Искусство древних цивилизаций кратко

Обновлено: 03.07.2024

Раннее переносимое искусство (имеется в виду mobiliary art, портативные предметы искусства эпохи палеолита) включает в себя швабского львиного человека из Холенштайн-Штаделя (38 000 г. до н.э.). После этого появляются миниатюрные женские скульптуры, известные как статуэтки Венеры, примером которых является Венера из Хоуле Фелса (38 000–33 000 лет до н.э.), Венера Виллендорфская (25 000 лет до н.э.), Венера Брассемпуйская (23 000 лет до н.э.) и Венера Костенки (22 000 г. до н.э.). Самая древняя глиняная посуда – в настоящее время китайская глиняная посуда (более подробную информацию см. в статье посуда из пещеры Сяньрендон ) – также появилась в 18000 году до нашей эры. Для получения дополнительной информации см.: Керамика – Хронология.

Для получения дополнительной информации см.: Искусство палеолита (2 500 000 – 10 000 до н.э.).

Доисторическая хронология

Мезолитическое искусство (ок. 10 000-4000 гг. до н.э.)

Произведения, созданные мезолитическими охотниками-собирателями, включают петроглифы, стилизованные наскальные рисунки, трафареты – как в пещере рук (Cueva de las Manos) (7000 г. до н.э.) в Аргентине, украшения для тела, такие как браслеты, а также функциональные предметы, такие как весла и оружие. Эти виды мезолитического искусства были найдены во многих разных частях мира, в том числе в районе Уотерберга в Африке, в скальных убежищах Бхимбетка в Индии и на Земле Арнем в Австралии. Керамика Jomon, ранний образец японского искусства, также появилась во время раннего мезолита.

Искусство неолита (ок. 4000–2000 гг. до н.э.)

Искусство бронзового века (c.3000-1200 до н.э.)

Египетское искусство (с 3100 г. до н.э.)

Древний Египет наиболее известен своей монументальной египетской архитектурой (ок. 3000 г. до н.э. – 160 г. н.э.) и связанной с ней египетской скульптурой. Это также первая цивилизация с узнаваемым стилем искусства. На картинах художники изображали голову, ноги и ступни своих человеческих фигур в профиль, изображая глаза, плечи, руки и туловище спереди. Другие условные обозначения предписывали, как должны изображаться боги, фараоны и обычные люди, и соответственно регулировали размер, цвет и образное положение этих изображений. Кожу женщин окрашивали светлой краской, мужчин изображали с темной кожей. Большая часть египетского искусства в гробницах и храмах (иероглифы, свитки папируса, фрески, панно и скульптуры) отражает религиозные темы, особенно связанные с загробной жизнью. В гробах были обнаружены несколько выдающихся египетских восковых картин, известных как Фаюмские портреты (50-е гг. н.э.). Эти картины предлагают захватывающее представление о стилях, обычаях и культуре тех дней.

Минойское искусство (ок. 1600 до н.э.)

Первая важная часть искусства Эгейского моря – минойская цивилизация (названная в честь короля Миноса) – выросла в эпоху бронзы на острове Крит. К 2100 г. до н.э. они наладили процветающую морскую торговлю со странами Средиземноморья, от покупки олова и объединения его с медью с Кипра, чтобы сделать бронзу – ключевой металл того времени. Это процветание привело к строительству дворцов и придворных зданий в Кноссе, Фесте, Акротири, Като Закросе и Маллии, а также других общественных зданиях. Так возникло минойское искусство и культура, известные своей скульптурой, металлообработкой, фресковой росписью, керамикой и гравюрами на камне (особенно печатей).

Около 1500 г. до н.э., после неизвестных катастрофических событий, минойская цивилизация пришла в упадок и около 1425 г. до н.э. минойцы были завоеваны микенцами.

Для получения дополнительной информации о восточной культуре во время бронзового века, такой как церемониальные бронзы, связанные с искусством династии Шан (ок. 1600-1000 гг. до н.э.), см. Традиционное китайское искусство: характеристики. Список дат, касающихся развития искусства и культуры в Китае (а также в Корее и Японии), см. в хронологии китайского искусства (ок. 18000 г. до н.э. – настоящее время).

Искусство железного века (ок. 1500-200 до н.э.)

Железный век породил заметный рост художественной активности, особенно в Греции и в восточной части Средиземноморья. Это совпало с подъемом эллинской (под влиянием греков) культуры. См. Искусство классической древности (1000 г. до н.э. – 450 г. н.э.).

Этот период, как правило, классифицируется на несколько меньших периодов: темные века (c.1200-900 до н.э.), геометрический период (c.900-700 до н.э.), период в восточном стиле (c.700-625 до н.э.), архаичный период (c.625-500 до н.э.), классический период (c.500-323 до н.э.) и эллинистический период (c.323-100 до н.э.).

Микенское искусство (ок. 1400-1000 гг. до н.э.)

Кельтское искусство (ок. 500 г. до н.э. – ок. 17 г. н.э.)

К 1100 г. до н.э. кельты, индоевропейская группа племен, утвердились в контрольном положении на основных торговых путях вдоль речных систем Роны, Сены, Рейна и Дуная. Между 1100 и 700 годами до н.э. они были первым не-средиземноморским народом, который добывал железо, которое дало им технологическое превосходство для колонизации своих соседей по всей территории современных Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, Венгрии, Словакии. Появились два стиля кельтского искусства железного века: Гальштат и Ла Тене. Более продвинутая форма кельтской культуры La Tene характеризовалась ее отличительными геометрическими узорами и стилизованными формами птиц и животных, о чем свидетельствуют декоративные узоры на каменной кладке Туро, одного из самых ранних образцов визуального искусства в Ирландии. Кельтские металлоконструкции также достигли чрезвычайно высокого уровня мастерства, о чем свидетельствуют ирландские короны Петри и Воротник Броутера. Кельтский дизайн в стиле La Tene находился под сильным влиянием средиземноморской культуры греческой и этрусской цивилизаций и продолжал процветать до появления Римской империи.

Классическое греческое искусство (500-323 гг. до н.э.)

Перед началом шестого века до н.э., есть древнегреческая живопись и древнегреческая скульптура. С 500 года до н.э. Афины были самым сильным из греческих городов-государств, положение, которое он поддерживал в течение следующих нескольких веков. В 5 веке до н.э. Греция стала свидетелем творческого Ренессанса, примером которого является архитектура и скульптура Парфенона, которая стала абсолютным художественным стандартом еще на четыре столетия, через 2000 лет, когда Европа вновь открыла для себя Ренессанс. Самая оригинальная греческая архитектура, живопись и греческая скульптура были разрушены, но их гений сохранился благодаря римским копиям и греческой керамике. Среди выдающихся скульпторов были Поликлет, Мирон и Фидий. В частности, Поликлет был известен своим мастерством контрапункта . Классическая греческая живопись довольно скудна, а скульптура еще меньше, поэтому историки искусства склонны подразделять скульптуры этой эпохи на раннюю классику, высокую классику и позднюю классику. Греческое понимание линейной перспективы и натуралистического представления оставалось непревзойденным вплоть до итальянского Возрождения.

Эллинизм (323-31 гг. до н.э.)

Китай также стал более артистически активным в это время. См., например, китайскую коллекцию терракотовой скульптуры, известную как Терракотовое восйко, созданную в эпоху искусства династии Цинь (221-206 гг. до н.э.), а также другие формы китайского искусства, такие как очень почитаемая каллиграфия. См. Также Индийская скульптура (3300 до н.э. – 1850) и классическая индийская живопись (до 1150 года н.э.).

Искусство Древнего Рима (c.200 г. до н.э. – 400 г. н.э.)

История искусства насчитывает десятки тысяч лет — люди самых древних цивилизаций использовали доступные им методы для изображения значимых для них объектов. С ранних времен и до наших дней появлялось множество художественных течений, каждое из которых имело черты, отражающие политические и социальные особенности того периода, когда они возникали.

Выдающиеся произведения изобразительного искусства от эпохи Возрождения до модернизма, несомненно, оставили свой след в истории. Многие современные художники используют исторические отсылки к искусству прошлого в своих произведениях, поэтому для понимания многих картин решающее значение имеет знание исторического контекста и значения каждого периода для истории искусства в целом. Ниже представлена хронология художественных направлений, их характеристики и выдающиеся представители каждого периода в истории западного искусства.

Доисторическое искусство (~40 000–4 000 до н. э.)


Истоки истории искусства восходят к доисторической эпохе, задолго до появления письменности. Самые ранние артефакты относят к эпохе палеолита или древнего каменного века — это наскальные рисунки, гравюры, живописные изображения, скульптуры и каменные композиции.

Искусство этого периода основывалось на использовании натуральных красителей и резьбе по камню для создания изображений предметов, животных и ритуалов, которые были крайне важны в жизни древних цивилизаций. Одним из самых известных примеров доисторического искусства являются наскальные рисунки эпохи палеолита, обнаруженные в пещерах Ласко во Франции в 1940 году. Их возраст превосходит 20 000 лет, и на них изображены крупные животные и растительность этой местности.

Древнее искусство (~4 000 до н. э.–400 н. э.)


Древнее искусство создавалось развитыми цивилизациями (которыми в данном случае считаются цивилизации с устоявшейся письменностью), включавшими Месопотамию, Египет, Грецию и страны Америки.

Произведения искусства этого периода различались в разных цивилизациях, но большая часть произведений служила одним и тем же целям: рассказывать истории, украшать бытовые предметы (посуду и оружие), изображать религиозные и символические образы, демонстрировать социальный статус. Многие работы создавались для того чтобы рассказывать потомкам истории великих правителей, богов и богинь.

Одно из самых известных произведений древней Месопотамии — Кодекс Хаммурапи, созданный около 1792 года до нашей эры. Этот предмет содержит высеченный на камне свод вавилонских законов, украшенный изображением царя Хаммурапи (шестого царя Вавилонии) и месопотамского бога Шабаша.

Средневековое искусство (500–1400 гг. н. э.)


В этот период в мире появляются и достигают расцвета иллюминированные рукописи (украшенные миниатюрами и орнаментами) и стиль готической архитектуры. Яркие примеры средневекового искусства включают катакомбы в Риме, собор Святой Софии в Стамбуле, Евангелие Линдисфарна, один из самых известных примеров иллюминированной рукописи, и конечно, собор Парижской Богоматери — выдающийся образец готической архитектуры.

Искусство эпохи Возрождения (1400-1600)


Этот стиль живописи, скульптуры и декоративного искусства характеризовался акцентом на природе и индивидуализме, идее о независимом и самостоятельном человеке. Хотя эти гуманистические идеалы присутствовали и в позднем средневековье, но расцвета они достигли в XV–XVI веках, параллельно с социальными и экономическими изменениями, такими как секуляризация.

Ренессанс достиг своего апогея во Флоренции, Италия, во многом благодаря Медичи, богатой купеческой семье. Медичи на протяжении нескольких поклений поддерживали искусство и гуманистические философию и учения. Итальянский дизайнер Филиппо Брунеллески и скульптор Донателло были главными новаторами этого периода.

Высокое Возрождение (1490–1527) породило таких влиятельных художников, как Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль, которые привнесли новые творческие идеи и определили идеалы эмоционального выражения в искусстве на многие поколения вперед. Произведения искусства в эпоху Возрождения характеризовались реализмом, вниманием к деталям и точным изучением анатомии человека. Художники использовали линейную перспективу и создавали глубину за счет интенсивной игры света и тени. Искусство начало стилистически меняться, когда столкновения христианской веры и гуманизма уступили место маньеризму.

Маньеризм (1527–1580)


Некоторые из самых известных художников-маньеристов: Джорджо Вазари, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафуми и Бронзино, который считался самым важным художником-маньеристом во Флоренции.

Барокко (1600–1750)


Периоду барокко, следовавшему за маньеризмом, было свойственно преувеличенное изящество в живописи и архитектуре. Он отличался величием и богатством, интересом к развитию человеческого интеллекта и знаний и глобальным открытиям. Произведения художников барокко были стилистически сложными, неоднозначными.

Картины барокко характеризовались драматизмом, как это видно в культовых произведениях итальянского художника Караваджо и голландского живописца Рембрандта. Художники использовали интенсивный контраст между светлым и темным и создавали энергичные композиции, сочетающиеся с богатой цветовой палитрой.

Рококо (1699–1780)


Стиль зародился в Париже и охватывал декоративное искусство, живопись, архитектуру и скульптуру. Эстетика Рококо предполагала более мягкую декоративную манеру изображения по сравнению с изобилием барокко. Рококо отличается легкостью и элегантностью, с акцентом на использование естественных форм, асимметричный дизайн и нежные цвета.

Такие художники, как Антуан Ватто и Франсуа Буше, сочетали мягкую манеру письма, активные мазки кисти и свежие цвета. Стиль рококо проник не только в живопись и архитектуру, но и в украшение серебрянной, фарфоровой посуды и предметов интерьера. Многие стулья и шкафы того времени отличались изогнутыми формами, цветочным орнаментом и частым использованием позолоты.

Неоклассицизм (1750–1850)


Как следует из названия, неоклассический стиль опирался на элементы античной классики. Руины древних цивилизаций в Афинах и Неаполе, обнаруженные во время археологических раскопок, разожгли страсть ко всему прошлому, и художники стремились воссоздать великие произведения древнего искусства. Это привело к возобновлению интереса к классическим идеалам гармонии, простоты и пропорции.

Художники-неоклассики находились под влиянием классических изобразительных элементов, в частности, стремление к идеализму. Естественно, они включали в свои работы актуальные образы своего времени. Например, итальянский скульптор Антонио Канова использовал классические элементы в своих мраморных скульптурах, но избегал холодной искусственности, заметной во многих античных творениях.

Романтизм (1780–1850)


Выдающимися художниками романтизма считаются Генрих Фюссли, создававший странные, мрачные картины, исследующие темные тайны человеческой психологии, и Уильям Блейк, чьи таинственные стихи и изображения передают мистические видения и разочарование в социальных ограничениях.

Реализм (1848–1900)


Реализм зародился во Франции в 1840-х годах и иногда считается одним из первых направлений современного искусства. Реализм стал результатом множества событий: антиромантического движения в Германии, подъема журналистики и появления фотографии. Каждый из них вызывал новый интерес к точному изображению повседневной жизни. Это внимание к точности проявляется в созданных в это время произведениях искусства, которые содержат подробные, правдивые изображения предметов.

Модерн (1890–1910)


Известные художники-модернисты работали в различных направлениях, включавших архитектуру, графику и дизайн интерьеров, изготовление ювелирных изделий и живопись. Чешский графический дизайнер Альфонс Муха наиболее известен своими театральными плакатами с французской актрисой Сарой Бернар. Испанский архитектор и скульптор Антонио Гауди не ограничивался прямыми линиями и создавал изогнутые, яркие конструкции, такие как Храм Святого Семейства в Барселоне.

Импрессионизм (1865–1885)


Художники-импрессионисты стремились запечатлеть свое непосредственное впечатление от определенного момента. Характерные черты — короткие, быстрые мазки кисти и ощущение незавершенности картины. В качестве предмета изображения импрессионисты использовали окружающую их современность, изображая такие ситуации, как танцевальные залы и регаты парусных лодок, а не исторические или мифологические события.

Постимпрессионизм (1885–1910)


Несмотря на то, что постимпрессионисты работали независимо, не объединяясь в группу, у всех известных представителей этого течения были схожие идеи. Они сосредоточили свое внимание на субъективном видении мира и личных символических смыслах, а не на наблюдениях за внешним миром. Часто эти идеи выражались с помощью абстрактных форм.

Постимпрессионистом был Жоржа Сёра, известный своей техникой пуантилизма, в которой для формирования изображения использовались маленькие четкие точки. Винсент Ван Гог также считается художником-постимпрессионистом, искавшим личного выражения в искусстве, часто с помощью резких мазков и темных тонов.

Фовизм (1900–1935)


Возглавляемый Анри Матиссом фовизм основывался на работах Винсента Ван Гога и Джорджа Сера. Будучи первым авангардным движением 20-го века, этот стиль характеризовался использованием интенсивных цветов, линий и мазков кисти, толстым рельефным слоем краски и плоской композицией.

Как видно из многих работ самого Матисса, отделение цвета от его описательного, устоявшегося значения было одним из основных элементов, сформировавших это движение. Фовизм был значимым предшественником кубизма и экспрессионизма.

Экспрессионизм (1905–1920)


Экспрессионизм возник как ответ на все более противоречивые мировоззрения общества начала XX века и утрату духовности. Экспрессионисты изображали внутренний мир человека, беспокойство и живые эмоции с помощью искажения форм и ярких цветов. Художники искали вдохновение во всем, выходящем за рамки сдержанного западного искусства, часто посещали этнографические музеи, чтобы пересмотреть местные народные традиции и способы самовыражения диких племен.

Корни экспрессионизма восходят к Винсенту Ван Гогу, Эдварду Мунку и Джеймсу Энсору. Две выдающиеся арт-группы, работавшие в стиле экспрессионизма, Die Brücke (Мост) и Der Blaue Reiter (Синий всадник), были созданы для коллективного творчества и проведения совместных выставок.

Кубизм (1907–1914)


Сюрреализм (1916–1950)


Сюрреализм возник из художественного движения Дада в 1916 году, представляя собой произведения искусства, бросающие вызов здравому смыслу. Сюрреалисты обвиняли логику и рациональное мышление, в том, что они завели человечество в тупик — к конфлиткам и Первой мировой войне, и считали, что он подавляет воображение. Сюрреалисты находились под влиянием Карла Маркса и теорий Зигмунда Фрейда, исследовавшего психоанализ и силу воображения.

Влиятельные художники-сюрреалисты, такие как Сальвадор Дали, искали корни происходящих вокруг событий в области человеческого подсознания. В частности, картины Дали соединяют в себе точное изображение исторических событий с яркими и причудливыми снами.

Абстрактный экспрессионизм (1940-е–1950-е)


Среди наиболее значимых художников-абстрактных экспрессионистов — Джексон Поллок, известный своим уникальным стилем капельной живописи, и Марк Ротко, который использовал большие цветные блоки для выражения духовных переживаний.

Оп-арт (1950–1960-е)


Английская художница Бриджет Райли — одна из самых известных представителей оп-арта. Ее картина Blaze 1964 года состоит из зигзагообразных черно-белых линий, которые создают иллюзию движения по кругу.

Поп-арт (1950-е–1960-е)


Поп-арт — одно из самых узнаваемых художественных течений XX века. Художники отказались от методов, используемых в абстрактном экспрессионизме. Вместо этого они использовали повседневные, бытовые предметы для создания инновационных произведений искусства, бросающих вызов потребительству и средствам массовой информации. Это включение в изобразительное искусство знакомых, опознаваемых образов было смещением от основной линии модернизма.

Арте повера (1960-е)


Минимализм (1960-е–1970-е)


Движение минимализма возникло в Нью-Йорке, где группа молодых художников начала подвергать сомнению чрезмерно выразительные работы художников-абстрактных экспрессионистов. Вместо этого минималистское искусство сосредоточилось на анонимности, фокусируя внимание зрителей на материальности своих произведений. Художники использовали простые формы, порядок и гармонию и призывали зрителей сосредоточиться именно на том, что они видят перед собой, не проводя параллелей с внешними реалиями, эмоциями и мыслями.

Концептуальное искусство (1960-е–1970-е)


Современное искусство (1970-е–наши дни)


1970-е годы стали началом периода современного искусства, который продолжается сегодня. Современному искусству свойственно разнообразие — появление различных школ и отдельные движения.

История западного искусства — это череда сменяющих друг друга художественных стилей и техник, форм и носителей искусства. Разные течения оставляют после себя выдающиеся живописные полотна, скульптуры, архитектурные сооружения. Каждое творческое направление отражает не только эстетические идеалы, но и мировоззрение людей соответствующего времени. Нам оно помогает заглянуть в прошлое, понять своих предков и найти истоки всего, что создается сегодня вокруг нас.


Перед вами книга, содержащая широкую панораму культурологических, исторических, религиоведческих, филологических и других аспектов культуры древних цивилизаций, охватывающая период от эпохи палеолита до падения Римской империи. Авторы поставили задачу представить целостную картину культуры древнего мира, а также помочь современному читателю в восприятии и понимании культуры далекого прошлого.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культура древних цивилизаций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2. ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО


2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Первобытное искусство — искусство эпохи первобытнообщинного строя, когда делались первые, но крайне важные шаги в художественном творчестве. Многие явления первобытного искусства заложили основу культуры, с другой стороны, это искусство существенно отличается по многим позициям от художественной культуры более поздних эпох. [40], [44]

Отличия определяются общим мировоззрением первобытного человека, которое характеризуется:

— мифологичностью;

— анимизмом;

— тотемизмом;

— фетишизмом;

— синкретизмом.

Оглянитесь вокруг, представьте себе, что вы живете в лесу или степи, от чего будет зависеть ваша жизнь? Правильно, от солнца и дождя, от ветра и земли!

Именно так рассуждали первобытные люди, поэтому мифы всех народов мира в своей начальной сущности содержат информацию о воде, огне, воздухе и земле.

Итак, миф (с греч. предание, сказание) — это совокупность сказаний о первопредках, наделенных характеристиками героев, зачастую связанных с богами происхождением, духах, богах, действовавших в начале времени и участвовавших в создании мира, его элементов, как природных так и культурных. [51], [64]

Анимизм (с лат. anima — душа) — это одухотворение окружающего мира, представление о наличии души у всех окружающих предметов и явлений. Анимизм мировоззрения свойственен маленьким детям, которые, как с живыми существами, разговаривают со своими игрушками.

Тотемизмбазовое явление первобытного мировоззрения, когда предком — покровителям рода, согласно мифическим представлениям, является животное или растение. Членам рода запрещается убивать и употреблять в пищу тотемное животное или растение. Так у современных народов Севера таким тотемом является медведь, а для религии индуизма — корова.

Фетишизмэто базовое явление первобытного мировоззрения, когда природному или специально изготовленному предмету приписывается сверхъестественная сила, способная оказывать человеку различные услуги. В языческой Беларуси таким предметом являлась папараць-кветка (цветок папоротника), связанный с ней праздник Купалле сохранил свои черты до сегодняшнего дня.

Длительность первобытного периода в истории культуры постоянно уточняется, поэтому имеет смысл говорить только о его основных периодах: палеолите, мезолите и неолите.

Особой научной проблемой являются временные рамки существования первобытной культуры.

Во-первых, в определенных регионах земного шара первобытные племена существовали вплоть до последнего времени.

Во-вторых, новые исследования археологов дают материал для постоянного уточнения временных и географических границ палеолита, мезолита и неолита.

Познакомимся с отличительными характерными чертами искусства каждого периода.

2.2. ОТ ПАЛЕОЛИТА ДО НЕОЛИТА

Создавая первые изображения, человек неосознанно останавливал мгновение, получая тем самым возможность порождать свою реальность в бесконечном мире художественных форм, в этих попытках заложено начало изобразительного искусства.

Исследователи первобытного искусства столкнулись с интересной особенностью. Все изобразительные формы искусства можно разделить на две большие группы:

реалистические или, по-другому, натуралистические, следующие за формами предметов окружающего мира;

схематические, изображающие окружающий мир в условном виде.

Если вы вспомните свои первые художественные опыты, то в них, безусловно, присутствовали и натурализм, и схема. Например, вы могли провести волнистую линию, которой было достаточно для изображения моря, а рядом вы старательно рисовали человечка с руками, ногами, глазами и даже в соответствующей одежде. Точно так же развивалось искусство первобытного периода.

Вы спросите: а где же изображения людей?


Пещера Альтамира. Источник — Википедия.

Оказывается, люди в этот период не являлись основным объектом искусства. Ведь для выживания племени убитая добыча была зачастую гораздо важнее, чем жизнь соплеменника. Но древние люди осознавали, что племя исчезнет с лица земли, если не будет происходить во многом таинственный процесс рождения ребенка. В сознании первобытного человека была еще не до конца понятна роль отца, зато рожающая женщина ассоциировалась с самой жизнью.

Посмотрите на изображение, получившее условное название Виллендорфская Венера (Виллендорф, Нижняя Австрия — место находки этой фигурки). Оно характеризуется отсутствием личностного начала в изображении (какая разница, какое у нее выражение лица, когда лицо просто отсутствует), зато она прекрасно выполняет функцию рождения новой жизни: широкие бедра, грудь, заполненная живительным молоком, и кудрявые волосы, напоминающие, возможно, струи дождя, оживляющего природу. Это женщина, она же богиня плодородия, мать-прародительница, выражающая коллективную картину мира первобытного сознания. В данном изображении и во многих других древний художник воспроизводил схематически-символический взгляд на окружающий мир. [49]


Виллендорфская Венера. Источник — Википедия.

Особенный интерес вызывают сохранившиеся в разных местах мегалитические сооружения (от греч. megas — большой, и lithos — камень) эпохи неолита. Самое знаменитое из них — Стоунхендж (Англия) (с англ. — каменная ограда), представляющая собой 90-метровую в диаметре конструкцию, состоящую из 125 каменных глыб весом до 25 тонн каждая. Вполне понятно, что при отсутствии современной строительной техники только крайне важная цель могла заставить воздвигнуть подобное сооружение. Скорее всего, эти сооружения, встречающиеся от Ирландии до Бирмы и Кореи, от Скандинавии до Мадагаскара, являются свидетельствами однородных, связанных с астрономическими явлениями верований. Так, главная ось Стоунхенджа направлена к точке восхода солнца в день летнего солнцестояния, а сам памятник являет собой огромную каменную обсерваторию. [49]


Стоунхендж. Источник — Википедия.

Особое значение в первобытной культуре приобретает орнамент (от лат. ornamentum — украшение) — узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении геометрических или изобразительных элементов. Орнамент возник в конце палеолитического периода (мадленский период), когда из отдельных схематических изображений стали появляться ритмизованные орнаментальные формы, украшавшие предметы, жилище и тела древних людей.

Для эпохи мезолита с изобретением и повсеместным распространением, в частности, лука характерно формирование ощущения собственной силы и значимости, что привело к развитию новых художественных форм: схематические изображения коллективных охотничьих сцен, где еще отсутствует индивидуальный человек, но уже подчеркиваются физические возможности человеческого тела. [49]

Не следует думать, что для первобытного общества характерна эволюция только изобразительных форм.

С развитием человеческого общества совершенствовались возможности голосового аппарата, развивалась и усложнялась фонетическая структура первых языков. Человеческий голос как один из совершеннейших музыкальных инструментов, приобретал богатство и красоту звучания. С другой стороны, многочисленные совместные действия стимулировали развитие ритма как организующего начала. Для создания музыкального сопровождения повседневной и ритуальной жизни появилось и совершенствовалось три вида инструментов: ударные (барабаны, тамтамы, калебасы — сухие тыквы-горлянки, наполненные песком и мелкими камушками т.п.), духовые (рога из слоновых бивней, тростниковые дудки, морские раковины и т.п.) и струнные (лук или выдолбленная тыква с натянутыми струнами из природных материалов, на которых можно было играть двумя способами: смычком (пером) или щипком (рукой)).


Наскальная живопись эпохи мезолита. Источник — Википедия.

С развитием голосового аппарата появилась возможность интонировать (использовать звуки разной высоты в одной музыкальной фразе). На основе разнообразных музыкальных интонаций появились различные попевки (лирические, трудовые, магические и т.д.).

В эпоху первобытного строя зародились все основные виды художественного творчества человека, получили первоначальный толчок разнообразные художественные формы. Можно сказать, что человеческое сознание со своих первых осмысленных шагов выражало себя в художественных образах.


Возникновение древнейших цивилизаций относят примерно к IV тыс. до н.э., когда на территории Северо-восточной Африки и Передней Азии в долинах крупных рек появились Древний Египет, Вавилон, Шумер, Ассирия, Урарту, Древняя Индия, Древний Китай и другие государства. Многие ученые справедливо считают, что на ранних этапах становления человеческого общества и зарождения государства географический фактор был решающим, поскольку от него во многом зависела не только культура земледелия, успехи в области экономики и торговли. Но и развитие культурных связей между различными народами.

Прародиной всех культур по праву считается Древний Египет, в истории которого выделяют следующие основные периоды: додинастический (IV тыс. до н. э), Раннее и Древнее царство (III тыс. до н. э), Среднее царство (кон. III тыс. — 1-я пол. II тыс. до н. э), Новое царство (2-я пол. II тыс. до н. э), а также послединастический период (кон. II тыс. — I тыс. до н. э).

2. Характеристика древних цивилизаций

Экономика ранних рабовладельческих государств, включая Древний Египет, была основана на разделении труда и частной собственности. Характерной формой политического устройства большинства государств являлась деспотия. Единоличным собственником государственных богатств, а также властелином и повелителем своих поданных были царь и фараон. В ближайшем окружении фараона находились жрецы и малочисленная знать из особо приближенных. Внизу общественной лестницы находились бесправные рабы, трудом которых воздвигались колоссальные храмы, пирамиды, дворцы и гробницы царей, возводились ирригационные сооружения, обрабатывались металлы.

Повелитель считался существом высшего порядка и провозглашался сыном бога. Ореол божественности поддерживался всем его окружением. В его честь исполнялись гимны, воспевающие могущественность и силу царя царей, которую сравнивали с природными стихиями. Монарха наделяли сверхчеловеческими способностями и для того, чтобы подчеркнуть его власть, уподобляли небесным светилам, горам, зверям.

3. Значение фараона в Древнем Египте

Согласно этому обряду, ничто не умирает, но вновь возрождается обновленным и с новыми силами продолжается вечный круговорот, вечное движение в жизни. В тоже время, жизнь подобна солнечному диску, символизировавшему бога Ра, который ежедневно после заката солнца пересаживается на подземную ладью и совершает свой путь, а ранним утром вновь восходит на небо, пересаживаясь на дневную небесную ладью.

К знанию относились с великим почтением и уважением, считая его сакральным, и у него был свой небесный покровитель — бог Тот, которого древние египтяне относили к числу особо почитаемых богов. Именно боги, по мнению египтян, пробудили у людей тягу к знаниям и любовь к мудрости. При этом символом истинного зрения, милосердия и любви являлось Око Гора, который, согласно мифу, отдал око своему отцу Осирису, чтобы тот ожил.

4. Зарождение искусства в Египте

Уже в додинастический период в Египте успешно развивалось строительное дело, прикладное искусство и скульптура. Памятники архитектуры, художественного ремесла, портретной скульптуры, а также рельефы и росписи, различные литературные жанры (например, автобиографии вельмож и чиновников, надписи на стенах пирамид, различные поучения проч.) появились в периоды Древнего египетского царства.

Изучая произведения изобразительного и словесного искусства, ученые пришли к выводу, что египтяне не только имели представления о прекрасном, но и соответствующие им эстетические термины. Творчество египетских художников регулировалось определенными канонами, т.е. сводом строгих правил, которым неукоснительно должен следовать художник.

Они предписывали художникам использование строго определенных пропорциональных и цветовых отношений, основанных на математическом расчете (задолго до пифагорейцев египтяне использовали математику в художественном творчестве).

Регламентация искусства свидетельствовала не только о консервативности общественного устройства, но также о том, что искусство являлось составной частью культа загробной жизни и было тесно связано с религиозными обрядами древних египтян.

5. Египетские Боги

Египетские боги были зооморфны: они имели полузвериный-получеловеческий облик, уходя своими корнями в первобытное время, когда существовал культ священного животного — тотем. Бог Анубис, являвшийся у египтян покровителем умерших, имел голову шакала, а богиня войны Сохмет изображалась с головой львицы. Священных животных (кошек, быков и даже крокодилов) содержали при храмах, поклонялись им, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах. Среди божеств высшим культом был культ бога Солнца — одновременно и дающего жизнь, и испепеляющего.

По-разному именовали бога Солнца в разные периоды египетской истории: то именем Ра в Древнем царстве, то Атоном в Новом царстве. Многообразием отличалась и солнечная символика — от привычного шара со множеством исходящих от него лучей до изображений его в виде сокола или тельца.

Новый царь объявлялся богом Гора, а похороны умершего сопровождались обрядом, символически воспроизводящим историю гибели Осириса, оплакивания его богиней Исидой и его воскресения. Данный ритуал в Древнем царстве относился только к особе фараона, но впоследствии стал частью погребальной церемонии знатных и богатых людей. Рядовых общинников и рабов хоронили без всяких церемоний, зарывая в песок.

При этом умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь клали священный амулет — жука скарабея, на котором было написано заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против него на суде Осириса, куда он должен был явиться после смерти. В отличие от древних вавилонян египтяне не убивали его вдову и слуг, чтобы похоронить их вместе с господином. Религиозный культ египтян был более гуманным и не требовал человеческих жертв.

6. Зарождение портретного искусства в Древнем Египте

Благодаря древнему погребальному культу родилось знаменитое портретное искусство Египта — посмертные маски, которые являлись копиями лица умершего человека. Египтяне верили в то, что существует жизненная сила Ба, которая после смерти человека ищет земную оболочку и стремится вселиться в нее. Поэтому кроме самих мумий в гробницу помещали портретные маски умерших. В них не было жизни, их лики освобождены от времени и обращены к вечности. Однако с течением времени маски претерпели изменение: в Древнем царстве они характеризовались большей бесстрастностью и спокойствием, а в Среднем и особенно Новом царстве они стали более индивидуальными, в них угадываются личностные особенности того, кто был изображен.

В результате археологических раскопок египетских захоронений в саркофагах вместе с посмертными масками было обнаружено множество небольших статуэток, по-видимому, заменявших умершему фараону слуг. На стенах гробниц были также найдены росписи и рельефы, изображающие сцены земной жизни: войны, захват пленных, пиры, охота, отдыхающего в кругу семьи властелина, а также труд рабов на полях, пастбищах и в мастерских. Примечательно, что интерес художника к потустороннему миру не перевешивал интереса к миру действительному. Нередки изображения домашних животных и птиц, которых увековечивал художник.

Художники, скульпторы и зодчие в Древнем Египте пользовались особым почетом и уважением, их творчество рассматривалось как выражение божественной воли. Само искусство являлось носителем вечной жизни и, согласно канонам, освобождалось от всего временного, преходящего и неустойчивого. Художественный язык должен был отвечать идее постоянства, отсюда — предельно четкий контур, ясная и строгая в своей простоте и лаконичная линия, обобщенные и плотные объемы, пропорциональность и соразмерность изображенных на рельефах фигур.

Сложились строго определенные принципы изображения фигуры на плоскости: голова и ноги в профиль, торс развернут, а вся фигура обрисована единой линией. Конструктивной основой туловища являлся плечевой пояс — эта выразительная горизонталь станет одним из важнейших элементов канона в изображении фигур не только в скульптурном объеме, но и на плоскости.

7. Основы художественного творчества в Египте

Классическим примером такой композиции служит рельеф из гробницы в Саккара. Движения слуг, изображенных на рельефе, естественны и непринужденны, что никогда не допускалось при изображении хозяев. Равномерная повторяемость в изображении фигур, движений, поз и жестов придает композиции не только своеобразную декоративность, но и ритуальную торжественность: вереницы быков, гусей, журавлей движутся за своим хозяином в вечность…

Особая художественная роль в египетских рельефах принадлежит иероглифам, которые заполняли пустоты между фигурами, создавая вместе с уменьшенными фигурками животных впечатление одухотворенного узора. Изображения и надписи в своем единстве способствовали созданию сакрального образа — их связь была не просто внешней, декоративной, а глубинной, мировоззренческой. Пиктография (т.е. картинное письмо) стояла у истоков письменности древних египтян. Изображение являлось не просто условным знаком, а священным образом-знаком, который стремился закрепить и увековечить жизненную силу предмета, чтобы сберечь его навеки.

Следует напомнить, что у египтян письмо являлось составной частью религии, уделом жрецов. Не случайно писцы считались служителями бога Тота и особо почитались у египтян. От пиктографии письменность эволюционировала к идеографии (в ней рисунок обозначал слово или понятие), а затем к слоговому и алфавитному письму. При этом изобразительное начало в знаках все более упрощалось и в конце концов потеряло связь с предметом, который оно когда-то отображало.

Расшифровать древние письмена удалось сравнительно недавно. Сохранившиеся рельефы из гробниц Хенену и Хени дают нам представление о памятниках Среднего царства.

На них иероглифы изысканно и разнообразно сочетаются с фигурами птиц, животных и многочисленных предметов. В нижнем левом углу горделиво восседают две фигуры — мужская и женская.

Плоскостное изображение оживает благодаря различного рода рельефной моделировке — от слегка выпуклой пот отношению к фону — до углубленной или находящейся с фоном на одном уровне. Сочетание разной рельефной проработки создает вибрацию поверхности: плоскость словно живет и дышит. Согласно канону, размер изображения зависел от значимости — чем значительнее предмет, тем он больше. Самым большим изображался фараон, поменьше — фигуры его родственников, а рабы и пленники — еще меньше.

Представление о перспективе у египтян было также обусловлено каноном, поэтому размер имел строго определенный смысл, подчеркивая значимость и величие фигур на плоскости. При таком строго канонизированном подходе к изображению не требовалось никаких других атрибутов величия. Даже фигура самого фараона, почитаемого богом, была лишена дополнительной пышности: он изображался, как и его подданные, полуобнаженным в набедренной повязке, но в отличие от рабов, в головном уборе.

8. Особенности египетского искусства

Египетское искусства обладало одной важной отличительной особенностью — по сравнению с несметными богатствами фараонов, оно сохраняло благородную сдержанность в композиционном, цветовом и пластическом решении. Отсутствие вычурности в архитектурных и скульптурных формах египетского искусства также свидетельствует о строгом соблюдении канона. Рельефы раскрашивались в определенные цвета — желто-коричневые и зелено-голубые, напоминающие по своей гамме естественный цвет земли и синего безоблачного неба Египта. Любимым цветом египтян был насыщенный голубой цвет, сохранившийся до наших дней благодаря мелким фаянсовым статуэткам и изделиям прикладного искусства.

Другой отличительной особенностью египетского искусства является его контрастность — грандиозные монументальные архитектурные сооружения (дошедшие до нас пирамиды Хеопса, Хефрена, Миккерина) соседствуют с изящной миниатюрной скульптурной пластикой. О последней можно судить по коллекции ГМИИ им А.С. Пушкина и Государственного Эрмитажа, где прекрасно сохранились изделия и предметы прикладного искусства — в их числе деревянные скульптуры слуг фараона, относящиеся к периоду Среднего Царства, а также более поздние миниатюрные статуэтки разнообразных, почитаемых египтянами животных, выполненных в камне, относящиеся к периоду Нового Царства.

9. Особенности искусства Среднего и Нового царства

В то же время несмотря на соблюдение канонов, установленных в эпоху Древнего Царства, в искусстве Среднего и особенно Нового царства постепенно усиливается индивидуальность образов в портретном искусстве, появляются новые композиционные и стилистические элементы в рельефных изображениях. Традиционные формы изнутри начинают освещаться новым содержанием, что приводит к рождению совершенно иных образов в египетском искусстве.

Первый Сфинкс обобщенный образ-символ не только властелина пустыни, охраняющего пирамиду фараона Хефрена в Гизе, но и владыки Вселенной. Образ второго официально холоден: ввиду портретного сходства и точной прорисовки деталей он не несет той символической значимости и выступает скорее в роли образа-знака, отсылая к своему конкретному историческому прообразу.

В Новом царстве заметно изменяется архитектура: все чаще вместо гробниц, переставших быть наземными сооружениями, строят храмы-святилища, в которых прославлялось величие фараона и бога Амона. Известные памятники архитектуры того времени знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре близ Фив. В отличие от пирамид, строгих по своей конструкции и напоминавших гору, храмы больше походили на дремучий лес, во множестве колонн можно было затеряться. Из двора, обнесенного колоннадой, путь вел в сумрачный зал, а уже затем в святилище.

Так, например, в гипостильном зале храма в Карнаке насчитывалось 144 колонны различной формы папирусообразных, литосовидных, пальмовидных и проч. Иные обладали такой толщиной, что их не могли обхватить и пять человек. Нижние части стен украшались растительным орнаментом, а потолок расписывался золотыми звездами на темно-синем фоне в таком стиле оформлен и египетский зал в ГМИИ им.А.С. Пушкина. Стены, обелиски, иногда и колонны египетских храмов были испещрены иероглифами и покрыты вязью рельефов. Архитектурные формы колонн подражали растениям и деревьям, росшим по берегу Нила. До эпохи Нового царства они не встречались в архитектуре в таком объеме.

Внутреннее убранство храмов украшали множество крупных статуй и небольших статуэток, выдержанных в монументальном стиле. В московском собрании хранятся две тонкие и изящные статуэтки из черного дерева портретные фигуры жреца Аменхотепа и его жены Раннаи. Обе являются непревзойденными в умении египетских художников передать динамику в статике. Женская фигура выполнена необыкновенно изящно, что явилось знаком времени. Изящество, точность выполненной работы и рефлексивность образов отсутствуют в искусстве Древнего царства (от портретов того времени веяло бесстрастностью и холодностью) и, напротив, эти черты являются характерным и для искусства Нового царства.

Все они отличаются строгостью и изяществом, выполнены с прекрасным чувством цвета и материала, примером чему может служить изящная туалетная ложечка из московского собрания ГМИИ, выполненная в виде плывущей обнаженной девушки, которая держит в вытянутых руках розовую чашечку лотоса.

Подобные светские мотивы значительно обновляют старые каноны, с которыми художники со временем начинают обращаться все более свободно. Появляются непривычные позы и ракурсы, ранее не встречавшиеся — в фас, три четверти, со спины, наложение фигур друг на друга. В сравнении с прежним искусством, рисунок становится более изысканным.

10. Правление фараона-реформатора Эхнатона

Появление в искусстве новаторского духа связывают с правление фараона-реформатора Эхнатона в XIV в. до н.э. Эхнатон выступил против фиванского жречества, превратив их в непримиримых врагов, отменил единым законодательным актом весь древний пантеон богов и провозгласил одного бога Атона — покровителя и отца не только египтян, но и всех народов. Своим союзником фараон сделал не знать, а средние, сравнительно небогатые слои свободного населения.

Изображаются и лирические сцены семейной жизни Эхнатона, портреты его дочерей. Этот новый образный строй уже не укладывается в рамках привычных канонов. В качестве примеров искусства того периода можно привести портреты самого Эхнатона и его жены Нефертити (скульптор Тутмес), ставшей шедевром в ряду женских портретов, когда-либо созданных в мировом искусстве.

11. Время правления Тутанхамона

Стены обнаруженной археологами усыпальницы Тутанхамона покрыты золотом, а захоронен он в нескольких золотых саркофагах, вставленных один в другой. Каждый саркофаг имел скульптурную маску фараона, в нем покоилась мумия, усыпанная драгоценностями и амулетами. Помимо саркофагов и украшений, представляющих высокую художественную ценность, в гробнице было обнаружено много рельефов и скульптур. Найдены также грациозные статуэтки богинь-охранительниц, а также портрет новобрачных — юного фараона и его столь же юной жены, гуляющих в цветущем саду (изображение отличается интимностью и лирической нежностью, столь не характерной для египетского искусства).

К искусству этого периода принадлежит и рельеф плакальщиков, который поражает открытой экспрессивностью образа, драматизмом простертых кверху и заломленных гибких рук. Вся композиция резко отличается от ранних рельефов. Уже не встречаются изображения строго параллельных и ритмических процессий, сам ритм намного усложняется: фигуры не следуют одна за другой, а теснятся, сталкиваясь, падают наземь. Резцы художника не ровные, а нервные и порывистые. Со временем эволюция египетского искусства постепенно затухает. В результате тяжелых и длительных войн с эфиопами и ассирийцами Египет утрачивает былую политическую и военную мощь, а затем и культурное первенство.

Таким образом, искусство Древнего Египта отразило особенности всей духовной культуры своего времени и, прежде всего, тесную связь с мифологией и религиозным культом. Отсюда и особое пространственно-художественное мышление древнеегипетских архитекторов и художников, которое визуально воплотилось в строго канонические символические образы. Архитектура Древнего Египта и сегодня поражает грандиозностью и масштабностью своих монументальных сооружений, построенных более сорока веков назад. Влияние египетской культуры и искусства сказалось не только на культуре восточных государств, таких как Ассирия, Иудея и др., но и на искусстве Греции, причем не только на начальном этапе ее развития, но также в более поздний период — эпоху эллинизма.



Какой вклад внесли древние цивилизации в мировую культуру?


В чем состояли различия государственного строя древневосточных цивилизаций и античных полисов? Каким было государственное устройство Римской империи? Вспомните выдающиеся культурные достижения древних цивилизаций. (История Древнего мира, 5 класс; § 5–6 данного учебного пособия)

Сайт: Профильное обучение
Курс: Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс
Книга: § 7. Культурное наследие древних цивилизаций
Напечатано:: Гость
Дата: Пятница, 4 Март 2022, 18:34

Оглавление

1. Развитие письменности

Великие цивилизации Древнего мира создали богатую и разнообразную духовную культуру и тем самым оказали заметное влияние на становление современной мировой цивилизации.

Одним из важнейших их достижений стало изобретение письменности. В первобытный период появление речи способствовало сплочению человеческого коллектива, дало возможность более конструктивно общаться и передавать опыт. Появление письменности благоприятствовало становлению государственности, помогло сохранять знания и опыт, позволило общаться не только на расстоянии, но и через время. Мы читаем сейчас произведения наших предков и можем понять, о чем они думали и мечтали многие тысячи лет назад.

Первой системой собственно письменности считается иероглифическая письмен­ность, в рамках которой отдельный знак представлял собой сначала слово-­образ, потом слово-­символ, затем появились знаки, соответствующие отдельным слогам. Знаки уже соотносились не с образами, а со звуками. Такое письмо названо фонетическим. Это развитие заняло несколько тысяч лет. Иероглифическая письмен­ность приобретала разные формы в разных цивилизациях.

Древнейшие письменные памятники найдены у шумеров в Южной Месопотамии и датируются серединой IV тысячелетия до н. э. Шумерская система письма получила название клинопись, она была заимствована и впоследствии развита народами всей Месопотамии. Основным материалом для письма стала доступная глина. Значки в форме клинышков выдавливали на глиняных дощечках тростниковыми палочками, отсюда и название этой системы письма. Клинопись использовалась для записи как административных, хозяйственных, так и литературных, исторических документов.



Древнеегипетская письменность возникла на рубеже IV и III тысячелетий до н. э. Египетские иероглифы также сначала были пиктографическими, а затем стали более сложными и многочисленными. Египтяне высекали надписи на камне и писали на папирусе. Древнеегипетская иероглифика прошла путь развития от примитивных форм до сложного совмещения древних пиктографических и фонетических знаков.

В Древнем Китае иероглифическая письменность сложилась в начале II тысячелетия до н. э. Со временем в ней также появилось множество фонетических знаков. Сначала китайцы писали на планках из дерева или бамбука. Они первыми начали использовать для письма бумагу. Современная китайская иероглифическая письменность основана на возникшей еще в древности иероглифике.


В ХI в. до н. э. финикийцы создали первый алфавит, в котором каждому знаку-­букве соответствовал один звук. Они использовали 22 знака для обозначения согласных звуков. Гласные звуки на письме не обозначались. Писали справа налево. Финикийская письменность была первой алфавитной письменностью в истории, она стала родоначальницей большинства современных алфавитов. Создание алфавита было поистине выдающимся культурным достижением финикийцев. Оно значительно облегчило письмо, так как теперь любое слово можно было быстро записать, используя буквы.


В процессе торговли с алфавитом познакомились древние греки. Древнегреческое письмо возникло в конце IX в. до н. э. Греки модифицировали финикийские буквы, немного упростив их написание, добавили знаки для обозначения гласных звуков, изменили направление письма: стали писать слева направо. Торжественные надписи выбивали на камне, а в повседневной жизни писали на дощечках, покрытых воском. Для нанесения букв использовали стило из дерева, металла или слоновой кости. Написанное легко удалялось или исправлялось, для этого надо было просто разгладить воск и вновь сделать запись. На базе греческого письма римляне создали свой — ​латинский — ​алфавит, которым пользуются многие народы и в наше время.

2. Эпос и литература

Рассказы об истории народа и мифы о богах были первыми повествованиями, которые создавались людьми. Сначала их запоминали наизусть. С появлением письменности начали записывать различные тексты, в том числе и литературные произведения.



Популярными среди древневосточных литературных жанров были сказки, легенды, повести, поучения. В Китае популярность приобрели философские трактаты. Древние евреи создали книги Ветхого Завета Библии, в которых история еврейского народа переплетается с божественными установлениями.

Уже в древности появилось и стремление создавать большие коллекции письмен­ных произведений. Ассирийский царь Ашшурбанапал приказал сделать копии множества литературных произведений, для того чтобы хранить их в своем дворце. При раскопках археологи обнаружили там огромное хранилище с десятками тысяч фрагментов глиняных табличек.

3. Становление научных знаний

Свидетельством практических умений древнеегипетских инженеров являются сохранившиеся до настоящего времени колоссальные пирамиды и величественные храмы. Прекрасно была спроектирована система ирригации. Древнеегипетские астрономы ежегодно точно высчитывали по движению планет начало сезона разлива Нила.

Астрономы Месопотамии заложили основы календаря, которым мы пользуемся и сейчас. Они разделили год на 12 месяцев по 30 дней, в Месопотамии также появилась неделя из 7 дней, каждый из которых посвящался особому связанному с планетами божеству. Мы пользуемся названиями созвездий, многие из которых были придуманы вавилонскими астрономами. До сих пор мы используем шестидесятеричный счет шумеров: 360 градусов в окружности, 60 минут в часе и 60 секунд в минуте.

Научное объяснение организации окружающего мира дал греческий ученый Демокрит. Он утверждал, что не существует божественного творца людей. По его мнению, люди вышли из воды и научились жить благодаря своему опыту. Ученый Парменид считал Землю шаром, а заведующий Александрийской библиотекой Эратосфен достаточно точно подсчитал окружность земного шара.

4. Архитектура, скульптура, живопись

Монументальная архитектура и изобразительное искусство также начали развиваться в период древних цивилизаций, причем это развитие было бурным и оставило нам материальные памятники, многие из которых вошли в число шедевров мировой культуры.


Символом Древнего Египта до сих пор являются величественные пирамиды, построенные еще на заре египетской цивилизации. Знаменитая фигура Сфинкса рядом с пирамидами высечена из цельной скалы. Главным строительным материалом был камень. В Египте сохранилось много руин величественных храмов, например, в городе Фивы — ​древней столице Египта. Пещерный храм на юге Египта в Абу-­Симбеле вырезан внутри каменной горы. Перед входом в него расположены четыре одинаковые скульптуры сидящего фараона Рамзеса II. Их высота составляет 20 м.

Бюст царицы Нефертити, автором которого является скульптор Тутмос, считается шедевром мирового искусства. Гробница фараона Тутанхамона, единственная не ­разграбленная в древности, поражает количеством ­собранных для загробной жизни со­кровищ.

К грандиозным архитектурным сооружениям традиционно относят Великую Китайскую стену, длина которой составляла 10 тыс. ли (около 5 тыс. км). Также интереснейшим образцом древнекитайской скульптуры являются более 8 тыс. глиняных фигур вооруженных вои­нов, найденные в гробнице Цинь Шихуанди.

Античная цивилизация создала неповторимый стиль в архитектуре и искусстве. Греки и римляне особенно тщательно возводили храмы и общественные сооружения. Руины разных античных построек можно найти во многих городах современной Европы.

Наивысшим достижением древнегреческой архитектуры считают сооружения афинского Акрополя, прежде всего изящный храм Парфенон. Архитекторы Иктин и Калликрат так сконструировали его, что громадное беломраморное сооружение кажется очень легким.


Совершенства форм достигла древнегреческая скульптура, непревзойденными образцами которой стали произведения выдающихся скульпторов Мирона, Фидия и Поликлета. Реалистичность стала отличительной чертой античного искусства, а впоследствии и особенностью всего европейского искусства. Создавая статую копьеносца, Поликлет открыл правила передачи облика идеального гражданина полиса, героя и бога. Человека в движении смог воплотить скульптор Мирон, запечатлев в статуе дискобола мгновение, когда диск вылетает из руки спортсмена. Знаменитая скульптура Фидия изображает бога Зевса. Образы богов в античном искусстве полностью повторяли реальные человеческие образы.

5. Общественные зрелища

Многими видами общественных зрелищ (например, такими как театр, цирк, Олимпийские игры и др.) мы обязаны античной цивилизации. То, что доставляло удовольствие древним грекам и римлянам, сохранило популярность и в современном мире. Например, на протяжении нескольких тысяч лет людей привлекает театральное искусство.


Театральные представления (греч. theatron — место для зрелищ) появились в середине VI в. до н. э. как часть религиозных праздников в честь греческого бога Диониса. Поначалу они были представлены песнями, прославляющими божество, но вскоре появились актеры, которые декламировали мифологические сюжеты. Постепенно актеров становилось все больше, а сюжеты постановок стали выходить за пределы религиозной сферы; в них все чаще рассматривались человеческие взаимоотношения. В основу текстов для многих постановок в Афинах были положены ­события в само́м полисе. Греческий театр был представлен двумя жанрами: трагедией и комедией. Великие драматурги Эсхил, Софокл и ­Еврипид воспитывали уважение к гражданским свободам и ценностям, указывали на значение патриотизма. Театр являлся инструментом воспитания граждан. При Перикле афинская демократия оплачивала посещение театра бедным гражданам для сохранения у них чувства причастности к гражданскому коллективу полиса.


Популярными публичными зрелищами в Древнем Риме были гладиаторские бои насмерть. Такие бои всегда тщательно готовились, организовывались. Их отличали размах и массовость. Так, Юлий Цезарь вывел на арену 500 пар гладиаторов, другие римские императоры — по нескольку тысяч рабов. А император Веспасиан построил в центре Рима Колизей — ​огромную арену, на которой можно было проводить даже постановки морских сражений. Массовые зрелища организовывались в честь важных государственных праздников или же по желанию знатных граждан.

6. Всемирное значение античной культуры

В истории Европы и всего мира античная культура оставила глубочайший след. Практически в любой области современной жизни мы видим влияние идей Античности. Вся европейская цивилизация ведет свое происхождение от античных государств.


Греческая государственная структура, представленная полисами, породила понимание гражданства и неотъемлемых гражданских прав, которые совмещены с обязанностями перед всем коллективом. Эти права отражали равенство граждан полиса (пришельцы и рабы исключались) в политических правах и перед законом. Идеи гражданских прав и институтов формируют и наше современное общество.

Научные достижения греков переняли римляне. Особенно активно они развивали прикладные науки. Например, римляне создали первоклассную теоретическую и практическую медицину. Они впервые применили наркоз, делали пластические операции. Римское земледелие было основано на знании агрономии. Добыча полезных ископаемых стимулировала развитие минералогии, а затем и металлургии. Стремление к изучению огромной страны привело к развитию географии и картографии.

Особое значение в Риме имела юриспруденция. Римляне считали, что каждая отрасль человеческой деятельности должна регулироваться своими правилами, которые следует изложить в законах. Римское право на протяжении всей истории Европы было образцом для создания законодательств. Оно не утратило своего значения даже сейчас.

Основные литературные роды — ​эпос, лирика, драма — ​начали развиваться в Греции, а затем и в Риме. В Древней Греции возникли Олимпийские игры, театр, ораторское искусство. Реалистичное изобразительное искусство Античности вдохновляет и современных мастеров.

Культурное и научное наследие античной цивилизации стало основой культуры не только Европы, но всего современного человечества. Возникшее в тот период христианство имеет наибольшее количество приверженцев в современном мире, то есть является самой массовой религией. Античная цивилизация была построена на идее гражданских прав и обязанностей, которая явилась основой возникновения демократического строя, считающегося важнейшим достижением Античности и существующего до настоящего времени.


1. Чем было обусловлено возникновение письменности в древности?

Вопросы


1. Чем было обусловлено возникновение письменности в древности?

1–1. Какую роль выполняла письменность в государственной и хозяйственной жизни древних цивилизаций?

3. Как вы думаете, почему на Древнем Востоке научные знания имели практический характер?

3–1. Чем античная наука отличалась от древневосточной? Каковы причины этих различий?

4. С опорой на иллюстративный материал параграфа и другие источники информации составьте список отличительных особенностей древневосточной и античной архитектур.

5. В чем заключались отличия древнегреческого театра от древнеримского? Как вы думаете, чем были вызваны эти различия?

6. Подтвердите или опровергните утверждение, что римская культура была не самостоятельной, а являлась лишь подражанием культуре Древней Греции.

7. Назовите особенности античной культуры. Почему, на ваш взгляд, они сформировались?

Читайте также: