Асимметричная композиция это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Симметрия.В природе большое количество зрительных образов подчиняется закону симметрии. Именно поэтому симметрия легко воспринимается и в композиции. В изобразительном искусстве симметрия достигается таким расположением объектов, что одна часть композиции, как будто являются зеркальным отражением другой. Ось симметрии проходит через геометрический центр. Симметричная композиция служит для передачи покоя, устойчивости, надежности, иногда, величества. Однако создавать изображение абсолютно симметричным не стоит. Ведь в природе не бывает ничего идеального.

Ассиметрия. Ассиметричная композиция – это несимметричная композиция.

Достижение равновесия является одним из самых значимых этапов при построении ассиметричной композиции и часто при этом руководствуются интуитивным чувством равновесия. Чувство это можно развить при помощи различных упражнений.

Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.

Если какая-то деталь композиции сильно перевешивает все остальные, то можно попробовать изменить ее цвет, освещенность, форму или уравновесить ее при помощи какого-либо другого предмета, добавленного с противоположной стороны.



Рис.4. Симметричная и ассиметричная уравновешенные композиции

В математике под симметрией подразумевается совмещение частей фигуры при перемещении ее относительно оси или центра симметрии.

Существуют различные виды симметрии. Простейший вид симметрии зеркальная (осевая), возникающая при вращении фигуры вокруг оси симметрии. Симметрия, возникающая при вращении фигуры вокруг центра вращения называется центральной. Наивысшей степенью симметрии обладает шар, так как в центре его пересекается бесконечное множество осей и плоскостей симметрии. Абсолютная, жесткая симметрия характерна для неживой природы - кристаллов (минералов, снежинок).

Для органической природы, для живых организмов характерна неполная симметрия (квазисимметрия), (например, в строении человека). Нарушение симметрии, асимметрия (отсутствие симметрии) используется в искусстве как художественное средство. Небольшое отклонение от правильной симметрии, то есть некоторая асимметричность, нарушая равновесие, привлекает к себе внимание, вносит элемент движения и создает впечатление живой формы. Различные виды симметрии обладают различным воздействием на эстетическое чувство:

  • зеркальная симметрия - равновесие, покой;
  • винтовая симметрия вызывает ощущение движения.

В искусстве строгая математическая симметрия используется редко.

Рис. 5. Виды симметрии: Зеркальная, винтовая, центральная, по сдвигу.

Правильно найденная симметричная композиция воспринимается легко, как бы сразу, независимо от сложности ее построения. Асимметричная же порой требует более длительного осмысления и раскрывается постепенно. Однако утверждение, что симметричная композиция более выразительна, неправомерно. История искусств подтверждает, что асимметрично построенные по законам гармонии композиции ничем не уступают, с точки зрения художественной ценности, симметричным.

Равновесие по-разному проявляется в симметричных и ассиметричных композициях. Симметрия сама по себе не является гарантией уравновешенности композиции. Человек всегда тяготеет к равновесию форм, что создает более полный психологический комфорт, гармонию обитания в предметно-пространственной среде.

МОДУЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ

Модуль. Проявлением ритмики и пропорциональных закономерностей является модуль - величина, на основе которой рассчитываются размеры различных форм, сооружений, предметов искусственной среды. В качестве модуля принимают меру длины или размер изделия. Величина произведения или отдельных его частей всегда кратна величине модуля. Модуль придает комплексам, изделиям и их частям соизмеримость, приводит к гармоническому соответствию размеры целого и его частей (золотое сечение). Модуль активно внедряется в сферу предметной деятельности человека. Модульные размеры деталей различных конструкций обеспечивают их унификацию и массовость производства.

Модульная структура.Композиция модульной структуры объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, соотношение целого и деталей, цветовое решение и т.д.). В модульной структуре композиция организует как внутреннее построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой, координирует его восприятие зрителем.

При разработке модульной структуры следует учитывать, что ее композиционную основу составляет идейное содержание, а формальные приемы композиции (симметрия, асимметрия, контрасты, ритм и т.п.) лишь служат средством выражения этого содержания.

Золотое сечение

Особенностью пропорции золотого сечения является то, что в ней последний член представляет собой разность между двумя предыдущими членами, т. е.

а:в=в: (а -в)

  • Отношение з. с. выражается числом 0,618.
  • Пропорция з. с. 1:0,618=0,618:0,382.

Если отрезок прямой выразить через единицу, а затем разделить его на два отрезка по з. с., то больший отрезок будет равен 0,618, а меньший 0,382.

рис 5. Деление отрезка по золотому сечению

На основании пропорции золотого сечения был построен ряд чисел, замечательный тем, что каждое последующее число оказывалось равным сумме двух предыдущих: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 1З, 21 и т. д. Этот ряд был открыт итальянским математиком Фибоначчи и называется поэтому рядом Фибоначчи. Он обладает тем свойством что, отношения между соседними членами по мере возрастания чисел ряда, все более приближаются к 0,618, то есть, к отношению золотого сечения.

Пропорции золотого сечения ученые связывают с развитием органической материи. Золотое сечение было обнаружено в объектах живой природы - в строении раковин, дерева, в расположении семян подсолнуха, в строении тела человека, а также его наблюдали в устройстве вселен ной в расположении планет. В отношении золотого сечения находятся так же элементы геометрических фигур - пятиугольника, звезды .

В прямоугольнике стороны находятся в отношении золотого сечения. Этот прямоугольник содержит в себе квадрат и малый прямоугольник золотого сечения (его большая сторона является малой стороной первоначального прямоугольника.) Поэтому можно построить прямоугольник золотого сечения на основании квадрата: сторона квадрата делится пополам, из той точки к вершине проводится диагональ, с помощью которой на стороне квадрата строится прямоугольник.

Точки пересечения линий, составляющих звезду, делят их на отрезки в отношении золотого сечения. Этот малый прямоугольник подобен большому прямоугольник, составленному из квадрата и малого прямоугольника золотого сечения, то есть оба эти прямоугольника являются прямоугольниками золотого сечения.

Иначе говоря, если отсечь от прямоугольника золотого сечения квадрат, то остается меньший прямоугольник, стороны которого опять же будут находиться в отношении золотого сечения. Разбивая этот меньший прямоугольник на квадрат и еще меньший прямоугольник, мы опять получим прямоугольник золотого сечения и так до бесконечности. Если соединить вершины квадратов кривой, то мы получим логарифмическую кривую, бесконечно растущую спираль, которую называют "кривая развития", "спираль жизни", ибо в ней как бы заложена идея бесконечного развития.



Рис.6. Построение прямоугольника золотого сечения на основе квадрата.

Рис. 7. Построение буквы из книги Луки Пачоли "О божественной пропорции"\

Греческие ремесленники, создавая гончарные изделия также применяли золотое сечение. В эпоху Возрождения золотое сечение использовали не только в зодчестве, скульптуре, живописи, но и в поэзии и музыке. Дюрер, Леонардо да Винчи и его ученик Лука Пачоли применяли его в поисках гармоничных пропорций букв. Прямоугольник золотого сечения встречаетсяи в пропорциях средневековых рукописных книг, и в современной книге, так как стройные пропорции золотого сечения позволяют красиво организовать пространство книжной страницы и разворота.

Рис. 8. Схема идеальных пропорций средневековой рукописи.



Рис. 9. Леонардо да Винчи. Божественный канон.

На рисунке Леонардо да Винчи изображена связь квадрата и круга с человеческой фигурой известная еще древним. Квадрат является устойчивой, статичной фигурой. Она ассоциируется с чем_то неподвижным, завершенным. В Древнем мире у некоторых народов изображение квадрата было связано с символикой смерти. В этой связи интересно заметить, что пропорции квадрата в природе встречаются в формах неживой материи, у кристаллов. Благодаря своей статической завершенности квадрат используется в прикладной графике, в области визуальных коммуникаций наряду с формой круга как элемент, фиксирующий внимание, а также для ограничения пространства, на котором сосредоточена информация.

Пропорционирование - приведение частей целого к единому пропорциональному строю.Пропорции есть соответствие между элементами произведения и его целым по отношению к части, принятой за исходную, на чем основана всякая соразмерность. Ибо дело в том, что никакой храм без соразмерности и пропорций не может иметь правильной композиции, если в нем не будет точно такого же членения, как у хорошо сложенного человека.

В ХХ веке вновь возродился интерес к золотому сечению как к способу пропорционирования. Оно привлекло внимание архитекторов. Советский архитектор Жолтовский и француз Корбюзье занимались проблемами золотого сечения и использовали его в своей архитектурной практике, Корбюзье создал целую систему пропорционирования на основе чисел ряда золотого сечения и пропорций человеческого тела и назвал ее "Модулор", что по-латыни означает "ритмически размерять".


Рис. 10. Модулор Корбюзье

Модулор Корбюзье представляет собой гармонические ряды чисел, которые связаны в единую систему и предназначены для использования в архитектуре и дизайне –для гармонизации всей среды, в которой обитает человек. Корбюзье мечтал о перестройке с помощью Модулора всей архитектурной и предметной среды. Сам он создал несколько прекрасных образцов архитектуры, но о более широком применении Модулора в существующих условиях не могло быть и речи.

Модулор использовался в ряде слуйаев в дизайне и в графическом дизайне - при конструировании печатных изданий. На рис. 10 приводятся варианты деления прямоугольника 3:4, приведенные Корбюзье для демонстрации возможностей конструирования с помощью Модулора.

В основе преподавания композиции при подготовке дизайнеров и специалистов по рекламе лежит беспредметная композиция. Иначе такую композицию называют формальной или абстрактной. В основе преподавания данного вида композиции положены достижения художников русского авангарда.

Прежде всего необходимо знать, что такое композиция на модульной основе.

Композиция на модульной основе – это композиция, построенная на основе повторяющихся элементов – модулей (элементов или группы элементов), которые связанны определенным ритмом построения.

Одной из разновидностей модульной композиции является супрематическая композиция.

Супрематическая композиция – это композиция, элементами которй являются геометрические примитивы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, линия)

На данных занятиях студенты выполняют уравновешенные супрематические композиции (симметричны и ассиметричные).

Правильно найденная симметричная композиция воспринимается легко, независимо от сложности ее построения. Ассиметричная порой требует более длительного осмысления и раскрывается постепенно.

Симметрия применяется не только в плоскостных композициях, но и в объемно-пространственных.

Первый разговор о гармонии в композиции, и ее основном непременном условии – равновесии, приводит к логическому выводу о том, что все взаимозависимо; и количество элементов, и их конфигурация, и их соотношение с композиционной плоскостью и между собой.

Любая композиция может быть статической и динамической. Проще всего рассмотреть понятия статики и динамики на примере супрематических композиций.

Статическая композиция – это композиция, все элементы которой расположены горизонтально или под углом 90. Такие композиции ассоциируются с состоянием покоя и стабильности.


Средствами создания художественной формы являются: симметрия, асимметрия, пропорции, ритм,
масштаб, контраст, нюанс, т.е. явления, присущие природным формам.

✔️ СИММЕТРИЯ

• Симметрия - греческое слово, означающее соразмерность. Под термином симметрия греки понимали соразмерность художественных форм и частей художественного произведения.
Установка на симметрию является одной из основополагающих установок человеческого восприятия. Симметрия как композиционный прием вызывает ощущение спокойствия, отдыха, строгости и силы. Симметричные композиции легче воспринимаются, так как симметрия – один из самых простых способов уравновесить композицию.

Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство.
/Г.Вейль/

Симметрия – равентсво, тождество, схожесть.
Симметрия предполагает неизменность не только самого объекта, но и каких-либо его свойств по отношению к преобразованиям, выполненным над объектом. Неизменность тех или иных объектов может наблюдаться по отношению к разнообразным операциям – к поворотам, переносам, взаимной замене частей, отражениям и т.д. В связи с этим выделяют разные виды симметрии.

Симметрии на плоскости бывают:
• Зеркальная симметрия — основывается на равенстве двух частей фигуры, расположенных одна относительно другой как предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такую фигуру пополам, называется плоскостью симметрии.


• Осевая симметрия — связана с вращательным движением и повтором элементов вокруг оси симметрии, т. е. линии, при повороте вокруг которой фигура может неоднократно совмещаться сама с собой.


• Центральная симметрия - перенос происходит через центральную точку схода. Характерной разновидностью является винтовая симметрия, которая получается в результате винтового движения точки или линии вокруг неподвижной оси.


• Винтовая симметрия - образуется вращательным спиралевидным движением точки или линии вокруг неподвижной оси. Создается в объемных композициях, но возможно и условное графическое изображение.


• Трансляционная симметрия - преобразование, при котором каждая точка фигуры (тела) перемещается в одном и том же направлении на одно и то же расстояние.
Чтобы задать преобразование параллельного переноса достаточно задать вектор, которой называется осью переноса.


• Симметрия подобия - представляет собой своеобразный аналог предыдущих симметрий с той лишь разницей, что она связана с одновременным уменьшением или увеличением подобных частей фигуры и расстояний между ними. Простейшим примером такой симметрии являются матрешки.


• Асимметрия значит отсутствие соразмерности, полное нарушение симметрии, повторяющиеся элементы отсутствуют или их нельзя совместить путём сдвигов или поворота.
• Диссимметрия – частичное нарушение симметрии. Диссимметрия хорошо воспринимается, так как, обладая структурными качествами симметрии, содержит больше свободы.

✔️ РИТМ И МЕТР

• Ритм - от греч. rhythmos - мерное течение.
Ритм – повтор элементов в определенной последовательности.
Ритм – одно из основных организующих средств композиции.
• Метр – частный случай ритма – представляет собой повторение через равный интервал одинаковых или сходных признаков.


В композициях ритм может быть явным и скрытым:
• явный ритм очевиден, если, например, поместить элементы на полосатый фон;
• скрытый ритм представляет собой сложное чередование акцентов, иногда смысловых, направлений, технических приемов.

Существует метрический и ритмический порядок.
Метр и ритм в основе своей имеют симметрию. Но ритм, к отличие от метра, строится на основе разных, но повторяющихся элементов. В отличие от метрического повтора закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов – в нарастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т.п.

Динамический ритмический ряд можно построить следующими способами:
• увеличением или уменьшением элемента по величине при одинаковых интервалах;
• возрастанием или убыванием интервала, но при одинаковых элементах;
• одновременным возрастанием или убыванием и элементов, и интервалов.
Обязательным условием при построении ритмического ряда должно быть ясное его прочтение. Поэтому элементы или интервалы должны повторяться не менее 3-5 раз.


Ритм проявляется, таким образом, в закономерном изменении порядка. Сбой ритма, как правило, ведет к серьезным нарушениям целостности, в то время как композиционно продуманное изменение в метрическом ряду не только возможно, но подчас во многих отношениях желательно.

Существуют определенные границы в восприятии метрического ряда. Метрический ряд, составленный из минимального количества элементов - трех, воспринимается как нечто завершенное. Если добавить еще несколько элементов, то ряд из завершенного превратится в бесконечный. 3-5 повторов - еще не ряд, так как такое количество элементов можно подсознательно подсчитать. Если же количество элементов больше 6-7, то они воспринимаются как группа.
Для наилучшего восприятия ритмический ряд должен иметь начало и конец, гаситься.
Добиться этого можно при помощи акцентирования элементов, расположенных по краям метрического повтора.


Метр и ритм могут взаимно сочетаться.

• Еще один тип ритма - ритмическая амплитуда. Ритмическая амплитуда - величина колебания ритмических единиц, перпендикулярная ритмической направленности (в отличие от ритмического хода, где развитие интервалов идет вдоль ритмической направленности). В изобразительном искусстве функцию ритмической амплитуды определяет масштаб.

✔️ МАСШТАБ ПРОПОРЦИЯ

• ПРОПОРЦИИ
Пропорциональность – соразмерность частей и целого, что прослеживается при переходе от одной части формы к другой и ко всей форме в целом.
Пропорциональность - одно из ключевых средств композиции, так как размерные отношения элементов формы – это та основа, на которой строится вся композиция.


Другие виды пропорциональных отношений:
- арифметическая прогрессия: 1, 3, 5, 7, 9…;
- геометрическая прогрессия: 1, 3, 9, 27, 81…;
- квадратичные отношения: 2, 4, 16, 256…;
- ряд Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8… и др.


• МАСШТАБ
Масштабность – соразмерность принятому эталону. Существуют композиции, строящиеся на использовании мелкого масштаба, например, как на географических картах, и строящиеся
на крупных планах, например, фотографии макросъемки. Эффект создаваемой композиции зависит
от того, как выбранный масштаб и размер изображения соответствуют цели автора.
Важно заметить, что подсознательно эталоном для сравнения у человека является сам человек.


✔️ КОНТРАСТ НЮАНС ТОЖДЕСТВО

Взаимосвязи элементов композиции могут строиться по трем вариантам: контраст, нюанс и тождество.
Наиболее активным и выразительным является контраст.
• Контраст (фр.) - это резкое различие элементов композиции, сочетание противоположных характеристик – высокого и низкого, линий и пятен, тёмного и светлого.
Контраст является мощным средством усиления выразительности, так как противоположные характеристики подчеркивают друг друга и оттеняют. Светлое рядом с темным кажется светлее, изящное рядом с грубым кажется еще утонченнее, и т.д.
Поэтому с помощью контраста легко выделить композиционный центр. При использовании контраста необходимо соблюдать меру, так как очень сильный контраст может визуально разрушить форму.


Одномерный контраст – контраст только по одному параметру, например по форме
Многомерный контраст – контраст по нескольким параметрам сразу: например, форма и цвет.



• Если элементы композиции сходны по форме, размерам, фактуре, пластике или другим свойствам, то в этом случае речь идет о тождестве.
Тождество – отношение полностью сходных объектов.
Используется несколько реже контраста и нюанса, так как обладает меньшими выразительными возможностями.

✔️ АКЦЕНТ ДОМИНАНТА АНАЛОГ


• Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные.



✔️ СТАТИКА ДИНАМИКА


Статика и динамика не всегда взаимоисключают друг друга. В некоторых случаях можно говорить о внутренней динамике формы. Поэтому необходимо определить, что объективно доминирует – статичность или динамичность, так как композиция не может быть в одинаковой мере статичной и динамичной, что неизбежно ведет к утрате композиционной целостности.

✔️ ТЕКТОНИКА АТЕКТОНИКА

• Тектоника – установка на устойчивойсть. В отличие от статики, это не неподвижность. Динамичный, быстро и уверенно бегущий человек – тектоничен, так как не производит впечатления, что сейчас упадет.
• Атектоника – установка на неустойчивость. Атектоничны готические соборы, так как вся их неподвижная конструкция выражает стремление к полету.

✔️ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСИ

Речь вдет не только об осях симметрии в ленточных композициях, являющихся всего лишь частным случаем композиционных осей, а в большей степени о тех направлениях развития композиции,
которые ведут взгляд зрителя, создавая впечатление движения или покоя.
Эти оси могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными и так называемыми перспективными. Вертикальная направленность дает торжественность, устремленность к духу, горизонтальность как бы демонстрирует зрителю неспешное движение, диагональность наиболее динамична, она подчеркивает развитие. Во взаимодействии с другими средствами композиции оси часто выступают и в комбинации между собой, образуя крестообразные, многоходовые, сложные связи.


Приемы композиции – это процесс обоснованного выбора и применения средств композиции, например: пропорционирование, ритмизация, масштабирование, контрастирование, нюансировка и т.д.

Из первой части статьи мы знаем что такое равновесие в фотографии и что оно является одним из наиболее важных элементов композиции. Размеры, характер и расположение в пространстве элементов композиции должны быть подчинены зрительному равновесию. Но вот как сбалансировать изображение, какие есть способы - рассмотрим в этой статье.

СИММЕТРИЯ

Симметрия - это наиболее очевидный и простой способ достичь композиционного равновесия. Симметрия прослеживается во всем: в природе, в строении человеческого тела, в предметах повседневной жизни.

Не все уравновешенные или сбалансированные фотографии симметричны – все симметричные композиции по умолчанию находятся в равновесии.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия) - PhotoDzen.com

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия) - PhotoDzen.com

Симметричное равновесие на фотографии достигается тогда, когда объекты с одинаковым визуальным весом будут размещены равноудалённо от центра изображения. Но, создавая такую композицию, необходимо учитывать, что нарушить равновесие может даже небольшой элемент, присутствующий на одной из частей композиции, но отсутствующий на другой. Композиция уже не будет восприниматься симметричной - появится дисбаланс и визуальное напряжение. Происходит это от того, что при восприятии симметрии наш мозг устанавливает определённый ритм объектов и интервалов между ними, предполагает наличие определённой последовательности и интервала. А если этого не происходит - испытывает беспокойство.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия) - PhotoDzen.com

В фотографии наиболее часто используются три вида симметрии:

  • Зеркальная (двусторонняя). Как уже понятно из названия, в основе лежит равенство двух частей композиции, которые расположены по разные стороны центральной оси снимка и являются практически зеркальными отражениями друг друга. Ориентация оси может быть как вертикальная, так и горизонтальная. Симметрию называют чистой, если две половины композиции отражают друг друга абсолютно точно. Но в природе такое встречается достаточно редко, ведь ни для кого не секрет, что даже человеческое тело не полностью симметрично. В большинстве случаев мы имеем дело с неполной симметрией - когда отражения не полностью идентичны и имеют незначительные отличия.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия) - PhotoDzen.com

Фото: Hesham Alhumaid

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия) - PhotoDzen.com

Фото: Stefan Krebs

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия) - PhotoDzen.com

Фото: Bildwerker Freidburg

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия) - PhotoDzen.com

Фото: Davor Plesa

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия) - PhotoDzen.com

  • Радиальная (лучевая или круговая). В её основе лежит равное удаление всех элементов композиции относительно центральной точки (или общего центра). Количество объектов, как и угол их расположения относительно центра, могут быть различны. Главное понимать, что пока есть некий общий центр - симметрия сохраняется.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия) - PhotoDzen.com

Фото: Victor Mozqueda

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия) - PhotoDzen.com

Фото: Markus Studtmann

  • Трансляционная (кристаллографическая). Это вид симметрии, в которой элементы композиции повторяются через определенные промежутки. Как пример - колонны или окна здания. В трансляционной симметрии ключевую роль играет совпадение направления элементов. С помощи такой симметрии можно создать ритм, движение, показать скорость или очень динамичное действие.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия) - PhotoDzen.com

Фото: Hans Wolfgang Hawerkamp

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия) - PhotoDzen.com

Фото: Massimo Cuomo

АСИММЕТРИЯ

Асимметрия - это отсутствие или нарушение симметрии. Но это вовсе не значит, что асимметрия – это отсутствие равновесия композиции.

Асимметричное равновесие достигается тогда, когда элементы композиции, находящиеся по разные стороны от центра, имеют одинаковую визуальную массу. Достичь равновесия при помощи асимметрии сложнее, чем в симметричной композиции, так как между композиционными элементами более сложные пространственные отношения. Асимметричное равновесие более динамичное и интересное для привлечения внимания, чем симметричное.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия) - PhotoDzen.com

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия) - PhotoDzen.com

Фото: Josef Sieberer

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия) - PhotoDzen.com

Фото: Uros Podlogar

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия) - PhotoDzen.com

Фото: Ute Scherhag

С его помощью можно дать ощущение движения, жизни и энергии. И если симметричная композиция воспринимается "как есть" - легко и сразу, то асимметричную нужно "читать" постепенно. Асимметричное равновесие сложнее построить, но у него есть огромное преимущество - оно оставляет нам большой простор для творчества.

Применяя знания на практике, вы можете совмещать симметрию с асимметрией и добиваться прекрасных результатов и привлекать больше внимания. Вот несколько примеров:

  • композиция приближается к абсолютной или чистой симметрии:

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия) - PhotoDzen.com

Фото: Stefan Neuweger

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия) - PhotoDzen.com

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия) - PhotoDzen.com

Фото: Karthi KN Raveendiran

  • симметричное равновесие асимметричных форм:

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия) - PhotoDzen.com

Фото: Jozef Kiss

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия) - PhotoDzen.com

Фото: Christian Muller

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия) - PhotoDzen.com

Фото: Ute Scherhag

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия) - PhotoDzen.com

  • асимметричная в целом композиция состоит из симметричных частей:

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия) - PhotoDzen.com

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия) - PhotoDzen.com

Фото: Jacqueline Hammer

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия) - PhotoDzen.com

Фото: Jacqueline Hammer

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия) - PhotoDzen.com

Фото: Plosz Zoltan

  • композиция может быть и в целом, и в деталях полностью асимметрична:

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия) - PhotoDzen.com

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия) - PhotoDzen.com

Фото: Piet Haaksma

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия) - PhotoDzen.com

Фото: Vedran Vidak

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия) - PhotoDzen.com

Фото: Knut Borge Strom

Сталкивая симметрию с асимметрией, необходимо помнить, что:

  • визуальная масса симметричной фигуры будет больше, чем масса асимметричной фигуры подобного размера и формы;
  • симметрия создаёт баланс сама по себе и, как правило, считается красивой и гармоничной. Но есть и обратная сторона медали - она зачастую лишена динамики и может показаться статичной и скучной;
  • асимметрия, как антипод статичной симметрии, обычно привносит в композицию динамику.

Симметрия и асимметрия окружают нас каждое мгновение в повседневной жизни, понятие данных терминов позволяет более осознанно и гармонично наблюдать за красотой окружающего мира и позволяет создавать неповторимые фотографии!

Приёмы в композиции очень разнообразны и служат для достижения разного визуального эффекта. Самое главное достичь композиционной выразительности, чтоб максимально повлиять на зрителя.

К композиционным приёмам относят:

  1. Все виды симметрии
  2. Контраст, нюанс и тождество
  3. Метр и ритм
  4. Статика и динамика
  5. Открытость и закрытость композиции

Чтоб выявить сходства и различия в композиционных элементах, можно сравнивать их только по определенным свойствам. Например, только по цвету или фактуре, по размеру или форме.

!Все примеры графического дизайна взяты абсолютно рандомно с просторов интернета!

Визуальный вес

Вы изначально должны понимать, какого баланса в композиции вы хотите достичь — симметричного или асимметричного. Под балансом понимают такое расположение элементов, при котором их визуальный вес распределяется равномерно.

Визуальный вес описывает степень, в которой объект привлекает внимание зрителя и удерживает его.

Тяжелый вес имеют объекты, которые обладают такими свойствами как крупный размер, темные цвета, очень контрастные, сложные или плотные, например, близко расположены друг к другу. Визуальные элементы, расположенные на краю формата, обладают большим визуальным весом, чем элементы в центре. Кроме того, размещение объектов в соответствии с правилом третей увеличивает их визуальный вес.

Легкий вес мы воспринимаем у объектов, которые светлых цветов, небольших размеров, простые по конструкции или менее плотные.


Композиционная гармония строится следующими приёмами:

  1. Нюанс — контраст (насколько похожи или различны элементы в композиции)
  2. Статика — динамика (степень стабильности формы)
  3. Симметрия — асимметрия (расположение композиционных элементов относительно основной оси)
  4. Метр — ритм (закономерный порядок в расположении частей композиции)
  5. Отношения — пропорции (соразмерная связь между элементами композиции и формой в целом)
  6. Размер — масштаб (характеризует внешнее состоянии величины и формы)


Симметрия и её виды, асимметрия

Существует два пути достижения баланса в макете — создание симметричных и асимметричных композиций. Когда вы будете понимать, что именно передаёт каждый из подходов, то вам будет легко сделать выбор, отвечающий вашей цели.

Симметрия бывает разных видов

Самая первая, которая приходит на ум многим — это зеркальная или осевая симметрия. Симметрия в одном объекте выражается в том, что если провести ось, то одна половина будет равна другой. Если же ось провести рядом, то один объект повторится рядом с другим. Ось может проходить как угодно. Но в дизайне симметрию можно рассмотреть более абстрактно, если мы объекты объединим в формы, то эти формы будут располагаться симметрично, тем самым создавая полное равновесие.



Вращательная симметрия. Хорошим примером такой симметрии служит винтовая лестница. Т.е. объект дублируется, относительно какой-то точки по вращательной. При этом объект может увеличиваться.


Димметрия получается тогда, когда у нас есть симметричный объект или несколько объектов и в каком-то месте будет отличие. Но в целом объект будет оставаться симметричным.


Антисимметрия — это когда объекты симметричны в общем, но обладают каким-то противоположным свойством или качеством.


Симметрия уместна, если вы стремитесь к гармоничному, спокойному дизайну.




Асимметрия

Асимметрия — это отсутствие какой бы то ни было симметрии. Идеальной асимметрией является такая композиция, которая построена на золотом сечении.

Асимметрия вносит напряжение и нестабильность, что вызывает у зрителей интерес. При асимметрии вы лучше можете заполнить пространство, и не останется пустых дыр. Асимметрия практически превращает негативное пространство в часть дизайна. Даже если асимметричная компоновка является неравномерной, можно создать баланс с помощью элементов по обе стороны оси, которые будут служить друг другу противовесом. Но достижение баланса в асимметричных композициях не является обязательным и она целенаправленно может быть создана напряженной. В таком случае она вызовет чувство дискомфорта и тревоги у зрителя. Возможно этого и требует тема дизайна.


И симметрия и асимметрия, по сути, могут передать нужный вам смысл. Они вызывают различные эмоции. Симметричный дизайн, как правило, статичен и создаёт спокойную для восприятия композицию. Асимметричный дизайн имеет активную и динамичную композицию.

Чтобы сохранить целостность и гармонию в асимметричной композиции, их фактическую неуравновешенность следует устранить визуальным равновесием формы, например по размеру или цвету. Т.е. хоть что-то должно связывать эти объекты вместе. Ось должна проходить через композиционный центр.

Чтобы сохранить целостность и гармонию в симметричной композиции с несколькими композиционными осями, нужно найти правильное соотношение, например, между главной осью и второстепенными. Их можно сблизить, им можно придать общее направление и т.д. В общем тоже чем-то объединить, при этом надо создать иерархию в объектах, выделить главное и соподчинить второстепенное.

Чтобы сохранить целостность и гармонию в композиции, которая включает и симметрию и асимметрию, ассиметричные части нужно соподчинить главной асимметричной форме. Главный элемент может быть симметричен относительно общей формы, а части асимметричны, или, наоборот.

Контраст, нюанс и тождество

Контраст

Контраст в дизайне может выражаться:

Контраст применяют для выделения определённых элементов, композиционного центра, либо расстановки акцентов. Контраст применяется для повышения выразительности и интереса. Как правило, вся важная информация выделяется с помощью контраста.

Нюанс

Нюанс это небольшое и незначительное отличие в объектах.

Нюанс может быть в:

Он вносит легкое разнообразие, разбавляет монотонность и однотипность. Если в дизайне многие свойства будут построены на нюансах, то тогда создастся впечатление единства, целостности. Но если слишком много будет нюансов, без контрастов, то есть вероятность получить пресный и скучный дизайн.

Тождество

Тождество — это равенство свойств и характеристик. Применяется для того, чтобы уравновесить композицию, придать объектам какие-то общие свойства.


Существуют степени сходства и различия в паре нюанс—контраст.

  1. Тождество. Элементы аналогичны по всем композиционным свойствам — по цвету, по размеру и т.д.
  2. Частичное сходство. Элементы в композиции, в целом одинаковы, но имеют небольшие различия по одному из признаков, например по цвету.
  3. Нюанс. Элементы, составляющие композицию, слабо, но отличаются друг от друга по основным композиционным признакам. Композиция воспринимается как спокойная. Устанавливается визуальное равновесие между частями композиции. Она воспринимается как цельная.
  4. Контраст. Элементы в композиции резко отличаются друг от друга. Поэтому сильнее выявляются художественные качества каждого из них. Композиция воспринимается как острая, динамичная, активная.
  5. Полярность. Элементы в композиции полностью отличаются друг от друга по всем композиционным свойствам. Композиция предельно активна, стоит на грани разрушения. Чтобы не допустить разрушения композиции, нужно достичь равновесия между элементами по одному из признаков. Все остальные свойства могут быть крайне различными.

Применяют эти характеристики в дизайне по разному

Метр и ритм

Также ещё употребляют термины метрический ряд и ритмический ряд.

Метрический ряд — это когда объект повторяется без изменений на равных промежутках. На основе метрического ряда строится повторение, например, колонны у здания или орнамент. Метр основан на повторении равных элементов, что придаёт форме ясность и четкость, и делает её более доступной для восприятия. Чередование однотипных элементов похоже на чередование музыкальных тактов.

Метрический ряд очень стабилен, создаёт однообразие, равновесие и статичность.

Главная опасность при составлении метрических композиций — это их монотонность.

Чтобы избежать монотонности, можно:

  1. Выделить в метрическом ряду несколько групп элементов
  2. Включить в метрический ряд акценты
  3. Установить между группами элементов разрядки
  4. Изменить некоторые свойства повторяющихся элементов
  5. Соотнести в композиции несколько разных по построению метрических рядов
  6. Ритмизировать форму

Если вам нужен спокойный, уравновешенный дизайн, если надо что-то структурировать, то можно элементы пустить метрическим рядом.

Ритмический ряд — это повторение объекта с изменяющимися свойствами. Как правило, меняется расстояние между объектами, но также могут меняться свойства и характеристики объекта. Ритмический ряд изменчив, динамичен, нестабилен.

Ритмический порядок может быть строгим и свободным.

Если нужно сделать форму более легкой, достаточно постепенно уменьшить интервалы между элементами. А чтобы сделать форму более тяжелой можно постепенно увеличить интервалы.

Основными видами ритмических построений являются:

  1. Нарастающий ряд
  2. Убывающий ряд
  3. Нарастающе-убывающий
  4. Расширяющийся ряд
  5. Сужающийся ряд
  6. Сужающе-расширяющийся ряд

Если ваш дизайн должен отображать изменчивость, динамичность, тогда вы можете создать ритмический ряд из объектов.

Статика и динамика

Статика — это статичность композиции, она уравновешена, неподвижна.

Динамика — это динамичность в композиции, когда элементы располагаются так, что создают направление куда-то. Динамика неуравновешена, асимметрична.

Статика часто присутствует там, где дизайн должен выражать устойчивость, стабильность, надежность. Характерны такие графические стили, как классика, ампир, некоторые ретро стили.

Динамика часто сопровождает темы, где нужно продемонстрировать движение, извилистость, действие, стремление. Часто присутствует там, где есть какой-то визуальный акцент, который не совпадает с геометричным центром.

Формы могут быть в разном состоянии:

  1. Зрительно и физически стабильные
  2. Физически статичные, а зрительно динамичные
  3. Зрительно статичные, но физически частично динамичные
  4. Зрительно и физически полностью динамичные

Зрительно и физически статичные такие формы как квадрат, прямоугольник, параллелепипед, положенный на широкое основание, куб, пирамида и т.д.

Композиции со статичными формами получаются симметричными, метрическими, с незначительным смещением элементов, с облегченным верхом, с незначительными скосами элементов, горизонтального членения, равного расположения элементов, с крупными сближенными элементами, с крупным главным элементом, с выделенным центром.

Воспринимаются как предельно статичные и монументальные.

Физически статичные, зрительно динамичные — это стационарные формы, устремленные в одном направлении, с нарушением симметрии и т.д.

Композиция получается со смещенными от центра осями, ритмического характера с перпендикулярно расположенными элементами, с облегченным низом, искривленного вида, с диагональным членением, со свободно расположенными элементами, с вытянутыми элементами, с наклонным расположением элементов, включенные в открытое пространство.

Воспринимаются как неуравновешенные.

Зрительно статичные, но физически частично динамичные формы. Основа композиции устойчива, двигаются отдельные элементы, например, какие-то детали на объемной физической форме, или анимация на сайтах и прочее. В целом композиция считается статичной.

Зрительно и физически полностью динамичные формы, например, транспортные средства. К таким динамичным формам относятся все, которые могут перемещаться в пространстве. Они сами могут изменяться или их структура может меняться.

Воспринимаются как динамичные и стремительные.

Открытая и закрытая композиция

Открытая композиция ничем не ограничивается. Композиция может свободно выйти за пределы формата. Взгляд, как правило, может скользить от центра к краям и выходит за их пределы. Вектор от центра к внешним краям.


Закрытая композиция закрывается по краям. И там взгляд скользит от ограничений внутрь, в центр композиции. И она строится таким образом, чтоб акцент был в центре композиции. Все остальное служит рамками.


Равновесие в композиции (Отношение — пропорции)

Равновесие в композиции — это визуальное заполнение пространства, которое распределяется равномерно. При равновесии недопустимы слишком большие пустые пространства и композиционный перевес каких-то областей. Равновесие может быть выражено в размерах объекта, их расположении, цвете, фактуре.

Размер и масштаб

Размер — это характеристика величины формы и её внешнего состояния. Выражает абсолютную величину формы.

Масштаб — соизмерения одной формы относительно другой исходной величины. Масштаб выражает относительную величину формы. Размерный масштаб показывает отношение естественного размера к изображенному. Например, создавая уменьшенную копию используют численный масштаб 1:5 или 1:100 и т.д. Но можно использовать и линейный масштаб, когда линию делят на отрезки, которые уменьшают или увеличивают в несколько раз относительно исходной величины.

Основными примерами масштабной корректировки (укрупнения и размельчения) формы являются:

  1. Членение формы
  2. Деталировка формы
  3. Рельефная обработка формы
  4. Текстурная моделировка формы
  5. Тональная нюансировка формы

Все композиционные приёмы работают вместе и нельзя отделять одни от других. Элементам в дизайне придаются разные свойства, чтоб достичь нужного визуального эффекта и восприятия. У каждого дизайна своя целевая аудитория и он должен воздействовать именно на неё. С помощью композиционных приёмов усиливают послание, которое не всегда подкрепляется текстовой частью, а держится только на визуальных характеристиках.






Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂

АСИММЕТРИЯ

Асимметрия по структуре своей противоположна явлению симметрии . Если композиция построена асимметрично , то она, как правило, не симметрична , и, наоборот, если композиция симметрична , то она, как правило, не асимметрична . Это вполне доказывает, что симметрия и асимметрия являются взаимно обусловленными правилами композиции .

К. Брюллов. Последний день Помпеи

Как художественный приём, асимметрия придаёт динамику, разнообразие произведению искусства (например, барокко , рококо , романтизме), вносит элементы непринуждённости, естественной случайности (импрессионизм), гротескность , причудливость (модерн).

В архитектуре асимметричность может обуславливаться функциональным назначением зданий.

В асимметричной композиции равновесие достигается введением пространственных пауз между предметами, которые при этом либо приближаются друг к другу, либо отдаляются. Равновесие достигается и через противопоставление больших и малых форм , контрастов темного и светлого, яркого и приглушенного по цвету .

В асимметричной децентрализованной композиции иногда равновесие сознательно ослабляется или даже совсем отсутствует, например в тех случаях, когда смысловой центр находится ближе к одной из сторон композиции , а другая ее часть менее загружена. Если сюжет раскрывается через контрасты положений, контрасты социальные и психологические, характеризующие главного героя или группировки фигур, расположенных друг от друга на расстоянии, то внешне кажется, что они расчленяют композицию по принципу симметрии . На самом же деле двучастное противопоставление образует единство противоположностей, которое придает равновесие композиции .

Асимметричной композиции ближе ощущение движения, беспокой­ства. В такой композиции состав­ляющие части относительно центральной оси неодинаковые. Но главная задача остается прежней — сохранить равнове­сие путем подбора и располо­жения элементов в пространстве картины и в определенных про­порциях по форме, тону, цвету. Равновесие достигается и с изме­нением пространственных пауз между фигурами.

Добавить комментарий

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт.

© 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.

Читайте также: