Иррационализм и позитивизм кратко

Обновлено: 05.07.2024

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

Философия марксизма

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными, Карлом Марксом (1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 — 1895), во второй половине 19 века и является составной частью более широкого учения, марксизма, которое помимо философии включает экономику (политэкономию) и социально-политические вопросы (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие вопросы современности. Он широко распространился (вышел за пределы Германии, стал международным) в мире и приобрел большую популярность в конце XIX — первой половине XX века.

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и стала догмой.

Основой философского марксизма являются труды его основателей, таких как:

Материалистическая философия, предшествующая философии марксизма (Демокрит, Эпикур, английские материалисты XVII века, Бэкон, Гоббс). — Бэкон, Гоббс и Локк, французские философы эпохи Просвещения XVIII века, атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха в середине XIX века); быстрый рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Бэкона). Теория Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проводного телеграфа, паровоза, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в области производства, механизации труда); крушение идеалов Французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), невозможность их реализации в реальной жизни; нарастание противоречий и конфликтов между общественными классами (революции 1848 и 1849 годов, реакция, войны, Парижская коммуна, революция 1839 года), реакция, войны, Парижская коммуна 1871 года); кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной силы в консервативную, кризис буржуазного брака и морали) — все это способствовало развитию и распространению марксистской философии и самого марксизма.

Главное в марксизме — это учение о всемирно-исторической миссии пролетариата, о диктатуре пролетариата. Историческая миссия пролетариата, обусловленная его решающей ролью в системе крупного промышленного производства, порожденного развитием капитализма, заключается в разрушении буржуазного строя, создании бесклассового коммунистического общества. Освободительное движение рабочего класса неизбежно ведет к социалистической революции и установлению диктатуры пролетариата, необходимого условия для построения социализма. Основатели научной идеологии пролетариата Маркс и Энгельс показали, что рабочий класс принципиально отличается от всех предыдущих и нынешних эксплуатируемых классов. Учение Маркса о социалистической миссии пролетариата было необходимым выводом из всего предшествующего исторического опыта и анализа развития общественной мысли, достижения которой были критически рассмотрены основателями марксизма.

Отсюда эта мысль. Полное отрицание или полное обожание марксистской философии обычно является результатом нежелания людей думать и находить достоинства и недостатки в различных теориях человеческой жизни. Кто-то, например, до сих пор считает даже Сталина полноценным последователем марксизма и продолжателем дела Ленина, хотя, на мой взгляд, он использовал его в основном как некое прикрытие для своей политики: деиндивидуализации и деиндустриализации страны. Кто-то, наоборот, считает все это абсурдом. Но если вникнуть в философию марксизма, можно понять, что она была актуальна в то время и не могла возникнуть в головах мыслителей того времени. В наши дни философия марксизма имеет место, но в более скрытой форме. Конечно, течение времени и исторические события заставляют многих людей ежедневно менять свою точку зрения, но общий тон мысли Маркса и Энгельса остается актуальным и в настоящее время.

Классический позитивизм

По мере развития позитивизма его феноменалистическая, субъективно-идеалистическая тенденция, родственная юизму, становилась все более очевидной. Проблемы мировоззрения постепенно вытеснялись из науки, а значение элементов естественнонаучного материализма ослабевало. Об этом свидетельствуют философские доктрины крупнейших английских позитивистов XIX века — Дж.С.Милля и Г.Спенсера, которые, хотя и отличались существенно в деталях от концепции О.Конта, тем не менее тесно следовали ей в решении важнейших философских вопросов.

Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие мира как целостной и закономерной системы, критиковал гегелевскую диалектику и саму идею развития.

Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий нас мир представляет собой бессвязный хаос, не имеет целостности, внутренних законов, законов развития, не контролируется разумом и подчиняется другим движущим силам, таким как аффекты и воля.

Важным выразителем иррационализма был Артур Шопенгауэр (1788 — 1860). Он отверг гегелевскую диалектику и историзм и призвал вернуться к кантианству и платонизму, провозгласив волюнтаризм универсальным принципом своей философии, согласно которому воля является главной движущей силой, определяющей окружающий нас мир.

Восприятия (не объективная реальность и не познающий субъект) снова делятся на объект и субъект. Закон достаточного основания распадается на четыре независимых закона в зависимости от объекта представления:

  • Закон бытия — для пространства и времени;
  • закон причинности для материального мира;
  • закон логического разума — для познания;
  • Закон мотивации человеческих действий.

Таким образом, окружающий мир (представление субъекта) сводится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации.

Репрезентация субъекта не имеет такой сложной структуры. Человеческое сознание осуществляет познавательный процесс через представление предмета:

  • Прямое познание;
  • Абстрактное (рефлексивное) познание;
  • Интуиция.

Судьба человека находится в универсальном мировом хаосе вещей и явлений и подчинена всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется им. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.

Основным понятием этой философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности для познающего субъекта, как единственная реальность, существующая для конкретного человека.

Религиозно-идеалистическая философия — одно из ведущих течений в русской философии XIX — начала XX века

Заключение

В заключение следует отметить, что разделение философии на направления во многом является условным актом. Его можно сравнить с научной абстракцией — временным отвлечением от целостности в аналитических целях. Философские направления — это та же абстракция для изучения интегральной философии. Они переплетаются, интегрируются в другие, развиваются, изменяются, одним словом, живут. В то же время такое разделение отражает реалии современной философии. Например, философия XX века положила начало огромному количеству конкретных философских течений, размышлений над отдельными, хотя и очень важными, философскими вопросами, но она не создала целостных и всеобъемлющих философских систем, характерных для философских исследований предыдущих веков.

Главное, что жизнь человечества не стоит на месте, и философия должна адекватно отражать и предвосхищать ее динамику. Жизнь сегодня принципиально плюралистична, но не факт, что это стратегическая линия развития человечества в долгосрочной перспективе. В конце концов, во многих сферах жизни существуют определенные тенденции к интеграции. Сегодня мир разделен по многим причинам — национальным, государственным, экономическим и т.д., и развитие по пути интеграции и толерантности, можно сказать, является путем спасения человечества.

Отразит ли философия нового века этот разумный путь? Или — какие-то новые пути, которые человечество нашло для своего выживания и процветания?

Давайте надеяться на это и работать над тем, чтобы наши надежды оправдались. В конце концов, все мы уже люди двадцать первого века.

Список литературы

  1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник — 3.
  2. Бессонов Б. Н. Философия. История и современные задачи. Учебник для высших учебных заведений. М., НОРМА, 2006.
  3. Якушев А. Философия : учебник лекций.
  4. Философия : учебник для вузов / Под общ. ред. В. Миронов. — M. : Норма, 2006.
  5. Канке В.А. Философия. Историко-систематический курс : учебник для вузов. Изд. 5-е, переработанное и дополненное. — М.: Логос, 2006.

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Несколько иную трактовку развитию общества и науки дали представители позитивизма и иррациональной философии.

Позитивизм – это философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования (посредством основных эмпирических методов: наблюдение, соцопросы и т. п.) и отрицающее познавательную ценность теоретических построений. Основателем позитивизма является французский философ Огюст Конт. Формируя свою философскую концепцию, он исходил из сравнения результатов развития научных поисков с развитием чисто философского знания. По его мнению, получалось, что результаты не в пользу последнего. Наука продвинулась далеко вперед, дала человечеству много полезных знаний. Не надо прилагать много усилий, чтобы понять, как далеко ушла наука за 5 тысяч лет, но вот сказать такое про философию, по мнению Конта, нельзя. Философия пыталась ответить на насущные вопросы, но большинство из них так и остались без ответа. Люди так и не смогли понять, как возник мир, как он устроен и по каким законам функционирует. Как это ни парадоксально, но философ поставил под сомнение целесообразность существования философии как таковой. Он видел смысл существования только прикладных наук, которые приносят пользу человечеству. Однако философия все же может принести пользу, если изменить взгляд на ее суть. От нее надо отказаться как от учения, пытающегося глобально объяснить окружающий мир, но надо попытаться превратить ее в одну из эмпирических наук, которая будет заниматься разработкой методов для частных наук18. Философия должна отвечать на вопросы о том, как построена любая конкретная наука, какими способами она достигает своей цели и какими путями она может усовершенствоваться, чтобы достигать поставленных целей. То есть Конт видел философию в качестве методологии – совокупностью научных методов познания. Польза от такой философии будет в том, что она поможет междисциплинарному диалогу: каждая наука видит только свой предмет, а философия поможет изучать взаимосвязь между различными науками.

Конт считал, что сущность вещей всегда скрыта от нас, и поэтому трудно понять, каков он, этот мир, есть на самом деле. То, что человек называет закономерностями, на самом деле таковыми не является. Фактически, по его мнению, мы не знаем подлинные законы развития мироздания. Конт утверждал, что человеческое познание прошло в своем развитии три стадии: теологическую, метафизическую (философскую) и позитивную. В период теологической эпохи люди обладали малым количеством знаний. Это становилось причиной использования в качестве объяснения происходящего в мире представлений о сверхъестественных силах, которыми и объяснялось происходящее кругом. Потом последовала метафизическая стадия. На этой стадии человек уже не использует понятие Бога, его место в объяснении окружающего мира занимает природа. Человек ставит задачу понять и вывести вечные законы, обуславливающие глобальные процессы. Однако эта попытка оказывается малоуспешной, и со временем человечество переходит к другой стадии – позитивной, на которой главную роль играют отдельные науки, использующие эмпирические методы изучения действительности19.

Весьма своеобразной реакцией на вызовы XIX в. стало развитие иррациональной философии. Она представлена трудами целого ряда мыслителей (Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор и др.). Все они в той или иной степени были вовлечены в поток стремительных и нелегких событий своего времени – революции, войн. Их труды – реакция на стремительные преобразования, происходящие в окружающем мире, ломающие традиционные представления о системе ценностей, месте человека в этом мире. Материализму, логике и разуму они противопоставляли страсти, эмоции, переживания.

Однако человека характеризует не только представление, но и движение его тела. А движение тела – это объективный акт воли. Именно воля виделась мыслителю наиболее глубоким проявлением человека. Воля первична по отношению к интеллекту. А интеллект – это просто функция мозга, которая паразитически питается организмом. Соответственно, сущность мира бессознательна и неразумна. Воля проявляется везде, не только в действиях человека. Сила тяжести в неорганической природе тоже есть воля. В природе воля проявляется слепо и односторонне. Человек с его познанием – высшая ступень объективации воли. Воля присутствует в организме повсюду, а не сосредотачивается в каком-то органе. Воля создала интеллект. Интеллект – это орудие воли. При этом философ считал, что слишком большое развитие интеллекта препятствует твердости характера.

Шопенгауэр утверждал, что жизнь человека – это страдание. Для человечества в целом и для отдельного человека характерны постоянная борьба, суета, преодоление трудностей. Чем сильнее познание, тем сильнее страдание. Гений страдает больше всех. Философ говорил, что мы живем в худшем из возможных миров. При этом удовольствие и счастье имеют отрицательный характер, а страдание само по себе положительно. Жизнь большинства людей уныла и коротка. Необходимо пересмотреть отношение к смерти. Философ призывал не страшиться смерти. В конечном итоге смерть все равно победит, так как человек уже с рождения обречен на смерть. Однако это не значит, что можно покончить жизнь самоубийством. Надо жить, понимая ничтожность жизнь и проявляя волю к жизни. Частичное избавление от страданий может дать искусство.

Большую известность приобрело наследие другого немецкого мыслителя-иррационалиста – Фридриха Ницше. Его работы не отличаются логической стройностью. Из-за плохого состояния здоровья он не мог писать развернутые сочинения, и часто его мысли представлены отдельными афоризмами.

Ницше полагал, что в течение долгого времени люди привыкли считать, что есть вещи, тела, существующие сами по себе; существуют объективные законы. По его мнению, это не так. Человек сам придумывает причины и последовательность событий и явлений. Человек предполагает, что существует свобода, но на самом деле это не так. Ницше был поклонником творчества Шопенгауэра, поэтому тоже считал, что в основе мира лежит воля. Однако он подчеркивал, что существует множество воль, конкурирующих и сталкивающихся в смертельной борьбе. При этом не существует какой-то логики этой борьбы. Мир хаотичен. И если в нем есть какая-то логика, то только потому, что мы сами эту логику миру приписываем.

Он считал, что скоро мир увидит нового полубога-вождя. Ему предстоит нанести удар по европейской культуре, которая ведет людей к краху. На этом пути предстоит несколько столетий войн, следующих одна за другой. Это положение трудов Ницше активно использовалось фашисткой пропагандой. Однако надо помнить, что творчество Ницше и идеология фашизма не равнозначные понятия. Мысли Ницше были использованы фашизмом, но фашизм использовал многое другое, что представляется, бесспорно, достижением человеческой культуры. В частности, Гитлер был поклонником музыки Вагнера (Вагнера любил и Ницше). Однако творчество Вагнера не может рассматриваться как пропаганда самого фашизма. Что касается творчества философа Ницше, то оно представляет интерес для анализа социальных и психологических процессов, имевших место в сложный период формирования капиталистических отношений. Как уже отмечалось, в этот период происходит трансформация сложившейся системы ценностей. Моральные, правовые, эстетические нормы становились более мозаичными, сочетали старое и новое, что неизбежно вызывало конфликт. Отображением этого конфликта и стало творчество Ницше.

Существование не может быть выражено с помощью понятий. Смысл существования становится ясным, когда человек переживает критические моменты, оказывается перед серьезным выбором.

Кьеркегор говорил, что есть три уровня существования: эстетическое, этическое и религиозное.

Эстетический – чувственный способ жизнедеятельности, характеризующийся эротизмом и цинизмом. Человек живет наслаждениями. На этой стадии он представляет игрушку в руках собственных страстей, эмоций, желаний. Он лишен целеустремленности. Символом этой стадии для философа выступал Дон Жуан. Человек стремится испытать все виды наслаждений – от чувственного до высокоинтеллектуального. Музыка, театр, женщины – все к его услугам. Однако чем больше человек придается удовольствиям и наслаждению, тем скучнее ему становится. И он переходит на этическую стадию.

На этической стадии господствует не стремление к наслаждению, а чувство долга. Человек добровольно подчиняется нравственному закону. Он начинает осознавать различие между добром и злом, осознает себя греховным. Для этического человека главное – быть самим собой. Нравственный поступок требует не только знания нравственного принципа, но и решимости следовать ему, выбирать из различных возможностей ту, которая ему соответствует. Символом этой стадии для философа был Сократ.

Высшая стадия жизни – религиозная. На ней преодолеваются недостатки этической. На этой стадии человек вступает в прямое общение с божеством, при этом он может переступить через всеобщий моральный закон. Символом этой стадии для философа был библейский Авраам, который оказался пред сложным выбором. Глас Божий потребовал от него принести в жертву сына. Нравственный закон требовал оберегать своих детей, но в то же время Авраам был обязан повиноваться Богу. Авраам переступил через нравственный закон во имя Бога. Таким образом, общее правило нравственности не всегда может быть обязательным для человека.

Таким образом, иррациональная философия дала свой оригинальный ответ на вызовы XIX в. Во многом рассуждения философов этого направления были ориентированы не на преобразования окружающего мира, а на уход от реальности. История показала, что наиболее востребованными и объективными для решения проблем индустриального общества оказались идеи немецкой классической философии. Их представления о правовом государстве и гражданском обществе по сей день являются основополагающими для политического и правового устройства большинства европейских государств.

Главной чертой классической философии выступила ориентация на разум: от признания разумного начала как первоосновы мира до утверждения прогресса разума как определяющего условия прогресса общественной жизни. Однако события 19 столетия обнажили бессилие человеческого разума, как минимум, в объяснении и предотвращении дисгармонии и хаоса, которые стали содержанием общественной жизни. Так, крах наполеоновской Франции уже в начале 19 ст. поставил под сомнение идеалы эпохи Просвещения, связывающие с прогрессом разума общественный прогресс. Резкое обострение классовой борьбы в Германии и Франции в 30-40-е годы, обозначившее непримиримые позиции в обществе, также дискредитировали духовные ценности эпохи разума. Но в то же самое время, на фоне активного применения научных знаний и технических новаций в модернизации производства, наблюдалось триумфальное шествие науки. Материальная действительность менялась на глазах: первая железная дорога, первый автомобиль, первые опыты воздухоплавания, электрический телеграф и электрическая лампочка, затем - телефон, радиосвязь и многое другое. Наука и техника стали более ценной "философией", ибо их использование обещало новые блага. В конечном итоге классическая философия все чаще начинает выступать предметом жесткой критики, вследствие которой зарождается новый тип философии – неклассической.


Философия иррационализма явилась своего рода ответной реакцией на обнаружившуюся несостоятельность классической философии в объяснении (с опорой на разум или науку) социальных коллизий, потрясших Западную Европу. Ее отличает резкое неприятие разума и науки в качестве главных средств познания. Здесь утверждается, разум и наука ограничивают человека, подавляют, навязывая шаблоны или стереотипы. Разуму и науке иррационалисты отводят чисто вспомогательную роль, особенно, если объектом познания является человек. Определяющая роль в познании человека (и даже общества) отводится внутренним переживаниям, воле, бессознательным влечениям, интуиции и т.п.

Шопенгауэр впервые в истории философии возводит в ранг Абсолюта слепую бессознательную надмировую волю. Человек является рабом воли, поскольку во всем служит не себе, а Абсолюту. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмысленным ни было его существование. Вслед за Шопенгауэром Ницше рассматривает волю к власти как главную жизненную силу. Только раб хочет безусловного, и потому научное мышление, доверие науке – всего лишь признак рабской души. Там, где интеллект возвышается над волей, она обречена на неминуемое разложение. Именно поэтому разум должен быть подчинен воле и работать как орудие власти.

Однако, не смотря на прогрессирующее развитие идей иррационализма, в рамках неклассической философии появились школы, не отвергающие роль разума и науки, одни из которых выдвинули проект социального переустройства мира (марксизм), другие стремились усовершенствовать не только философию, но и саму науку (позитивизм).

Согласно философии марксизма дух, сознание человека/общества определяется материальными условиями его существования, а не наоборот. Поэтому чтобы влиять на людей, на их сознание и историю, необходимо изменить эти материальные условия существования, то есть – материальное производство с присущими ему производительными силами и соответствующими им производственными отношениями. В обществе большая часть людей лишена средств производства, которые только и могут обеспечить им необходимые условия существования. Но ведь человек, не имеющий средств обеспечения своей жизнедеятельности, не принадлежит самому себе, он отчужден от себя и подчинен другому человеку, а точнее – системе. Отчуждение приводит к делению общества на богатых и бедных, на общественные классы, формой взаимоотношений между которыми является классовая борьба. Именно она – двигатель истории. В процессе этой борьбы один класс исчезает, уступая место другому классу, который, в свою очередь, становится объектом нападок со стороны новых социальных низов. История человечества – это история классовой борьбы, которая, в конце концов, приводит к ликвидации эксплуатации человека человеком и построению коммунистического общества как начала подлинной истории человечества.




Вся предшествующая философия, по убеждению Маркса, стремилась объяснить мир, тогда как куда более важной задачей является преобразование его. Философия – это теория борьбы и пропаганды. Она должна выявить причины человеческих бед, открыть и указать пути и средства социальных преобразований, ведущих к свободе и блогополучию в обществе равенства, справедливости и братства. Философия – это теория практической деятельности, мыслительная основа praxis (практики), которая предшествует сознанию и культуре, включает в себя все виды сознательной деятельности людей и предстает как историческая тотальность. Материализм составляет мировоззренческую основу всей марксистской философии, но не старый метафизически-механистический материализм, который сводит все к природе, физике, где все подчинено универсальному детерминизму, исключающему возможность свободы. Предпосылкой существования человека является не природа, а направленная на преобразование этой природы практическая деятельность, основой и главной целью которой выступает материальная жизнь людей. Это материализм диалектический и исторический.

Согласно философии позитивизма, только наука дает нам достоверные и объективно-значимые знания о мире и человеке и только в науке мы открываем подлинные их образы. Наука, таким образом, становится не только средством познания, но и мировоззрением. Основатель позитивизма Огюст Конт выдвигает проект создания новой философии, ориентированной на науку. Согласно Конту, наука тем больше является наукой, чем меньше в ней метафизики. Поэтому и философия, если она хочет оправдать свое существование, должна отказаться от спекуляций и стать средством классификации фактов и законов. Она должна основываться на фактах и законах науки и не претендовать на познание того, что лежит за пределами этих фактов и законов. Позитивная философия должна быть очищена от метафизической проблематики и сориентирована на обобщение и систематизацию собственно научных знаний. Упомянутая тенденция к “очищению” науки от метафизических проблем набирает силу во второй паловине ХIХ в. Сложность объектов научного исследования и познавательных средств и процедур усилили интерес к гносеологической тематике. На этой основе и формируется второе поколение позитивизма – эмпириокритицизма (критика опыта), который стремится свести философию к теории познания с целью создать теоретическую модель самого процесса познания. Эта цель достигается на пути очищения опыта от всех тех положений, которые имеют отчетливую метафизическую природу, и ориентации познания на описание эмпирически наблюдаемых явлений, которые только и являются научными.

Согласно установкам третьего позитивизма (неопозитивизма) философия, если она стремится сохранить статус содержательной теории, должна не просто отказаться от спекулятивных мировоззренческих проблем, но и сосредоточиться на логическом анализе языка науки. Постпозитивизм выдвигает новую задачу философии научного познания, а именно, осмысление роста научного знания. Согласно одной версии постпозитивизма, рост знания может произойти в процессе рациональной дискуссии, выступающей критикой существующего знания. Согласно другой версии, важно сравнивать теории друг с другом., ибо научные исследования, не сопровождающиеся изучением истории науки, ведут к одностороннему знанию, создают условия для догматизма. Согласно третьей версии, развитие знания происходит в результате постепенного накопления знаний, при этом утверждается несоизмеримость теорий и плюрализм должен господствовать не только в политике, но и в науке. Наука представляет собой процесс размножения теорий, в котором нет единой линии. И, наконец, версия о том, что в развитии научного знания большую роль играет деятельность научного сообщества и особую значимость имеют социальные и психологические моменты.

Главной чертой классической философии выступила ориентация на разум: от признания разумного начала как первоосновы мира до утверждения прогресса разума как определяющего условия прогресса общественной жизни. Однако события 19 столетия обнажили бессилие человеческого разума, как минимум, в объяснении и предотвращении дисгармонии и хаоса, которые стали содержанием общественной жизни. Так, крах наполеоновской Франции уже в начале 19 ст. поставил под сомнение идеалы эпохи Просвещения, связывающие с прогрессом разума общественный прогресс. Резкое обострение классовой борьбы в Германии и Франции в 30-40-е годы, обозначившее непримиримые позиции в обществе, также дискредитировали духовные ценности эпохи разума. Но в то же самое время, на фоне активного применения научных знаний и технических новаций в модернизации производства, наблюдалось триумфальное шествие науки. Материальная действительность менялась на глазах: первая железная дорога, первый автомобиль, первые опыты воздухоплавания, электрический телеграф и электрическая лампочка, затем - телефон, радиосвязь и многое другое. Наука и техника стали более ценной "философией", ибо их использование обещало новые блага. В конечном итоге классическая философия все чаще начинает выступать предметом жесткой критики, вследствие которой зарождается новый тип философии – неклассической.


Философия иррационализма явилась своего рода ответной реакцией на обнаружившуюся несостоятельность классической философии в объяснении (с опорой на разум или науку) социальных коллизий, потрясших Западную Европу. Ее отличает резкое неприятие разума и науки в качестве главных средств познания. Здесь утверждается, разум и наука ограничивают человека, подавляют, навязывая шаблоны или стереотипы. Разуму и науке иррационалисты отводят чисто вспомогательную роль, особенно, если объектом познания является человек. Определяющая роль в познании человека (и даже общества) отводится внутренним переживаниям, воле, бессознательным влечениям, интуиции и т.п.

Шопенгауэр впервые в истории философии возводит в ранг Абсолюта слепую бессознательную надмировую волю. Человек является рабом воли, поскольку во всем служит не себе, а Абсолюту. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмысленным ни было его существование. Вслед за Шопенгауэром Ницше рассматривает волю к власти как главную жизненную силу. Только раб хочет безусловного, и потому научное мышление, доверие науке – всего лишь признак рабской души. Там, где интеллект возвышается над волей, она обречена на неминуемое разложение. Именно поэтому разум должен быть подчинен воле и работать как орудие власти.

Однако, не смотря на прогрессирующее развитие идей иррационализма, в рамках неклассической философии появились школы, не отвергающие роль разума и науки, одни из которых выдвинули проект социального переустройства мира (марксизм), другие стремились усовершенствовать не только философию, но и саму науку (позитивизм).

Согласно философии марксизма дух, сознание человека/общества определяется материальными условиями его существования, а не наоборот. Поэтому чтобы влиять на людей, на их сознание и историю, необходимо изменить эти материальные условия существования, то есть – материальное производство с присущими ему производительными силами и соответствующими им производственными отношениями. В обществе большая часть людей лишена средств производства, которые только и могут обеспечить им необходимые условия существования. Но ведь человек, не имеющий средств обеспечения своей жизнедеятельности, не принадлежит самому себе, он отчужден от себя и подчинен другому человеку, а точнее – системе. Отчуждение приводит к делению общества на богатых и бедных, на общественные классы, формой взаимоотношений между которыми является классовая борьба. Именно она – двигатель истории. В процессе этой борьбы один класс исчезает, уступая место другому классу, который, в свою очередь, становится объектом нападок со стороны новых социальных низов. История человечества – это история классовой борьбы, которая, в конце концов, приводит к ликвидации эксплуатации человека человеком и построению коммунистического общества как начала подлинной истории человечества.

Вся предшествующая философия, по убеждению Маркса, стремилась объяснить мир, тогда как куда более важной задачей является преобразование его. Философия – это теория борьбы и пропаганды. Она должна выявить причины человеческих бед, открыть и указать пути и средства социальных преобразований, ведущих к свободе и блогополучию в обществе равенства, справедливости и братства. Философия – это теория практической деятельности, мыслительная основа praxis (практики), которая предшествует сознанию и культуре, включает в себя все виды сознательной деятельности людей и предстает как историческая тотальность. Материализм составляет мировоззренческую основу всей марксистской философии, но не старый метафизически-механистический материализм, который сводит все к природе, физике, где все подчинено универсальному детерминизму, исключающему возможность свободы. Предпосылкой существования человека является не природа, а направленная на преобразование этой природы практическая деятельность, основой и главной целью которой выступает материальная жизнь людей. Это материализм диалектический и исторический.

Согласно философии позитивизма, только наука дает нам достоверные и объективно-значимые знания о мире и человеке и только в науке мы открываем подлинные их образы. Наука, таким образом, становится не только средством познания, но и мировоззрением. Основатель позитивизма Огюст Конт выдвигает проект создания новой философии, ориентированной на науку. Согласно Конту, наука тем больше является наукой, чем меньше в ней метафизики. Поэтому и философия, если она хочет оправдать свое существование, должна отказаться от спекуляций и стать средством классификации фактов и законов. Она должна основываться на фактах и законах науки и не претендовать на познание того, что лежит за пределами этих фактов и законов. Позитивная философия должна быть очищена от метафизической проблематики и сориентирована на обобщение и систематизацию собственно научных знаний. Упомянутая тенденция к “очищению” науки от метафизических проблем набирает силу во второй паловине ХIХ в. Сложность объектов научного исследования и познавательных средств и процедур усилили интерес к гносеологической тематике. На этой основе и формируется второе поколение позитивизма – эмпириокритицизма (критика опыта), который стремится свести философию к теории познания с целью создать теоретическую модель самого процесса познания. Эта цель достигается на пути очищения опыта от всех тех положений, которые имеют отчетливую метафизическую природу, и ориентации познания на описание эмпирически наблюдаемых явлений, которые только и являются научными.

Согласно установкам третьего позитивизма (неопозитивизма) философия, если она стремится сохранить статус содержательной теории, должна не просто отказаться от спекулятивных мировоззренческих проблем, но и сосредоточиться на логическом анализе языка науки. Постпозитивизм выдвигает новую задачу философии научного познания, а именно, осмысление роста научного знания. Согласно одной версии постпозитивизма, рост знания может произойти в процессе рациональной дискуссии, выступающей критикой существующего знания. Согласно другой версии, важно сравнивать теории друг с другом., ибо научные исследования, не сопровождающиеся изучением истории науки, ведут к одностороннему знанию, создают условия для догматизма. Согласно третьей версии, развитие знания происходит в результате постепенного накопления знаний, при этом утверждается несоизмеримость теорий и плюрализм должен господствовать не только в политике, но и в науке. Наука представляет собой процесс размножения теорий, в котором нет единой линии. И, наконец, версия о том, что в развитии научного знания большую роль играет деятельность научного сообщества и особую значимость имеют социальные и психологические моменты.

Иррационализм и позитивизм. "Аналитическая философия"

Иррационализм.

Мистика – учение о том, что для того, чтобы познать мир не нужно заниматься исследованиями, нужно ждать пока тебя озарит. Возможно, каким-либо сверхестественным способом. Мистика в какой-то степени предшественница иррационализма. В него входит мистика, но они различны. Мистика – часть религиозной философии. Однако, иррационализм – светская философия. Современная версия рационализма – экзистенциализм. Представители - Жан Поль Сартр, Альберт Камю. Иррационализм зарождается в начале 19го века. У позднего Шеллинга имеются его элементы.

Шопенгауэр

Иррационалисты пытаются давить на эмоции и на пророчество. Типичный пример Ницше.

Основные положения.

Духовное начало. Если Гегель клал разумное начало, то Шопенгауэр клал волю, волю которая носит иррациональный характер.

Он пытается показать волю. Вначале воля развивается бессознательно, и действуют механические законы. Возникает сознание, как нечто вспомогательное. Возникает представление. И это представление раздваивается на объект и субъект. Те Я и мир, который существует для меня. И мир от меня не зависит. Здесь очень похоже уже на Канта.

В этом мире действует закон достаточного основания. Он представлен в четырёх ипостасях: 1. Бытие (для времени и пространства) 2. Причинность 3. Логическое обоснование 4. Закон мотивации.

Есть 2 мира - мир для меня, мир Я и мир для воли. Отличие от Канта мир в себе - мир воли и он познаваем.

Учение о познании

И тот другой миры познаваемы: 1. Познание интуитивное. Когда не надо думать и рассуждать 2. Познание рефлексивное

Рефлексивное познание носит практический характер и раскрывает отношения между вещами. Носит прагматический и корыстный характер.

Интуитивное познание ради наслаждения познанием и результатом. Именно при помощи интуитивного сознания можно поникнуть в мир идей. (Почти платонизм). Высшей формой является художественное познание, но к этому познанию расположены не все. Только гении могут проникнуть туда. Обо всех философах до Шопенгауэра говорит с пренебрежением.

Этика

Много сходного с Кантом. Никакой свободы нет. А свобода в том мире и воля свободна. Мир - это мир скуки и страдания. Откуда проистекли страдания. Людям всё время чего-то хочется. И жрать и роскошь и баб. Нужно ограничить себя.

Почти все заимствовал из буддизма. Пропаганда аскетизма. Чем меньше стремления - тем меньше страданий. Как умрёшь - так будет хорошо. Веры в спасителя нет. Тело разрушится и разрушится мир и страдания.

Конечно все это квазифилосовия. Как раз последняя философия - это отклик определенных классов. Это восстановление веры после века рационализма.

Ницше. 1844-1899

Науки там никакой нет. Пророчил и призывал. В Европе разразился духовный кризис, и все ценности отброшены и исчезли. Все рушится. И он прав. Задача - показать пути выхода. Нисколько не интересует природа.

Главное понятие - понятие жизни. Жизнь - а непонятно. 3 разных смысла: 1. То, что жрёт. 2. Общественная жизнь 3. Переживания.

Главная задача - переживать. Жизнь это не дух и не материя. Это то-то 3е. Основа жизни - воля. Воля к власти. Все кипит, и нет никакого порядка. Сила возникает из ничего и уходит в никуда. Познание как способ эволюции. Нужно познание и воля власти. А наука стремиться найти устойчивое - интегралы движения. Но так как устойчивого ничего нет то все это фикция. Истина есть, но это то что полезно. Чистая мифология. Наука - сплошная ложь, но это полезно! И помогают нам выжить. Религия утешает и тем самым дает надежду, лживую, но надежду. Это согревает душу. Если вся наука мифы - то как быть с философией Ницше - это такой же миф!

Концепция вечного движения - упадок, величие и так вечно. И как раз мир на нисходящей.

Надо предложить какой-то путь. А где же причина. Причина в христианстве! Оно учит, что все люди равны и братья. И эта пропаганда равенства заразили низы. Так как низы вдруг захотели равенства, а равенства не может быть. Делятся на 2 расы: Господа и быдло. Христианство это мораль рабов. Надо отбросить всякую мораль. Для господ мораль не нужна. Они могут делать всё что угодно. Для белокурой бестии нет никаких преград. Рабов в конюшни!__ Эти люди имеют право на все. Война отчищает тело и нации. А потом будут мировые войны, где погибнут миллионы. Ницше первый философ империализма. Его идеи были использованы Гитлером потом. Но у него нет различия по национальностям.

Позитивизм

Нужна была компромиссная философия. Из потребностей капитализма возник позитивизм.

Основоположником позитивизма был Огюст Конт Был секретарём у Сен-Симона. А потом он вступил на путь самостоятельный: Курс позитивной философии. В 60ых годах появилось целое направление.

Концепция 3ех фаз человеческого познания. 1. Мышление теологическое Человек и тогда пытался объяснить, что происходит в мире. Люди объясняли действием сверхъестественных сил. 2.Метафизическая фаза. Люди стали умнее. Начали отказываться религии. Стали объяснять, что лежит какая-то субстанция. 3.Наконец наступает позитивное мышление. Мир - чувственный мир. А мышление это осмысление чувственных данных.

Мы знаем мир, каким он является в нашем сознании. Это агностицизм. Обыкновенный Юмизм. Не отрывайтесь от реальности. А что за пределами сознания - нелепый вопрос.

Трезвый подход к миру. Наука должна эти явления сортировать, по признаку подобия. Мышление - систематизация. И причинность. И это все результат наблюдений и мы никогда не докажем что так будет всегда. Наука должна навести порядок. Вот эти регулярности фиксирует наука. Всё должно быть проверяемо.

Философия должна заниматься наведением порядка во всей науки. Всё должно свести к чувствасвам. 3 эпохи и также и эпохи развития общества. Все науки делит по сложности, от простого к сложному: 1. Математика 2. Астрономия 3. Физика 4. Химия 5. Биология 6. Социология

Нужна опытная социология. Попытался обосновать, как существует каждое общество. Социологический организм. Мы должны изучать динамику социологических организмов. Тут люди как клетки в биологическом организме.

Конт это эклектика. Рассуждает как материалист. Конт это первый позитивизм 30-80 годы 19 века.

Герберт Спенсер 1820-1903 С одной стороны, что мы не выйдем за пределы чувств. Кто прав наука или религия сказать не возможно.

Где было господство религии, позитивизм сыграл позитивную роль. А в Британии, Франции и других развитых странах она только мешала.

Второй позитивизм конец XIX- начало XX

Рихард Авенариус. 1843-1896

Оба начинали типа Беркли. Чистый субъективный идеализм. Потом начисли сдвигаться в сторону феноменализма. Объективный мир - мир ощущений.

Вводит понятия мир. Все вещи это элементы мира и ощущения. Это не духовное и не материальное - это третье. Оно поднялось выше материализма и идеализма.

Философия новейшего естествознания - эмпириокритицизм. (Махизм)

Пришлось Ленину написать креатив, что большевики не махисты. В 1909 году. Там он обличает махизм и то, что он спекулирует на естествознании. Электрические заряды - материальны.

Аналитическая философия

1. Логический позитивизм. Неопозитивизм или Третий позитивизм. 2.Лингвистпическая философия

Изучение человеческого познания. Весь позитивизм основывается на чувственных данных. Восприятия у разных субъектов не возможно даже сопоставить. Мысли же не измеришь и не потрогаешь, но наше счастье, что знание выражается в суждении. Слова обозначают вещи.

Надо заняться словами и предложениями. Философия что бы изучит познание надо заняться языком. И неопозитивизм - научный язык, а лингвист позит - обыденным языком. Проблема научного знания. Исходным знанием является мир в наших ощущениях. А за ними есть что-то? Знать мы не можем. Вопрос глупейший, неприлично философу заниматься этим. Суждения это есть высказывание, и они могут быть истинными или ложными. Есть ощущения, и они обязательно выражаются в предложениях. Вот это и надо изучать. Анализ языка науки.

2 проблемы 1. Структура научного знания. 2. Демаркация научного знания

Конт сформулировал закон трех стадий интеллектуальной эволюции. По его мнению, в своем интеллектуальном развитии каждый отдельный человек и человечество в целом проходят следующие стадии.

1. Теологическая, на которой все явления в мире объясняются действием сверхъестественных сил.

2. Метафизическая предполагает замену религиозных представлений (мировая душа, Бог) абстрактными понятиями (материя, сущность, бытие и т.д.).

3. Позитивная предполагает отказ от решения тех проблем, которые находятся за пределами познавательных возможностей человека, и обращение к непосредственному наблюдению окружающего мира.

Б. Рассел выдвинул идею о том, что все высказывания можно разделить на три группы:

- осмысленные – они могут быть либо истинными, либо ложными, в зависимости от того насколько соответствуют реальности;

Задача философии состоит в том, чтобы выделить осмысленные предложения и определить их истинность. Критерием научности в неопозитивизме выступает принцип верификации, в соответствии с которым истинным признается лишь то высказывание, которое подтверждается опытом. Это означает, что оно может быть сведено к непосредственному, чувственному восприятию. Такое высказывание называется атомарным. Если же высказывание связано с опытом, через цепь рассуждений, то оно является молекулярным. Тем не менее, в ходе научных исследований выяснилось, что существует ряд высказываний, которые в принципе невозможно свести к опыту. Это высказывания о фактах прошлого и широкие обобщения. В этой ситуации неопозитивизм требует опытной проверки только частных высказываний, а для других допускает принципиальную возможность осуществления такой проверки. Другим принципом неопозитивизма является физикализм. Он признает научным лишь то высказывание, которое можно выразить языком физики.

Неопозитивизм в своем развитии столкнулся с серьезными противоречиями. Наука, опираясь на опыт, не может развиваться только на его основе. Большое значение для науки имеет конструктивное творческое мышление, которое поднимается над опытом и создает новый результат, напрямую не связанный с экспериментальной деятельностью. В то же время неопозитивизм сыграл положительную роль в развитии науки и философии. Не вызывает возражений утверждение неопозитивистов о том, что процесс познания доступен логическому исследованию только в языковой форме. Отождествление форм языка и форм логики создало предпосылки формализации гуманитарных наук и открыло возможность использования математических методов в гуманитарном познании.

Лекция 2. Иррационализм как философское направление

Иррационализм как философское направление начал формироваться еще в античности, однако наиболее полно и всесторонне он проявил себя во второй половине XIX века, а в XX веке стал оказывать определяющее влияние на историко-философский процесс. В конце XIX в. многие убедились в том, что прогресс науки и техники сам по себе не решает всех проблем человечества. Люди перестали видеть в своей истории проявления высшего разума, они убеждались в том, что движение мира само по себе не гарантирует осуществления человеческих целей.

Таким образом, основу философского иррационализма составили неверие в созидательные силы человека, исторический и социальный пессимизм. Если рационализм абсолютизирует целесообразные формы человеческой активности, то иррационализм отдает приоритет бессознательным импульсам и эмоционально-волевым структурам субъекта. Основную задачу философии иррационалисты видят не в познании законов объективного мира, а в определении форм субъективного мира личности и выработку эмоционально-нравственных установок, которые должны помочь человеку в межличностных отношениях.

В первой половине XIX века идеи иррационализма нашли свое обоснование в творчестве датского мыслителя С. Кьеркегора (1813-1855). Кьеркегор утверждал, что мир предметов существует только потому, что он что-то значит для человека. Жизнь человека представляет собой познание экзистенции, которое проходит 3 стадии:

- на эстетической стадии человек ощущает смутную тревогу и неудовлетворенность жизнью;

- на этической стадии он понимает, что его беспокойство вызвано страхом перед неизбежностью смерти;

- на религиозной стадии человек обретает надежду, обращаясь своими мыслями к Богу.

Жизнь – это страдания, неуверенность и отчаяние. Иного не дано, ибо иного нет. Поэтому необходимо выбирать: либо наслаждение индивидуальной распущенностью, либо добродетель в соответствии с долгом. И нужно верить, что добродетель угодна Богу. Это не освобождает нас от страданий, но наделяет свободой: выбирать и страдать. Жизнь без веры невозможна. Но никто не может верить в Бога в христианском понимании этого слова. Как же тогда жить? Верить, что твой выбор – это твоя свобода, а связанные с нею страдания и отчаяние – тайный божественный знак о возможности спасения.

Главным объектом философии Ф. Ницше (1844-1900) является человек, но не как носитель универсальных объективных знаний, а как существо, наполненное субъективными переживаниями. Рациональными средствами нельзя постигнуть объективную истину, не потому, что таких средств нет, а потому, что отсутствует такая истина. Природа мира и человека многозначна и разнообразна и существует множество различных точек зрения для объяснения мира, но ни одна из них не обладает большей ценностью, чем все остальные. Мир в основе своей неопределен и только фактом воли ему можно придать определенную форму. Высшая истина рождается внутри человека благодаря самосозидающей воле. Человек не рождается человеком, а становится им. И это становление человека как живой реальности есть акт творения здесь и сейчас самоопределяющейся личности. Такая личность саму свою жизнь превращает в художественный процесс, в котором она вновь изобретает себя, вживляет себя в бытие и этим актом творения придает порядок и гармонию бессмысленной Вселенной. И тогда Бог, властвовавший над человеком, рождается в его душе и громко звучат под солнцем его слова: “Мир, слышишь ли ты голос своего творца?” Ибо истина – это не то, что необходимо доказывать или опровергать, а то, что нужно создать.

Человек никогда не удовлетворен данным, ибо в нем нет свободы. Это относится не только к вещам, но и к самому человеку. Воля к жизни и власти не дает человеку успокоиться, достигнуть удовлетворения. Человек только тогда шагает дорогой человечности, когда стремится превзойти себя, возвыситься над собой нынешним, стать сверхчеловеком – властителем свободы. Двигаться вперед, превосходить самого себя, стремиться к высшему, расти и совершенствоваться – это все и есть воля к жизни и власти. Сверхчеловек – не белокурая бестия, для которой не существует ни морали, ни совести, это обыкновенный человек, каким он хочет, но не может стать. Это идеал человека будущего. Понятие сверхчеловека означает, что человек неудовлетворен тем, чем он есть, и эта неудовлетворенность является основанием для творения собственной истории. И в этом творении только и осуществляется человек.

Главной преградой на пути к сверхчеловеку является традиционная мораль. Ею проникнута не только религия, но и философия. Эта мораль лишает человека воли, отрывает от жизни, делает его недееспособным. Христианство с его аскетической моралью неизбежно ведет к распаду духовности, “восстания массс” и восхождения на трон “грядущего хама”, нивелирующего человека под знаком всеобщего равенства. Вот почему настает время “переоценки всех ценностей”, преодоления “человеческого, слишком человеческого” и творения “новой добродетели” – этой дороги, ведущей “по ту сторону добра и зла”, в веселый мир сверхчеловека, где нет оскорбительных правил и метафизических границ, а сухой апполоновский разум подчинен дионисическому кипению чувств, которое и есть подлинная жизнь. В этом мире нет ничего данного, а только – становление, буйный танец вечного возвращения, в котором человек превосходит самого себя, возвышается над собой, достигает свободы в трагической мистерии жизни.

Читайте также: