Искусство древней руси 17 века кратко

Обновлено: 28.04.2024

Русское искусство Х VII века

В посадских храмах наиболее ярко проявилось светское начало. Характерная дробность элементов, асимметричная группировка масс делали храмы этого периода исключительно нарядными, замыслова­тыми. Основной куб окружали приделами, папертями, лестницами, крыльцами, которые визуально связывали громаду храма с окружающей природой. Особенно удивительная фантазия зодчих проявлялась в отделке. Храмы обильно украшали белокаменной резьбой, здесь можно видеть бочкообразные колонки, арки с висячей гирькой, наборные кирпичные наличники окон.

В храмовом строительстве применяются самые разнообразные композиционные решения. Здесь и многоглавие, и уже хорошо знакомый восьмерик на четверике, перекрытый шатром и новые трех шатровые и ярусные (нарастание уменьшающихся четвериков и восьмериков) высотные композиции.

Под влиянием времени изменяется и монументальная живопись. Фрески в храмах теперь больше похожи на бытовые сцены. Святые заняты мирскими делами. Они сеют, пашут, занимаются хозяйством. Изображения мелкие. Художники отказываются от плоскостной, символической трактовки библейских сюжетов. Стены украшает затейливый орнамент.

Совершенно закономерным было появление в ХVII в. чисто светского жанра – портрета. Их называли парсунами (персона – личность, портрет реального лица). Жанр зарождается еще на рубеже ХVI–ХVII вв. Наиболее значительные произведения появились во второй половине века.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Были высоко развиты ремесла, техника деревянного строительства. Особенности древнерусского искусства: христианское понимание миропорядка, духовность, соборность, анонимность, каноничность, символичность. Первые церкви на Руси сооружались по образу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчлененный четырьмя столбами, - основа, примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Десятинная церковь в Киеве (конец X в.) выстроена в соответствии с византийской традицией греческими мастерами, В соборе Святой Софии в Киеве сочетаются славянские и византийские традиции: на основу крестово-купольного храма поставлены тринадцать глав храма, напоминающих о несохранившемся деревянном Новгородском храме Святой Софии. Массивность, тяжеловесность форм собора. Величественность композиции. Воплощение идеи величия Киевской державы.

Софийский собор в Новгороде (1045-1050) по сравнению с Софией Киевской строже, монолитнее и лаконичнее: 5 куполов, нет мозаик, мрамора. Иной строительный материал: не тонкая изящная плинфа, а местный грубый известняк. В архитектуре второй половины XI века усиливается аскетизм в художественном облике храмов по сравнению с праздничным образом первой половины столетия. Господствует одноглавый трехнефный шестистолпный храм.

3. Зодчество и живопись XIV – XVII вв.

Развитие древнерусского искусства в XIII веке было нарушено монгольским нашествием, многие художественные центры, в том числе Киев, Владимир, Суздаль, были разрушены. Подъем художественной культуры начался в Новгороде, который не подвергся монгольскому нашествию. Особенный расцвет переживают архитектура и живопись Новгорода в XIV в. Новый стиль явен в облике церкви Федора Стратилата (1360-1361) и церкви Спаса Преображения (1374). Для этих сооружений характерны мощь, конструктивность, почти полное отсутствие внешнего декора. Величественные стены храмов членятся четырьмя лопатками, на которые опираются многолопастные арки. Обе церкви характеризуются монументальностью и силой своего архитектурного облика, мужественностью, которая присуща новгородскому искусству.

4. Древнерусская живопись во второй половине XIV – XV вв.

5. Зодчество централизованного государства.

6. Творчество Дионисия.

7. Зодчество XVI столетия.

8. Живопись во время правления Ивана IV.

9. Последний этап древнерусской истории – XVII век.

В архитектуре этого столетия можно проследить три этапа: в первой четверти XVII в. или даже в первые 30 лет в ней еще сильна связь с традициями XVI столетия; середина века – 40–80-е годы – поиски нового стиля, соответствовавшего духу времени, и его расцвет; конец столетия – отход от старых приемов и утверждение новых, свидетельствующих о рождении зодчества так называемого нового времени.

Культовые здания все больше отходили от строгих византийских канонов, что вызывало тревогу церковных властей.

Активизировалось строительство деревянных церквей. Церковь Спаса Преображения в Кижах.

Гражданские постройки ориентировались на западноевропейские образцы. Отсюда строгая симметрия, разделение на этажи, упорядоченность декора. Однако русские мастера придавали зданиям красочность и убранство. Палаты Аверкия Кириллова, Симона Ушакова, князя Голицына, трапезные палаты Новодевичьего монастыря, деревянный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском.

10. Живопись XVII века.

В 1652-1666 гг. Яков Казанец, а затем Симон Ушаков осуществили роспись Архангельского собора. Основная тема фресок – прославление московской династии, поэтому над каждым надгробием помещено изображение святого покровителя того или иного московского князя.

Особую роль в развитии русской монументальной живописи XVII века сыграли ярославские стенописцы. В их произведениях ценились прежде всего занимательность изображения, многочисленные бытовые подробности, многофигурность композиций, передача движения, динамичность, ориентация на европейские образцы. Художники рисовали массовые сцены, и многие лица в толпе были портретно узнаваемы.

В этот период происходит осознанное разделение светской и религиозной живописи. Изографы разделились на иконописцев и живописцев. Живописцы расписывали дворцовые палаты и знамена, походные шатры и игрушки, мебель и повозки, конскую сбрую. Но они же могли писать иконы.

17 в.-переломное время в истории Руси. Это столетие характеризуется важнейшими изменениями во всех сферах общественной жизни. Важным событием, происшедшим в середине 17 в., было воссоединение русского и украинского народов.

17 столетие - период решительного столкновения исключающих друг друга художественных устремлений. Эта противоречивость ярко выразилась в художественной практике. Руководство искусством было централизовано, изменения в нем регламентировались властью. Архитекторы, живописцы, мастера других видов искусства сосредоточились в Приказе каменных дел и в Оружейной палате в Кремле. Последняя стала своеобразной школой, где объединялись лучшие художественные силы. Для всех русских земель Москва была непререкаемым авторитетом в области искусства.

С другой стороны, именно из Оружейной палаты исходили всяческие новшества, именно в кремлевских мастерских появлялись произведения, сводившие на нет строгую опеку и регламентацию. Здесь работали украинские, белорусские, литовские, армянские мастера, нередко знакомые с искусством Запада, и иностранные художники, получившие образование в Европе. Здесь развертывалась деятельность Симона Ушакова - крупного русского живописца, стремившегося порвать с традициями древнего искусства. Наконец, здесь же возникла школа русской гравюры, явившаяся связующим звеном с новой гравюрой следующего столетия.

Борьба в искусстве в огромной степени усиливалась воздействием народных художественных вкусов. В результате влияния народного творчества господствовавшие формы обретали особые черты, подчинялись новым художественным представлениям.

Важные изменения претерпевало само религиозное содержание искусства. Искусство сохраняло религиозный характер, но вместе с тем все более и более проникалось светским началом. Все усиливавшийся интерес художников к реальной жизни сообщал и архитектуре, и живописи, и произведениям прикладного искусства черты необыкновенного жизнелюбия.

Одной из важных специфических черт искусства 17 в. является пронизывающая его подлинная стихия декоративности. В фантастически замысловатом узорочье выражается жизнерадостность, горячий интерес к окружающему. Декоративность обнаруживается во всем - в оформлении сооружений, в планировке монастырских ансамблей, в своеобразии стенных росписей, напоминающих пестрый и веселый ковер, в изделиях прикладного искусства, которые поражают богатством выдумки и изощренностью украшений и орнамента. Порой декоративность кажется чрезмерной, но именно в ней получили богатейшее развитие традиции народного творчества, его оптимизм, его глубокая жизненная основа.

От 17 столетия сохранилось значительное количество светских построек. Среди них первое место занимают Кремлевские терема (1635 - 1636), выстроенные А. Константиновым, Б. Огурцовым, Т. Шарутиным и Л. Ушаковым. Внутренние помещения теремов, дающие хорошее представление о покоях боярских хором, невелики и уютны. Их стены и своды были некогда покрыты нарядной декоративной росписью, исполненной под руководством Симона Ушакова. В общем облике теремов сказалось влияние народной деревянной архитектуры, формы которой широко использовались в дворцовом строительстве этой эпохи.

Различие тенденций в светской архитектуре 17 столетия ярко характеризуют каменные постройки: Поганкины палаты в Пскове и дом В. В. Голицына в Москве. Псковские палаты отличаются большим чувством пластичности тяжелых архитектурных объемов. Лишенные какого бы то ни было декоративного убранства, близкие к местному зодчеству раннего времени, они характеризуют архаические тенденции в архитектуре века. Напротив, дом Голицына всецело принадлежит 17 столетию. В его архитектуре появились совершенно новые черты: строгая симметрия, четко выраженная этажность, ясность и упорядоченность расположения декора. Большие окна главного фасада, отделанные нарядными наличниками, придавали ему импозантность и парадность.

Нарядный характер светской архитектуры 17 в. имел аналогии и в храмовом строительстве. Блюстители церковных догм запретили строить шатровые храмы и требовали пятиглавия. Но зодчие 17 в. нашли способы богато и по-новому использовать канонизированные церковные формы. С наибольшей определенностью новые черты проявляются в памятниках середины и второй половины столетия. Яркий пример - храм Рождества в Путниках в Москве (1649-1652). Пять венчающих его шатров образуют сложную и живописную композицию. Характерно, что четыре шатра - чисто декоративные. Декоративный момент в облике храма сказывается в богатой отделке оконных наличников, в обилии ступенчатых арок и различных украшений сложных шатровых завершений. Похожая на отделанную с ювелирной тщательностью игрушку, Путинковская церковь как нельзя лучше характеризует прихотливые вкусы своего времени.

По образцу посадской Путинковской церкви в середине века было сооружено много храмов. Однако в каждом случае архитекторы умели придавать храму такое своеобразие, что трудно найти абсолютно похожие сооружения.

Среди архитектурных ансамблей 17 в. особое место принадлежит Кремлю Ростова Великого (1670-1683). Строителем его был ростовский митрополит Иона Сысоевич. Своей резиденции он придал вид крепости с высокими стенами и массивными башнями. Архитекторы прекрасно учли чисто декоративный характер ростовского Кремля. Они прорезали башни окнами с характерными для того времени наличниками и покрыли их луковичными главками, а самое главное - они соединили башни с церквами, сделав последние надвратными. Центр Кремля не застроен; раньше там был сад с прудом посредине. Главные покои митрополита со знаменитой Белой палатой и примыкающей к ней домовой церковью Спаса на Сенях отодвинуты к югу и тоже сообщаются с крепостной стеной. Характерно, что центральный городской собор-Успенский (возведенный еще в 16 в.) находится вне стен Кремля, и это еще больше придает последнему облик не городской цитадели, а частной резиденции. Расположенный на берегу озера Неро, ростовский Кремль, как и многие другие ансамбли 17 в., отличается большой живописностью. Несмотря на высоту стен и внушительность белых башен, он не кажется суровым.

Одним из значительных художественных центров стал в 17 столетии Ярославль, богатый торговый город, выдвинувший первоклассных строителей. Здесь был выработан тип посадской церкви. Среди ярославских храмов выделяются церкви Ильи Пророка (1647-1650) и Иоанна Златоуста в Коровниках (1649-1654).

Важнейшей особенностью церкви Ильи Пророка является живописность, сказавшаяся в асимметрии плана и свободном расположении основных объемов. Два нарядных крыльца ведут на закрытую паперть, опоясывающую церковь с севера и запада. В юго-западном углу находится придел, который увенчан высоким шатром, контрастирующим с пятью куполами церкви и перекликающимся с нарядным, прорезанным слуховыми окнами шатром отдельно стоящей колокольни.

Храм Иоанна Златоуста представляет собой дальнейшее развитие архитектурных идей церкви Ильи Пророка. Особенности ярославского зодчества как бы выступают здесь в своей классической чистоте. Сочетание различных архитектурных форм более последовательно и строго, но никак не лишает весь ансамбль декоративного богатства, живописности, затейливой сказочности. Создатель храма столь же щедро, но более тонко, чем строитель церкви Ильи Пророка, использовал контрасты и сопоставления. Храм Иоанна Златоуста строго симметричен в плане. Его основной объем с пятью куполами дополнен двумя приделами с шатровыми завершениями. Они примыкают к южной и северной абсидам. Закрытая паперть опоясывает церковь с трех сторон, и на нее ведут три богато отделанных крыльца - с севера, запада и юга. Живописность всего ансамбля усиливается традиционной для ярославского зодчества высокой колокольней. Нижняя часть ее восьмерика лишена украшений, зато верхняя - аркада и шатер с тремя рядами слуховых окон - богато украшена узорами из кирпича, нишками, кокошниками, сложно профилированными наличниками. Декоративные детали перекликаются с роскошными украшениями окон самой церкви и особенно наличником окна центральной абсиды, отделанным цветными изразцами.

В конце столетия в «храмовой архитектуре" появились черты, подготовлявшие Зодчество нового времени. Строители отказывались от узорочья и стремились ввести в свои сооружения элементы строгой логики и последовательности. Проще становились планы храмов и яснее композиции объемов; неукоснительно соблюдался принцип строгой симметрии и ярусного членения.

Новые черты, предвосхищавшие зодчество конца 17 в., отчетливо выступают в грандиозном храме Ново-Иерусалимского монастыря (1656-1685), где основное помещение было покрыто огромным шатром, прорезанным многочисленными окнами.

От 17 в., особенно от его последней трети, сохранилось большое количество росписей. Хорошо сохранились фресковые циклы ростовских и ярославских церквей.

Важнейшее впечатление, которое оставляют росписи конца 17 в.,- это впечатление движения, внутренней энергии; люди жестикулируют, лошади мчатся, клубятся облака, извиваются языки пламени, рушатся стены городов. Калейдоскоп событий, обилие персонажей, многочисленные подробности нередко затрудняют понимание смысла изображенного. Яркие синие, зеленые, желтые краски росписей лишают даже трагические сюжеты их устрашающего характера. Обилие различных композиций влекло за собой уменьшение их размеров. Разнообразные сцены следуют непрерывно друг за другом, располагаясь лентами по стенам и сводам храмов. Издали роспись производит впечатление цветистого ковра, что говорит об известном измельчании и отказе от высоких принципов древнерусской монументальной живописи.

Разумеется, фрескисты конца 17 в. не могут считаться новаторами, которые произвели решительную переоценку всех ценностей. Их искусство еще очень условно и по форме и по содержанию, но оно показывает, что древнерусская живопись подошла к тому рубежу, когда новое содержание уже не вмещалось в старые традиционные формы иконного письма.

В художественной культуре 17 столетия сложились исключительно благоприятные условия для развития орнамента. Стены храмов, трапезных монастырей, гражданских построек одевались в богатые праздничные наряды, их покрывал затейливый узор из кирпичей, белого камня, разноцветных изразцов, Орнамент начинал спорить со священными изображениями в росписях церквей и занимал главенствующее положение в украшении интерьеров гражданских зданий. Церковная утварь и предметы обихода часто сплошь покрывались узорами. Золотые и серебряные оклады, обильно украшенные драгоценными камнями, закрывали теперь изображения святых, оставляя открытыми только лики. Драгоценные камни, жемчуг, золото применялись и при изготовлении посуды и парадных одежд. Большим успехом пользовались в то время на Руси богато орнаментированные красочные произведения прикладного искусства восточных стран, особенно турецкие и иранские ткани, ковры, оружие. Издавна существовавший интерес к восточным художественным изделиям вновь усилился благодаря росту декоративных тенденций, созвучных творчеству народов Востока.

В 17 столетии бурно развивались почти все виды русских ремесел и ювелирное дел. Резчики по дереву и металлу создавали поражающие богатством выдумки и тонкостью мастерства иконостасы, сени, иконки, кресты; их труд широко использовался в отделке интерьеров. Чеканщики изготовляли замечательную металлическую посуду и оклады для икон. Вышивальщицы соревновались с мастерами Италии, Франции, Турции, Ирана. Подлинное возрождение переживало эмальерное дело. В ювелирном искусстве вновь стала широко применяться техника скани.

Орнамент здесь - только украшение; мастер, покрывая, например, потир эмалью, драгоценными камнями, изображениями, в сущности, не обращает внимания на конструкцию сосуда; поверхность его представляется лишь полем, где мастер может проявить свой замечательный декоративный дар.

Начиная с 16 столетия строгость и сдержанность, свойственные интерьерам более ранних веков, постепенно уступили место пышности и декоративному великолепию, достигшему в 17 в. своего апогея. С пестрыми, радостными росписями сочетались сияющие золотом и серебром оклады икон. Сочный растительный орнамент, пришедший на смену отвлеченному, покрывал позолоченный иконостас; на фоне его золотого узора иконы часто терялись, особенно когда тут же размещались украшенные золотым шитьем и богато отделанные жемчугом ткани. Блеску и пышности интерьера соответствовали парчовые ризы священников. Митры епископов и патриархов были чудом ювелирного искусства.

Столь же пестрым и богатым декоративным ансамблем являлся и интерьер гражданских сооружений. О его характере дают представление аппартаменты Теремного дворца Московского Кремля. Они обильно украшены декоративной росписью. Цветы и травы стелются по стенам, покрывают своды, повторяются в тонкой резьбе подоконников и дверей, в ярких изразцах печей. Затейливым узором покрыты мебель и предметы обихода.

Рост декоративного начала внес новые, положительные черты в искусство 17 в., но, становясь самодовлеющим принципом, декоративность снижала высокий Этический смысл живописи и значительность архитектурного образа в церковном . зодчестве. Новое светское содержание, все более и более решительно вторгавшееся в древнерусское искусство, требовало коренного пересмотра всей художественной системы, диктовало необходимость твердо встать на путь реализма.

"Бунташный век" (о самых важных исторических событиях, произошедших в России XVII века читайте здесь ) стал временем, когда мироощущение русского человека начало существенно изменяться, что нашло своё отражение во всех сферах жизни и искусства. Каким образом новые веяния нашли воплощение в архитектуре и в живописи читайте в предыдущих статьях. А здесь посмотрим, как развивались другие виды художественной деятельности в это время.

Литература

Бурно развивается и претерпевает значительные изменения в XVII столетии русская литература, которая "жила" по своим, довольно строгим законам до этого времени. (Чтобы вспомнить, какой была литература Древней Руси можно обратиться к этой статье ),

Впервые в письменных произведениях появляются, кроме князей и святых, герои разного социального происхождения (купцы, крестьяне, служилые люди и т.д.) с противоречивыми , нечётко заданными (отрицательными или положительными), как в традиционных жанрах, характерами.

И читатель восхищается не только силой духа и неистовой верой этих людей, но и силой слова Аввакума, поскольку этот яростный проповедник старообрядчества был выдающимся писателем своего времени. В произведении звучит его яркая, живая, эмоциональная, искренняя речь, позволяющая хорошо представить характер самого автора – непреклонного в своих убеждениях, истово верующего в конечную (божественную) справедливость, человечного, сопереживающего своим друзьям, но готового буквально испепелить гневом своих врагов.

Важным событием в истории русской литературы стало появление в XVII столетии поэзии . У её истоков стоит придворный писатель Симео́н По́лоцкий , личность во многом выдающаяся.

Им было положено начало так называемому силлаби́ческому стихосложению . Для таких стихов характерно равное количество слогов в каждой строке, разделённых смысловой паузой посередине, а также концевая рифма, соединяющая строки попарно, стоящая под единственным строго определённым ударением:

Нужно отметить, что поэтическое искусство, после смерти Полоцкого начало развиваться довольно быстро, а число поэтов, составляющих даже противоборствующие партии действительно велико.

Огромным вкладом в развитие последующей культуры России стал труд Кариона Истомина - придворного поэта, конца XVII века. Им был составлен стихотворный "Букварь" с иллюстрациями, изданный в 1694 году. Этим учебником пользовались в российских учебных заведениях вплоть до начала XIX столетия.

Музыка

Изменения, характерные для всей художественной культуры Руси XVII века, затрагивают и музыкальное искусство. (О том, какой была музыка Древней Руси до реформ XVII века читайте здесь ) .

В этот период, благодаря западноевропейскому влиянию, в церковное богослужение вводится парте́сное (по партиям) многоголо́сное пение . В нём господствовало уже не традиционное осьмогласие, а европейские правила музыкальной гармонии. Количество голосов в таких произведениях колебалось от 3 до 12, а иногда могло достигать 48.

Прежняя запись музыки крюками или знамёнами уже не могла удовлетворить потребности музыкантов – композиторов и певчих, поэтому усложнившиеся музыкальные произведения стали записывать европейской нотацией , которая быстро утвердилась в русской музыкальной практике.

Лучшим выражением этого музыкального направления стали парте́сные духо́вные конце́рты , появившиеся в конце XVII – начале XVIII веков.

Светский профессиональный театр

Сочувствующий всем реформам и нововведениям царь Алексей Михайлович желал видеть своё государство не отсталой провинцией Европы, но сильной и авторитетной державой, которую бы серьёзно воспринимали соседние страны. Поэтому он внимательно присматривается к тому, как развиваются культура и искусства на Западе, и по возможности, пытается что-то внедрить и в своём отечестве.

Так он своим указом запрещает скоморошество и, впервые в истории русского государства, создает светский профессиональный театр. Решающую роль в его появлении сыграл боярин Артамо́́н Матве́ев , начальник Посольского приказа, который набрал первых актёров (в основном иностранцев из Немецкой слободы) и нанял на работу режиссёра – немца Иога́нна Гре́гори .

Представление длилось десять часов подряд, на немецком языке (с пояснениями на русском), но царь досмотрел всё до конца и остался весьма доволен.

Итак, XVII век стал последним этапом культурного периода, названного древнерусским искусством. Именно в это время произошёл перелом в мировоззрении и сознании людей, обозначивший постепенный уход русской культуры от церковно-религиозного начала к светскому. Этот качественный культурный скачок, подготовленный в семнадцатом столетии уже окончательно обретёт своё завершение в XVIII веке, после глобальных и грандиозных реформ Петра I Великого.

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы автора о мировой культуре в полном каталоге статей.

Больше о древнерусской культуре и искусстве вы можете узнать из следующих публикаций:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

РУССКОЕ ИСКУССТВО 17 ВЕКА

Описание презентации по отдельным слайдам:

РУССКОЕ ИСКУССТВО 17 ВЕКА

РУССКОЕ ИСКУССТВО 17 ВЕКА

ЛИТЕРАТУРА Демократическая сатира ( на основе религиозных сюжетов), переводно.

ЛИТЕРАТУРА
Демократическая сатира ( на основе религиозных сюжетов), переводной рыцарский роман, рыцарские повести, поэзия, драматургия.
Появляются персонажи из реальной жизни, люди, занимающиеся не только богоугодными, но и светскими делами (купцы, крестьяне, дворяне).

Литература барокко – творчество писателей-монахов (живописность, обилие декоративных деталей). Симеон Полоцкий, Карион Истомин, Сильвестр Медведев.

ТЕАТР Вторая половина 17 века – возникает придворный театр. Репертуар – спект.

ТЕАТР
Вторая половина 17 века – возникает придворный театр. Репертуар – спектакли на исторические сюжеты из Библии, из истории, мифологии, перекликавшиеся с современной придворной политической жизнью. Истоки – западноевропейский театр. Авторы и актеры – поначалу иностранцы, постепенно появляются отечественные авторы и исполнители.
Конец 17века - возникновение школьных театров (при монастырских школах). Сюжеты – евангельские, житийные предания. Задачи – религиозно-воспитательные.

МУЗЫКАЦерковная музыка испытывает светские веяния, осуждаемые ревнителями пра.

МУЗЫКА
Церковная музыка испытывает светские веяния, осуждаемые ревнителями православного благочестия.
Унисонное (одноголосное) пение сменяется партесным (по партиям) многоголосным пением, пришедшим из Европы. Николай Дилецкий – пропагандист партесного пения.
Распространение канта – бытовой трехголосной песни на религиозные и светские стихи.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. 17 ВЕК. ЖИВОПИСЬИоанн Предтеча в пустыне. Строгановс.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. 17 ВЕК. ЖИВОПИСЬ
Иоанн Предтеча в пустыне. Строгановская школа.17 век

С. Ушаков. Богоматерь Владимирская.17 векДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. 17 ВЕК. ЖИВ.

С. Ушаков. Богоматерь Владимирская.17 век
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. 17 ВЕК. ЖИВОПИСЬ
Симон Ушаков. Спас Нерукотворный.
17 век.

Гурий Никитин. Жатва. Фреска. 17 век

Гурий Никитин. Жатва. Фреска. 17 век

Иван Грозный. Парсуна. 17 векКнязь Скопин-Шуйский. Парсуна. 17 векДРЕВНЕРУССК.

Иван Грозный. Парсуна. 17 век
Князь Скопин-Шуйский. Парсуна. 17 век
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. 17 ВЕК. ЖИВОПИСЬ

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. 17 ВЕК. ЖИВОПИСЬФедор Иоаннович. Парсуна. 17 век

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. 17 ВЕК. ЖИВОПИСЬ
Федор Иоаннович. Парсуна. 17 век

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. 17 ВЕК. АРХИТЕКТУРА

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. 17 ВЕК. АРХИТЕКТУРАТеремок в Крутицком подворье.1693.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. 17 ВЕК. АРХИТЕКТУРА
Теремок в Крутицком подворье.1693-1694

Б. Огурцов, А.Константинов. Теремной дворец Московского кремля.17 векТеремной.

Б. Огурцов, А.Константинов. Теремной дворец Московского кремля.17 век
Теремной дворец. Интерьер.17 век

Теремной дворец. Интерьер.17 век

Теремной дворец. Интерьер.17 век

Новодевичий монастырьДеревянный дворец Алексея Михайловича.17 век

Новодевичий монастырь
Деревянный дворец Алексея Михайловича.17 век

Церковь Спаса Преображения в Кижах.17 век

Церковь Спаса Преображения в Кижах.17 век

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря.17 векХрам Иоанна Златоуст.

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря.17 век
Храм Иоанна Златоуста в Коровниках. 17 век

Церковь Ильи Пророка. Ярославль. 17 векЦерковь Рождества Богородицы в Пу.

Церковь Ильи Пророка. Ярославль.
17 век
Церковь Рождества Богородицы в Путинках.17 век
Церковь Троицы в Никитинках.
17 век

Палаты АверкияКириллова.17 векТрапезные палаты Симонова монастыря. 17 век

Палаты АверкияКириллова.17 век
Трапезные палаты Симонова монастыря.
17 век

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. 17 ВЕК. АРХИТЕКТУРАХрам Архангела Гавриила (Меншиков.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. 17 ВЕК. АРХИТЕКТУРА
Храм Архангела Гавриила (Меншикова башня). 17 век
Церковь покрова в Филях.17 век

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. 17 ВЕК. АРХИТЕКТУРАЦерковь Знамения Богоматери в Дуб.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. 17 ВЕК. АРХИТЕКТУРА
Церковь Знамения Богоматери в Дубровицах.17-18 вв.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. 17 ВЕК. АРХИТЕКТУРАЯ. Бухвостов. Церковь в Троице-Лы.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. 17 ВЕК. АРХИТЕКТУРА
Я. Бухвостов. Церковь в Троице-Лыково
Я. Бухвостов. Церковь Спаса Нерукотворного в Уборах

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. 17 ВЕК. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВОДержава и скипетр Алексе.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. 17 ВЕК. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Держава и скипетр Алексея Михайловича Романова. 17 век
Топорик. Оружейная палата.17 век

Жемчужное шитье.17 векДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. 17 ВЕК. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВОПе.

Жемчужное шитье.17 век
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. 17 ВЕК. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Пелена Богоматерь Казанская .17 век

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. 17 ВЕК. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВОЗолотой потир боярина Мо.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. 17 ВЕК. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Золотой потир боярина Морозова.
17 век
Золотой потир .17 век

Изделия, украшенные усольской эмальюКовш.17 век

Изделия, украшенные усольской эмалью
Ковш.17 век

Читайте также: