Искажающее действие общественных расходов кратко

Обновлено: 02.07.2024

Изменяя экономическое положение индивидов и организаций, общественные расходы так же, как налоги, вызывают эффект дохода и эффект замещения. Если индивид получает выгоды от общественных расходов, для него, очевидно, становятся доступными некоторые новые ресурсные возможности, иными словами, его бюджетное ограничение сдвигается вверх, т.е. имеет место эффект дохода. В то же время в подавляющем большинстве случаев возникает и эффект замещения, который выражается в некоторых сдвигах в структуре потребления либо соотношении труда и досуга. Как уже было показано применительно к налогам, эффект замещения, вызываемый вмешательством государства, приводит к чистым потерям, которые могут оставаться нераспознанными, если учитывать лишь денежные потоки, поступающие в общественный сектор и исходящие из него.

Обратимся сначала к ситуации, когда реципиенты общественных расходов получают денежные средства. Допустим, что размер выплат никоим образом не зависит от экономического поведения получателей, то есть выплаты являются аккордными (представляют собой негативные аккордные налоги). Тогда общественные расходы не оказывают искажающего действия, в частности, не вызывают замещения труда досугом.

Однако на практике денежные выплаты обычно выступают средством преодоления малообеспеченности. Они не могли бы выполнять эту роль, если бы не увязывались с доходом реципиентов. Но если выплаты зависят от дохода, они неизбежно сказываются на выборе между трудом и досугом, который делает индивид. Обычно выплаты уменьшаются с ростом дохода, так что способствуют относительному снижению привлекательности труда.

Изменяя экономическое положение индивидов и организаций, общественные расходы так же, как налоги, вызывают эффект дохода и эффект замещения. Если индивид получает выгоды от общественных расходов, для него, очевидно, становятся доступными некоторые новые ресурсные возможности, иными словами, его бюджетное ограничение сдвигается вверх, т.е. имеет место эффект дохода. В то же время в подавляющем большинстве случаев возникает и эффект замещения, который выражается в некоторых сдвигах в структуре потребления либо соотношении труда и досуга. Как уже было показано применительно к налогам, эффект замещения, вызываемый вмешательством государства, приводит к чистым потерям, которые могут оставаться нераспознанными, если учитывать лишь денежные потоки, поступающие в общественный сектор и исходящие из него.

Обратимся сначала к ситуации, когда реципиенты общественных расходов получают денежные средства. Допустим, что размер выплат никоим образом не зависит от экономического поведения получателей, то есть выплаты являются аккордными (представляют собой негативные аккордные налоги). Тогда общественные расходы не оказывают искажающего действия, в частности, не вызывают замещения труда досугом.

Однако на практике денежные выплаты обычно выступают средством преодоления малообеспеченности. Они не могли бы выполнять эту роль, если бы не увязывались с доходом реципиентов. Но если выплаты зависят от дохода, они неизбежно сказываются на выборе между трудом и досугом, который делает индивид. Обычно выплаты уменьшаются с ростом дохода, так что способствуют относительному снижению привлекательности труда.

Пусть исходная (существовавшая до введения программы) зависимость между трудом L и доходом Y отражается бюджетным ограничением Z0, представляющим собой прямую линию, отрезок которой OD изображен пунктиром (рис. 7.1). Представим себе, что введена программа помощи малообеспеченным, построенная следующим образом. Те индивиды, которые не имеют никаких трудовых доходов (например, полностью нетрудоспособные), получают пособие в размере Y*. Лица с низкими заработками также получают пособие, но в меньшем размере, причем выплата G пропорционально уменьшается при увеличении дохода: G= aY, где а - коэффициент пропорциональности


Рис. 7.1. Искажающее действие общественных расходов.

Ясно, что если индивид способен и намерен затрачивать трудовые усилия, превосходящие LD, то рассматриваемая программа его непосредственно не затрагивает. Если же возможностям и предпочтениям индивида при отсутствии программы отвечали бы затраты труда, лишь немного уступающие LD, то введение подобной программы, по-видимому, побудило бы к их уменьшению до значения LB. В самом деле, трудно представить себе, что кривая безразличия касается горизонтального отрезка BD, например, в точке С. В противном случае это означало бы, что при одном и том же уровне дохода индивида равно устраивали бы разные значения затрат труда, то есть что доход не играет стимулирующей роли. Даже если индивид при отсутствии программы был бы готов затрачивать усилия в размере LD , чтобы самостоятельно заработать доход в размере Y** и не относиться к числу малообеспеченных, теперь он уменьшит свою активность до LB . В самом деле, любому значению L в интервале LBLD соответствует один и тот же уровень дохода, тогда как с точки зрения досуга LB предпочтительно. В итоге точке В соответствует более высокий уровень благосостояния (положение кривой безразличия), чем С и В. Вместе с тем, если индивид сокращает трудовые усилия, чтобы приобрести право на помощь, налицо искажающее действие, влекущее потери эффективности.




Разумеется, отрезку BD рассматриваемого бюджетного ограничения соответствует предельный случай дестимулирующего воздействия бюджетных расходов, который редко встречается на практике. Более типична ситуация на отрезке Y*В, когда увеличение трудовых усилий приводит к росту дохода, хотя и в меньшей степени, чем при отсутствии программы.

Пусть после введения программы индивид избрал сочетание дохода и досуга, соответствующее точке А. Его трудовые усилия равны LA,заработок составляет YA,и некоторую сумму он получает из общественных средств. В итоге он находится на кривой безразличия IА. Проведем касательную к этой кривой, параллельную Z0. Касательная Z1 круче линии Y*B (это следует из условия, согласно которому а

Общественные расходы могут вызывать эффект замещения и эффект дохода. В случае возникновения эффекта дохода бюджет­ные ограничения сдвигаются вверх вправо, а в случае возникнове­ния эффекта замещения происходят изменения либо в структуре потребления, либо в соотношении между трудом и досугом. Как известно, эффект замещения приводит к чистым потерям, которые могут оказаться невыявленными, если учитывать лишь денежные потоки. Но поскольку выплаты зависят от размера дохода, то это неизбежно отражается на выборе между трудом и досугом. Проил­люстрируем это графически. Так, на рис. 13.1 отражена ситуация ввода в действие программы помощи малообеспеченным.


Выплата В пропорционально уменьшается при увеличении до­хода Y= а У, где а — коэффициент пропорциональности (а * , т.е. пособие умень­шается с ростом дохода, а следовательно, линия Z, пересекает ось Y вточке Y***, которое меньше чем У (Y*** 60 / 70 60 61 62 63 64 65 66 67 68 > Следующая > >>

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Цель освоения дисциплины

получение систематизированного представления о современных научных подходах к изучению проблем экономики общественного сектора;

Планируемые результаты обучения

анализирует провалы рынка и формы экономической активности государства; соотносит экономические действия государства с характером решаемых с их помощью задач

умеет выявлять основные причины, особенности и формы государственного регулирования таких отраслей экономики, как образование, наука, здравоохранение, жилье;

анализирует возможные результаты применения тех или иных правил принятия коллективных решений, причины рационального неведения избирателей, изъянов государства, феномен обмена голосами;

сравнивает и оценивает особенности выбора в случае одномерных и многомерных альтернатив, а также; возможные последствия действий участников общественного выбора;

анализирует и сравнивает распределение налогового бремени между различными экономическими агентами на различных рынках;

оценивает избыточное налоговое бремя для различных типов налогов, возможности минимизации избыточного налогового бремени для различных видов налогов;

выявляет в межтерриториальных экономических отношениях тенденции, которые в наибольшей степени отвечают идее рационального выбора форм и степени децентрализации;

анализирует расходы и доходы субфедеральных бюджетов с точки зрения критериев разграничения полномочий;

Содержание учебной дисциплины

Экономическая трактовка государства. Государство как субъект рыночной экономики. Формы и инструменты участия государства в рыночной экономике. Функции государственных финансов. Провалы рынка: несовершенная конкуренция, экстерналии, информационная асимметрия, общественные блага. Рынок и государство. Критерий Парето и альтернативные критерии. Равенство и эффективность. Распределение доходов и государство. Общественное благосостояние. Альтернативные теории роли государства. Общественный сектор, удельный вес общественного сектора в экономике. Закон Вагнера.

Формы общественных расходов. Перемещения выгод и сферы действия программ общественных расходов. Искажающее действие общественных расходов. Неполнота информации и проблемы на рынке частного страхования. Роль социального страхования. Медицинское страхование. Пенсионное страхование. Другие виды социального страхования. Неравенство, бедность и перераспределение: измерение и современное состояние. Социальная помощь. Оценки затрат и результатов в частном и общественном секторах. Критерии оценивания. Анализ издержек и выгод. Проблемы оценки издержек и выгод. Экономический анализ проблем: образования, здравоохранения, жилищной сферы. Экономика преступности. Микро и макро детерминанты счастья и политика государства. Приватизация: вопросы равенства и эффективности при вмешательстве государства в производство общественных благ. Формы государственного вмешательства. Общественная собственность против частной. Конкуренция: контрактация и квази-рынки.

Коллективные действия, коллективный выбор. Правило простого большинства. Парадокс голосования. Теорема о медианном избирателе. Другие процедуры принятия коллективных решений. Теорема Эрроу о невозможности. Представительная демократия. Теории бюрократии. Группы специальных интересов. Изъяны государства.

Структура государственных доходов. Классификации налогов. Критерии оценки налоговых систем. Сфера действия налога. Воздействие налогообложения на рынок труда, сбережения и инвестиции. Эквивалентные налоги. Микроэкономические эффекты налогообложения: перемещение налогового бремени и избыточное налоговое бремя. Перемещение налога на конкурентном и монополизированном рынках. Анализ перемещения налогового бремени в контексте общего равновесия. Избыточное налоговое бремя. Мера искажающего действия налога. Факторы, влияющие на величину избыточного налогового бремени. Избыточное бремя налогообложения доходов. Избыточное бремя налогообложения накоплений. Избыточное налоговое бремя в контексте общего равновесия. Масштабы чистых потерь. Модели уклонения от налогов. Экономический смысл оптимизации налоговых систем. Парето-эффективные налоговые структуры. Факторы, определяющие оптимум. Цели и ограничения налоговой политики. Правило Рамсея. Цены Рамсея.

Спрос на общественные блага и бюджетная децентрализация. Теорема о децентрализации. Гипотеза Тибу. Численность населения и масштабы производства локальных общественных благ. Функции и расходы территориальных бюджетов. Доходы территориальных бюджетов. Бюджетные гранты.

Элементы контроля

Активность на семинарах

Читайте также: