Использование электронных таблиц для обработки числовых данных кратко

Обновлено: 05.07.2024

Электронные калькуляторы являются специализированными программными приложениями, предназначенными для произведения вычислений.

Электронные калькуляторы по своим функциональным возможностям соответствуют аппаратным микрокалькуляторам .


Аппаратные микрокалькуляторы могут существенно различаться по своим возможностям и областям применения. Простые микрокалькуляторы позволяют осуществлять только арифметические операции над числами и используются в быту.

Инженерные микрокалькуляторы позволяют также вычислять значения различных функций и используются в процессе обучения и для инженерных расчётов; программистские микрокалькуляторы позволяют проводить вычисления в различных системах счисления и другие операции.


Электронные калькуляторы гораздо удобнее, так как могут обладать возможностями всех вышеперечисленных типов аппаратных микрокалькуляторов.

  • электронные таблицы;
  • пакеты статистической обработки данных;
  • специализированные математические пакеты прикладных программ.

Электронной называется таблица, создаваемая в компьютере как универсальное программное средство для автоматизации расчётов над табличными данными.

Электронные таблицы ( SuperCalc, Excel, Lotus, Quattro Pro, SDSS Spreadsheet, VistaCalc, GS-Calc ) относятся к классу систем обработки числовой информации, называемых Spreadsheet .

Screenshot_6.jpg

Первая электронная таблица VisiCalc была выпущена в \(1979\) г., и именно с этого момента принято вести отсчёт истории электронных таблиц как самостоятельного вида программного обеспечения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале рассматриваются основы работы с табличным процессором Microsoft Office Excel: структура окна программы, основные понятия, ввод и редактирование данных, форматирование данных и ячеек, использование встроенных функций, построение диаграмм и графиков, запись формул

Электронная таблица – это прикладная программа для работы с большими массивами числовой информации. Электронная таблица (ЭТ) позволяет хранить в табличной форме не только большое количество исходных данных, результатов расчётов, но и математические соотношения между ними, значения которых автоматически пересчитываются по заданным формулам при изменении значений исходных данных.

Основные сферы применения ЭТ

расчёт использования денежных средств в финансовых операциях

статистическая обработка данных

математическое моделирование процессов

Основные функции электронных таблиц

вычисления с участием данных, находящихся в таблице;

поиск и сортировка информации;

графическое отображение числовой информации из таблицы (построение графиков и диаграмм);

статистический анализ данных.

Запуск Excel: Пуск – Все Программы – Microsoft Office – Microsoft Excel.

строка заголовка

строка меню;

панель инструментов (содержит кнопки наиболее часто используемых команд);

панель форматирования;

поле имени (указывает имя выделенной ячейки);

строка формул (служит для ввода и редактирования содержимого ячейки);

рабочая область;

вкладки листов;

полосы прокрутки.

Документ в Microsoft Excel называется рабочей книгой.

Файлы рабочих книг имеют расширение .xls или .xlsх.


Рабочая книга состоит из листов (при запуске по умолчанию выводится три листа). Минимальный элемент ЭТ называется ячейкой.

Строки в ЭТ обозначаются цифрами, столбцы – буквами латинского алфавита.

Адрес ячейки указывается следующим образом:

сначала указывают имя столбца (A, B, C, D, ….)

затем указывают имя строки.

Например: A1, B2, C5, D11

Диапазон ячеек–это совокупность нескольких ячеек.

Например: С4:С9 – элементы столбца С с 4-го по 9-й.

A3:D11 – элементы прямоугольного диапазона

Ввод данных – это запись в ячейки информации: текста, чисел, формул.

Ввод данных осуществляется двумя способами:

1. С помощью строки формул: для этого необходимо выделить ячейку, щёлкнуть в строке формул и ввести данные. При этом слева появятся кнопки:

X (Esc) – выход из режима редактирования без сохранения изменений;

V (Enter) – выход из режима редактирования с сохранением изменений.

2. Непосредственным способом: выделить ячейку и осуществить ввод данных (при этом вводимые в ячейку данные будут отображаться в строке формул).

Способы редактирования данных

выделить ячейку и ввести новые данные (при этом ранее введённое содержимое ячейки будет утеряно);

выполнить двойной щелчок по ячейке и внести необходимые изменения;

выделить ячейку, нажать клавишу F2 и внести нужные изменения;

выделить ячейку, щёлкнуть мышью в строке формул и ввести изменения.

Вызов списка форматов выполняется с помощью команды контекстного меню Формат ячеек. Затем в диалоговом окне Формат ячеек необходимо открыть вкладку Число и выбрать необходимый числовой формат данных. Существуют также логические значения Истина и Ложь, используемые при операциях сравнения.

Примеры числовых форматов данных: общий, числовой, денежный, финансовый, текстовый, процентный, дробный, дата, время и др.

Использование формул в ЭТ

Формулы в Microsoft Excelэто выражения, описывающие вычисления в ячейках.

Формулы вписываются в строку формул.

Формулы могут включать следующие компоненты:

операторы, т.е. инструкции для выполнения действий (+, - , *, / и т.д.)

данные (числа или текст)

ссылки на ячейки и диапазоны.

Примеры: = A1+B1;

Вычисление формул

2. ввести формулу, используя знаки арифметических операций (+, -,*,/,%), числа и имена ячеек

Пример. =2.5*А1

Операторы в Microsoft Excel

текстовый оператор ( & - объединение)

адресные операторы (используются для указания ссылок на ячейки)

арифметические операторы

Символ оператора

Название оператора

Пример формулы

Возведение в степень

4. операторы сравнения

Символ оператора

Название оператора

Пример формулы

Меньше или равно

Больше или равно

Приоритет операторов

Возведение в степень.

Умножение и деление.

Сложение и вычитание.

Использование встроенных функций в среде табличного процессора

Функции – это инструкции, которые вычисляют результат, обрабатывая аргументы.

Аргументы функции записывают после её имени в круглых скобках через точку с запятой.

Для вызова мастера функций необходимо выполнить команду Вставка – Функция либо щёлкнуть мышью по значку f(x) в панели инструментов.

Некоторые стандартные функции

Обозначение

Описание действия

Матема-

тические

вычисление синуса угла

вычисление косинуса угла

вычисление модуля числа

СТЕПЕНЬ (число; степень)

вычисляет степень заданного числа

СУММ (список аргументов)

вычисление суммы значений аргументов

вычисление квадратного корня из числа

Статис-

тические

СРЗНАЧ (список аргументов)

Вычисление среднего арифме-тического значений аргументов

МАКС (список аргументов)

Вычисление максимального значения среди аргументов

Вычисление минимального значения среди аргументов

Логическая функция

ЕСЛИ (логическое выражение; выра-жение 1; выражение 2)

Если логическое выражение истинно, то функция принимает значение выражения 1, иначе – значение выражения 2

Функция СУММЕСЛИ:

СУММЕСЛИ (диапазон; критерий; диапазон суммирования) – суммирует ячейки, заданные указанным условием

Функция СЧЁТЕЕСЛИ:

СЧЁТЕСЛИ (диапазон; критерий) – подсчитывает количество непустых ячеек в диапазоне, удовлетворяющих заданному условию

Построение диаграмм и графиков

Диаграммы и графики, как известно, предназначены для наглядного представления данных и облегчение восприятия больших массивов данных. Эту возможность представляют и ЭТ Microsoft Excel. Диаграммы обычно располагаются на рабочем листе и позволяют проводить сравнение данных, находить закономерности. Microsoft Excel предоставляет чрезвычайно широкие возможности в построении всевозможных видов диаграмм.

Виды диаграмм в Microsoft Excel: круговые, гистограмма, линейчатые, график, лепестковые, кольцевые и др.

Создание диаграмм с помощью Мастера диаграмм

выделить области данных, по которым будет строится диаграмма;

вызвать Мастер диаграмм (выполнить команду Вставка – Диаграмма либо нажать на соответствующую кнопку в панели инструментов);

выбрать тип диаграммы и щёлкнуть по кнопке Далее;

изменить диапазон данных (если необходимо) и щёлкнуть по кнопке Далее;

установить необходимые параметры диаграммы: название, подписи осей, подписи значений и щёлкнуть по кнопке Далее;

установить размещение диаграммы и щёлкнуть по кнопке Готово

Изменение отдельных параметров диаграмм

выделить диаграмму (выполнить щелчок мышью по диаграмме);

выбрать пункт меню Диаграмма (либо вызвать контекстное меню);

из появившегося меню выбрать необходимую команду;

в появившемся окне установить необходимые параметры;

щёлкнуть по кнопке Ok.

Быстрый способ создания диаграмм

выделить области данных, по которым будет строится диаграмма;

нажать клавишу F11.

При этом Microsoft Excel на основе выделенного диапазона построит стандартный тип диаграммы на отдельном листе.

Печать диаграмм

выполнить команду Файл – Печать (или нажать комбинацию клавиш Ctrl + P);

Цель работы:

  • Научиться вводить данные в электронные таблицы.
  • Научиться форматировать ячейки таблицы.
  • Научиться работать со встроенными функциями Microsoft Excel 2010.

Теоретический материал

Интерфейс Excel 2010. Стартовое окно программы содержит три пустых листа рабочей книги. Вверху находится лента с инструментами вкладок: Главная, Вставка, Разметка страницы, Формулы, Данные, Рецензирование, Вид.

Для вызова полного набора инструментов той или иной панели надо открыть окно данной панели, нажав на стрелочку в правом нижнем углу.



При этом откроется соответствующее окно с инструментами.

Пользователь, используя команды вкладки Главная, в документе Microsoft Excel 2010 может отформатировать ячейки и документ.

Формат ячейки включает в себя параметры, которые определяют:

  • вид представления числового значения ячейки (Главная/ Число или в контекстном меню Формат ячейки/ Число);
  • выравнивание и ориентацию содержимого ячейки (Главная/ Выравнивание или Формат ячейки/ Выравнивание);
  • вид шрифта (Главная/ Шрифт или Формат ячейки/ Шрифт);
  • обрамление ячейки (Главная/ Шрифт или Формат ячейки/ Граница);
  • Заполнение (фон) ячейки (Главная/ Шрифт или Формат ячейки/ Заливка).

Кроме этого, можно установить параметры защиты данных, записанных в ячейку (Главная/ Ячейки/ Формат/ Защита или Формат ячейки/ Защита). Так же на вкладке Главная можно задать стиль ячеек или таблицы (Главная/ Стили).

Команды группы Ячейки позволяют Вставить или Удалить ячейки, строки и столбцы. С помощью команды Формат задать Размер, Видимость строки или столбца, Упорядочить листы и установить Защиту.

Обычно ячейки форматируются путем изменения отдельных параметров. Перед тем как изменить формат ячейки, необходимо установить на нее табличный курсор. Если же требуется установить формат для нескольких ячеек одновременно, следует предварительно выделить эти ячейки.

Ввод данных в ячейки Excel

В ячейки листа Excel можно вводить – числовые данные, текстовые данные и формулы. Кроме того, есть возможность ввести логические и ошибочные значения, значения даты и времени.

После ввода цифровых и текстовых данных нет необходимости нажимать клавишу Enter. Для перехода к следующей ячейке достаточно воспользоваться клавишами со стрелками или клавишей Tab.

Если необходимо начать ввод данных в текущей ячейке с новой строки, перейдите в режим редактирования ячейки и нажмите клавиши Alt+Enter.

По умолчанию текст в ячейках выравнивается по левому краю, а числа - по правому. При необходимости форматирование можно провести вручную.

Формулой в Excel называется последовательность символов, начинающаяся со знака равенства “=”. В эту последовательность символов могут входить постоянные значения, ссылки на ячейки, имена, функции или операторы. Результатом работы формулы является новое значение, которое выводится как результат вычисления формулы по уже имеющимся данным.

Если значения в ячейках, на которые есть ссылки в формулах, меняются, то результат изменится автоматически.

После того как формула введена в ячейку, вы можете ее перенести, скопировать или распространить на блок ячеек.

При перемещении формулы в новое место таблицы ссылки в формуле не изменяются, а ячейка, где раньше была формула, становится свободной. При копировании формула перемещается в другое место таблицы, ссылки изменяются, но ячейка, где раньше находилась формула, остается без изменения. Формулу можно распространить на блок ячеек.

При копировании формул возникает необходимость управлять изменением адресов ячеек или ссылок. Для этого перед символами адреса ячейки или ссылки устанавливаются символы “$”. Изменяться только те атрибуты адреса ячейки, перед которыми не стоит символ “$”. Если перед всеми атрибутами адреса ячейки поставить символ “$”, то при копировании формулы ссылка не изменится.

Если в ссылке используются символы $, то она называется абсолютной, если символов $ в ссылке нет — относительной. Адреса таких ссылок называются абсолютными и относительными, соответственно.

Функция Excel - это заранее определенная формула, которая работает с одним или несколькими значениями и возвращает результат.

Функции в Excel используются для выполнения стандартных вычислений в рабочих книгах. Значения, которые используются для вычисления функций, называются аргументами. Значения, возвращаемые функциями в качестве ответа, называются результатами. Помимо встроенных функций вы можете использовать в вычислениях пользовательские функции, которые создаются при помощи средств Excel.

Аргументы функции записываются в круглых скобках сразу за названием функции и отделяются друг от друга символом точка с запятой “;”.

Скобки позволяют Excel определить, где начинается и где заканчивается список аргументов. Внутри скобок должны располагаться аргументы.
В качестве аргументов можно использовать числа, текст, логические значения, массивы, значения ошибок или ссылки. Аргументы могут быть как константами, так и формулами.

Для удобства работы функции в Excel разбиты по категориям: функции управления базами данных и списками, функции даты и времени, DDE/Внешние функции, инженерные функции, финансовые, информационные, логические, функции просмотра и ссылок. Кроме того, присутствуют следующие категории функций: статистические, текстовые и математические.

При помощи текстовых функций имеется возможность обрабатывать текст: извлекать символы, находить нужные, записывать символы в строго определенное место текста и многое другое.

С помощью функций даты и времени можно решить практически любые задачи, связанные с учетом даты или времени (например, определить возраст, вычислить стаж работы, определить число рабочих дней на любом промежутке времени).

Логические функции помогают создавать сложные формулы, которые в зависимости от выполнения тех или иных условий будут совершать различные виды обработки данных.

В Excel широко представлены математические функции. Например, можно выполнять различные операции с матрицами: умножать, находить обратную, транспонировать.

С помощью статистических функций возможно проводить статистическое моделирование. Кроме того, возможно использовать элементы факторного и регрессионного анализа.


Т.к. функция суммы используется наиболее часто, то на вкладке Главная вынесена кнопка Автосумма . Кнопка Автосумма снабжена выпадающим списком, из которого можно выбрать другую формулу для ячейки.


Условная функция. Общий вид условной функции следующий:

Условие — это логическое выражение, которое может принимать значение ИСТИНА или ЛОЖЬ. и могут быть числами, формулами или текстами.

Условная функция, записанная в ячейку таблицы, выполняется так: если условие истинно, то значение данной ячейки определит , в противном случае — .

Логические выражения. Логические выражения строятся с помощью операций отношения ( , = (больше или рано), =, <> (не равно)) и логических операций (логическое И, логическое ИЛИ, логическое отрицание НЕ). Результатом вычисления логического выражения являются логические величины ИСТИНА или ЛОЖЬ.

Существуют особенности записи логических операций в табличных процессорах: сначала записывается имя логической операции (И, ИЛИ, НЕ), а затем в круглых скобках перечисляются логические операнды.

Возвращает значение ИСТИНА, если все аргументы

имеют значение ИСТИНА; возвращает значение (AND) ЛОЖЬ, если хотя бы один аргумент имеет значение ЛОЖЬ; например, И(2+2=4;2+3=5) равняется ИСТИНА, если ячейка B4 содержит число между 1 и 100, то И(1 100) возвращает ИСТИНА.

НЕ (логическое_зачение) (NOT) Меняет на противоположное логическоезначение своего аргумента; например НЕ(2+2=5) возвращает ИСТИНА; если ячейка B4 содержит число меньше 1 или больше 100, то НЕ(ИЛИ(1 100)) возвращает ЛОЖЬ

Вложенные логические функции ЕСЛИ.

= ЕСЛИ(усл.1; выражение В; ЕСЛИ(усл.2; выражение С; ЕСЛИ(…))).

Число вложенных функций в принципе может быть любое, но общая длина строки не должна быть слишком большой.

Контрольные вопросы:

1. Как выполняется объединение ячеек?

2. Какие встроенные функции Microsoft Excel 2010 вы знаете?

3. Как работает Мастер функций?

4. Для чего используются функции МИН, МАКС, СРЗНАЧ?

5. В каких случаях применется условная функция ЕСЛИ?

6. Какие наиболее часто используемые функции можно выбрать с помощью команды Автосумма?

Практическая работа


1. Переименуйте рабочий лист книги Excel из Лист 1 в Зачет, дважды щелкнув мышью по названию листа: название листа находится на вкладке в нижней части окна Excel.

2. Наберите название таблицы:


  • выделите ячейки с A1 по K1 (A1:K1);
  • выберите Контекстное меню/ Формат ячеек/ Выравнивание/ Объединить ячейки или выполните команду Главная/ Выравнивание/ Объединить и поместить в центре ;
  • наберите текст названия таблицы;
  • установите размер шрифта 12, полужирное начертание.

3. Создайте таблицу с данными:

  • наберите в ячейке B4 Тема, а в A5 – Фамилия;
  • выделите ячейки A4:B5;
  • с помощью кнопки установите границу вида (Внешние границы) для группы ячеек;
  • удерживая клавишу Ctrl, последовательно выделите мышью ячейки A4 и B5;
  • выберите Контекстное меню/ Формат ячеек/ Граница и добавьте вид наклонной границы;
  • объедините ячейки C4:C5;
  • на вкладке Выравнивание окна формата ячеек установите флажок Переносить по словам или выполните команду Главная/ Выравнивание/ Перенос текста;
  • протяните формат этой ячейки до столбца K: возьмитесь мышкой за правый нижний угол объединенной ячейки (при этом курсор изображается в виде черного крестика.) / двигайте мышь вправо (удерживая нажатой левую кнопку), пока выделение не достигнет столбца K, отпустите кнопку мыши;
  • введите заголовки столбцов полужирным шрифтом;
  • для поворота текста на 90 градусов в столбцах I,J и K в окне формата ячеек воспользуйтесь опцией Ориентация;
  • объедините ячейки A6:B6;
  • протяните формат ячеек до строки 15;
  • введите заголовки строк;
  • введите в ячейки C6:H11 оценки учеников по темам. Ячейки с минимальными, максимальными и средними значениями будут вычисляться по формулам и вручную их заполнять не следует;
  • для очерчивания границ ячеек выделите их и воспользуйтесь кнопкой и с вариантом (все границы).

4. Вычислите лучшую оценку у ученика Абрамова К.:


  • установите курсор в ячейку I6;
  • нажмите на кнопку рядом со строкой формулы, вызовите Мастер функций/ Функция/ Категория - Статистические/ МАКС;
  • в строку Число1 введите диапазон ячеек C6:H6 (эти ячейки можно выделить мышью) и нажмите Ок. В ячейке появится найденное значение;
  • протяните полученное значение на все остальные ячейки. В каждой строке значение вычисляется исходя из тех данных, которые в ней находятся;
  • аналогичным образом найдите лучшую оценку и средний балл с помощью функций МИН и СРЗНАЧ соответственно.

5. Вычислите лучшую, худшую оценки и средний балл по каждой теме в строках 13, 14 и 15, используя команду Главная/ Редактирование/ Автосумма.


6. Найдите лучшую, худшую оценки и средний балл по всем значениям таблицы в ячейках I13, J14, K15, пользуясь данными строк или столбцов лучших, худших и средних результатов.


Методические указания

  1. Лист 2 ЭТ переименуйте в Допуск.
  2. Введите данные как показано на слайде.
  3. В ячейку Е2 введите формулу вычисления среднего значения =СРЗНАЧ(B2:D2)
  4. Скопируйте эту формулу в ячейки Е3, Е4, Е5.
  5. К полученным результатам примените форматирование ячеек.
  6. В ячейку F2 необходимо ввести формулу =ЕСЛИ(E2>=3;"Зачет";ЕСЛИ(E2 6.04.2018


На этом уроке мы с вами вспомним, что такое электронная таблица, формулы, функции, базы данных и многое другое.

Начнём урок с электронных таблиц.

Электронная таблица (сокращённо ЭТ) – это совокупность данных, представленных в виде таблицы. Данные в таблице могут быть связаны формулами и автоматически пересчитываться при их изменении. Таким образом, электронная таблица представляет собой табличную модель структурирования, обработки и отображения информации.

Табличный процессор – это программа для работы с электронными таблицами.

124

С помощью табличных процессоров можно решать следующие задачи:

  • Создавать электронные таблицы.
  • Открывать, редактировать и сохранять электронные таблицы в файле.
  • Графически представлять данные с помощью графиков и диаграмм.
  • Вычислять и анализировать данные, а также пересчитывать значения при изменении данных.
  • Выводить на печать электронные таблицы.

Рабочий лист представляет собой прямоугольник, разделённый на строки и столбцы, на пересечении которых находятся ячейки.

125

Столбцы обозначают буквами и сочетаниями букв латинского алфавита.

Строки нумеруются числами.

Каждая ячейка имеет свой адрес, который состоит из названия столбца и номера строки, например: С3 или B5. Называя адрес ячейки, всегда в первую очередь указывают имя столбца, а во вторую – номер строки.

Формулы – это числа, знаки математических операций, скобки, адреса ячеек и диапазонов.

126

Формулы содержат ссылки на ячейки. Формулу из одной ячейки можно скопировать сразу в диапазон ячеек. При копировании формулы в другие ячейки ссылки в формуле изменяются автоматически относительно перемещения формулы.

Относительные ссылки – это ссылки в формулах, которые изменяются при копировании.

Абсолютные ссылки – это ссылки, которые при копировании формулы в другие ячейки таблицы не изменяются. Для создания абсолютной ссылки используется знак доллара перед именем столбца и номером строки.

Смешанные ссылки – это ссылки, в которых при копировании остаётся неизменной либо ссылка на номер строки, либо ссылка на имя столбца.

Рассмотрим пример. Откроем OpenOffice Calc.

Введём в диапазон ячеек A1:B4 представленные на экране данные.

127

Скопируем её в диапазоны ячеек C2:C4 и D1:E1. Для того, чтобы увидеть формулу, которая находится в ячейке, достаточно сделать эту ячейку активной и в строке просмотра мы увидим формулу, а в самой ячейке будет отображаться значение, вычисленное по данной формуле. Мы можем видеть, что при копировании изменяются номера строк и имена столбцов обеих ссылок. То есть мы с вами ввели в ячейку C1 относительную ссылку.

И снова скопируем её в диапазоны ячеек C2:C4 и D1:E1. Посмотрим, что у нас получилось. Наша формула не изменилась ни в одной из ячеек. То есть мы с вами ввели абсолютную ссылку.

После этого скопируем её в диапазоны ячеек C2:C4 и D1:E1. Посмотрим, что у нас получилось. В нашей формуле, в первой ссылке, изменился номер строки, так как знак доллара стоит только перед именем столбца, а во второй – имя столбца, так как перед ним не стоит знак доллара. Таким образом, в ячейку C1 мы с вами ввели смешанную ссылку.

Переходим к функциям.

Табличный процессор имеет большую библиотеку стандартных функций, позволяющих выполнять различные вычисления.

Функции – это стандартные встроенные выражения.

Функции сгруппированы по категориям: математические, статистические, дата и время и прочие.

Существует несколько способов вставки функции.

После выбора одного из действий на экране появится окно.

128

Важной особенностью электронных таблиц является возможность наглядного представления и анализа данных с помощью диаграмм.

Диаграмма – это графическое отображение числовых данных и соотношений между ними.

В диаграммы можно добавлять различные элементы, например, заголовки, подписи данных, легенду, а также изменять оформление и тип диаграмм.

Существует несколько типов диаграмм:

  • гистограмма;
  • линейчатая;
  • круговая
  • и прочие.

В гистограмме каждое значение отображается вертикальным столбиком соответствующей высоты. Гистограммы в основном используют для сравнения дискретных величин.

129

Линейчатая диаграмма – это гистограмма, повёрнутая на девяносто градусов. В такой диаграмме легче располагать и читать подписи, особенно если они длинные.

130

С помощью круговой диаграммы иллюстрируют соотношение величин. Такая диаграмма представляет собой круг, который разделён на секторы пропорционально отображаемым значениям.

131

Графики в основном используются для иллюстрации непрерывных изменений. Такой способ представления данных полезен для выявления, например, роста населения.

132

133

Чтобы построить диаграмму, нужно выделить диапазон ячеек, на основе которых будет построена диаграмма. Для вызова мастера диаграмм существует несколько способов:

После этого появится окно для настройки нашей диаграммы.

134

135

136

На третьем шаге настраиваем диапазоны данных для каждого ряда данных.

137

Переходим к базам данных.

База данных – это совокупность взаимосвязанных и организованных определённым образом данных, отображающих состояние объектов и отношений между ними в какой-либо предметной области.

Существует несколько моделей организации данных, но наибольшее распространение получила реляционная. В такой модели все данные организованы в виде совокупности таблиц, между которыми установлены связи.

138

Система управления базами данных (СУБД) – это совокупность программных и языковых средств, предназначенных для создания, хранения и обработки баз данных.

К типовым задачам обработки информации СУБД относятся:

  • создание базы данных и сохранение её в виде файла на диске;
  • загрузка готовой базы данных;
  • редактирование базы данных (добавление, удаление, изменение данных в базе данных, модификация базы данных);
  • поиск информации в базе данных (создание запросов);
  • упорядочение базы данных;
  • создание и вывод отчётов на экран или принтер.

База данных может содержать множество объектов.

Основой же любой базы данных являются таблицы. То есть вся информация базы данных хранится в виде таблиц. Каждая строка таблицы представляет собой запись, а столбец – поле. Запись содержит данные об одном объекте (например, данные об одном учащемся: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес проживания, телефон); а поле содержит однородные данные о всех объектах (например, фамилии всех учащихся класса).

139

Запросы предназначены для отбора данных на основании критериев. То есть, если нам необходимо в базе данных найти информацию, например, об одном учащемся, то для этого лучше всего использовать запрос.

Форма предназначена для отображения данных из таблиц или запросов. Также с помощью форм удобно вводить данные в таблицы.

Отчёт служит для отображения итоговых данных из таблиц и запросов в удобном для просмотра виде. Отчёт можно не только просмотреть на экране, но и вывести на печать.

А сейчас давайте создадим базу данных на примере программы OpenOffise Base.

140

141

Откроем её для заполнения и введём предоставленные данные.

142

Сохраняем изменения и закрываем её.

143

144

Сохраняем изменения и закрываем это окно.

Нам осталось создать запрос, который выводит все данные об учащемся (номер, фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес), средний балл которого за год больше 4.

145

146

Запрос работает правильно, так как нам выведены учащиеся, средний балл за год которых больше четырёх. Закрываем окно запроса.

Пришла пора подвести итоги урока. Сегодня мы с вами вспомнили, что такое табличный процессор и какие задачи с их помощью можно выполнять.

Рассмотрели, чем отличаются относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Также разобрались с тем, как вставлять стандартные функции и диаграммы.

Вспомнили, что такое база данных и системы управления базами данных.

На примере рассмотрели, как создавать новую таблицу, сортировать данные в ней, а также то, как создавать запросы в базе данных на примере программы OpenOffise Base.

Читайте также: