Искусство халифата аббасидов кратко

Обновлено: 04.07.2024

Аббасиды вели свое происхождение от ал-Аббаса ибн Абд ал-Мутталиба ибн Хашима (ум. в 653 г.) — дяди Мухаммада и Али. Аббасиды полагали, что по сравнению с Омейядами они могут претендовать на верховную власть с большим основанием, поскольку Омейяды, хотя и были одним из родов племени курайшитов, но к роду Пророка, т. е. к хашимитам, не принадлежали.

В 747 г. в Хорасан прибыл посланец Аббасидов шиит Абу Муслим, который должен был координировать деятельность всех оппозиционных сил на востоке Халифата. Абу Муслим призывал к возрождению справедливости в мусульманском государстве, в котором все мусульмане, независимо от своего этнического происхождения и сословной принадлежности, будут равноправны. В 748 г. Абу Муслим занял Мерв, где находилась резиденция наместника, а затем принялся за устранение своих политических конкурентов в Хорасане и Мавераннахре. Одновременно с этим он отправил на запад своего полководца Кахтаба, который быстро взял Нишапур и Рей. 26 июня 749 г. армия Аббасидов одержала важную победу при Нехавенде, открывшую повстанцам дорогу на Ирак. Вскоре они захватили Куфу — один из главных центров аббасидского движения, где тайно находились его руководители.

Другими соперниками Аббасидов были лидеры шиитов, не примирившиеся со своим поражением в борьбе за власть. Во главе шиитов встали братья Мухаммад и Ибрахим, правнуки Хасана. Мухаммад поднял восстание в Медине, но в 762 г. его сторонники были разогнаны войском халифа, а сам он убит. Ибрахима также постигла неудача: его приверженцы потерпели разгром под Басрой в 763 г.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Расцвет культуры барокко в России

22. Расцвет, застой и снова расцвет в истории астрономии

РАСЦВЕТ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

РАСЦВЕТ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Классическая эпоха — время наивысшего расцвета древнегреческой культуры. Именно тогда реализовались те потенции, которые вызревали и возникли в предшествующую, архаическую эпоху. Сложилось несколько факторов, обеспечивавших взлет

Халифат Аббасидов (750–1258)

Халифат Аббасидов (750–1258) Вскоре власть Омейядов окончательно рухнула, и на смену им пришли халифы новой династии. Хотя Аббасиды стали господствовать почти над всей территорией халифата – только в Испании бежавший туда один из Омейядов создал независимый от них

ЗАВОЕВАНИЯ АРАБОВ И ОБРАЗОВАНИЕ ХАЛИФАТА. ХАЛИФАТ АББАСИДОВ И РАСЦВЕТ АРАБСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ЗАВОЕВАНИЯ АРАБОВ И ОБРАЗОВАНИЕ ХАЛИФАТА. ХАЛИФАТ АББАСИДОВ И РАСЦВЕТ АРАБСКОЙ КУЛЬТУРЫ Бартольд В.В. Сочинения. М., 1966. Т. VI: Работы по истории ислама и Арабского Халифата.Белл R, Уотт УМ. Коранистика: Введение: Пер. с англ. СПб., 2005.Бертельс Е.Э. Избранные труды. М., 1965. Т. 3:

Расцвет древнеиндийской культуры

Расцвет древнеиндийской культуры I–V века н. э. — период расцвета древнеиндийской культуры. Именно в эту эпоху индийский народ добился наибольших достижений в науке, искусстве и литературе. Индия слыла страной мудрецов, и много образованных людей из разных стран

Раздел II. История Греции в XI–IV вв. до н. э. Формирование и расцвет греческих полисов. Создание классической греческой культуры Глава V. Гомеровский (предполисный) период. Разложение родовых отношений и создание предпосылок полисного строя. XI–IX вв. до н. э

Раздел II. История Греции в XI–IV вв. до н. э. Формирование и расцвет греческих полисов. Создание классической греческой культуры Глава V. Гомеровский (предполисный) период. Разложение родовых отношений и создание предпосылок полисного строя. XI–IX вв. до н. э 1. Особенности

Халифат аббасидов

Халифат аббасидов Власть Омейядов пала в 750 г. вследствие восстания Абу-Муслима, поднятого в 747 г. в Мерве и распространившегося в Иране. К восстанию присоединились хариджиты и шииты. На гребне этого победоносного восстания, свергшего Омейядов (потомки лишившихся власти

Расцвет науки, расцвет страны

Расцвет науки, расцвет страны Накануне монгольского нашествия Хорезм посетил знаменитый арабский путешественник и географ Якут, автор многотомной географической энциклопедии, не знающей себе равной среди памятников средневековой географической литературы всего

ОБРАЗОВАНИЕ ХАЛИФАТА АББАСИДОВ

ОБРАЗОВАНИЕ ХАЛИФАТА АББАСИДОВ К середине VIII в. арабские завоевания фактически прекратились. Как в свое время Римская империя, халифат должен был сосредоточить усилия на обороне уже занятых рубежей. В то же время назрела необходимость укрепить государственное

Каир Аббасидов: 750–969 гг

Каир Аббасидов: 750–969 гг До 750 года Египет входил в империю Омейядов и управлялся из Дамаска. В период своего краткого расцвета эта обширная империя охватывала территорию от Пиренеев до Гиндукуша, но обширность сыграла с ней злую шутку — и Омейяды пали под натиском

Глава 1 Халифат в канун прихода к власти Аббасидов

Глава 1 Халифат в канун прихода к власти Аббасидов Последние десятилетия правления Омейядской династии ознаменовались жестоким экономическим и политическим кризисом. Количественно разросшийся и достаточно сплоченный круг омейядских сородичей и их приспешников,

Компромисс Аббасидов

Компромисс Аббасидов Племянник Хишама и наследник престола согласно распоряжению Язи да II, аль-Валид II (743–744 гг.), не был сильным правителем; более того, он славился пренебрежением к религии. Пожалуй, еще хуже, что, подобно Язиду II, он являлся сторонником группировки

Глава VI Адаб: расцвет арабской литературной культуры

Глава VI Адаб: расцвет арабской литературной культуры Несмотря на то что шариатиты и основная масса людей религиозного благочестия, как правило, не стремились связываться с двором, и даже файлясуфы, часто лично зависевшие от покровительства двора, весьма презрительно

Расцвет персидской культуры: Тимуриды и их соседи

Расцвет персидской культуры: Тимуриды и их соседи В XV веке в центральных регионах персидской культуры наблюдался активный рост литературы и изобразительного искусства, особенно (но не исключительно) во время правления потомков Тимура. Потомки этого фанатика и кровавого

Хакани, построенный в 836 г., за­нимал территорию, только ширина которой достигала около полутора километров. В Джаусак аль-Хакани были комплексы правительст­венных, парадных и жилых назем­ных и подземных (летних) помеще­ний, анфилады дворов, подземные водосборные цистерны, сады с бас­сейнами, казармы, конюшни. Не превзойдённым по размерам куль­товым сооружением считалась кир­пичная колонная Большая мечеть Самарры площадью 156х240 мет­ров. От неё сохранились стены, укреплённые полукруглыми басти­онами и угловыми башнями, и ги­гантский спиралевидный минарет Мальвия высотой свыше пятидеся­ти метров. В отличие от Багдада, возводившегося как дворец, каждый из дворцов Самарры строился как город, напоминая своей компо­зицией и масштабами резиденции царей Ассирии и Вавилонии.

Самаррская дворцовая живопись с плоскостными контурными фигурами, которые скорее обозначали, чем изображали охоту, пир, танец, тоже отчасти возрождала традиции искусства древневосточных импе­рий. Напротив, рельефы, украшав­шие мечети, дворцы и жилые дома Самарры, свидетельствовали о том, что в тот период в мусульманском искусстве начал формироваться но­вый тип орнамента — арабеска, как назвали его европейцы.

Прекрасно сохранившаяся ме­четь Ибн Тулуна (876—879 г.) в Ка­ире (Египет) блестяще завершила ряд грандиозных аббасидских мече-




Хакани, построенный в 836 г., за­нимал территорию, только ширина которой достигала около полутора километров. В Джаусак аль-Хакани были комплексы правительст­венных, парадных и жилых назем­ных и подземных (летних) помеще­ний, анфилады дворов, подземные водосборные цистерны, сады с бас­сейнами, казармы, конюшни. Не превзойдённым по размерам куль­товым сооружением считалась кир­пичная колонная Большая мечеть Самарры площадью 156х240 мет­ров. От неё сохранились стены, укреплённые полукруглыми басти­онами и угловыми башнями, и ги­гантский спиралевидный минарет Мальвия высотой свыше пятидеся­ти метров. В отличие от Багдада, возводившегося как дворец, каждый из дворцов Самарры строился как город, напоминая своей компо­зицией и масштабами резиденции царей Ассирии и Вавилонии.

Самаррская дворцовая живопись с плоскостными контурными фигурами, которые скорее обозначали, чем изображали охоту, пир, танец, тоже отчасти возрождала традиции искусства древневосточных импе­рий. Напротив, рельефы, украшав­шие мечети, дворцы и жилые дома Самарры, свидетельствовали о том, что в тот период в мусульманском искусстве начал формироваться но­вый тип орнамента — арабеска, как назвали его европейцы.

Прекрасно сохранившаяся ме­четь Ибн Тулуна (876—879 г.) в Ка­ире (Египет) блестяще завершила ряд грандиозных аббасидских мече-

Архитектура Аббасидского халифата. Багдад, Самарра

3 года ago Enottt Комментарии к записи Архитектура Аббасидского халифата. Багдад, Самарра отключены

Аббасидский халифат

В 750 г. к власти пришла династия Аббасидов. Они были потомками Аббаса — дяди Мухаммада. Государство было укреплено, границы несколько расширились. В области архитектуры данная эпоха известна двумя событиями — строительством новой столицы и возведением резиденций.

Багдад


Багдад. Схематический план. А — круглый город 766—941 гг. с дворцом в центре; Б — пригород Карх; В — Багдад с 1095 г.Ворота: 1 — Баб ал-Муазем, 2 — Баб ал-Вастани, 3 — Баб ал-Халаба или Ворота талисмана, 4 — Баб ал-Шарки, 5 — дворец Аббасидов, 6 —медресе Мустансирия, 7 — -минарет Сук ал-Газаль, 8 — мавзолей шейха ас-Сухраварди, 9 — хан Ортма, 10 — мечеть — усыпальница Гайлани (1515 г.), 11 — мавзолей Зубейды, 12 — мечеть — усыпальница Мааруфа ал-Кархи (1215 г., перестроена в XVIII —XIX вв.)

Тот удивительный город времени Аббасидов мы можем себе представить только по описаниям современников и археологическим раскопкам, которые проходили вплоть до американского вторжения в Ирак в 1991 г. Первое, что бросается в глаза при изучении города, — его удивительный план. Он построен в виде круга с двойной стеной (в диаметре — 2638 м). Выезд из четырех ворот города был направлен на важнейшие города и


Багдад. Круглый город. План.

земли мусульманского Востока того времени — Куфу, Дамаск, Басру и Хорасан. В центре Багдада размещались государственные постройки — дворец халифа (Златые врата) с мечетью с зеленым куполом (Куббат ал-Хадра, Зеленый свод), государственные учреждения (семь диванов), дома ближайших родственников халифа. Над воротами и дворцом находился флюгер с изо­бражением всадника, который, скорее всего, демонстрировал могущество города и государства в целом.

Именно в плане Багдада была развито мусульманское понима­ние мира и места халифа в нем. Круг должен был показывать модель вселенной, центром которой стал дворец, где восседал на троне халиф. В этом архитектурном комплексе впервые мечеть была сдвинута в сторону. Аббасидский правитель стал наместником не Пророка на земле, а самого Бога.

В 1258 г. Багдад был разрушен монгольским ханом, а в конце XIV в. город пережил нападение Тимура. В результате древняя архитектура города не сохранилась, а самые старые постройки в современном городе появились относительно недавно.

Многие аббасидские правители строили резиденции в других городах. Несмотря на огромные затраты на строительство, жизнь комплексов была недолгой. Когда любовь халифа к ним ослабевала или если престол занимал новый правитель — двор, административный аппарат, войска и т.д возвращались в Багдад, а город, где возводилась резиденция, приходил в запустение. Ухайдир и Самарра — примеры таких городов-резиденций.

Самарра

Мутасим собрал мастеров со всей страны и разослал гонцов за мрамором и деревом в Басру, Латакию, Александрию. Будучи последовательно резиденцией нескольких халифов, Самарра строилась разновременно и лишена какого-либо планировочного единства. Отдельные группы дворцовых построек с мечетями и прилегающими жилыми кварталами тянулись узкой полосой вдоль обрывистого восточного берега Тигра, не превышая в ширину 2 км.

Ядро города составляет самый ранний средний район, где дворец Мутасима Джаусак занимает 175 га. Грандиозный комплекс неправильных очертаний заключал официальную часть, гарем, сокровищницы, казармы, бани, крытые цистерны, площадку для поло, сады и павильоны. Тронный зал крестообразного плана венчал высокий купол. Дворец выходил к реке трехайванным входом Баб-ал- Амма, откуда сбегали к воде ступени широкой лестницы. Средняя арка айвана была высотой 11,1 м. Помещения дворца оживляла обильная орнаментальная и сюжетная живопись, резной стук стилизованных растительных мотивов, местами изобразительные рельефы — фриз идущих верблюдов над входом цистерны, резное дерево.

Тематика живописи типична для придворного искусства средневекового Востока: сцены охоты, фигуры всадников и танцовщиц, вкомпонованные в завитки орнамента и фризы, изображения зверей и птиц.


Спиральный минарет главной мечети в Самарре

Главное архитектурное сооружение Самарры было построено при халифе ал-Мутаваккиле (847-861). Гигантская мечеть (156×240 м) был возведена за удивительно короткий срок — с 849 по 852 г. Она представляет собой образец четко выверенного мусульманского культового здания — арабскую колонную мечеть с молитвенным двором, залом и минаретом. Стена комплекса с внешней стороны оформлена элементами, которые заимствованы из месопотамской архитектуры: нишами, выступами и фризами. Также стена укреплена полукруглыми башнями — бастионами-контрфорсами, что делает постройку похожей на неприступную крепость.

Прямоугольная в плане, обнесенная стенами толщиной до 2,65 м из

обожженного кирпича, она превосходила своими размерами все мечети мусульманского мира. Двор окружали галереи с балочным потолком на кирпичных пилонах восьмиугольного сечения с угловыми колонками из мрамора и гранита. Число опор было 464. Высота до балок составляла 10,35 м. Стены покрывала мозаика, рисунок которой выделялся на золотом фоне; с нею контрастировала белизна резного по стуку михраба. Извне стены между полукруглых башен венчал фриз, разбитый на квадратные кассеты; с южной стороны над ним были прорезаны по числу нефов 24 арки. В плане появилась характерная черта: помимо


Стена Большой мечети

внутреннего обнесенного галереями двора мечеть окружал с трех сторон внешний двор зиада (эта особенность перенесена, видимо, из дворцовой архитектуры).

Архитектор решил сделать минарет спиралевидным, с усеченным конусом, находящимся на квадратном цоколе. Минарет стал архитектурной доминантой в городе. Снаружи постройку опоясывает пандус. В эпоху Аббасидов это было самое высокое здание мусульманского мира — 52 м. В дальнейшем такая форма будет повторена в минаретах мечети в Джафарии (860-е гг.) и мечети Ибн Тулуна в Каире (879 г.). Однако они будут только уменьшенной копией минарета в Самарре.

Самарра известна и первым мавзолеем — Куббат ас-Сулайбийа. До Аббасидов этого типа сооружений в исламе не существовало. Однако после смерти халифа ал-Мунтасира (861-862) мать правителя настояла на возведении памятной постройки. Это был квадратный купольный зал, окруженный сводчатой галереей восьмиугольного обвода. Поперечник здания достигал 18,21 м.

Укрепления замка Каср ал-Ашик (878— 882 гг.) площадью 139,8X93,2 м с башнями обычного типа обведены рвом. С севера выступает предвратное сооружение, где был деревянный подъемный мост. Стены между башнями увенчаны аркатурой с фестончатыми арочками. Обе постройки сложены из блоков искусственного камня (глина, кварц и гипс).

В южном конце города располагался дворец халифа Мутазза — Балькувара (между 849 и 859 гг.). Этот ансамбль отличается от Джаусака геометрическим рисунком плана, но по масштабам уступает ему лишь немного. Квадрат стен 1250 х 1250 м укреплен башнями. Для того чтобы попасть в тронный зал, нужно было миновать три двора и трое ворот. Крестообразный зал стоял на верхней точке рельефа, и через арки открывались великолепные перспективы на четыре стороны горизонта. По другую сторону зала лежал сад, опускавшийся к реке с пристанью. Трехарочные фасады зала покрывали стеклянные мозаики с растительным узором по золотому полю, двери были украшены росписью и позолотой; в интерьере над стуковой панелью поднимались фигурные ниши в обрамлении из перлов, окна прикрывали решетки с цветным стеклом. По обе стороны зала теснились жилые постройки, разбитые по стандартной сетке и разделенные на кварталы. В остальных дворах, почти не застроенных, размещался гарнизон. Деление плана на три полосы сближает Балькувару с Мшаттой , но масштабы строительства неизмеримо выросли— дворец Мутазза превосходит Мшатту по площади более чем в 17 раз. Это целый город с улицами, рынком, мечетями и банями.

Плоскокровельные одноэтажные жилые дома с замкнутым двором, куда выходили айваны, украшались резным стуком. В стуковом орнаменте Самарры различаются три стиля: для первого характерен мотив виноградной лозы, для второго— розетки с заполнением растительного узора, для третьего — техника отливки в формы и слабый рельеф.

Грусть

К сожалению, жизнь резиденции халифа была недолгой — немногим более пятидесяти лет. В 892 г. Самарра начала разрушаться — именно в этом году халиф изъявил желание вернуться в Багдад.

Образование Самарры, города-резиденции, было искусственным, и расцвет ее оказался недолгим. Город опустел и превратился в руины после того, как уже в 892 г. правители вернулись в Багдад. В обширном и неоднородном государстве Аббасидов к тому времени обнаружились признаки распада. Власть халифов, окруженных то тюркскими, то иранскими наемниками, угасала. Архитектура между тем впитывала поступавшие с востока новые идеи.

Самарра «предстает великолепным примером аббасидской метропо­лии в столь же стремительном, столь и скоротечном развитии из состо­яния города-лагеря, который уже не имел ничего общего со скоплением бедных лачуг, где переходили к оседлой жизни арабские кочевники-за­воеватели…

В эпоху первых арабских завоева­ний и во времена правления дина­стии Омейядов (661—750 гг.), воца­рившихся в древнем городе Дамаске (Сирия), новые поселения возника­ли вдали от столицы, на путях про­движения военных отрядов. Города Куфа и Ба'сра на юге и Мосу'л на се­вере Ирака, Фустат в Египте и Кайруан в Тунисе скорее напоминали укреплённые военные лагеря. Для защиты и расширения границ му­сульманского мира на его окраинах сооружались крепости — рибаты, обители благочестивых воинов, борцов за веру.

Развитие культовой архитектуры халифата Омейядов в Сирии и Палестине началось, когда в Иеруса­лиме воздвигли знаменитую Куббат ас-Сахру (Купол Скалы) — третью по значению после Каабы в Мекке и мечети Пророка в Медине святыню мусульман. Традиция связывает сооружение Куббат ас-Сахры с важ­нейшим событием Священной ис­тории ислама — чудесным вневре­менным ночным путешествием Мухаммада из Мекки в Иерусалим и восхождением к престолу Аллаха. Тогда Пророку было дано наставле­ние относительно обязательной ежедневной пятикратной молитвы и показаны древо, венчающее мир, небесная Кааба, рай и ад.

Куббат ас-Сахра была воздвигну­та в 687—691 гг. на вершине горы, священной для иудеев, христиан и мусульман, — здесь, по преданию, Авраам в подтверждение своей веры готов был принести в жертву Богу сына, а Соломон построил Иеруса­лимский храм. По словам историка X в. аль-Мукаддаси, это здание долж­но было затмить находящуюся ря-

Искусство двух халифатов

Кусейр-Амра. 10-е гг. VIII в. Иордания.

****Авраам почитается в иудаизме, христианстве и исламе. Мусульмане зовут его Ибрахимом и чтят как первого проповедника единобожия, родоначаль­ника евреев и арабов, а также восстановителя разрушенной Потопом Каабы. Соломон (965—928 гг. до н. э.)—древнееврейский царь, почитаемый мусульманами как пророк Сулейман.

*Сталактиты — вид архитектурного украшения, внешне напоминающею природные сталактиты (известковые отложения в пещерах), за что они и получили такое название.

**Фонарь — выделенная часть архитектурного сооружения с проёмами для освещения и вентиляции.

***Шатёр — коническое или пирамидальное четырёх - или многогранное перекрытие здания.

572

Зодчим удалось создать сооруже­ние, действительно царящее над городом: в панораме Старого Иеру­салима сразу бросается в глаза ог­ромный, излучающий золотое сия­ние купол, вознесённый над скалой. На половине высоты центральная, купольная часть здания окружена восьмиугольной галереей, внутрен­нее помещение которой разделено столбами и колоннами надвое, соз­давая двойной обход вокруг священ­ной скалы. Под скалой находится пещера, превращённая в небольшое святилище.

Внутреннее убранство здания поражает великолепием. Его стены облицованы узорчатыми мрамор­ными панелями; колонны увенчаны золочёными капителями; над ними

Искусство двух халифатов

Куббат ас-Сахра (Купол Скалы). 687—691 гг. Иерусалим. Израиль.

Искусство двух халифатов

Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы). Интерьер. 687—691 гг. Иерусалим. Израиль.

573

Искусство двух халифатов

Мечеть Омейядов. 705—715 гг. Дамаск. Сирия.

574

протянулись массивные балки, ко­торые, как и притолоки четырёх входных дверей, обшиты снизу бронзовыми пластинами с чекан­кой и позолотой. Верхние части окон и обрамления арок украшают мозаики зелёных, синих, перламу­тровых, пурпурных и золотых то­нов. Купол, заново поставленный в 1022 г., изнутри покрыт узорным рельефом и росписью. Не менее пышно и наружное оформление здания, обновлённое в XVI и XIX вв.

В городах Сирии и Палестины первые соборные мечети строи­лись на участках, купленных у хри­стиан. В новых сооружениях ис­пользовались материалы и части прежних зданий. Так был возведён один из самых значительных па­мятников эпохи — Большая мечеть Омейядов в Дамаске (705—715 гг.), в которую вошли остатки римско­го святилища Юпитера Дамасского и христианской церкви Иоанна Крестителя. Дамасская мечеть внут­ри была украшена цветным узорча­тым мрамором и великолепными мозаиками с картинами фантасти­ческого города-сада.

ИСКУССТВО ХАЛИФАТА АББАСИДОВ

575

Хакани, построенный в 836 г., за­нимал территорию, только ширина которой достигала около полутора километров. В Джаусак аль-Хакани были комплексы правительст­венных, парадных и жилых назем­ных и подземных (летних) помеще­ний, анфилады дворов, подземные водосборные цистерны, сады с бас­сейнами, казармы, конюшни. Не превзойдённым по размерам куль­товым сооружением считалась кир­пичная колонная Большая мечеть Самарры площадью 156х240 мет­ров. От неё сохранились стены, укреплённые полукруглыми басти­онами и угловыми башнями, и ги­гантский спиралевидный минарет Мальвия высотой свыше пятидеся­ти метров. В отличие от Багдада, возводившегося как дворец, каждый из дворцов Самарры строился как город, напоминая своей компо­зицией и масштабами резиденции царей Ассирии и Вавилонии.

Самаррская дворцовая живопись с плоскостными контурными фигурами, которые скорее обозначали, чем изображали охоту, пир, танец, тоже отчасти возрождала традиции искусства древневосточных импе­рий. Напротив, рельефы, украшав­шие мечети, дворцы и жилые дома Самарры, свидетельствовали о том, что в тот период в мусульманском искусстве начал формироваться но­вый тип орнамента — арабеска, как назвали его европейцы.

Прекрасно сохранившаяся ме­четь Ибн Тулуна (876—879 г.) в Ка­ире (Египет) блестяще завершила ряд грандиозных аббасидских мече-

Искусство двух халифатов

Минарет Мальвия. Середина IX в. Самарра. Сирия.

Искусство двух халифатов

Изразцы из Альгамбры. XIV в. Национальный археологический музей, Мадрид.

Искусство двух халифатов

Изразцы из дворца Алькасар. XIV в. Севилья. Испания.

576

тей колонного типа. От иракских предшественниц её отличали более компактная планировка и появление удивительно пропорциональных

высоких стрельчатых арок, кото­рые с этого времени стали характер­ной чертой произведений архитек­туры в мусульманских странах.

История средневекового мусульманского мира насыщена бурными по­литическими событиями. В XI—XII вв. турки-сельджуки покорили Среднюю Азию, Иран, Северное Междуречье и Малую Азию. В XIII в. им на смену при­шли монголы, захватившие Багдад в 1258 г. Они положили конец халифа­ту Аббасидов.

В Северной Африке и Южной Испании распространилась власть дина­стий Альморавидов (1056—1146 гг.) и Альмохадов ( гг.). Око­ло трёх столетий в сердце мусульманского мира правили (вплоть до 1171 г.) основатели Каира (969 г.) халифы Фатимиды, а затем султаны Айюбиды (конец XII — первая половина XIII в.) и Мамлюки (1250—1517 гг.). На Среднем Востоке в результате захватнических войн среднеазиатского правителя Тимура (1370—1405 гг.) была создана держава, положившая на­чало эпохе великих мусульманских империй позднего Средневековья.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Аббасиды искусство является определением истории искусства , описывающее художественного производство , которое имело место в настоящем Иране и Ираке с расширением до края Средиземного моря из Сирии в Тунис через Египет и Аравийский полуостров , под Аббасидами династии из халифов . Этот художественный период заканчивается с прибытием сельджуков в Багдад в 1055 году . После этой даты, хотя династия Аббасидов продолжила свое существование и разместила художественные комиссии, историки искусства считают, что стиль другой, и это искусство обозначено как искусство Сельджуков .

Резюме

Архитектура и урбанизм

Градостроительство

Под властью Аббасидов выделяются два города: Багдад и Самарра в Месопотамии (нынешний Ирак). Багдад построен практически с нуля. В настоящее время мы знаем этот город только по текстам, так как он находится под современным городом, и поэтому о проведении там раскопок не может быть и речи. Мы знаем, однако, что это был круглый город, в котором жили только халиф, его родственники и гарнизон; простые люди, живущие вне дома. В центре находились дворец халифа, мечеть аль-Мансур и жилые помещения для солдат, в то время как оградка имела необычайное укрепление. Самарра сменила Багдад, когда халифы хотели сблизиться с населением. Это огромное место, ныне разрушенное, на котором много кирпичных дворцов.

Архитектура

В городе Самарра было две мечети: мечеть Абу Дулаф и Великая мечеть Самарры . Эти два здания в настоящее время сильно повреждены, но у них есть интересная общая черта: их минарет имеет форму спирали. Мы только один раз находим эту черту в Египте в памятнике того же периода: в мечети Ибн Тулун . Эта мечеть также арабского плана, но которая также включает в себя зияду, то есть двойную ограду, однако гораздо менее внушительна по размеру, чем мечети Самарры.

Другим важным памятником является Великая мечеть Кайруан , Тунис . По-прежнему арабский в плане, он имеет самый старый сохранившийся минбар (кафедру), а его михраб (молитвенная ниша) особенно красив, украшен металлической блестящей плиткой.

Архитектурное убранство при Аббасидах состоит в основном из резной лепнины . Археологи выделяют три стиля, которые они называют A, B и C. Мы отмечаем, что эти стили имеют важное влияние в других искусствах, в частности в искусстве дерева. Дерево широко используется, особенно в Египте, поэтому архитектурные украшения из этого материала повторяют образцы лепнины Самарры.

Читайте также: