Искусство и государственное строительство в ссср кратко
Обновлено: 02.07.2024
Развернувшееся в годы второй пятилетки масштабное строительство общественных зданий и крупных социальных объектов также было призвано воплотить энергию созидания великого социалистического государства. В 1934-1940 гг. в Москве в форме гигантской пятиконечной звезды был возведен Театр Красной Армии с двумя залами - амфитеатрами и огромным пространством фойе. По замыслу архитектора Б. М. Иофана (две фигуры, поднимающие в небо символ рабоче-крестьянского государства - серп и молот) В. И. Мухина создала скульптурную группу "Рабочий и колхозница" для павильона СССР на Международной выставке 1937 г. в Париже. В 1939 г. для пропаганды достижений сельского хозяйства и отечественной науки в Москве начала работать Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ, с 1959 г. - ВДНХ).
ВСХВ стала своего рода витриной победившего социализма, и не случайно она оказалась местом встречи героев одной из самых популярных довоенных кинолент - фильма "Свинарка и пастух" (реж. И. А. Пырьев).
Кинематограф создал целую плеяду образов новых людей - героев мирной жизни. Это "Путевка в жизнь" (реж. Н. В. Экк), "Семеро смелых" (реж. С. А. Герасимов), "Трактористы" (реж. И. А. Пырьев), "Светлый путь" (реж. Г. В. Александров). Большой популярностью пользовался кинофильм "Чапаев" (реж. братья Васильевы). Миллионы людей по всей стране вновь и вновь шли на "Чапаева". Исторические ленты об Октябрьской революции - кинотрилогия о Максиме (реж. Г. М. Козинцев и Л. З. Трауберг), "Депутат Балтики" (реж. А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц), фильмы "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году" (реж. М. И. Ромм) были названы шедеврами социалистического реализма. Невиданной популярностью пользовались фильмы, поставленные в бурно развивавшемся жанре музыкальной комедии, с легко читаемым социальным подтекстом и неизменным счастливым концом.
Немалой частью успеха фильмы режиссера Г. В. Александрова "Веселые ребята", "Волга-Волга", "Цирк" обязаны музыке композитора И. О. Дунаевского. Его мелодии стали народными.
Кинематограф 1930-х гг., как в фокусе, отразил основные черты творческого процесса - простые и доступные массовому зрителю художественные средства, тщательный отбор тематики и героев, активное мифотворчество, направленное на идеологическое обеспечение побед социализма.
Не вписывающиеся в рамки социалистического реализма произведения замалчивались, их авторов обрекали на общественное небытие. Волна репрессий конца 1930-х гг. унесла жизни многих представителей творческой интеллигенции - режиссера В. Э. Мейерхольда, поэтов О. Э. Мандельштама и Т. Ю. Табидзе, писателей И. Э. Бабеля, А. Веселого и др. Одни на долгие годы попали в ссылки и лагеря, других лишили возможности творить в соответствии со своими художественными и эстетическими представлениями.
Всемерной поддержкой пользовалось оперное и балетное искусство, которое олицетворяло сплав национальных традиций и достижений культуры социализма. Лучшие художественные силы были собраны в ведущих театрах страны - Большом в Москве и Кировском (бывшем Мариинском) в Ленинграде. Предвоенное десятилетие выдвинуло плеяду блестящих оперных исполнителей, составивших славу отечественной культуры, - А. В. Нежданову, Н. А. Обухову, В. В. Барсову, С. Я. Лемешева, И. С. Козловского, А. С. Пирогова, М. О. Рейзена. Советскую балетную школу представляли М. Т. Семенова, Г. С. Уланова, О. В. Лепешинская, Н. М. Дудинская, К. М. Сергеев, А. Н. Ермолаев, В. М. Чабукиани. Постановки произведений отечественной классики и советских композиторов отличались особой парадностью. Предпочтение отдавалось исторической и историко-революционной тематике.
Борьба с неграмотностью. Важнейшей задачей культурной революции стала ликвидация неграмотности, охватывавшей 75% населения страны. Бороться с неграмотностью начали во время гражданской войны, прежде всего в рядах Красной армии.
1923 г. - организовано массовое добровольное общество "Долой неграмотность". Председатель центрального Совета общества - М. И. Калинин
Образование: изменение идеологической направленности школьного обучения, воспитание в духе пролетарского мировоззрения.
Наука. Ученые внесли большой вклад в развитие фундаментальных наук, изучение естественных производительных сил России и СССР, в разработку и осуществление плана ГОЭЛРО. В сфере точных и естественных наук ситуация выдающиеся открытия были сделаны В. И. Вернадским (биолог, геолог), А. Ф. Иоффе (физик), П. Л. Капицей (физик), Н. И. Вавиловым (биолог) и др.
В то же время многие произведения деятелей культуры запрещались или замалчивались. В первую очередь это касалось работ, чьи авторы не признали советскую власть, эмигрировали или были высланы из страны.
30-е годы — самый противоречивый период не только политико-экономического, но и культурного развития Советского государства. Огромные массы народа приобщились к сокровищам культуры, талантливые представители трудящихся классов внесли свой посильный вклад в ее преобразование и развитие. Но: культурная революция не привела к росту критического отношения к действительности, к всестороннему и глубокому пониманию процессов жизни страны и мира.
Образование. В области образования была завершена борьба с массовой неграмотностью и малограмотностью. По переписи 1939 г. грамотное население в возрасте старше 9 лет составляло 81%. Это было главным индикатором свершения культурной революции в СССР. Однако итоги переписи не точно отражали реальное положение вещей. В погоне за высокими показателями к категории грамотных относили тех, кто с трудом мог читать и писать, а порой едва мог написать свою фамилию. Поэтому обучение неграмотных и малограмотных продолжалось и в дальнейшем.
Наука. В 1930-е годы главной особенностью развития науки стал крутой поворот к нуждам экономического и общественно-политического развития. Особенно значительными были научные разработки физиков — Д. С. Рождественского, П. Л. Капицы, И. Е. Тамма, И. В. Курчатова, Л. Д. Ландау и многих других, работавших на оборону. Во второй половине 30-х годов резко усилился процесс политизации и идеологизации советской науки, что беспокоило многих ученых. В научных дискуссиях стали активно использоваться политические ярлыки.
Литературно-художественные журналы. “Новый мир”, “Молодая гвардия”, “Октябрь”, “Звезда”, “Печать и революция”. напечатаны выдающиеся произведения советской литературы (Булгакова (Мастер и Маргарита), Горького, Маяковского, Шолохова (Тихий Дон), Ильф и Петров (12 стульев).
В 1936-1937 гг. развернулась борьба с формализмом в литературе и искусстве, в процессе которой социалистический реализм вылился в стандартизированный героический оптимизм.
Итоги культурной революции:
1. Повысился уровень грамотности.
2. Создана система общеобразовательных школ и высших учебных заведений.
3. Значительное развитие науки и искусства.
5. Тоталитарный строй последовательно и методично уничтожал свободу творчества, духовного поиска, художественного самовыражения.
Социалистическое строительство основано на принципах органического слияния труда и науки, творческого синтеза теории и практики и на беспрепятственном (в смысле социальных рамок) внедрении в жизнь достижений науки.
Социалистическая индустриализация страны проводится на основе величайших достижений науки и техники и вместе с тем все более и более захватывает различные области сельского хозяйства.
Царская Россия вполне заслуженно пользовалась славой страны сплошной неграмотности. И действительно, по данным единственной переписи населения царской России (1897 г.) грамотных среди населения в возрасте от 16 до 49 лет даже в европейской части было лишь 25,7%, а среди женщин — 12,7%.
Поэтому после Октябрьской революции прежде всего было обращено внимание на развитие сети начальных школ, т. е. на распространение элементарной грамотности. И если в европейской части царской России три четверти населения были неграмотны, то в СССР к 1931 г. грамотных было уже 73,6%, а в отдельности женщин — 55%.
1. Процент грамотных среди населения (в возрасте от 10 лет и старше)
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО СССР В ПРЕДВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ
К нач. 1930-х г.г.: необходимость руководства художественным процессом ВВВ партийных документах обосновывалась Новые принципы в культуре: партийность литературы и др. форм творчества 2. верный художественный метод – социалистический реализм (сам термин с 1932 г.) Партийность литературы Социалистический реализм (сам термин с1932 г.) Обязательное руководство в творческих поисках установками ВКП(б) и идеями марксизма Необходимость наполнения реалистическихтрадиций новым социалистическим содержанием
М. Горький выступает на I Всесоюзном съезде советских писателей (август 1934) Первый съезд советских писателей Решение: создание Союза писателей Следствие: создание аналогичных организаций художников, архитекторов, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей
Оперное и балетное искусство Большой театр в Москве, фото 1910 –е г.г. Театральная площадь, фото 1930 –е г.г. Мариинский театр. Ленинград. До 1930.
Оперное искусство А.В.Нежданова в роли Волховы. Обухова Н. "Русский романс" Иван Козловский Сергей Лемешев
В пионерском лагере, 1930-е г.г. 1922 г., 19.05 – рождение пионерии 1923 г. – образование октябрьских групп при пионерских отрядах. 1925 г., 6.03 - первый номер газеты “Пионерская правда”. 1925 г., 16.06 – создан Всесоюзный пионерлагерь “Артек” Московский городской дворец пионеров, 1937 1918 г., октябрь – создание комсомола 1930-е годы, Артек 1938 г. – реконструкция “Артека”
Живопись. Аркадий Пластов
Живопись. Аркадий Пластов
Знак ОСОАВИАХИМа. Ворошиловский стрелок Осоавиахим Осоавиахим - общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству, массовая добровольная общественная организация граждан Советского Союза, существовавшая в 1927—48. Основными задачами являлись содействие укреплению обороноспособности страны, распространение военных знаний среди населения, воспитание его в духе советского патриотизма. Массовая мобилизация в ряды физкультурного и военно-спортивного движений Значок ГТО 2 ступени Соревнования на значок ГТО
Искусство и государственное строительство 1934-1940 ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ Центральный театр Красной армии. План это огромное здание Театра Советской армии (ныне Театр Российской армии). Авторы проекта - архитекторы К. Алабян и В. Симбирцев - придали монументальной постройке в плане форму пятиконечной звезды, являющейся главным символом Вооруженных сил СССР. Правда, с земли такой замысел зодчих практически "не читается". Современное здание, Москва
С 1959 г. – ВДНХ 1939 г. Схема выставки
Кинематограф Режиссёр И.А. Пырьев Кадры из фильма "Свинарка и пастух", 1941 г. Семьдесят лет назад режиссер Иван Пырьев решил снимать фильм, которому, казалось бы, не суждено было появиться на экранах. Когда отсняли большую часть картины, началась Великая Отечественная война. Почти вся группа записалась в ополчение, однако по указу Сталина участников съемок вернули на площадку. Было решено: яркий, веселый фильм о высоких чувствах на фоне трудовых свершений – это то, что нужно сейчас народу.
Один из первых советских звуковых фильмов. Премьера фильма состоялась 1 июня 1931 г. В 1932 г. фильм заслужил награду I международного кинофестиваля в Венеции, после чего прошёл по экранам 107-и стран мира и принёс международную известность советскому кинематографу. Куплен 26-ю странами. Кадры из фильма «Путёвка в жизнь", 1931 г.
Читайте также: