Искусство 21 века кратко

Обновлено: 06.07.2024

Выполнила:
студентка 3 к. 3 гр.
Тюняева Екатерина

Научный руководитель:
Федулова Гузель Гайсовна

Введение

Современное искусство - это искусство, созданное в недавнем прошлом и создаваемое в настоящее время, к нему относят работы, появившиеся в период с XX века по нынешний день.

Человечество не стоит на месте. Не успевает застояться и искусство. Жизнь становится настолько быстрой, что творческая парадигма сменяется новой, не успев даже сформировать соответствующую идеологическую базу.

Актуальность исследования обусловлена тем, что вокруг феномена современное искусство часто ведутся дискуссии. Общественность, СМИ обсуждают ряд вопросов, что понимать сегодня под современным искусством, какое влияние на общество оказывают работы современных художников, способно ли современное искусство формировать определенные общественные настроения.

Проблема исследования заключается в выявлении и анализе тенденций развития современных видов искусства.

Противоречия исследования состоят в том, что современное искусство рассматривается в двух контекстах. Или современное искусство — это то, что существует сейчас, это творчество всех художников, которые работают в наше время. Или же это некое узкое направление, которое характеризуется инновационными различными тенденциями, и исключительно то, что представляет актуальность.

Объект исследования: современное искусство.

Предмет исследования: тенденции развития современных видов искусств.

Несмотря на частоту и популярность обсуждений в обществе, исследований, посвященных изучению современного искусства, почти не проводится.

Цель исследования: выявить и проанализировать некоторые тенденции развития современных видов искусства.

Задачи исследования:

  • изучить историю становления современного искусства;
  • определить основные направления современного искусства;
  • выявить тенденции развития современного искусства.

Методы исследования:

  • теоретические: анализ, синтез, сравнение, дедукция, индукция, абстрагирование, конкретизация, обобщение;
  • эмпирические: методы сбора и накопления данных, контроля и измерения, обработки данных, оценки.

Структура исследования: введение, 3 подраздела, заключение, списка использованных источников, приложение.

Становление современного искусства

Современное искусство - загадочное, непонятное, завораживающее, навсегда меняющее вектор развития не только отдельной сферы, но и всей жизни человечества. Оно отражает и создает современность в одно и то же время. Постоянно изменяясь, искусство современности позволяет на мгновение остановиться постоянно спешащему человеку. Остановиться, чтобы вспомнить о чувствах, кроющихся глубоко внутри. Остановиться, чтобы вновь набрать темп и спешить в вихрь событий и дел.

Искусство —

1) - это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах и др.;;

2) - духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей. [5]

На арт-процесс большое влияние оказало развитие технологий: в 1960-х годах — видео и аудио, затем — компьютеры и в 1990-х годах — Интернет.

1950-е

Живопись цветового поля

Неофициальное искусство СССР

1960-е

Искусство и язык

Живопись жёстких контуров

1970-е

1980-е


Таблица 1 – Список направлений в современном искусстве по деканам

Продолжение таблицы 1

1990-е

Молодые британские художники

Объединенный минимализм и поп-арт

Современное искусство: актуальные стили и направления

Культура и искусство - явления не стационарные. Если искусство перестает развиваться и изменяться, то оно умирает. Все изменения, которые происходят, - процесс логичный и последовательный, зависит он от многих факторов. Каждая эпоха имеет свои особенности, правила и законы, в соответствии с которыми и формируется искусство.

Современное искусство постоянно меняет свой облик. Наравне с уже существующими, так называемыми классическими течениями появляются новые, в которых преобладают другие образы, другая трактовка стандартных ситуаций и вопросов. В нашей исследовательской работе мы выявили наиболее актуальные стили и направления в современном искусстве.

Инсталляция — форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных готовых материалов и форм (природных объектов, промышленных и бытовых предметов, фрагментов текстовой и визуальной информации) и являющую собой художественное целое. Вступая в различные неординарные комбинации, вещь освобождается от своей практической функции, приобретая функцию символическую [1].

Отличительной чертой инсталляции от других видов искусства является применение абсолютно всех видов материалов. В инсталляции могут быть использованы как обычные материалы: дерево; металл; бумага; камень, так и абсолютно необычные: создание с помощью высоких технологий, использование переработанных материалов, частей целого и оборудования. [2]

Французский художник Пьер Юиг.

Китайский художник Ай Вэйвэй.

Главная его тема — глобальные проблемы миграции и отношение к мигрантам. В 2017 Вэйвэй представил в Праге инсталляцию Law of the Journey: 70-метровая надувная лодка с 258 надувными фигурами, обличает политику стран, игнорирующих тяжелое положение беженцев, плывущих к безопасным берегам (Приложение Б).

Британский художник Дэмиен Херст.

Этот формат современного искусства с каждым годом набирает популярность. Звуковые инсталляции все чаще используются на выставках в музеях как современного, так и классического искусства.

Стрит-арт — направление в современном изобразительном искусстве, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический характер.

Типографика, как направление современного искусства – искусства оформления текста.

Американская художница Барбара Крюгер уже вошла в историю современного искусства благодаря своим эффектным работам с типографикой и шрифтами.

В берлинском пространстве галереи Sprüth Magers она представила инсталляцию Forever — комнату с черно-белыми надписями фраз из романов Верджинии Вульф. В Нью-Йорке на биеннале Performa 17 Крюгер покрыла красно-белыми надписями школьный автобус, каток и карточки для проезда в метро. Центральной частью проекта стала программная работа Unitled (Невежество — блаженство) (Приложение Е).

Объединенный минимализм и поп-арт.

Таким образом, современное искусство отличается разнообразием стилей и направлений, многие из которых пока что не совсем понятны простому обывателю. Такое многообразие свидетельствует о том, что впереди большие перспективы.

Тенденции развития современного искусства

Валерия Прайд, член Координационного Совета РТД, социолог, футуролог и Екатерина Кокина – архитектор рассказывают про то, как в будущем изменится концепция искусства.

Мир однозначно поменяется. Новые технологии уже вовсю врываются в нашу жизнь, будоражат чувства художников, которые стремятся понять окружающий мир при помощи воображения и таким образом суметь заглянуть в будущее. Люди искусства всегда больше других восприимчивы к разнообразным новшествам, в особенности к позволяющим лучше реализовать их творческий потенциал. Поэтому постепенно в художественный обиход все больше входят виртуальные вселенные, различные биотехнологии и уникальные кибернетические системы. [9]

Оцифровка картин и создание 3D или голографических моделей скульптур, даст возможность насладиться искусством прямо из дома, за день побывать в разных галереях мира и даже посмотреть частные коллекции. Каждый желающий будет иметь возможность собрать художественные произведения в своем персональном Лувре. Искусство все больше уходит в виртуальный мир, и уже сейчас там проходят выставки.

Бурно, но как-то в стороне от внимания критиков зарождается самое главное искусство будущего — создание миров. В течение последних 20 лет, когда люди научились создавать компьютерные игры, незаметно произошел коренной поворот в сфере творчества. За смехотворный с точки зрения истории период наши виртуальные вселенные получили объем, реалистичные пейзажи и персонажей, наделенных зачатками искусственного интеллекта. А многообразие сюжетов данных игр отражает всю сложность цивилизации и человеческих отношений. Так как мощность компьютеров нарастает, мы вправе ждать все большей реалистичности и стереоскопичности виртуальных вселенных. [4]

Технологический прогресс, появление новых технических средств не может не сказаться на развитии искусства. Интерактивность и информационность шагнула далеко за пределы Интернета. Сейчас все чаще стали появляться инсталляции, в которой могут принять участие зрители. В этом отношение Интернет стал не более чем удобной площадкой для искусства.

Таким образом, будущее приносит не только новые темы, но и новые инструменты и материалы. Критики при этом не перестают жаловаться, что художники постоянно путают новые идеи с новыми материалами. Но художники часто увлекаются, и с радостью экспериментируют, не обращая внимания на разные неприятные замечания.

Новый виток технологии всегда порождает страхи, что в небытие канут картины, скульптуры, классическое искусство. Реальность наглядно демонстрирует, что этого не происходит. Все это осталось и останется в будущем.

Заключение

Современное искусство – это новая форма искусства концептуально, формально, технологически и психологически. Эти образы сложны для понимания, требуют определённой интеллектуальной подготовки и расшифровки в процессе восприятия.

Современное искусство – зеркало социума. Одна из его функций – отражать сегодняшние проблемы личности и общества.

Современное искусство отличается разнообразием стилей и направлений, многие из которых пока что не совсем понятны простому обывателю. Такое многообразие свидетельствует о том, что впереди большие перспективы. [6]

Будущее приносит не только новые темы, но и новые инструменты и материалы. Критики при этом не перестают жаловаться, что художники постоянно путают новые идеи с новыми материалами. Но художники часто увлекаются, и с радостью экспериментируют, не обращая внимания на разные неприятные замечания.

Новый виток технологии всегда порождает страхи, что в небытие канут картины, скульптуры, классическое искусство. Реальность наглядно демонстрирует, что этого не происходит. Все это осталось и останется в будущем.

Таким образом в ходе исследования мы достигли цели - выявить и проанализировать некоторые тенденции развития современных видов искусства; и решили поставленные задачи:

  • изучить историю становления современного искусства;
  • определить основные направления современного искусства;
  • выявить тенденции развития современного искусства.
  • Наше исследование не претендует на полноту раскрытия темы, поэтому может быть продолжено в дальнейшем на этапе исследовательской работы.

Список используемой литературы

1. Прохоров А.М., Гиляров М.С. и др. Советский энциклопедический словарь. - М.: "Советская энциклопедия", 2014

2. Сюзанна А. Стерноу. Арт Нуво. Дух прекрасной эпохи. - М.: Белфакс, 2013. - 128 с


Современным искусством принято называть всевозможные художественные течения, сложившиеся в конце XX века. В послевоенный период оно являлось своеобразной отдушиной, вновь научившей людей мечтать и изобретать новые жизненные реалии.

Устав от оков суровых правил прошлого, молодые художники решили разорвать прежние художественные нормы. Они стремились к созданию новых, до этих неизвестных практик. Противопоставляя себя модернизму, они обратились к новым способам раскрытия своих сюжетов. Художник и концепция, стоящая за его творением, стали гораздо важнее самого итога творческой деятельности. Желание отойти от воздвигнутых рамок привело к возникновению новых жанров.

современное искусство 21 века

Трехмерная графика в искусстве XXI века

Славится искусство 21 века необычными картинами в 3D графике. С развитием компьютерных технологий художники получили доступ к новым средствам создания своего искусства. Суть трехмерной графики состоит в создании изображений при помощи моделирования объектов в трехмерном пространстве. Если рассмотреть большинство форм современного искусства в 21 веке, создание трехмерных изображений окажется наиболее традиционным. 3D графика имеет множество сторон, в прямом смысле этого слова. Ее используют при создании программ, игр, изображений и видео на компьютере. Но ее также можно заметить прямо под ногами – на асфальте.

необычные картины в 3d графике искусство 21 века

Уличное искусство 21 века

Раньше занятие искусством было уделом состоятельных людей. Оно веками было укрыто стенами специальных заведений, куда был закрыт доступ непосвященным. Очевидно, что его грандиозная сила не могла вечно томиться внутри душных зданий. Именно тогда оно выбралось наружу - на серые мрачные улицы. Выбралось, чтобы изменить свою историю навсегда. Хотя поначалу все не было так просто.

Его рождению были рады не все. Многие считали его следствием неудачного опыта. Некоторые и вовсе отказывались обращать внимание на его существование. Между тем детище продолжало расти и развиваться.

Уличных художников ждали трудности на своем пути. При всем своем многообразии форм, уличное искусство порой было сложно отличить от вандализма.

Началось все в 70-х годах прошлого века в Нью-Йорке. В это время уличное искусство находилось в зачаточном состоянии. А поддерживали его жизнь Julio 204 и Taki 183. Они оставляли надписи в разных местах своего района, после расширяя территорию распространения. Соперничать с ними решили другие ребята. Тут-то и началось самое интересное. Задор и желание показать себя вылилось в битву креативности. Каждый стремился открыть для себя и других более оригинальный способ оставить свой след.

Самым знаменитым уличным художником является Бэнкси, который называет BlekleRat своим главным учителем. Злободневные работы этого талантливого британца способны заставить замолчать каждого. В своих рисунках, созданных с использованием трафаретов, он обличает современное общество с его пороками. Бэнкси свойственен традиционный британский юмор, позволяющий оставить еще большее впечатление на аудиторию. Интересным является тот факт, что до сих пор личность Бэнкси окутана тайной. Никому еще не удалось раскрыть загадку личности художника.

Тем временем искусство улиц стремительно набирает обороты. Когда-то отброшенный к маргинальным течениям, стрит-арт взошел на подмостки аукционов. Работы художников продаются за баснословные суммы теми, кто когда-то отказывался о нем говорить. Что это, живительная сила искусства или веяния мейнстрима?

уличное искусство 21 века

Формы

На сегодняшний день выделяют несколько довольно интересных проявлений современного искусства. Обзор самых необычных форм современного искусства будет представлен вашему вниманию далее.

Реди-мейд

Анаморфозы

Анаморфозами называют технику создания изображений таким образом, что полностью разглядеть их возможно лишь под определенным углом. Одним из ярких представителей этого течения является француз Бернард Прас. Он создает инсталляции с использованием того, что попадется под руку. Благодаря своему мастерству ему удается создавать удивительные произведения, увидеть которые, однако, можно лишь под определенным углом.

обзор самых необычных форм современного искусства

Биологические жидкости в искусстве

Одним из самых спорных течений в современном искусстве 21 века является рисунок, написанный человеческими жидкостями. Часто последователи данной формы современного искусства используют кровь и мочу. Цвет картин в этом случае часто приобретает мрачный, пугающий вид. Герман Нич, к примеру, использует кровь животных и мочу. Автор объясняет использование столь неожиданных материалов трудным детством, которое пришло на время Второй мировой войны.

Живопись XX-XXI века

Краткая история живописи содержит сведения, что конец XX века стал отправной точкой для многих культовых художников современности. В тяжелые послевоенные годы сфера художественного искусства пережила свое перерождение. Художники стремились открыть новые грани своих возможностей.

Супрематизм

живопись xx xxi века

Поп-арт

Поп-арт берет свои истоки в США. В послевоенные годы общество пережило глобальные изменения. Люди теперь могли себе позволить больше. Потребление стало важнейшей частью жизни. Людей начали возводить в культ, а продукты потребления – в символы. Джаспер Джонс, Энди Уорхолл и другие последователи течения стремились использовать эти символы в своих картинах.

Футуризм

Футуризм был открыт в 1910 году. Основной идеей этого течения служило стремление к новому, разрушение рамок прошлого. Это стремление художники изображали при помощи особой техники. Резкие штрихи, наплывы, соединения и пересечения – признаки футуризма. Наиболее известными представителями футуризма являются Маринетти, Северини, Карра.

Современное искусство в России XXI века

современное искусство в россии 21 век

Новое поколение

музей современного искусства 21 века

Музеи современного искусства

Возможно, когда-то современное изобразительно искусство 21 века казалось средой маргинальной, но сегодня все больше людей стремятся приобщиться к новой сфере искусства. Все больше музеев открывают свои двери для новых средств выражения. Нью-Йорк является рекордсменом в области современного искусства. Здесь же находятся два музея, являющиеся одними из лучших в мире.

Первый – MoMA, являющийся хранилищем полотен Матисса, Дали, Уорхола. Второй – музей Соломона Гуггенхайма. Необычная архитектура здания соседствует с творениями Пикассо, Марка Шагала, Кандинского и многих других.

Европа также знаменита своими великолепными музеями современного искусства 21 века. Музей KIASMA в Хельсинки позволяет трогать предметы выставки. Центр Жоржа Помпиду в столице Франции поражает необычной архитектурой и работами художников современности. Стеделейкмюсеум в Амстердаме хранит в своих стенах крупнейшее собрание картин Малевича. Тейт Модерн в столице Великобритании обладает огромным количеством арт-объектов современности. Венский музей современного искусства обладает работами Энди Уорхолла и прочих талантливых творцов современности.

Современное искусство 21 века (живопись) - загадочное, непонятное, завораживающее, навсегда изменило вектор развития не только отдельной сферы, но и всей жизни человечества. Оно отражает и создает современность в одно и то же время. Постоянно изменяясь, искусство современности позволяет на мгновение остановиться постоянно спешащему человеку. Остановиться, чтобы вспомнить о чувствах, кроющихся глубоко внутри. Остановиться, чтобы вновь набрать темп и спешить в вихрь событий и дел.

Урок 8. Современное искусство

Итак, мы добрались до последнего и, возможно, наиболее сложного урока курса. Сложного потому, что невозможно полностью беспристрастно воспринимать события, современниками которых мы являемся. Так или иначе, мы в чем-то соглашаемся или не соглашаемся с описанием, трактовками, восприятием событий, которые происходят сейчас или происходили в недавнем прошлом, в том числе в искусстве.

Более того, изучив предыдущие уроки, многие из вас готовы сами выступить экспертами и даже поспорить, к какому стилю можно отнести то или иное произведение искусства. Поэтому сразу скажем, что 21 век унаследовал тенденции смешения и совмещения стилей, которые подарил миру постмодернизм, и большинство направлений постмодернизма мирно сосуществует с новыми веяниями наступившего третьего тысячелетия.

Цель урока: понять, что такое современное искусство, по каким критериям можно отнести ту или иную работу к произведению искусства.

Изучив урок, вы разберетесь в структуре многообразия современного искусства, его жанрах, стилях и направлениях. И, возможно, задумаетесь о том, чтобы внести в него свой собственный вклад.

Содержание:

Итак, в нашем фокусе внимания – искусство конца 20-первых десятилетий 21 века, его наиболее яркие представители и образцы их творений. И мы приступаем к изучению!

Современная архитектура

Мы начали урок с того, что 21 век унаследовал традицию смешения и совмещения стилей, которую подарил миру постмодернизм, и большинство течений постмодернизма мирно сосуществует с новейшими веяниями наступившего третьего тысячелетия. В архитектуре это заметно особенно четко. Архитекторы 21 столетия продолжают искать неординарные решения, по-прежнему популярен хай-тек, а бетон, стекло и металл все так же являются основными строительными материалами.

Живы и тенденции минимализма, особенно в жилищном строительстве. Большинство застройщиков стремится сократить издержки на строительство, поэтому экономит на украшении домов. В зданиях общественного назначения внешние украшения в виде замысловатых сочетаний цветов и материалов используются чаще. В целом, в архитектуре 21 столетия можно выделить:

  • Рост популярности высотной застройки.
  • Конструктивность и лаконичность зданий.
  • Геометрическая простота строений.
  • Максимальная энергоэффективность.

Так, современные проектировщики стремятся создать эффект просторности помещения, обеспечить максимальное поступление воздуха и света. Такой подход к энергоэффективности является следствием общего тренда экономии. Чем больше естественного света будет в здании, тем меньше расходы на электроэнергию. Особенно это касается зданий общественного назначения: бизнес-центры, торговые центры, фитнес-центры и т.д.

В 21 веке ощутимо меньше влияние такого стиля, как деконструктивизм, и архитекторы больше не ставят целью шокировать внешним обликом здания. Однако это не значит, что деконструктивизм полностью остался в прошлом. Так, в 2004 году Притцкеровскую премию за достижения в архитектуре получила Заха Хадид (1950-2016), которая считается типичным представителем деконструктивизма в архитектуре.

Более того, большинство ее проектов было воплощено в жизнь именно в 21 столетии. Например, Центр Гейдара Алиева в Баку был построен в 2012 году, а в 2014-м признан лучшим зданием в мире и получил премию Design of the Year:

Центр Гейдара Алиева

К слову, здесь мы не увидим свойственных деконструктивизму заостренных агрессивных форм. Да и прочие работы Хадид имеют в целом отнюдь не резкие очертания. Посмотрите, например, на Центр водных видов спорта в Лондоне:

Центр водных видов спорта в Лондоне 1

Отметим, что свойственные деконструктивизму острые углы там все-таки есть, но они заметны лишь с некоторых ракурсов:

Центр водных видов спорта в Лондоне 2

Майкл Соркин, Jellyfish Hotel

Современная скульптура

Скульптура 21 столетия унаследовала тренды второй половины века 20-го. Особенно это касается тенденции к удешевлению и облегчению материалов, из которых изготавливается скульптура. Так, сегодня почти не осталось места скульптурным композициям из бронзы и мрамора ввиду дороговизны и тяжести материалов, сложности обработки и сложностей с транспортировкой для участия в выставках. Хотя, разумеется, это не означает, что традиционная скульптура уже полностью отошла в прошлое.

Как и во второй половине 20 столетия, часто используются более легкие материалы: пластик, стекло, дерево, гипс, проволока, тонкие листы металла и даже бумага. Еще в большей степени, чем в 20 веке, становятся популярны инсталляции – пространственные композиции из различных материалов и предметов. Такие конструкции легко монтируются, демонтируются и перевозятся с места для места, и такая мобильность заметно расширяет возможности презентации своих работ для скульпторов.

И еще один тренд наступившего тысячелетия: скульптуры все сложнее и сложнее четко отнести к какому-то одному определенному стилю. В них очень много иносказательности и огромный простор для фантазии зрителей, когда каждый может увидеть нечто свое. Иногда даже такое, чего не догадался бы показать художник. В общем, тут лучше один раз увидеть, поэтому представим вашему вниманию наиболее знаковые скульптуры начала 21 столетия.

Норвежский скульптор Фредрик Раддум одинаково успешно работает и в прогрессивном жанре инсталляции, и в традиционной бронзовой скульптуре, зачастую воплощая неординарные сюжеты. Например, птица, которая поднимает в небо человека:

Фредрик Раддум, Trans Ī Re

Александр Лидаговский, Лестница 1

Интересно, что ни с одного ракурса невозможно увидеть всех действующих героев композиции. Так, чтобы хорошо рассмотреть кота, вам придется обойти скульптуру сзади:

Александр Лидаговский, Лестница 2

Бегунья на старте

Фабьен Мерель, Пятикнижие

Кэти Гриннан, Мираж

Тихару Сиота, Неопределенное путешествие

Эдоардо Тресольди, Человек

Современная живопись

В живописи, как и в скульптуре и архитектуре, тренды 20 века соседствуют с новыми веяниями 21 века. Из прошлого века в нынешний перекочевали традиции концептуализма, поп-арта, экспрессионизма, сюрреализма, абстрактного импрессионизма, которые существуют в работах художников в причудливых смешениях. И, как и в скульптуре, все труднее отнести то или иное творение однозначно к какому-либо одному стилю. Поэтому представим те работы художников начавшегося третьего тысячелетия, на примере которых проще увидеть господствующие тренды в искусстве.

Пурлик, Морячки в Гоа

Зюлковский, Бестиарий

Семенская, Все что только можно вообразить

Влияние экспрессионизма наиболее четко прослеживается в работах Натальи Турновой. К слову, обыгрывание идеи картины в разных красках и ракурсах – это тенденция 21 столетия. По факту, перед зрителями предстает одна картина с некоторыми изменениями, однако эти изменения придают каждой из картин статус оригинала:

Наталья Турнова, Лица

Семен Агроскин, Соседняя комната 1

К слову, Агроскин точно так же, как и некоторые его современники, тиражирует свои идеи, изображая один сюжет в нескольких вариациях:

Семен Агроскин, Соседняя комната 2

Воуба, Крик ястреба

Лукаш Стоклоса, Интервью с вампиром

Есть в современной живописи место и реализму. Так, Уоррен Чанг предпочитает максимально реалистичные изображения людей:

Чанг, Старик

Еще больший фанат реализма – итальянец Аурелио Бруни. Его работы можно отнести к жанру гиперреализма, когда художественными средствами достигается почти фотографическое сходство:

Бруни, Дама с бокалом

Из не получивших особого распространения, однако по-своему интересных направлений в живописи 21 века можно выделить eggcubism или рисование на упаковках из-под яиц (от английского egg – яйцо). Изобретатель стиля и, пожалуй, пока единственный добившийся успеха на этом поприще художник – голландец Энно де Кроон. Фишка в том, что восприятие картины существенно меняется в зависимости от угла зрения:

Энно де Кроон, Портрет

Современная литература

Отметим, что феминистками в чистом виде ни Токарева, ни Петрушевская не являются, в отличие, например, от Марии Арбатовой, которая именно так себя и позиционирует и в жизни, и в писательском творчестве.

Музыка и зрелищные искусства

В 21 веке продолжают развиваться все жанры музыки, кино, театра, которые сформировались на протяжении 20 века. Только теперь на их развитие напрямую влияют возможности цифровых технологий, которыми обогатил наш мир 21-й век.

Так, снятое на пленке кино уходит в прошлое, равно как и музыку мало кто пишет на пленку. Мир видео- и аудиоспецэффектов стал практически безграничен, что позволяет сделать шедевр практически из любого отснятого в павильоне материала.

Помимо цифровизации, наблюдается четкий тренд к ускорению сюжета. Практически любая тема, затянутая в экранном времени на 2 часа, становится неинтересной независимо от сюжета. Причем эта тенденция коснулась и отечественного, и зарубежного кинематографа.

Стремление к большей динамичности действия наблюдается и в театральном искусстве. Осталось совсем мало спектаклей на 3 отделения с 2 антрактами. Сегодня даже классические произведения стремятся уложить в два, а то и одно отделение, не говоря уже о постановках по пьесам современных авторов.

Давно известные сюжеты подвергаются новой обработке и получают новое звучание. Типичным примером является французская рок-опера Mozart Le Concert. Восприятие Моцарта как рок-музыканта в высшей степени неожиданно, однако в такой же степени талантливо, что показали с успехом прошедшие многочисленные гастроли в разных странах.

Заметим, что в 21 веке рок-музыка активно проникает в сферы зрелищного искусства, где раньше это было трудно даже представить. Так, на соревнованиях по фигурному катанию спортсмены регулярно катаются под композиции в стиле рок. В частности, под композиции рок-группы Muse. Мелодичность и пригодность рока для танцевальных постановок – это, пожалуй, еще одно важное открытие 21 века в мире зрелищных искусств.

Следующий тренд – удешевление декораций, особенно в отечественном театре, что, впрочем, связано не столько с эстетическими предпочтениями постановщиков, сколько с тотальной бедностью бюджетных учреждений культуры вообще и театра в частности. Поэтому едва ли не любой спектакль, где сделали богатые декорации, обречен на аншлаг. Зрители приходят посмотреть если не на игру актеров, то хотя бы на оформление декораций спектакля.

Другая причина минимизации и удешевления декораций – это стремление к большей мобильности, когда оригинальные декорации можно даже не везти на гастроли, а попросить комплект офисной мебели или кусок белого линолеума у принимающей стороны.

Все ускоряющийся темп жизни повлиял и на развитие популярной музыки. Быстрые ритмы получают невиданную доселе популярность, и даже медленные композиции предполагают динамичное смысловое развитие событий внутри музыкального произведения.

Особенно явно заметен тренд к ускорению в творчестве тех исполнителей, чья активная фаза деятельности началась в 80-90-е годы 20 века и продолжается до сих пор. Многие из них прибегли к творческой переработке своего раннего песенного материала, переложив его на более энергичную музыку или дополнив интерпретацией в новых для себя жанрах.

В 2013 году эта песня обрела новое, гораздо более энергичное звучание, которое воспринимается очень современно, хотя песне уже почти 40 лет:

И на этой высокой в прямом и переносном смысле ноте мы завершаем наш краткий курс по истории искусства. Пройдя все уроки, вы получили общее представление о развитии основных видов искусства с древнейших времен до наших дней. Разумеется, волшебный мир искусства намного больше и масштабнее, нежели то, что возможно вместить в краткий курс из 8 уроков.

Продолжайте читать книги, слушать музыку, смотреть фильмы, ходить в театр, на концерты и выставки, и вы откроете для себя много новых имен, авторов и произведений. Далее предлагаем вам ответить на вопросы проверочного теста и подумать, можете ли вы внести свой вклад в развитие современной культуры и искусства.

Вы уже поняли, что искусство – это образное переосмысление действительности и передача смыслов художественными средствами. Поэтому произведением искусства может считаться практически что угодно, где смысл выражен художественными средствами: картина, скульптура, инсталляция, мелодия и так т.д.

Если вы пишите стихи или картины, музыку или романы, вам стоит задуматься о том, чтобы поделиться своим творчеством. Мы желаем вам успеха и будем рады видеть вас на наших новых курсах!

Проверьте свои знания

А в заключение нашего краткого курса по истории искусства предлагаем пройти экзамен по всему изученному материалу.

Современное искусство 21 века, точнее, конца 20-го — начала 21 веков. Об этом пойдет речь в этой статье — третьей из цикла Гид по современному искусству. Мы продолжим знакомство с современным искусством. Рассмотрим самые яркие направления конца 20 — начала 21 веков.

Искусство, в котором мало смысла, но много значения (Александр Генис)

Искусство конца 20 — начала 21 века — всеядное, ироничное, ядовитое, демократичное — называют закатом великой эпохи. Постмодернисты попали в ситуацию, когда все сказано до них. И им остаётся пользоваться созданным, смешивать стили, создавать, пусть не новый, но узнаваемый арт…

В 2-х предыдущих статьях цикла мы рассматривали:

Как и в 2-х предыдущих статьях, для каждого вида арт искусства будут указаны места — города, музеи, сайты, где можно посмотреть работы их ярких представителей. Эта статья, как и две предыдущая может стать еще одним стимулом для Вас к новым путешествиям!

Из статьи Вы узнаете: арт искусство — самые яркие направления конца 20 века — начала 21 веков.

1. НЕОРЕАЛИЗМ. Это арт искусство послевоенной Италии, которое боролось с послевоенным пессимизмом.

Новый фронт искусства объединил абстракционистов и реалистов и просуществовал всего лишь 4 года. Но из него вышли известные художники: Габриелле Муки, Ренато Гуттузо, Эрнесто Треккани. Они ярко и экспрессивно изображали рабочих и крестьян.

Похожие направления появились и в других странах, но самой яркой школой считается школа неореализма, которая появилась в Америке стараниями монументалиста Диего Риверы.

Смотреть: Ренато Гуттузо — Дворец Кьярамонте (Палермо, Италия), фрески Диего Риверы — Президентский Дворец (Мехико, Мексика).

2. МИНИМАЛЬНЫЙ АРТ. Это направление авангардизма. Использует простые формы и исключает любые ассоциации.

Кarl Аndre, 1964

Кarl Аndre, 1964

Это направление появилось в США в конце 60-х. Своим прямым предшественниками минималисты называли Марселя Дюшана (реди-мейд), Пита Мондриана (неопластицизм) и Казимира Малевича (супрематизм), его черный квадрат они называли первым произведение минимального арта.

Предельно простые и геометрически правильные композиции — пластиковые коробки, металлические решетки, конусы — выполнялись на промышленных предприятиях по эскизам художников.

Смотреть:

Работы Дональда Джадда, Карла Андре, Сола Левита — Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США), Музей современного искусства (Нью-Йорк, США), Музей Метрополитен (Нью-Йорк, США).

3. ПОСТМОДЕРН. Это большой список нереалистических направлений конца 20 века.

Постмодернизм — это порождение эпохи новейших технологий. Поэтому его характерная особенность — это смешение стилей, образов, разных эпох и субкультур. Главным для посмодернистов стало цитирование, ловкое жонглирование цитатами.

Смотреть: Галерея Тейт (Лондон, Великобритания), Национальный музей современного искусства Центр Помпиду (Париж,Франция), Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США).

4. ГИПЕРРЕАЛИЗМ. Искусство, подражающее фотографии.

Еще это искусство называют Супереализм, Фотореализм, Радикальный реализм или Холодный реализм. Появилось это направление в Америке в 60-х и через 10 лет получило распространение в Европе.

Художники этого направления в точности копируют мир так, как мы его видим на фото. В работах художников читается некая ирония над техногеном. Художники изображают в основном сюжеты из жизни современного мегаполиса.

Смотреть: работы Чака Клоуза, Дона Эдди, Ричарда Эстеса — Музей Метрополитен, Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США), Бруклинский музей (США).

5. ИНСТАЛЛЯЦИЯ. Это композиция в галерее, которую можно создать из чего попало, главное, чтобы были подтекст и идея.

Роберт Гобер, Инсталляция 1989-90

Роберт Гобер, Инсталляция 1989-90

Скорее всего не было бы этого направления, если бы не культовый писсуар Дюшана. Имена главных мировых инсталляторов: Дайн, Раушенберг, Бойс, Куннелис и Кабаков.

Главное в инсталляции сам подтекст и пространство, где художники сталкивают банальные предметы.

Смотреть: Тейт Модерн (Лондон, Великобритания), Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США).

6. ЭНВАЙРОНМЕНТ. Это искусство создания 3-х мерной композиции, которая эмитирует реальную среду.

Эдварт Кинхольц. Государственная больница, 1966

Эдварт Кинхольц. Государственная больница, 1966

Через полвека в этом жанре стали работать и преуспели Эдвард Кинхольц и Джордж Сигел. В свое произведение они обязательно вносили шокирующий элемент бредовой фантазии.

Смотреть: работы Эдварда Кинхольца и Джорджа Сигела — Музей современного искусства (Стокгольм, Швеция).

7. ВИДЕОАРТ. Это направление возникло в последней трети 20 века благодаря появлению портативных видеокамер.

Нам Джун Пайк. Инсталляция, 1993

Нам Джун Пайк. Инсталляция, 1993

Это очередная попытка вернуть арт в реальность, но теперь при помощи видео и компьютерной техники. Американец Нам Джун Пайк снял видео проезда Папы Римского по улицам Нью-Йорка и стал первым видео артистом.

8. ГРАФФИТИ. Надписи и рисунки на стенах домов, несущие дерзкий месседж.

Граффити Бэнкси

Граффити Бэнкси

Появились впервые в 70-х в Северной Америке. К их появлению имели отношение галеристы одного из районов Манхэттена. Они стали меценатами творчества живших с ними по соседству пуэрториканцев и ямайцев. Граффити сочетают в себе элементы городской субкультуры и этнической.

Имена из истории граффити: Кейт Херинг, Жан-Мишель Баския, Джон Матом, Кенни Шарф. Скандально известная личность — граффитик из Британии Бэнкси. Открытки с его работами есть во всех британских сувенирных лавках

9. ТРАНСАВАНГАРД. Одно из направлений в постмодерной живописи. Сочетает прошлое, новую живопись и экспрессивность.

Трансавангардист Александр Ройтбурд

Работа трансавангардиста Александр Ройтбурд

Автор термина трансавангард — современный критик Бонито Олива. Этим термином он определил творчество 5-ти своих соотечественников — Сандро Киа, Энцо Кукки, Франческо Клементе, Миммо Паладино, Николо де Мариа. Для их творчества характерно: сочетание классических стилей, отсутствие привязанности к национальной школе, установка на эстетическое наслаждение и динамика.

Смотреть: Музей-коллекция Пегги Гуггенхайм (Венеция, Италия), Музей современного искусства в Palazzo (Венеция, Италия), Галерея современного искусства (Милан, Италия)

10. БОДИ-АРТ. Одно из направлений акционизма. Тело выступает в качестве холста.

Работа художницы Орлан

Работа художницы Орлан

Боди-арт — это одно из проявлений панк-культуры 70-х. Напрямую связано с появившейся тогда модой на тату и нудизм.

Живые картины создаются прямо перед зрителями, записываются на видео и транслируются затем в галерее. Брюс Науман, изображающий в галерее дюшановский писсуар. Дуэт Гилберт и Джордж — живые скульптуры. Изображали типаж среднего англичанина.

Смотреть: например, на сайте художницы Орлан orlan.eu.

11. СТАКИЗМ. Британское арт-объединение фигуративной живописи. Выступало против концептуалистов.

Чарли Томсон. A Long Way From Greece

Чарли Томсон. A Long Way From Greece

Первая выставка была в Лондоне в 2007-м, как протест против галереи Тейт. По одной из версий протестовали в связи с покупкой галереей работ художников в обход законодательства. Шум в прессе привлек внимание к стакистам. Сейчас в мире насчитывается более 120 артистов. Их девиз: художник, который не рисует — не художник.

Термин стакизм было предложено Томсоном. Художница Трейси Эмин воскликнула в адрес своего бойфренда Билли Чайлдиша: твоя живопись застряла, застряла, застряла! (англ. Stuck! Stuck! Stack!)

12. НЕОПЛАСТИЦИЗМ. Абстрактное искусство. Пересечение перпендикулярных линий 3-х цветов.

Работа Пит Мондриан. Композиция N 10. ‎(1939-1942)

Работа Пит Мондриан. Композиция N 10. ‎(1939-1942)

Идеолог направления — голландец Пит Мондриан. Считал мир иллюзорностью, поэтому задача художника очистить живопись от чувственных форм (фигуратива) во имя эстетических (абстрактных) форм.

Сделать это художник предложил максимально лаконично при помощи 3-х цветов — синего, красного и желтого. Ими заливались места между перпендикулярными линиями.

Неопластицизм до сих пор вдохновляет дизайнеров, архитекторов и промышленных графиков .

Смотреть: работы Пита Мондриан и Тео Ванной Дусбурга в Муниципальном Музее Гааги.

13. СТРИТ-АРТ. Искусство, для которого город это выставка либо холст

Цель стрит-артиста: моментально вовлечь прохожего в диалог при помощи своей инсталляции, скульптуры, постера либо трафарета.

Смотреть: La Llotja, Старая школа искусств, Барселона. Целые секции стрит-арта стали выставляться на Sotheby’s в Лондоне.

14. МЕЙЛ-АРТ. Международное некоммерческое движение. Использует электронную и обычную почту для распространения арта.

Mail art by György Galántai, 1981

Mail art by György Galántai, 1981

Изначально мейл-арт сформировался, как объединение популярных в 60-х направлений арта — концептуализма, бук-арта, видеоарта, боди арта.

Мейл-арт — это пересылка по почте художественного произведения. Оригинал направляется только одному адресату. А репродукции могут направляться нескольким адресатам электронной или обычной почтой.

Художники, работающие в стиле мейл-арт, пользуются письмами, конвертами, почтовыми карточками, посылками, марками, штемпелями. Самая распространенная техника — коллаж. Ее популяризировал американский художник Рэй Джонсон — яркая фигура сети. В галереях часто проводятся выставки мейл-арта.

Произведением мейл-арта являются не просто оформленные художниками или любителями открытки, а те что прошли через почту, имеют марки, штампы, надписи. Таким образом работники почты это соавторы мейл-арта.

Смотреть: работы мейл-арта на сайте.

15. НЕТ-АРТ. Это проекты, которые существуют исключительно в сети.

Но это не сетевой дизайн. Распознать работы нет-арта не так уж и просто. Для них характерна незамысловатость и прямолинейность.

От работ художников, работающих в профессиональных программах, они отличаются драйвом, незаангажированностью и скоростью.

Современное искусство (англ. contemporary art) объединяет весь спектр течений, направлений и жанров, к которым обращались авторы с конца ХХ века до сегодняшнего дня. В условиях глобализации и развития технологий художники создают невероятно разнообразные произведения. В современном искусстве сложно найти общие черты и единые принципы — настолько оно индивидуально и разнопланово. Жанры и культурные традиции проникают друг в друга, а художники продолжают искать новые способы самовыражения и актуальные темы.

Современное искусство включает многочисленные художественные течения, сформировавшиеся в прошлом. Но к ним постоянно добавляются новые виды творчества. Вот приблизительный список направлений, возникших после 1990 года:

  • GPS-рисование.
  • Mission School.
  • Superflat.
  • Superstroke.
  • Taring Padi.
  • Verdadism.
  • Альтермодерн.
  • Арт-интервенция.
  • Артивизм.
  • Артхаусная игра. .
  • Брендализм. .
  • Гибридное искусство. .
  • Движение китча.
  • Девиантное искусство.
  • Дефастенизм.
  • Индидженизм.
  • Интентизм.
  • Информационное искусство.
  • Искусство взаимоотношений. .
  • Массюрреализм.
  • Метамодернизм.
  • Молодые британские художники.
  • Нет-арт.
  • Новая готика. .
  • Новая лейпцигская школа.
  • Новая эстетика.
  • Пассионизм.
  • Пост-интернет искусство.
  • Постчерное искусство. .
  • Псевдореализм.
  • Ремодернизм.
  • Скульптура возобновляемой энергии. .
  • Стакизм. .
  • Тактические медиа. .
  • Циничный реализм.
  • Эволюционное искусство.
  • Эковенция.

Что называется современным искусством?

Современное искусство на Западе обозначается двумя терминами: art modern и contemporary art. Первый характеризует творческие процессы с конца XIX века примерно до середины прошлого столетия. Второй относится к произведениям с послевоенного до настоящего времени. Но и такого разделения уже недостаточно. Время идет, и бывшие вчера передовыми работы становятся историей. Особенно остро это чувствуют музеи современного искусства, поскольку их приобретения постепенно устаревают.

В настоящее время принято относить к контемпорари арт произведения, созданные за последние 50, 30 или 20 лет.

Характерные признаки современного искусства

Самые известные современные художники

В настоящее время продолжают работать многие признанные мастера, прославившиеся более 50 лет назад, но появляются и новые яркие имена. Вот лишь несколько самых известных современных художников, представляющих старое и новое поколения:

Читайте также: