскольникова.

Соотнесение романного времени с объемом текста в условных единицах по каждому эпизоду и степенью концентрации слов-сигналов в каждой структуре позволяет отчетливо представить значимость каждого эпизода в общей архитектонике романа.

Уже субъективно-читательское восприятие и наше представление о принципах поэтики Достоевского заставляют предположить, что именно в третий день романного времени будет чрезвычайно интенсивно введено эпизодическое время и насыщение соответствующих эпизодов емким психологическим планом, где даны сознание и подсознание в их взаимодействии.

Психологическое напряжение доведено до предела человеческих возможностей, когда каждый миг значим, и любое внешнее событие человек воспринимает обостренно. Каждое внешнее событие может привести к внезапному срыву. И это акцентируется писателем все тем же приемом – введением в текст слов-сигналов.

Итак, мы установили взаимосвязь категории времени с такими факторами как психология (сознание и подсознание) и социальный план (социальная среда и социальные явления). Остановимся теперь на взаимодействии этих факторов с категорией пространства.

Пространство, как и время, является средством, упорядывающим события. Здесь следует иметь ввиду, что пространство, во-первых, является фактором, воздействующим на лицо в его фактическом или предполагаемом реальном бытие. Во-вторых, пространство является средством, формирующим наше представление о художественном бытие образа.

Сколь значимо пространство с его системой координат для мизансценирования нас убеждает планировка интерьера, в котором происходит разговор Раскольникова с Сонечкой. Комната, в которой живет Сонечка Мармеладова и куда явился Раскольников, представляет собой словно бы идеальную сценическую площадку, на которой будут не только выстроены мизансцены, но и будет дана возможность для нового сюжетного хода – подслушивание разговора у закрытой двери Свидригайловым.

Совершенно очевидно, что интерьер дан в более чем емкой социальной характеристике, и то, что Достоевский стремится создать определенный психологический настрой. Но в данном случае следует обратить внимание на то, как точно даны пространственные координаты. Во всей огромной комнате стол расположен как раз около самой двери, за которой притаился Свидригайлов. Условия для подслушивания в общей планировке выбраны оптимальные.

При всей значимости геометрии пространства все же отметим еще раз, что социальная характеристика пространства имеет доминирующее значение. Обстановка, включенная в интерьер, и является основой социальной характеристики.

Рассмотрим такой случай: Раскольникову снится сон, в котором проецируются пережитые им события – убийство старухи-процентщицы. Когда он просыпается, но еще на грани сна и яви, в дверях возникает Свидригайлов. Так определился порог, как грань между сном и явью.

Читайте также: