Рабочий вопрос история 9 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Такие деятели мечтали о создании центрального органа народного представительства, который бы состоял из представителей земств. Большинство из них предполагало, что данный орган должен взять на себя роль законодательной власти и ограничить монархию.

Вопросы к §28. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894— 1904 гг.

Это политика изначально начальника Московского охранного отделения Сергея Васильевича Зубатова, который в 1902-1903 годах также занимал должность главы Особого отдела Департамента полиции всей империи. Основной идеей было разделение рабочего движения и революционной деятельности интеллигенции.

Для этого организовались профсоюзы и даже партия (Еврейская независимость рабочая партия), которые выдвигали экономические требования улучшения жизни рабочих, не затрагивая политику. В их поддержку выпускались брошюры, устраивались лекции. Экономические требования частично удовлетворялись в результате давления на предпринимателей.

Так называемая зубатовщина была реальным шансом дереволюционизировать рабочее движение: по воспоминаниям социалистов в то время в Москве стало абсолютно не возможно работать.

2. Какие задачи были призваны решить легальные рабочие организации?

Легальные рабочие партии были частью зубатовщины. Они боролись против увольнений, за сокращение рабочего дня, повышение заработной платы. Принципиально не выдвигали политических требований. После отставки Зубатова и прекращения их поддержки со стороны полиции прекратили свою деятельность.

3. Перечислите требования, включённые в программу РСДРП. Какими способами члены РСДРП предполагали достичь своих целей?

РСДРП рассчитывало на обычные средства рабочего движения, такие как забастовки и стачки, а также на подготовку вооружённого восстания. Также партия развернула широкую пропагандисткую компанию как через нелегальную в России (но не в странах её издания) прессу, так и через деятельность агитаторов в рабочих массах. Всё это было направлено на реализацию следующих двух программ.

Программа-минимум:
  • замена в России абсолютной монархии на демократическую республику;
  • введение демократических свобод;
  • введение всеобщего избирательного права;
  • расширение прав местного самоуправления;
  • реализация прав наций на самоопределение;
  • обеспечения равноправия всех наций России;
  • восьмичасовой рабочий день для пролетариата;
  • отмена штрафов и сверхурочных работ на промышленных предприятиях;
  • возвращение крестьянам отрезков;
  • отмена выкупных и оброчных платежей и возвращение крестьянам ранее взысканных выкупных платежей.
Программа-максимум:
  • установление диктатуры пролетариата под руководством партии пролетариата (то есть фактически захват РСДРП власти в России);
  • построение социализма по марксистскому плану.
4. Когда была создана ПСР? Расскажите об особенностях программы и тактики эсеров.

Партия социалистов-революционеров была создана в 1902 году. Эсеры во многом были наследниками народовольцев, потому как и народовольцы применяли индивидуальный террор, к которому большинство других партий не прибегало. Также особенностью деятельности партии было то, что в целях конспирации там не было регулярного членства.

Не существовало процедуры вступления и т. д., эсерами считались все, разделявшие соответствующие идеи. Это позволяло избежать создания списков членов партии. Чётко определялся лишь состав руководящих органов ПСР.

В программе эсеров много особенностей. Партия планировала опираться на рабочий класс, но подразумевала под ним не только пролетариат, но также крестьянство и интеллигенцию – всех, живущих за счёт собственного труда. А поскольку большинство рабочего класса России составляли крестьяне, то и требования партии удовлетворяли в основном их потребности, включая передачу всей земли тем, кто её непосредственно обрабатывает.

ПСР – единственная из общероссийских партий, выступавшая за превращение империи в федеративное государство. Также именно в программе эсеров появилась идея всенародно избранного Учредительного собрания, которое одно лишь может определить будущий государственный строй России.

5. Какими организациями было представлено либеральное движение в начале XX в.?

Либерализм по-прежнему был представлен в основном земским движением. Прорывом стало создание Союза освобождения – первой настоящей партии либерального толка.

Думаем, сравниваем, размышляем:

1. Чем различались позиции революционных и либеральных сил в Российской империи в начале XX в.? В чём их интересы могли совпадать?

Эти движения сходились в основном только в постановке проблем. Они требовали ограничения самодержавия, решения рабочего и крестьянского вопроса. Но либералы ратовали за создание конституционной монархии по образцу Великобритании, революционеры – за построение социализма (нигде ещё не существовавшего строя), притом разные партии по-разному представляли себе социализм.

Решение крестьянского и рабочего вопроса многие революционеры видели в перераспределении собственности или даже в превращении всей собственности в общественную, либералы были против подобных инициатив.

И, конечно, главным отличием были средства достижения цели. Либералы признавали лишь ненасильственные формы борьбы, либералы наоборот основные надежды возлагали на насилие, включая вооружённое восстание, а в случае с эсерами – и индивидуальный террор.

2. Как были связаны рост революционных выступлений и рост национальных движений в начале XX в.?

Порой требования обоих движений смыкались. Возникали партии, которые выступали и за самоопределение своих наций, и за социальные преобразования. Ярким примером такой партии был БУНД. Аббревиатура расшифровывается словосочетанием на идише, БУНД – русская транслитерация, а не аббревиатура перевода. Партия была социалистического толка, но представляла интересы не всех рабочих, а именно еврейских – за чертой оседлости они составляли большинство пролетариата.

Партия ратовала за ограничение монархии на основе либеральной конституции. Достигать цели планировали исключительно легальными методами борьбы. Наиболее известна акция союза – так называемая банкетная компания. Она проходила в конце ноября – декабре 1904 года. Проходило большое количество собраний, на которых произносили политические речи, принимали резолюции.

Однако официально все эти собрания объявлялись просто банкетами и участников действительно угощали. Компанию активно освещала иностранная пресса и русская, издававшаяся за границей. Выходившие в России издания её практически полностью игнорировали.

Деятельность Союза освобождения была частью либерального земского движения. Не даром и банкетная компания проводилась в поддержку решений первого легального Земского съезда, прошедшего 6-9 ноября 1904 года. В конце 1905 года союз влился в Конституционно-демократическую партию (кадетов).

Интересен следующий факт. Документы Союза освобождения одним из руководителей бывшей партии в 1917 году перед отъездом на Дон были переданы на хранение в Архив Императорской Российской академии наук. Во время очередной чистки в 1930 году документы былт обнаружен и засекречены. Доступ не открыт до сих пор.

Возможно, это было сделано автоматически, потому что союз не был политическим союзником РСДРП, а в наше время режим секретности не снят, потому что соответствующие люди об этом просто не вспомнили. Но возможны и иные варианты – без доступа исследователей документам ничего определённого сказать нельзя.

4. Используя Интернет, составьте биографию В. И. Ульянова (Ленина).

Владимир Ильич Ульянов родился 22 апреля 1870 года в Симбирске (который в 1924 году был переименован в честь своего знаменитого уроженца в Ульяновск). Его дед был крепостным крестьянином, а отец дослужился до должности инспектора народных училищ.

Владимир закончил в 1887 году гимназию в родном Симбирске и поступил в Казанский университет. В этом же году его старшего брата Александра осудили и казнили за подготовку покушения на императора (эта была единственная такая попытка за всё правление Александра III). Вскоре и Владимира также уличили в антиправительственной деятельности и отчислили из университета без права восстановления, однако на получение диплома запрет не распространялся.

Воспользовавшись этим, Ульянов в 1891 году сдал экзамены экстерном и получил диплом юриста. Начал работать помощником адвоката. Но главным делом его жизни уже тогда стала не юриспруденция, а революционная борьба.

В 1896 году за участие в этой борьбе Ульянова арестовали. Год он провёл в тюрьме, потом отправился в ссылку. Ссылка сильно отличалась от каторги. Ульянов смог перевести с собой свою библиотеку и часть мебели, включая пианино, просто вынужден был жить вдали от столицы.

Большую часть революции 1905-1907 годов Ульянов находился в России на нелегальном положении – под чужими фамилиями. Он координировал деятельность большевистского крыла РСДРП, но больших успехов оно добиться тогда не смогло, у меньшевиков было гораздо больше влияния, не говоря уже у других партиях вроде кадетов и эсеров.

С 1908 года Ульянов снова находился в эмиграции, занимался публицистикой. В начале Первой мировой войны большинство партий поддержали своё правительство. Однако большевики не просто осудили начало войны, но и открыто желали поражения своей стране, с самого начала заявляя, что такое поражение приведёт к революции.

Однако в начале эта позиция казалось ошибочной. Ленин (именно этот псевдоним Ульянов использовал всё чаще) мечтал о революции, писал про неё, но не верил, что доживёт до неё. Такими мыслями он делился в письме другу буквально перед самой Февральской революцией.

Вернувшись в Россию в апреле 1917 года, Ленин сразу провозгласил курс на захват большевиками власти. Его красноречие и талант организатора сыграли ключевую роль и в захвате власти этой партией, и в её удержании в ходе левоэсеровского переворота, Гражданской войны и т. д. После Гражданской войны именно Ленин провозгласил ставший для страны спасительным НЭП.

Приход к власти стал для Ленина не окончанием опасности, а только её началом. Ситуация в столице была неспокойной. Известен случай, когда вооружённые люди остановили Ленина, заставили выйти из машины и отобрали ценности. Это были просто грабители, а не политические противники, потому убивать лидера страны не стали. Однако 30 августа 1918 года произошло и политическое покушение. Ленин был тяжело ранен, но выжил.

Ленин провёл свою партию через самые тяжёлые первые годы её пребывания у власти. Но потом здоровье его подвело. Возможно, сказались последствия ранения, а возможно резкая смена ритма жизни: почти в 50 Ульянов сменил размеренный быт эмигранта в Швейцарии на беспокойную, требующую постоянной активной деятельности жизнь лидера партии, а потом и страны.

Весной 1922 года у Ленина случился инсульт. Он долго и тяжело оправлялся от болезни, больших усилий стоило снова научиться писать, речь стала непонятной для окружающих. Казалось, что болезнь начала отступать. Но 21 января 1924 года второй инсульт стал смертельным.

5. Кто такие большевики и меньшевики? Сравните их взгляды.

Большевики и меньшевики – это два крыла РСДРП. На II съезде большинство в руководящих органах партии получили сторонники реализации программы-максимум (лидер – Ленин), меньшинство – программы-минимум (лидер – Мартов) (см. ответ на вопрос к параграфу №3). От большинства и меньшинства и происходит название.

§28. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894— 1904 гг.

РАБОЧИЙ ВОПРОС В РОССИИ — одна из острых социально-политических проблем в конце XIX — начале XX в., включавшая взаимоотношения рабочего класса с предпринимателями (фабрикантами, заводчиками) и правительством. Возник в правительственной политике в связи с формированием рабочего класса и началом его столкновений с владельцами предприятий. Означал борьбу российского пролетариата за улучшение экономического и социального положения, которое было крайне тяжелым: низкая заработная плата (21—37 руб.), продолжительный рабочий день (11—14 час.), громадные штрафы (за поломку инструментов, нарушения дисциплины и т. п.), плохие жилищные условия, отсутствие охраны труда, политических свобод и профессиональных союзов, способных защищать экономические интересы рабочих.

Фабричным законодательством 1880-х гг. правительство пыталось решить рабочий вопрос путем регламентации взаимоотношений рабочих с владельцами предприятий. В 1885—1886 гг. были приняты законы, установившие предельный размер штрафов, учреждавшие фабричную инспекцию, призванную следить за нарушением законов предпринимателями, и запрещавшие работу женщин и подростков в ночное время. Однако эти меры не внесли заметного улучшения положения и не остановили борьбу рабочих.

Стачки летом 1896 г. и зимой 1897 г. вынудили правительство принять закон (1897) о сокращении продолжительности рабочего дня до 11,5 часов, но фабриканты повсеместно нарушали его под разными предлогами (срочный казенный заказ и т. п.). Были также расширены права фабричной инспекции, которая должна была предупреждать возможные причины забастовок, но и эти меры не остановили рабочее движение, которое под влиянием революционной пропаганды включилось в политическую борьбу и стало одним из мощных проявлений социально-политического кризиса в России.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 419-420.

Рабочий вопрос - это одна из самых серьезных тем в России конца $XIX$ – начала $ХХ$ веков, которая возникла между рабочим классом с одной стороны и их работодателями - заводчиками, фабрикантами – и правительством с другой.

Формирование рабочего класса и столкновение с хозяевами предприятий дало правительству подов для рассмотрения на заседаниях Думы рабочего вопроса более пристально. Российский пролетариат требовал улучшения экономического и социального положения, которое было очень сложным и тяжелым. Прежде всего, ничтожно низкая зарплата – $21-37$ рублей и крайне длинный рабочий день – $11-14$ часов, а также - по любому поводу огромные штрафы (дисциплина, выход из строя рабочего инструмента и т. п.), очень плохие условия для проживания, отсутствие охраны труда и профсоюзов, лишение политических свобод.

Правительственные законопроекты

Правительство пыталось решать рабочий вопрос, было создано фабричное законодательство в $1880$-х годах (министром финансов Бунге Н.Х.), оно пыталось регламентировать отношения рабочих и фабрикантов. Законами от $1885-1886$ годов были приняты установленные конкретные размеры штрафов.

Специальные фабричные инспекции были призваны строго следить за соблюдением законов предпринимателями, а также следить за тем, чтобы в ночное время не было на рабочих местах женщин и подростков. Но все эти меры не улучшили положения рабочих и не смогли остановить их борьбу.

Стачки

Прошедшие стачки летом $1896$ и зимой $1897$ годов заставили правительство создать закон, допускающий сокращение трудового дня до $11,5$ часов, но фабрикантами он повсеместно нарушался, и под разными предлогами.

У фабричной инспекции были расширены права, в ее обязанности входило своевременное предупреждение возможных причин забастовок, но и это не смогло остановить растущее рабочее движение. Под воздействием революционной пропаганды оно влилось в политическую борьбу и оказалось одним из самых сильных явлений социально-политического перелома в России на рубеже столетий.

Готовые работы на аналогичную тему

Попытки решения рабочего вопроса

Достижения Революции $1905-1907$ годов были таковыми, что рабочим удалось добиться от правительства сокращения длительности рабочего дня до $9-10$ часов, упразднение штрафов, повышения заработной платы ( в некоторых отраслях промышленности), образование профсоюзов. Государственная дума в $1912$ году решила создать закон страхования от несчастных случаев и по болезни, но он касался только $15$ % рабочих казенных заводов. Рабочий день длительностью в $8$ часов не был введен вплоть до $1917$ года.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательные :

раскрыть суть рабочего вопроса;

выяснить причины рабочего движения и формирования рабочего законодательства в России;

сформировать представления о первых марксистских организациях в России;

познакомить учащихся с основами марксистского учения, которые определят развитие России в ХХ века;

Развивающая:

развитие логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа), способности четко формулировать свои мысли;

совершенствовать умения работать с историческим источником;

способствовать формированию навыков самостоятельной творческой деятельности, умению аргументировано доказывать свое мнение.

Воспитательные :

воспитание патриотизма, уважения к труду рабочих.

Актуализация темы, целей урока.

Рабочий вопрос. Рабочее движение.

Марксизм. Марксистские организации в России

Актуализация темы, целей урока

Ребята, как вы понимаете слова Фридриха Энгельса?

(предп ответ: от положения рабочих, от отношения к ним государства зависит спокойствие и процветание страны)

О чем пойдет речь на уроке?

( о положении рабочих и отношении к ним государства)

Ребята, тема нашего урока - Рабочий вопрос в России. Марксизм.

(запишите тему в тетрадь)

Предлагаю вам сформулировать вопросы, на которые мы должны будем ответить, чтобы понять и разобраться в данной теме

(предполагаемые ответы - Что такое рабочий вопрос? Что представлял из себя класс рабочих - как жили, как работали, какова была з/п? Боролись ли и как за свои права? Что такое марксизм? Когда и почему он распространяется в России? Кто были представители рабочего движения и марксизма в России в данный период?)

Таким образом, на сегодняшнем уроке мы познакомимся с особенностями решения рабочего вопроса в России, раскрыв в нем положительные и отрицательные моменты, особенностями и масштабом распространения в России марксизма - теории, которая определит развитие России в XX веке.

- Давайте вспомним, каковы были общие тенденции экономического развития России в к.19 века?

- Как изменилась социальная структура российского общества после отмены? крепостного права?

- Какие два класса российского общества начали формироваться в 19 веке?

(буржуазия и рабочий класс)

Дайте определение понятию буржуазия?

Что такое рабочий класс?

(Буржуази́я — социально-классовая категория, которой соответствует господствующий класс капиталистического общества, обладающий собственностью (в форме денег, средств производства, земли, патентов или иного имущества) и существующий за счёт доходов от этой собственности.

При капитализме Рабочий класс — это класс наёмных работников, лишённых средств производства, живущих продажей своей рабочей силы и подвергающихся капиталистической эксплуатации (пролетариат); при социализме — класс тружеников общенародных социалистических предприятий, занимающий ведущее положение в обществе.)

Перед вами, ребята, определение одного из важных вопросов, который необходимо было решить Александру III . Прочтите и постарайтесь вставить пропущенное слово.

(формирование рабочего класса, численность и структура, состав, условия труда и уровень жизни рабочих, правовое и политическое положение и др. – все это объединено понятием __________________вопрос.)

А в марксисткой трактовке рабочий вопрос - это конфликт пролетариата и буржуазии , вызванный экономическими требованиями рабочих в сфере улучшения своего социально-экономического положения.

Рабочий вопрос. Рабочее движение.

После отмены крепостного права и в связи с быстрым развитием промышленности увеличивается численность наемных рабочих. На западный лад их стали называть – пролетариями. Во второй половине 19 века их было так много, что фактически они представляли отдельное сословие, но юридически это не было оформлено.

Познакомиться с положением рабочих России в к.19 века нам помогут

документы (приложение 1) отрывок из романа Горького "Мать" и из воспоминаний старого рабочего. Поработаем с документами.

Но прежде двое желающих получат индивидуальное задание, назвать причины стачки рабочих на Никольской мануфактуре Морозова, опираясь на требования рабочих.

Требования морозовских рабочих

«1. . Мы, рабочие, требуем и просим, чтобы штрафы не превышали 5% заработанного рубля и чтобы рабочий был предупрежден о его плохой работе и вызывался не более двух раз в течение месяца.

2. Вычет за прогул чтобы не превышал более одного рубля, но с тем, чтобы и хозяин также был бы обязан уплатить рабочему за прогул, происходящий по вине хозяйской: как то за простой. поломки машин и переделку оных на другие работы и пр., и пр. . не менее сорока копеек в день или двадцати копеек в смену.

3. . Чтобы каждый рабочий мог получить полный расчет без всякого вычета и задержки, по заявлению рабочим за 15 дней о нежелании продолжать работу. Также и хозяин обязан объявить рабочему за 15 дней о его расчете, и все это записывалось бы в расчетные тетради.

4. . Полное удовлетворение рабочих за прогул со дня нашей остановки, происшедшей по вине хозяина. Прогульный день считать, по просьбе рабочих, не менее 40 коп. в день.

Беспрепятственные выдачи харчей до тех пор, пока рабочие будут удовлетворены в своих требованиях, без всякой расписки. Также и на будущее время. выдача жалованья не задерживалась бы далее 15-го или первую субботу после 15-го.

1. Каковы причины стачки рабочих на Никольской мануфактуре Морозова? 2. Выдвигали ли рабочие политические требования?

3. О чем свидетельствует сам факт выдвижения коллективного требования рабочих?

У вас 3 минуты, чтобы подготовить ответ на вопросы к документам.

Работая с документами, вы можете в нем делать пометки, которые помогут в ответе на вопрос.

Каждый день над рабочей слободкой, в дымном, масляном воздухе, дрожал и ревел фабричный гудок, и, послушные зову, из маленьких серых домов выбегали на улицу, точно испуганные тараканы, угрюмые люди, не успевшие освежить сном свои мускулы. В холодном сумраке они шли по немощеной улице к высоким каменным клеткам фабрики, она с равнодушной уверенностью ждала их, освещая грязную дорогу десятками жирных квадратных глаз. Грязь чмокала под ногами. Раздавались хриплые восклицания сонных голосов, грубая ругань зло рвала воздух, на встречу людям плыли иные звуки - тяжелая возня машин, ворчание пара. Угрюмо и строго маячили высокие черные трубы, поднимаясь над слободкой, как толстые палки.

Вечером, когда садилось солнце и на стеклах домов устало блестели его красные лучи, - фабрика выкидывала людей из своих каменных недр, словно отработанный шлак, и они снова шли по улицам, закопченные, с черными лицами, распространяя в воздухе липкий запах машинного масла, блестя голодными зубами. Теперь в их голосах звучало оживление и даже радость, — на сегодня кончилась каторга труда.

День проглочен фабрикой, машины высосали из мускулов людей столько силы, сколько им было нужно.

… Пожив такой жизнью лет пятьдесят — человек умирал.

Вопрос: Какие выводы о труде на фабрике, об отношении рабочих к своему труду, о его влиянии на их жизнь в целом можно сделать. Какой представляется нам автор жизнь рабочего в к.19 века?

Е. Н. НЕМЧИНОВА

Осенью 1881 г. я поступил слесарем-учеником на 3 года 8 месяцев — своя одежда и обувь, хозяйские стол и квартира.

. Порядки и работа в мастерской воистину были каторжные. В мастерской работали 16 мастеров и 19 мальчиков. Спальня была для всех общая, внизу были общие полати-помост, и мастера спали вповалку, рядышком все 16 человек.

Между полатями и стеною — аршинный проход, над полатями нижними были верхние полати для учеников, которые спали тоже вповалку. Всё кишело паразитами — вшами и клопами.

Рабочий день наш был с 6 часов утра до 8 часов вечера с перерывом в 1 час на обед, 1/2 часа на утренний чай — мальчикам одна кружка чаю, полкуска сахару и чёрного хлеба ломоть; вечером, в 5- м часу, полудничали: давали по ломтю хлеба; на этот перерыв полагалось полчаса. Обед и ужин состояли из картофельного супа с мясом и каши с салом или щей с мясом и картофеля с салом, но все наедались досыта.

Работа была тяжёлая, и, проработав 12, чаще всего 12,5 часов (так как хозяин старался всегда подвести часы), мы спешили лечь спать, потому что для сна оставалось не более 6-7 часов.

. Я перешёл 4 мая 1887 года работать в Брестские железнодорожные мастерские, в токарный отдел.

Работа в железнодорожных мастерских по сравнению с работой в мелких слесарных предприятиях имела большие преимущества: 10-часовой рабочий день, отпуск на Пасху — неделя, а на Святки — две недели, аккуратная уплата заработка.

Недоразумения с администрацией были редко, а когда происходили, то более всего на почве сдельных расценок и выражались в такой форме: рабочие паровозоремонтного цеха и токарной выходили на канаву против цеховой конторы или, минуя цеховую контору, шли к конторе правления, к управляющему мастерских Ярковскому, перед дверью которого собирались все рабочие. Выходил управляющий, выступали вперёд те, которые считали свою бригаду наиболее обиженной расценками. Обыкновенно объяснения кончались заверением управляющего пересмотреть расценки. В результате прибавлялись гроши, но не прибавка была ценна, а ценна организованность общего требования.

1.Каковы были условия труда и быта работников слесарной мастерской?

2. Как выражали недовольство своими условиями труда рабочие?

3.Каково значение этих выступлений?

После обсуждения вопросов по текстам обобщающий вопрос

Предположите, что будет главной причиной недовольства рабочих.

Тяжелые условия труда и отсутствие рабочего законодательства, усугубляемые неопределенным социальным положением, становились главной причиной роста рабочего движения.

Стачки и забастовки требовали определенной организации пролетариата. Этим воспользовались народники, считая, что выступления рабочих будут примером для крестьян.

1878 г- Северный союз рабочих (Петербург) самороспуск

Самым крупным выступлением рабочих стала стачка на Никольской фабрики Морозовых в Орехово-Зуево в январе 1885 года.

Предоставим слово ребятам, работавшим с требованиями рабочих.

Правительство Александра III 15 законов, направленных на улучшение положения рабочих. Запишем некоторые из них.

Закон 1 июня 1882 года о работе малолетних. (12 лет, в одну смену 8ч, в 2 – 9ч, право открывать школы для малолетних работников)

Закон 3 июня 1885 года запретил ночные работы подростков и женщин на прядильных и ткацких фабриках.

Закон 3 июня 1886 года о найме рабочих на работу и взаимных отношениях фабрикантов и рабочих.

2.Марксизм. Марксистские организации в России.

Кризис революционного народничества, необходимость поиска новых способов переустройства общества, с одной стороны, и развитие рабочего движения, с другой, создали условия для распространения в России марксизма.

- Вспомните, кто являлся создателем марксизма? Каковы его основные положения?

Частная собственность ведет к неравенству и эксплуатации человека человеком.

На всех этапах развития общества выделяются эксплуататоры и эксплуатируемые

Чтобы ликвидировать неравенство нужно ликвидировать частную собственность, а средства производства передать трудящимся

государство

Государство – орудие принуждения в руках господствующего класса.

С упразднением классов государство отомрет

достижения целей

Движущая сила революции – рабочий класс (пролетариат)

Для руководства революцией нужна рабочая (пролетарская партия)

Ка вы относитесь к высказыванию немецких мыслителей о неизбежной гибели капитализма и переходе власти в руки рабочего класса? Выскажите свое мнение.

Сейчас мы будем работать по учебнику стр 259-260 учебника познакомимся с деятельностью первых марксистских организаций.

Работая с текстом вам предстоит выяснить что такое I интернационал? Когда и кем он был создан?

Какая марксисткая литература была переведена на русский язык?

Определить цели первых марксистских организаций, кто возглавлял эти организации. (3 минуты)

( создал организацию В 1864 году Маркс и Энгельс создали международную организацию рабочих I Интернационал.

В 1869 году на русском языке были изданы Устав I Интернационала и Манифест коммунистической партии (перевод Бакунина)

Некоторые участники народничества начинают изучать марксизм. Большое внимание изучению этого вопроса уделил Плеханов.

hello_html_68dab236.jpg

Могли ли марксиссткие организации появиться в России раньше чем в Европе? Обоснуйте свой ответ.

Итак, наш урок подходит к концу домашнее задание: стр.255-261, новые слова стр261-262.

Читайте также: