Исповедь в литературе кратко
Обновлено: 30.06.2024
Как понимается слово исповедь?
Исповедь – У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние. Быть на исповеди. 2. перен. Откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах (книжн.). (Толковый словарь Ожегова)
Для сравнения, нужно выделить три аспектах:
1) Эпоха, в которой жил автор.
2) Среда обитания повлиявшая на автора.
3) Мировоззрение автора.
Завершая анализ этих трех сочинений, хочу сказать, что в них есть схожести, а также и различия. Основное различие – это эпоха, в которой жили эти авторы. Другое – мировоззрение, которое исходит от эпохи. Это прослеживается в сочинениях. Сходство же в том, что чувствуется присутствие автора, его искренность. И проч.
А. М. Песков, В. Н. Турбин Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл. , 1981
Полезное
Смотреть что такое "Исповедь" в других словарях:
исповедь — исповедь, и … Русский орфографический словарь
ИСПОВЕДЬ — ИСПОВЕДЬ, таинство церкви, раскрытие верующим своих грехов священнику и получение от него прощения ( отпущения грехов ) именем Иисуса Христа. Исповедь сначала была публичной, затем стала тайной, обязательной. В католицизме тайная исповедь… … Современная энциклопедия
Исповедь — ИСПОВЕДЬ, таинство церкви, раскрытие верующим своих грехов священнику и получение от него прощения (“отпущения грехов”) именем Иисуса Христа. Исповедь сначала была публичной, затем стала тайной, обязательной. В католицизме тайная исповедь… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ИСПОВЕДЬ — ИСПОВЕДЬ, исповеди, жен. 1. В христианской церкви покаяние в своих грехах перед священником; обряд отпущения священником грехов после опроса кающегося (церк.). Во время исповеди. Быть на исповеди. 2. Искреннее и полное признание в чем нибудь,… … Толковый словарь Ушакова
исповедь — таинство, признание, треба, сознание, покаяние Словарь русских синонимов. исповедь см. признание Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
Исповедь — см. Мемуарная литература. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
исповедь — ИСПОВЕДЬ, покаяние несов. и сов. ИСПОВЕДОВАТЬСЯ/ИСПОВЕДАТЬСЯ, каяться/покаяться … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Исповедь – это художественное произведение либо часть произведения, в которых повествование ведется от первого лица и повествователь впускает читателя в глубины своего внутреннего мира.
Жанр исповеди в эпоху Средневековья
Исходя из определения жанра исповеди, к нему относят:
- Дневник;
- Роман в письмах;
- Автобиографию.
Они могут принадлежать как к художественной литературе, так и к художественно-документальной. Ряд писателей свои произведения называли исповедью и даже включали это слово в название.
С точки зрения религии смысл исповеди заключается в признании своей вины перед Богом, в максимальной отдаче и самоанализе. Человек в процессе исповеди касается самых интимных моментов жизни, анализирует их, признается в ошибках и получает прощение через признание. Своим произведением Августин Аврелий перевел религиозный обряд исповеди в литературную плоскость, сделал его жанром литературы.
Готовые работы на аналогичную тему
В исповеди Августина адресатом выступает все человечество, а в исповеди Абеляра – именно Творец.
Современная исповедь
В современной литературе исповедальность и исповедь звучать менее религиозно, скорее аналитически. Расширился и диапазон исповедальной литературы. Жанр исповеди стал возможностью вынести на обсуждение проблем общества и привлечь к ним внимание. Элемент автобиографии приобрел в жаре исповеди важное значение. а покаяние и религиозное осознание отошло на второй план. То есть в современности диалоговость исповеди направлена на читателя, который будет по-своему судить автора.
Блог – это сетевой дневник.
И это по определению придает оттенок исповедальности содержанию блога. Не все блоги являются дневниками, но тенденция в большинстве такова. По мнению Д. Новокшонова, исповедальность является главным оружием блогера.
Блоги сочетают в себе традицию эпистолярного жанра и дневниковой литературы. дневники и письма традиционно отличаются интимностью, откровенностью, честностью перед самим собой и перед невидимым собеседником. В блогах невидимы собеседник интерактивен, осязаем. И от этого мотив проповеди в блогах становится наиболее ярким и очевидным.
Современная исповедь, в отличие от средневековой, вышла за рамки клерикальной литературы. В современной литературе исповедь является психоаналитическим разговором с самим собой, а также социальным заявлением, призывом к обществу обратить внимание на больные вопросы и проблемы. Современная исповедь откровенная, иногда эта откровенность шокирует. На первый план выходит готовность к диалогу и эпатажность.
Философский жанр исповеди столь же привлекателен и интересен, сколь трудноопределим. Трудноопределим в том смысле, что с неизбежностью отсылает к двум проблемам. Первая проблема - размытость и неустойчивость самого понятия исповеди. Исповедь, зафиксированная в религиозном сознании как таинство покаяния, и исповедь как феномен культуры, исповедь как выражение индивидуального опыта и исповедь как жанр философии и литературы - далеко не одно и то же. Вторая проблема - специфичность исповеди, ее отличие от других философских жанров. Именно с этими проблемами мы сталкиваемся при попытке объяснить явную привлекательность исповеди с точки зрения философского жанра. Особое значение приобретает вопрос об истоках исповедальности как таковой. Каким образом исповедь соотносится с бытием человека, его предельными и глубинными основаниями? Какова роль исповедального слова в культуре? Каков философский смысл исповеди? Без ответа на эти вопросы невозможно уловить жанровую специфичность исповеди.
Еще один немаловажный момент для исповеди, это ее связь со знанием и познанием. В исповеди человек осмысляет некое знание о себе самом, тайное, сокровенное знание и вместе с тем, проговаривая это знание, заново переживая свою жизнь, познает, обретает новое знание. Исповедь, таким образом, это и познание. Познание себя через себя, познание своего прошлого, будущего и настоящего. Не случайно поэтому и то, что исповеди пишутся в переломные моменты, как для самого человека, так и для целых эпох. На переломном этапе жизни и истории очень важно совершить переоценку всех самых сокровенных смыслов, исповедоваться, понять и познать свое предназначение перед лицом неведомого грядущего.
Исповедь тесно сопряжена с покаянием. Иногда даже выступает в роли синонима покаяния. Действительно, покаяние - лейтмотив любой исповеди. Оно неизбежно, так как если человек совершает исповедь, то он заведомо обречен на обнажение себя подлинного. Путь к самоуспокоению и самоувещеванию отрезан и отвергнут человеком, а значит, совершается покаяние, совершается исповедь. Истоки исповеди, истоки покаяния находятся в сфере неких абсолютных начал индивидуального бытия человека и обусловлены этими абсолютными началами. Эта особенность выводит исповедь из ряда прочих философских жанров и вообще способов философствования.
Таковы, на наш взгляд, некоторые особенности исповеди, определяющие ее уникальность в качестве философского жанра. Но для того, чтобы понять, почему философ приходит к мысли о написании исповеди; необходимо обратиться к конкретным примерам. Среди таких примеров наиболее яркие - исповеди Ж.-Ж. Руссо, Августина Блаженного, Л. Н. Толстого.
Таким образом, во всех трех исповедях мы видим различные отправные точки: для Августина это Бог, для Руссо - правда жизни, для Толстого - должное отношение к Богу. Однако общий смысл исповедей заключается в том, что в них раскрываются самые тайные, самые сокровенные страницы жизни человека. Другими словами, различие исповедей определяются различием тех отправных точек, с которыми эти тайные, глубинные переживания соотносятся. Исходя из этого, специфичность исповеди как жанра состоит еще и в том, что отправные точки являются для авторов абсолютными ценностями. Именно поэтому исповеди пишутся предельно откровенно, и в них все самые высокие потенции человеческого сознания работают с предельным, почти абсолютным напряжением. Отправная точка в исповеди (например, Правда у Руссо) в качестве абсолютной ценности требует такого же абсолютного статуса и от конечной точки. Говоря точнее, эти точки совпадают. Исповедь, таким образом, - это круг восхождения от абсолюта к абсолюту, и на пути этого восхождения человеку открываются бездны и вершины собственного бытия.
Именно эта постановка самых фундаментальных философских проблем и делает исповедь подлинно философским жанром. На примере конкретной, живой личности, ее поисков и страданий, взлетов и падений, трагедия и величие человека наблюдаются особенно ярко. Человек в исповеди проектирует себя будущего и настоящего, пусть даже перед лицом смерти, через себя прошлого. Через познание себя человек познает мир. В этом - неповторимость и уникальность исповеди как философского жанра. Благодаря этой уникальности жанр исповеди в ХХ веке не исчерпал себя. И вряд ли когда-нибудь исчерпает.
Философский жанр исповеди столь же привлекателен и интересен, сколь трудноопределим. Трудноопределим в том смысле, что с неизбежностью отсылает к двум проблемам. Первая проблема - размытость и неустойчивость самого понятия исповеди. Исповедь, зафиксированная в религиозном сознании как таинство покаяния, и исповедь как феномен культуры, исповедь как выражение индивидуального опыта и исповедь как жанр философии и литературы - далеко не одно и то же. Вторая проблема - специфичность исповеди, ее отличие от других философских жанров. Именно с этими проблемами мы сталкиваемся при попытке объяснить явную привлекательность исповеди с точки зрения философского жанра. Особое значение приобретает вопрос об истоках исповедальности как таковой. Каким образом исповедь соотносится с бытием человека, его предельными и глубинными основаниями? Какова роль исповедального слова в культуре? Каков философский смысл исповеди? Без ответа на эти вопросы невозможно уловить жанровую специфичность исповеди.
Еще один немаловажный момент для исповеди, это ее связь со знанием и познанием. В исповеди человек осмысляет некое знание о себе самом, тайное, сокровенное знание и вместе с тем, проговаривая это знание, заново переживая свою жизнь, познает, обретает новое знание. Исповедь, таким образом, это и познание. Познание себя через себя, познание своего прошлого, будущего и настоящего. Не случайно поэтому и то, что исповеди пишутся в переломные моменты, как для самого человека, так и для целых эпох. На переломном этапе жизни и истории очень важно совершить переоценку всех самых сокровенных смыслов, исповедоваться, понять и познать свое предназначение перед лицом неведомого грядущего.
Исповедь тесно сопряжена с покаянием. Иногда даже выступает в роли синонима покаяния. Действительно, покаяние - лейтмотив любой исповеди. Оно неизбежно, так как если человек совершает исповедь, то он заведомо обречен на обнажение себя подлинного. Путь к самоуспокоению и самоувещеванию отрезан и отвергнут человеком, а значит, совершается покаяние, совершается исповедь. Истоки исповеди, истоки покаяния находятся в сфере неких абсолютных начал индивидуального бытия человека и обусловлены этими абсолютными началами. Эта особенность выводит исповедь из ряда прочих философских жанров и вообще способов философствования.
Таковы, на наш взгляд, некоторые особенности исповеди, определяющие ее уникальность в качестве философского жанра. Но для того, чтобы понять, почему философ приходит к мысли о написании исповеди; необходимо обратиться к конкретным примерам. Среди таких примеров наиболее яркие - исповеди Ж.-Ж. Руссо, Августина Блаженного, Л. Н. Толстого.
Таким образом, во всех трех исповедях мы видим различные отправные точки: для Августина это Бог, для Руссо - правда жизни, для Толстого - должное отношение к Богу. Однако общий смысл исповедей заключается в том, что в них раскрываются самые тайные, самые сокровенные страницы жизни человека. Другими словами, различие исповедей определяются различием тех отправных точек, с которыми эти тайные, глубинные переживания соотносятся. Исходя из этого, специфичность исповеди как жанра состоит еще и в том, что отправные точки являются для авторов абсолютными ценностями. Именно поэтому исповеди пишутся предельно откровенно, и в них все самые высокие потенции человеческого сознания работают с предельным, почти абсолютным напряжением. Отправная точка в исповеди (например, Правда у Руссо) в качестве абсолютной ценности требует такого же абсолютного статуса и от конечной точки. Говоря точнее, эти точки совпадают. Исповедь, таким образом, - это круг восхождения от абсолюта к абсолюту, и на пути этого восхождения человеку открываются бездны и вершины собственного бытия.
Именно эта постановка самых фундаментальных философских проблем и делает исповедь подлинно философским жанром. На примере конкретной, живой личности, ее поисков и страданий, взлетов и падений, трагедия и величие человека наблюдаются особенно ярко. Человек в исповеди проектирует себя будущего и настоящего, пусть даже перед лицом смерти, через себя прошлого. Через познание себя человек познает мир. В этом - неповторимость и уникальность исповеди как философского жанра. Благодаря этой уникальности жанр исповеди в ХХ веке не исчерпал себя. И вряд ли когда-нибудь исчерпает.
Читайте также: