Ирредентизм это в обществознании кратко

Обновлено: 17.05.2024

ирредентизм ирредента Словарь русских синонимов. ирредентизм сущ., кол-во синонимов: 1 • ирредента (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: ирредента

(от итал. irredento - неосвобожденный) - националистич. движение в Италии в кон. 19 - нач. 20 вв., проходившее под лозунгом присоединения к Итал. королевству соседних земель. На первом этапе (70-е гг. 19 в. - 1900-е гг.) И. объединял в осн. мелкобурж. респ. элементы, требовавшие завершить воссоединение Италии, включив в ее состав области Трентино, Триеста и др. с итал. населением. Орг-ции: "Ассоциация борьбы за освобождение Италии", "Трентино и Триест", "Данте Алигьери" и др. Лидеры - видные республиканцы - Ф. Каваллотти, М. Р. Имбриани, Дж. Бовио и др. Ирредентисты, призывая к окончат. воссоединению итал. земель, резко осуждали участие Италии в Тройственном союзе 1882, выступали против колониальной итало-эфиопской войны 1895-96.

Лит.: Cavallotti F., Discorsi parlamentari, v. 1-2, Roma, 1914; Bonomi I., La politica italiana da Porta Pia a Vittorio Veneto (1870-1918), Roma, 1946.

(irredentism) Происходит от итальянского irredenta – "невыкупленный, невозвращенный". После объединения Италии в 1870 г. с выделением Папской области в руках австрийцев по-прежнему остались пограничные с Италией земли, населенные этническими итальянцами, в т.ч. Триест (единственный порт Австрии), Истрия, Трентино и Южный Тироль, возврата которых требовали ирредентисты. Термин был распространен на всякое движение либо стремление, направленное на возвращение территории, которая – по причинам этническим или лингвистическим – считалась несправедливо отчужденной.

Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .


В настоящее время термин ирредентизм используется для обозначения политики государства, партии или политического движения по объединению народа, нации и этноса в рамках единого государства. [1] Выражается в этнической мобилизации, при которой поднимается вопрос о воссоединении территории, на которой проживает ирредента, с титульным государством, в котором их этнос уже составляет большинство.

Содержание

Процесс

Ирредентизм может быть инициирован как политически активными членами самих ирредент, так и экспансионистски или реваншистски настроенными представителями титульной нации в государстве большинства. Методы борьбы за воссоединение могут носить различный характер и не всегда оканчиваются успешно. В случае поражения, часть ирреденты может выбрать путь репатриации. Следует отметить что далеко не все ирреденты склонны поддерживать идею воссоединения земли, на которой они проживают, с землёй их титульного государства по экономическим и другим причинам.

Примеры

  • армянский иррендетизм
  • итальянский ирредентизм конца ХIХ — пер. пол. ХХ вв.
  • венгерский ирредентизм (Северная Трансильвания).
  • греческий ирредентизм (энозис)
  • румынский ирредентизм (Великая Румыния)
  • немецкий ирредентизм (см. итальянизация Южного Тироля)

Примечания

Литература

  • Большой Энциклопедический словарь. Ирредентизм
  • Энциклопедический словарь. Ирредентизм
  • Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982. Ирредентизм

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Ирредентизм" в других словарях:

ИРРЕДЕНТИЗМ — (от итал. irredento неосвобожденный) политическое и общественное движение в Италии в кон. 19 нач. 20 вв. за присоединение к Италии пограничных земель Австро Венгрии с итальянским населением Триеста, Трентино и др. Вначале ирредентизм был… … Большой Энциклопедический словарь

ирредентизм — ирредента Словарь русских синонимов. ирредентизм сущ., кол во синонимов: 1 • ирредента (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

ИРРЕДЕНТИЗМ — (irredentism) Происходит от итальянского irredenta – невыкупленный, невозвращенный . После объединения Италии в 1870 г. с выделением Папской области в руках австрийцев по прежнему остались пограничные с Италией земли, населенные этническими… … Политология. Словарь.

Ирредентизм — (Irredentism, итал. неосвобожденная Италия), итал. патриотическое движение за присоединение к Италии всех земель, гл. об. в Альпах и на Адриатике, населенных итальянцами, но после 1866 г. находившихся во владении Австро Венгрии. Деятельность… … Всемирная история

ирредентизм — (от итал. irredento неосвобождённый), политическое и общественное движение в Италии в конце XIX начале XX вв. за присоединение к Италии пограничных земель Австро Венгрии с итальянским населением Триеста, Трентино и др. Вначале иредентизм был… … Энциклопедический словарь

Ирредентизм — (итал. irredentismo, от irredento неосвобожденный, находящийся под чужим владычеством) политическое и общественное движение в Италии в конце 19 начале 20 вв. за присоединение к Италии пограничных земель с итальянским населением Триеста,… … Большая советская энциклопедия

ИРРЕДЕНТИЗМ — (от итал. irredento неосвобожденный) националистич. движение в Италии в кон. 19 нач. 20 вв., проходившее под лозунгом присоединения к Итал. королевству соседних земель. На первом этапе (70 е гг. 19 в. 1900 е гг.) И. объединял в осн. мелкобурж.… … Советская историческая энциклопедия

ирредентизм — ирредент изм, а … Русский орфографический словарь

ирредентизм — (2 м) … Орфографический словарь русского языка

ИРРЕДЕНТИЗМ — ( итал. irredentio неосвобожденный) разновидность национальной политики того или иного государства (политической партии, движения), направленной на объединение рассеянных по миру народа, нации или этноса. Исторически возник как движение за… … Политология: словарь-справочник


THE 'ирредентизм квалифицировать национализм защита присоединения к государству определенных территорий, которые, по его мнению, должны быть законными, например, потому что они когда-то были его частью или потому что их население рассматривается этими националистами как исторически, этнически или лингвистически связанное. Он берет свое начало в политическая доктрина, указано в 1877 в Италия, заявляя о политическом объединении всех италоязычных территорий или являясь частью старые итальянские государства.

Резюме

Этимология

Происхождение

Ирредентизм - это политическая доктрина указано в 1870 в Италия, который требовал аннексии всех территорий итальянский язык. Иредентизм был очень активен во второй половине XIX е век и в начале XX е век.

Ирредентизм привел к тому, чтоАвстро-Венгрия из Триест, принадлежащий'Истрия а также Трентино-Южный Тироль После Первая мировая война, но и о выпуске Fiume (Риека), по наущению поэта Габриэле Д'Аннунцио, Между 1918 а также 1920. Город был окончательно интегрирован в Королевство Италия в 1924.

Ирредентизм был восстановлен, манипулирован и денатурирован фашистский режим с его проектами аннексии Мальта, из Тичино, из Отлично, принадлежащий Корсика, но также Савой, острова Греция или Словения. Эти последние территории также были оккупированы войсками Бенито Муссолини Между 1941 а также 1943.

Telegram
Facebook
Instagram
Twitter
Vkontakte
RSS
Yandex.Dzen

Доктор исторических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, член Общественного совета при Федеральном агентстве по делам национальностей, приглашенный профессор Центрально-Европейского университета (Будапешт).

ResearcherID: Z-1451-2019
Scopus AuthorID: 56321369000

– Одной из самых серьезных угроз международной безопасности сегодня многие – и вы в том числе – называют ирредентизм. В чем его опасность?

– Опасен не столько ирредентизм сам по себе, сколько его определенный извод, подразумевающий насильственный передел границ. Это опасность для всех – тот же русский ирредентизм может быть опасен и для России, и для окружающего мира. Не любой, правда, ирредентизм несет такую опасность.

– Разве не любое ирредентистское движение допускает возможность объединения соотечественников за счет присоединения чужих территорий?

Ирредентизм становится политической практикой, то есть общественным движением, подкрепленным определенной силой. Опорой этой силе служит государство – в Италии это Пьемонт, в Германии – Пруссия. И в нарративе, доминирующем после победы ирредентизма, это движение встречает поддержку всех других людей, которые должны стать частью этой будущей нации.

– Но эта поддержка не всеобъемлющая?

– Конечно. При ближайшем рассмотрении оказывается, что не все итальянцы хотели, чтобы их спасали. Но тогда они еще даже и не знали, что они итальянцы. Далеко не все немцы хотели, чтобы их спасала Пруссия. Это – один из источников потенциальных проблем, связанных с ирредентизмом.

– Какие еще политические проявления ирредентизма заслуживают внимания?

– Как у практически любой политической практики, у ирредентизма есть своя идеология, в основе которой – национализм. И ХХ век, и XXI-й предлагают достаточно примеров реализации такой идеологии. Некоторые – трагические, некоторые – достаточно цивилизованные. Скажем, идеология Третьего рейха была безусловно ирредентистской. Одно из ключевых ее положений – объединение всех немцев. Послевоенная Федеративная Республика Германия также была ирредентистской, потому что она не признавала разделение Германии на два государства и хотела, чтобы эти два государства стали одним. Это тоже ирредентизм.

Разница в том, что некоторые ирредентистские идеологии и движения, во-первых, полагаются преимущественно на военную силу, а во-вторых, претендуют на поглощение – или освобождение – не целых государств, а их частей.

Поэтому, если вопрос об объединении Западной и Восточной Германии, Китая и Тайваня, России и Белоруссии – это предмет для долгих переговоров, возможного соглашения, но необязательно casus belli. А если ирредентизм хочет отторгнуть Судеты у Чехословакии, Эльзас у Франции и так далее, то тут никакое соглашение невозможно.

– Хороший вопрос. На итальянцев не похоже. У итальянцев своего национального государства не было, но у них был Пьемонт. В этом смысле у курдов никакой опоры нет. Но, конечно, идеология движения курдов – ирредентистская. Представим, что курды в какой-то момент получат, скажем, в Сирии свою автономию. Это будет означать, что они сразу одну из ключевых задач своего новообретенного квазигосударства будут видеть в том, чтобы подготовить дальнейшее объединение курдов и получение ими полноценного национального государства.

В этом и состоит весь ужас ситуации для турок, которые понимают, что существование Турции в нынешних границах несовместимо с существованием сильного курдского ирредентизма. Это ситуация, в которой – увы – смешно ставить вопрос о том, как должно быть по справедливости, потому что в такой ситуации справедливого для обеих сторон решения быть не может.

– В этом, наверное, и заключается парадокс ирредентизма: один из его движителей – желание справедливости, но в рамках ирредентизма справедливости для всех не бывает?

Если освободиться от оптики ирредентизма, то действует иной критерий: во сколько человеческих жизней обойдется реализация того или иного сценария – чем меньше, тем он более справедлив, вне зависимости от того, получит или не получит это национальное стремление удовлетворение.

– Есть ли какие-то особенности у русского ирредентизма?

– При переносе на российскую почву получается так: когда мы говорим, что Белоруссия и Россия – это единое государство и что на самом деле это единый народ и так далее – это ирредентизм. Но этот ирредентизм не обязательно ведет (или даже вовсе не ведет) к насилию и к обострению ситуации, потому что это претензия на объединение двух государств. Или на поглощение одним большим государством другого, небольшого. При этом мы говорим о том, что такое возможно только в том случае, если граждане Белоруссии на референдуме захотят такого решения вопроса. И только в этом случае мы можем говорить об объединении.

Но если мы говорим, что у нас есть беззащитное русское меньшинство в Казахстане и поэтому Северный Казахстан нужно отделить от остального Казахстана и присоединить к России, это – casus belli. Ведь мы вряд ли можем рассчитывать на понимание такой позиции со стороны другого государства – будь то Казахстан или Украина.

– Можно ли рассматривать идею возвращения соотечественников без присоединения территорий как ирредентистскую?

– При желании можно. Но все-таки ирредентизм, как правило, связан с присоединением территорий. Можно сказать, что возвращение соотечественников без присоединения территорий – это своего рода альтернатива ирредентизму. Исходный посыл общий с ирредентизмом: мы – разделенная нация. А вот способ решения этой проблемы отличается – воссоединение достигается за счет приглашения, приема у себя всех тех, кому неуютно за пределами нашего отечества. Тем более что в России никому не придет в голову сказать, что у нас маловато земли и мы не можем разместить всех тех русских, которые оказались за рубежом. Такой была позиция Германии после Второй мировой войны: мы принимаем к себе всех немцев, которым неуютно за пределами Германии. И в этой части у немцев нам бы стоило поучиться.

– Но в чем же тогда угроза русского ирредентизма?

– В том, в частности, что мы ставим в центр русской идентичности понятие разделенной нации в сочетании с очень мощной идентичностью великой державы. А великая держава решает проблемы справедливости – так, как она ее понимает – в том числе (или даже зачастую) не пацифистским путем, но военной силой. Опасность запустить ирредентизм по немецким образцам 30-х годов ХХ века вполне реальна.

– То есть начать территориальную экспансию? Ведь именно этого – явно или неявно – опасаются в Европе (кто-то прямо артикулирует такие опасения, кто-то спекулирует на них, но они существуют).

– Территориальная экспансия может быть мотивирована не только ирредентизмом: нам нужно побольше черных колониальных подданных, потому что там у них хорошо растет кофе, они хорошо работают на плантациях, а мы любим кофе, а что сами не выпьем – другим продадим. Это же тоже своего рода идеология. Но это не ирредентизм.

– Происходит своего рода отрицательная синергия, когда один фактор подпитывает и подстегивает другой?

– Да, здесь вполне можно говорить об отрицательной синергии. Когда такие устремления становятся важной частью идеологии, несущим элементом конструкции идентичности, то в некий момент можно просто потерять контроль над ними.

Скорее всего, этот вопрос был согласован. Итак, у нас есть Киселев – заметная медийная фигура с определенным весом в обществе (через этот вопрос он, возможно, впоследствии стал еще более важным игроком в этой сфере); у нас есть первая персона, которая приняла этот вопрос, но ответила на него уклончиво. Не в том смысле, что перестаньте говорить глупости, такая постановка вопроса очень опасна и контрпродуктивна, а в том смысле, что не надо тут нагнетать, мы-то, конечно, понимаем, что да, разделенная, но не надо об этом громко говорить. То есть дан некий поощрительный сигнал.

И есть колоссальное количество людей, воспринявших это очень близко к сердцу. Иногда эти люди приходят к подобным идеям через очень болезненный личный опыт разделения – те, кто жил, допустим, в Средней Азии, вынуждены были переселяться в Россию, часто потеряв все, что имели, с которыми обходились далеко не лучшим образом, и которые не получили защиты от России.

– Едва ли не исключительно ирредентистскими…

– Какая-то из областей Казахстана?

– Да нет, просто казахи или киргизы. Это демократическое волеизъявление группы людей, которые захотели присоединиться к России. Вопрос – почему Россия откликнулась? Только ли потому, что она уважает демократическое волеизъявление определенной группы людей или потому, что она считает этих людей своими? Вот тут начинается ирредентизм. Но так или иначе очевидно, что присутствие ирредентизма и в публичной сфере, и в нашей политике очень заметно, очень серьезно. Хотя мы не можем сказать, что ирредентизм стал стержнем нашей идентификации. Это не так.

– У них, похоже, достаточно поводов так говорить.

– Получается, что акт личного почитания предка превращается в жест политический с очень широким контекстом…

– Кризис может быть творческим. Ирредентизм в Италии был реакцией на кризис – и реакцией довольно творческой. Но такое творчество имеет разные стороны. Где-то силой подавляется инакомыслие, где-то придумываются новые интересные символы и т.д.

Одна из проблем с нашей идентичностью состояла в том, что в центре коллективной исторической памяти находилась тема Великой Отечественной войны и победы в ней. При этом она была очень сильно окрашена в красные коммунистические цвета, что и было одной из составляющих кризисного конфликта. Страна и общество в целом очень творчески отреагировали на этот кризис. Первым очень интересным предложением была георгиевская ленточка, которая как раз убрала красный цвет. Не случайно, когда ее вводили, коммунисты очень злобствовали.

– Мы плавно подошли к вопросу о том, что может быть в ирредентизме хорошего. Получается, что ирредента, побуждающая нацию к творчеству – это, видимо, хорошая ирредента?

– Ну, эти проблемы не обязательно описывать исключительно через понятие ирреденты. Зададимся вопросом: есть ли самостоятельная ценность в союзе России и Белоруссии? Как его наполнить содержанием? Нужно ли? А если нужно, то – каким? И на каком основании? Отчасти это ирредентистская проблематика, но в целом эта проблематика шире. Это проблематика национализма, идентичности, отношения к прошлому, исторической памяти и еще много чего.

– Когда ставится задача такого масштаба, можно уже говорить о диалоге культур и цивилизаций.

– О таком диалоге можно говорить, когда речь с самого начала идет о сотрудничестве и взаимопонимании. Когда, вступая в диалог, вы хотите прежде всего открыться собеседнику и сделать так, чтобы он вас правильно понял. В расчете на то, что он сделает то же самое. А если вы вступаете в переговоры в условиях политического соперничества? Тогда выясняется, что главная ценность и главная привлекательная черта диалога – открытость – становится вашим слабым местом. То, что называют диалогом, на самом деле очень часто не диалог, а дискурсивная конфронтация. Мы вступаем в переговоры в надежде лучше узнать намерения оппонента, как можно меньше сообщив ему о своих. Вступаем в разговор не в поисках точек сближения, а для того, чтобы найти слабые точки конкурента. И по ним нанести удар. Вступаем якобы в диалог, а на самом деле пытаемся навязать наши ценности и нашу интерпретацию оппоненту, если он находится дискурсивно в более слабой позиции.

Очень важно понимать, что Украина, Белоруссия в течение веков были и пространством диалога, и пространством такого соперничества. И остаются сегодня.

– В такой ситуации заманчиво увидеть перспективу посредничества.

– В 1990-е гг. была очень популярна идея о том, чтобы стать мостом. Все хотели быть мостом. Россия хотела быть мостом между Западом и Востоком. Украина хотела быть мостом между Европой и Россией. Белоруссия тоже. Но постепенно стало понятно, что если отношения между большими объектами (или субъектами) развиваются хорошо, то им мост не нужен. Они входят в прямой контакт и прекрасно обходятся без него. Более того, они испытывают неудобства от того, что между ними лежит что-то с какими-то своими амбициями какого-то моста. Оказалось, что посредник здесь совершенно ни к чему.

И потом – как может претендовать на роль посредника тот, кто сам плохо понимает и ту и другую сторону? Россия плохо понимает Китай и плохо понимает Европу – каким образом она может служить посредником? Украина в своей националистической версии плохо понимает Россию и плохо понимает Европу – какой из нее будет мост? Это пространство, так называемый мост, как раз оказывается пространством соревнования и столкновения. И внешние силы борются за контроль над этим пространством. Причем очень часто, если продолжать аллегорию моста, сила, которая чувствует, что теряет контроль, – как учит всякая книга военного искусства – взрывает мост.

– Очень похоже на те стратагемы, которых давно и довольно успешно придерживается Китай: и не друг, и не враг, а – так…

– Да уж. Если уж мы сближаемся с Китаем, то учиться надо прежде всего этому.

– В чем же тогда состоит творческий потенциал русского ирредентизма? В нем есть вообще что-то позитивное?

Нам следует не просто декларировать, что люди, принадлежащие русской культуре, должны иметь право переселиться к нам, но надо задуматься – на что они будут жить? Они здесь должны получить поддержку как государства, так и общества. Граждане России должны иметь возможность направлять часть своих налогов на эти цели. Можно (и нужно) воспользоваться западным опытом – небольшую часть налогов гражданин имеет право перечислить на счет, допустим, той или иной конфессиональной общности, а та уже решает, на что эти средства использовать. Индивидуально это очень небольшой процент, но в сумме получается прилично.

Так же российский гражданин должен иметь возможность сказать, что свои 2% налогов он направляет в фонд, который занимается поддержкой переселения – оплачивает переселенцам съемное социальное жилье, например, на протяжении, допустим, первых трех лет пребывания. Платит за детский сад, чтобы взрослые могли работать. И так далее.

– Программу возвращения соотечественников у нас прикрывают…

Евреи, которые хотят переселиться в Израиль, не доказывают, что они нужны Израилю – они доказывают, что они евреи. Немцы, которые хотят переселиться в Германию, не доказывают, что они нужны Германии – они доказывают, что они немцы. И никто не говорит в Израиле: извиняемся, у нас тут земли и так мало – притом что у них земли и так мало. Поэтому для России с ее просторами, ее возможностями – и мы даже говорим не о Сибири…

– Да в той же средней полосе земли полно. Пусть приезжают село поднимать!

– А почему мы должны отправлять человека, который всю жизнь прожил в городе, в деревню? Туда, откуда уезжают наши люди, привыкшие вроде бы жить в деревне? Это что – эксперимент на выживаемость? Это идиотизм! У нас деревенское население сокращается – оно, кстати, везде сокращается – потому, что идет рост крупных городских агломераций. Если человек приезжает из города, то пусть он едет в город и там находит себе городскую работу. А если человек переезжает из сельской местности, он сам переселится в деревню – если захочет.

Читайте также: