Искусство древнего вавилона кратко

Обновлено: 05.07.2024

Месопотамия (Двуречье) – область в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат (в Западной или Передней Азии). Один из древнейших очагов цивилизации.

Междуречье – область только между реками Тигр и Евфрат, а Месопотамия включает в себя прилегающие к рекам территории.

Обе реки для Месопотамии — то же самое, что плодородный Нил для Египта. С марта по сентябрь разливаются они, неся мощные потоки воды с гор, и увлажняют землю, испещренную каналами искусственного орошения. Сказочно плодородные земли Двуречья уже в 4 тыс. до н.э. были заселены различными племенами.
Большинство жителей юга составляли шумеры, а севера – аккадцы. Племена шумеров пришли из южной части Центральной Европы. Они не были аборигенами. Южная часть Двуречья была очень заболочена.
Месопотамия была населена различными народами и не была защищена от вторжений непроходимыми песками, как Египет. Здесь – города-государства. Народы, враждовавшие между собой создали несколько культур, но все же есть общие черты.



Бронзовый век на Ближнем Востоке

Зиккурат в Уре — памятник шумерской архитектуры бронзового века.
На Ближнем востоке 3 периодам соответствуют следующие датировки (даты очень приблизительные):
1. Ранний бронзовый век (3500-2000 д.н.э)
2. Средний бронзовый век (2000—1600 д.н.э)
3. Поздний бронзовый век (1600—1200 д.н.э)
Каждый главный период может быть разделен на более короткие подкатегории: как пример РБВ I, РБВ II, СБВ IIa и т.д.
Бронзовый век на Ближнем востоке начался с Анатолии (современная Турция), горы Анатолийского нагорья обладали богатыми залежами меди и олова. Также медь добывалась на Кипре, в Древнем Египте, Израиле, Иране и вокруг Персидского залива. Медь обычно смешивалась с мышьяком, и всё же растущие потребности в регионе в олове привели к созданию торговых маршрутов, ведущих из Анатолии. Также морскими маршрутами медь импортировалась в Древний Египет и Месопотамию.
Ранний бронзовый век характеризирован урбанизацией и появлением городов-государств, а также появлением письменности (Урук, четвёртое тысячелетие до н. э.). В Среднем бронзовом веке произошла существенная расстановка сил в регионе, (амориты, хетты, хурриты, гиксосы и возможно израильтяне).
Поздний бронзовый век характеризирован конкуренцией мощных государств региона и их вассалов, (Древний Египет, Ассирия, Вавилония, хетты, митаннийцы). Обширные контакты были установлены с эгейской цивилизацией, (ахейцы), в которой медь играла немаловажную роль. Бронзовый век на Ближнем востоке завершился историческим явлением, которое в среде профессионалов принято называть бронзовый коллапс. Это явление отразилось на всём Восточном Средиземноморье и Ближнем востоке.
Железо появилось на Ближнем востоке, и тоже в Анатолии уже в Позднем бронзовом веке. Вступление в силу железного века ознаменовалось скорее политическими мотивами, чем прорывом в области металлургии.

Периодизация

1. Искусство Шумера. 5 тыс. – 2400 г. до н.э.
2. Шумеро-Аккадское искусство. 2400 – 1997 гг. до н.э.
3. Искусство Древнего Вавилона (Старовавилонский период). Начало 2 тыс. – до нач. 1 тыс. до н.э.
4. Искусство Ассирии. нач. 1 тыс. – кон. 7 в. до н.э. (605 г. до н.э. - уничтожена Мидией и Вавилонией). Период наивысшего могущества: 2-я пол. 8 – 1 пол. 7 в. до н.э.
5. Искусство Нового Вавилона. Кон. 7 в. - 6 в. до н.э. В 539 г. до н.э. завоевана персами.

Религия
Из-за постоянного перехода власти от города к городу не было мечты продлить в заупокойном мире блага жизни. Жестокая борьба без пощады для побежденных породила мировоззрение, что смерть неизбежна и ужасна. Искусство отражает помыслы не о загробном, а о настоящем – борьба за власть, жизнь, зависящая от воли высших сил.
Письменность – клинопись. Древнейший шумерский эпос – об отважном Гильгамеше.


Искусство Шумера

5 тыс. – 2400 г. до н.э.

Шумерские города: Ур, Урук, Лагаш, Киш и др.
Все древние цивилизации начинались с керамических культур. Почему керамическая? Необходима была посуда.
В 5 тыс. до н.э. уже были домашние животные.

Керамика. Крестообразную форму образуют 4 обнаженные женские фигуры с развевающимися волосами – свастика (существует с 6 тыс. до н.э.). Символизирует: солнце, звезды, бесконечность, образуя мальтийский крест.
Шахматные поля – горы.


В середине 4 тыс. до н.э., в период возвышения города Урук была изобретена рамка для кирпича-сырца, который не обжигали, а сушили на солнце. Началось возведение храмов прямоугольной конфигурации. Главные помещения были окружены подсобными помещениями.
Особенности архитектуры Двуречья во многом объясняются природными условиями. На данной территории не было леса и камня, поэтому основным строительным материалом стал кирпич-сырец. Даже храмы и дворцы строили из сырца. Иногда здания облицовывались обожженным кирпичом, отделывались привозным камнем и деревом. На хижины и хозяйственные постройки обычно использовался тростник.

Белый храм в Уруке.


Белый храм в Уруке. Сер. 4 тыс. до н.э. (время Гильгамеша)
Был побелен известью – отсюда название.

Реконструкция белого храма.


Реконструкция белого храма.
Храм был главным городским зданием. Его возводили в центре города на платформе, утрамбованной из глины, к которой с двух сторон вели лестницы-пандусы.
Плоские выступы-лопатки сохраняли от осыпания и декорировали поверхность стен.
Святилище – дом бога – было сдвинуто к краю платформы и имело внутренний открытый дворик.

Внутри храм богато украшался перламутром, мозаикой из разноцветных (красный, черный, белый) гвоздей, вбитых в сырец.

Полуколонны Красного здания в Уруке


Полуколонны Красного здания в Уруке.

На рубеже 4 – 3 тыс. до н.э. жречество выделяется в отдельную касту, право быть жрецом передается по наследству. В 3 тыс. до н.э. усиливается расслоение классов.

Эбих-иль из г. Мари.


Эбих-иль из г. Мари. Алебастр. Н – 19 см. начальник житниц г.Мари. Вечно молится о благодати.
Вроде детство и примитивизм, но выполняет все социальные и культовые задачи. Система передачи этнических черт: большой лоб, узкие губы. Сомкнутые руки – просьба об умилостивлении.
Инкрустация глаз. Плечи, борода, юбка – разные текстуры материалов.

Дворец в Мари.


Дворец в Мари.

Аб-У божество из г. Эшнунна.


Аб-У божество из г. Эшнунна.
Известняк, глаза из апсидиана. Бог-отец, всевидящий глаз.
Роскошная растительность – признак плодородия (способность производить все живое).

Богиня Инана


Богиня Инана, его жена. Статуи ставили в храмах на приступок вдоль стен.

Мастерство исполнения декоративно-прикладных вещей

Арфа из царской гробницы в Уре


Арфа из царской гробницы в Уре. Ок.2600 г.до н.э.

резонатор арфы из царской гробницы в Уре


Резонатор арфы из царской гробницы в Уре. Золото и лазурит. Могучая голова быка великолепна.

Арфа. Панель с перламутровой инкрустацией.


Арфа. Панель с перламутровой инкрустацией.
Человеческими чертами наделены животные. Осел играет на арфе, танцующий медведь… монументальность + ювелирная тонкость.

Шумеро-Аккадское искусство

2400 – 1997 гг. до н.э.

Ок. 2400 г. до н.э. аккадский царь Саргон Древний объединил Шумер, всю Месопотамию и Элам. Центром первого крупного государства Двуречья (Передней Азии) стал город Аккад, расположенный в северной части Южного Двуречья.

Правление становится самодержавным, храмовые земли превращаются в царские.

Голова Саргона Древнего (Аккадского).


Голова Саргона Древнего (Аккадского). 23 в. до н.э.
Суровая властная личность.

Победная стела Нарам-Сина (преемника Саргона Древнего).


Победная стела Нарам-Сина (преемника Саргона Древнего).
Эпос в камне. Ритмичное восхождение на гору царских воинов.
Построчное повествование.
Ясность композиции.
Гордость торжества над врагом.
Над гигантской фигурой царя только звезды.

Город Лагаш (шумерские земли)

В 22 в. до н.э. правитель города и жрец Гудеа развивает бурное строительство.
Из-за недолговечности кирпича-сырца постройки не сохранились.
В городском храме были найдены более полутора десятка каменных скульптур. Они высечены из диорита почти в натуральную величину.
Впервые в истории Двуречья они созданы монументальными, до двух метров, тщательно отполированы.
Статика и фронтальность постановки фигур, их общая массивность. Шумерцы умели скупыми, но выразительными средствами передавать величие и достоинство человека.

Статуэтка Гудеа из Лагаша.


Статуэтка Гудеа из Лагаша.

Голова Гудеа.


Голова Гудеа.

Статуя Гудеа.


Статуя Гудеа.

Город Ур

Как и в других городах центром Ура являлся храм - зиккурат.
Зиккурат- это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме.
Чередование подчеркивалось раскраской:
- Нижняя терраса была окрашена черным битумом,
- вторая – облицована обожженным красным кирпичом,
- третья была побелена.
Уступов зиккурата в последствии делали. Озеленение террас придавало яркость и живописность. Верхняя башня, к которой вела высокая лестница иногда увенчивалась золоченым куполом.

Храм – дом божества, которому принадлежал город. Ему полагалось жить на высоте. Поэтому в зиккуратах делали от 3 до 7 трасс.
Кроме обрядов жрецы делали астрономические наблюдения с зиккурата.


Зиккурат Ур-Намму. Реконструкция.



Зиккурат Ур-Намму. Реконструкция.
Величавый зиккурат в Уре, возвышаясь над постройками, выражал идею могущества богов и обожествленного царя.

Зиккурат Ур-Намму. Реконструкция.


Зиккурат Ур-Намму. Реконструкция.

Искусство Древнего Вавилона

(Старовавилонский период)
Нач. 2 тыс. – до нач. 1 тыс. до н.э.

Период наивысшего расцвета Старовавилонской цивилизации - при царе Хамураппи (18 в. до н.э.).
И в том месте, где реки сближались больше всего, на левом берегу Евфрата стоял город Вавилон.
При царе Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.) город объединял под своим главенством все области Шумера и Аккада. Слава Вавилона и его царя гремела во всем окружающем мире.
Величайшей заслугой Хаммурапи стало создание свода законов – конституции.

Стелла Хаммурапи


Стелла Хаммурапи. Высокий рельеф украшал столб, на котором записаны законы.
Монументальность и живописность. Бог солнца Шамаш вручает царю символы власти (жезл и магическое кольцо).

Искусство Ассирии

нач. 1 тыс. – кон. 7 в. до н.э.

Ассирийцы трансформировали религию, культуру и искусство Вавилоннии, значительно огрубив их, но и наделив новым пафосом могущества, как сделали римляне с греками. Они распространили свое могущество от Синайского полуострова до Армении. Даже сам Египет был завоеван на короткое время ими.
В искусстве – пафос силы, прославление мощи, победы и завоеваний ассирийских властителей.
Период наивысшего могущества: 2-я пол. 8 – 1 пол. 7 в. до н.э.

Крылатый бык Шеду из дворца Саргона II


Крылатый бык Шеду из дворца Саргона II. 2 пол. 8 в. до н.э. Алебастр.
Величественны и фантастичны. Возвышались у входа во дворец. Быки в тиарах с высокомерными человеческими лицами, сплошь закручены завитки бороды, 5 тяжелых, все под собой попирающих копыт. Охранял царские чертоги. Сбоку – устрашающее тяжестью движение, спереди – грозный покой.

Ниневия


Ниневия

Для ассирийской державы характерна не культовая, а светская грандиозная дворцовая архитектура и светские сюжеты в интерьерных росписях и рельефах.

Сцены большой царской охоты


Сцены большой царской охоты. Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии. Сер. 7 в. до н.э.

Фрагмент. Царь на охоте.


Фрагмент. Царь на охоте.



Фрагмент. Убитый лев.


Фрагмент. Убитый лев.

Фрагмент. Раненый лев.


Фрагмент. Раненый лев.

Фрагмент. Умирающая львица.


Фрагмент. Умирающая львица.

Искусство Нового Вавилона

Кон. 7 в. - 6 в. до н.э. В 539 г. до н.э.

Вавилонская башня.

В 605 г. до н.э. Ассирия была завоевана и уничтожена Мидией и Вавилонией. Вавилонская башня. Реконструкция. Знаменитая по Библии Вавилонская башня была семиярусным зиккуратом высотой в 90 м. Построена при царе Нимроде. Ассирийский зодчий Арадахдешу.
Святилище посвящалось главному богу Мардуку. Было скорее всего увенчано золочеными рогами. Святилище сверкало голубовато-лиловыми глазурованными кирпичами.
По описаниям Геродота внутри была установлена статуя божества из золота весом ок. 2,5 т.

Зиккурат Этеменанки - Вавилонская башня (макет)


Зиккурат Этеменанки - Вавилонская башня (макет)

Вавилонская башня. Художник 18 в.


Вавилонская башня. Художник 18 в.

Вавилонская башня


Нидерландский художник эпохи Возрождения 16 в. Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563

Ко времени правления царя Навуходоносора относятся знаменитые Сады царицы Семирамиды. Археологами найдена система колодцев. Воду на террасы подавали рабы, крутя огромное колесо. Во времена царя Навуходоносора Вавилон - непреступная твердыня. Стены города с бесчисленными башнями так велики, что по ним могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей.

Ворота Иштар. Реконструкция.


Ворота Иштар. Реконструкция. Стены дороги перед воротами Иштар были облицованы голубым глазурованным кирпичом и украшены рельефным фризом.

Ворота Иштар. Стена с рельефным фризом.


Ворота Иштар. Стена с рельефным фризом. Украшены символическими изображениями бога Мардука – драконами.

Ворота Иштар. Стена с рельефным фризом.


Ворота Иштар. Стена с рельефным фризом. Изображено было шествие львов, быков и драконов.

Орнамент стен дороги Мардука


Орнамент стен дороги Мардука

Орнамент стен дороги Мардука


Орнамент стен дороги Мардука

Вцелом искусство Нового Вавилона не создало нового и оригинального, но повторяло с большей пышностью, порой даже чрезмерной, образцы, созданные древней Вавилонией и Ассирией.

Династия Ахименидов
Персидская или Иранская империя

539 - 330 гг. до н.э.

Портрет Дария.


Портрет Дария.
Прежде всего это дворцовое и придворное искусство.
Дворцовые ансамбли в Пасаргадах, Персеполе, Сузах.

Фрагмент колосса. Голова Дария


Фрагмент колосса. Голова Дария

Дарий, Ксеркс и мидиец.


Дарий, Ксеркс и мидиец.

Военачальники Дария.


Военачальники Дария.

мидийская и персидская гвардии


мидийская и персидская гвардии

Воины из стоколонного зала.


Воины из стоколонного зала.

Голова воина Дария.


Голова воина Дария.

Все формы и виды изобразительного искусства, утвердившиеся в период государств Шумер и Аккад , были восприняты и получили дальнейшее развитие во время существования Вавилонского и Ассирийского царств .

Это время бурного расцвета всех видов художественного творчества и появления больших городов – царских резиденций: Вавилон, Ашшу́р, Дур-Шарруки́н, Ниневия .

От некогда величественных городов до нашего времени практически ничего не сохранилось, но даже по развалинам дворцов ассирийских царей можно судить о мощи их державы и уровне развития культуры и искусства.

Великолепным был дворец царя Сарго́на II в Дур-Шаррукине , занимавший бо́льшую часть всего города. Он был возведен на высокой платформе, на которую вели пандусы такой ширины, что по ним легко перемещались колесницы. Стены дворца были украшены великолепными цветными изразца́ми. Всех входивших во дворец у ворот встречали скульптурные изваяния мифических животных – шеду – быков с головой человека и крыльями орла. У этих скульптур была одна особенность – если на них глядели в фас (прямо), то возникало ощущение, что они незыблемо стоят у ворот, но если человек видел их в профиль (сбоку), то ему могло показаться, что шеду находятся в движении. Такой эффект создавался при помощи изображения ещё одной (пятой) ноги этого существа на стене, к которой примыкала скульптура.

Внутренние помещения дворца были богато украшены рельефами. Чаще всего они изображали военные сражения, царскую охоту на крупных хищников или шествия данников к могучему ассирийскому владыке.

Изображения людей подчинялись канону – голова и ноги показывались в профиль, а глаза и одно плечо - в фас (второе – в профиль). В этих рельефах отражен идеальный тип ассирийца - человека-воина. Он крепкого телосложения с рельефными мышцами рук, с густой, уложенной колечками бородой, большими глазами и широкими, часто сросшимися бровями. Таковы, например, изображения любимого мифологического и литературного героя Месопотамии - Гильгамеша , найденные на стенах дворца.

Ворота богини Ишта́р являются одним из шедевров искусства Месопотамии. Высота их равнялась 12-ти метрам. Вся поверхность самих ворот и, примыкающих к ним башен сверху до самого низа была облицована изразцами ярко-голубого цвета.

К сожалению, практически всё, что находилось в Вавилоне, было варварски разрушено и разграблено во время захвата города персами в 6 в. до н.э. Какой вклад в культуру внесли новые завоеватели Междуречья, расскажу в следующей статье .

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Культура Вавилона

За полторы тысячи лет существования Вавилонского царства культура Вавилона добилась немалых достижений. Некоторые особенности вавилонской религии были позаимствованы другими народами, а значительная часть мифологии легла в основу ряда других религиозных учений.

Древние культуры

Культура и религия Вавилона

Культура Вавилонского царства имеет огромное значение для истории. Это государство дважды приходило к расцвету и дважды утрачивало влияние, пока не утратило независимость окончательно. Большое влияние на вавилонскую культуру оказал тот факт, что Вавилон неоднократно был завоёван разными народами, которые смешивались с коренным населением и привносили что-то своё. Сами вавилоняне многое позаимствовали у шумеров, ранее населявших Месопотамию.

Культура Вавилона кратко

Суть культуры Вавилонского царства

При этом вавилонская религия навязывала человеку идею его бессилия перед сверхъестественными силами, которые, по вавилонским верованиям, навеки установили мировой порядок и существовавший общественный строй; она мешала подлинному познанию мира и препятствовала активному воздействию человека на окружающий мир.

Характеристика и особенности культуры Вавилона

Особенности культуры Вавилона

Вавилонская наука оказала значительное влияние на развитие других культур

Другой интересной особенностью являются вавилонские архитектурные традиции. Во-первых, вавилоняне строили массивные и монументальные культовые сооружения, чем-то напоминающие египетские пирамиды. Во-вторых, свои храмы они строили всегда трёхэтажными, так как эти три этажа олицетворяли подземный мир, земной мир и небесный мир соответственно. Вавилонская культура развивалась достаточно хаотично, и множество её элементов было позаимствовано у других народов.
В ней развивались точные науки, в частности, математика и геометрия, но при этом они всё ещё оставались тесно связанными с магией.

В археологических раскопках первой половины 20 в., особенно после Первой мировой войны, было обнаружено множество предметов, представляющих почти все виды художественного творчества: от грубой росписи и насечек на глиняных изделиях до великолепных декоративных настенных композиций, от первых резных цилиндрических печатей до сложных барельефов, от глиняных фигурок людей и животных до колоссальных статуй, часто имеющих хорошие пропорции, от почти бесформенных литых металлических безделушек до искусно выделанных золотых и серебряных украшений и инкрустаций.

Развитие вавилоно-ассирийского искусства можно разделить на следующие пять периодов.

1. Древнейший период – доисторический и шумерский, продолжавшийся до воцарения Аккадской династии ок. 2400 до н.э.

2. От Аккадской династии до конца 1-й Вавилонской династии, 1595 до н.э.

3. Касситский период, примерно до 1100 до н.э.

4. 9–7 вв., расцвет ассирийского искусства.

5. Искусство Нововавилонского царства, 626–539 до н.э.

ИСКУССТВО ШУМЕРА, АККАДА И ВАВИЛОНИИ

Отсутствие камня и дерева на аллювиальной равнине Южной Месопотамии уже в самый ранний период привело к использованию находившейся там в изобилии глины в качестве материала для строительства и мелкой пластики. На протяжении всей истории этой культуры обычным строительным материалом был сырцовый или обожженный кирпич, а связующим раствором служил битум. Дворцы и храмы колоссальных размеров воздвигались на громадных кирпичных платформах, что позволяло защитить здания от периодических наводнений. Древнейшими постройками были хижины обитателей болот, стены которых сооружались из связанных вместе пучков тростника, обмазанных глинистым илом.

В период развития урукской культуры (конец 4 тыс. до н.э.), названной по находкам в раскопках древнего шумерского города Урук (современный Варка), храмовые постройки стали более сложными. В Уруке был воздвигнут первый зиккурат – храм в форме пирамидальной башни из нескольких ярусов уменьшающегося размера, увенчанной святилищем, к которому поднимались по пандусам. С этого времени зиккурат стал наиболее характерным типом храмовой архитектуры Месопотамии. В Уруке также появились самые ранние из известных цилиндрические печати – небольшого размера, из твердого камня с глубоко врезанными изображениями людей и животных, мифологических сюжетов и ритуальных сцен, а также эпизодов из повседневной жизни. Цилиндрические печати использовали для нанесения на различные предметы знака их владельца; когда эти печати прокатывали по мягкой поверхности глины, получался миниатюрный барельеф, который можно было превратить в фриз любой длины. В дальнейшем техника изготовления печатей достигла совершенства и оказалась наиболее оригинальным вкладом Месопотамии в развитие декоративного искусства.

Третья первобытная культура – Джемдет-Наср, названная по находкам в одноименном холме близ древнего города Киша (конец 4 – начало 3 тыс. до н.э.), – во многом уступает предшествующей, но демонстрирует значительные достижения в области скульптуры из камня, как в изготовлении барельефов, так и круглой скульптуры. Об уровне развития последней свидетельствует великолепно выполненная фигура дикого кабана.

В раннединастический период (ок. 2800 до н.э.) большое значение приобрела художественная обработка металла, о чем можно судить по сохранившимся гравированным металлическим вазам, украшенным сценами охоты и изображениями религиозных обрядов с участием людей и божеств. Животные иногда изображались в барельефе, а иногда делались скульптурные головы с инкрустированными цветными камнями глазами и языками и рогами из золота. Большинство произведений круглой скульптуры этого времени – приземистые человеческие фигурки, отличающиеся плохими пропорциями. Изображения на больших барельефных фризах начала 3 тыс. до н.э из Телль-эль-Убейда выполнены с замечательным реализмом и живостью, например сцена доения коровы и другие домашние работы. Один из самых интересных памятников этой эпохи – знаменитая Стела коршунов правителя Лагаша Эаннатума, покрытая рельефами с различными сценами: Эаннатум нападает на врагов, побеждает их, хоронит мертвых. В относящихся к этому же времени царских гробницах в Уре были найдены замечательные образцы ювелирного искусства – изысканные золотые и серебряные украшения, филиграни, ножны кинжалов, золотые кубки и чаши; среди них – пара великолепно исполненных инкрустированных пластин, известных как Штандарт войны и мира, каждая с тремя рядами фигурок людей и животных, выложенных пластинами перламутра на лазуритовом фоне.

С воцарением семитской Аккадской династии, основателем которой был царь города Аккада Саргон Древний, искусство барельефа достигло значительных успехов. Самым ярким примером является победная стела Нарам-Сина (ок. 2400 до н.э.), предположительно – сына Саргона. На стеле изображены изящные человеческие фигуры с хорошими пропорциями; движения и действия умело переданы, заметно тонкое чувство равновесия в композиции. Прогресс в круглой скульптуре проявился в тщательности трактовки мускулатуры и объема фигур, черт лица и других деталей. Расцвет искусства в этот период оказал значительное влияние на его развитие в дальнейшем.

С приходом к власти Гудеа, царя Лагаша (ок. 2350 до н.э.), и III династии Ура наступил краткий период возрождения шумерских традиций. Наиболее замечательные памятники искусства этой эпохи – многочисленные статуи Гудеа, выполненные из черного диорита, довольно жесткие и тяжелые по форме, но с тщательно переданными чертами лица и мускулатурой, а также другие статуи мужчин и женщин, рельефы и украшенные резьбой вазы. Сохранившаяся от этого времени прекрасная женская головка из слоновой кости демонстрирует весьма высокий уровень художественного ремесла.

На стеле Ур-Намму (ок. 2200 до н.э.), царя III династии Ура, в 5 ярусах рельефных композиций представлено строительство знаменитого зиккурата в Уре, наиболее замечательного из известных зданий этого типа в Месопотамии. Среди других фигур на этой стеле есть древнейшее из сохранившихся изображений ангелов. Продольные стороны урского зиккурата были, по-видимому, слегка искривлены для того, чтобы это колоссальное сооружение производило впечатление более легкого.

Наступившая затем эпоха I династии Вавилона была отмечена общим упадком художественного творчества. Династия Хаммурапи (ок. 1800 до н.э.) оставила единственный выдающийся памятник – знаменитую стелу Хаммурапи, содержащую свод законов, в верхней части которой находится барельеф с изображением самого царя, получающего законы от бога солнца Шамаша; этот рельеф достаточно жесткий и неуклюжий по исполнению. Другие художественные произведения этого периода также свидетельствуют о снижении уровня мастерства; статуи отличаются нарушением пропорций, росписи на керамических сосудах, рельефы и печати сделаны неумело и грубо, их композиции часто перегружены фигурами.

Господство Касситской династии (ок. 1600 до н.э.), племен варваров-захватчиков, пришедших из района Загросских гор, отбросило культуру и искусство Вавилонии более чем на 5 столетий назад. В эту эпоху не появляется ничего оригинального и творческого, преобладает повторение более древних образцов, причем на крайне низком уровне. Качество резных цилиндрических печатей заметно снизилось, контуры рисунка стали невыразительными; к изображениям на печатях часто добавлялись магические заклинания и молитвы, а также изображения оберегов – лягушек, ящериц и тому подобных существ, указывающие на более низкий уровень религиозного сознания в этот период. Барельефы помещались главным образом на межевых камнях, где боги, цари или другие персонажи изображались вместе с символами, которые должны были уберечь эти камни от повреждения или разрушения.

ИСКУССТВО АССИРИИ

Ассирийское искусство ведет свое происхождение от искусства Вавилонии, что особенно очевидно в архитектуре. Ассирийцы продолжали подражать южным соседям, широко применяя для сооружения зданий обожженный кирпич, несмотря на то, что имели камень.

Раскопки столицы Саргона свидетельствуют о том, что ассирийские архитекторы знали и использовали конструкции полуциркульной и стрельчатой арки, цилиндрического свода, купола и (судя по изображениям на печатях и барельефах) колонны.

Истоки истории Ассирии восходят к III тыс. до н.э., однако из произведений искусства лишь немногие датируются временем ранее 1000 до н.э., а большинство их относится к 9–7 вв. до н.э. – эпохе расцвета Ассирийского царства. Произведения круглой скульптуры очень редки; лучший и едва ли не единственный из сохранившихся образцов – статуя Ашшурнасирпала II (884–859 до н.э.). Ассирийские художники явно предпочитали рельеф свободно стоящей скульптуре. Часто встречаются стелы с округлым верхом и изображением фигуры царя или божества; многие из них найдены в отдаленных районах, где цари устанавливали их для того, чтобы заявить о присоединении завоеванных территорий. Сходным образом цари отмечали свои победы, воздвигая во дворцах обелиски с барельефными изображениями различных походов. Лучший из этих монументов – Черный обелиск Салманасара III (859–825 до н.э.), на каждой из 4 граней которого в 5 регистрах запечатлены церемонии оказания почестей царю пятью завоеванными народами.

Характерное отличие всех этих настенных рельефов – однообразие и скупость изображений людей и все более совершенная трактовка фигур животных. Человеческие фигуры энергично моделированы и величественны, однако скованы в движениях, неизящны и невыразительны, с условно трактованными завитыми волосами и бородами, подчеркнутыми мускулами и тяжелыми одеждами. Лица почти одинаковы на всех рельефах, из чего явствует, что ассирийских художников не занимала передача индивидуальных черт. Как и у египетских художников, у них отсутствует интерес к перспективному сокращению фигур, изображенных в ракурсе; в результате ноги, нижняя часть тела и голова изображены в профиль, глаза – полностью в фас, и грудь развернута фронтально так, что видны оба плеча.

Однако в образах животных ассирийские художники достигли высочайшего мастерства в реалистической и выразительной трактовке формы и действия, особенно в охотничьих сценах, изображая боль, ужас и ярость раненых диких зверей. Возможно, во всем древнем искусстве нет ничего, что могло бы сравниться с двумя рельефами из дворца Ашшурбанипала в Ниневии с изображениями умирающего льва и пронзенной стрелами львицы. На втором из них львица изображена в предсмертной судороге, задняя половина ее туловища парализована, ноги беспомощно волочатся, однако она пытается удержаться, опираясь на передние лапы; из приоткрытой пасти с поднятой верхней губой словно раздается рычание, выражающее страдание и угрозу. Этот рельеф – подлинно великое творение гения. Ассирийское искусство достигло своего расцвета незадолго до гибели державы, в царствование Ашшурбанипала (669–626 до н.э.), последнего из великих ассирийских монархов.

Из произведений монументально-декоративного искусства следует отметить чеканные рельефы бронзовой обшивки ворот Балавата, воздвигнутых Салманасаром III (859–825 до н.э.) к юго-востоку от Ниневии. Здесь с поразительным мастерством и четкостью изображены эпизоды девяти первых лет правления этого царя.

В искусстве малых форм – ювелирных украшениях, резьбе по слоновой кости, глазурованной керамике, вышивке, мебели – ассирийцы проявили себя искусными ремесленниками; они продолжали изготавливать изящные геммы и цилиндрические печати с тем же разнообразием мотивов, что и в монументальных барельефах.

ИСКУССТВО НОВОВАВИЛОНСКОГО ЦАРСТВА

Искусство Нововавилонского царства может быть почти полностью отнесено ко времени царствования Навуходоносора II (605–562 до н.э.). При нем Вавилон достиг невиданного ранее великолепия, украсился огромными храмами, дворцами, знаменитыми висячими садами и широкой триумфальной дорогой, стены по сторонам которой были облицованы цветным глазурованным кирпичом и украшены изображениями животных и драконов, выполненными в красных и желтых тонах на ярко-синем фоне. Еще более красочные изразцовые рельефы украшали большие городские ворота, посвященные богине Иштар, а тронный зал царя был оформлен панелями со стилизованными бордюрами из цветов лотоса и пальметт. Применение глазурованных плиток или кирпичей для создания барельефа, по-видимому, вошло в практику именно в этот период и стало столь популярным, что постепенно вытеснило все другие техники барельефа. От этой эпохи последнего расцвета Вавилона сохранилось только одно произведение монументальной круглой скульптуры – огромная незавершенная статуя льва (из долерита), попирающего тело придавленного его лапами человека, что, по-видимому, символизировало победу над врагом.

Декоративно-прикладное искусство продолжало развиваться и в более позднее время, почти до начала нашей эры, в периоды персидского, греческого и римского господства, однако не претерпело сколько-нибудь значительных изменений.

древний Вавилон

Где находится Вавилон

Вавилон в современости

Вот на этом месте некогда и был крупнейший город древности – Вавилон.

Но в эпоху своего расцвета Вавилон был не только городом, но и государством, владеющим обширными территориями.

Карта вавилонсого царства

Карта Вавилонского царства.

История

История Вавилонского царства представляет собой целую череду драматических взлетов и падений, восстаний и завоеваний, сами древние вавилоняне не раз были, как в роли завоевателей, так и завоеванных.

Началось все примерно в ХХ веке до нашей эры, согласно легенды, основателем легендарного города был не менее легендарный царь Нимрод, правнук самого Ноя. Он же начал строительство той самой Вавилонской башни, достройкой которой занимался уже гораздо позже другой великий вавилонский царь Навуходоносор ІІ.

Очень скоро Вавилон возвысился над другими городами Междуречья и стал столицей могущественного царства, объединившего всю Нижнюю и значительную часть верхней Месопотамии. Этот период характеризуется расцветом городской культуры, литературы, искусства, юриспруденции (так, в это время был создан знаменитый кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи, величайший юридический памятник законов древности).

В 1595 году до н. е. в Месопотамию вторгаются воинственные кочевники хетты, которые захватывают власть над Вавилоном. И вместо того чтобы разрушить уже развитую к тому времени вавилонскую цивилизацию кочевники в ней ассимилируются, постепенно перенимая культурные традиции вавилонян. Их правление в относительном мире продлилось более 400 лет, пока на арену истории не вышла новая могущественная, и к тому же весьма воинственная держава древнего мира – Ассирия.

Ассирийцы прославились невероятной жестокостью к покоренным народам и скверной привычкой стирать с лица земли целые города, но когда ими было завоевано вавилонское царство, его столицу, прекрасный Вавилон они не тронули, а напротив, присвоили городу особый статус, многие ассирийские цари даже занимались восстановлением его древних храмов и постройкой новых.

Но вот пришла очередь падения ассирийского царства, которое держалось исключительно на силе и страхе покоренных народов. Но ничто не может длиться вечно, и в один прекрасный момент началось всеобщее восстание против ассирийского господства, которое возглавил будущий вавилонский царь Набопаласар. Восстание увенчалось успехом, некогда грозная Ассирия пала, и с ее падением начался новый период расцвета Вавилонии. Вершины своего могущества Вавилон достиг во время правления сына Набопаласара, очень деятельного и энергичного царя Навуходоносора ІІ.

Вавилонский плен

Помимо Иудеи были окончательно завоеваны Сирия и Палестина. Сам город Вавилон был значительно перестроен, он еще больше увеличился в размерах, став крупнейшим культурным, торговым, экономическим центром в тогдашнем мире. О нем с восхищением писали современники.

Падение

Но как это обычно бывает, расцвет часто приводит к гордыне, и как рассказывает библейская история, гордый вавилонский царь решил, что сможет построить башню до небес и таким образом сделаться равным Богу (К слову Навуходоносор действительно пытался построить такую самую высокую башню), но разгневанный Бог наказал эту заносчивость, смешав языки строителей, вследствие чего все строительный работы пришлось прекратить. В реальности же падение Вавилона и его знаменитой башни, которая представляла собой языческий храм, посвященный вавилонскому богу Мардуку, последовало постепенно на протяжении веков.

Новая угроза Вавилону пришла с востока, где началось восстание персов против Мидии, но вышло так, что персы вошли во вкус, и помимо Мидии успешно покорили и Вавилонское царство. Сам Вавилон теперь стал жемчужиной персидской империи.

Александр Македонский, который успешно навалял уже персам, всерьез собирался сделать Вавилон столицей своей обширной империи, но скоропостижно умер, его наследники переругались между собой, а сам Вавилон постепенно оказался на обочине истории.

Архитектура

Пожалуй, более всего поражала современников величественная архитектура вавилонского царства. В частности здесь находилось одно из семи чудес света древнего мира – висячие сады Семирамиды.

висячие сады Семирамиды

Пальмы, фиги, и многие другие деревья, роскошные сады были высажены на искусственных террасах. На самом деле царица Семирамида к этим садам отношения не имеет, людская молва это чудо назвала так уже в более поздние времена, первоначально висячие сады были построены все тем же царем Навуходоносором для своей жены Нитокрис, которая страдала от душного климата Месопотамии, так как была родом из лесистой местности.

Еще одним удивительным архитектурным памятником древнего Вавилона являются парадные ворота Иштар, украшенные мозаикой синего цвета и барельефами с изображением сиррушей и быков.

Ворота Иштар

Построенные в 575 году до н. э. по приказу царя Навуходоносора, эти ворота, защищающие северный вход в город, отлично сохранились до нашего времени, были реконструированы немецкими археологами и сейчас их можно воочию наблюдать в берлинском музее Пергамон.

Ворота Иштар

Улицы древнего Вавилона не располагались хаотично, а строились в соответствии с четким планом, одна часть улиц шла параллельно к реке, а другая часть пересекала их под прямым перпендикулярным углом. Дома были обычно трех и четырех этажными, центральные улицы были выложены камнем.

вавилонская башня

Религия

Что же, теперь самое время коснутся древней религии Вавилона. Как мы уже знаем, верховным богом в языческом пантеона вавилонян был Мардук, который согласно вавилонской легенде о сотворении мира, победил чудовище хаоса Тиамат, тем самым внеся порядок в извечный хаос и положив начало нашему миру. Именно этому богу и посвящались многочисленные храмы и зикураты, но помимо него простые вавилоняне часто поклонялись и целому ряду других более мелких богов (часть из которых являются ипостасями все того же Мардука). Так, например, женщины вавилонянки молились женской богине любви Иштар, которая представляла собой божественное воплощение женского начала. Богине Иштар были посвящены и названые ее именем знаменитые парадные ворота, о которым мы писали чуть выше.

Также почитались боги Солнца и Луны: Шамаш и Син, бог мудрости и счета Набу и многие другие менее известные боги.

вавилонские жрецы

Культура

Культура древнего Вавилона по степени своей продвинутости могла сравниться лишь с не менее развитой культурой древнего Египта. Так в Вавилоне была хорошо развита письменность, писали на глиняных табличках, и этому искусству юные вавилоняне обучились с ранних лет в специальных школах.

Вавилонские жрецы двигали науку того времени, владели искусством врачевания, отлично разбирались в математике и в особенности геометрии. Автор знаменитой теоремы своего имени, грек Пифагор в молодости обучался среди вавилонских жрецов.

Вавилоняне были первоклассными строителями, отличными ремесленниками, чьи изделия ходили по всему древнему востоку.

В юриспруденции Вавилона господствовал знаменитый кодекс законов написанных царем Хаммурапи, оказавших большое влияние на правовую культуру древнего Востока. Законы там к слову были довольно суровыми. Как вам, например такой закон из этого кодекса: Если пивовар варил плохое пиво (а в древнем Вавилоне уже варили пиво), то его следовало утопить в этом самом плохом пиве собственного изготовления.

Искусство

Искусство древнего Вавилона активно представлено уже упомянутой нами его чудесной архитектурой, барельефами, скульптурой.

статуетка чиновника

Например, это скульптурное изображение высокопоставленного чиновника Иби-Ила из храма Иштар.

львы на воротах Иштар

фрески на воротах Иштар

А вот такие барельефы с изображением воинов и львов украшают знаменитые вавилонские ворота Иштар.

кодекс законов царя Хаммурапи

А вот это тот самый барельеф с кодексом законов царя Хаммурапи, где сверху на троне гордо восседает сам суровый вавилонский царь.

Видео


Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени


Похожие публикации:

5 комментариев

Вы библию каким местом читали? Навуходоносор не строил башню, слияние языков произошло за долго до Иудеи, после потопа когда размножился Ной, был один язык, и они возгордились захотев построить башню, но Бог смешал их языки и они разошлись по земле недостроев башню. Так появились народы. После Ноя смешание языков примерно было через 100-400 лет, Иудея возникла после Ноя примерно через 600-900 лет, а когда Иудея была переселена в Вавилон после Ноя прошло примерно 1800-2300 лет. В то время когда Навуходоносор переселил Израиль в Вавилон, разница во времени 2000 лет со смешанием языков а вы пишите, что это было в одно время. Какая глупость……

Николай, увы, но мы не трактуем слияние языков как реально историческое событие, скорее это просто легенда, тем не менее легенда философская, практически притча. Так же и всемирный потоп нельзя трактовать как историческое событие и Ноя нельзя считать реальным историческим лицом, как впрочем и Адама и Еву, Каина и Авеля. Надеюсь Вы различаете в каким местах Библия говорит о реальной истории, а в каких о легенде-притче?

И разумеется в Вавилоне не было никакого слияния языков, его с ним связала легенда.

Все это так интересно и так волнительно. Хотелось бы на мгновение оказаться там…Конечно, вся история трактуется теми, кто ее описывает, кто ее подгоняет под себя, извращает, мифологизирует, переписывает. И это надо со смирением принимать. Доказательная наука – единственное, на что надо опираться и принимать во внимание, а не амбиции и гордыню тех, кто закомплексован и обделен. А Библию писали люди, мужчины, очень захватывающее чтение, как авантюрный роман. Тема, которую можно обсуждать вечно…

Павел, в историческом плане, даже если рассматривать легенды (Вавилонская башня и смешение языков) – необходимо их публиковать именно в той последовательности и порядке, как они представлены в источниках. Тем более что ваш сайт как раз и отображает историю. На мой взгляд, любое искажение может нести серьёзные последствия в восприятии истории как науки в целом. Вольная трактовка фактов (пусть для вас она является легендой) и повествований дошедших до нас из глубины веков – негативно скажется на дальнейшем понимании течения исторических событий, умалит доверие к историческим очеркам и подорвёт репутацию всего исторического сообщества в глазах молодого поколения.
И ещё одна заметка: очень мало информации о деятельности правителей Вавилона. Хотелось бы узнать больше из одной статьи. Но это не обязательно, у каждого свои запросы. Признаюсь, я многое узнал нового из вашей работы.

Читайте также: