Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях кратко

Обновлено: 05.07.2024

Завершающим этапом производства по делам об административных правонарушениях становится их исполнение. По факту вступления в силу начинается исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Нормами КОАП РФ предусмотрены определенные ограничения по времени, за которое решение по административному нарушению вступает в силу:

  • когда закончится срок, который установлен для обжалования, в случае если обозначенное распоряжение не было обжаловано или же опротестовано. После вручения или получения копии постановления, по КоАП РФ имеется 10 суток на подачу жалобы об административном правонарушении. В случае если в этот срок апелляция не подавалась, а протест прокурора не вынесен, тогда постановление вступит в законную силу;
  • когда закончится срок, данный на обжалование заключения по жалобе, протесту, в случае когда указанное решение не было обжаловано или опротестовано, не считая исключений, случаев, когда решением отменяется постановление. Имеется 10 дней на обжалование решения по жалобе или подаче протеста, так же, одни сутки со дня поступления, для жалоб на постановление об административном аресте. Спустя 10 суток после вынесения решения по первичной жалобе, в случае если решение не было обжаловано, в силу вступает постановление, касаемое административного правонарушения;
  • если решение не может быть обжаловано или опротестовано, то оно вступает в силу. Исключение – в случае отмены решения постановлением.

Далее наступает время организационных мер – реализация уполномоченными лицами и инстанциями постановления в соответствии с принятым решением.

Если назначение административного наказания делится на два или более постановлений, и все они относятся к одному лицу, то каждое постановление обладает самостоятельной силой.

Отсрочка исполнения

Исполнение может быть отложено не более, чем на месяц. Произвести отсрочку в полномочиях того, кто вынес постановление или судьи. Причиной для такой отсрочки становится невозможность в данный момент реализовать наказание (штраф, лишение определенного права, взятие под арест).

Исключением является взыскания административного штрафа по месту исполнения административного правонарушения.

Должностное лицо или судья, вынесшие постановление по административному штрафу, могут отсрочить крайнюю дату его оплаты на срок до трех месяцев. К примеру, когда материальное положение оштрафованного лицы не позволяет произвести оплату немедленно. В Кодексе об административных правонарушениях изложена возможность не только отсрочить по времени, но и прекратить исполнение по решению.

Прекращение исполнения

В нескольких случаях, судья, орган или должностное лицо, которые постановили назначение административного наказания, прекращают исполнение постановления, в таких как:

  • при наличии акта амнистии, который исключил бы применение;
  • в случае отмены закона, в соответствие с которым было принято решение, и если определенные положения закона утратили силу;
  • по причине смерти привлеченного ответственности лица, по факту смерти или объявления гражданина умершим в соответствии с законодательством;
  • если у исполнения решения вышел срок исковой давности. Для этого предусмотрен определенный период – один год после вступления в законную силу;
  • отмена решения;
  • в случаях, в которых предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, решения о завершении исполнения постановления о назначении административного наказания. По завершению производства по исполнению решения о вступлении в силу административного наказания, прекращаются все исполнительные действия по введению его в исполнение;
  • прекращение срока давности, если лицо, привлеченное к административной ответственности, избегает исполнения решения об административном наказании.

Расчет времени давности в таком случае вновь начинается со дня, когда лицо или его доход, вещи, которые соответствуют решению о наложении административного взыскания, могут быть подвергнуты административному взысканию.

Завершение производства

Производство по выполнению решения об установлении административного наказания, завершаются, если выполнение полностью завершено. В то же время орган, должностное лицо, приведшее решение в действие, возобновляет решение о наложении административного наказания судье, органу, должностному лицу, вынесшему это решение с отметкой об исполнении административного наказания.

Конец всех исполнительных действий по приведению административного выполнения наказания – завершение производства по осуществлению решения о назначении административного наказания.

В день завершения исполнения решения о наложении административного взыскания, начинается начисление срока административного наказания лицу, подлежащему административной ответственности.

Также имеются случаи, когда КоАП РФ решает о назначении административного наказания, если по нему не было исполнено или выполнено не в полном объеме, отдается органом, должностным лицом, которые исполняли постановление, органу, судье, официальному лицу, который вынес решение. Список примеров по таким случая находится ниже:

  • в случае, когда физическое лицо приговоренное к административной ответственности, не живет, не учится или же не работает по адресам, которые указаны судьей, органом, должностным лицом, которые вынесли решение, привлеченное к административной ответственности юридическое лицо не могут найти, либо не нашли имущество лиц, у которых возможно административное взимание;
  • если человек, который привлечен к административной ответственности, не имеет имущества или же доходов, на которые можно наложить административное взимание, и меры по поиску имущества этого лица получились неэффективными;
  • когда закончился срок давности, по выполнению постановление о решении административной ответственности.

Таким образом, происходит окончание производства по исполнению постановления по делам об административных правонарушениях.

9.8. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление

Постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами

Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.

Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесшие постановление.

В случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) на последующее решение по жалобе, протесту, вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу

Если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста — со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение

Постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном ст. 32 2—32 11 КоАП, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ.

Принудительное исполнение постановления о наложении административного штрафа, а также исполнение постановления о назначении административных наказаний в виде возмездного изъятия или конфискации вещи, являющейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, совершаются судебным приставом — исполнителем (за исключением постановления о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов).

Постановление о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, определенных ст. 24.5 КоАП, приводится в исполнение в порядке, предусмотренном КоАП (за исключением разрешения споров с возмещением имущественного ущерба, компенсацией морального вреда, причиненных незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, рассматриваемых судом в порядке гражданского судопроизводства).

Если одновременно с вопросом о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении о назначении административного наказания указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное правонарушение, при этом каждое вынесенное постановление о назначении административного наказания приводится в исполнение самостоятельно.

Отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания (в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа, за исключением взыскания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения) невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

Приостановление исполнения постановления о назначении административного наказания.

Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста. О приостановлении исполнения постановления выносится определение.

Принесение протеста на постановление об административном аресте не приостанавливает исполнение этого постановления.

Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае:

1) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

2) отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;

3) смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законодательствам порядке умершим;

4) истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных ст. 31.9 КоАП;

Что включает производство по делам об административных правонарушениях и какие стадии выделяют в его рамках.

Совокупность процессуальных мероприятий, которые проводят во время рассмотрения дела о нарушении закона, называют производством об административных правонарушениях. Этот процесс включает множество стадий, начиная от возбуждения дела и до пересмотра постановления, если стороны не согласны с решением. Далее подробно разберем каждую из них.

Понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях

Понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях

Производство об административных правонарушениях проводится для полного, объективного и своевременного изучения обстоятельств случившегося, вынесения решения по делу и определения причин, которые побудили гражданина нарушить закон.

Выделим его отличительные черты:

  • краткость (оно проходит в сжатые сроки по сравнению с расследованием уголовных дел);
  • отсутствие стороны обвинения;
  • большое количество лиц, которые по закону могут осуществлять производство по делу.

В КоАП РФ производству по делам об административных правонарушениях посвящен раздел 4. В нем рассматриваются общие положения, перечисляются участники процесса, их права и обязанности. Также в административном кодексе есть глава о предмете доказывания и оценке доказательств. Отдельно рассматриваются обеспечительные меры, возбуждение и рассмотрение дел. Завершается раздел вопросами правовой помощи по подобным делам и пересмотрам решений по ним.

Согласно Конституции, производство по делам об административных правонарушениях находится в ведении РФ и отдельных регионов. Если субъекты правомочны лишь устанавливать подведомственность рассмотрения нарушений закона, то на федеральном уровне определяется:

  • порядок производства;
  • порядок исполнения решений должностных лиц;
  • подсудность дел (судам, комиссиям по делам несовершеннолетних, федеральным госорганам).

Перечислим главные принципы административного производства:

  • законность;
  • состязательность (подозреваемый не обязан доказывать, что он не виноват);
  • гласность (дела рассматривают открыто, информация доступна всем желающим);
  • объективность (дело рассматривают во всех деталях, не вставая на чью-либо сторону);
  • равенство сторон перед законом;
  • эффективность (сжатые сроки и минимальные государственные затраты).

Важно знать, что при определенных обстоятельствах производство по делу не проводится. Это значит, что, если их установят, уже начавшиеся мероприятия прекращают, а планируемые не начинают.

К таким обстоятельствам относят следующие:

  • отсутствует событие правонарушения;
  • нет состава правонарушения (например, подозреваемому нет 16-ти лет);
  • нарушитель действовал в состоянии крайней необходимости;
  • издан акт амнистии;
  • положения закона, в которых установлено наказание за правонарушение, утратили силу;
  • истек срок давности;
  • нарушитель скончался;
  • материалы дела передали прокурору.

Участниками административного производства являются:

  • нарушитель;
  • пострадавший;
  • законные представители сторон;
  • защитник;
  • уполномоченный по правам бизнесменов;
  • свидетели;
  • понятые;
  • специалисты и эксперты;
  • переводчики;
  • прокурор.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Выделяют несколько стадий производства об административных правонарушениях:

  • возбуждение дела;
  • рассмотрение всех обстоятельств произошедшего;
  • вынесение постановления;
  • исполнение решения;
  • при необходимости — пересмотр вердикта.

Рассмотрим каждую из них подробнее. Основаниями для возбуждения дела служат:

Считается, что дело возбуждено, когда:

  • составлен протокол о применении мер обеспечения производства;
  • составлен протокол или постановление прокурора;
  • вынесено определение о возбуждении дела.

Все должностные лица и органы, которые могут рассматривать дела, перечислены в гл. 23.1- 23.61 КоАП РФ (всего их насчитывается 60) Кодекса об административных правонарушениях. Лица, имеющие право оформлять протоколы, названы в ст. 28.3.

Протокол по делу об административном правонарушении должен содержать:

  • дату и место оформления;
  • должность и ФИО должностного лица;
  • сведения о нарушителе;
  • данные о свидетелях и пострадавших;
  • обстоятельства дела;
  • время и место нарушения;
  • указание статьи КоАП РФ, устанавливающей санкции;
  • письменное объяснение подозреваемого.

Если протокол составлен неточно, недостатки устраняют в течение 3-х дней. После этого документ снова направляют судье. На это отведены сутки. Если суд решает прекратить дело, он выносит постановление.

Переходим ко второй стадии. Это рассмотрение обстоятельств случившегося — главный этап производства по делам об административных правонарушениях. В него входят подготовка материалов и их оценка должностным лицом. Оно выясняет:

  • относится ли дело к его компетенции;
  • грамотно ли составлен протокол;
  • не заинтересованы ли должностные лица в определенном исходе дела (не являются ли родственниками сторон);
  • есть ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
  • необходимы ли дополнительные данные для рассмотрения;
  • поданы ли от сторон ходатайства.

После окончания подготовки материалов дела к рассмотрению выносится определение. В нем указывают:

  • место и время рассмотрения;
  • данные о вызове сторон;
  • указание на перенос рассмотрения при такой необходимости;
  • сведения об ошибках в протоколе и его возврате на доработку;
  • информацию о передаче материалов по подведомственности.

Если лицо, которое должно присутствовать при рассмотрении дела, не явилось в суд или госорган, оформляют постановление о приводе.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Перейдем к месту рассмотрения дела. Оно рассматривается по месту совершения или жительства нарушителя либо по месту нахождения госоргана. Если подозреваемому пока нет 18 лет, дело рассматривается по месту его жительства. Если нарушение связано с транспортным средством, рассмотрение может осуществляться по месту его регистрации.

Далее разберем сроки. Дела рассматриваются в течение 15 дней со дня получения протокола и других материалов об административном правонарушении.

Если в процессе будут выявлены дополнительные обстоятельства, период могут продлить, но не более чем на 30 дней. Об этом сообщают в постановлении.

Если наказанием по делу может служить арест, его рассматривают в день получения протокола. Сюда относится мелкое хулиганство, распитие спиртного на улице и т.п. Дела в отношении лиц, подвергнутых ранее наказанию по КоАП РФ, рассматривают в течение 48 часов с момента помещения под стражу.

Именно на стадии расследования должностное лицо или уполномоченный орган решают, виновен гражданин (или юрлицо) или нет. Также определяется санкция.

Дело рассматривают в присутствии нарушителя. Без него это может происходить, только если точно известно, что гражданина уведомили о времени и месте, но от него не поступило ходатайство об отложении разбирательства. Обязательно должны присутствовать при рассмотрении лица, задержанные за мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения, а также дважды задержанные за нарушения по КоАП РФ в течение года. Если нарушитель не явился, хотя должен был, наказание вынести не могут. Вот как происходит рассмотрение дела:

  • должностное лицо объявляет информацию о себе и о деле, о нарушителе и статье, по которой он преступил закон;
  • определяется, кто явился на заседание, а кто его пропустил;
  • проверяются полномочия представителей, защитника;
  • должностное лицо уточняет, уведомили ли стороны о процессе;
  • сторонам объясняют права и обязанности;
  • рассматриваются заявления участников и заинтересованных лиц, отводы.

Рассмотрение дела могут отложить, если:

  • судья заявил отвод;
  • отводы были заявлены в отношении экспертов, переводчиков;
  • необходимы дополнительные материалы по делу;
  • нарушитель не явился, и вынесено постановление о принудительном приводе;
  • дело передано по подведомственности.

Если рассмотрение дела продолжается, оглашается информация из протокола. На этом этапе главное — оценка доказательств. Важно рассмотреть и оценить следующие обстоятельства:

  • было ли событие административного правонарушения;
  • кто его совершил, и какие факты на это указывают;
  • виновен или невиновен гражданин;
  • есть ли факторы, смягчающие ответственность;
  • характер и размер ущерба;
  • обстоятельства, исключающие производство по делу.

Должностное лицо берет объяснение с подозреваемого в нарушении закона, показания пострадавшей стороны, опрашивает свидетелей, принимает во внимание заключение экспертов. Доказательствами также являются показания технических средств, результаты экспертиз, документы, фото и видео, звукозаписи и т.д.

Из всех приведенных доказательств делается вывод о виновности или невиновности гражданина. Окончание расследования фиксируется в одном из утвержденных документов. Если это коллегиальный орган, например, комиссия по делам несовершеннолетних, составляется протокол. В нем указывают:

  • дату и место рассмотрения материалов дела;
  • наименование госоргана и состав;
  • обстоятельства случившегося;
  • сведения о явившихся участниках;
  • результаты рассмотрения отводов и ходатайств;
  • показания участников;
  • исследованные документы.

Протокол подписывает председатель заседания и секретарь.

Еще один финальный документ — постановление. Его выносит суд. В нем может говориться о назначении административного наказания или прекращении производства по делу об административном правонарушении. В постановлении содержится следующая информация:

  • должность, адрес и ФИО лица, подписавшего постановление по делу об административном правонарушении;
  • дата рассмотрения и место;
  • данные о правонарушителе;
  • обстоятельства, которые установили во время рассмотрения дела;
  • ссылки на статьи КоАП РФ, в которых установлена ответственность;
  • решение об административном правонарушении;
  • порядок обжалования постановления об административном правонарушении.

Также в документе прописывается, какие вещи были изъяты, и дается решение по ним, за исключением случаев возмездного изъятия имущества или его конфискации.

Постановление подписывает судья или уполномоченное на это должностное лицо.

Виды производства об административных правонарушениях

Выделяют 3 вида производств по делам об административных правонарушениях. Их классифицируют в зависимости от объема и сложности: обычное, особое, упрощенное.

Классический вид производства по административным правонарушениям — это обычное производство. Оно подразумевает четыре стадии: возбуждение дела, его рассмотрение, исполнение постановления и его пересмотр.

При особом порядке включается еще один этап — административное расследование. Особое производство применяется, если:

  • вынесенное ранее решение обжаловано;
  • дело возбуждено прокурором;
  • дело возбуждено в отношении специальных субъектов: прокуроров, судей, депутатов.

Упрощенный процесс, напротив, предполагает, что все стадии укладываются в одну. Для назначения наказания не нужен протокол. Санкция может быть определена прямо на месте выявления правонарушения.

Упрощенный порядок применяется, если за правонарушение грозит только предупреждение или штраф. В таком случае должностное лицо сразу выносит постановление о назначении наказания.

Резюме

Для расследования дела об административном правонарушении осуществляется производство. Это совокупность действий по выяснению обстоятельств случившегося и вынесению справедливого и объективного решения.

Производство об административном правонарушении включает 4 стадии:

  • возбуждение дела — установление обстоятельств нарушения, оформление результатов расследования, направление составленного протокола на рассмотрение;
  • рассмотрение дела — анализ материалов, оценка обстоятельств и доказательств, ознакомление заинтересованных лиц с решением;
  • исполнение решения — возбуждение исполнительного производства, взаимодействие судебных приставов с нарушителем, исполнение наказания;
  • пересмотр постановления — обжалование, проверка законности, вынесение решения.

Комментарии

сколько стоит составить обжалование ?

Помогите пожалуйста , если возможно составить заявление о рассмотрении в моем присутствии , так как я намерен обжаловать действия сотрудника Гибдд и не согласен с решением суда по административному правонарушению в отношении меня.

Как я понял из материалов дела ( их копий )

Суд определил (от 29.08.2017г августа ) Принять к производству материал об Административном правонарушении , рассмотрение назначить на 4.09.2017г в 9.00

Из числа лиц, указанных в ст.25.1-25.10 КоАП РФ, в судебное заседание вызвать лицо, в отношении которого ведеться производство по делу. Почтовых отправлений, повесток итд не было отправлено , секретарь сказала , что достаточно и того что время и место указано в протоколе! в тот же день я 4.09.17 я приехал к ним и написал заявление на предоставления копий материалов дела , потому как ранее они не могли его принять , так как материалы не поступили , и устно обещали позвонить по моему номеру указанному в протоколе и известить меня о наличии материалов дела , и о дате и времени слушания!

"Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

"Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

"О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

"О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации"

"О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Читайте также: