Иррационализм а шопенгауэра кратко

Обновлено: 05.07.2024

Во второй половине XIX в. особое распространение в Германии получили идеи иррационализма. Иррационализм проявился в таких течениях западной философии как:
философия науки;
экзистенциализм;
психоанализ З. Фрейда;
некоторые варианты Герменевтики и Феноменологии;
философский мистицизм.

Содержание работы

Введение
1. Смысл иррационализма
2. Зарождение и развитие философии иррационализма
3. Философия иррационализма у Шопенгауэра
3.1. Философский иррационализм Шопенгауэра как выражение общего кризиса западноевропейского рационализма
4. Влияние, которое оказала концепция Шопенгауэра на последующее развитие философской мысли
Заключение
Список использованной литературы

Содержимое работы - 1 файл

Иррационализм в философии А. Шопенгауэра.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра Менеджмента

На тему: Иррационализм в философии А. Шопенгауэра

Выполнила: Кравченко К.

Проверил: Акулинин В. Н.

1. Смысл иррационализма

2. Зарождение и развитие философии иррационализма

3. Философия иррационализма у Шопенгауэра

3.1. Философский иррационализм Шопенгауэра как выражение общего кризиса западноевропейского рационализма

4. Влияние, которое оказала концепция Шопенгауэра на последующее развитие философской мысли

Список использованной литературы

И. Фихте: “Каков человек, такова и его философия”.

Во второй половине XIX в. особое распространение в Германии получили идеи иррационализма. Иррационализм проявился в таких течениях западной философии как:

  • философия науки;
  • экзистенциализм;
  • психоанализ З. Фрейда;
  • некоторые варианты Герменевтики и Феноменологии;
  • философский мистицизм.

Основоположником иррационализма считается Артур Шопенгауэр (1788 – 1860). В целом философия Шопенгауэра наполнена пессимистическим духом, неверием в возможности человека влиять на окружающий мир и собственную жизнь.

Целью данного реферата является рассмотрение иррационализма в философском учении Шопенгауэра. Следовательно, можно выделить следующие задачи:

1) дать понятие иррационализма и рассказать об его истоках;

2) детально рассмотреть особенности мировоззренческой концепции иррационализма философа;

3) проанализировать влияние, которое оказал волюнтаристский иррационализм Шопенгауэра на дальнейшее развитие философских взглядов на природу человека и жизни в целом.

1. Смысл иррационализма

В общепринятом аспекте под иррациональным принято понимать все то, что выходит за пределы рассудка и разума; алогичное, неинтеллектуальное, противоположное и противоречащее разуму.

Иррациональное – это такие явления реальности, которые принципиально недоступны рациональному познанию, несовместимые и несоизмеримые с возможностями разума.

Иррационализм трактуется в двух смыслах: в широком смысле, как философское идеалистическое течение, ограничивающее возможности рационального познания. Разумному созерцанию мира иррационализм противопоставляет чувственное созерцание, интуицию, инстинкт, веру, т. е. другие познавательные способности, позволяющие получить знание недоступное разуму. В узком смысле, под иррационализм подводят различные философские концепции, школы, возникшие в результате развития буржуазной идеологии в конце XVIII века, которые представляли собой реакцию на рационалистическую веру в безграничные возможности человеческого разума и характеризовались стремлением либо опровергнуть рационализм вообще, либо ограничить его чрезмерные притязания на истину. Такова смысловая интерпретация понятий "иррациональное" и "иррационализм", имеющаяся в современной литературе.

Некоторые философы склонны считать, что иррационализм является побочным продуктом рационализма. Это можно объяснить тем, что слишком твердая рационализация и организованность западного общества вызвало обратную реакцию, повлекшую за собой глубокий нравственный кризис. Наиболее убедительное объяснение этой реакции можно объяснить, используя труды Николая Александровича Бердяева (1874-1948) который пишет, что социальный утопизм есть вера в возможность окончательной и безостановочной рационализации общественности, независимо от того рационализирована ли вся природа и установлен ли космический лад. Это краткое объяснение раскрывает главную проблему запада, его безудержной тяги к социальной утопии. Следовательно, позитивное отношение к культу разума постепенно вымирает, а с приходом Шопенгауэра и Ницше разум окончательно повержен в критике.

На мой взгляд, иррационализм все же не является единым и самостоятельным философским течением. Это, скорее, характеристика и элемент различных философских систем и школ. Более или менее явные элементы иррационализма свойственны всем тем философиям, которые объявляют недоступными для научного познания некоторые сферы действительности (Бог, бессмертие, религиозные проблемы, вещь-в-себе и т. д.). С одной стороны, рассудок осознаёт и ставит подобные вопросы, но, с другой стороны, к этим сферам неприложимы критерии научности. Иногда и вовсе, большей частью неосознанно рационалисты в своих философских рефлексиях истории и общества постулируют крайне иррациональные понятия.

Философский иррационализм, как известно, ориентирован с эпистемологической точки зрения на такие сферы как интуиция, интеллектуальное созерцание, переживание и т. д. Но именно иррационализм убедил исследователей в необходимости тщательно анализировать такие виды и формы познания, которые были обделены вниманием со стороны не только рационалистов, но и остались нерассмотренными во многих философских системах эмпиризма. Исследователи впоследствии часто отвергали свои иррационалистические формулировки, но многие серьёзные теоретические проблемы переходили в новые формы исследований: такие как, например, исследование креативности и процесса творчества.

Вопрос об иррационализме, в особенности о философском иррационализме, следует отграничить от теоретической проблемы иррационального. Далеко не всякий теоретик, признающий наличие некоторого иррационального содержания, может быть назван иррационалистом. Иначе к этой категории пришлось бы отнести всех математиков, допускающих существование иррациональных величин, для выражения которых они вводят иррациональные числа. Очевидно, для того чтобы мыслитель, осознающий реальность некоторого иррационального содержания (содержаний), мог быть причислен к иррационалистам, необходимы по крайней мере два условия, радикально отличающие его способ мыслительной деятельности от способа действия математика.

Во-первых, он должен отдать все свои предпочтения иррациональному содержанию, принимая именно его за истинное (истинно реальное, подлинно действительное и т.д.) в противоположность рациональному и рационализируемому содержанию. Во-вторых, ему надлежит отказаться от каких бы то ни было попыток выразить это предпочитаемое им содержание в более или менее строго и четко очерченных понятиях, не говоря уже о математически формализуемых. Иначе говоря, признание самого факта существования иррациональных содержаний может превратиться в философский "изм" (иррационал-"изм") лишь при условии гипертрофии, односторонней абсолютизации этого факта: трансформации его в основополагающий принцип миросозерцания и соответственно фундаментальное требование гносеологии.

Необходимо различать также понятия "иррационализм" и "мистицизм", поскольку первое из них относится к философскому, а второе — религиозному сознанию. Иррационалист становится мистиком, когда он доводит свои рассуждения до вывода о существовании некоторого абсолютно непостижимого и недоступного уму божества; мистик становится иррационалистом, когда пытается артикулировать свои переживания на языке философии. Мистицизм, как правило, рассматривается в качестве еретического уклонения от ортодоксальной христианской религиозности, которая неизменно полагает разум в качестве важнейшего атрибута бога, а "трезвение" в качестве непременного требования подлинного благочестия. По аналогии с мистицизмом иррационализм можно понимать как некий род "ереси" в рамках западноевропейской философии, которая, начиная с греческой античности и вплоть до начала нашего века, характеризовалась явным преобладанием рационалистического устремления — убеждения в том, что бытие имеет разумную основу.

2. Зарождение и развитие философии иррационализма

Иррационалистическая философия возникает в период господства идей классической философии в Западной Европе. Она восстает, бросает вызов классической философской традиции, критикуя узость и односторонность рационализма, его неспособность дать ответы на вопросы, которые ставит жизнь в процессе человеческой деятельности. С появлением иррационалистической философии происходит радикальное изменение философской проблематики, пересмотр проблемы смысла человеческого существования, места человека в мире, его отношения к Богу, к смерти и бессмертию, к его предназначению.

При жизни идеи иррационалистических философов (А Шопенгауэра,. С.Кьеркегора, C. Ницше) не нашли отклика, они были встречены враждебно, с ненавистью. Однако после их смерти они стали чрезвычайно актуальны, получили широкое распространение. Актуальность иррациональной философии определяется, прежде всего, развитием гуманистического воззрения на мир и ролью человека в современной цивилизации; осознанием кризиса европейской культуры; такими факторами, как (демократизация общественной жизни; существенное влияние науки на общество, не способное использовать свои достижения на благо человечества; динамичность и агрессивность в мире, поглощение и уничтожение традиционных культур. Актуальность идей иррациональной философии объясняется тем, что она обращена к проблемам повседневной жизни человека, исследует присущие всем состояния отчаяния и абсурда, страха и смерти, смысла и бессмыслицы, несвободы и свободы, ответственности, выбора и творчества. Кроме того, иррациональная философия находит живой отклик в сердцах и умах людей в силу того, что отказалась от специфически - академического, категориального языка философии, вышла "из берегов философии на широкое поле культуры и ценностей". Категориальная система разнообразна, выходит за пределы чисто философского содержания, затрагивает этику, эстетику, этнографию, психологию, педагогику, литературу и искусство. Иррациональная философия внесла существенный вклад в формирование новой философской картины мира и стиля мышления, обратив свое внимание на ограниченность классической философии, науки и практики. Она создала новый образец философствования, дала импульс для развития культурологии, психологии, психоаналитики, сделала возможным возникновение нового литературного жанра под названием "Философская проза".

Иррационалистическая философия - своеобразный элемент западноевропейской философии. Она есть результат генезиса иррациональных идей в пространстве культуры.

Рационализм доминировал в философии, начиная с 17 в. и до второй половины 19 в. Гуманистические представления, связанные с культом знания, постепенно сменяются иррационалистическим гуманизмом. Философия начинает отказываться от идеи исторического прогресса, т.к. прогресс знаний, успехи просвещения, демократизация образования и общественных отношений не являются спасением от социального зла. Они вполне сочетаются с насилием, преступностью, коррупцией государственного аппарата.

Мир явлений для Шопенгауэра – представляемый мир, который вводит нас в заблуждение, если мы его принимаем за сущность. Познать сущность мира или "вещь в себе" посредством науки или научных методов невозможно. Объективному, рациональному познанию, он противопоставляет интуитивное познание сущности мира, которое может быть обретено не посредством мышления, а лишь путем непосредственного постижения сущности вещей .

Сознание (познание) предполагает познающего и познаваемое. Хотение и воля – то, что известно нам непосредственно, а не дано извне. В хотении субъект выступает сам по себе, раскрывая тем самым свою сущность, волю. Из этой интуиции Шопенгауэра получается, что воля та всеобщая "вещь в себе", которая лежит в основе всего.

Из понятия воли должен быть удален признак сознательного намерения – только бессознательную волю следует отождествлять с силой и влечением. Шопенгауэр отделяет волю от сознания (познания). Воля первична, независима от познания, а познание (сознание) вторично и зависимо от воли. Воля - творческая мировая сила, порождающая мир.

Воля как "вещь в себе", направлена исключительно на саму себя: она не является ничем иным, как только волей хотеть, а потому содержит в себе самой такое собственное бесконечное продолжение, которое не имеет никакого телеологического (целевого) содержания. Вследствие этого учение Шопенгауэра и можно определить через понятие иррационализм.

Натурфилософия Шопенгауэра показывает три главные ступени "объективации" воли. 1. Механическая причина. 2. Органическое раздражение. 3. Мотив, сознательно определяющий действия человека. Воля из бессознательной превращается в сознательную форму явлений.

Этика занимает первостепенное место в философии Шопенгауэра, который не приемлет выведение морали из разума, а не из воли (Кант). Шопенгауэр - противник свободы воли. Воля действует согласно принципу мотивации. Мотив, определяющий поступки – это причина. При выборе более сильный мотив овладевает волей, которая не подчиняется разуму.

В основе всех мотиваций лежит характер, человека, который не только индивидуален и постоянен, но остается неизменным в течение всей жизни. Разница в характерах врожденна и необходима. Именно характер придает необходимость человеческой воле, лишая ее свободы . Не мотивы определяют характер человека, а характер определяет мотивы.

Основное заблуждение всех людей - то, что каждый, руководствуясь эгоизмом, признает в другом не-Я, некоторую отличную от себя индивидуальность. Тот, кто прозрел уже не делает различия между Я и не-Я. Достижение этого на пути абстрактного рационального познания опять же невозможно и лишь благодаря интуиции мы можем возвыситься до такого понимания. Зная, что страдание – это самое сокровенное и истинное, человек должен взирать на любое страдание как свое собственное, т.е. усвоить себе страдание всего мира. Человеколюбие, дружба, если они не сострадание, – это не добродетель, а всего лишь своекорыстие. Добродетель – это не акт нравственной воли, а этический идеал.




Волевой акт – это всегда стремление воли к чему-то. То к чему стремится воля – это воля к жизни. Воля к жизни – это предел. Первая заповедь воли к жизни – это инстинкт самосохранения. Постоянное стремление к благу, к наслаждениям, к радости, погоня за счастьем – это воля к жизни. Таким образом, воля к жизни с необходимостью влечет за собой эгоизм, который и служит, как правило, источником всех поступков человека.

В основе всех желаний и стремлений человека лежит неудовлетворенность, понимаемая как страдание. Если неудовлетворенность неустранима, то страдание усугубляется, если преодолена, то воля порождает новые желания, и как следствие - нескончаемую неудовлетворенность. Желание наслаждений жизни, владеющее человеком, становится источником его страданий. Чем сильнее воля, тем сильнее страдание. Именно потому, что наша жизнь насыщена волей к жизни, она полна страданий, она есть страдание. Убеждение в том, что мы живем для того, чтобы быть счастливыми есть омрачающее ум заблуждение. Мир – юдоль скорби и страдания – таков лейтмотив всей философии Шопенгауэра.

Принципы этики Шопенгауэра. Резигнация - самоотрицание, самоотвержение воли к жизни для достижения спокойствия и полного безжелания. Любой мотив сменяется квиетивом - отрешением от всякого желания, путем неустанной борьбы с вожделениями. Здесь Шопенгауэр переходит к жизнеотрицанию, поскольку нравственное совершенство заключается в умерщвлении воли к жизни.

Рационализм доминировал в философии, начиная с 17 в. и до второй половины 19 в. Гуманистические представления, связанные с культом знания, постепенно сменяются иррационалистическим гуманизмом. Философия начинает отказываться от идеи исторического прогресса, т.к. прогресс знаний, успехи просвещения, демократизация образования и общественных отношений не являются спасением от социального зла. Они вполне сочетаются с насилием, преступностью, коррупцией государственного аппарата.

Мир явлений для Шопенгауэра – представляемый мир, который вводит нас в заблуждение, если мы его принимаем за сущность. Познать сущность мира или "вещь в себе" посредством науки или научных методов невозможно. Объективному, рациональному познанию, он противопоставляет интуитивное познание сущности мира, которое может быть обретено не посредством мышления, а лишь путем непосредственного постижения сущности вещей .

Сознание (познание) предполагает познающего и познаваемое. Хотение и воля – то, что известно нам непосредственно, а не дано извне. В хотении субъект выступает сам по себе, раскрывая тем самым свою сущность, волю. Из этой интуиции Шопенгауэра получается, что воля та всеобщая "вещь в себе", которая лежит в основе всего.

Из понятия воли должен быть удален признак сознательного намерения – только бессознательную волю следует отождествлять с силой и влечением. Шопенгауэр отделяет волю от сознания (познания). Воля первична, независима от познания, а познание (сознание) вторично и зависимо от воли. Воля - творческая мировая сила, порождающая мир.

Воля как "вещь в себе", направлена исключительно на саму себя: она не является ничем иным, как только волей хотеть, а потому содержит в себе самой такое собственное бесконечное продолжение, которое не имеет никакого телеологического (целевого) содержания. Вследствие этого учение Шопенгауэра и можно определить через понятие иррационализм.

Натурфилософия Шопенгауэра показывает три главные ступени "объективации" воли. 1. Механическая причина. 2. Органическое раздражение. 3. Мотив, сознательно определяющий действия человека. Воля из бессознательной превращается в сознательную форму явлений.

Этика занимает первостепенное место в философии Шопенгауэра, который не приемлет выведение морали из разума, а не из воли (Кант). Шопенгауэр - противник свободы воли. Воля действует согласно принципу мотивации. Мотив, определяющий поступки – это причина. При выборе более сильный мотив овладевает волей, которая не подчиняется разуму.

В основе всех мотиваций лежит характер, человека, который не только индивидуален и постоянен, но остается неизменным в течение всей жизни. Разница в характерах врожденна и необходима. Именно характер придает необходимость человеческой воле, лишая ее свободы . Не мотивы определяют характер человека, а характер определяет мотивы.

Основное заблуждение всех людей - то, что каждый, руководствуясь эгоизмом, признает в другом не-Я, некоторую отличную от себя индивидуальность. Тот, кто прозрел уже не делает различия между Я и не-Я. Достижение этого на пути абстрактного рационального познания опять же невозможно и лишь благодаря интуиции мы можем возвыситься до такого понимания. Зная, что страдание – это самое сокровенное и истинное, человек должен взирать на любое страдание как свое собственное, т.е. усвоить себе страдание всего мира. Человеколюбие, дружба, если они не сострадание, – это не добродетель, а всего лишь своекорыстие. Добродетель – это не акт нравственной воли, а этический идеал.

Волевой акт – это всегда стремление воли к чему-то. То к чему стремится воля – это воля к жизни. Воля к жизни – это предел. Первая заповедь воли к жизни – это инстинкт самосохранения. Постоянное стремление к благу, к наслаждениям, к радости, погоня за счастьем – это воля к жизни. Таким образом, воля к жизни с необходимостью влечет за собой эгоизм, который и служит, как правило, источником всех поступков человека.

В основе всех желаний и стремлений человека лежит неудовлетворенность, понимаемая как страдание. Если неудовлетворенность неустранима, то страдание усугубляется, если преодолена, то воля порождает новые желания, и как следствие - нескончаемую неудовлетворенность. Желание наслаждений жизни, владеющее человеком, становится источником его страданий. Чем сильнее воля, тем сильнее страдание. Именно потому, что наша жизнь насыщена волей к жизни, она полна страданий, она есть страдание. Убеждение в том, что мы живем для того, чтобы быть счастливыми есть омрачающее ум заблуждение. Мир – юдоль скорби и страдания – таков лейтмотив всей философии Шопенгауэра.

Принципы этики Шопенгауэра. Резигнация - самоотрицание, самоотвержение воли к жизни для достижения спокойствия и полного безжелания. Любой мотив сменяется квиетивом - отрешением от всякого желания, путем неустанной борьбы с вожделениями. Здесь Шопенгауэр переходит к жизнеотрицанию, поскольку нравственное совершенство заключается в умерщвлении воли к жизни.

Артур Шо­пенгауэр(1788 – 1860) – наиболее яркий представитель иррационализма – философского направления, которое отвергает логические связи вприроде, вос­приятие окружающего мира как целостной и закономерной сис­темы, а также идею развития. Основная идея иррационализма заключается в том, что ок­ружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтро­лен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.

Главным принципом своего учения Шопенгауэр про­возгласил волюнтаризм,по которому движущей си­лой, определяющей все в окружающем мире является воля.

Представления делятся на объект и субъ­ект. В основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, распадающийся на 4 само­стоятельных закона:

1) закон бытия – для пространства и времени;

2) закон причинности – для материального мира;

3) закон логического основания – для познания;

4) закон мотивации – для действий человека.

Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем:

1) непосредственного познания;

2) отвлеченного (рефлективного) познания;

Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля.По Шопенгауэру:

1) Окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.

2) Воля – абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и вли­ять на него.

3) Воля есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания и является всеобщей сущностью вещей.

4) Окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека, сущностью мира и его вещей является воля.

5) Мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли.

6) Всеобщая воля вызывает внешние события в мире, движе­ние предметов, возникновение явлений.

Шопенгауэр рассматривает и иные философские проблемы: проблему человеческой судьбы, свобо­ды, необходимости, возможностей человека, счастья. Взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер.

Шопенгауэр не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой. Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе ве­щей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей.

Шопенгауэр не верит в человеческое счастье: то, что называют счастьем сводится лишь к освобождению от страданий, за которым должно следовать новое страдание или томительная скука. Время Шопенгауэр считает враждебным человеку, безжалостным и неумолимым. В религии человек пытается победить время через концепцию бессмертия души. Но это не более, чем иллюзия. Пространство также враждебно человеку – оно разделяет людей.

Таким образом, Шопенгауэр приходит к пессимистическим выводам о бессилии человека и безнадежности его попыток познать не только законы общества, но и самой возможности познать мир (поскольку у воли в мире нет законов). Он отрицает моральный прогресс и возможность построения счастливого и разумного государства. Все эти идеи Шопенгауэра получили развитие в философии XIX – XX века, прежде всего в экзистенциализме и философии жизни.

67. Каковы основные идеи фило­софии жизни

Ф. Ницше и А. Бергсона?

Фридрих Ницше(1844 – 1900) – выдающийся философ, продолживший философские традиции Шопенгауэра и ставший основополож­ником родственной иррационализму философии жизни. Как уже было отмечено, стержневым понятием данной философии является понятие жизни,которая понимается как единственная реальность, существующая для конкретного человека. Цель философии, по Ницше, в том, чтобы помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. Характерной чертой его философии является то, что он не создал целостную философскую систему наподобие системы Канта или Гегеля. Напротив, его творчество фрагментарно, нередко свои идеи он выра­жал в виде образных афоризмов, стихотворений.

Творчество Ницше принято условно делить на три периода:

Идеи Ницше использовались в нацистской Германии как одна из основ идеологии Третьего рейха. При этом не следует забывать, что нацисты и Гегеля, и Фихте причисляли чуть ли не к своим предшественникам. Ницше, разумеется, не был идеологом античеловечности и нацизма. Таких людей, как Гитлер он глубоко презирал, а идеи национализма и фашизма (национал-социализма) не разделял. Но из его работ, часто написанных в афористической, поэтической форме, можно сделать и бесчеловечные, антигуманные выводы.

Философия жизни Ницше стала предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жиз­ни (феноменологии, экзистенциализма, постмодерна и других). Еще одним ярким представителем философии жизни является Анри Бергсон.

По Бергсону, существует три основных направления движения жизненного порыва: чувствительность, интеллект и инстинкт. Философ сосредоточивает внимание на интеллекте и инстинкте – двух различных, но взаимосвязанных формах жизни с противоположными функциями и целями. В человеческом общества преобладает интеллект, и именно он занят постижением или механической фабрикацией мертвых понятий, созданием искусственных орудий, исследованием неорганизованной косной материи. На базе же инстинкта у человека развивается интуиция, которая, по Бергсону, является инстинктом, сделавшимся бескорыстным, сознающим самого себя, способным размышлять о своей природе и расширять его бесконечно. Интуиция исследует жизненный порыв, живые системы и жизненные процессы на основе непосредственного восприятия. Именно она дает человеку способность к творчеству и развитию жизненного порыва. Именно она является необходимым условием прогресса и гарантом дальнейшего существования Вселенной.

Идеи Бергсона оказали значительное влияние на европейскую философию первой половины ХХ века (особенно на Пьера Тейяра де Шардена, Арнольда Тойнби и др.).

Артур Шо­пенгауэр(1788 – 1860) – наиболее яркий представитель иррационализма – философского направления, которое отвергает логические связи вприроде, вос­приятие окружающего мира как целостной и закономерной сис­темы, а также идею развития. Основная идея иррационализма заключается в том, что ок­ружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтро­лен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.

Главным принципом своего учения Шопенгауэр про­возгласил волюнтаризм,по которому движущей си­лой, определяющей все в окружающем мире является воля.

Представления делятся на объект и субъ­ект. В основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, распадающийся на 4 само­стоятельных закона:

1) закон бытия – для пространства и времени;

2) закон причинности – для материального мира;

3) закон логического основания – для познания;

4) закон мотивации – для действий человека.

Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем:

1) непосредственного познания;

2) отвлеченного (рефлективного) познания;

Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля.По Шопенгауэру:

1) Окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.

2) Воля – абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и вли­ять на него.

3) Воля есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания и является всеобщей сущностью вещей.

4) Окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека, сущностью мира и его вещей является воля.

5) Мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли.

6) Всеобщая воля вызывает внешние события в мире, движе­ние предметов, возникновение явлений.

Шопенгауэр рассматривает и иные философские проблемы: проблему человеческой судьбы, свобо­ды, необходимости, возможностей человека, счастья. Взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер.

Шопенгауэр не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой. Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе ве­щей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей.

Шопенгауэр не верит в человеческое счастье: то, что называют счастьем сводится лишь к освобождению от страданий, за которым должно следовать новое страдание или томительная скука. Время Шопенгауэр считает враждебным человеку, безжалостным и неумолимым. В религии человек пытается победить время через концепцию бессмертия души. Но это не более, чем иллюзия. Пространство также враждебно человеку – оно разделяет людей.

Таким образом, Шопенгауэр приходит к пессимистическим выводам о бессилии человека и безнадежности его попыток познать не только законы общества, но и самой возможности познать мир (поскольку у воли в мире нет законов). Он отрицает моральный прогресс и возможность построения счастливого и разумного государства. Все эти идеи Шопенгауэра получили развитие в философии XIX – XX века, прежде всего в экзистенциализме и философии жизни.

67. Каковы основные идеи фило­софии жизни

Ф. Ницше и А. Бергсона?

Фридрих Ницше(1844 – 1900) – выдающийся философ, продолживший философские традиции Шопенгауэра и ставший основополож­ником родственной иррационализму философии жизни. Как уже было отмечено, стержневым понятием данной философии является понятие жизни,которая понимается как единственная реальность, существующая для конкретного человека. Цель философии, по Ницше, в том, чтобы помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. Характерной чертой его философии является то, что он не создал целостную философскую систему наподобие системы Канта или Гегеля. Напротив, его творчество фрагментарно, нередко свои идеи он выра­жал в виде образных афоризмов, стихотворений.

Творчество Ницше принято условно делить на три периода:

Идеи Ницше использовались в нацистской Германии как одна из основ идеологии Третьего рейха. При этом не следует забывать, что нацисты и Гегеля, и Фихте причисляли чуть ли не к своим предшественникам. Ницше, разумеется, не был идеологом античеловечности и нацизма. Таких людей, как Гитлер он глубоко презирал, а идеи национализма и фашизма (национал-социализма) не разделял. Но из его работ, часто написанных в афористической, поэтической форме, можно сделать и бесчеловечные, антигуманные выводы.

Философия жизни Ницше стала предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жиз­ни (феноменологии, экзистенциализма, постмодерна и других). Еще одним ярким представителем философии жизни является Анри Бергсон.

По Бергсону, существует три основных направления движения жизненного порыва: чувствительность, интеллект и инстинкт. Философ сосредоточивает внимание на интеллекте и инстинкте – двух различных, но взаимосвязанных формах жизни с противоположными функциями и целями. В человеческом общества преобладает интеллект, и именно он занят постижением или механической фабрикацией мертвых понятий, созданием искусственных орудий, исследованием неорганизованной косной материи. На базе же инстинкта у человека развивается интуиция, которая, по Бергсону, является инстинктом, сделавшимся бескорыстным, сознающим самого себя, способным размышлять о своей природе и расширять его бесконечно. Интуиция исследует жизненный порыв, живые системы и жизненные процессы на основе непосредственного восприятия. Именно она дает человеку способность к творчеству и развитию жизненного порыва. Именно она является необходимым условием прогресса и гарантом дальнейшего существования Вселенной.

Идеи Бергсона оказали значительное влияние на европейскую философию первой половины ХХ века (особенно на Пьера Тейяра де Шардена, Арнольда Тойнби и др.).


2. Иррационализм и рационализм

3. Философия жизни А. Шопенгауэра

ИРРАЦИОНАЛИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ.

В первой половине 19 века возникают два основных течения философской мысли: философия науки, второе течение - иррационализм.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ - (неразумный, бессознательный), обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое "озарение", воображение, инстинкт, "бессознательное" и т. п. предполагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, которые играют решающую роль в познании, в мировоззрении в противовес разуму и рассудку. Это мировоззренческая установка, в основе которой лежит абсолютизация роли нерациональных, бессознательных мотивов в человеческой деятельности. Иррационализм не является единым и самостоятельным философским течением. Это, скорее, характеристика и элемент различных философских систем и школ. Более или менее явные элементы иррационализма свойственны всем тем философиям, которые объявляют недоступными для научного познания (рассудка, логики, разума) некоторые сферы действительности (Бог, бессмертие, религиозные проблемы, вещь-в-себе и т. д.). С одной стороны, рассудок осознаёт и ставит подобные вопросы, но, с другой стороны, к этим сферам неприложимы критерии научности. Иногда и вовсе (большей частью неосознанно) рационалисты в своих философских рефлексиях истории и общества постулируют крайне иррациональные понятия.
РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-то определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием. В современной философии идеи рационализма развивает, например, Лео Штраус, который предлагает применять рациональный метод мышления не сам по себе, а посредством майевтики. Среди других представителей философского рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница Рене Декарта, Георга Гегеля и др. Обычно рационализм выступает в качестве противоположности, как иррационализму, так и сенсуализму.

Тезису рационалистов о разумности мира иррационалисты противопоставили противоположный: мир неразумен, человеком управляет не разум, а слепая воля, инстинкт, страх и отчаяние.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ А. ШОПЕНГАУЭРА.

Философией жизни подразумеваются те философские течения XIX - начала XX века, в которых выразился протест некоторых философов против засилья гносеологических и методологических проблем в философии Нового времени, прежде всего, в немецкой классической философии. Представители философии жизни были против акцентирования внимания на проблемах познания, логики, методологии. Они считали, что подробная философия отрывается от реальных проблем, запутывается в своих собственных идеальных конструкциях, становится слишком абстрактной, то есть отрывается от жизни. Философия должна исследовать жизнь.
С точки зрения большинства представителей философии жизни, жизнь понимается как особая целостная реальность, не сводимая ни к духу, ни к материи.

Первым представителям философии жизни был немецкий философ Артур Шопенгауэр. Весь мир, с его точки зрения, представляет собой волю к жизни. Воля к жизни присуща всем живым существам, в том числе и человеку, воля к жизни которого наиболее значима, потому что человек наделён разумом, познанием. Каждый отдельный человек обладает своей волей к жизни - не одинаковой у всех людей. Все прочие люди существуют в его представлении как зависящие от беспредельного эгоизма человека, как явления, значимые только с точки зрения его воли к жизни, его интересов. Человеческое сообщество представляет, таким образом, как совокупность воль отдельных лиц. Специальная организация - государство - каким-то образом соизмеряет проявления этих воль, чтобы люди не уничтожили друг друга. Преодоление эгоистических импульсов осуществляется, по Шопенгауэру, в сфере искусства и морали.
Во взглядах Шопенгауэра можно заметить некоторое сходство с идеями буддизма. И это не случайно, поскольку он знал индийскую культуру, высоко ценил и использовал её идеи в своём учении. Правда, Шопенгауэр не присоединялся к восьмеричному пути Будды, но так же, как и буддисты, пессимистически относился к попыткам и возможности создания на Земле справедливого и счастливого общества, лишённого страдания и эгоизма. Поэтому учения Шопенгауэра называют иногда пессимизмом. Шопенгауэр был одним из первых философов, который указал на важную роль в жизни человека бессознательного, инстинктивных импульсов, связанных с биологическим происхождением человека. Подобные идеи были впоследствии использованы Фрейдом при создании его теории. Произведения Шопенгауэра отличали яркий стиль, метафоричность, образность выражения. Одним из его оригинальных трудов был “Трактат о любви”, Шопенгауэр считал, что любовь - это слишком серьёзное явление, чтобы оставлять его только поэтам.

В “Трактате” Шопенгауэра много интересных, ярких образов, вытекающих из его системы, например, любовь - это сильное влечения, возникающее между двумя людьми противоположного пола. Влечение, таинственная сила, притягивающая влюблённых, - это проявления воли ещё не родившегося существа, их будущего ребёнка - то есть природа “вычисляет” на уровне организмов двух людей, что с биологической точки зрения комбинация этих организмов даст оптимальное потомство, и в результате возникает энергия взаимного притяжения этих организмов.
Шопенгауэра принято называть одним из основателей иррационализма, подразумевая под этим термином все те направления, которые принижали роль разумного, сознательного в поведении человека. По воззрениям сторонников некоторых философских школ, иррационализм - отрицательное явление.
Точнее было бы сказать, что Шопенгауэр просто лучше объяснил основы поведения человека, но не самым лестным для людей образом.

Вторая составляющая мира - воля, некая иррациональная сила. Воля - порыв к жизни. Шопенгауэр различает стадии активизации воли. Волевые начала: 1. притяжение, 2. магнетизм, 3. химизм (неорганические). На живом уровне высшая стадия – 4. мотивированная воля (у человека). Мотивы могут вступать в борьбу.

Существует исходный резервуар волевого начала – абсолютная воля. Исходная мировая воля носит агрессивный, злой характер. Абсолютная слепая воля проявляется на уровне неорганической природы. Прорывается в органический мир в поисках пищи. Так как этот процесс объективный, то в таком же направлении развивается и мир. Все к худшему. Ресурсы ограничены. Со всем этим нельзя ничего поделать, так устроен мир. Философия глобального пессимизма.

Шопенгауэр говорил о буддизме (минимум деяний, чтобы не углублять страдания) как об основах своей философии. Крайне негативно относился к христианству. Осознав такое устройство мира человек, может сознательно укротить свою волю. Самоубийство - уход из жизни, из-за того что жизнь не удовлетворяет его потребности. Общий потенциал злой воли в результате самоубийства не меняется. Человек должен спокойно смотреть в лицо смерти, ибо воля неуничтожима. Нужно пытаться укрощать свои потребности. Этика Шопенгауэра: нужно укрощать волю, не увеличивать количество зла. Только искусство и мораль способны формировать чувство сострадания, а точнее - создавать иллюзию преодоления эгоизма. Сострадание – тождество с другим, открывающее человеку страдание другого человека. Антропология Шопенгауэра – антипод просветительского учения о человеке. Разум не может быть мерилом человеческого бытия, иррациональное начало – это реальность. Государство и право – факторы, сдерживающие индивидуальную агрессивность. Шопенгауэр критикует, общество массового потребления. Он одним из первых считает такой путь развития общества тупиковым. Провозглашает приоритет художника как гения по природе. Классификация родов и видов искусств (для Гегеля литература является высшим видом искусства, более всего духовного). Для Шопенгауэра наоборот, ближе к проявлению сил природы изначальный порыв воли - музыка. Слова затуманивают. Динамика человеческой воли, кристаллизирующаяся в музыке, отражает динамику культуры. Музыка есть посредник между миром воли и миром представления. Представление - исходная точка распадения на объект и субъект. Представление берется в развитом виде. Развитие форм представлений происходит на уровне живой природы. Представление возникает на ответ движения организмов в поисках пищи. Шопенгауэр, исходит из мысли о том, что идеализм и материализм неправомерны, уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на основе других вещей.

Современная философия во многом обязана иррационализму. Явно выраженные очертания современный иррационализм имеет, прежде всего, в философии неотомизма, экзистенциализме, прагматизме и персонализме. Элементы иррационализма можно найти в позитивизме и неопозитивизме. В позитивизме иррационалистические предпосылки возникают вследствие того, что построение теорий ограничивается аналитическими и эмпирическими суждениями, а философские обоснования, оценки и обобщения автоматически смещаются в сферу иррационального. Иррационализм обнаруживается везде, где утверждается, что существуют области, которые принципиально недоступны рациональному научному мышлению. Такие сферы можно условно разделить на субрациональные и трансрациональные.


Список литературы:


1.Соколов Б.Г., Бабушкина Д.А., Вейнместер А.В., Философия XIX века. Персоналии. Часть I. Учебное пособие. Издательство ФО СПб. 2007г.


2. Краткая философская энциклопедия. Москва, Издательская группа "Прогресс" "Энциклопедия", 1994г.


3. П.С. Гуревич, В.И. Столяров "Мир философии" Москва, Издательство политической литературы, 1989г.


Основоположником иррационализма принято считать Артура Шопенгауэра (1788 – 1860). В 1809 году он поступил в Геттингенский университет на медицинский факультет, а затем на философский. В 1812 стал доктором философии.

Теоретические источники идей Шопенгауэра: философия Платона и Канта, древнеиндийская философия, буддизм.

Мой ум молчи!
Кругом всё спит, живут враги дремоты
Одни ключи.
Душа моя, как ключ, всё хочет биться
Во тьме ночной.
Как песнь любви она всегда дивится
Себе самой!
Огонь любви! Как жажду я сиянья
Твоих очей!
…… Душа моя, влекома тайной властью,
Отходит прочь.
Она болит и ноет от заботы…
Мой ум молчи! –
И вторят ей среди дремоты
Одни ключи. ..

Философия иррационализма решающим источником познания определяла нечто до конца не осознанное человека, часто подменяя разумное верой, инстинктом, интуицией, чувством.

Читайте также: