Исаакиевский собор история создания кратко для детей

Обновлено: 05.07.2024

Строительные сваи для его фундамента настолько быстро уходили под землю из-за болотистости почвы, что по городу стал ходить анекдот, как мэрия Нью-Йорка прислала претензию из-за испорченной мостовой, из-под которой вылезли сваи с клеймом российского завода.

Строительство Исаакиевского собора — целая эпопея. На это ушло очень много времени, средств и усилий. Почему так вышло, и как воздвигали один из главных храмов города — в статье.

Исаакиевский собор — один из символов императорского города на Неве и памятник мировой архитектуры. В современное время собор работает одновременно и в качестве музея, и в качестве действующего храма. Здесь хранится постоянная экспозиция, проходят временные выставки и ведутся богослужения. История создания Исаакиевского собора насчитывает 40 лет и захватывает время правления двух российских императоров.

Строительство собора началось в 1818 году, когда царствовал внук Екатерины II. Завершился процесс постройки лишь в 1858 году — при Николае I. Оба правителя лично контролировали ход строительства.

Архитектором Исаакиевского собора выступил французский молодой мастер Огюст Монферран. Зодчий вырос и получил образование в Париже, где после окончания служил в генеральном ведомстве архитектуры Парижа и участвовал в создании храма Марии Магдалины.

Так как Франция после событий 1812 года переживала не лучшие времена, то на крупные заказы и хорошую работу архитекторам в Париже было рассчитывать сложно. В поисках крупных заказов Огюст переехал в Россию, где был представлен императору Александру I. Его ранние работы впечатлили российского самодержца, и Огюст получил должность архитектора.

К этому моменту уже вовсю шли поиски архитектора для возведения нового собора в честь подвижника IV века Исаакия Далматского. Конкурс был объявлен еще в 1809 году, однако ни один из кандидатов не устроил императора. Пока не появился Огюст.

Несмотря на то, что Огюст не имел еще большого самостоятельного опыта в строительстве храмов, а в парижских проектах участвовал в качестве второго архитектора, Александр I выбрал именно его. Императора впечатлили его наброски и идеи.

Строительство Исаакиевской церкви стало фактически делом всей жизни архитектора. Кроме собора, он возвел еще несколько особняков и крупных зданий в Санкт-Петербурге, но прославился именно этим строением. Скончался архитектор в Париже через месяц после освящения храма.


Исаакиевский собор вблизи

Исаакиевский православный собор, возведенный за несколько поколений первой половины XIX века, стал четвертым храмом, который был построен в честь этого святого в Санкт-Петербурге. Прежние три храма приходили в негодность и перестраивались каждый раз все более помпезно и основательно.

История Исаакиевского собора связана, как ни странно, и с амбаром, и Ватиканом одновременно. Именно из амбара переделали первый храм. Именно в этой, амбарной церкви, царь обвенчался со своей супругой Екатериной I в день памяти Исаака Далматского.

Так как церковь была выстроена из дерева, то весьма скоро обветшала. Рядом с ней, чуть дальше от Невы, там, где сейчас располагается монумент Медный всадник, была заложена новая каменная церковь. За основу второй Исаакиевской церкви были взяты проекты храмов Петра в Ватикане и в Риге. Однако сказалась близость к реке, здание очень быстро дало существенную усадку и по нему пошли трещины. Поэтому уже при Екатерине I был заложен третий храм, который перенесли еще дальше от Невы. Храм был еще более помпезным и крупным. Позже эта церковь перестраивалась по велению Екатерины II. Завершилось строительство третьего храма уже при Павле I, который существенно сократил проект, в результате чего церковь вышла приземистой и аляповатой.

Александру I не нравился такой вид. Тем более, что этот храм служил главным собором и центральным зданием Исаакиевской площади. Поэтому было принято решение о его перестройке и создании нового, многокупольного проекта.


Вид на Исаакиевский собор с Невы

История Исаакиевского собора последней версии постройки насчитывает несколько проектов. Кроме того, это здание отличается весьма сложным фундаментом. Его проект был специально создан для болотистых почв: предварительно были проведены многочисленные расчеты и исследования. В первоначальном проекте был максимально сохранен стиль архитектуры и технологические решения третьего здания работы Антонио Ринальди. Но это привело к существенной усадке и подвижности фундамента.

На разработку и анализ нового строительного проекта здания потребовалось несколько лет. У нового Исаакиевского собора стиль архитектуры был также изменен с помпезного барокко на строгий классицизм. Были добавлены гранитные колонны и портик.

Постройка здания шла медленными темпами. На строительство сложного фундамента из сосновых свай и гранита ушло больше 5 лет. В течение двух лет устанавливались гранитные колонны, галереи из которых обрамляют здание. Шесть строились стены из гранита и мрамора. И еще 4 года ушло на возведение купола. Дольше всего шла работа над оформлением собора, покрытием крыши и возведением шпиля.

История Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, который стал одним из самых крупных зданий того времени, включает в себя и уникальные технические решения.

Из уникальных инженерных решений здесь можно отметить следующее:

  • Фундамент из 11 тысяч сосновых свай, соединенных траншеями и укрепленных гранитными блоками.
  • Крытые галереи из гранитных колонн, которые составляют основу здания.
  • Использование металла вместо камня для купола, что уменьшило вес всего здания и позволило сделать сам купол более крупным.
  • Оригинальная структура купола из трех металлических слоев, заполненных между собой гончарными горшками для теплоизоляции, которая была использована впервые.
  • Общая высота храма составила 101,5 метра, что до сих ставит храм в ряд самых крупных соборов мира.
  • Большинство изображений выполнены в мозаичной технике, которая является более сложной, дорогой, долговечной и устойчивой к высокой влажности по сравнению с росписью.
  • В храме три независимых алтаря, посвященных Исааку Далматскому, Великомученице Екатерине, и святому полководцу Александру Невскому.
  • Для отделки внутреннего убранства использовались драгоценные и полудрагоценные камни: малахит, лазурит, яшма, мрамор, азура и смальта или специальное мозаичное стекло.
  • В отделке интерьеров собора принимали участие великие русские художники: Карл Брюлов, Федор Бруни, Иван Бурухин.
  • Интерьер и экстерьер богато украшен скульптурами и рельефами работ Петра Клодта и Николая Пименова.

Купол Исаакиевского собора изнутри

Интересно!
 В Исаакиевском соборе сложный микроклимат с резкими перепадами температур и большой влажностью от реки и болотистой почвы, что усугубляется постоянным каждением и возжиганием свечей. Из-за этого большинство материалов внутреннего оформления были изобретены специально для этого храма: например, особый рецепт смальты.

Большинство украшений здания внутри и снаружи сами по себе являются самостоятельными произведениями искусства, о которых подробнее расскажет наша аудиоэкскурсия.


Исаакиевский собор. Рассказ детям

Исаакиевский собор — одна из самых величественных исторических достопримечательностей Санкт-Петербурга. Монументальность этого архитектурного сооружения поражает воображение, а богатство внутренней и наружной отделки оставляет яркие впечатления на долгие годы у любого человека, посетившего этот уникальный храм, образец каменного зодчества прошлых столетий.

Исаакиевский собор посвящен имени преподобного Исаакия Далматского, память которого празднуется 30 мая, в день рождения Петра Великого. Задуман собор был Екатериной Великой. В 1768 году по проекту Ринальди было начато сооружение великолепного мраморного храма. Со смертью императрицы Екатерины II это грандиозное мероприятие осталось неосуществимым. А 26 июня 1819 года была произведена закладка нового колоссального храма уже по плану Монферрана.

По форме собор представляет собой четырехугольное здание, увенчанное посередине грандиозным куполом, с четырьмя колокольнями на углах. Все стороны здания украшены громадными портиками и колоннадами из цельного гранита, установленными на колоссальных гранитных террасах. Общее количество внешних колонн – 112. Большой колокол украшен изображением святого Исаакия и пятью медальонами: Петра I, Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I.

Изнутри и снаружи здание облицовано мрамором. Пол выполнен в виде шахматного рисунка из разноцветного мрамора, а стены украшены великолепной живописью. Все иконы выполнены из мозаики. Особенной красотой и величием поражает запрестольный образ Спасителя, выписанный особым образом на стекле. Иконостас главного алтаря украшен драгоценными колоннами из малахита.

Храм был торжественно освящен 30 мая 1858 года. Красота, вместительность собора, прекрасное пение, торжественное служение привлекали в него многочисленных прихожан и он стал народной святыней наряду с древнейшими храмами православной Руси.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

У Исаакиевского собора, который уже 150 лет остается самым большим и красивым храмом Петербурга, одним из главных символов города, весьма драматичная судьба ‑ его строили четыре раза.

11 июня (30 мая ст.ст.) 1858 года состоялась торжественная церемония освящения Исаакиевского собора.

У Исаакиевского собора, который уже 150 лет остается самым большим и красивым храмом Петербурга, одним из главных символов города, весьма драматичная судьба ‑ его строили четыре раза.

Первый, деревянный, возвели в 1707 году, еще при царе Петре I. Заложили храм в день рождения царя, который совпадал с днем памяти святого Исаакия Далматского, ‑ отсюда и название. Петр понимал, что деревянный храм долго не продержится, и в 1717 году поручил немецкому архитектору Георгу Иоганну Маттарнови заменить стены на каменные. Новая церковь не имела индивидуальности, во многом повторяла Петропавловский собор, даже куранты на колокольнях обоих храмов были одинаковые. В 1735 году в собор ударила молния и начался пожар. В этом событии увидели "божье знамение", и храм был заброшен.

В конце своего царствования императрица Екатерина II взялась возродить собор, однако ставить его было решено на новом месте, за спиной знаменитого "Медного всадника", памятника Петру. Строительство доверили итальянскому зодчему Антонио Ринальди, но Ринальди заболел и уехал на родину, а вскоре скончалась и Екатерина II. Ее сын, император Павел I, поручил завершить сооружение храма другому итальянцу ‑ Винченцо Бренне.

В 1816 году во время богослужения с потолка храма рухнул огромный кусок штукатурки, вызвав ужас среди верующих. Здание явно нуждалось в серьезном ремонте. Однако следующий император, Александр I, предпочел решить проблему кардинально и приказал перестроить собор. На этот раз ставилась задача сделать Исаакий главной церковью и украшением Петербурга. Был объявлен конкурс на лучший проект.

С последним строительством Исаакиевского собора связана вся жизнь выдающегося французского архитектора Огюста Монферрана. Именно он представил на конкурс проект, поразивший воображение монарха. Монферрану и было доверено возводить новый Исаакий. Начавшееся в 1818 году строительство растянулось на сорок лет и осуществлялось при трех императорах ‑ Александре I, Николае I и Александре II.

Работу сдерживал целый ряд причин ‑ многочисленные пожелания царей, неточные технические расчеты, а также то, что фундамент ставился на болоте. Пришлось забить в землю около 11 тысяч свай и положить на них в два ряда отесанные гранитные блоки. На этой мощной опорной подушке и возводился собор. Возникли проблемы и с установкой 48 монолитных гранитных столбов в 114 тонн весом каждый, которые предназначались для портиков. Усилиями тысяч крепостных эти колонны были доставлены в Петербург из Финляндии.

Монферран принял неординарное архитектурное решение: установить колонны до возведения стен. В марте 1822 года в присутствии царской семьи и толпы горожан была поднята первая колонна. Последнюю же поставили только через 8 лет, и лишь тогда началось строительство стен. Когда все уже двигалось к финалу, на крышу был поднят огромный сферический купол диаметром 22 метра. Его медную обшивку трижды заливали расплавленным золотом. На куполе был водружен крест внушительных размеров. Монферран отказался от традиционной для русских церквей колокольни, однако сохранил присущее им пятиглавие, расставив по углам здания башни с куполами. Каменная громада собора вместе с куполом и крестом поднялась над городом более чем на 100 метров.

Строительство собора завершилось в 1848 году, однако еще 10 лет понадобилось для отделки интерьера. Торжественное открытие и освящение Исаакиевского собора, который был провозглашен кафедральным собором Русской Православной церкви, состоялись 11 июня (30 мая по ст. ст.) 1858 года.

Интересные факты.

Работы по сооружению фундамента собора продолжались пять лет и на них было задействовано 125 тысяч рабочих ‑ каменщиков, плотников, кузнецов. На каменоломнях острова Пютерлакс под Выборгом шла вырубка гранитных монолитов для колонн. Работы велись круглый год.

В каменоломнях Карелии осуществлялась добыча огромных гранитных блоков весом от 64 до 114 тонн. Гранитные монолиты для колонн четырех портиков и мрамор для облицовки фасадов и интерьера собора добывались на Тивдийских и Рускольских мраморных ломках. Первые располагались в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии, а вторые ‑ в Сердобольском уезде Выборгской губернии. На Тивдийских ломках добывался светло и темнокрасный мрамор, а на Рускольских ‑ светлосерый с синеватыми прожилками.

Доставка этих блоков к месту строительства, возведение купола и установка 112 монолитных колонн, были труднейшими строительными операциями, потребовавшими от строителей множества технических нововведений. Когда один из инженеров, возводящих Исаакиевский собор, изобрел полезный механизм для облегчения труда строителей, он получил строжайший выговор за то, что не изобрел такую полезную штуку раньше, введя, тем самым, казну в напрасные расходы.

На внутреннее убранство собора пошло 400 кг золота, 16 тонн малахита, 500 кг лазурита и тысяча тонн бронзы. Было отлито около 300 статуй и горельефов, мозаика заняла площадь 6,5 тысяч кв. метров.

Слабый запах благовоний, который улавливается в соборе, источают малахитовые пластинки, украшающие колонны главного алтаря. Мастера скрепляли их специальным составом на основе масла миро. Готовят миро по специальному рецепту, соединяя масло священного дерева мирры с красным вином и благовониями. Смесь варится на огне, в чистый четверг, и обычно используется для обряда миропомазания.

Процесс отделки Исаакиевского собора был сложным: особенно тяжело давалось золочение куполов, на отделку которых ушло 100 кг золота. Неотъемлемой частью золочения куполов собора было использование ртути, от ядовитых испарений которой погибло около 60 мастеров.

В связи с тем, что Исаакиевский собор строился необычайно долго, в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки, поскольку главному архитектору Исаакиевского собора, Огюсту Монферрану, было предсказано, что он будет жив до тех пор, пока строится собор. Возможно, это случайное совпадение, но через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора, ставшего делом всей жизни архитектора, Огюст Монферран скончался.

Исаакиевский собор является одним из самых известных образцов классической постройки 18 века, притягивающий ежегодно миллионы туристов со всего мира. Воздвигнутый на том же месте, где располагался собор преподобого Исаакия Далматского, храм постепенно завоёвывал сердца горожан и гостей города. Сейчас он является визитной карточкой Санкт-Петербурга.

Храм вмещает более 12000 человек и имеет площадь около 4000 кв.м. По размерам Исаакиевский собор уступает лишь нескольким храмам в мире: собору Святого Павла в Англии, собору Святой Марии во Флоренции и собору Святого Петра в Ватикане, а по количеству легенд, связанных с его постройкой, - не уступает никому.

История постройки

история постройки

Таким, каким мы привыкли видеть Исаакиевской собор сегодня, он был не всегда. История постройки всех вариантов собора насчитывает более 100 лет, а началась она в 1710 г., почти сразу после основания Санкт-Петербурга.

Деревянная церковь имени Исаакия Далматского была возведена на месте бывшего чертёжного амбара. В 1712 г. в ней венчались Пётр I и его вторая жена - Екатерина I.

Уже в 1717 г. церковь стала нуждаться в реконструкции и началось строительство нового здания, уже каменного. Пётр I заложил первый камень будущей постройки, но и она просуществовала всего несколько десятилетий.

Несколько раз во Вторую Исаакиевскую церковь била молния, в итоге грунт под зданием начал оседать, из-за того, что церковь находилась на берегу реки Невы. Стало ясно, что здание нужно кардинально перестраивать или переносить в другое место. В 1760 г. было принято решение о постройке нового храма.

Созданный при Павле I в 1802 г. Третий Исаакиевский собор вызвал много насмешек и возмущения у современников того времени. Завершённый и освящённый храм сразу же назвали не соответствующим парадной застройке центра города и объявили о его перестройке.

Конечный вариант собора получил своё название в честь Святого Исаакия, в день памяти которого родился Пётр I. Александром I был объявлен конкурс на возведение храма, но ни один из представленных проектов ему не пришёлся по душе по различным причинам.

В итоге только через 9 лет началось строительство по проекту молодого французского архитектора Огюста Монферрана, представившего на одобрение Александру I 24 изображения здания в различных вариациях.

В 1819 году началась закладка нового храма. В 1858 состоялось освящение собора в присутствии Александра II и членов Императорской семьи.

архитектор огюст монферан

Для возведения Первой Исаакиевской церкви в 1710 году из Голландии прибыл архитектор Герман ван Болес. Постройка получилась одноэтажной и простой в оформлении.

К возведению Второй Исаакиевской церкви приложили руку сразу несколько архитекторов: Георг Маттарнови, Николай Гербель, Гаэтано Киавери, Яков Неупокоев и Михаил Земцов. После пожара церковь отстраивалась уже по проекту Пьетро Трезини, до того, как храм решили перенести в другое место.

Создание проекта Третьей Исаакиевской церкви было поручено Савве Чевакинскому, чьё творение так и не было реализовано, но, по утверждениям современников, идея переноса собора на другое место предложена именно им. Следующий проект собора принадлежал Антонио Ринальди, но и в этот раз храм был достроен только до карниза.

Закончена Третья Исаакиевская церковь была благодаря проекту итальянца Винчензо Бренне, храм получился несуразным и не приглянулся вошедшему на престол Императору Павлу I.

В конкурсе на строительство Исаакиевского собора приняли участие лучшие зодчие того времени: Андрей Воронихин, Андреян Захаров, Василий Стасов и другие. Но, после того, как рисунки будущего собора Огюста Монферрана были одобрены Александром I, ему было в 1818 г. доверено разрабатывать проект возведения Собора.

Небольшой опыт в строительстве, молодой возраст - всё это привело к тому, что в проекте были допущены грубейшие ошибки, о чём в своей докладе указал член Комитета по делам строений и гидравлических работ Антон Модюи.

Строительство пришлось прекратить. Окончательно собор был закончен лишь в далеком 1858 году, под руководством того же Огюста Монферрана, создавшего новый масштабный проект в стиле классицизм.

Внешний вид собора

внешний вид собора

При одном только взгляде на Исаакиевский собор сразу становится понятно, что храм отличается от себе подобных. И не только своей монументальностью, но и богатой отделкой как снаружи, так и внутри.

На строительство храма было выделена колоссальная по тем временам сумма - 23 000 000 рублей. К сведению, дом в те времена можно было построить за 130-140 рублей.

При строительстве использовались 43 породы минералов, для цоколя - гранит, для стен - серый рускеальский мрамор. Гранит для Исаакия привозили с берегов Финского залива на специальных судах в виде огромных гранитных блоков.

Исаакий украшают 112 колонн, выполненных из цельного камня. Со всех сторон собор декорирован колонными портиками, на них красуются фигуры 12 апостолов и фронтоны, украшенные горельефами скульптора Ивана Витали на библейский манер. Благодаря идее этого же скульптора в оформление собора удачно вписались дубово - бронзовые двери. На них изображены сцены из жизни Иисуса Христа и фигуры святых.

Особенность колоннады

особенности колоннады

Описание колоннады Исаакиевского собора заслуживает отдельного внимания. Впервые в истории гранитные монолитные блоки были подняты на высоту более 40 метров.

Сейчас колоннада Исаакия является самой известной смотровой площадкой г. Санкт - Петербурга. Подняться на неё можно только пешком по винтовой лестнице, но, поднявшись, вы не забудете эти впечатляющие виды на центр города и реку Неву никогда.

Внутреннее убранство собора

внутреннеее убранство собора

Однозначно, храм выделяется не только благодаря своему размеру, но и богатому убранству как снаружи, так и внутри.

Только камней, использовавшихся для выкладки мозаики, было более 20 видов. Помимо уже названных, - это малахит, ляпис - лазурит, порфир и бадахшанский лазурит.

В росписи храма и выкладке мозаики Исаакиевского собора участвовало большое количество именитых художников: Василий Шебуев, Пётр Басин, Карл Брюллов и Фёдор Бруни. Все работы по украшению храма выполнены с исключительным изяществом, что демонстрирует высочайшее мастерство русских мастеров.

В Исаакиевском соборе три алтаря: главный посвящен Исаакию Долматскому, левый посвящен Великомученице Екатерине, а правый - Александру Невскому.

Интересные факты

интересные факты

  1. Из - за того, что грунт, на котором был построен собор, болотистый, потребовалось вбить больше 10 000 свай.
  2. Они держат собор и сейчас. И для того, чтобы они по всему периметру были одинаковой высоты, архитектор придумал затопить карьер водой. Когда вода поднялась, сваи обрезали по уровню водной зеркальной поверхности.
  3. Существует легенда, что собор строился так долго не из-за сложности проводимых работ, а потому, что некий провидец предсказал Огюсту Монферрану смерть после окончания строительства. Так и произошло. Именитый архитектор скончался через месяц после освящения храма.
  4. Лишь в 1990 году в Исаакие впервые была проведена церковная служба после перерыва с 1922 года.
  5. Сейчас собор имеет статус музея, но в нём по расписанию проводятся и богослужения.
  6. При украшении внутренней части Исаакиевского собора было задействовано 400 кг золота.
  7. Согласно еще одной легенде, дом Романовых должен был пасть после полного окончания строительства Исаакия, которое было закончено в 1916 году. Что примечательно, Николай II отрёкся от престола через год - в 1917.
  8. В 1930х годах в соборе находился музей антирелигиозной направленности.
  9. Строительство храма было сфотографировано, данная фотография является одной из первых, сделанных в нашей стране.
  10. Во время революции в 1922 году из храма было изъято 22 кг золота и более 22 тонн серебра на нужды голодающих Повольжья

Собор во время Блокады Ленинграда

собор во время блокады ленинграда

До сих пор в Исаакиевском соборе сохранились следы от обстрелов и даже фрагменты снарядов. А стены пострадали от холода: во время Великой Отечественной войны храм не отапливался.

Жители Ленинграда собственноручно покрывали храм тёмно-зелёной краской, чтобы закрасить огромный, бросающийся в глаза золотой купол. Хотя под прямой удар собор ни разу не попал. Многие говорили, что немецкие войска использовали его как ориентир на местности.

В военные годы Исаакий использовался как хранилище. В него из пригорода Ленинграда, Летнего Дворца Петра I и Музея Истории города свозили музейные экспонаты, которые не успели эвакуировать. Так что все музейные ценности целых 900 дней пролежали в безопасности, а перед собором жители города разбили огород, где во время блокады выращивали капусту.

Собор сегодня

собор сегодня

В 1948 году храму был присвоен музейный статус. Лишь в 1963 году закончилась реставрация Исаакиевского собора. Музей атеизма перенесли в Казанский собор, а памятник Фуко, свидетельствующий о том, что Земля вращается, сняли.

Как уже упоминалось, в 1990 году в храме была совершена первая, после долгого перерыва, Божественная литургия Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

В 2005 году между музеем-памятником “Исаакиевский собор” и Санкт-Петербургской Епархией было подписано соглашение о совместной деятельности. Сейчас службы в храме проводятся каждое воскресенье и в праздничные дни, а также концерты и экскурсии для детей и взрослых.

Заключение

Исаакиевский собор поражает не только своей роскошью, красотой, но и необычной судьбой.

Множество перестроек, попадание снарядов, смена архитекторов, гибель рабочих при строительстве - всё это сделало Исаакиевский собор тем памятником культуры и шедевром мировой архитектуры, пережившим века и вобравшим в себя всю прелесть классического стиля постройки.

Автор статьи : Дарья Мичкова

достопримечательности ташкента

Ташкент - столица солнечного Узбекистана, один из самых крупных городов Центральной Азии. История этого великого города насчитывает более две тысячи Read more

достопримечательности дании

Вы собрались в путешествие и не знает на какой стране остановиться? В путешествиях важны комфорт, организованность и безопасность. И с Read more

замки румынии

Румыния - страна на юго-востоке Европы с богатой историей и удивительными легендами о вампирах. От великолепных Румынских пейзажей кружится голова, Read more

тони роббинс

Раскрыть свой скрытый потенциал, преуспеть в бизнесе, преодолеть препятствия в жизни или научиться их обходить, быть счастливым и успешным – всё это Read more









История возведения Исаакиевского собора

Исаакиевский собор – неотъемлемая часть архитектурного облика Санкт-Петербурга. Наряду с Медным всадником, Петропавловской крепостью и шпилем Адмиралтейства он является одним из символов города на Неве. Строительство храма неразрывно связано с историей города и отражает архитектурно-художественные и градостроительные тенденции от начала XVIII до первой половины XIX века.


Собор освящен во имя святого преподобного Исаакия Далматского, в день поминовения которого родился основатель города царь Петр I. Существующий ныне собор является четвертым храмом, построенным в Петербурге в ознаменование дня рождения Петра.


6 августа 1717 года Пётр I заложил первый камень новой Исаакиевской церкви, уже каменной. Ее возводили в течение 10 лет по проекту Г. И. Маттарнови. В строительстве участвовали несколько ведущих архитекторов первой четверти XVIII века: Н. Гербель, Г. Киавери, М. Земцов. Удлиненное каменное здание с колокольней, увенчанной шпилем и украшенной курантами, напоминало по облику построенный примерно в то же время архитектором Д. Трезини Петропавловский собор. Церковь стояла на неукрепленном речном берегу, приблизительно там, где сейчас находится памятник Петру I (Медный всадник). Из-за осадок грунта в ее стенах и сводах появились трещины, и в 1763 году здание было разобрано.


Екатерина II чтила память императора Петра I и посчитала своим долгом отстроить Исаакиевский собор заново. Работы начались в 1768 году по проекту А. Ринальди. Церковь была задумана как изящное строение в стиле барокко с пятью главами и трехъярусной колокольней. Строительство продолжалось 34 года. Достраивал храм в царствование Павла I архитектор В. Бренна, вынужденный по приказу императора упростить и исказить замысел Ринальди.


Непропорциональное и приземистое сооружение не соответствовало парадному облику центра столицы. В 1809 и 1813 годах были объявлены конкурсы проектов перестройки третьей Исаакиевской церкви, непременным условием которых было желание Александра I сохранить большую часть ринальдиевской церкви. В конкурсах участвовали известные зодчие Дж. Кваренги, А. Воронихин, Ч. Камерон и многие другие, но Высочайшее одобрение получил проект молодого французского архитектора О. Монферрана.

Исаакиевский собор строился сорок лет с 1818 по 1858 годы. Его возведение стало важным этапом в истории русской строительной практики как по грандиозности размаха, так и по сложности инженерных задач. Одной из таких задач было устройство фундамента – сплошной каменной кладки высотой 7,5 м, скрепленной металлическими связями и заложенной на 24 000 свай.

Не менее сложной оказалась установка на портиках 48 гранитных колонн.

Способ ручной выломки гранитных монолитов изобрел выходец из Вологодской губернии каменотес и подрядчик Самсон Суханов. Гранитные монолиты вырубали в карьере Пютерлакса, близ Выборга. В Петербург их доставляли на баржах при помощи первых в России буксирных судов. Для установки колонн возвели строительные леса со сложной системой блоков и 16 поворотными кабестанами. Оригинальная система устройства лесов давала возможность 128 рабочим поднимать и устанавливать колонну высотой 17 м и весом 114 т за 40–45 минут. Первая из 48 колонн портиков была установлена 20 марта 1828 года, за ее подъемом наблюдали император Николай I с семьей и многочисленные иностранные гости. Это впечатляющее зрелище привлекало русских и заграничных ученых, не говоря уже о жителях Петербурга. О подъеме колонн говорилось и писалось как о крупнейшем достижении строительной техники.


В отличие от сложившейся строительной практики, колонны четырех портиков поставили до возведения стен храма. Стены строили из кирпича, скрепленного известковым раствором и коваными железными связями. Одновременно с кирпичной кладкой выполнялась мраморная облицовка.

Блестяще была решена задача сооружения купола диаметром 25,8 м. Купол собран из металлических конструкций и покрыт снаружи золочеными медными листами. В истории строительства это один из первых случаев применения металлических конструкций для перекрытия здания огромной площади.

На строительстве собора широко применялись различные технические новшества. Например, для перевозки мрамора между Невой и строительной площадкой в 1837 году была сооружена железная дорога – первый рельсовый путь в истории Петербурга.

Исаакиевский собор, возведенный по проекту О. Монферрана, стал одним из крупнейших купольных сооружений Европы. Грандиозность храма определяют его размеры: высота 101,5 м, длина 111,28 м, ширина 97,6 м.

Читайте также: