Каковы главные достижения европейской культуры 19 века кратко
Обновлено: 05.07.2024
Революции конца XVIII–ХIХ вв. готовились не только переменами в жизни общества, но и переменами в умах людей, в их мировоззрении - восприятии окружающего мира. Уже на протяжении ХVIII–ХVIII вв. все больше распространялось мнение, что Бог не влияет непосредственно на отдельного человека, на его успехи или неудачи в жизни. Все зависит от личных усилий, от ума, настойчивости, упорного труда. Несправедливо, что положение человека и условия его жизни предопределяются рождением. Эта идея стала обоснованием революций.
В 20-е гг. XIX в. в культуре зарождается критический реализм. Критические реалисты не отрицали прогресса, как некоторые романтики, и не отворачивались от суровой действительности. У писателей и художников реалистического направления проявляется интерес к многостороннему воспроизведению действительности, к широким обобщениям.
Отражение экономических, политических, нравственных противоречий своего времени в полноценных художественных образах - основная заслуга писателей критического реализма. Великие писатели-реалисты О. Бальзак и Ч. Диккенс в своих романах всесторонне раскрыли жизнь современного им общества. Никогда впоследствии европейская литература больше не достигала такой высоты и широты художественного обобщения, какое было у представителей критического реализма XIX в.
Бальзак представлял себе общество как систему насилия над естественными страстями человека, т. е. как сплошную драму, в которой, по его мнению, заключается правда искусства. Писатель углубленно исследовал причины и следствия, закономерности общественного бытия, и внимание его сосредоточивалось не на самих катастрофах, а на условиях, их вызвавших. Картина всех слоев французского общества с их противоречиями и борьбой разворачивалась в его произведениях.
В конце ХIХ в. в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, театре, музыке появляются новые стили и направления, то сменяющие друг друга, то существующие одновременно. Происходит переоценка ценностей. Изменения в жизни общества, открытия в науке и технический прогресс - все это требовало осмысления, нового взгляда. К этой задаче по-разному подошли искусство реализма и разнообразные нереалистические течения, объединенные под названием декаданса (фр. decadence — упадок).
Английский писатель Г. Уэллс, создатель современной научной фантастики, писал о проблемах, к которым может привести технический прогресс, затрагивал тему ответственности ученого, необходимости соотносить прогресс и нравственные нормы.
Изобразительное искусство.
В первой половине XIX столетия искусство Западной Европы шло по пути подражания великим мастерам прошлого. Во Франции главным представителем живописи этого времени был Ж.Л. Давид. Из многочисленных учеников Давида выделялся своей высокой одаренностью Энгр. Ему пришлось выдержать упорную борьбу с художниками нового романтического направления, явившегося реакцией по отношению к холодной бесстрастности классиков. Первым художником, вступившим на путь романтизма, был Э. Делакруа.
Реализм утвердился только через посредство жанровой живописи. Реалистические традиции в изобразительном искусстве первой половины XIX в. прочно связаны с именем Г. Курбе. Политические события нашли свое отражение в многочисленных офортах и литографиях О. Домье, проникнутых симпатией к простому люду Парижа. Ж. Милле изображал крестьян на лоне природы.
В Англии в конце 40-х гг. XIX в. три молодых художника Дж. Миллес, Д. Г. Россети и Х. Хант — составили союз, чтобы общими силами бороться против условности и подражательности в современной им живописи. Они назвали себя прерафаэлистами, поскольку противопоставляли царствовавшему в Европе идеализму и увлечению мастерами XVI в. наивный и глубокий реализм художников дорафаэлевского времени.
В конце XIX в. ярчайшим событием в изобразительном искусстве стало появление импрессионизма. Его возникновение связано с творчеством Э. Мане, вокруг которого сложился кружок молодых художников. Для них характерно стремление отразить в своих работах мимолетное, изменчивое, случайное; передать свет и воздух средствами живописи. Они использовали чистые цвета спектра, раздельными мазками положенные на холст, но образующие единство при взгляде с некоторого расстояния.
Музыка.
Ф. Шуберт стремился воплотить в музыке неповторимое мгновение, глубокое интимное переживание - все, что связано с кругом чувств простого человека. Р. Шуман создавал музыку взволнованную, мятежную, в которой так полно отразилась его нервно обостренная чуткая реакция на жизненное впечатление. Музыка Ф. Шопена пронизана народными ритмами и интонациями, героическими преданиями старины, ароматом полей и лугов.
Главные научные открытия.
В начале XIX в. последовала целая лавина открытий, менявших представление людей об окружающем мире.
В 20-х гг. XIX в. крупнейшие открытия в области электричества были сделаны А. Ампером, термоэлектрические явления были обнаружены в 1834 г. Ж Пелтье и А. С. Беккерелем, который начал исследования по фосфоресценции.
Развитие химической науки было отмечено рядом фундаментальных открытий. В 1811 г. Б. Куртуа открыл йод. Л. Тенар в 1810 г. доказал элементарную природу натрия и хлора, а в 1826 г. химик А. Балар открыл бром.
Интенсивно развивалась теоретическая и физическая химия.
В 1802 г. Ж.Гей-Люссак открыл законы теплового расширения газов, а в 1808 г. — объемных отношений газов при их реакциях.
Опыты Дж. Джоуля по определению механического эквивалента теплоты дали экспериментальное обоснование закона сохранения энергии. Джоуль и Дж. Максвелл заложили основы молекулярно-кинетической теории тепловых явлений. Работы Джоуля и Томсона по охлаждению газов при их расширении положили начало физике и технике низких температур. В начале XIX в. Т. Юнг возродил волновую теорию света. Дж. Гершель обнаружил инфракрасное излучение.
С 30-х п. XIX в. особенно развивалась органическая химия, в которой особая роль принадлежит Ю. Либиху, основавшему целую школу химиков и создавшему всемирно известную лабораторию. Либих разделил все органические соединения на белки, жиры и углеводы, в 1831 г. впервые получил хлороформ, а в 1835 г. — уксусный альдегид. Либих разработал теорию брожения и гниения.
В 1801 г. И. Риттером было доказано существование ультрафиолетовых лучей. Реформатором технической оптики стал П. Францгофер, описавший в 1814 г. линии солнечного спектра, которые впоследствии были названы его именем, и создавший дифракционные решетки, открывшие путь спектроскопии. В 1821 г. Т. Зеебек открыл термоэлектричество. В 1826 г. Г.С. Ом открыл закон, названный его именем.
Математиками Г. Гауссом и В. Вебером была разработана система мер электрических и магнитных величин и соответствующих измерительных приборов. Ф. Нейман создал теорию электромагнитной индукции.
В конце XIX и начале ХХ в. в физике произошла подлинная революция, оказавшая влияние и на другие науки. Совершенно изменились представления о времени, пространстве, движении, строении вещества.
Английский физик Максвелл разработал общую теорию электродинамики. В последствии положения Максвелла были подтверждены трудами физиков всего мира (открытие Г. Герцом радиоволн В. К. Рентгеном икс-лучей и т.д.).
А. Беккерель открыл радиоактивность, изучением которой активно занялись М. Склодовская-Кюри и П. Кюри. Было положено начало созданию физики атомного ядра. Английский физик Э. Резерфорд открыл альфа-, бета - и гамма-лучи, выделяющиеся при распаде радиоактивных элементов и имеющие различную проницаемость.
В 1868 г. Дж. Люкьер назвал гелием элемент, соответствующий обнаруженной им при помощи спектрального анализа в солнечном спектре линии.
В 1895 г. английский физик и химик У. Рамзай открыл этот газ в лабораторных условиях.
Еще в 1856 г. был синтезирован анилиновый краситель. Возникла целая индустрия по производству красителей. Развивались синтетическая химия, биохимия, химическая фармакология.
С биологией было связано развитие медицины. В 80-х гг. XIX в. французский химик Л. Пастер разрабатывал прививки против куриной холеры, сибирской язвы и бешенства. В это время в Германии Р. Кох изучал возбудителей туберкулеза и холеры. Его ассистент Гафке открыл палочку брюшного тифа. В этот же период были открыты бактерии дифтерита и чумы.
Автомобили и воздухоплавание.
Первыми самодвижущимися механизмами были машины с паровым двигателем. С изобретением электромотора и двигателя внутреннего сгорания в конце XIX в. появились новые возможности создания механизмов.
Немецкий инженер К. Бенц испытал в 1885 г. первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Соотечественник Бенца инженер Г. Даймлер разработал собственный бензиновый двигатель и сконструировал несколько аппаратов. Таким образом, Даймлер и Бенц стали изобретателями прообраза современного автомобиля.
В конце XIX в. реализовалась давняя мечта человечества об управляемых летательных аппаратах. До 70-х гг. XIX в. существовали только аэростаты. Раньше всего удалось сконструировать управляемые дирижабли - летательные аппараты легче воздуха. В 1900 г. в Германии совершил свой полет дирижабль Цепеллина, имеющий жесткую каркасную конструкцию. Именно этот аппарат лег в основу всех военных дирижаблей.
Однако будущее было за аппаратами тяжелее воздуха - самолетами (аэропланами). Первые опыты конструирования самолетов с паровыми двигателями провели А.Ф. Можайский в России, К. Адер во Франции, Х. Максим в США. Впервые применили бензиновый двигатель в самолетостроении американцы О. и У. Райт в 1903 Г., которым удалось совершить серию длительных полетов.
$XIX$ век стал периодом интенсивных изменений жизни обитателей Европы. Усиление процессов урбанизации и индустриализации сопровождалось ломкой прежних устоев и традиций; изменение всех аспектов жизнедеятельности было настолько глубоким, что сам исторический период воспринимался как время появления нового социального устройства, нового способа существования.
Экономическая культура XIX века
В результате усиление процессов урбанизации и социализации социальная структура европейских стран изменилась, общество разделилось на два класса:
- буржуазию, владевшую средствами производства;
- пролетариев, продающих свою рабочую силу.
Социальное и экономическое положение рабочего класса было чрезвычайно тяжелым: низкий уровень жизни, длительный рабочий день (до 16 часов в сутки), широкое использование дешевого детского и женского труда, колоссальная безработица.
В сложившихся условиях закономерными стали многочисленные политические и экономические выступления рабочих, требовавших социального реформирования. Следствием обострения социальных конфликтов стало возникновение коммунистического и социального движений, появление профсоюзных организаций.
В результате политической борьбы, проведения политических реформ к концу XIX века удалось снизить неблагоприятные последствия индустриализации, в большинстве европейских стран государство стало брать на себя борьбу с бедностью.
Научно-технический прогресс как культурный феномен XIX столетия
В $XIX$ веке были сделаны многочисленные научно-технические открытия, которые изменили образ жизни людей. В это время появились пароходы, автомобили, начинается эра воздухоплавания, были открыты электрическое и газовое освещение, телефон, телеграф, граммофон, фонограф, кинематограф и фотография.
Наука перешла от простого накопления теоретических и эмпирических данных к этапу выявления закономерностей, механизмов. В физике, химии, биологии совершаются великие открытия. Из формы рационального познания мира наука становится социальным институтом, производительной силой, роль которой в обществе постоянно усиливается.
Готовые работы на аналогичную тему
Научные и технические изобретения преображали старые промышленные отрасли и создавали новые, немноголюдные городки на протяжении жизни одного поколения превращались в города с миллионным населением.
Менялся и образ самого человека, идеальным героями эпохи индустриализации становятся талантливые, предприимчивые фабриканты, умелые рабочие.
В общественной жизни интенсивно осуществляются процессы секуляризации.
Секуляризация – процесс освобождения общества от религии и власти.
Роль религии все чаще отводится науке, научному мировоззрению, несопоставимому с иррациональностью религиозного мировосприятия. Отделение церкви от государства способствует росту образования.
Искусство XIX века
Художественная жизнь общества претерпевала радикальные изменения. Противоречия европейского развития наиболее ярко отразились в искусстве, привели к появлению многообразных художественных направлений.
Под влиянием многочисленных онтологических изменений Европа превращалась в нетрадиционный тип общества, в котором все больше распространялось новаторство, где художественные стили не сменяли друг друга, но существовали параллельно, органично дополняя друг друга.
Интенсивно развивается эстетика. Свои взгляды на сущность искусства в это время были сформулированы в работах Канта, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, Шопенгауэра, Ницше и др., во многом предопределив и обусловив дальнейшее развитие искусства.
Таким образом, культурная жизнь европейских стран XIX столетия ознаменовалась рядом глубоких онтологических изменений, которые привели к формированию качественно нового в историческом плане типа общества, обусловили интенсификацию научно-технического прогресса, появление многообразных художественных направлений.
Культуру XIX века принято считать культурой буржуазной. Развитие капитализма сопровождалось формированием мощного рабочего движения, возникновением первой в мире рабочей партии (Англия). Идеологией рабочего движения стал марксизм, который оказал огромное влияние на специально-политическую жизнь Европы и всего мира. В 1871 году рабочие Парижа на несколько месяцев установили свою власть — Парижскую Коммуну. Под руководством К.Маркса и Ф.Энгельса создается 1-й Интернационал — Международное товарищество рабочих. После его роспуска в европейских странах стали возникать социально-демократические партии, которые руководствовались идеями марксизма. Марксизм занимает ведущее место в общественном сознании XX века.
XIX век — век окончательного утверждения капиталистической формы хозяйствования, век интенсивного развития промышленного производства, таких его отраслей, как металлургия, машиностроение, энергетика и др. Это и век полного востребования науки, которая поднимается на небывалую раннее высоту. Потребности промышленности диктуют формирование в Европе системы школьного и профессионального образования. Растет число студентов в университетах. Англия становится страной всеобщей грамотности. Вот лишь некоторые из научных достижений этого времени:
• обоснование Чарльзом Дарвином основных факторов процесса эволюции органического мира от обезьяны к человеку;
• создание физиком Майклом Фарадеем учения об электрическом поле;
• разработка микробиологом Луи Пастером метода профилактики против сибирской язвы;
• описание ботаником Робертом Броуном ядра растительной клетки и открытие беспорядочного движения мельчайших частиц (броуновское движение).
В практику культурной жизни XIX века входит проведение научных конференций, симпозиумов, всемирных выставок и т.п. Расширяется техническое оснащение художественной культуры; в конце XIX века появляется киноисскуство, возникает дизайн (художественное конструирование), как следствие бурного развития техники, массовизации производства и расширения границ эстетической деятельности. Проводятся эксперименты по соединению музыки и цвета. (А.Скрябин, М.Чюрленис).
В художественной культуре XIX века нет единой доминанты. Формируются и функционируют различные общеевропейские стили и направления.
Романтизм (первая треть XIX века) представляет собой широкое идейное и художественное движение в духовной жизни европейского и американского общества. Зародившись в Германии (Шиллер, Гете, братья Шлегель) романтизм расширился по всему миру:
• в поэзии его представителями были Д.Байрон, В.Гюго, В.Жуковский;
• в романтической философии и эстетике — Ф.Шеллинг, С.Кьеркегор;
• в музыке — Ф.Шопен, Г.Берлиоз, Ф.Шуберт;
• в живописи — Э.Делакруа, Т.Жерико, Д.Констебл, О.Кипренский;
• в художественной литературе — В.Скотт, А.Дюма, Э.Гофман, Ф.Купер.
В основе романтизма лежал творческий метод, провозглашавший своим главным принципом абсолютную и безграничную свободу личности. Художники, приверженные к этому направлению, изображали драматически неразрешимые противоречия между низменной действительностью и высоким идеалом. Отсюда уход романтического в мир иллюзий, в фантастические страны и т.п. В романтизме главное — не показ индивидуализма, а героико-патетическое прославление одиночества.
Произведения художников (роман) наполнены чувствами восторга и отчаяния, ощущением вечной загадки мира, непостижимости его полного познания. Как правило, художник создает в произведении искусства свой мир, более прекрасный, чем реальная жизнь. Романтизм был реакцией передовых людей Европы на крушение идеалов Великой Французской революции. С наибольшей силой романтизм проявился в художественной поэзии Германии, Франции, Англии.
Он нашел отражение и в музыке. Это музыкальное творчество Шопена, Берлиоза, Шуберта, Листа.
• глубинное постижение жизни;
• широкий охват действительности;
• художественное осмысление противоречий жизни.
Характер человека трактуется в реалистических произведениях как противоречивое и развивающееся единство. Он может меняться в зависимости от обстоятельств жизни. Для писателей-реалистов (Н.Гоголь, Ф.Стендаль, О.Бальзак, А.Пушкин, Ф.Достоевский, А.Чехов, Л.Толстой и др.) характерен обостренный интерес к социальному началу действительности.
В 60-70-е годы XIX века во Франции возникло художественное направление, получившее название импрессионизм. Импрессионизм наиболее ярко воплотился в изобразительном искусстве. Стилистическими признаками импрессионизма являются:
• отказ от замкнутости и стабильности изображения объектов;
• фиксация мгновенных, как бы случайных ситуаций, фрагментарность;
• неожиданные ракурсы фигур и предметов.
В живописи наиболее ярко импрессионизм проявился в тиорчестве О.Ренуара, Э.Дега, Э.Мане, К.Моне, К.Писсаро. Эти художники стремились передать красоту мимолетных состояний природы, подвижность и изменчивость человеческой жизни. Пейзажные работы они писали на открытом воздухе (на пленэре), чтобы передать ощущение сверкающего солнечного света. Это породило новую живописную технику, которая особенно проявилась в цветовом решении полотен: локальный цвет, тончайшее ощущение цветовой гаммы, ее зависимости от освещения и состояния воздушной среды.
Природа понималась импрессионистами, как объективная действительность, которой можно доверять. Художник в их понимании — посредник между людьми и природой, призванный раскрыть людям красоту этого мира, свое впечатление от него.
На рубеже XIX—XX вв. импрессионизм проник в другие виды искусства. Этот стиль использовали скульпторы О.Роден и П.Трубецкой, писатели М.Пруст, К.Гамсун и А.Анненский, а также П.Верлен, русские художники К.Коровин и И.Грабарь.
Литература:
Афонин В.А., Афонин Ю.В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. — Луганск: Элтон-2, 2008. — 296 с.
$XIX$ век стал периодом интенсивных изменений жизни обитателей Европы. Усиление процессов урбанизации и индустриализации сопровождалось ломкой прежних устоев и традиций; изменение всех аспектов жизнедеятельности было настолько глубоким, что сам исторический период воспринимался как время появления нового социального устройства, нового способа существования.
Экономическая культура XIX века
В результате усиление процессов урбанизации и социализации социальная структура европейских стран изменилась, общество разделилось на два класса:
- буржуазию, владевшую средствами производства;
- пролетариев, продающих свою рабочую силу.
Социальное и экономическое положение рабочего класса было чрезвычайно тяжелым: низкий уровень жизни, длительный рабочий день (до 16 часов в сутки), широкое использование дешевого детского и женского труда, колоссальная безработица.
В сложившихся условиях закономерными стали многочисленные политические и экономические выступления рабочих, требовавших социального реформирования. Следствием обострения социальных конфликтов стало возникновение коммунистического и социального движений, появление профсоюзных организаций.
В результате политической борьбы, проведения политических реформ к концу XIX века удалось снизить неблагоприятные последствия индустриализации, в большинстве европейских стран государство стало брать на себя борьбу с бедностью.
Научно-технический прогресс как культурный феномен XIX столетия
В $XIX$ веке были сделаны многочисленные научно-технические открытия, которые изменили образ жизни людей. В это время появились пароходы, автомобили, начинается эра воздухоплавания, были открыты электрическое и газовое освещение, телефон, телеграф, граммофон, фонограф, кинематограф и фотография.
Наука перешла от простого накопления теоретических и эмпирических данных к этапу выявления закономерностей, механизмов. В физике, химии, биологии совершаются великие открытия. Из формы рационального познания мира наука становится социальным институтом, производительной силой, роль которой в обществе постоянно усиливается.
Готовые работы на аналогичную тему
Научные и технические изобретения преображали старые промышленные отрасли и создавали новые, немноголюдные городки на протяжении жизни одного поколения превращались в города с миллионным населением.
Менялся и образ самого человека, идеальным героями эпохи индустриализации становятся талантливые, предприимчивые фабриканты, умелые рабочие.
В общественной жизни интенсивно осуществляются процессы секуляризации.
Секуляризация – процесс освобождения общества от религии и власти.
Роль религии все чаще отводится науке, научному мировоззрению, несопоставимому с иррациональностью религиозного мировосприятия. Отделение церкви от государства способствует росту образования.
Искусство XIX века
Художественная жизнь общества претерпевала радикальные изменения. Противоречия европейского развития наиболее ярко отразились в искусстве, привели к появлению многообразных художественных направлений.
Под влиянием многочисленных онтологических изменений Европа превращалась в нетрадиционный тип общества, в котором все больше распространялось новаторство, где художественные стили не сменяли друг друга, но существовали параллельно, органично дополняя друг друга.
Интенсивно развивается эстетика. Свои взгляды на сущность искусства в это время были сформулированы в работах Канта, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, Шопенгауэра, Ницше и др., во многом предопределив и обусловив дальнейшее развитие искусства.
Таким образом, культурная жизнь европейских стран XIX столетия ознаменовалась рядом глубоких онтологических изменений, которые привели к формированию качественно нового в историческом плане типа общества, обусловили интенсификацию научно-технического прогресса, появление многообразных художественных направлений.
Читайте также: