Искусство после первой мировой войны кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Реферат на тему:

Мировая художественная культура между двумя мировыми войнами (1917 -1939гг.)

1. Развитие мировой художественной культуры в 20-30-е годы XX века….4

Все это означало, что культура перестала выполнять свою адаптирующую функцию, что действия, соответствующие культурным стереотипам, перестали приносить желаемые результаты, что старые ценности не уже не вырабатывали защитных механизмов, а новые еще не появились. Человек остался наедине с миром.

Развитие культуры в межвоенный период также характеризовалось последствиями научной революции, которая началась на рубеже XIX и XX вв. Тенденции развития духовной культуры в межвоенный период были неразрывно связаны с влиянием техники на мироощущение человека. Массовое производство захватывало и сферу культуры. Большое распространение получила примитивная, предназначенная для потребления широкими слоями населения так называемая массовая культура. Техницизм — культ техники и точных наук — все больше проникал в культуру. Он сильно изменил представление об историческом прогрессе, гуманности, добре, справедливости. В межвоенный период на культурную жизнь общества оказывали негативное влияние поднятые на щит пропагандой классовые, националистические, расовые, милитаристские теории. В тоталитарных государствах появился новый тип офицально-государственной культуры. Он стал господствующим, захватил области морали, науки, искусства. Разрушая сложившуюся традиционную культуру, тоталитаризм пытался приспособить искусство для собственной пропаганды. Одновременно шел процесс творческого обновления в искусстве, который сопровождался критикой ценностей индустриального общества.

1.Развитие мировой художественной культуры в 20-30-е годы XX века.

В 20-30-е гг. продолжали свою дея­тельность писатели старшего поколения: во Франции ­ А. Франс и Р. Роллан, в Англии - Б. Шоу, Дж. Голсуорси и Г. Уэллс, в Германии - Г. Манн и Т. Манн, Г. Гаупт­ман, в США - Т. Драйзер, э. Синклер и др. В то же вре­мя появились новые яркие таланты - французы Ф. Мори­ше и Р. Мдю Гар, англичане Р. Олдингтон и с. Моэм, американцы э. Хемингуэй, У. Фолкнер и Ф. Фицджеральд, немцы э. М. Ремарк и л. Фейхтвангер и др.

В 20-30-е гг. литература обогатилась в жанровом от­ношении. Обратили на себя внимание социально-психоло­гические романы э. М. Ремарка, Ф. Мориака и др., психо­логические новеллы с. Цвейга, биографические романы А. Моруа. Появляются произведения, составившие рево­люционно-пролетарскую литературу.

Изобразительное искусство

В 1920-е гг. добились признания многие живописцы Западной Европы, начинавшие своё творчество в рядах модернистов. Некоторые мастера кисти обрели всемирную известность, прежде всего испанцы Пабло Пикассо и Сальвадор Дали.

Ещё во время Первой мировой войны в европейском искусстве проявились протестные настроения, после окончания боевых дей­ствий и по мере углубления послевоенного кризиса они лишь уси­лились. Прежние художественные стили — кубизм, футуризм, экс­прессионизм — уступают место дадаизму и сюрреализму.

Дадаизм (от бессвязного детского лепета ʼʼдадаʼʼ) объ­единил в годы войны небольшую группу швейцарских художников, занимавших агрессивную антиэстетическую позицию. Οʜᴎ отрицали смысл жизни, искусство как творческую деятельность. Отсюда дадаисты увлекались коллажем, фотомонтажом, сооружением механических устройств, маскарадных действий. Οʜᴎ отвергали идею художественного синтеза, намеренно ее пародируя. Да­даисты предлагали творчество без всякой цели, исходя из проявления естества жизни. Дадаистам были по душе маскарадные действия, фотомон­таж и коллажи. Участники объединения разрисовывали заборы, создавали не имеющие смысла псевдочертежи. Дадаисты утверждали — современную европейскую культуру надо уничтожить через разложение искусства.

Со временем многие дадаисты оказались в рядах сюрреалистов, рассматривавших мир как нагромождение парадоксов, бессмыс­ленного кошмара и социального безумия и воспевавших абсурдность бытия. Сюрреализм также отрицал художественный синтез, создал свою стилевую форму и идейную концепцию аб­сурдности бытия, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ представляется художнику в виде пугающих кошмаров и неправдоподобно фантасти­ческих видений.

В 1930-е гг. сюрреализм (буквально — сверхреализм) шагнул за пределы Западной Европы, проникнув в Мексику, Чили, Японию. Парадоксальная алогичность сюрреали­стических произведений сочеталась с технической виртуозностью исполне­ния и глубоким философским подтек­стом (С. Дали, И. Танги и др.).

В 30-е гᴦ. влияние сюрреализма распространилось за пределы Западной Европы, достиг­нув Латинской Америки и Японии. В 20-30-е гᴦ. формируется международное художест­венное пространство, художественные направления при­обретают международный характер, возрастает взаимо­влияние культур и искусств народов мира. При этом в данном процессе наблюдаются региональные, цивилизационные различия. В странах Восточной и Южной Европы, полу­чивших самостоятельность после первой мировой войны, влияние абстракционизма и иррациональных течений было невелико. Определяющее воздействие на развитие искусства оказывали здесь национально-государственные идеи. В 20-30-е гᴦ. искусство в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки сближается с европейским. Изобра­зительное искусство, особенно в Китае и Японии, откли­кается на опыт творчества, накопленный европейскими школами, на разнообразные течения художественного творчества. Этот опыт создания нового искусства, соеди­няющего национальную художественную культуру с ʼʼно­вым традиционализмомʼʼ европейской живописи, заметно проявился в Японии, Китае, Индонезии.

Примечатель­ным для искусства стран Дальнего Востока в 20-е гᴦ. ста­ло развитие революционного политического искусства. В нем ведущую роль играли плакат, листовка, газетный рисунок, гравюра. Оно во многом черпало художествен­ные средства не столько из жанровых и традиционных стилей народного творчества, сколько от советской и за­падно европейской революционной графики. В странах Латинской Америки уже в начале ХХ в. уп­рочилось так называемое ʼʼиспанскоеʼʼ течение в изобра­зительном искусстве (Мексика, Колумбия, Куба, Чили), а также влияние французских художественных школ и те­чений (в Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Уругвае и др.). Эти направления не оставили заметного следа в искусстве. Крупные перемены, которые произошли в 20-е гᴦ., были связаны с деятельностью мексиканских художников. Οʜᴎ провели несколько лет в Европе и впитали новые Идеи. ʼʼВеликая тройкаʼʼ (Д. А. Сикейрос, д. Ривера, х. К. Оро­ско) создала образцы новой монументальной живописи. В своих Произведениях они стремились подчас в прямой публицистической форме наглядно объяснить социальные и исторические проблемы. Их творчество совершило пере­ворот в художественной культуре региона.

Абстрактное искусство , отказавшее­ся от изображения форм, приближенных к действительности, пережило настоящий бум после Первой мировой войны. Этому активно способствовал крах привычных духовных ценностей . Отличительной чер­той творчества абстракционистов было создание определённых цветовых сочета­ний и геометрических форм с целью вы­звать у аудитории самые разные ассоциа­ции.

В ря­де стран с авторитарными и тоталитарными режимами это течение подвергается гонениям и запрету. Научно-технический прогресс положил начало форми­рованию новых стилевых направлений в искусстве _ су­прематизма, конструктивизма, рационализма. Станов­ление конструктивизма было продолжением супрематизма К. Малевича. Конструктивизм противостоял отвлеченной философичности супрематизма Малевича, стремясь с по­мощью беспредметной формы найти компромисс искус­ства и техники. В России это направление (В. Татлин, А. Родченко, л. Лисицкий) сыграло важную роль в архитектурном искусстве, дизайне и Строительстве. В Москве с того времени осталось немало зданий, созданных в стиле конструктивизма.

Архитектура

В архитектуре межвоенного периода XX века, как и в изобразительном искусстве, происходит распад стиля модерн на множество течений, в том числе — итальянский футуризм, немецкий и голландский экспрессионизм, советский конструктивизм. Сокращение масштабов строительства в кризисные годы увеличило количество теоретических разработок. На протяжении 1920-х гг. многие архитекторы начинают обращать более пристальное внимание на художественные традиции своих стран. Одновременно в ряде европейских государств сохраняется влияние классицизма.

Футуризм. Итальянец Л. Сент-Элиа разработал проект футуристическо­го города в виде огромной верфи. Дома такого города представ­ляли собой гигантские машины. Это стало первой попыткой функционально выстроить город по вертикали, но она так и не была реализована при жизни архитектора.

Конструкти­визм. Близким к работам футуристов было направление конструкти­визма, ставшее результатом научно-технического прогресса . Особой популярностью конструктивизм пользовался в СССР. Работы совет­ских архитекторов-конструктивистов до сих пор создают панораму многих российских городов.

Экспрессионизм. В голландском Амстердаме в 1920-е гг. было выстроено немало жилых домов по проектам, разработанным архитекторами-экспрессионистами. Здания напоминали корабельные формы, в качестве облицов­ки использовался грубый кирпич. Глав­ная ставка была сделана на эмоциональ­ную насыщенность, неудивительно, что здания сильно отличались друг от друга — ведь эмоции у всех индивидуальны.

Тенденции развития духовной культуры в межвоенный период были неразрывно связаны с влиянием техники на мироощущение человека.

После первой мировой войны сначала в США, а затем в Великобритании, Франции и Японии утвердился новый общественный порядок, который стали называть "массовым обществом".

Общество стало массовым потому, что оно вобрало в себя как нечто единое, несмотря на внутренние противоречия и конфликты, широкую массу населения. В период между двумя мировыми войнами реалистическое искусство продолжает развиваться в постоянном столкновении со всеми формами авангардизма, прежде всего абстракционизма, а с середины 20-х годов – с сюрреализмом.

Художественная литература и другие виды искусства образно воссоздавали эту ситуацию, что позволяет сегодня представить ее с достаточной степенью достоверности, а философия осмысляла это своими средствами и на своем языке.

Искусство воплощало происходившее двумя способами — аналитико-реалистическим и экспрессионистско-сюрреалистическим.

В развитии художественного и литературного процесса выделяются три крупных периода. В 20-е годы оп­ределяющее влияние на художественное творчество в за­падном обществе оказывали первая мировая война и ее не­посредственные последствия. В 30-е гг. мировой экономи­ческий кризис, наступление фашизма, распространение тоталитарных режимов и надвигавшаяся вторая мировая война не могли не сказаться трагическим образом на судь­бе и творчестве литераторов и художников. И наконец, начавшаяся Вторая мировая война (1939-1945) наложи­ла свою особую печать на жизнь интеллигенции всего Мира. Эмиграция писателей и художников из стран, где утвердился фашизм и тоталитаризм, внесла существен­ные изменения в художественную культуру многих стран. Художники, нашедшие убежище в США, способст­вовали превращению Нью-Йорка в международный худо­жественный центр. В творчестве литераторов и художников в 20-30-е гг. особую значимость приобрели социально-политические факторы. Социальные движения вызвали к жизни во мно­гих странах революционные течения в искусстве. Поя­вившиеся тоталитарные режимы создавали свое обслу­живающее эти системы искусство. Обострение борьбы тоталитаризма и демократии определило возрастание идеализации искусства, столкновение полярных тече­ний. К новым явлениям меж военного периода относится и интенсивное развитие интернациональных и националь­ных художественных процессов. Происходит сближение искусства различных стран и народов.

В межвоенный период в искусстве появились новые течения и направления, развивались старые. До Первой мировой войны в европейском изобразительном искусстве господствовал реализм. Мир тогда представлялся достойным его реалистического изображения. Личность художника, его вкусы и предпочтения могли оказаться в выборе жанра, композиции, в превосходстве формы или цвета.

Первая мировая война и послевоенная нестабильность привели к тому, что мир потерял гармоничность и рациональность в глазах художников, его реалистическое отражение вроде теряло смысл. Произошла смена в понимании художника. Она заключалась не в адекватном отражении мира, а в выявлении художником его видение мира. А такое понимание мира могло встать, например, к определенному соотношению линий и геометрических фигур. Такой вид живописи получил название абстракционизма. Основателем его был русский художник Василий Кандинский. Сюрреалисты во главе с Сальвадором Дали пытались изобразить иррациональный мир. На их картинах, в отличие от картин абстракционистов, присутствуют предметы, которые можно познать, но иногда они странно выглядят и находятся в необычных композициях, как в сновидениях.

Модернизм-основное направление искусства 20-30-х гг. , Который характеризовался разрывом с идейными и художественными принципами классического искусства. Зародился тогда же, охватил все виды творчества. Художники-модернисты Е. Кирхнер, Д. Енсор, Е. Мунк, Е. Нольде, Кандинский, П. Клес, О. Кокошка предлагали интуитивизм и автоматизм в творческом процессе-использование физических свойств геометрических фигур и цвета, отказ от иллюзий пространства, деформацию предметов в изображении символов, субъективизм в содержании.

Одним из новых направлений в литературе и искусстве был авангардизм, возникший на почве анархического, субъективного миропонимания. Отсюда-разрыв с предыдущей реалистической традицией, формалистические поиски новых средств художественного выражения. Предшественниками авангардизма были модернистские направления первой трети ХХ в. - Фовизм, кубизм, футуризм, сюрреализм и додекафония в музыке. Среди представителей авангардизма и неоавангардизму-художники П. Мондриан, Дали, писатели Р. Деснос, А. Арто, С. Беккет, композиторы С. Буссоти, Дж. Кейдогс.

Большакова Наталья Викторовна

Работа подготовлена для выступления на школьной конференции по теме "Влияние первой мировой войны на экономику, литературу и искусство".

ВложениеРазмер
Искусство после первой мировой войны 2.53 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Искусство после первой мировой войны Работу выполнили ученики 9 Э класса Школа № 365

Кризис искусства XX века был следствием первой мировой войны 1914-18г, революции, нестабильности переходной эпохи. Кризис выразился во всех сферах культуры: в науке, философии, этике, праве, но в наибольшей степени в искусстве, прежде всего в живописи.

Виды и формы художественной культуры Большинство художников XX века отошло от изображения мира таким, как мы его видим. Мир представлялся деформированным порой до неузнаваемости, так как художники руководствовались больше собственным воображением, отход от реализма не был пустым капризом, художники хотели сказать: мир вовсе не такой, каким мы его видим: он по своей сути бессмыслен и абсурден, он такой, как мы его показываем на своих картинах. В XX века возникает множество направлений, течений, которые существовали рядом, параллельно, часто скрещивались между собой, сменяли или отменяли друг друга. Статус вечных приобрели три течения: абстракционизм, кубизм, сюрреализм ( сверхреализм )

Абстракционизм появился на рубеже XIX – XX в.в, поскольку именно в это время происходило брожение умов. Потребовалось создать нетрадиционный изобразительный язык, который был бы полон глубокого смысла. Однако тот, кто созерцал произведения данного искусства, должен был уметь мыслить абстракциями. В противном случае изображаемое казалось просто набором каких-то элементов и не более того.

Основоположники абстракционизма — русские художники Василий Кандинский и Казимир Малевич. Василий Кандинский Казимир Малевич

В. Кандинский. Маленькая мечта в красном

В. Кандинский Сумеречное

В. Кандинский Последняя акварель

Последний период творчества: Треугольник, квадрат, круг

Супрематизм Малевича Становление Казимира Севериновича Малевича (1878 – 1935) в искусстве живописи было ярким и стремительным. Он неутомимо изучал и проверял традиции старых мастеров, искал и оттачивал новые возможности живописи. За короткое время он прошёл путь от импрессионизма к неопримитивизму .

Первые картины Малевича были выполнены в яркой импрессионистической манере . Уборка ржи.

Новые направления абстрактного искусства Лучизм Неопластицизм Орфизм Супрематизм Абстрактный экспрессионизм Геометрическая абстракция

Орфизм повлиял на русскую живопись в 1913—1914 годах через прямые контакты русских с самим Робером Делоне. Его влияние можно увидеть в работах Аристарха Лентулова . Также орфизм повлиял на некоторые работы Александры Экстер , Георгия Якулова и Александра Богомазова .

Направление в авангардистском искусстве, основанное К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.

Школа (движение) художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как само рисование. Целью художника при таком творческом методе является спонтанное выражение внутреннего мира (подсознания) в хаотических формах, не организованных логическим мышлением.

Форма абстрактного искусства, основанная на использовании геометрических форм, иногда, хотя и не всегда, расположенных в неиллюзорного пространства и объединенных в беспредметные, абстрактные композиции. В основе абстрактных композиций лежит создание художественного пространства путем сочетания различных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий.

Заключение Если живопись - это не столько демонстрация мастерства, сколько способ самовыражения, тогда абстрактное искусство надо признать наиболее продвинутой ступенью изобразительной деятельности. Абстрактная композиция - это тот последний уровень, на котором живопись еще остается живописью. Дальше – распад.

В межвоенный период в искусстве появились новые течения и направления, развивались старые. До Первой мировой войны в европейском изобразительном искусстве господствовал реализм. Мир тогда представлялся достойным его реалистического изображения. Личность художника, его вкусы и предпочтения могли оказаться в выборе жанра, композиции, в превосходстве формы или цвета.

Первая мировая война и послевоенная нестабильность привели к тому, что мир потерял гармоничность и рациональность в глазах художников, его реалистическое отражение вроде теряло смысл. Произошла смена в понимании художника. Она заключалась не в адекватном отражении мира, а в выявлении художником его видение мира. А такое понимание мира могло встать, например, к определенному соотношению линий и геометрических фигур. Такой вид живописи получил название абстракционизма. Основателем его был русский художник Василий Кандинский. Сюрреалисты во главе с Сальвадором Дали пытались изобразить иррациональный мир. На их картинах, в отличие от картин абстракционистов, присутствуют предметы, которые можно познать, но иногда они странно выглядят и находятся в необычных композициях, как в сновидениях.

Модернизм-основное направление искусства 20-30-х гг. , Который характеризовался разрывом с идейными и художественными принципами классического искусства. Зародился тогда же, охватил все виды творчества. Художники-модернисты Е. Кирхнер, Д. Енсор, Е. Мунк, Е. Нольде, Кандинский, П. Клес, О. Кокошка предлагали интуитивизм и автоматизм в творческом процессе-использование физических свойств геометрических фигур и цвета, отказ от иллюзий пространства, деформацию предметов в изображении символов, субъективизм в содержании.

Одним из новых направлений в литературе и искусстве был авангардизм, возникший на почве анархического, субъективного миропонимания. Отсюда-разрыв с предыдущей реалистической традицией, формалистические поиски новых средств художественного выражения. Предшественниками авангардизма были модернистские направления первой трети ХХ в. - Фовизм, кубизм, футуризм, сюрреализм и додекафония в музыке. Среди представителей авангардизма и неоавангардизму-художники П. Мондриан, Дали, писатели Р. Деснос, А. Арто, С. Беккет, композиторы С. Буссоти, Дж. Кейдогс.

Дальнейшее развитие мирового искусства в 20 веке разделяется на два этапа, их смена будет прослежена в борьбе художественных течений, в деятельности отдельных художников. Оба этих этапа характеризуются обострением идеологической борьбы и нарастанием конфликта между социалистической культурой, формирующейся после Октябрьской революции в СССР, а затем и в странах социализма, и буржуазной культурой, переходящей на путь последовательной реакции.

Коммунистическое движение в буржуазных странах, революции в Мексике, в Германии, в Венгрии в 1920-х, Испании в 1930-х годах, антифеодальное и антиимпериалистическое национально-освободительное движение в колониях стали реальной почвой для развития идей демократического искусства, для возникновения новых очагов передовой художественной культуры.

Творчество европейских художников, ставших на путь реализма в 1920-х годах, поднялось в следующем десятилетии на более высокую ступень общественного сознания. Пройдя период сложных исканий и сомнений, преодолевая буржуазную ограниченность, крупнейшие деятели культуры Европы приходили к оптимистической вере в жизнь, к социалистическому гуманизму (Анри Барбюс, Анатоль Франс, Ромен Роллан, Франс Мазерель).

При сохранении доминирующего значения формалистического искусства укрепление прогрессивных течений в 1930–1950-х годах совершалось более быстрыми темпами. Движение Сопротивления в оккупированных странах воспитало новое поколение прогрессивных деятелей культуры, активно участвовавших своим искусством и общественной деятельностью в борьбе с фашизмом. Битва за прогрессивную культуру объединяла различных представителей художественной интеллигенции, возникали объединения, ассоциации, созывались конгрессы.

Победа Советского Союза в войне с фашизмом, образование социалистических государств изменили соотношение сил на мировой арене. Борьба сил прогресса и реакции поднялась на более высокую ступень своего развития, что нашло отражение и в искусстве.

Укрепляются взаимоотношения между деятелями культуры социалистических стран. Усиливается авторитет коммунистических партий, объединяющих не только большую часть рабочих, но и широкие круги интеллигенции, в среде которой распространяются идеи марксизма, укрепляется чувство ответственности за судьбу культуры. Растет круг художников, осознающих несовместимость системы империализма с общественным прогрессом. Они выступают активными борцами за мир, многие из них идут по пути реализма (Манцу, Кент и др.). В искусстве утверждается гуманистический идеал сознательно борющегося человека. Передовое искусство обогащается новым содержанием, порожденным перспективами социалистической революции. Писатели, поэты переходят на позиции социалистического реализма. Его элементы зреют в прогрессивной графике (Эффель) и живописи (Гуттузо). Развивается реализм в Мексике и других странах Латинской Америки. Однако по-прежнему реализму в этих странах противостоят сохранившие господствующее положение реакционные формалистические течения.

Читайте также: