Исполнительная власть рф кратко шпаргалка
Обновлено: 07.07.2024
3. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) государственное управление – это деятельность органов государственной власти по регулированию общественных отношений с целью придания им организованной правовой формы;
2) государственное управление – это одновременно форма осуществления одной из ветвей государственной власти – исполнительной, заключающейся в деятельности вполне определенных органов государства (исполнительных органов) по его управлению. Особенности государственного управления:
1) государственное управление имеет ярко выраженный правовой характер, направлено на реализацию законов и подзаконных актов;
2) государственное управление осуществляется непрерывно;
3) государственное управление имеет свою структуру, включающую в себя: объект государственного управления (различные системы, люди, предметы, явления и т. д.), субъект (органы исполнительной власти), сферы государственного управления, процесс государственного управления (функции, формы, методы управления);
Государственная власть – это разновидность общественной власти, осуществляемая непосредственно государством либо делегируемая им другим субъектам.
В соответствии со ст.10 Конституции РФ государственная власть в РФ делится: 1) на законодательную; 2) исполнительную; 3) судебную.
Исполнительная власть – ветвь государственной власти, представленная системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества, обеспечивая его поступательное развитие на основе законодательства РФ и самостоятельной реализации полномочий исполнительно-распорядительного характера.
Государственное управление включает в себя исполнительную ветвь власти и имеет ряд особенных черт:
1) являясь самостоятельной ветвью власти, тесно взаимодействует с законодательной и судебной;
2) основная задача исполнительной власти – реализация законов и иных нормативных актов;
3) специальные субъекты – органы исполнительной власти РФ, круг и полномочия которых закреплены законодательно;
4) данная ветвь власти имеет исполнительно-распорядительный характер. По отношению к вышестоящему тот или иной орган или должностное лицо является исполнительным, по отношению к нижестоящему– распорядительным, по этому принципу строится вертикаль исполнительной власти. Государственное управление – вид социального управления, с функционированием которого связано формирование специальной отрасли права – административного права. Основной сферой применения норм административного права является именно государственное управление.
Государственное управление – это организующее воздействие всего государственного аппарата на предельно широкий спектр общественных отношений всеми доступными для государства способами.
Признаки государственного управления:
– территориальность – признак правомерности управленческого воздействия на определенную территорию или связи с ней;
– применение принуждения – возможность применения принуждения, в том числе насилия, по отношению к управляемым объектам.
Исполнительные органы власти (или органы исполнительной власти) в Российской Федерации – это часть системы органов государственной власти (т.е. часть государственного аппарата), учреждаемая для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством специальных форм и методов управленческой деятельности.
Председатель Правительства назначается Государственной Думой РФ по представлению Президента РФ. Президентом по представлению Председателя Правительства назначаются на должность его заместители и федеральные министры.
Правительство издает постановления и распоряжения.
В структуру федеральных органов исполнительной власти РФ входят: федеральные министерства (например, Министерство финансов, Министерство внутренних дел, Министерство обороны), федеральные агентства (например, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное медико-биологическое агентство), федеральные службы (например, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).
Виды органов исполнительной власти:
по правовой основе образования: конституционные (Правительство РФ), созданные на основе законов (Федеральная служба безопасности РФ, органы милиции), созданные на основе подзаконных нормативных правовых актов (федеральные службы, агентства и другие органы, созданные в соответствии с указами Президента РФ);
по содержанию деятельности: общей компетенции (Правительство РФ, администрация или правительство субъекта РФ), специальной (отраслевой) компетенции (Министерство внутренних дел РФ, Министерство иностранных дел РФ и т.п.);
по порядку решения вопросов: коллегиальные (Правительство РФ, межведомственные комиссии при Правительстве и т.п.), единоначальные (федеральная служба во главе с ее руководителем (директором));
в зависимости от подчиненности (и в связи с государственным устройством): федеральные органы исполнительной власти (бывают центральными (МВД России) и территориальными (управления и отделы внутренних дел в субъектах РФ и их административно-территориальных единицах)), исполнительные органы государственной власти субъекта РФ (также бывают центральными (администрация области) и территориальными (создаются в соответствии с административно-территориальным устройством субъекта на местах)).
Функциями (основными направлениями деятельности) исполнительных органов власти являются:
а) государственное управление в узком значении, как исполнительно-распорядительная деятельность (деятельность по исполнению и обеспечению исполнения законов, указов Президента и других нормативных правовых актов) в различных сферах государственной жизни (в сфере экономики, административно-политической сфере, сфере образования и науки и т.д.)
б) издание подзаконных (т.е. на основании и во исполнение законов) нормативных правовых актов;
в) административных контроль и надзор (т.е. проверка исполнения законов, соответствия законам деятельности нижестоящих органов вышестоящими и принятие мер по устранению нарушений)
и другие функции.
- федеральные министерства, которые осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности;
- федеральные службы, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности или специальные функции в сфере обороны, госбезопасности и т.п.;
- федеральные агентства, осуществляющие функции по оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности и управлению государственным имуществом.
Исполнительные органы власти (или органы исполнительной власти) в Российской Федерации – это часть системы органов государственной власти (т.е. часть государственного аппарата), учреждаемая для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством специальных форм и методов управленческой деятельности.
Председатель Правительства назначается Государственной Думой РФ по представлению Президента РФ. Президентом по представлению Председателя Правительства назначаются на должность его заместители и федеральные министры.
Правительство издает постановления и распоряжения.
В структуру федеральных органов исполнительной власти РФ входят: федеральные министерства (например, Министерство финансов, Министерство внутренних дел, Министерство обороны), федеральные агентства (например, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное медико-биологическое агентство), федеральные службы (например, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).
Виды органов исполнительной власти:
по правовой основе образования: конституционные (Правительство РФ), созданные на основе законов (Федеральная служба безопасности РФ, органы милиции), созданные на основе подзаконных нормативных правовых актов (федеральные службы, агентства и другие органы, созданные в соответствии с указами Президента РФ);
по содержанию деятельности: общей компетенции (Правительство РФ, администрация или правительство субъекта РФ), специальной (отраслевой) компетенции (Министерство внутренних дел РФ, Министерство иностранных дел РФ и т.п.);
по порядку решения вопросов: коллегиальные (Правительство РФ, межведомственные комиссии при Правительстве и т.п.), единоначальные (федеральная служба во главе с ее руководителем (директором));
в зависимости от подчиненности (и в связи с государственным устройством): федеральные органы исполнительной власти (бывают центральными (МВД России) и территориальными (управления и отделы внутренних дел в субъектах РФ и их административно-территориальных единицах)), исполнительные органы государственной власти субъекта РФ (также бывают центральными (администрация области) и территориальными (создаются в соответствии с административно-территориальным устройством субъекта на местах)).
Функциями (основными направлениями деятельности) исполнительных органов власти являются:
а) государственное управление в узком значении, как исполнительно-распорядительная деятельность (деятельность по исполнению и обеспечению исполнения законов, указов Президента и других нормативных правовых актов) в различных сферах государственной жизни (в сфере экономики, административно-политической сфере, сфере образования и науки и т.д.)
б) издание подзаконных (т.е. на основании и во исполнение законов) нормативных правовых актов;
в) административных контроль и надзор (т.е. проверка исполнения законов, соответствия законам деятельности нижестоящих органов вышестоящими и принятие мер по устранению нарушений)
и другие функции.
- федеральные министерства, которые осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности;
- федеральные службы, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности или специальные функции в сфере обороны, госбезопасности и т.п.;
- федеральные агентства, осуществляющие функции по оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности и управлению государственным имуществом.
Законодательная ветвь задаёт общие правила поведения для всех граждан и организаций. Судебная – защищает права и обеспечивает справедливость. А исполнительная власть берёт на себя управленческие полномочия.
В этой статье вы познакомитесь с системой исполнительно-распорядительных органов в РФ и узнаете, какие важные функции они выполняют.
Исполнительная власть — это.
Сейчас учёные-правоведы приводят следующие синонимы исполнительной власти:
- правительственная;
- министерская;
- административная;
- управленческая.
Если первые два слова указывают на субъектный состав, то последние – на сущность понятия.
Исполнительная власть – это система властных структур, которые управляют обществом и государственным имуществом, следят за претворением в жизнь положений Конституции, законов (что это?) и других нормативных правовых актов (что это такое?).
В рамках компетенции (что это такое?) органы и должностные лица реализуют распорядительные полномочия. То есть, они вправе давать другим субъектам указания, обязательные к исполнению.
Такие структуры в своей деятельности больше всего взаимодействуют с законодательной ветвью, особенно в части нормотворчества.
Функции исполнительной власти в государстве
Знание функций исполнительной власти позволяет глубже понять, чем занимаются правительственные органы в государстве. Учёный Бельский К.С. выделяет следующие 5 направлений:
- Регулятивно-управленческая функция.
Органы исполнительной власти РФ реализуют политику государства в различных отраслях общественной жизни. Например, Правительство управляет федеральной собственностью, а Министерство культуры – обеспечивает использование и сохранность объектов культурного наследия. - Охрана общественного порядка.
Исполнительная власть в РФ следит за тем, чтобы граждане и организации соблюдали законодательство и не ущемляли права друг друга. Например, сотрудники ОВД должны быть готовы в любой момент прийти на помощь тем, кто оказался жертвой преступления. - Обеспечение прав и свобод граждан.
Исполнительно-распорядительные органы обязаны создавать условия, при которых люди смогут реализовать свои конституционные права. Например, человек хочет открыть бизнес. Он идёт в территориальный орган ФНС и регистрирует ИП.
Нормотворческая функция.
Бельский К.С. называют эту функцию вспомогательной, то есть направленной на обслуживание основных. Органы исполнительной власти РФ не только обладают правом законодательной инициативы, но и могут издавать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.
Например, Правительство часто принимает обязательные к исполнению постановления. Правда, такие документы обладают меньшей юридической силой, чем Конституция, законы, акты Президента.
Оперативно-исполнительная функция.
Управленцы должны быть готовы к оперативному решению возникающих в государстве проблем. Угрозы бывают внешними (международные конфликты, терроризм) и внутренними (природные катаклизмы, неблагоприятная демографическая обстановка, экономический кризис).
Кроме того, учёные выделяют следующие функции административной власти:
- организационная;
- координирующая;
- информационно-аналитическая;
- контрольно-надзорная;
- полицейская;
- оказания государственных услуг.
Таким образом, если законодательную власть можно назвать двигателем государства, то административную – коробкой передач. От последней зависит, в каком темпе будет развиваться страна.
Органы исполнительной власти
Из всех трёх ветвей власти в государстве, исполнительная имеет самую разветвлённую систему. Это связано с необходимостью разграничения предметов ведения между властными структурами по отраслям и соблюдением строгой иерархии (что это такое?).
На верхушке системы находится Правительство РФ. Этот орган подконтролен Государственной Думе и подотчётен Президенту.
Включает следующих лиц:
- Председателя;
- замов Председателя;
- федеральных министров.
Далее следуют федеральные органы. Их компетенция была строго разграничена в результате российской реформы 2004 года.
Наименование | Примеры | Особенности |
---|---|---|
Министерства | МВД, здравоохранения, обороны, культуры | Осуществляют функции по выработке государственной политики в определённой отрасли, занимаются правовым регулированием |
Федеральные службы | ФНС, по аккредитации (что это?), по интеллектуальной собственности | Выполняют преимущественно контрольно-надзорные функции |
Федеральные агентства | Архивное, дорожное, связи, водных ресурсов | Оказывают государственные услуги и управляют госимуществом |
Федеральные органы исполнительной власти для реализации своих полномочий на территории одного или нескольких субъектов РФ (что это такое?)создают следующие структуры:
- комитеты;
- департаменты;
- главные управления.
Однако не стоит путать перечисленные подразделения с органами исполнительной власти субъектов РФ. Система последних формируется с учётом исторических и национальных традиций конкретного региона (это как?), местного законодательства.
Как правило, органы самих субъектов носят следующие наименования: правительства, администрации.
Выводы
Таким образом, исполнительная власть – это система специально учреждаемых органов и должностных лиц, наделённых властными управленческо-распорядительными полномочиями по реализации законов государства.
Она проводит государственную политику во всех без исключения сферах общественной жизни, строится на принципах вертикальной иерархии и опирается на аппарат принуждения. От управленцев зависит скорость развития экономики и благосостояние населения.
Автор статьи: Белоусова Наталья
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
А президент к какой ветви власти относится, к исполнительной, законодательной или и к той и другой одновременно? Как известно, именно после подписания закона президентом, этот закон обретает силу, таким образом президент как бы является частью законодательной власти, плюс он издаёт указы и распоряжения.
Эти исполнители, как видим, тоже издают всякие подзаконные акты, эти акты конкретизируют положения закона, по сути они даже круче закона, поскольку уточняют правоприменение, а его можно оспорить только при явном противоречии закону.
Вот взяло правительство и выкинуло из своего постановления 354 автоматическое принятие в эксплуатацию прибора учёта воды в случае, если поставляющая воду организация не ввела прибор в эксплуатацию в установленный постановлением срок. Теперь мы будем от милости поставщика ресурса зависеть, пока он не соизволит, платить будем не по счётчику, а нормативу.
Оглавление
- 1. Понятие управления как сферы применения норм административного права
- 2. Исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности, его особенности
- 3. Понятие, предмет и метод административного права (отношения административно-правового регулирования)
- 4. Источники административного права
- 5. Соотношение административного права с другими отраслями права
- 6. Административно-правовые нормы: понятие, виды, особенности
- 7. Юридические факты в административном праве
- 8. Функции административного права
- 9. Административно-правововой статус гражданина РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства
- 10. Понятие и виды административно-правовых отношений
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Административное право. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2. Исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности, его особенности
В характеристике исполнительной власти всегда выделялись два момента: власть и исполнение. Исполнительная власть трактовалась в качестве такого проявления государственной власти, с каковым связываются, во-первых, функционирование особых звеньев государственного аппарата — органов государственного управления и, во-вторых, прямая направленность деятельности этих субъектов на обеспечение практической реализации общих норм, устанавливаемых субъектами представительной, президентской и правительственной власти в целях регулирования различных сторон общественной жизни.
К элементам сущностной характеристики государственной исполнительной власти можно отнести:
1) социальное предназначение исполнительной государственной власти;
2) реализацию исполнительной власти системой специальных исполнительных органов власти;
3) выражение волевых импульсов исполнительной власти в принятии управленческих решений и организации их исполнения в процессе и результате осуществления управленческой власти.
Управление представляет собой родовой знак исполнительной власти, которая осуществляется главным образом в форме управления посредством осуществления многочисленных и разнообразных управленческих действий и процедур. Управление — исполнительная власть в действии.
Государственное управление как основная определяющая форма реализации исполнительной власти и вид государственной деятельности имеет ряд признаков. Главный из них, отражающий суть и социальное предназначение государственного управления, заключается в практически организующем характере этого вида государственной деятельности. Предназначение государственного управления в желании, умении и способности органов исполнительной власти организовать практическое исполнение общих предписаний и норм.
Другой признак государственного управления есть непрерывный циклический характер, что объективно обусловлено непрерывностью общественного производства и потребления в самом широком смысле этого слова.
Особый признак государственного управления — исполнительно-распорядительный характер этого вида государственной деятельности. Этот признак отражает особенности исполнительской деятельности органов государственного управления и их должностных лиц по практической реализации общих требований и предписаний законов и актов президентской и правительственной власти. Органы государственного управления исполняют требования законов и других общих предписаний президентской и правительственной власти.
Читайте также: