В поисках баланса сил история 7 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

С начала 16 века в Европе существовали две точки зрения о политическом устройстве.

1) Объединение Европы под началом какой-либо одной страны . Эта идея продвигалась Испанией, а в частности – королевской династией Габсбургов. Они считали, что должна существовать единая империя, объединяющую европейские страны, которые становились её вассалами. А во главе этой империи должен стоять католической император, поддерживаемый лично папой римским.

2) Европа должна состоять из национальных государств , а порядок на континенте поддерживаться за счет баланса сил. Этого взгляда придерживались Франция и Англия.

Безусловно, эпохе Нового времени соответствовала вторая точка зрения , так как она способствовала наилучшему экономическому, политическому и общественному развитию государств и отражала интересы различных слоёв населения национальных государств.

2. Тридцатилетнюю войну называют первой общеевропейской войной. Объясните почему.

Тридцатилетняя война длилась с 1618 по 1648 год и основной её причиной стали противоречия между католиками и протестантами, а также сопротивления влиянию династии Габсбургов, которые хотели объединить Европу под своей властью.

Война получилась общеевропейской, так как прямо или косвенно в неё были втянуты почти все крупные европейские государства . Так, участниками войны были германские княжества, Швеция, Австрия, Дания, Англия, Шотландия, Франция, Голландия, Португалия, Речь Посполитая и даже православное Московское царство и ещё некоторые другие европейские государства.

3. Расскажите о тех изменениях в организации войска и вооружения, благодаря которым шведская армия стала могущественной.

Шведский король Густав II смог собрать хоть и небольшую, но регулярную и профессиональную армию , с хорошей дисциплиной и грамотными офицерами.

Так, для пополнения рядов шведской армии, помимо добровольной вербовки стала проводиться принудительный рекрутский набор. Впервые армия на половину состояла из крестьян, получавших повинность за службу. В офицеры же звали образованное шведское дворянство, которым за службу давали широкие привилегии.

Обучение армейского состава было непрерывным, также часто проводились учения. А нарушения дисциплины строго карались.

Вместе с этим было усовершенствовано вооружение. Теперь мушкеты имели меньший калибр и вес. Благодаря этому, шведские войска по скорости совершали 3 выстрела, в то время как противник – всего 1.

Ну и конечно же шведский король обладал мощной кавалерией и подвижной артиллерией. А в шведской армии ещё и использовалось линейное тактическое построение.

1) Вестфальский мир прекратил вражду между католиками и протестантами и уравнял их права.

2) Была закреплена раздробленность Германии, и князья стали независимыми правителями.

3) Территориальные изменения:

а) Независимость Швейцарии и Голландии

б) Франция получила Эльзас

с) Швеция получила порт Штеттин, Западную и часть Восточной Померании, и её залив.

4) Равновесие сил в Европе, благодаря укреплению Франции и ослаблению Габсбургов из Испании.

5. Перечислите войны в Европе XVIII в. В каких из этих войн принимала участие Россия? Каковы были итоги этих войн для Российского государства?

1700-1721 гг. – Северная война

1701-1714 – Война за Испанское наследство

1733-1735 – Война за Польское наследство

1740-1748 – Война за Австрийское наследство

1756-1763 – Семилетняя война

Россия принимала участие во всех войнах, кроме:

а) Войны за Испанское наследство

б) Войны за Баварское наследство

Итогами войн стали рост авторитета России на международной арене и вхождение в число великих держав. Помимо этого, также были хорошие территориальные достижения, а именно выход в Балтийскому морю, присоединение Крыма, Малороссии, устья Невы и Прибалтики. Россия стала великой морской державой с сильным флотом.

Иногда сюда же относят и борьбу народов Балкан за освобождение от турецкого владычества.

Охарактеризуйте цели всех стран, участвовавших в войне, покажите эти страны на карте (1-я группа); охарактеризуйте повод к войне (2-я группа); дайте оценку деятельности А. фон Валленштейна в войне (3-я группа); дайте оценку деятельности Густава II Адольфа в войне (4-я группа); охарактеризуйте действия сторон в завершающий период войны (5-я группа). Обсудите, какие государства стали победителями в войне и почему.

1 группа (цели стран, участвовавших в войне):

Австрия (Священная Римская империя) — установить гегемонию в Германии, сохранить Чехию под своим непосредственным контролем, установить католичество как официальную религию Священной Римской империи.

Испания — установить гегемонию испанских Габсбургов и католичества в Европе, вернуть Нидерланды, изолировать Францию.

Чехия — добиться независимости, защитить свободу вероисповедания.

Дания — утвердиться на Балтике, снизить влияние Габсбургов и Швеции.

Швеция — утвердиться на Балтике, снизить влияние Габсбургов и Дании, заполучить часть северной Германии.

Франция — уничтожить гегемонию Габсбургов, присоединить испанские Нидерланды и установить границу с Империей по Рейну.

Россия – вернуть Смоленск

2 группа (охарактеризуйте повод к войне):

3 группа (дайте оценку деятельности А. фон Валленштейна в войне):

Альбрехт фон Валленштейн — генералиссимус, один из самых знаменитых полководцев Тридцатилетней войны. Успешно разгромил восстание в Моравии (1618 год) и одержал победу над трансильванским князем (1621 год).

Но был уволен с военной службы 13 августа 1630 года после того, как императора Священной Римской империи Фердинанда II стали беспокоить амбиции генералиссимуса. Однако несколько поражений от протестантских армий вынудили императора Фердинанда вновь призвать Валленштейна на военную службу, что позволило переломить ход войны в пользу императора. Недовольный тем, как император отнесся к нему, Валленштейн стал рассматривать возможность союза с протестантами. Однако он был убит одним из должностных лиц армии по имени Уолтер Деверо.

4 группа (дайте оценку деятельности Густава II Адольфа в войне):

Густав II Адольф — король Швеции (1611-1632). Он проявил себя хорошим тактиком и стал военным реформатором, изменив существующие методы ведения войны. Так, он создал небольшую, но хорошо организованную профессиональную армию во главе с кадровыми офицерами.

В ходе Тридцатилетней войны король укрепил влияние Швеции на остальную Европу, дал стране новый импульс к прогрессу. Он поднял народный дух шведов и поставил Швецию в один ряд с ведущими державами.

5 группа (охарактеризуйте действия сторон в завершающий период войны):

Последним периодом войны был франко-шведский 1635-1648 годы. В 1635 году Франция в открытую выступает против Габсбургов, её союзниками выступает Швеция, Голландия, Венеция, Венгрия и Савоя, а Польша сохраняет нейтралитет. В начальном периоде боевых действий союзники не смогли добиться видимых успехов. Однако, ситуация изменилась в начале 40-вых годов. И уже в 1646 году объединенное франко-шведское войско вторглось на территорию Баварии, и вскоре стало ясно, что война проиграна. Фердинант III должен был начать вести переговоры. Таким образом, 24 октября 1648 года был заключен Вестфальский мир.

2. Подумайте, на чём держалось европейское равновесие после Вестфальского мира.

Условия этого мира в значительной мере позитивно повлияли на политическую и религиозную обстановку в Европе. Некоторые европейские государства получили независимость (Голландия и Швейцария) и другие земли, а протестанты с католиками были уравновешены в правах. Вместе с этим происходило усиление Франции и ослабление империи Габсбургов.

3. Каковы последствия европейских войн XVIII в. для Великобритании, Австрии, Голландии и Франции?

Великобритания. Ей больше всех везло, они захватили Гибралтар и Менорку у Испании, а также расшили свои владения в колониях, как в Канаде, так и в Карибском бассейне (остров Сент-Китс).

Австрия. Она резко усилилась в начале века после войны с Османской империей и войны за австрийское наследство. К Австрии была присоединена территория современной Бельгии, юг Италии, Сардиния, Мантуя, Венгрия, а к концу века еще и часть территории Речи Посполитой, от Кракова до Тернополя.

Голландия. В Европе она ничего не получила, но при этом утратила влияние на море и стала уступать англичанам.

Франция. Бурбоны добились престола в Испании, но в Европе ничего особо не получили.

4. Выскажите своё мнение о войне как способе разрешения противоречий между государствами.

Война – это инструмент, который позволяет разрешить территориальные или другие споры при помощи боевых столкновений. При этом война в конечном результате может иметь положительный исход лишь для одной стороны.

Таким образом, появляется замкнутый круг, когда два государства будут вести постоянную вражду на почве предыдущих потерь. Прибавьте сюда же огромные экономические потери и тысячи людских жертв. Поэтому, любые вопросы между государствами лучше решать дипломатическим путем.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Вестфальский мир

История

Тридцатилетняя война, начавшаяся как противостояние католиков и протестантов, быстро стала общеевропейской, что осложняло процесс мирного урегулирования. После длительных переговоров в 1648 году состоялось заключение Вестфальского мира. Подписание двух соглашений между воюющими сторонами сформировало новую систему международных отношений.

Переговоры о мире

В Мюнстере встретились посланники императора Священной Римской империи с дипломатами Франции. В Оснабрюке представители Империи общались со Швецией.

В результате 24 октября 1648 года было подписано два документа:

  • Мюнстерское соглашение — договор о мире между Священной Римской империей и её союзниками и французской коалицией.
  • Оснабрюкское соглашение — договор империи и её союзников со шведской коалицией.

Книга по истории

Историки часто говорят, что на самом деле Вестфальский мир включает три соглашения, рассматривая как его неотъемлемую часть Мюнстерский мирный договор, который Испания и Республикой Соединённых провинций Нидерландов заключили до подписания основных соглашений. Документ по факту закреплял независимость Нидерландов.

Тексты соглашений были написаны на латыни. В подготовке и подписании соглашений в той или иной степени участвовали все европейские страны, кроме Англии, России, Османской империи и Португалии. При этом Россия была названа одним из гарантов Вестфальского мира, что помогло закрепить новый общеевропейский порядок.

Принятые решения

Вестфальский мир имел большое значение для развития международного права и обеспечения стабильности в Европе. Мир подписали и обязались выполнять его условия большинство европейских государств. Принятые решения облегчали странам поиск компромисса по спорным вопросам. Основные положения Вестфальского мира кратко характеризовали политические, религиозные и территориальные изменения. Не случайно в международных договорах вплоть до Французской революции он упоминался как правовая основа международного порядка в Европе.

Новые границы

Вестфальский мир закрепил территориальные изменения произошедшее во время войны. С учётом продолжительности и масштабов войны изменений было не так много, но они были выгодны в основном участникам Антигабсбургской коллекции. Наибольшую пользу получили Франция и Швеция, добившиеся признания прав на захваченные ранее территории.

Крепость Мец

  1. Франция получила крепости Мец, Туль и Верден в Лотарингии, а также территории в Эльзасе.
  2. Швеции отходили обширные земли в устьях крупнейших рек, впадающих в Балтийское и Северное моря, таких как Одер и Эльба: Висмар, епископства Бременское и Ферденское и часть Померании.
  3. За счёт конфискованных у церкви владений расширили свою территорию некоторые германские княжества, в особенности протестантские — Бранденбург, Саксония, Брауншвейг и другие.
  4. На карте европы появились два новых независимых государства, Нидерланды и Швейцария.

Некоторые формулировки были довольно расплывчаты и повлекли за собой конфликты. Спорной территорией оказался город Бремен, не пожелавший войти в состав Швеции и также неясно было, как делить Померанию между Браденбургом и Швецией.

Религиозные вопросы

Кроме того, с даты подписания соглашений была изменена процедура голосования Императорского собрания (Рейхстага) по религиозным вопросам. Теперь все решения касающееся вероисповедания должны приниматься католиками и протестантами единогласно.

Закончились религиозные войны. Хотя во многих странах и в дальнейшем продолжали на государственном уровне преследовать иноверцев, роль религии в отношениях между государствами заметно снизилась. Вместо религиозных идей и ценностей, во внешней политике государств на передний план вышли государственные, династические и торговые интересы.

Политическое значение

Важнейшим результатом было установление новых правил в отношениях между государствами.

Была упразднена иерархия государей, в соответствии с которой короли признавали старшинство императора и признаны равными главы независимых государств.

Все государи теперь считались носителями высшей (суверенной) власти, главным признаком которой являлась их самостоятельность во внутренней и внешней политике. Принцип суверенитета и сейчас является одним из важнейших в международной политике, не позволяя вмешиваться во внутренние дела других стран.

Карта Европы

Закрепление независимости Голландии и Швейцарии фактически дало молодым республикам те же права, что и у наследственных монархий. Важно отметить, что суверенные права получили государства, возникшие по воле самих граждан в результате восстания и длительной борьбы за свободу и независимость. Позже подобные ситуации будут закреплены в международных соглашениях как право наций на самоопределение.

Религиозные догмы потеряли значение при заключении союзов. К примеру, католическая Франция в Тридцатилетней войне сражалась на стороне протестантов, так как стремилась ослабить династию Габсбургов.

Династия Габсбургов, правившая во многих странах Европы, утратила былое влияние. При этом возросло могущество таких государств, как Франция и Швеция. Усилилось влияние в международных делах Англии и России, прямо не участвовавших в Тридцатилетней войне и сохранивших ресурсы.

В результате в Европе сформировался баланс сил, при котором ни одна страна не обладала большим преимуществом перед другими.

Всемирная (всеобщая) история — процесс развития человеческого общества в целом, для которого характерны закономерности, проявляющиеся в истории всех народов. Всемирный исторический процесс начинается с появлением человеческого общества и в зависимости от общих отличительных особенностей условно делится на хронологические периоды (Википедия)

Часть 1. Всеобщая история древнего мира (до 476 г. н.э)

(5 класс)

Часть 2. Всеобщая история средних веков. 476 — 1499 гг.

(6 класс)

Часть 3. Всеобщая история нового времени. 1500 — 1800 гг.

(7 класс)

Часть 4.Всеобщая история нового времени. 1800 — 1900 гг.

(8 класс)

Часть 5. Всеобщая история новейшего времени. С 1900 г. до н.в.

(9 класс)

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА






  • Шпаргалка по всемирной истории / И.А.Кудрявцева — Ростов н/Д: Феникс.
  • Всемирная история Новейшего времени, 1918 — начало XXI в. / В.С.Кошелев, М.А.Краснова, Н.В.Кошелева — Минск : Изд. центр БГУ.
  • УМК по всеобщей истории А. А. Вигасина (5-9 классы) — М.: Просвещение.
  • Памятка по всеобщей истории / Тильда Нагаева.— Ростов н/Д : Феникс.

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

Школьные предметы:

Поиск конспекта

Новые конспекты

  • Алгебра 9 КР-5 Уровень 3 (сложный)
  • Алгебра 9 КР-5 Уровень 2 (средний)
  • Алгебра 9 КР-5 Уровень 1 (легкий)
  • Алгебра 9 КР-4 Уровень 3 (сложный)
  • Алгебра 9 КР-4 Уровень 2 (средний)
  • Алгебра 9 КР-4 Уровень 1 (легкий)
  • Электромагнитные колебания

О проекте

Возрастная категория: 12+

(с) 2021 Учитель.PRO — Копирование информации с сайта только при указании активной ссылки на сайт!

Читайте также: