Джон кейдж биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Джон Ми́лтон Кейдж (англ. John Milton Cage Jr. ; 5 сентября 1912 года — 12 августа 1992 года) — американский композитор, философ, поэт, музыковед, художник. Пионер в области алеаторики, электронной музыки и нестандартного использования музыкальных инструментов, Кейдж был одной из ведущих фигур послевоенного авангарда. Критики называли его одним из самых влиятельных американских композиторов ХХ-го столетия.

Содержание

Биография

1912-31: Детство и юность

Кейдж убедил родителей, что поездка в Европу будет более выгодной для будущего писателя, нежели обучение в колледже. [11] Впоследствии он автостопом приехал в Галвестон (Galveston) и затем морем прибыл в Гавр (Le Havre), где сел на поезд, отправлявшийся в Париж. [12] Кейдж оставался в Европе примерно 18 месяцев, пробуя себя в различных видах искусства. Сначала он изучил готическую и греческую архитектуру, но решил, что архитектура не настолько интересна, чтобы посвятить ей всю жизнь. [13] Тогда он начал заниматься живописью, поэзией и музыкой. Именно в Европе он впервые услышал музыку современных композиторов (Игорь Стравинский и Пауль Хиндемит) и наконец узнал музыку Иоганна Себастьяна Баха, с которой не был знаком прежде.

1931-36: Обучение

Следуя совету Коуэлла, Кейдж приехал в Нью-Йорк в 1933 году и начал учиться у Вайса, но так же продолжал брать уроки у Коуэлла в Новой Школе. [19] Он подрабатывал, занимаясь мытьём стен в Бруклинском Христианском Союзе Молодых Женщин США (YWCA) [23] . Повседневная жизнь Кейджа в тот период была, очевидно, очень утомительна: четыре часа сна почти каждую ночь, и четыре часа сочинения каждый день, который начинался в 4 часа утра. [23] [24] Спустя несколько месяцев, в том же 1933 году, Кейдж стал достаточно хорош в сочинении, чтобы заниматься с Шёнбергом. [25] Он не имел достаточно средств, чтобы оплатить уроки Шёнберга. Но, когда Кейдж упомянул об этом, композитор спросил его, посвятит ли Кейдж всю свою жизнь музыке. После того, как Кейдж ответил утвердительно, Шёнберг предложил обучать его бесплатно. [26]

Некоторое время, в 1934-35, когда Кейдж учился у Шёнберга, он работал в магазине прикладного искусства его матери, где он встретил художницу Ксению Андреевну Кашеварову. Она была уроженкой Аляски, дочерью российского священника; её работа охватывала прекрасные переплеты книг, скульптуру и коллаж. Хотя Кейдж имел некоторые отношения с Доном Сэмплом (Don Sample), когда он встретил Ксению, он сразу же влюбился. Джон Кейдж и Ксения Кашеварова сыграли свадьбу в пустыне в Юме (Yuma), Аризона, 7 июня 1935. [32]

Творчество

Музыка



„Я оперирую случайным: это помогает мне сохранить состояние медитации, избежать субъективизма в моих пристрастиях и антипатиях“

Однако, алеаторика окончательно сформировалась не в творчестве Кейджа. В 1957 году появились „Klavierstück XI“ К. Штокхаузена и Третья фортепианная соната П. Булеза. Спустя некоторое время Булез написал статью „Alea“, которая стала манифестом алеаторики. В ней же содержались и теоретические обоснования алеаторической техники письма. Сравнивая музыку Кейджа с алеаторикой Булез подчёркивает различия между творческими подходами, методами.

Список произведений

Литература

Русскоязычная литература

• Петрусёва Н.А. О переписке Пьера Булеза и Джона Кейджа // Музыка и время. М., 2011 – № 1. C. 18–21.


Джон Кейдж родился 5 сентября 1912 года в Лос-Анджелесе. Сын изобретателя, он достаточно рано проявил самостоятельность: в двенадцать лет Джон уже вел программу на радиостанции KNX, иллюстрируя рассказ исполнением произведений на фортепиано.

В 1928 году Кейдж поступил в Помона-Колледж, но через два года уехал в Париж, где много рисовал, писал стихи, сочинял музыку и одновременно работал у архитектора, сотрудничавшего с художником-дадаистом Марселем Душамом.

Вернувшись в 1931 году в Калифорнию, Джон работал поваром и садовником, одновременно приступив к изучению музыки двенадцати тонов Арнольда Шонберга. В 1934 году, когда Шонберг переехал в Лос-Анджелес, скрываясь от нацистского преследования, Кейдж убедил композитора давать ему бесплатные уроки композиции. Расхождение в стилях и философских подходах учителя и ученика обнаружились почти сразу: Шонберг понимал это, и дал тогда Кейджу своеобразную оценку, назвав его "не композитором, а гениальным изобретателем". Эта оценка всегда была лестна Кейджу.

В 1937 году Кейдж на некоторое время переехал жить в Сиэтл. Там он работал концертмейстером в танцевальном классе Школы искусств, где познакомился с танцором и хореографом Мерсом Каннингемом. Эта встреча стала судьбой Кейджа. В течение последующих 55 лет Кейдж и Каннингем шли рука об руку и в жизни, и в искусстве. Впоследствии их личный и творческий союз даже получил своеобразный титул "самого красивого гомосексуального союза в мире". В 40-е годы тандем Кейдж и Каннингем, под названием "Верим в себя", гастролировал по всему миру.

Обосновавшись в Нью-Йорке, Кейдж поступил на курсы дзен-буддизма в Колумбийском университете, учеба на которых сыграла важную роль в развитии его творческой индивидуальности. Глубокое впечатление на Кейджа произвело восточное учение о роли случая в делах космических и человеческих. Среди значительных работ, появившихся в результате этого интереса, был "Воображаемый пейзаж 4" (1951). Это произведение написано на основе вещания двенадцати радиостанций.

Кульминацией периода экспериментов Кейджа стало знаменитое "4'33" для фортепиано" (1952). Тишина на сцене в течение четырех минут и тридцати трех секунд, создает пространство, в котором возможны любые звуковые явления – проезжающие машины, случайное покашливание публики, звуки собственного сердцебиения. Разумеется, публика не знала, как реагировать, и нередко освистывала произведение Кейджа самым бесцеремонным образом. Даже сейчас, когда музыкальные теоретики объяснили простым смертным что и как надо воспринимать, что думать и вообще что за всем этим стоит, такое явление тишины в музыке до сих пор остается загадкой и одновременно выдающимся открытием композитора. Вот где сказались гены изобретателя!

Эпизодическая женитьба Кейджа в 40-х годах не повлияла на его отношения с Каннингемом: до самой смерти 12 августа 1992 года он и Мерс Каннингем жили вместе в Нью-Йорке.

Философ и композитор, Кейдж также был писателем и оставил несколько трудов, среди которых "Тишина" (1961), "Понедельник год спустя" (1967), "Пустые слова" (1979), "Тема и вариации" (1982) и "X" (1983). Джон Кейдж не только стал основателем совершенно нового течения в музыке, тем самым повлияв на целое поколение композиторов, но привнес элементы своей космогонии в живопись, танец и поэзию. Любой звук, согласно его философии, есть музыка. Благодаря Кейджу весь мир становится музыкой и мы, слушатели, однажды поддавшись обаянию его инвенций, уже никогда не услышим мир в прежнем звучании.

Музыка для танцевальной драмы: хореография Мерса Каннингема, Нью-Йорк 1944 для фортепиано соло и голоса. Первое монографическое издание музыки Джона Кейджа в России.


Американский композитор Джон Кейдж справедливо считается одним из лидеров авангардной музыки. Его творчество всегда вызывало и продолжает вызывать немало споров и противоречивых оценок, но можно с уверенностью сказать одно: после произведений, созданных Кейджем, в музыкальном искусстве уже не осталось правил, которые можно было бы отменить.

Добравшись автостопом в Галвестон, он сел на пароход до Гавра, а оттуда поездом уехал в Париж. В течение полутора лет, проведенных в Европе, он посетил Германию, Испанию, Капри, Майорку, изучал античную и средневековую архитектуру, писал картины. Одним из ярчайших впечатлений оказалось знакомство с творениями композиторов разных эпох, неведомыми ему прежде – Иоганна Себастьяна Баха, Игоря Федоровича Стравинского, Пауля Хиндемита. В это же время он начал пробовать перо как композитор – пьесы основывались на математических формулах.

Возвратившись на родину в 1931 г., Джон Кейдж обосновался в городе Санта-Моника, расположенном в Калифорнии. Источником средств к существованию для него стало чтение лекций о современном искусстве, одновременно он обучался у пианиста Ричарда Бахлига, продолжал писать картины и сочинять музыку. Заметив, что его композиторские опыты вызывают больше одобрительных отзывов, чем живописные, он окончательно забросил изобразительное искусство и сосредоточил все усилия на искусстве музыкальном. Несколько сочинений он послал американскому композитору Генри Коуэллу, и тот посоветовал ему стать учеником Арнольда Шёнберга, но сначала взять несколько уроков у его бывшего ученика Адольфа Вайса.

Перебравшись в 1933 г. в Нью-Йорк, он последовал этому совету. Ему приходилось зарабатывать на жизнь, трудясь уборщиком, и чтобы оставалось время на занятия композицией, спал он не больше четырех часов в сутки. Почувствовав, что он уже готов заниматься с Шёнбергом, Кейдж встретился с композитором, и тот стал учить его бесплатно, заручившись обещанием, что ученик посвятит жизнь музыке.

У Шёнберга Кейдж обучался два года. Наставник вызывал его восхищение, но Шёнберг же не удостаивал его сочинения особых похвал. Много лет спустя композитор признал Кейджа самым интересным из своих учеников – по мнению Шёнберга, это был не композитор, а гениальный изобретатель.

Кейдж создал немало произведений для различных составов – обычного и подготовленного фортепиано, хора, ансамблей разного состава, скрипки, виолончели, а также электронную музыку. После сорока лет композиторской деятельности он, по его признанию, уже не чувствовал особой потребности в сочинении музыки, однако продолжал этим заниматься, помня обещание, данное Шёнбергу. Его последние произведения были написаны в 1992 г. – незадолго до смерти композитора.

Статья №12: Не только 4′33″. Музыкальный дзен Джона Кейджа

Концепт победил?

Упоминание Джона Кейджа никогда не обходится без упоминания о его наиболее известном творении – четырех с половиной минутах тишины. В данной статье зацикливаться на нем не хочется: задумка крайне проста и хороша в своей простоте, но слишком много материалов посвящено объяснению этой простоты.

На самом деле, любопытен другой момент: подход Джона Кейджа знаменателен тем, что оказался крупной победой концепта над музыкой. 4′33″же оказалось победой концепта над Джоном Кейджем. Но давайте разбираться.

Становление композитора

Джон Кейдж с молодости планировал связать свою жизнь с творчеством, но изначально видел себя писателем. С обучением в американском колледже не задалось, и с целью набраться писательского опыта в 1930 Кейдж отправляется путешествовать по Европе. Музыка всё это время присутствовала в его жизни, но терялась на фоне множественных мимолетных творческих увлечений архитектурой, поэзией, живописью и другими сферами человеческого самовыражения.


Тем не менее, к концу поездки Кейдж уже начал сочинять и по возвращению в США целенаправленно решил обучаться музыке. После нескольких менее примечательных учителей Кейдж в 1933 году попал в руки Арнольда Шёнберга, автора додекафонической техники. К тому моменту Кейдж окончательно определился с тем, что посвятит свою жизнь музыке (и даже дал клятву), в виду чего именитый учитель и согласился обучать Джона бесплатно.

Отношения между учителем и учеником были по-кинематографически странными. В то время как Кейдж откровенно фанател и проявлял исключительно обожание, Шёнберг отвечал тем, что можно назвать уважительным неприятием. Надо понимать, что творчество Кейджа с самого начала было концептуальным и экспериментальным, то есть специфичным и оторванным от традиции классической музыки. Собственно, Шёнберг как композитор, находящийся в русле академической традиции, вообще не воспринимал Кейджа как музыканта, он корректно называл ученика гениальным изобретателем.

И это крайне любопытный момент. Главный учитель и кумир Кейджа никогда не хвалил его музыку, а по доступным нам данным можно сделать вывод, что Шёнберг скорее всего относился к ней с неприязнью, но, тем не менее, он находил в себе силы признать инновационность и нетривиальность музыкального мышления ученика. Именно на почве творческого непонимания их пути разошлись в 1935 году.

Эта ситуация ознаменовала начало самостоятельной карьеры Джона Кейджа, который впоследствии станет в определенном смысле более значимым и точно более известным композитором, нежели его преподаватель-кумир.

Элемент случайности

Вполне вероятно, что отчасти Кейдж вдохновился и методом автоматического письма, которое как раз-таки было крайне актуально в годы европейского путешествия композитора.

Шум, тишина и дзен

Наравне со случайностью, концепт тишины – это второй столп в творчестве американского композитора и второй пример влияния восточной культуры. Несомненно, Кейджа впечатлил дзен-буддизм, хоть на деле подход Джона больше похож на даосский. Ведь композитор не принимает тишину как таковую, что сделал бы дзен-буддист, он принимает её как особый набор звуков – звучание органов внутри своего тела и шума окружающего мира.


Кейдж на переднем плане справа, на заднем – Брайан Фёрнихоу, композитор, которого можно назвать антиподом Кейджа, ведь если первый упрощал музыку, сближая её с действительностью, то Фёрнихоу всеми силами усложнял, отдаляя свои работы от природы и реальности, манифестируя тем самым процесс музыкальной композиции, как таковой.

Для Кейджа тишина и шум во многом были понятиями синонимичными и неотрывными друг от друга. К слову, их тоже стоит воспринимать в данном случае как концепты, а не буквальное наличие или отсутствие звуков. Для примера, в случае с той же композицией для 12 радиоприёмников существует явный воспроизводимый ими шум и концептуальная тишина. Отсутствие и тишина музыки, как мы её привыкли понимать (ведь она в произведении занимает лишь незначительную, составную и необязательную роль), которая является лишь вариантом того, что может проскочить на радио.

Собственно, отличный пример постмодернизма – музыкальное произведение, которое выражает отсутствие музыки посредством её деконструкции до составного элемента, антимузыкального шума.

Подготовленное фортепиано и использование необычных инструментов

Из кейджевского понимания тишины и шума напрямую проистекает использование необычных инструментов и восприятие обычных вещей, как музыкальных инструментов. Изобретательность Кейджа порой касалась не только игры с музыкальными концептами, но и вполне практических новаторств.

Главным таким новаторством является подготовленное фортепиано – модификация оригинального инструмента, на струны и молоточки которого помещаются любые подходящие предметы, придающие звучанию перкуссионный характер. Если проще, то такое улучшение приближает пианино к ударным, а в некоторых случаях и вовсе превращает.

Здесь используется всё то же радио, а также карты, вода, ну а из привычных музыкальных инструментов – ксилофон. Отличный пример работы с шумом и тишиной, а также необычного использования инструментов и включение элемента случайности.

Не только музыка

Кейдж был сторонником совмещения различных видов искусств. Он и сам на протяжении музыкальной карьеры занимался живописью и писательством. Композитор рассматривал искусство как целостный процесс, в котором одни его виды неотделимы от других. Именно поэтому Кейдж использовал текстовые пояснения к композициям и графическую нотацию – нетрадиционный и свободный способ записи музыкального произведения.

Кроме того, Кейдж взаимодействовал с представителями других сфер искусства. Так, к примеру, на почве увлеченности современным танцем во время работы в UCLA Кейдж познакомился с Мерсом Кеннингемом, довольно важной фигурой в жизни композитора, с которой сложилось творческое и не только партнерство.


Отдельно стоит отметить личное изобретение Кейджа в области современного искусства – хеппенинги. Это действие, похожее на перфоманс, но в отличие от него не имеющее чёткой задумки и сценария. Иными словами, происходит некое творческое действо, в котором творец и аудитория являются непосредственными и равноправными участниками.

Не только постмодернистское творчество

Называя Кейджа изобретателем, Шёнберг уловил крайне важный момент. Изобретения, в отличие от произведений искусства, в большей мере имеют претензию на общеупотребимость, сильнее зависят от времени и являются чем-то практическим, нежели эстетическим.

В этом отношении Джон Кейдж примечателен тем, что за 60 лет музыкального творчества он успел изобрести столько, что даже сейчас прямое копирование определённой значительной части его работ будет восприниматься как новаторство. Врочем, главное наследие изобретательской части творчества Кейджа состоит в том, что он привнёс множество музыкальных элементов, с которыми можно работать и экспериментировать – по сути, именно это успешно происходило и происходит.

Помимо чистой концептуальности и постмодернизма, у Кейджа есть часть творчества, которую можно назвать музыкальной в традиционном смысле, т. е. композиции, находящиеся в ощутимых эстетических рамках или попросту воспринимаемых и понимаемых слухом. Причем подобные работы не возникают в какой-то определенный период, а присутствуют на протяжении всего пути по соседству с постмодернистскими экспериментами. Приведем пару примеров.

В целом работы для фортепиано тем, кто воспринимает Кейджа, как полнейшего постмодерниста, могут показаться неожиданно мелодичными, склонными к минимализму.

Визионер современной музыки

Эксперименты и задумки Кейджа стали вдохновением для многих значительных деятелей не только классической, но и современной музыки вообще. К первым можно отнести раннего Филипа Гласса, ко вторым – основателя эмбиента Брайана Ино. Следовательно, Джона Кейджа вполне правомерно назвать крестным отцом эмбиента, жанра, в котором музыкальное восприятие шума и тишины всегда было одним из важнейших элементов.


Брайан Ино и Джон Кейдж

Тем не менее, Джон Кейдж успел не только многое изобрести, но и предсказать. В частности, он предрекал индивидуализацию и упрощение с одновременным расширением возможностей процесса создания музыки. Под этим он имел в виду, что в будущем композитору посредством компьютера будет доступно множество различных инструментов и звуков, с помощью которых создавать музыку будет значительно легче. Тем самым в будущем Кейдж видел тенденцию упразднения различия между ролями автора, исполнителя и слушателя, что он поддерживал и сам, развивая хеппененги.

В целом Джон Кейдж абсолютно верно уловил вектор развития зарождавшейся вокруг него электронной музыки. Его предсказание точно описывает современный процесс создания музыки, когда один человек, используя виртуальные инструменты, саундбанки и семплы может создавать как и кромешный поп, рвущий все возможные чарты, так и какую-нибудь совсем подземную, специфическую и нацеленную на определенный круг ценителей музыку.

Ладно, что там с 4′33″?

Кейджа опередили как минимум два человека - Альфонс Алле и Казимир Малевич. Американец просто стал самым известным привносителем тишины и пустоты в музыку. Как было описано выше, некоторые менее известные новаторства Кейджа в значительно большей мере повлияли на последующую музыку, вплоть до предсказания определенных жанров и характера современной музыки.

По традиции, если искать, с кем сравнить Кейджа из иных сфер человеческой деятельности, то на ум приходит Жан Бодрийяр. По аналогии с ним Джона Кейджа также хочется назвать гуру постмодерна, но только музыкального. И так же, как и Бодрийяр, композитор в значительной мере повлиял на свою сферу деятельности и посредством этого стал известен за её пределами.

Конкретная музыка направление авангардной музыки, ориентированное на работу с записанными звуками, зачастую природными. В современном смысле её можно описать, как создание музыки из семплов, записанных самим музыкантом, либо же просто характерных для этого жанра.

Семпл небольшой записанный или вырезанный звук или музыкальная фраза. Особая история связывает семплы и такой современный жанр, как хип-хоп. В нём семплирование является наиболее олдскульным способом создания музыки. Собой оно представляет следующий процесс – битмейкер находит и вырезает из других композиций нужные звуки от частей партии ударных до мелодических кусков, а после из добытых семплов составляет свой трек.

Читайте также: