История вегетарианства кратко в россии
Обновлено: 02.07.2024
Большинство скептиков называют вегетарианство временным веянием моды, основанным на популяризации здорового питании и образа жизни. Но знали ли вы, что данная система была распространена еще в дореволюционной России?
Появление вегетарианства в России
Распространение вегетарианства в России
Лев Николаевич Толстой внес большой вклад в популяризацию отказа от продуктов животного происхождения. Русский писатель считал, что данный вопрос напрямую связан с нравственной стороной жизни. Он и его образ мысли были примером для его окружения. Взгляд Льва Николаевича на систему питания и на духовность нашли отклик в сердцах писателя Николая Лескова и художника-живописца Ильи Репина — известные деятели русской культуры отказались от употребления мяса.
Принципы вегетарианства в России
Важно отметить, что идея вегетарианства в России отличалось от европейской тем, что люди переходили на безубойную систему питания не только с точки зрения ее пользы для своего здоровья, но и с точки зрения мировоззрения. Воздержание, упрощение жизни и близость к природе — были основными принципами думающих людей.
Развитие вегетарианства в России
Период 1900-1914 гг. стал самым значимым для русских вегетарианцев, так как данная система питания стала распространяться по всей стране. Открывались новые общества в России, Белоруссии и на Украине. Всего их было 15, самый крупный из которых располагался в Киеве. Оно же обладало своей газетой.
Вегетарианские общества участвовали в различных сферах деятельности. Они организовывали поселения для вегетарианцев (что-то вроде современных экопоселений), учебные заведения и, конечно же, столовые. Последних к 1914 году в России насчитывалось 73. Во время Первой Мировой Войны в них бесплатно питались военные в запасе.
Запрет вегетарианства в советское время
С приходом в страну советской власти на вегетарианство был наложен негласный запрет, вегетарианские общества стали закрывать. Кроме того, несколько активистов из Москвы были посажены в Бутырскую тюрьму на срок от 3 до 5 лет.
Многие из нас думают, что вегетарианство в России – это недавно зародившийся тренд. Безусловно, за последние несколько лет, вегетарианское движение в нашей стране набирает все большую популярность, но мало кто знает о том, что оно зародилось не одну сотню лет назад.
Многие религиозные общины и секты придерживались вегетарианского образа жизни. Так, хлысты - секта, возникшая в период церковного раскола в XVII веке и популярная до начала XX, поначалу следовали примеру питания православных монахов, изредка употребляя рыбу, а затем и вовсе отказались от животной пищи. Еще одна крупная секта, возникшая в XVIII веке, скопцы, во многом подражала хлыстам в их пищевых традициях. Если рыба отчасти допускалась, то мясо было категорически запрещено. Вегетарианства придерживались также староверы, адвентисты, малеванцы, духоборы, озерники и прочие религиозные общины.
В XVIII веке православная культура поста побудила великого русского поэта Р.Г. Державина на размышления о привычках и традициях человеческого питания.
Возможно, причиной тому стала Первая мировая война, которая положила конец планам не только поэта, но и всего вегетарианского сообщества. Для русских вегетарианцев, как и для всей страны, это было тяжелое время. Деятельность вегетарианских сообществ перешла от пропаганды к благотворительности. Также значительно подорожали продукты питания, что сказалось на работе вегетарианских столовых.
Прошло несколько десятилетий после событий Второй мировой войны, прежде чем в России смогли создавать вегетарианские общества. В течение многих десятилетий подавлявшийся интерес к вегетарианству вновь возродился только к началу 1990-х.
Лев Толстой с внуками. Фотография Владимира Черткова. 1909 год © Wikimedia Commons
Идейные вегетарианцы и культ Толстого
«— Вы, говорят, мясо не едите?
— Да, не ем.
— А отчего?
— Мне не нравится.
— Вам вкус не нравится?
— И вкус, и просто я не люблю видеть перед собою трупы.
Пойти на званый ужин — это почти наверняка нарваться на недоуменные или даже враждебные расспросы: о них часто упоминают в письмах и дневниках убежденные вегетарианцы того времени — от Соловьева и Черткова до Лескова, Рериха, Репина и Ге. Они, впрочем, не остаются в долгу и портят окружающим настроение разговором про поедание трупов.
Вегетарианская столовая в Москве © Wikimedia Commons
Зато можно спокойно отобедать в городе: к началу века почти в каждом крупном российском городе есть вегетарианская столовая. Больше всего их в Петербурге — девять штук. Появление самой крупной, на Невском, 110, сопровождается скандалом: ее владелец, председатель Вегетарианского общества, самовольно тратит на открытие деньги общества. Столовые страшно популярны: данных по Петербургу не сохранилось, но известно, что только одна московская столовая в Газетном переулке в день принимает 1300 человек, а во всех московских вегетарианских заведениях (их четыре) в 1914 году побывало 642 870 человек — в Петербурге эту цифру можно смело умножать как минимум на два.
Популярность их во многом объяснялась дешевизной. Корней Чуковский оставил описание петербургской вегетарианской столовой, находившейся за Казанским собором:
Многие заведения напоминали мини-алтари Толстого.
Это, конечно, не могло не раздражать современников.
Репин и проклятый бифштекс
Илья Репин был, вероятно, самым известным петербургским вегетарианцем: натурой он был страстной и безубойным питанием увлекся надолго, прославляя его в лекциях, письмах и публичных выступлениях. Благодаря им нам осталось меню зажиточного дореволюционного вегетарианца.
Нордман и чай из сена
Первая мировая и конец вегетарианства
Вегетарианство в современном смысле этого слова пришло в Россию достаточно поздно. Зато развивалось активно: за первые 15 лет XX века в крупных городах появились вегетарианские общества, идея широко обсуждалась, велись дискуссии — на тему того, должно ли вегетарианство быть мировоззрением или же выполнять исключительно утилитарные функции. Стали появляться специальные столовые, которые пользовались успехом: гороховые сосиски и монастырский борщ, картофельные колбаски и капустные котлеты, — все это было сытно и стоило недорого.
Сегодня каждый решает сам, отказываться от пищи животного происхождения или нет. А мы — за то, чтобы любой рацион было легко поддерживать. Именно поэтому в меню Saperavi Cafe найдется немало вегетарианских блюд: лобио, пхали, папа из тыквы, аджапсандали, рулеты из баклажанов, хинкали и оджахури с грибами. Впрочем, нам даже практически не пришлось ничего изобретать: ведь грузинская кухня с её любовью к овощам и травам — сама по себе рай для вегетарианцев.
Читайте также: