Информационное общество постмодернизм кратко

Обновлено: 01.06.2024

Постиндустриальное общество(постмодерн, информационное общество) (со второй половины ХХ века) – характеризуется преобладанием сферы услуг над производственной сферой, интенсивно развивающейся экономикой с ориентацией не на объемы, а на качество продукции, а также первоочередным вниманием к личности работника (квалификация, компетентность, образованность). Черты постиндустриального общества :

появилось как результат глобализаторских тенденций по размыванию культурно-исторической и национально-государственной идентификации индивидов как членов качественно единого общества

переизбыток информации приводит к перегруженности сознания и, как следствие, к развитию манипулятивных технологий управления человеческим сознанием и поведением ;

-) процессы межличностной коммуникации трансформируются в обезличенно-анонимные формы общения – интернет-сообщества, интернет-блоги, sms-общение ;

-) Три типа общества К. Кларка

На основе трёх секторов экономики :

-) первичный (сельское хозяйство);

-) вторичный (обрабатывающая промышленность) ;

-) третичный (сфера услуг)

делался вывод, что существует три типа обществ :

-) аграрное (традиционное, доиндустриальное, домодерн, премодерн) – господствует сельское хозяйство ;

-) индустриальное (современное, модерн) – ведущая роль принадлежит обрабатывающей промышленности ;

-) постиндустриальное (сверхиндустриальное, технотронное, сервисное, постмодерн) – на первый план выходит сфера услуг, в которой превалирует получение и обработка информации, создание и распространение знаний, применение научных достижений.

Открытое общество построено на власти разума, свободе и предотвращении международных преступлений, а также на стимулировании инакомыслия и интеллектуальной свободе. Разрешение общественных проблем достигается через разумные решения и компромиссы, а люди основывают свои решения на совместном обсуждении и возможностях собственного интеллекта. Демократия, социальная инженерия и научные открытия являются главными условиями социальной динамики, в обществе доминирует власть закона и критическое отношение к табу. Социальные институты реализуют общественный контроль за деятельностью управленческих структур.

-) отказ от любых притязаний кого бы то ни было на владение абсолютной истиной ;

-) законность свободных обсуждений любых социальных проблем ;

-) результаты публичных дискуссий должны оказывать влияние на политику ;

-) наличие институтов, содействующих свободе тех, кто не ищет выгоды.

Закрытое общество – организовано на основе авторитарно установленных неизменных норм и на вере в существование магических табу. Господствуют доктрины общественной избранности как реакция на тот или иной вид угнетения. Общества основаны на племенном сепаратизме (античные тирании, фашизм, социализм).

История завершила своё развитие в связи с тем, что с окончанием холодной войны мир приблизился к конечной точке социальной и идеологической эволюции человечества. В современном мире господствует повсеместное распространение западной либеральной демокра­тии как конечной формы социальной организации и управления. Вера в прогресс уподобляется торжеству либеральных ценностей. Единственная универсальная идеология – либеральная демократия, доктрина индивидуальной свободы и народоправства.

-) Генезис постиндустриального (неомодерного) обществаЙ. Галтунга

Экономическое развитие четырёх типов общества :

-) примитивное – жизнеобеспечивающая экономика ;

-) традиционное – бартерная экономика ;

-) модерное – денежная экономика ;

-) неомодерное – кредитная экономика.

Информационное общество характеризуется тем, что определяющим социальным фактором в нём является производство информации с доминированием сферы информационных услуг, ростом уровня информированности населения и развитием образования. Образование и наука определяют уровень производства информации.

Бурное развитие технологий, стремительное их проникновение во все сферы человеческой жизни, а также свободный доступ к ним привели к активизации многих видов духовной деятельности. В последние годы изменениям подверглись практически все виды творчества. Возникает компьютерная графика и живопись, при помощи компьютера пишется музыка, создаются кино- и мультипликационные фильмы… Но оценивать роль компьютера в этом процессе как некоего приспособления, при помощи которого появляются новые только с технической точки зрения продукты искусства, было бы ошибочным. Искусство, существующее в Сети, обладает совершенно иными культурологическими характеристиками по сравнению с теми, которые существовали в докомпьютерный период.

Нельзя не согласиться с философом в том, что возникновение постмодернистского мировоззрения не может существовать вне информационного общества. А технологии информационного общества базируются на постмодернистской мировоззренческой основе.

Об идентичности вспоминают тогда, когда нет уверенности в своей принадлежности, … когда человек не может с уверенностью определить свое место в многообразии поведенческих стилей и шаблонов.

Итак, современный постмодернизм представляет собой специфическое мировоззрение информационного общества, отличительной чертой которого является плюрализм, т.е. допущение одновременного сосуществования разнообразных точек зрения [14]. Многие точки уязвимости постмодерна связывают с тем, что как мировоззрение он не является универсальной системой координат для общества в целом. Степень его распространения ограничивается наличием доступа к информационным ресурсам. Тем не менее, в настоящее время практически не остается мест, не охваченных информационным полем. Развитие телевидения, интернета, сетей мобильной связи становится фактором, говорящем как о вхождении информационной культуры в жизнь основной массы населения, так и об изменении моделей идентификации под влиянием технологического прогресса. Если раньше для выхода за рамки сложившихся моделей идентичности было необходимо приложение особых, выходящих за рамки универсума усилий, то использование современных электронных гаджетов предельно упрощает выбор ролевой модели. Обратной стороной легкости достижения новой модели идентификации является отсутствие культурного и экзистенциального опыта использования средств, давших новые возможности.

Хотелось бы подчеркнуть, что рассуждая о постмодернизме, не следует, с одной стороны подходить к нему предвзято, но, и с другой стороны, оценивать его в сугубо положительных терминах. Постмодернизм – это неоднозначное, гетерогенное явление, имеющее как положительные, так и отрицательные стороны. Сегодняшнее состояние постмодернизма – это состояние рефлексии, цель которой выявить пропорции между конструктивными и деструктивными веяниями и обозначить пути преодоления всего негативного, что потенциально содержит постмодернизм.

Таким образом, анализ сегодняшнего кризисного состояния постмодерной мысли приводит к выводу об ее незавершенности, что, в свою очередь, и определяет возможности выхода из кризиса и перспективы дальнейшего развития постмодернизма, которые должны быть связаны с решением внутренних противоречий постмодернистских теорий. Основные из них вытекают из самой сути постмодернизма – принципа плюрализма, который порождает проблему трудности выбора в условиях постулируемой плюрализмом равнозначности, проблему выработки устойчивых ориентиров и моделей идентификации в гетерогенном и фрагментарном мире. Также немаловажна проблема сохранения общегуманистических ценностей в условиях тотального распространения новейших технологий и технологизации человеческой жизни. От решения этих принципиальных вопросов во многом зависит не только будущее парадигмы постмодерна, но сохранение устойчивой идентичности человека инфообщества.

Социально-политические следствия подобных представлений заключаются не только в скрытом инициировании силовых методов. Другая сторона их негативного влияния состоит в том, что они по сути дела приводят к практике невмешательства в ход событий – так как из имеющихся возможностей ни одна не является наилучшей, то логичней смириться с существующим положением дел. Тем самым теряется критический дух социальной философии, и творчество постмодернистов уже не так волнует политиков, как идеи экзистенциалистов и представителей Франкфуртской школы – власть предержащие могут спать спокойно. Таким образом, импликации постмодернистских положений в политический дискурс приводят к практике неоконсерватизма.

Существует мнение, что постмодернизм представляет собой мировоззрение перманентного кризиса [26]. И с этой точкой зрения трудно не согласиться. Какой бы сферы социокультурной реальности мы не коснулись, бы везде прослеживается кризисная ситуация – мировая экономика балансирует на грани коллапса, растет противостояние культур западного типа и радикальной исламской, разрастаются межнациональные конфликты, увеличивается разрыв между богатством и бедностью, традиционные институты семьи и брака дискредитированы, люди все в большей степени впадают в зависимость от своих технологических расширений. Сегодняшние реалии дают для социально-философской мысли широкий спектр исследований. И вопрос не в том, как будет называться философское направление, которое освоит это поле, вопрос в том какие идеи оно предложит для того, чтобы, по крайней мере, осмыслить ситуацию, в которой оказался мир, а в лучшем случае – дать рецепты выхода из кризиса идентичности охвативший постмодерную культуру инфообщества.

Задача СМИ в таких случаях, очевидно, сводится к обработке информационных фактов, придании им оттенка гедонизма и развлечения, которое предполагает интерактивность — обратную связь, взаимодействие потребителя контента к производителю.

мер, тестовое вещание интерактивного цифрового телевидения, получаемого на сотовый телефон, начато уже в 2005 г., в конце 2005 — начале 2006 гг. и в Воронеже;

Бурное развитие сети Internet, планируемое снижение тарифов в 5—10 раз за 3 года, постепенное привыкание к платному электронному контенту, защищенному авторскими и иными правами;

Постепенное отвыкание от пользования бумажными версиями газет, журналов, даже книг, развивающийся выпуск электронных книг, подписок на электронные версии журналов и газет;

Отдельно взятый человек при прочих равных условиях может с легкостью выстроить коммуникационную цепь с другим человеком в другой стране, находить собеседников по всему земному шару и не здороваться с соседом;

Небывалый пик популярности блогов (интернет-дневников, обычно посвященных какой-либо одной теме или проблеме), издаваемых простым человеком, в силу собственных способностей ставшим неплохим обозревателем.

Читайте также: