Искусство москвы 16 17 века кратко

Обновлено: 08.07.2024

Оригинальным архитектурным решением 16 века становится столпообразный шатровый храм. Первым произведением этого стиля принято считать храм Вознесения в с. Коломенское, сооруженный по приказу Василия Третьего в честь рождения наследника.

Храм Вознесения – необычное для церковного зодчества сооружение, ибо в нем отсутствует алтарная апсида. Из высокого подклета вырастает могучий столп храма, перерастающий в восьмерик. Завершает всю конструкцию устремленный в небо шатер.

При Иване Грозном традиция постройки шатровых храмов нашла продолжение в постройке храмов – монументов. Так, в селе Дьяково возведена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Композиция храма представляет собой пять столпов, увенчанных шлемовидными куполами.

Настоящим триумфом шатрового стиля стал собор Василия Блаженного (арх. Барма и Постник). Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рву построен в честь победы над Казанским ханством. Центральная шатровая церковь окружена разными по высоте восемью церквами, все сооружение понимается из единого каменного помоста. Собор богато декорирован, ни один купол не повторяет убранство другого.

Изобразительное искусство 16 века тяготеет к символизму и аллегоричности. В правление Ивана Грозного нарастают эсхатологические настроения, живопись изобилует апокалиптическими сюжетами, причем сцены мучений изображались с предельной экспрессией и натурализмом.

Отличительной чертой живописи 16 века стала перегруженность деталями, фигурами, предметами.

Начиная с конца 16 века и вплоть до середины XVII в. для изобразитель­ного искусства характерна борьба двух живописных направлений. Это противостояние "годуновской" и "строгановской" школ. Годуновская школа тяго­тела к монументальным традициям прошлого и была попыткой воз­родить дух великого искусства путем ортодоксального следова­ния древнему канону. Строгановская икона тяготеет к декоратив­ности, наряду с религиозно-символической функцией она несет усиленное эстетическое начало. Одна из особенностей строгановской школы – правдивое изображение пейзажа, многофигурная и многоплановая композиция. Выдающимся мастером строгановской школы был П. Чирин, иконам которого свойственны особая мягкость колорита, пластичность, изящество поз.

Почти сразу после окончания смутного времени общий подъем страны вызвал интенсивное строительство, преимущественно в посадс­ком жанре, рядом с которым стала набирать силу и гражданская (па­латная) архитектура. Именно в этих жанрах появилась тяга к архитектурно-декоративной пластике фасадов. При этом и в культовом и гражданском зодчестве архитекторы руководствовались общими эстетическими принципами, так что главным признаком храма стали купола, апсиды и колокольни. Вообще же архитектурно-художественный язык храмов, боярско-княжеских, купеческих и архиерейских па­лат был единым.

Главными объектами гражданского строительства стали кремлевские дворцы: Теремной, Потешный и Патриарший. Теремной дворец, созданный в первой половине 17 века зодчими Баженом Огурцовым и Антипом Константиновым, отличался богатством декора, интересом к традициям русского народного зодчества.

В середине 17 века развертывается широкое храмовое строительство в Ярославле, ставшего к этому времени крупным торговым центром. Наиболее значительными постройками стали церковь Ильи Пророка и храм Иоанна Златоуста в Коровниках. Ансамбль храма Ильи Пророка отличается асимметрией и необыкновенной декоративностью; сочетание луковичных глав и шатровых покрытий придают ему живописный вид.

Основные культурные тенденции XVII в : усиление светских элементов в культуре, знакомство с искусством Западной Европы -не могли не найти отражения в живописи России. Живопись этого времени, как и вся культура XVII века, - борьба традиционализ­ма и новаторства. Наступающее Новое время выдвигает перед искусством новые задачи: изобразить конкретного, эмансипированно­го человека, живущего активной жизнью. Такая задача не могла быть быст­ро решена, так как для выражения новых идеалов нужно было най­ти соответствующие изобразительные средства.

В самом деле, желание изобразить всю полноту жизни - красочные исторические события, баталии, архитектуру, бытовые сцены, пейзажи - могло найти применение в любом жанре, кроме персонального. И в иконописи художник XVII в. не мог не чувст­вовать несоответствия старых средств новым задачам.

Переоценка ценностей началась задолго до того, как поя­вились первые эстетические трактаты, обосновывающие новый под­ход к живописи. Немалое значение имел украинский и белорус­ский портрет, опередивший поиски русских художников в этом нап­равлении. К середине XVII в. появились первые парсуны царя Федора Иоанновича, Скопина-Шуйского.

Живопись постепенно осваивала прие­мы гуманистической культуры Запада. К середине XVII века резко возрос интерес к портрету. И. Владимиров и С. Ушаков обосновывали новый подход к писанию ликов. Их взгляды нашли отражение в трак­татах, посвященных вопросам теории искусства ("Послание Иосифа Владимирова Симону Ушакову"). Царские изографы Ушаков и Влади­миров основным условием высокого искусства считали соответствие правде жизни. Но и у них не шла речь об индивидуализации лица. Тем не менее, портретная живопись активно развивалась. Ее пропаганди­ровал С.Полоцкий. Портретные тенденции XVII века привели к тому, что во второй половине века этот жанр занял суверенное место сре­ди других жанров искусства.

С отмиранием Киевской Руси и отходом ее эпохи в лету, в истории русской начинается новый этап. Теперь центр государства перемещается в новую столицу - Москву, которая была выбрана не случайно. Москва находилась на стыке торгово-экономических связей востока и запада, Европы и Азии, однако ее расположение не подразумевало приверженности к одной из культур. Напротив, теперь на Руси формируется собственная, новая культура. С приходом Ивана Грозного к власти, Русь теперь называется Россией, или Российским государством. Возрастает роль православной церкви, а московское княжество, считавшее себя главным оплотом христианства в мире, принимает на себя роль защитника православной религии, от западного католицизма и восточного ислама. Новый царь не строил свое государство под стать европейским, напротив, новая Россия возникла больше как противопоставление западной форме правления. Государство среди населения признавалось в качестве единственной великой ценности, любое самоуправство или жесткий диктат воспринимались данностью. Поэтому возрастающая роль православной церкви имела огромное значение для народа, она служила ему утешением и давала надежду на лучшие времена.
Культура московского царства в 16-17 века имела четкие характеристики, свидетельствующие о наступлении новой эпохи в развитии культуры и знаний. Именно этот период заложил основы для осознанного народного творчества, а отпечаток этого временного периода отразился на всем последующем культурном развитии русских народов. В первую очередь следует заметить, что появляется значительное дифференцирование культурной сферы. Возникают новые течения, появляются характерные жанры и соответствующие им произведения, культурная среда приобретает новые формы. Исконно русский культурный менталитет разрастается вширь, конфликтуя с многообразием культур многонационального царства. Отмечается некая западная жилка в формировании культурного слоя, но за развитием культуры непременно следит государство, а церковь выступает в качестве этакого цензора.
Противоречием является значительное укрепление роли церкви в мирской жизни, на фоне отмирания духовных ценностей (что происходило, например, в киевских регионах, после исхода оттуда государственной управляющей структуры). В обществе усиливаются светские аспекты.
Общественное народное просвещение начинает свою новую эпоху с внедрением и развитием книгопечатания. Русским первым книгопечатанником является Иван Федоров, удостоенный права напечатать первую русскую книгу. Она называлась Апостол, произведена на свет 1564 году.
Повсеместно в школьных учебных заведениях начинают изучать правописание и счет, к изучению представлены книги по христианству, возникают самые первые учебные пособия. Наиболее грамотными слоями населения являлись дворянство, духовенство, купечество, и горожане также обладали относительной грамотностью. Позже в Москве появляется первое в природе своей учебное заведение, названное Славяно-греческой латинской академией.
Продолжало развиваться и устное народное творчество, произведения которого отразили в себе все невзгоды, об рушившиеся на крепостное население. Это и царствование Ивана Грозного, разразившуюся смуту, разинский диктат, амбициозные походы Ермака. В литературном искусстве даже появляется особый жанр сатирической повести, повествующей о жизненных казусах общества. Начинают сотворятся стихи, пишутся повести и поэмы для придворного театра. Признанный современной наукой протопоп Аввакум, ранее сожженный по причине саботажа церковной никонской реформы, успел оставить свое "житие", которое идеально сохранилось до наших дней.
Колоссальный подъем в культура Московского царства в 16-17 веках наблюдался в зодчестве и строительстве. Процветала городская застройка и строительство храмов преимущественно из камня, который в отличие от дерева не вспыхивал от одной искры. Каменное строительство было ново, поэтому позволить себе каменный дом могли только княжеские семейства, боярство да купечество. В тот же период строится великий собор Василия Блаженного, навсегда утверждая исконно русский культурный архитектурный стиль, получивший название "московский шатровый".
Значительное развитие происходит и в сфере иконописи, а русской живописи рождается жанр портрета. Старинные исконные обычаи и традиции, характеристика бытового уклада ярко и глубоко представлены в произведении "Домострой". Представляет собой подобие учебника, по которому должны строится семейные отношения, бытовая жизнь и труд. Был составлен личным духовником царя Ивана Грозного - Сильвестром.
Если отдельно смотреть на менталитетное развитие русской нации, то культура московского царства в 16-17 веках, ярко отражает всеобщее преклонение перед самодержцем и его волей. Неотъемлемым и необходимым отдыхом, конечно же становятся ночные кабаки и народные гуляния. Утешение же находится в семейном окружении и церковном поклонении. Именно эти аспекты являлись основными составляющими культурной и бытовой среды для всего народа.

Московское искусство сложилось из традиций домонгольской живописи Северо-Восточной Руси 13 в. и свежих художественных влияний, пришедших из Византии с митрополитом греком Феогностом, который был и художником.
Велика роль Феофана Грека в становлении московской живописи начала 15 в.

Феофан Грек. Богоматерь Донская.


Феофан Грек. Богоматерь Донская. Ок. 1392 г. ГТГ.
Из местного ряда Благовещенского собора Московского Кремля.
Традиционный тип – Умиление. Сцена нежного ласкания матери и ребенка.
Певучесть линий и глубокая звучность цвета:
темно-вишневый мафорий Богоматери,
интенсивно-синий ее чепец,
рыжевато-коричневая рубашка младенца, покрытая золотыми линиями,
Все это сообщает очарование немного сумрачному образу.
Существует легенда, что эта икона была с Дмитрием Донским на Куликовом поле.
Иконографическая традиция присутствует, но она сильно урезана, упрощена.

Летом 1405 г. Феофан Грек выполняет совместно с двумя русскими мастерами – Прохором с Городца и Андреем Рублевым роспись московского Благовещенского собора.

В соборе были найдены иконы древнего иконостаса, выполненные этими мастерами, хотя специалисты считают, что они были перемещены сюда из другого храма после большого пожара в Кремле в 16 в.



Считают, что Феофаном Греком была написана центральная часть деисуса – изображение Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи.

Икона деисусного чина иконостаса Благовещенского собора. Феофан Грек.


Икона деисусного чина иконостаса Благовещенского собора. Феофан Грек.

Иконы праздничного чина, расположенные над деисусным, приписывают Прохору с Городца и Андрею Рублеву.

Успение Богоматери


Успение Богоматери. Икона праздничного чина иконостаса Благовещенского собора в Москве.
Иконостас Благовещенского собора – древнейший из сохранившихся русских иконостасов.

Андрей Рублев. 60-е гг. 14 в.? – 1427/30.
Инок московского Андроникова монастыря.
Годы творческого формирования Рублева были наполнены радостью первой крупной победы и предчувствием грядущего окончательного освобождения Руси. Это определило характер его живописи.
На его творчество повлияла совместная работа с Феофаном Греком. Но Рублев скорее противоположная Феофану творческая личность.

Рублев. Апостол Павел.


Рублев. Апостол Павел. Икона из деисусного чина Успенского собора на Городке в Звенигороде. Нач. 15 в.

росписи Успенского собора во Владимире


В 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Черный (?) с помощниками выполняют росписи Успенского собора во Владимире.

Иконостас Успенского собора во Владимире. 1408.


Андрей Рублев с помощниками создают иконостас для этого храма.
Андрей Рублев, Даниил Черный и мастерская. Средняя часть деисусного чина: архангел Михаил, Богоматерь, Спас в Силах, Иоанн Предтеча, архангел Гавриил.
Перед художниками стояла трудная задача – создать грандиозный иконостас в большом храме. Этим объясняются размеры икон, поражающих монументальностью.
Фигуры исполнены с большим лаконизмом, лики серьезны и задумчивы. Колорит основан на сочетании ярких и чистых тонов.

Рублев. Спас. Икона из Успенского собора на Городке в Звенигороде. Нач. 15 в.


Рублев. Спас. Икона из Успенского собора на Городке в Звенигороде. Нач. 15 в. ГТГ.
Канон русской духовной красоты.
Безмятежный покойи беспредельное милосердие.
От него исходят не суровость, не неземное величие, а доброта и задушевность, близкие людям.

Централизация государства при Иване III, нормализация жизни создали условия для развития культуры. Искусство этого времени пропитано представлениями о гармонии мира и его идеальном устройстве.
Крупнейший представитель московской школы живописи конца 15 в. – Дионисий.
Дионисий. Ок. 1440 – после 1503.
В отличие от Рублева не был монахом, отличался большой образованностью. Его два сына были живописцами и помогали отцу.
Дионисий с другими мастерами выполняет иконостас и алтарную преграду Успенского собора Московского Кремля.

Дионисий. Алексей человек божий


Дионисий. Алексей человек божий. Алтарная преграда Успенского собора Московского Кремля. 80-е гг. 15 в.

Дионисий. Поклонение волхвов. Роспись в приделе Успенского собора.


Дионисий. Поклонение волхвов. Роспись в приделе Успенского собора.



Дионисий. О тебе радуется.
Яркие красочные сочетания темно-вишневого силуэта Марии, с бледно-розовыми, злотисто-охристыми и голубыми пятнами создают праздничное, торжественное впечатление.

Дионисий. Наружная фасадная роспись Рождество Богородицы.


Собор Рождества Богородицы имеет наружные фасадные росписи.
Дионисий. Наружная фасадная роспись Рождество Богородицы.

Дионисий. Икона Распятие из Павло-Обненского монастыря


Вершина творчества великого мастера – Дионисий. Икона Распятие из Павло-Обненского монастыря. ГТГ.
Христос помещен на высоком холме, вокруг большое пустое пространство – Голгофский крест словно парит над миром. Этот смысл выражен:
в светлом колорите иконы, где обилие сверкающего белого сочетается с лимонно-желтым и розовым;
в певучести линий, очерчивающих длинные, тонкие фигуры.

Выводы

Различия иконописных школ московской живописи 2 пол. 14 – 15 вв.:

- Феофан Грек – 2 пол. 14 в. Властный, суровый, эмоционально насыщенный живописный язык. Монументальность, экспрессия форм и линий. Насыщенный, контрастный колорит. Смелые образы нарушающие иконографические схемы.

- Андрей Рублев – кон. 14 – нач. 15 вв. Совершенство пластики и мягкость линий. Проработанность форм. Удивительно сложный и гармоничный колорит, сочетание тончайших цветовых градаций и мягкого контраста.

- Дионисий – кон. 15 в. Развил направление, взятое Рублевым. Пластичность линии, вытянутые пропорции. Нежный, мягкий колорит, создающий праздничное и торжественное впечатление. Светлые оттенки красивейших розовых, золотисто-охристых голубых и зеленых.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МБОУ ДОД Детская школа искусств пгт.Ясногорск, Забайкальский край Урок истори.

Описание презентации по отдельным слайдам:

МБОУ ДОД Детская школа искусств пгт.Ясногорск, Забайкальский край Урок истори.

МБОУ ДОД Детская школа искусств пгт.Ясногорск, Забайкальский край Урок истории изобразительного искусства Класс: 6 Преподаватель: Татьяна Геннадьевна Козлова

 Тема урока: Искусство москвы XVI – XVII веков Шатровая архитектура

Тема урока: Искусство москвы XVI – XVII веков Шатровая архитектура

К 17 веку происходит перелом в истории и культуре России.

К 17 веку происходит перелом в истории и культуре России.

Эпоха реформ Петра I Развитие науки, строительства, культуры; строительство н.

Эпоха реформ Петра I Развитие науки, строительства, культуры; строительство новой столицы; развитие градостроительства; книгопечание; строительство флота.

Эпоха реформ Петра I развитие науки, строительства, культуры Строитель- ство.

Эпоха реформ Петра I развитие науки, строительства, культуры Строитель- ство новой столицы Развитие градострои- тельства Строитель-ство флота Возникновение русского барокко Развитие книгопечатания Шатровая архитектура Возникновение школы русской гравюры Особенности искусства XVI – XVII в.в.

Шатёр Архитектурная форма в виде многогранной (чаще восьмигранной) пирамиды.

Шатёр Архитектурная форма в виде многогранной (чаще восьмигранной) пирамиды, служащая для завершения архитектурного сооружения. Шатрами завершали храмы, башни и крыльца. Шатры бывают деревянные и каменные. луковица Церковная главка в виде луковки с крестом, которая завершает все здание или какую-либо его часть Шейка (шея) Глухой барабан, несущий церковную главку Шатёр Высокое четырех-, шести-, восьмигранное пирамидальное покрытие башни, церкви, колокольни

Каменные шатровые храмы Храмы – башни Столп и шатёр – символ победного восхож.

Каменные шатровые храмы Храмы – башни Столп и шатёр – символ победного восхождения Церковь Рождества богородицы в Путинках в Москве. 1649-1652 гг. Храм Василия Блаженного Шатровая колокольня

 Искусство москвы XVI – XVII веков Иконопись

Искусство москвы XVI – XVII веков Иконопись

На рубеже XVI и XVII в.в. в русской иконописи возникла школа, получившая назв.

Мастера строгоновской школы – Прокопий Чирин, Степан Арефьев, Емельян Москвит.

В середине 17 века основным художественным центром России становится Оружейна.

В середине 17 века основным художественным центром России становится Оружейная палата, мастера которой подновляют и расписывают заново дворцовые палаты и цервки, пишут иконы и миниатюры, создают рисунки для церковных хоругвий, полковых знамен, шитья, ювелирных изделий.

Симон Ушаков (1626 – 1686) – русский московский иконописец и график, руководи.

Вывод: В 17 веке для всех русских земель Москва была непререкаемым авторитет.

Вывод: В 17 веке для всех русских земель Москва была непререкаемым авторитетом в области искусства. Искусство сохраняло религиозный характер, но вместе с тем все более и более проникалось светским началом. Одной из важных черт искусства является декоративность во всем – в оформлении сооуружений, в планировке монастырских ансамблей, в своеобразии стенных росписей, в изделиях прикладного искусства.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 922 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 892 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.12.2015 2241
  • PPTX 3.6 мбайт
  • 17 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Козлова Татьяна Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Архитектурные памятники XVI-XVII веков

В истории Москвы были времена становления и испытаний, войн и пожаров, из-за которых город не раз менял облик. Грандиозный пожар наполеоновской войны 1812 года, бомбардировки Второй мировой, безжалостные к истории градостроительные реконструкции советской и постсоветской эпох. Лишь немногие строения старше XVII века сохранились до наших дней, и поэтому обладают особой ценностью – как живые свидетели событий прошлого и бесценные образцы стародавнего зодчества. Среди них — кремлевские соборы, древние монастыри и храмы, старинные боярские и купеческие каменные палаты.

Век шестнадцатый


Московский Кремль (Москва, Кремль)


Колокольня Иван Великий (Кремль, Соборная площадь)

В 1505 году было начато возведение архитектурного шедевра XVI столетия – башни-колокольни Иван Великий, названной в честь св.Ивана Лествичника. Великий князь Василий III в те же годы распорядился и о строительстве в Кремле Архангельского собора: это творение легендарного итальянского мастера Алевиза стало не только храмом, но и усыпальницей великих князей и царей. Сегодня в колокольне Иван Великий располагается музей архитектуры московского Кремля.


Китайгородская стена (Никольская ул., 17, стр. 20)


Палаты бояр Романовых (ул. Варварка, дом 10).

Эти палаты, построенные на исходе XVI века, принадлежали к величественной усадьбе бояр Романовых. Она была построена не позднее 1597 года, поскольку обозначена на самом первом плане Москвы. Предание гласит, что родоначальник будущей царской династии, Михаил Фёдорович Романов, появился на свет именно здесь – 12 июля 1596 года. Здание в его исконном состоянии мы увидеть не сможем, так как за почти шесть веков его перестраивали. Зато глубокий белокаменный подвал сохранился таким же, каким был при первых владельцах, а проведенные реконструкции палат были весьма бережными и соблюдающими архитектурные традиции XVI века.


Церковь Зачатия Анны, что в Углу (Москворецкая набережная, д. 3)

Действующий храм, один из старейших в Москве, в своём нынешнем виде существует с XVI века. Своим обликом он обязан мастерству архитектора Л. Давида, реставрировавшего эту церковь после Великой Отечественной войны. В летописях храм Зачатия Анны впервые упоминается в связи с пожаром 1493 года, не пощадившим деревянное строение. Считается, что каменная церковь на этом месте могла быть построена в 1547-м году, но достоверно упоминается лишь в Переписной книге 1626 года. Храм не раз перестраивался в XVII – XIX веках, приобретя южный и северный приделы в честь великомученика Мины Котуанского и великомученицы Екатерины. В 1920-м году церковь Зачатия Анны была закрыта большевиками и использовалась как административное помещение. Русской Православной церкви храм был возвращен в 1994-м году.


Церковь Вознесения в Коломенском (проспект Андропова, д. 39/1)


Храм Василия Блаженного, или Покровский собор (Красная площадь, 2)

У Покровского собора, сооружённого на Красной площади в честь взятия Казани Иваном Грозным, есть более известное, но более позднее название – храм Василия Блаженного. На строительство храма ушло шесть лет, и в 1560 году у стен московского Кремля появился собор невиданной красы. Храм представляет собой единый ансамбль, состоящий из девяти церквей и колокольни на едином фундаменте. Он знаменит на весь мир своими многоцветными куполами и шатрами, переплетающимися арками и сводами, удивительно изящной росписью. Этот символ столицы России особенно популярен у туристов. В воскресные дни и на второй день Светлой Седмицы в Пасху в нём совершаются богослужения, а в остальное время храм открыт для посещений как музей.


Архангельский собор (Кремль, Соборная площадь)


Собор Петра Митрополита (ул. Петровка, дом 28)

Век семнадцатый

Братские кельи Высоко-Петровского монастыря (Москва, улица Петровка, дом 28)


Мужской Высоко-Петровский монастырь по летописным источникам известен с 1317 года. Его каменные братские кельи были построены намного позже – в их архитектуре заметно влияние светского зодчества конца XVII века. В Москве монастырских келий подобного рода больше нет. Их мирской вид предположительно связан с тем, что обитель находилась под попечительством бояр Нарышкиных, к роду которых принадлежала мать царя Петра I. В этот монастырь после бунта 1682 года был сослан дед будущего царя, Кирилл Нарышкин. Отсюда и родилась версия, что корпус с монастырскими кельями построили на средства его семьи для наиболее удобного пребывания родовитого заключенного. Сегодня братские кельи – часть действующего Высоко-петровского монастыря и используются по своему назначению.


Трапезная Аптекарского приказа (пер. Староваганьковский, дом 25)

Из всего комплекса построек, в которых располагались службы Аптекарского государева приказа, учреждённого в XVII веке, сохранилась до наших дней только трапезная. Исходная палата со временем была перестроена (к ней добавили верхний этаж), но ранняя история трапезной хорошо просматривается в фрагментах внешнего декора, в том числе в оконных наличниках на двором фасаде. С середины XX века трапезная Аптекарского монастыря является филиалом Музея архитектуры имени А. В. Щусева.


Гранатный двор (Москва, улица Спиридоновка, дом 3/5)


Палаты Аверкия Кириллова (Берсеневская набережная, д. 20)


Палаты гостей Сверчковых (Сверчков пер., д. 8, стр. 3)

Эти пышные палаты были построены на исходе XVI столетия и совершенствовались в XVII веке. Хозяином их был богатый купец И. Сверчков, прославивший себя щедрым взносом в строительство Успенской церкви на Покровке. Этот храм безжалостно снесли в 1936-м году. Палатам же повезло – они сохранились и донесли жилую планировку тех далеких лет до наших дней. Массивность, основательность, оригинальный декор – явные достоинства этого памятника архитектуры. Сегодня здание занимает Государственный Российский Дом народного творчества.


Палаты Симона Ушакова (Ипатьевский пер., д. 12, стр. 1)

Сегодня эти палаты почти неприметны из-за окружающих построек. Но их историческая ценность не утрачена – в них обитал знаменитый иконописец Симон Ушаков. Построены палаты были в 1650-1670 годах купцом И. Чулковым. Ушаков получил это здание для устройства в нём иконописной мастерской в 1673-м году.
Каменный двухэтажный дом, выстроенный по красной линии улицы, сохранил исходную планировку с широкими сенями, разделяющими комнаты, подклетом и оригинальными сводами. В наши дни здесь располагается Центр по обеспечению деятельности Казначейства России.


Палаты Титова в Кадашевской слободе (1-й Кадашёвский пер., д. 10, стр. 2)

Здание в посадском стиле, украшающее Кадашевскую слободу, построено благодаря думному дьяку Семёну Титову. За свои заслуги перед царём Алексеем Михайловичем этот господин был пожалован собственным двором в Замоскворечье. Особняк был построен во второй половине XVII века, затем совершенствовался, а заключительную перестройку пережил в 1760-м году. В начале XX века палаты изменили своё назначение и стали доходным домом на десять квартир. В 1975-м году за палаты Титова взялись реставраторы, и сегодня они выглядят так, как это было характерно для середины XVIII века. В здании находятся офисы коммерческих организаций.


Палаты провинциал-фискала Арасланова ( Брюсов пер., д. 1)

Палаты Григория Арасланова, построенные в XVII веке, позже были перестроены: в начале XIX века к ним пристроили новое здание, выходящее на улицу Большая Никитская. В 1860-м году палаты утратили большую часть своего оригинального декора – лишь арки первого этажа напоминали о былой истории. Спустя много лет, в 1990-м, во время очередного ремонта под штукатуркой мастера обнаружили фронтоны наличников древних палат. Это побудило архитекторов провести полную реставрацию. Сегодня фасад здания восстановлен полностью — таким, каким он радовал своих прежних владельцев в XVII веке. Палаты являются памятником архитектуры федерального значения.


Палаты князей Шуйских (Подкопаевский пер., д.5/2)

Этот дом с палатами, построенными в XVII веке, напоминает нам о характерных жилых постройках несуществующего ныне Белого города. На исходе XVI века, как гласит молва, хозяевами этого здания были знаменитые бояре Шуйские. В XVII веке владельцем палат был князь Барятинский.

Для постройки палат зодчий выбрал удачное место – даже сейчас они хорошо видны издалека. К тому же палаты, почти полностью занимающие тротуар, выступают за красную линию Подкопаевского переулка, и это тоже придаёт им значительности. Здание возводилось поэтапно в разные годы. Его основа, самая старая постройка, была поставлена к переулку торцом и состоит из двух подвальных помещений и двух сводчатых палат над ними. В XVIII веке у здания появилась пристройка, а в 1770-х его расширили еще раз, придав зданию прямоугольную форму. XIX век тоже добавил новизны: теперь на втором этаже и надстроенных антресолях можно увидеть обстановку, свойственную дворянским особнякам того времени.


Палаты Протопоповых-Милославских (Армянский переулок. д. 3-5, стр.1 и 1А)

У знатоков истории Москвы есть предположение, что территория, на которой находятся палаты Протопоповых, некогда принадлежали знаменитым боярам Милославским. Но если в причастности к этому месту Милославских можно сомневаться, то И. Протопопов, стольник царей Романовых, владел этими палатами в 1701 году абсолютно точно. Теперь это двухэтажное каменное строение, расположенное в глубине старого двора, считается бесспорной ценностью, как образец архитектуры утраченного Белого города и характерная гражданская постройка Москвы XVII века.


всего оценок: 104, средняя оценка: 3,99 (из 5)

Читайте также: