Искусство среднего царства египта кратко

Обновлено: 30.06.2024

Фреска с изображением трудовой жизни египтян.
2-е тыс. до н.э.

Периоду Среднего царства предшествует переходный период (VII - X династии), когда страна погрузилась в период смуты и войн. Напряжённая социальная обстановка в стране, увеличение роли средних слоёв рабовладельцев изменили умонастроения египетского общества. Литература Среднего царства донесла до нас размышления над проблемами бытия, сомнения в возможности загробной жизни, о чём свидетельствуют памятники письменности того времени: "Плач Ипувера" и "Пророчество Неферти". Литература этого периода вообще отличается большим разнообразием. Это написанная в форме автобиографии "Повесть о Синухете", "Сказка о потерпевшем кораблекрушение", написанная в духе Экклезиаста "Беседа разочарованного со своей душой" и др.

Происходят изменения в области государственной религии. На смену культу солнечного бога Ра, господствовавшему со времён Древнего царства, пришёл культ другого небесного божества - Амона. Он всё же был отождествлён с древним государственным богом Ра под именем Амона-Ра.


Однако усиливается прижизненное возвеличивание владыки страны: статуи царей воздвигаются в храмах и под открытым небом, чтобы весь народ, глядя на них, сильнее проникался сознанием незыблемости царской власти. Во славу богов и царей всё чаще воздвигаются обелиски с заостренной пирамидальной верхушкой, "каменные иглы", покрытые иероглифами. Иероглифическое письмо само по себе декоративно, в нём тот же внутренний ритм, тот же законченный стиль, и во всём египетском искусстве. Благодаря пёстрой раскраске и виртуозному исполнению иероглифы приобретали характер своеобразного орнамента.

Вместе с тем, заупокойные ритуалы, имевшие в Египте огромное значение, и составлявшие оду из важнейших черт древнеегипетской культуры, стали доступны не только вельможам, но и людям среднего достатка: необходимые культовые тексты и изображения перестали высекать на стенах гробниц и начали писать на стенках саркофага.

Большое распространение в декорировании гробниц приобретают росписи. Преимущественно росписями, а не многоцветными рельефами декорировались стены гробниц номархов. Постепенно происходят изменения в канонах построения рельефов, художники стремятся изобразить человека таким, как он есть. Разумеется, они вынуждены были соблюдать традицию, обусловленную религиозным назначением.

В росписях также обнаруживаются попытки преодолеть старые композиционные схемы. Строгие полные покоя фризы сменяются более свободно сгруппированными сценами, краски становятся нежнее и прозрачнее. Не ограничиваясь локальными тонами, художники пользуются смешанными красками, наложенными то густо, то едва уловимо. Контуры обозначены то резко, то слабо, отчего по-прежнему плоские силуэты становятся легче и живописнее.

Суд Осириса.
Фрагмент Книги мёртвых на папирусе.

Темы рельефов становятся разнообразнее, охват жизни - шире. Выразительность рельефов, выполненных фиванскими художниками, основана на лаконизме силуэтов и обобщённо переданных крупных, декоративно трактованных объёмах. Своеобразные реалистические отклонения от норм официальной струи древнеегипетского искусства проявились в рельефах Среднего царства, созданных в основном на территории Среднего Египта.

В стилистической трактовке всех композиций неизменными оставались такие традиции Древнего царства, как построчная чёткость и мерность распределения изобразительных элементов, а также совмещение различных точек зрения на фигуру, т. е. сложная перспектива, главными же новыми стилистическими чертами росписей явилось тональное объединение всех изображений с фоном, то есть, превращения композиций в собственно живописные.

Модель лодки с ушебти (слугами), найденная в одной из гробниц Среднего царства.

Если в искусстве Древнего царства живопись сводилась к цветным силуэтам, теперь цвет приобретает различные оттенки, градации. Многообразны варианты цветовых сочетаний, тоновых переходов - оттенков желтовато-серого, красновато-коричневого, густо-оранжевого, нежно-голубого, розовато-белого, травянисто-зелёного. Краски становятся мягкими, разнообразными по насыщенности.

Благодаря оживлению и усложнению хозяйственной жизни Египта в период Среднего царства в египетской письменности выработался новый тип скорописи: деловое иератическое письмо. Оно отличалось от староегипетских почерков и иероглифического письма.

Эпоха Среднего царства закончилась с обрывом XII династии. Вновь наступившее смутное время не привело к такому распаду страны, какой последовал за периодом Древнего царства, но на рубеже XVIII - XVII веков до н.э. неожиданный удар по ослабленому государству нанесли гиксосы. Их владычество в Египте длилось более 100 лет, и до самых поздних времён египтяне сохранили память об этом нашествии как о катастрофе.

Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:

Среднее царство – период, в течение которого Египет снова возвысился, выйдя победителем из долгих и тяжких испытаний, и последовало возрождение всех искусств на орошенных священными водами берегах нильской долины. Этот период был классической порой письменности и нового расцвета изящных искусств на основе созданного в Древнем царстве. Высшей точки этот расцвет достиг при 12-й династии.


Рис. 121. Развитие египетской колонны в эпоху Среднего царства. По Перро и Шипье

Круглый плинт (база) и квадратная плита покрышки (абака) усиливают впечатление такой колонны, старательно высеченной из камня. Вместе с тем появляются уже составные колонны с капителями в виде нераскрывшихся цветков лотоса (в). Их стержень выполнен из четырех выпуклых стеблей, перехваченных обручами вверху, где из них выступает капитель, которая состоит также из четырех нераспустившихся бутонов лотоса, сначала расходящихся врозь, а затем суживающихся. Круглая база и четырехугольная плита абаки, на которой покоится архитрав, завершают колонну. Лотосовидные колонны с чашеобразными капителями в Среднем царстве – большая редкость. Борхардт нашел образец такой колонны в живописи одной из гробниц в Берше. Лилия, или капитель в виде распустившегося цветка, изображена на троне статуи Узертезена I, Берлинский музей. Колонны, составленные из нескольких стеблей папируса, с капителями в виде нераскрывшихся цветков появляются в среднем периоде довольно часто. Самое полное их развитие представляют каменные колонны храма при пирамиде в Гаваре. Капители в виде распустившихся цветков папируса встречаются в Среднем царстве, кроме небольшой каменной колонны с отчетливым 3-гранным стержнем из Кагуна, главным образом в изображениях на стенах гробниц. Первый классический пример пальмовидной колонны имеется в одной из гробниц в Берше. В развалинах храмов мы видели уже особого рода капитель, в которой с двух или четырех сторон изображена рельефом голова богини Гатор в огромном головном уборе и с острыми коровьими ушами.

Плоские изображения на стенах пещерных усыпальниц этого времени знакомят нас с жизнью и искусством долины Нила. В Бени-Хасане мы встречаем уже не только раскрашенные рельефы, но и настоящие стенные картины, не фрески, но живопись а tempera в самом широком смысле, краски которой, разведенные гуммитраганантовой водой, накладывались при помощи камышового стебелька или волосяной кисти. Содержание этих картин вообще сходно с сюжетами гробничных изображений Древнего царства, но к ним кое-где примешиваются рисунки, прославляющие деяния умершего: изображаются походы, битвы, осады крепостей, вперемежку с идиллическими сценами быта поселян, охотников и рыболовов или с милыми эпизодами жизни и занятий художников. Язык этих изображений остается вообще тот же, что и в Древнем царстве, хотя человеческие фигуры становятся несколько более стройными и рослыми, а повествование нагляднее и живее, чем прежде; позы менее принужденны, и в единичных случаях, сквозь традиционную неподвижность египетского искусства, как бы проглядывает стремление к более правильному и свободному размещению фигур. Наконец, и сельскохозяйственные орудия начинают играть заметную роль. Изображения садов со странным смешением планов и вертикальных проекций часто взяты, по-видимому, независимо от сюжета. Пальмы, плодовые деревья, виноградные лозы, кипарисы изображаются отчетливо и естественно.

Чисто орнаментальные мотивы в Среднем царстве становятся также более разнообразны; четырехлистник, вероятно, бывший геометрическим прототипом цветочной розетты, появляется и в отдельности, и в сплетениях. Но наибольшее развитие в этом отношении достигнуто лишь в Новом царстве.

Наравне с гробницами Среднего царства развалины храмов имеют благодаря новейшим раскопкам право на более значительное место в истории египетского искусства, нежели то, которое отводилось им доныне. В новом здании храма, воздвигнутого Сезуртезеном III в Бубатисе на фундаменте храма Древнего царства, найдены кроме колонн с двумя обращенными в разные стороны головами Гатор также лотосовидные гранитные колонны, состоящие не только из четырех, как в Бени-Хасане, но и из восьми связанных вместе стеблей и стольких же цветочных чашек каждая. В Абидосском храме Осириса, возобновленном при Узертезене I, сохранились еще развалины двора с четырехугольными колоннами и прислоненными к ним колоссальными фигурами красного гранита, из которых одна изображает самого царя (так называемая Осирисова колонна). Храм бога Ра в Гелиополе той же эпохи исчез с лица земли; но непоколебимо стоит еще один из гранитных обелисков, 20 метров высотой, воздвигнутых Узертезеном I перед входом в этот храм (рис. 122). Если не принимать в расчет малых надгробных обелисков Древнего царства (Берлинский музей), то можно сказать, что это самый древний из сохранившихся обелисков, древнейший образец тех отдельно стоящих четырехугольных, кверху немного суживающихся и завершающихся небольшой пирамидой столбов-памятников, которые, имея несомненно символическое значение, принадлежат к самым характерным изобретениям египетского искусства и составляли необходимую принадлежность египетских храмов. Сооружение легендарного здания Лабиринта, прославленного греческими историками, относят также к той же эпохе и приурочивают к царствованию Аменхотепа III. По-видимому, это был храм-гробница с бесчисленными дворами и залами, не имевший себе подобного в отношении великолепия отделки. Геродот говорил: "Я видел это сам, и оно не поддается никакому описанию".


Рис. 122. Гелиопольский обелиск близ Каира. С фотографии

Из сохранившихся скульптурных произведений Среднего царства должны быть поставлены на первый план статуи фараонов, обычно иссекавшиеся из черного или серого гранита или из диорита. Из твердых каменных пород предпочитались в то время уже не светлые и розовые, а темные. В статуях, как и в изображениях на плоскости, не заметно никакого успеха в отношении свободы мотивов движения, но, сообразно вкусу эпохи, является удлиненность пропорций. Плечи становятся еще шире прежнего; сравнительно с перетянутым станом шея делается тоньше и вытягивается, ноги удлиняются, мускулы обрисовываются слабее. Черты лица, сохраняя портретное сходство, к которому художники стремились и раньше, приближаются к одному, общеегипетскому идеалу красоты. Как бы то ни было, 12-я династия фараонов не отличалась красивой наружностью: выдающиеся скулы, покатый лоб, широкий рот придавали плоскому лицу тип вроде славянского, пожалуй, даже африканского, и безобразили даже идеализированные головы царских статуй. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть в Берлинском музее на колоссальную статую из черного гранита, изображающую Узертезена I и происходящую из абидосского храма, и на черную гранитную статую Нофрит, супруги Узертезена II музей Гизы (рис. 123).


Рис. 123. Гранитная статуя Нофрит. С фотографии Бругша

Со времени исследований Борхардта изображением фараона Среднего царства оказывается также колоссальный сфинкс в Гизе, считавшийся дотоле важнейшим произведением египетской скульптуры, созданным для того, чтобы служить образцом на вечные времена (рис. 124). На львином теле, долго остававшемся засыпанным по плечи в песке пустыни, потом отрытом и снова занесенном песком, возвышается на расстоянии 20 метров от основания каменная голова царя, высеченная из целой скалы и обращенная лицом к востоку, с широко открытыми глазами и с вечной улыбкой на устах. Художники Аменемхета III вернулись к прежнему реализму; скульптурный тип династии этого фараона так точно воплотился в известных его головах, что долгое время считали статуи этого царя и львиного сфинкса с одной и той же головой делом рук чужестранцев, вероятно гиксов, державших Египет под своим игом между средним и новым периодами. Однако Голенищев доказал, что это головы Аменемхета III и что, как таковые, они должны считаться самыми типичными в ряду голов царей 12-й династии. Черный гранитный сфинкс с головой, особенно низко выступающей из могучей львиной гривы, и обломок такой же царской статуи серого гранита находятся в музее Гизы; подобные фигуры имеются и в других коллекциях. Зато в польщенной юношеской красе чисто египетского типа предстает перед нами обнаженная позолоченная, деревянная статуя царя Гора, привезенная в музей Гизы из Дашурской южной кирпичной пирамиды. В этой статуе выказалась вся лесть, с какой египетские художники сглаживали неприятные черты физиономий в портретах (рис. 125). К тому же роду произведений принадлежит хорошенькая маленькая деревянная фигура Метухотепа, Берлинский музей. Она лежала в гробу изображенного царя, на его мумии. Длинный плащ сделан из белого, а тело – из коричневого дерева. Волосы были окрашены в голубой цвет, а глаза – в натуральный. Далее надо упомянуть о вылощенных, улыбающихся, безжизненных колоссах 13-й династии, какова, например, находящаяся в Луврском музее, в Париже, статуя из розового гранита, изображающая царя Себекхотепа III сидящим на троне. Подобные произведения не имеют значения для изучающего историю развития египетского искусства и представляют лишь такие черты, которые были присущи ему во все времена.


Рис. 124. Сфинкс в Гизе. С фотографии Плюшова

Среди художественно-промышленных произведений Среднего царства заслуживают внимания изделия золотых дел мастеров, каков, например, роскошный убор принцессы Гатор-Сат (12-я династия), найденный Морганом в северной Дашурской пирамиде. В особенности замечательны покрытые красной, светло-голубой и темно-голубой эмалью золотые нагрудные таблички в виде храмиков легкой конструкции, представляющие искусную сквозную работу в чистом и богатом геральдическом стиле. Они принадлежат музею Гизы (рис. 126). От того же времени сохранились отдельные резные камни преимущественно в виде скарабеев (жуков). Эти камни вставлялись в кольца и служили печатями, подобно цилиндрам, употреблявшимся в Месопотамии уже при первых династиях египетской истории. Лувр владеет таким кольцом времен Аменемхета III; на вправленном в него сардониксе очень тонко вырезаны глубоким рельефом с одной стороны сидящий владелец кольца, а с другой – царь, повергающий своего врага на землю.


Рис. 125. Статуя царя Гора. По Моргану

Керамика. Гончары, давно использовавшие гончарный круг, по сравнению с древним периодом сделали значительные успехи. В особенности достойны внимания сосуды различной формы с геометрическими орнаментами, начертанными белой краской на красном фоне или красно-бурой на желтом или белом. Фигуры животных и людей, здесь и там прерывающие узор, едва можно распознать. Видно, что горшечники не вели никаких сношений с бенихасанскими живописцами. Наряду с этими сосудами имеют свою цену глазурованные горшки (так называемый египетский фарфор) по большей части бирюзового или лазоревого цвета. Из глазурованной глины изготовлялись также фигуры животных. Одна из таких фигур, хранящаяся в музее Гизы, представляет голубого бегемота среди болотных растений, окрашенных в черный цвет.

Картины, изображающие выдувальщиков стекла в одной из гробниц 12-й династии, доказывают, что стеклянное производство было в то время уже известно. Что касается столярных изделий, то должно заметить, что со времен 11-й династии начинают распространяться деревянные гробы и преимущественно внутренние оболочки мумий. Иногда они приспособляются к формам мумии так, что получается некоторое подобие человека, а иногда воспроизводят на своей крышке всю фигуру покойника, тщательно выполненную и роскошно иллюминированную разными красками. В таком же изобилии, как подобные гробы и оболочки мумий, в музеях имеются так называемые канопы – большие вазы для внутренностей покойников, с крышками, изображающими головы коршунов, павианов, шакалов и человеческие – символы охранителей умерших. В Среднем царстве канопы изготовлялись по большей части из алебастра.

Запись около 1914 года*

Запись около 1914 года* Мы провозглашаем пустоголовых. И не желаем делать с<о> своей головы мусор<ный> ящик.* * *У современных талантливых писателей Брюсов<а>, Бальмон<та>, Андреева, Горького, Анатол<я> Франса, Кнут<а> Гамсуна и и<м> подоб<ных>, а также

Афоризмы (около 1918 года)*

Афоризмы (около 1918 года)* Ставьте на месте святом новую святыню — машину.Через икону мы идем к вечному безжизненному покою (ожид<ание> неба), через машину к вечному бегу по клокочущим далям

Из записной книжки (около 1924 года)*

Из записной книжки (около 1924 года)* Предмета не существует, я только его рисую в пространстве, движение же мое только средство техническое.Если Земля завтра не приходит в свое место, то и не приходит ни в какое другое место.* * *Академизм стремится через усилия свои передать

Лозунги-афоризмы (около 1924 года)*

Лозунги-афоризмы (около 1924 года)* Борьба с чистым Искусством есть борьба против обновления предметов художественного быта.Только через чистые Искусства мы можем сделать художествен<ное> оформление вещей нового быта.Тот, кто против чистого Искусства — тот против

Из записной книжки (около 1927 года)*

Из записной книжки (около 1927 года)* Когда рабу предложить свободу, то он ее испугается, ибо не знает, что делать с ней, и не знает себя, своих сил, не знает своего содержания, т<ого>, из чего возможна вся его творческая деятельность. Привыкш<ему> в рабстве видеть

2. Искусство Древнего царства (около 3000-2500 гг. до н. э.)

2. Искусство Древнего царства (около 3000-2500 гг. до н. э.) Историю египетского искусства еще недавно было возможно изучать только с конца 3-й династии, и еще на первой стадии своего развития оно может быть уподоблено, по выражению Лепсиуса, "ребенку, воспитанному в строгости,

4. Искусство Нового царства (от 1600 до 1100 г. до н. э.) и позднейшего времени

4. Искусство Нового царства (от 1600 до 1100 г. до н. э.) и позднейшего времени Людвиг Зибель называет период Нового царства "эпохой всемирных сношений". Тогда процветало Вавилонское государство, хотя именно в этот период мы знаем его всего менее; в то время существовала в Сирии,

1. Искусство Италии до начала эллинистической эпохи (около 900-275 гг. до н. э.)

1. Искусство Италии до начала эллинистической эпохи (около 900-275 гг. до н. э.) Италия, вдающаяся в виде длинного полуострова в море и связанная со всем миром торговлей и мореплаванием, была далеко не так щедро наделена задатками художественности, как ее сестра, Греция. Однако

2. Искусство Италии от начала эллинистической эпохи и до конца Римской республики (около 275-25 гг. до н. э.)

2. Искусство Италии от начала эллинистической эпохи и до конца Римской республики (около 275-25 гг. до н. э.) К началу эллинистической эпохи Рим, достигнув значения великой державы, был уже общепризнанным владыкой и столицей Италии. Затем, в течение ближайшей трети столетия,

1. Искусство Италии и Испании (около 750–1050 гг.)

1. Искусство Италии и Испании (около 750–1050 гг.) Рис. 71. Спаситель на престоле. Фреска в церкви S. Maria delle Grazie близ Карпаньяно. По ДилюВ то время как в художественных и культурных областях христианского Востока, пределы которого сузило распространение ислама, древний

2. Искусство Руси в эпоху татаро-монгольского ига (около 1225–1400 гг.)

2. Искусство Руси в эпоху татаро-монгольского ига (около 1225–1400 гг.) На Руси, как в Персии и Китае, татаро-монгольское иго оказывало и на искусство нивелирующее, в азиатском духе, влияние. Китайское, индийское, в особенности же персидское искусство широким потоком хлынуло


В середине 4 века до н. э. возле реки Нил (Африка) образовалось государство Древний Египет. Условия его существования способствовали довольно быстрому развитию культуры и искусства. Особенности этих сфер описаны в нашей статье.

Этапы развития искусства

Искусство Древнего Египта принято разделять на такие периоды:

  • Искусство Древнего Царства (32-24 века до н. э.): отличалось монументальностью (масштабность и возвышенность форм), постоянством сложившихся норм, тесной связью с верованиями;
  • Искусство Среднего Царства (21-18 века до н. э.): традиции сохраняются, но монументальность снижается, произведения искусства начинают приобретать индивидуальность, активно развивается ювелирное дело;
  • Искусство Нового Царства (17-11 века до н. э.): нормы утрачивают значимость, традиционные формы дополняются элементами, передающими личностные переживания; появлялись отдельные произведения искусства, показывающие человеческие чувства; в конце этого периода все снова вернулось к монументальному стилю, но он перестал быть таким естественным как на первом этапе.

Древнеегипетское искусство изжило себя, утратив новизну и творческие идеи.

В период Древнего Царства были возведены самые грандиозные сооружения – Великие Пирамиды, Большой Сфинкс, которые продолжают оставаться одним из чудес цивилизации, привлекая загадкой своего создания.

Египетские пирамиды

Рис. 1. Египетские пирамиды.

Особенности культуры

Известно, что культура Древнего Египта является одной из самых ранних. В конце 4 века до н. э. уже появилась древнеегипетская письменность. Основным видом письма были иероглифы, которые наносили на камень или папирус (изготовляли из одноименного растения).

На древнеегипетскую культуру сильно влияла религия. Единого верования не было, в разных местностях поклонялись определенному божеству, признавая существование других.

которые читают вместе с этой





Специфическим было отношение египтян к потустороннему миру. Они считали, что человек должен быть обеспечен всем необходимым, вступая в загробную жизнь. Также существовал особый символ Анх, обозначающий вечную жизнь. На земле являлся сильным оберегом, а после – ключом к царству мертвых (бессмертию).

Именно благодаря особенностям погребального культа (оснащение гробниц предметами быта, драгоценностями, надписями, рисунками, статуями) сохранилось большое количество свидетельств развитости древнеегипетской культуры и искусства.

Египетский символ Анх

Рис. 2. Египетский символ Анх.

Изобразительное искусство

Если говорить кратко о изобразительном искусстве Древнего Египта, то оно было представлено такими видами:

  • Живопись: изображения были яркими, поверхность для покраски предварительно обрабатывали (мягким гипсом, известняком), сверху покрывали лаком; картины в основном должны были облегчить человеку загробную жизнь, изображая переход в потусторонний мир; использовались простые линии и плоская проекция фигур;
  • Скульптура: наиболее строго соблюдались нормы, были установлены четкие правила передачи образов божеств и фараонов, использовались цельные каменные глыбы, небольшие деревянные статуэтки могли передавать изображение простых египтян;
  • Декоративно-прикладное: активно развивалось ювелирное направление (различные формы придавали золоту, умели менять его цвет, украшения дополняли цветными стеклами и поделочными камнями, современные драгоценные не использовались); создан стекловидный материал (фаянс), из которого изготовляли керамические изделия, бижутерию.

Выразительное искусство

В древнеегипетском искусстве также активно развивались:

  • Архитектура: была масштабной, но довольно однообразной; применялись пирамиды, пилоны (усеченные башни-пирамиды), колонны для строительства гробниц, дворцов, храмов; стены зданий украшали иероглифами и символическими изображениями;
  • Литература: в основном представлена религиозными и погребальными гимнами, текстами, стихами, биографиями; в Среднем Царстве добавились повествовательные произведения;
  • Музыка: основные инструменты – арфа, флейта; позже добавились бубны, лиры, барабаны; существовали профессиональные музыканты;
  • Театр: представления были массовыми, разыгрывались религиозные сценки, мистерии о борьбе добра и зла.

Что мы узнали?

Рассмотрев тему из курса истории (5 класс), по которой можно подготовить дополнительный доклад, мы узнали об особенностях и видах древнеегипетского искусства.

Поразительное искусство Среднего царства


В ряду прекрасных произведений Древнего Египта историки искусствоведы отдельно выделяют искусство Среднего царства. Анализируя характерные черты того периода возникает много аналогий с Древним царством, однако заметны новые прогрессивные влияния. Изменился подход к вырезанному в камне изображению, стали более четкими линии. Живопись расцвела новыми красочными сочетаниями. Безусловно, этот период внес богатый вклад в наследие египетской культуры.

Характерные черты нового периода

Исследуя искусство нового периода, можно с уверенностью сказать о его прогрессивном развитии. В новом поколении зодчих, художников и скульпторов чувствуется уверенность и своеобразие подхода. В отличии от предыдущего этапа развития творчества Египта, новое поколение задало тенденции к стремлению изображать предметы и явления более детально.
В период развития культуры Среднего царства наблюдается изменение в отраслях:
•гончарное дело;
•прогрессивное развитие зодчества;
•обработка камня;
•шлифовка поверхностей разными методами;
•изготовление и разбавление красок;
•рисунок по штукатурке;
•нанесение эмалей;
•обработка металла;
•покрытие металлических поверхностей дополнительными покрытиями;
•ювелирное дело.

Ввиду развития таких направлений все изделия того периода имеют ярко выраженные черты. Возникает новое прочтение понятий перспективы и статичности поз. Искусство передать движение в статике становится признаком большого мастерства.

Скульптура

В искусстве нового поколения прослеживаются новые направления обработки поверхности. Помимо того, что наблюдается прогресс в самом процессе вырезания фигур и рельефа, проявляется умение делать точные сколы. Именно по этой причине новые статуи имели более гладкую идеально обработанную поверхность.

В распоряжении каменщиков появились простые, но эффективные инструменты. С помощью этих приборов зодчие Среднего царства получили возможность добиваться идеального соотношений длин сторон и угла наклона.

Такой подход повлиял на формирование новых способов выражение задумки в камне:
•устойчивость конструкций, как следствие увеличение размеров;
•разнообразие поз;
•более детальная проработка рельефа поверхности.

Несмотря на соблюдении старых традиций искусство появилась новая черта. Практически идеальное портретное сходство с оригиналом. Лица и пропорции тела стали носить больше индивидуальных черт.

Живопись

В искусстве живописи Среднего царства появились новые черты. Благодаря полученным навыкам создания новых красок, изображенные сцены стали пестрить различными сочетаниями. Повысилось качество уже привычных оттенков:
•охра;
•лазурный;
•золотой;
•белый;
•темно-синий;
•зеленый.

К прочим декоративным приемам изображения фигур добавилось стремление точно изобразить движения. Даже самые примитивные позы должны были отразить стремление фигуры произвести действие. Эти положения живописи Среднего государства стало визитной карточкой эпохи.

Заметно изменились техники. Теперь в обработки поверхности стали применять различные виды грунтовок. Подобный прием дает возможность краске не впитываться в поверхность, благодаря чему изображение остается сочным и четким.

Архитектурные строения

В стремлении сохранить старое преуспели зодчие Среднего царства. С усовершенствованием техник обработки камня появилось новое течение искусного оформления колонн. Большинство строений относится к храмово-погребальным комплексам. В них отчетливо видны правила древних построек, однако заметны новые тенденции.

Дополняя искусство зодчества возводимые конструкции становятся более воздушными. Появляется нота изящества в привычных решениях. Украшение балюстрады портиками с резьбой, величественными колоннами ясно отражают задумку архитекторов того периода. В контурах чувствуется уверенная четкость, дополнительные системы украшения получают статус эталона.

Читайте также: