Искусство японии кратко самое главное

Обновлено: 04.07.2024

Живопись

Японская живопись опиралась на принципы, разработанные в Древнем Китае: система жанров, мировоззренческие основы живописи, символизм и многие другие чисто художественные средства были заимствованы с континента одновременно с буддизмом. Система жанров разительно отличалась от евро­пей­ской. Даже самый, казалось бы, понятный — пейзаж — в традиции Дальнего Востока имеет свои особенности.

Что такое японский пейзаж


Хаттори Нанкаку. Пейзаж. Период Эдо, не позднее 1759 года Wikimedia Commons

Как читать свитки

Формат горизонтального или вертикального свитка связан с формой рулона шелка — одного из самых ранних носителей письменности на Дальнем Востоке. Живопись на свитках шелка или бумаги не имеет рамы; четкой границы между изображением и окружающим пространством нет. Именно поэтому у первых западных коллекционеров и возникла ассоциация с обоями. Европейскому взгляду оказалось сложно приспособиться и к технике живописи, и к организа­ции пространства в изображении. В классической японской живописи прост­ранство выстраивается с помощью особой системы приемов. Четко обозначен­ные деталями (постройками на берегу, лодками на воде и т. д.) или тональ­ны­ми акцентами планы композиции на вертикальных свитках легко расслаива­ются, часто отделенные друг от друга туманными полосами пустоты. Эти паузы в изображении и диагональные композиции помогают неторопливо переходить от рассматривания первого плана к дальним, создавая эффект глубины пейзажа.


Сюгэцу. Пейзаж в китайском стиле. Не позднее 1529 года Honolulu Museum of Art

Почему дома изображены без крыш

Отсутствие в классическом репертуаре дальневосточной живописи сцен в замкнутых помещениях и городских пейзажей делало неактуальной линейную перспективу. А там, где следовало придерживаться строгих геометрических форм, на помощь как художнику, так и зрителю вновь приходило воображение.


Саэн Хосай (Сиюа Фанци). Майна на ветке сливы. Период Эдо, XVIII век The Metropolitan Museum of Art

Каллиграфия


Хакуин Экаку. Доблесть. Период Эдо, середина XVIII века The Metropolitan Museum of Art

Практически все принципы дальневосточной живописи так или иначе приме­нимы к произведениям каллиграфии — искусству красивого письма. Первая причина этого родства лежит в общности материалов и инструментов письма и живописи. Кисть и тушь, бумага или шелк диктуют одни и те же особенности визуального языка: мазок, формирующий абрис гор или ствол бамбука, мало чем отличается от черты в написании иероглифа. В письме и живописи движе­ния руки художника одинаковые. Также одинаково мастер регули­рует толщину и яркость линии или пятна нажатием на кисть, скоростью пись­ма, насыщением кисти водой.

Вторая причина — сложная природа иероглифа. Иероглиф обладает формой, цветом, композиционной связью с форматом произведения и другими эле­мен­тами изображения. Как письменный знак, восходящий к пикто­грамме — схема­тизированному, упрощен­ному изображению реального объекта, — он сохра­няет далекую связь с формой предмета или природ­ного явления (и наибо­лее близкими к пикто­грамме остаются иероглифы, обозначающие устойчивые при­родные формы: гору, воду, огонь, человека и другие). Как знак письмен­нос­ти он обладает фонетическим звучанием и значением, которое связано с целым рядом литературных, религиозных или философских ассоциаций.

Системы почерков: кайсё, гёсё и сосё


Шестистворчатая ширма с каллиграфией китайской поэзии в стиле гёсё. Япония, XIX век Naga Antiques Gallery

Каллиграф Дальнего Востока создает каллиграфическое произведение, не просто чтобы зафиксировать смысл, но чтобы выразить и воплотить идею отдельного слова, целого стихотворного или прозаического произведения. При этом, как правило, он связан устоявшимися формами письменных знаков: основой каллиграфии является система почерков, каждый из которых обладает смысловыми нюансами и соответствует замыслу автора.

Иероглифическая письменность пришла в Японию из Китая. Чтобы приспо­собить ее к японскому языку, к концу первого тысячелетия были созданы две слоговые азбуки — хирагана и катакана, которые дополняли иероглифические тексты. Знаки письменности хирагана, часто встречающиеся в каллиграфии наравне с иероглифами, составляли особый связный стелющийся текст, кото­рый у великого мастера ХVII века Хонъами Коэцу превращает строки стихов в продолжение свисающих побегов плюща или травы и кустарник, в которых пасутся олени.

Японская живопись — самый изысканный вид искусства страны Восходящего Солнца. Она развивалась в разных направлениях и стилях , но так же , как изобразительное искусство Китая и Кореи , была неотделима от каллиграфии. Японские художники и писали , и рисовали кистью. Так появились интересные приемы , не свойственные западному искусству. Для японского стиля живописи также характерно необычное построение композиции и изысканные цветовые решения.

Японская живопись: все, что вы хотели знать о живописи Страны восходящего солнца

Какими характеристиками и особенностями обладает японская живопись?

Живопись Японии отличается от европейской. Для мастеров из страны Восходящего Солнца всегда на первом месте была гармония , подчеркнутое слияние природы и человека. Сильное влияние на традиционную живопись Японии оказало искусство Китая. Там тоже подчеркивалась неразрывная связь природы и человека. Достаточно взглянуть на традиционные японские и китайские пейзажи — человек на них кажется очень маленьким.

Основная же задача китайской и японской живописи — передать дух посредством изображения. Так сформулировал задачу художник Гу Кайчжи , и японские мастера вслед за китайскими стремились к ее решению.

Как развивалась живопись в Японии

Живопись древней Японии — это период Кофун и период Асука ( охватывает до 710 г.). К первому периоду относится настенная живопись , которую находят в древних склепах — это геометрические и образные композиции. В период Асука в Японию вместе с буддизмом начинает проникать китайская культура. В стране развивается иерографическое письмо , художники копируют приемы китайской живописи.

В период Нара ( 710−794 гг.) появляются храмовые фрески и живопись на религиозную тематику. Анонимные художники того времени используют приемы китайского искусства.

Иллюстрация к Гэндзи-моногатари, приписывается Тоса Мицуоки (1617—1691). По мотивам этого литератур

Период Камакура ( 1185−1333 гг.) продолжает традиции периода Хэйан. В это время активно развивается искусство ваяния.

Период Муромати ( 1333−1573 гг.) — это эпоха расцвета пейзажной монохромной живописи. Хотя японские мастера все еще работают в китайской традиции , появляются известные художники с узнаваемой манерой — Сэссю , Кано Монотобу и другие.

Период Азучи-Момояма ( 1573−1603 гг.) — это эпоха появления многоцветного стиля , создаются масштабные работы с использованием золотой и серебряной фольги. Активно развивается декоративная живопись Японии , в моду входят сложные расписные щирмы.

Период Эдо ( 1603−1868 гг.) характеризуется появлением школы Римпа — ее представители переосмысливали классические сюжеты в декоративной манере. Но главное — это появление деревянной гравюры укиё-э , которая прославила Японию во всем мире. Эти гравюры изображали бытовые сценки , пейзажи , борцов сумо , гейш , актеров театра кабуки. С гравюр делали цветные ксилографии , пользующиеся большой популярностью. Самые известные художники эпохи — Кацусика Хокусай и Утагава Хиросигэ.

Кацусика Хокусай. Гора Аришияма

Хиросигэ Кунисада. Синий веер

Работа Сэссю (1420 — 1506)

В последующие периоды классическая живопись Японии претерпевает существенную трансформацию из-за западного влияния. Это продолжается и в наши дни. Возникает интересное явление , когда , с одной стороны — продолжаются классические японские традиции в живописи , с другой — коммерциализация искусства приводит к появлению гибридов вроде манги , в которой сильно западное влияние , но есть и национальное своеобразие.

Какие существуют стили и жанры живописи в Японии

Все о живописи в Японии в рамках одной статьи рассказать невозможно. Существует множество стилей и жанров , интересных и широкой публике , и узкому кругу специалистов. Поэтому остановимся на нескольких наиболее характерных явлениях.

Важный жанр японской живописи — это эмаки . Так называют рукописные свитки с рисунками и каллиграфическим текстом. Их читают , постепенно разворачивая в ширину , в направлении справа налево. Для эмаки характерно разнообразие сюжетов. Это не только пейзажи и портреты вельмож , но и изображения природных катаклизмов ( например , наводнений), персонификации мифических существ , изображения объектов архитектуры. В эмаки встречаются и портреты простолюдинов и прислуги , не только вельмож.

Судзуки Харунобу. Женщина разворачивает любовное письмо

В XVI веке сформировалось художественное течение Тоса. Оно получило название в честь основателя — Тоса Мицуёси. Это была полихромная живопись с характерным изображением золотых облаков. Это направление просуществовало до XIX века , развиваясь параллельно с течением , созданным Кано Мотонобу.

Тоса Мицуёси. Дубовое дерево. 1567−1613. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Китагава Утамаро. Гейша с трубкой

Особенности живописи в Японии заключаются в том , что она долгое время развивалась в отрыве от западной. Но в XVIII веке голландцы привезли в Японию европейские гравюры. И западные традиции начали влиять на японское искусство. Так родились изящные гравюры суримоно , исполнявшиеся на бумаге квадратной формы. Часто их делали на заказ различные общественные учреждения как аналог современных открыток , поскольку изображение дополнялось каллиграфическими надписями. Главным жанром суримоно был натюрморт

Школа Сидзё. Мацумура Госюн, Лесорубы и рыбаки, около 1790−95

Одновременно с искусством укиё-э развивались еще два направления в живописи — Нанга ( Будзинга) , на которую влияла китайская живопись , и Сидзё , в которой главным считалось натуралистичное изображение животного и растительного мира.

Самые известные японские художники

Основателем традиции живописи суйбокуга ( живопись тушью) был Сэссю Тойо ( 1420−1506). Он был сыном самурая династии Ода , и прошел обучение в монастыре Сёкокудзи. Затем Тойо отправился в Китай , обучался там живописи. Под впечатлением горных пейзажей , увиденных во время странствий , Тойо создал собственный стиль , в котором сочетались техника ломаных линий и точечного письма. Этот стиль в дальнейшем вдохновил Соами Мотонобу и других художников.

Сэссю (Сэссю Тойо). Осенний пейзаж

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

Крупнейший японский художник периода Момояма — Кано Эйтоку ( 1543−1590). Он стал родоначальником нового стиля , когда художники стали обращаться не к целостному пейзажу , а к его крупной многоцветной детали. На сияющем золотом фоне сочными красками художник выписывал цветы и деревья.

Кано Эйтоку. Ширма

Формирование школы Римпа связано с другим художником. Это Таварая Сотацу ( 1600−1640). Особенность его манеры состоит в том , что он отказался от контурного линейного обрамления , создавая форму пятном. Художник также размывал цвет , накладывая следующий слой краски на еще влажную поверхность другого цвета. Иногда он использовал золотистую или серебристую пудру.

Таварая Сотацу. Бог ветра и бог грома — двустворчатая ширма, созданная при помощи туши, красок и поз

Таварая Сотацу. Бог ветра и бог грома — двустворчатая ширма , созданная при помощи туши , красок и позолоченной бумаги

Утагава Хиросигэ ( 1797−1858) — еще один знаменитый современник Хокусая. Работал под псевдонимом Андо Хиросиг э. Он славился своим умением передавать изменчивость природы , сочетая в своих работах динамику и неподвижность. Яркие цвета и гибкая контурная линия покорили европейских художников начала ХХ века , пытавшихся подражать Хиросигэ.

Самые известные японские картины

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

Копии этой гравюры находятся в лучших музеях мира — Метрополитен-музее в Нью-Йорке и Британском музее в Лондоне. Еще одна копия есть в музее Клода Моне в Живерни.

Китагава Утамаро. Три красавицы наших дней

Утагава Куниёси. Триптих: Кошки, представляющие 53 станции Токайдо

, а 118 листов , целая серия , которую Утагава Хиросигэ создавал в течение двух лет ( некоторые гравюры вышли уже после смерти автора). Это прекрасные пейзажные и бытовые зарисовки города Эдо , которые сложно отнести к определенному жанру.

Утагава Хиросигэ. Вид с моста Яцуми. Серия

Какое влияние оказало японское искусство на мировую культуру

Культура , живопись Японии повлияли и на европейскую живопись. Принято считать , что истоки импрессионизма — это достижения в области оптической физики , которыми интересовались художники , работающие в этом направлении. Источником вдохновения были и работы Тёрнера и Констебла. Но большое влияние на импрессионистов оказал традиционный японский рисунок , точнее — печатная графика

Ей были свойственны необычные ракурсы , насыщенные цвета , отсутствие привычной для европейских художников перспективы и реалистичной объемности , особое построение композиции. На тот момент японское искусство стало доступным сравнительно недавно , европейцы почти ничего о нем не знали , даже самые маститые критики. Поэтому художники знакомились с этим искусством исключительно через личные впечатления. Интересно , что японские гравюры попали в поле их зрения практически случайно. Их использовали как аутентичную упаковку для японской фарфоровой посуды , которая тогда как раз вошла в моду.

Роман Петрович Тыртов (Эрте). Феникс торжествующий

Японизм в целом ( не только гравюры , но и декоративно-прикладное искусство , театр и литература) оказали влияние на моду и архитектуру эпохи ар-нуво. Известные дизайнеры и архитекторы черпали вдохновения в сюжетах Хокусая. В моду вошли шелковые кимоно и расписные веера. Эта эпоха закончилась в Первую мировую войну , как и бум японизма. Но она оставила выдающееся наследие.


Что такое Артхив

Артхив — это сообщество художников, коллекционеров и арт-дилеров. У нас удобно собирать и публиковать все, что связано с искусством, управлять коллекциями, покупать, продавать и продвигать картины.

Японское искусство охватывает широчайший спектр художественных стилей, включая живопись тушью и каллиграфию на шелке и бумаге, картины Укиё-э и гравюры на дереве, керамику, скульптуру, оригами и весьма популярную в последнее время мангу.

Живопись является предпочтительным художественным выражением в Японии, практикуется как любителями, так и профессионалами. До Нового времени японцы писали кистью, а не пером, и их знакомство с техникой кисти сделало их особенно чувствительными к ценностям и эстетике живописи. С ростом популярной культуры в период Эдо, стиль ксилографии стал основной формой, и его методы были точно настроены для производства красочных отпечатков.

Кацусика Хокусай


Кацусика Хокусай

Хиросигэ Утагава


Хиросигэ Утагава

Художники гравюры Укиё-Э: Утагава Хиросигэ, Хисикава Моронобу, Судзуки Харунобу, Кацусика Хокусай, Утагава Куниёси, Китагава Утамаро, Каванабэ Кёсай, Утагава Кунисада, Цукиока Ёситоси, Кэйсай Эйсэн, Тоёхара Кунитика, Огата Гэкко Хасуи Кавасэ.

Утагава Куниёси


Утагава Куниёси

Утагава Куниёси


Утагава Куниёси

Китагава Утамро


Китагава Утамаро

Утагава Куниеси


Утагава Куниеси

Китагава Утамро


Китагава Утамро

Одна из важных культурных традиций Японии – Манга, истории с минимальным набором текста, сопровождаемые красочными и понятными иллюстрациями. Искусство историй в картинках имеет довольно древнюю историю. Первые подобия манги были найдены в гробницах японских правителей. Распространению такого явления способствовала сложная система письма в Японии. Первые истории в картинках о жизни животных были созданы священником Тоба в 12 веке. С тех пор, распространение историй с картинками (комиксов) только усиливалось.

Искусство Японии

Искусство Японии

Мангака – это человек, рисующий мангу. Он же пишет к ней краткий текст. Иногда у такого автора бывает помощник. Реже для создания японского комикса люди объединяются в небольшие группы. Но, в большинстве своем, комиксы в Японии – это одиночное творчество, ведь никто не хочет делиться гонорарами.

На сегодняшний день, в Японии манги выпускают в черно-белом цвете. В них допустимо раскрашивать только обложку и те нарисованные сцены, на которых запланировано сделать особенный акцент. Существует и цветная манга. Большинство манг изначально печатают в популярных журналах. Самые понравившиеся истории переиздают отдельными книгами – танкобонами. Есть объемные манги, которые сразу печатают большими томами, другие же представляют собой короткие рассказы. Журнальные манги делятся на выпуски, как серии в телевизионном сериале, и выпускаются постепенно, чтобы к ним не угасал интерес.

По популярным мангам снимают аниме, а также могут создаваться ранобэ, видеоигры и другие производные. Мангака, рисующий мангу, часто является автором сценария к аниме.

В Японии мангу не воспринимают как какое-то сугубо молодежное развлечение. В стране восходящего солнца мангу читают абсолютно все, будь то дети или пожилые люди. Данный вид творчества считается важной частью японской культуры.

Художественная культура Японии – отклик сегодня

Художественная культура Японии была сформирована под влиянием синтоизма, буддизма и конфуцианства. Эти же направления повлияли и на дальнейшее ее развитие.

В 13 веке возникает конфуцианство. В этот период времени и происходит разделение буддизма и философии Конфуция.

Хайкай — это пример уникального японского стихосложения. Невозможно представить себе художественную культуру Японии без искусства каллиграфии. Согласно преданиям, каллиграфия возникла из божественных небесных образов. Именно они дали жизнь письменности, отсюда и столь трепетное отношение к каждому знаку при написании.

Считается, что именно иероглифы подарили миру культуру Японии, так как из них возникали образы, которые могли окружать написанное. Впоследствии наблюдалось прочное соединение стихотворения и элементов живописи в одном произведении.

Если рассмотреть японский свиток, можно заметить, что в произведении содержится два типа символов. Это знаки письменности — стихи, печати, колофены, а также живописные. В тот же период становится популярным театр Кабуки. Другой вид театра — Но — предпочитают в основном военные. Самураи Японии, их жесткость и строгость оказали на Но сильное влияние.

Формирование культуры средневековой Японии: живопись

Живопись Японии

В становлении культуры средневековой Японии огромную роль сыграла живопись кайга (絵画), что по-японски означает картину или рисунок. Японская живопись считается самым древним видом живописи страны, который характеризуется множеством форм и решений.

Особое место в живописи занимает природа. Она всегда характеризует божественное начало.

С 10 века существует разделение живописи на ямато-э и суми-э. Ямато-э — это свитки, свернутые горизонтально. Эти картины обычно использовались в оформлении произведений литературы. Второй стиль — суми-э — развился уже ближе к 14 веку. Он представляет собой монохромную акварель.

Чуть позже, в 17 веке, появляется печать на дереве — укиё-э. Здесь изображались гейши, пейзажи, к примеру, зима в Японии, и популярные актеры театра Кабуки. В 18 веке подобный вид живописи оказывал сильное влияние на Европейское искусство, а веяние назвали японизмом. Культура средневековой Японии сразу после становления вышла за пределы островного государства и нашла свое применение в дизайне модных и стильных интерьеров всего мира.

Современная культура Японии и ее особенности. Каллиграфия, скульптура, декоративно-прикладное искусство

Японская каллиграфия

В современной культуре Японии каллиграфия носит название сёдо (書道 — путь письма). Как и письмо, каллиграфия является обязательным предметом в школах Японии. Известно, что это искусство пришло в японский архипелаг вместе с письменностью Китая. Кстати, в старые времена по уровню мастерства владения каллиграфией судили о культуре человека. Стилей написания существует много, а их развитием занимаются буддистские монахи.

Скульптура — это самый древний вид искусства Японии. В стародавние времена японцы изготавливали из керамики посуду и фигурки-идолы. Затем стали устанавливать на могилах скульптуры, сделанные из обожженной глины — ханива.

Развитие скульптуры в современной культуре Японии связано с распространением в стране буддизма. Одной из наиболее древних представителей японской скульптуры считается находящаяся в храме Дзенко-дзи статуя будды Амитабхи, созданная из дерева.

Хотя статуи чаще всего делались из дерева, выглядели они богато: мастера покрывали их золотом, лаком и яркими красками.

Особенностью культуры Японии стали необыкновенные изделия оригами (折り紙 — сложенная бумага). Своим появлением мастерство оригами обязано Китаю, где, собственно, и была придумана бумага.

Особенности культуры Японии: нэцкэ

Еще одной особенностью культуры Японии считается икебана (生け花 илиいけばな, что означает живые цветы). Японцы — приверженцы простоты и эстетики. Именно эти два качества вкладываются в произведение. Изысканность образов достигается путем выгодного использования естественной красоты растений. Как и оригами, икебана также служила частью религиозного обряда.

Бонсай (盆栽 — растение в горшке) — это уникальное искусство выращивания практически точной мини копии реального дерева.

Не менее распространено в Японии изготовление нэцкэ (根付 — миниатюрная скульптура). Нэцкэ — это своего рода резной брелок. Часто именно в этом качестве эти фигурки прикреплялись к японской одежде, не имевшей карманов, служили не только украшением, но и своеобразным противовесом. Брелочки имели форму кисета, ключа, плетеной корзинки.

Читайте также: