Искусство средневековья кратко самое главное

Обновлено: 16.05.2024

Приветствуем вас снова в нашей серии истории искусств! Из земель Азии, мы с вами двинемся дальше изучать мир искусства Средних Веков. Давайте выясним, насколько существенно влияет история на искусство этой эпохи.

Островное произведение искусства, изображающее Деву Марию в Средние Века.

Искусство в Темное Время

Если вы родились в Средние Века, то стали свидетелем основного переходного периода в истории в целом. После опустошений Черной Смерти, в Европе наблюдался наиболее резкое снижение стабильности, и по крайней мере треть населения погибла от этой ужасной пандемии.

Понятно, что искусство от этого значительно пострадало. И хотя угрозы от внешнего вторжения больше не были так же неотвратимы, исламское влияние в предыдущие годы завоеваний стало повторяющейся темой во многих произведениях искусства. Религия становится широкой темой, так как выжившие цеплялись за надежду и истории в своих любимых иконах. Но тогда же появилось множество решительно разных стилей, такие как барокко и готическое искусство, которые оказали большое художественное влияние на грядущие столетия.

Искусство в этот период не обязательно привязано к одному конкретному стилю или времени, и историки часто разделяют эпохи на несколько этапов.

Наплечная застежка Миграционного Периода Средневековья.

Поэтому сегодня мы рассмотрим всего лишь несколько примеров, которые были наиболее распространены и пережили эту замечательную эпоху смерти и возрождения

Скульптуры и резьба

С падением Римской империи, скульптуры с традиционно стилизованными чертами стали заменяться на более реалистичные. Это было связано с работами Оттонианов и Каролингов, которые ставили реализм выше мужественных выражений, оставленных после себя Византийской империей.

Скульптура из слоновой кости изображающая придворные сцены. Изображение от Jastrow.

Это также повлекло за собой важный период культурного возрождения. Появилась красивая резьба по слоновой кости с бронзовой отливкой объемных деталей под влиянием классического реализма, который превзошел своих предшественников.

В этой огромной и всеохватной эре, много скульптурных стилей пришли и ушли, в том числе найденные архитектурные скульптуры романского и готического периодов. Фигуры украшали фасады известных церквей, и Дева Мария стала главной темой на этот раз.

Алебастровые гробницы в натуральную величину были признаком богатства, в то время как небольшие передвижные скульптуры из слоновой кости были использованы в качестве религиозных объектов.

Здесь изображены Готические скульптуры Шартрского Собора.

Священные рукописи

Священная рукопись - это документ с декоративным текстом и орнаментальными деталями. Наибольшее количество священных рукописей к нам пришло из Средневековья.

Дорогостоящий и очень сложный процесс начинался с написания текста на листах пергаментной бумаги. Далее шел долгий процесс планирования, какие пустые места разметки будут использоваться в первую очередь для декорирования. Наконец, красивые фигуры рисуются на страницах, с излюбленным цветом в ранних рукописях - золотом.

Здесь изображен Tyniec Sacramentary, священна рукопись написанная золотом.

Уникальный стиль, который пришел в этот период - это виньетированное письмо( Буквица). Большая, украшенная буква используется в начале текста, такая буква впервые была замечена в Островном искусстве и стала довольно распространена в Романский период.

Вы даже можете увидеть влияние этих известных рукописей сегодня - декоративные инициалы часто украшают страницы в книгах в античном стиле, наполненных старыми сказаниями, мифами и легендами.

Здесь изображена виньетированная буква "Р" из Malmesbury Bible.

Витражи

Еще одно красивое средство, которое было популярно в Средние века - это искусство витража. Витраж был создан путем смешивания песка и древесной золы вместе и расплавления до жидкого состояния, для того чтобы получилось стекло. Пока стекло все еще жидкое, добавлялись растертые в порошок металлы, чтобы получить прекрасные цвета, которые затем украшали великие соборы.

Витражи из Кафедрального собора Труа во Франции. Изображение от Vassil.

Каждое изображение в окне создавалось путем подбора разных кусочков стекла вместе так, чтобы получилось желаемое изображение. Художники затем добавляли финальные детали вручную до того, как собирали завершенное произведение и монтировали его в окно.

Опять же, религия была важной темой во многих витражных конструкциях, потому что они были предназначены, чтобы украсить окна церквей любимыми иконами. Цвет стекла тоже изменился за это время в зависимости от по окраски и от того, какие ингредиенты были использованы для стекольной смеси. Но независимо от смеси, художники гарантировали потрясающие результаты в проиллюстрированых сценах, полных цвета и чудес.

Витражная панель из Шартрского собора. Изображение от Vassil.

Иконопись

Религия - все еще распространенная тема, яркая живопись известных икон также повторялась в искусстве во времена Средневековья.

Две панели из Wilton Diptych, живопись на балтийском дубе.

После возникновения готического искусства мы видим, что художники начинают отходить от типичных религиозных тем. И пока тема менялась, так же менялся стиль искусства. Теперь картины сосредоточены на мифологии, животных и других темах, кроме обычных.

Реализм также становится важнейшей частью живописной практики в это время. Уже не только монахи в уединении создают произведения искусства, но и по-настоящему талантливые художники с многолетним опытом и упорством за плечами.

Это произведение наиболее известно из этой эпохи - "Тайная вечеря" Джотто ди Бондоне. Картина изображает Иисуса, окруженного апостолами, и в этой работе отражена самая изображаемая сцена в истории искусств.

"Тайная вечеря" Джотто ди Бондоне.

Вывод

Хотя Средневековье считается темным периодом в истории человечества, эта эпоха широко распространилась во множество различных художественных стилей сегодня из-за своих широких временных рамок и очарования. Широкий спектр культуры и влияния является истинным свидетельством эволюции искусства, и я надеюсь, что вы будете продолжать изучать эту удивительную эпоху самостоятельно.

Урок 3. Искусство Средневековья

Эпоха Средневековья – огромнейший пласт в истории развития общества, его экономики, государственности, науки, культуры и искусства. Все процессы в обществе тесно взаимосвязаны. Экономические потребности государства влияют на развитие культуры, архитектуры, письменности; государственная политика может способствовать или препятствовать становлению тех или других направлений в искусстве, как мы могли это видеть, изучая период античности.

В еще большей степени это будет ощущаться в Средние века. Наш главный фокус по-прежнему на истории искусства. Однако мы будем по мере необходимости делать отсылки к общеисторическим процессам, если они помогут пониманию трендов в искусстве.

Цель урока: изучить развитие искусства в эпоху Средневековья, в том числе историю искусства западноевропейского Средневековья.

Изучив материал урока, вы узнаете об основных трендах в архитектуре, живописи и других видах искусства в данный период, познакомитесь с некоторыми наиболее выдающимися именами и произведениями.

Содержание:

Прежде, чем мы перейдем непосредственно к изучению материала, уточним, что искусство позднего Средневековья мы будем изучать отдельно в рамках следующего урока, посвященного эпохе Возрождения (Ренессанс). Это связано с особенностями, принятыми в периодизации истории искусств, о которых мы начали говорить во вводном уроке.

К слову, некоторые историки выделяют только раннее и позднее Средневековье, однако нам, конечно же, интересна более глубокая детализация процессов, поэтому мы будем придерживаться периодизации, принятой в отечественной историографии.

Искусство раннего Средневековья и Византии

Итак, для начала еще несколько слов о периодизации изучаемой эпохи. Традиционно Средневековье принято отсчитывать с момента падения Западной Римской империи, т.е. с 476 года нашей эры. В отечественной историографии Средневековье условно подразделяется на следующие периоды:

  1. Раннее Средневековье – 5-10 века.
  2. Классическое, оно же Высокое Средневековье –11-14 века.
  3. Позднее Средневековье – 15-16 века.

Еще раз уточним, что хронологические границы условны и весьма усреднены, т.к. в разных странах культурно-исторические процессы имели свои черты и особенности и свой темп развития. Тем не менее в истории искусства в целом принято выделять отдельно период Возрождения, он же Ренессанс, который относят к 15-16 веку.

Как видите, эпоха Ренессанса в целом совпадает с периодом позднего Средневековья. О периодизации эпохи Возрождения мы еще поговорим в следующем уроке, а сейчас переходим к искусству раннего Средневековья и Византии. Здесь тоже нужна одна ремарка. Распад Римской империи начался задолго до ее падения. Так, в 395 году в результате раздела Римской империи на Западную и Восточную образовалось новое государство – Византия.

В состав Византии вошли страны Балканского полуострова, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, южное побережье Крыма, северо-восточная часть Ливии и западная часть Армении. Таким образом, Византия – это и есть восточная часть некогда единой Римской империи, и именно искусство Византии представляет наибольший интерес.

Западная Римская империя, сотрясаемая войнами и противоречиями, приходила в упадок, что непосредственно сказалось и на развитии искусства. Многие архитектурные строения, скульптуры, образцы живописи были уничтожены в ходе бесконечных войн. Поэтому сосредоточимся на искусстве Византии, и начнем с архитектуры.

Архитектура

Одним из ярчайших памятников зодчества византийской эпохи является собор Святой Софии в Константинополе, ныне это Стамбул (Турция). Вы помните, что географически Византия унаследовала всю восточную часть бывшей Римской империи, поэтому в ее состав входили территории нескольких современных государств. Собор Святой Софии был построен в 6 веке на месте ранее находившейся там и потом сгоревшей церкви:

Собор Святой Софии

Собор Святой Софии (схема)

Для справки: базилика – специфический тип прямоугольного строения из нескольких нефов – пространств с разной высотой потолков и колоннами по сторонам. Традиции прямоугольного строительства зародились, как вы помните, во времена Античности, и получили продолжение в Средневековье.

Следует обратить внимание на относительно сдержанное внешнее оформление собора Святой Софии в противовес роскошному убранству внутри. Отделка внутренней части длилась несколько столетий и впечатляет масштабами роскоши. Мы обязательно вернемся к этой теме, когда будем рассматривать живопись и стенопись византийского периода:

Собор Святой Софии, вид изнутри

В целом, такой подход – богатое внутреннее убранство и относительно скромное внешнее оформление – характерны для всей архитектуры периода раннего Средневековья. Уточним, что сегодня этот памятник архитектурного искусства называется Большая мечеть Айя-София. И заметим, что на протяжении многовековой бурной истории Константинополя такая смена религиозной ориентации культового сооружения происходила неоднократно. В последний раз (в последний ли?) это случилось в 2020 году.

Из прочих образцов раннего Средневековья хорошо сохранились монастырь Ставроникита 10 века постройки на Афонском полуострове (Греция) и церковь Святого Лазаря 898 года постройки в Ларнаке (Кипр).

Скульптура

В отличие от периода Античности, в раннее Средневековье скульптура не получила мощного развития. Да и, в принципе, даже если посмотреть на убранство собора Святой Софии, мы там практически не увидим скульптур. Это был общий тренд эпохи.

С точки зрения христианства, которое тогда господствовало в Византии, изображение обнаженной натуры считалось греховным, в изображении животных виделось стремление к язычеству, а статуи как таковые считались идолопоклонничеством. Более того, постановлением Никейского собора (собрания), принятым в 842 году, скульптуры были убраны из храмов.

Плачущая колонна

Живопись

Главными образцами живописи раннего Средневековья являются мозаики и фрески, которыми всегда украшались храмы и соборы. Превалировали религиозные сюжеты. Все изображения выполнены примерно в одном стиле: минимум динамики, фигуры статичны, положения однообразны. В качестве примера можно привести мозаичное изображение Богородицы с младенцем Иисусом Христом:

Богородица с Младенцем Иисусом Христом

Мозаика относится примерно к 9 веку. Автором творения считают монаха Лазаря Константинопольского. В целом стоит отметить очень важное отличие культурных традиций Византии и Античности. Если в античный период воспевалась физическая красота человека, совершенство его форм и движений, в раннее Средневековье с возникновением христианства фокус внимания творцов сместился на духовный мир. Это явно заметно во всех жанрах средневекового искусства.

Еще одна сфера приложения усилий живописцев – это оформление книг. Книжные иллюстрации становятся настоящим произведением искусства, а оформление обложек зачастую отличается сложным изысканным орнаментом. Оформление византийских книг было настолько искусным и богатым, что они даже использовались в качестве приданного.

Впрочем, тенденция к роскошному оформлению книг наблюдалась и в Византии, и в искусстве западноевропейского Средневековья. В качестве примера упомянем Келлскую книгу, написание которой датируется примерно 800 годом:

Келлская книга

Считается, что ее написали в одном из монастырей, расположенных на территории современной Шотландии, а называется она так потому, что бежавшие от военных действий монахи взяли эту книгу с собой и впоследствии обосновались в Келлском аббатстве в Ирландии. Чаще всего книги переписывали от руки монастырские писчие, однако в период Средневековья развивалась не только религиозная литература.

Литература

Коль скоро возникла необходимость оформления книг, встал закономерный вопрос: о чем же писали авторы раннего Средневековья? Византийские литераторы во многом позаимствовали традиции Древней Греции. Появлялись книги как светского, так и религиозного содержания. В литературе сформировалось такое понятие, как аттицизм, т.е. следование древнегреческим литературным традициям, сложившимся в Афинах и Аттике.

Музыка и зрелищные искусства

Составить некое исчерпывающее представление о музыке того периода нет возможности ввиду того, что первое подобие нотной записи появилось лишь в 11 веке. Однако сохранились изображения, явно указывающие на то, что музыке в те времена уделялось серьезное внимание. Это, в частности, мозаика из византийской виллы в деревне Марьямин (Сирия):

Мозаика из византийской виллы в деревне Марьямин (Сирия)

Кроме того, сохранились некоторые тексты, которые использовались во время зрелищных мероприятий, например, Приветствие во время праздника Луперкалия:

Приветствие во время праздника Луперкалия

Уточним, что Луперкалий – это Праздник очищения и плодородия в честь бога Луперка, отмечавшийся 15 февраля. Тем, кто хочет знать о византийской музыке больше, рекомендуем книгу A history of Byzantine music and hymnography [Е. Wellesz, 1961].

Искусство классического Средневековья

В отличие от периода раннего Средневековья, когда искусство Византии испытывало подъем и расцвет, в эпоху классического Средневековья более динамично развивалось искусство государственных образований Западной Европы. Период классического или Высокого Средневековья подарил нам такие стили, как романский и готический. Начнем с того, что рассмотрим их на примере архитектуры.

Архитектура

10-12 века в истории Средневековья – это эпоха рыцарей и военных походов, что сделало актуальным строительство крепостных сооружений, замков и прочих укреплений. Крепости, замки и даже храмы снабжались широкими массивными стенами, высокими башнями, узкими окнами-бойницами, полукруглыми арками и сводами, стойкими к обрушению. Это и есть отличительные черты романского стиля.

Храмовые заведения представляли собой базилики. Они были направлены на восток, а вход располагался с запада и обозначался двумя башнями. В качестве примера можно привести храм Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье (Франция). На картинке можно увидеть вход, расположенный с западной стороны и обозначенный башнями:

Храм Нотр-Дам-ля-Гранд

Обратите внимание, что тут сохранился тренд раннего Средневековья в плане относительно скромного наружного оформления. Впрочем, этот тренд прослеживается и в пришедшей на смену романскому стилю готике.

Собор в Кельне

Обращаем ваше внимание, что Кельнский собор был полностью достроен лишь в 19 веке, однако отличительные готические черты видны на фото достаточно четко.

Скульптура

Как вы помните, в Византии скульптура в силу разных причин не приветствовалась и не развивалась, поэтому в плане скульптуры более интересно искусство государственных образований, возникших на обломках Западной Римской империи. Памятников искусства того периода ввиду многочисленных войн сохранилось не так много. Из сохранившегося стоит отметить бронзовую скульптуру короля франков Карла Великого. Скульптура датируется 10 столетием:

Бронзовая скульптура Карла Великого

В эпоху готики скульптурными композициями украшали фасады соборов, что можно увидеть на примере соборов в Кельне и Милане, собора Парижской Богоматери, Вестминстерского аббатства в Лондоне и других памятников культуры.

Живопись

Как и в прошлые столетия, основной сферой приложения усилий живописцев было создание фресок и мозаик в культовых заведениях, храмах и соборах. Как и прочие жанры искусства, живопись испытала на себе влияние романского и готического стилей. Сюжеты были преимущественно религиозные, библейские.

Романскому стилю было свойственно некоторое однообразие в изображении лиц и фигур, ограниченный набор приемов цветопередачи. Даже вблизи визуально кажется, что изображение сливается в одну монохромную массу. Это видно на примере росписи базилики Святого Исидора в Леоне (Испания):

Роспись базилики Св Исидора в Леоне, Испания

Песнь о Нибелунгах

Далее мы расскажем подробнее о книгах и литературе классического Средневековья.

Литература

В поэтической среде стало трендом сочинять к своим произведениям музыку. Из известных поэтов и композиторов того времени можно назвать Вальтера фон дер Фогельвейде. При том, что он формально принадлежал к рыцарскому сословию, у него не было своего земельного владения, и он значительную часть жизни провел в странствиях, т.е. попросту бродяжничал, зарабатывая на жизнь исполнением авторской песни.

Музыка и зрелищные искусства

В Средние века музыкальное творчество зарождалось в самых разных социальных слоях. Так, первыми вагантами (см. ниже) были клирики – представители духовенства, в силу каких-либо причин проживавшие вне прихода. В большинстве случаев творчество вагантов было анонимным, и до нас дошли лишь их произведения самой разной тематики.

Тогда же, в эпоху классического Средневековья в первой половине 11 века появились первые ноты. Первым человеком, кто взялся обозначать высоту звука знаками, стал флорентийский монах и композитор Гвидо д’Ареццо. Он обучал монастырских певчих церковным песнопениям, и для синхронизации голосов придумал систему указателей на высоту звука: квадратики на четырех параллельных линиях.

Проверьте свои знания

Главными видами искусства являлись архитектура, живопись, музыка, декоративные искусства, которые формировались с учётом их функционирования в структуре целостного религиозно-художественного действа, что породило своеобразный культовый синтез искусств.

Символичность и условность искусства была чрезвычайно высока. Средневековая эпоха выдвинула перед искусством внехудожественные задачи, которые и обусловили его функции. Так, икона предназначалась не для обозрения, а для набожного сосредоточенного созерцания и моления. Поэтому художники изображали святых вне движения (воплощение категории вечности, вневременного характера). Их фигуры, лишённые индивидуальных черт, застыли в литургической позе. Картина была не целью, а лишь средством: истинный предмет живописи был невидимым.

В западноевропейском искусстве Средневековья получили развитие два художественных стиля – романский (X – XII вв.), характеризующийся монументальностью форм, использованием простых геометрических объёмов в архитектуре и плоскостным, схематичным характером немногочисленного скульптурного убранства храмов, и готический (XIII – XIV вв.), с присущим ему акцентированием вертикальных линий в постройке, устремлённой вверх, к Богу, усложнённой пространственной композицией храмов, нарастанием реалистичности в храмовой скульптуре, динамикой облика. Синтез искусств (архитектура, изобразительное искусство, музыка, религиозные тексты) служил средством прославления Бога и, главное, мощным средством воздействия на верующих. Тенденции искусства позднего средневековья нашли отражение в концепциях Фомы Аквинского, перенёсшего акцент с духовной красоты на чувственно воспринимаемую, природную красоту, подчёркивая тем самым её самоценность.

Большая роль ислама в мусульманской культуре также привела к формированию своеобразной художественной системы в ряде регионов и стран. Запрет на изобразительность привёл к необыкновенно яркому развитию искусства орнамента и каллиграфии. Значительным своеобразием обладала эстетика стран Дальнего Востока, с которой предлагается ознакомиться на семинарском занятии.

Искусство средневековья, особенно в странах Западной Европы (впрочем, как и всей Европы в целом) характеризуется своей тесной связью с религией, аскетизмом, а также близостью к народному творчеству. Следует также сказать, что язычество все же наложило свой отпечаток на устои того времени – по сравнению с искусством Древнего Мира, средневековое является более разносторонним и многогранным.

Большинство творцов того времени по большей части были ориентированы на изображение идеального устройства мира, и не стремились освещать в своих работах какие – либо реалии того времени, мировоззрение было теологическим. Следовательно, основной упор делался на приобщение неграмотных к церкви, а плоды искусства в той или иной степени пропагандировали набожный взгляд на мир.

К слову, монументальность архитектуры тех времен просматривается как в истории европейских стран, так и во всех остальных, даже мусульманских – разница религий никак не влияет на общие культурные тенденции. Также в творчестве того времени преобладает поэтичность и всеобъемлющее видение мира, активно развивается живопись: пейзаж, портрет, натюрморт и тому подобные жанры.

Что касаемо музыки, она также развивалась довольно быстрыми темпами. Церковные песнопения положили начало тем канонам, которые впоследствии использовались в классической музыке, а, следовательно, их отголоски бывают слышны и сейчас – поскольку современники так или иначе зависимы от классиков, точнее идут проложенной ими тропой.

Огромного внимания заслуживает поистине красивое восхваление имени Господа в псалмах, хоралах, в частности особо славится григорианское пение.

В целом, средневековье во многом дало толчок для последующего развития культур разных стран, хоть взгляд на мир и был несколько однобоким. Так, что мы обязаны этому времени не только за рыцарский романтизм, но и за возникновение многих течений, что нашли отражение и в современном искусстве.

Доклад №2

Искусство во все времена в развитии не останавливалось ни на миг. Даже в Средние века, несмотря на постоянные войны, творцы того времени создавали, изучали и исследовали духовный мир. Средневековое искусство – это эра, продолжительностью приблизительно в X столетий. Началом развития принято считать 476 год, кода пала Римская империя. Феодализм в средние века прошел три этапа: возникновение, укрепление и спада. Дух той эпохи это перемещение населения, появление новых государств, укрепление связей с Европой, в особенности культурных и торговых, развитие наук, различные изобретения. Образование парламента, конституции. Ученые ищут ответ на вопрос человек – это царь природы или слуга Господа. Развитие искусства в средние века можно изучать с нескольких ракурсов.

Музыкальные произведения.

Музыка играла на пирах и свадебных торжествах, карнавалах, народных гуляниях. Из обыкновенных бубнов, флейт, рожков , менестрели того времени виртуозно извлекали чудесные звуки. Музыкальные произведения так же предназначались той или иной категории граждан. Гистрионы – странствующие музыканты. В тавернах они исполняли для простого люда, в замках и дворцах, если им позволяли, воспевали славные походы рыцарей и правителей. Инструменты были самые разнообразные. Это арфа, скрипка, ребек (тоже разновидность скрипки), гусли, виола, шарманка. Духовые инструменты: труба, дудка, волынка. Ударные – барабан, бубен, тарелка. Флейта выглядела довольно оригинально. Она состояла из нескольких трубочек, связанных вместе, трубочки были сделаны из разного материала: одна из камыша, другая из тростника, трубочки были разной длины, поэтому издавали разное звучание.

Литература.

Книги в средневековье переписывали и украшали иллюстрациями монахи. Из телячьей кожи, либо из кожи ягненка делали пергамент и писали на нем, так как бумага была большой редкостью. Ученые, поэты, которые странствовали по миру, вносили значительный вклад в литературу того времени, обогащая знаниями письма. Книги в средние века считались настоящим богатством. Их можно было оставить в залог и получить немалые деньги.

Живопись.

Художников среднего века можно отнести к ремесленникам, таким как каменщик или плотник. На каждую фреску, картину был свой заказчик. В основном расписывали церковные алтари, молельни. При создании скульптурных композиций мастера во много раз увеличивали размеры человека для придания наглядности и значимости композиции. Витражное искусство применялось при создании библейских сюжетов. Портреты не писали совсем, так как считали , что человек недостоин того, чтобы быть изображенным.

Зодчество запада основывалось на том, чтобы четкие силуэты и постройки по форме своей сливались с уже существующим ландшафтом. Основным стройматериалом был камень. Материал природный – отлично сочетался с деревьями, кустарниками, землей. Основной частью была башня.

Архитектура

В Х-Х|| века появился Романский стиль. Главными сооружениями того времени были замок для феодала, либо храм. Для защиты от набегов замки больше напоминали крепость. Возводились всегда на возвышенности, непременными атрибутами были тяжелые массивные ворота, ров окружал замок.

Готический стиль по своему величию не уступал Романскому. Возник он во Франции и был на пике популярности с X|| по XV| века. Собор в готическом стиле – это арки, заостренные кверху. А витражные окна практически вытесняют стены.

Культура средневековья была фундаментом для развития современной культуры. На основе открытий тех времен и сейчас базируются многие понятия в строительстве, живописи, архитектуре.

6 класс по истории

Средневековое искусство

Средневековое искусство

Во все времена люди разных стран, переживая радостные или печальные события, пытались связать их с проявлением похвалы или наказания от кого-то свыше. Жители Египта, имели свои представления о воздаянии за слабости. Они либо чувствовали себя грешниками,

Многих людей привлекают необычные интересные акробатические упражнения. Некоторые из них они пытаются сделать самостоятельно. Самым простым является кувырок вперёд, считающийся базовым элементом в гимнастике.

Лечебная гимнастика – это ряд упражнений, направленных на поддержание здорового образа жизни и профилактике различных заболеваний. Занятия построены на правильном дыхании, разминке опорно-двигательного аппарата,

Мария Полковниченко

Общая характеристика средневекового искусства.

Для средневекового искусства характерно:
1) Сакральный характер (опирается на Святое писание).
2) Подчинение строгому канону (законам, правилам)
3) Искусство не стремилось к реализму, оно пользовалось символами, т.к. смысл был в изображении непостижимого в постижимых образах.

Сначала христиане скрывались, поэтому строили подземные катакомбы, стены которых расписаны зашифрованными знаками. Потом христианская религия распространилась по Европе, которая состояла из небольших государств недавно образованных из переселившихся с востока полупервобытных племен. Древние европейцы строили мощные крепости, тяжеловесные, приземистые храмы (Романская архитектура). Священные тексты переписывались от руки и иллюстрировались миниатюрами. Вместо бумаги использовался пергамент (обработанная кожа теленка). Книги украшались металлическими оправами и необработанными драгоценными камнями. Скульптура была нереалистична, она раскрашивалась и инкрустировалась золотом и самоцветами.
После изобретения крестового свода стали строить очень высокие соборы, которым не требовались толстые стены. Окна стали огромными. Эта архитектура называется готической. Фасады готических храмов полностью декорированы скульптурой и напоминают кружево, башни устремляются в небо, а огромные окна украшены яркими витражами.

Мария Полковниченко

Мария Полковниченко

Эволюция средневековой миниатюры.

Мария Полковниченко

Варварским условно назван период оседания племен, переселившихся с востока. Он длился с 5 по 11 век.

Мария Полковниченко

Мария Полковниченко

Скульптурное убранство романских храмов

Мария Полковниченко

Мария Полковниченко

Мария Полковниченко

Готический стиль приходит в Англию позднее, чем в Германию. В Англии почти не используются полукруглые апсиды (алтарные выступы), обычно они квадратные. Храмы имеют сложные планы, а фасады вытянуты по горизонтали.

Мария Полковниченко

Мария Полковниченко

Список понятий, которые необходимо знать.

Мария Полковниченко

Мария Полковниченко

Мария Полковниченко

Мария Полковниченко

Читайте также: