Иоганн готфрид гердер биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Иоганн Готфрид Гердер. Биография и обзор творчества

Гердер был выходцем из народных низов. Родился он в небольшом прусском городе Морун-гене. Отец его занимался ткацким ремеслом, а Затем стал учителем, исполняя одновременно обязанности звонаря и певчего в местной церкви. Мать Гердера была дочерью кузнеца. Не без унизительной помощи меценатов Гердер заканчивает школу и в 1762 году поступает учиться на богословский факультет Кенигсбергского университета. Он выделяется среди студенческой молодежи широтой своих интересов.

В 1769 году Гердер совершает путешествие во Францию. Результатом его явился путевой дневник, в котором уже намечен исторический взгляд на развитие литературы. Возвращаясь в Германию, Гердер встречается в Страсбурге с Гёте и другими будущими штюр-мерами. Эта встреча сыграла большую роль в определении литературно-эстетических позиций ряда молодых немецких портов.

Философские и эстетические взгляды Гердера

Гердер предложил рассматривать литературу и искусство в связи с развитием человечества. Его важнейшие работы пронизаны духом диалектики. История, как доказывает Гердер, не стоит на месте, она непрерывно движется, представляя собой поступательный процесс, постепенное восхождение от низших форм к высшим. Вместе с природой и обществом развивается и художественное творчество. Оно отражает в своем развитии изменения народного сознания, определяемого конкретно-историческими обстоятельствами (природно-климатическими условиями, религиозными верованиями, общественным строем жизни народа и т. д.).

Историзм Гердера

Гердер обосновал конкретно-исторический принцип исследования произведений литературы и искусства. Правильно оценить писателя, по его мнению, это значит определить его место в историко-литературном процессе, уяснить то новое, что он внес в человеческую культуру в сравнении со своими предшественниками. Тем самым Гердер вводил в науку новый метод изучения литературных явлений, который позволил давать более гибкую и исторически более правильную оценку отдельным фактам литературной жизни. Гердер первый отдал должное художественным достижениям народов Востока, по-новому взглянул на средневековье, на народную поэзию. Для него они — исторически необходимые звенья в общей цепи культурного развития человечества.

Каждый писатель, согласно историко-литературной концепции Гердера, есть сын своего века, его творчество всегда определено особенностями породившей его эпохи. Поэтому достоинство того или иного гения нельзя возводить в абсолютный эталон для подражания. То, что было нормой для древних греков, утрачивает свою обязательность в новое время. С изменением общества меняются эстетические вкусы и даже способы изображения действительности. Было бы странно, если бы Шекспир писал так же, как Эсхил или Софокл. В Англии XVI—XVII веков сложились иные общественные условия, чем в древней Греции, жизнь приобрела более динамичный характер, усложнился человек, поэтому и шекспировская драма стала более сложной и психологичной, чем античная трагедия.

Метод исторической критики позволил Гердеру обосновать положение о самобытном художественном творчестве. В самом деле, если каждый народ в силу особых обстоятельств своего исторического развития духовно неповторим, то, естественно, он имеет право на свое самобытное искусство, неповторимое как по содержанию, так и по форме.

Отношение Гердера к Шекспиру

Подражателям-классицистам Гердер противопоставляет Шекспира, который творил свободно, по вдохновению, не стесняемый никакими догмами и правилами. Его творчество для Гердера — это сама природа, безыскусственная, красочная, неповторимая в своем многообразии.

Если Лессинг еще во многом смотрел на Шекспира как на писа-теля-моралиста, то Гердер видит в нем прежде всего гениального художника, сумевшего в своих произведениях создать правдивый образ своей эпохи. Гердера привлекает в Шекспире широта охвата действительности, глубокое проникновение во внутренний мир людей, красочность языка.

Гердер и народная поэзия

Подчеркивая зависимость литературы и искусства от человеческой истории, Гердер сам процесс исторического развития рассматривал с идеалистической точки зрения. Причем, источник исторического прогресса он видел не только в идеях, в распространении гуманности, но и в божественной предопределенности. Просветитель уживался в Гердере рядом с теологом, который высказывал иногда даже мысли о божественном происхождении власти.

Тем, не менее Гердер относился критически к феодально-монархическому строю, считал его явлением исторически преходящим. Он встретил сочувственно французскую революцию и провозглашение республики в Майнце. Но Гердер, как и многие другие немецкие писатели, не понял необходимости якобинской диктатуры. Будущее Германии он связывал с просвещением общества, с перевоспитанием его в гуманистическом духе.

Сочинения

Разнообразное по тематике, огромное творческое наследие Гердера отмечено постоянным стремлением соединить строгий научный анализ с поэтической экспрессией, поэтому разделение его сочинений на литературные и научные весьма условно. Большинство поэтических опытов Гердера ориентировано также и на научно-исследовательские задачи, а литературная форма философских и богословских сочинений имеет самостоятельную эстетическую ценность.

Богословские

Философское наследие.

Учение

Влияние

Влияние Гердера на европейскую культуру XIX-XX веков велико. Историческое значение его творчества выходит далеко за рамки прямой рецепции. Многие ключевые мотивы, воспринятые и переработанные романтической мыслью и немецким классическим идеализмом, настолько прочно вошли в интеллектуальный обиход европейской культуры, что приобрели характер постоянно обсуждаемых общих мест. Таковы тезис о неразрывной связи языка и мышления, динамическое и органицистское понимание природы, концепция исторического прогресса, идея национально-культурного своеобразия, обоснование принципов секулярной гуманистической этики. Гердер оказал влияние на такие явления культуры XIX века, как поэзия Гёте и романтиков, спекулятивная философия И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля, теология Ф.Э.Д. Шлейермахера, исторический материализм К. Маркса, эволюционная теория Ч. Дарвина и т. д. Разносторонность философских интересов Гердера обусловила и многообразие форм освоения его наследия в философии ХХ века: к нему как к предшественнику апеллируют философия символических форм Э. Кассирера, философская антропология Х. Плеснера и А. Гелена, герменевтика Х.Г. Гадамера. Гердера без преувеличения можно назвать отцом современной культурной антропологии (в частности, на него опирался в обосновании теории культурного эволюционизма Л.А. Уайт). Неоднозначную роль в истории ХХ века сыграла политическая философия Гердера, не раз становившаяся предметом идеологических баталий: если гердеровская концепция гуманности вошла в золотой фонд либеральной мысли, то его размышления о нации и национальном, воспринятые в гипертрофированной форме немецкими националистическими движениями 2-й половины ХIX века, были включены в идеологический арсенал национал-социализма. Научное освоение наследия Гердера продолжает оказывать стимулирующее воздействие на современные дискуссии по философии языка, философии сознания и политической философии.

Сочинения:

Sämmtliche Werke / Hrsg. B. Suphan. B., 1877-1913. 33 Bde. Hildesheim, 1967-1968r;

Избр. произв. М.; Л., 1959;

Stimmen der Völker in Liedern / Hrsg. H. Rölleke. Stuttg., 1975;

Journal meiner Reise im Jahre 1769: Hist.-krit. Ausg. / Hrsg. K. Mommsen. Stuttg., 1976;

Briefe, 1763-1803 / Hrsg. K.-H. Hahn e. a. Weimar, 1977-1984. 8 Bde;

Werke / Hrsg. G. Arnold, M. Bollacher. Fr./M., 1985-2000. 10 Bde;

Содержание

Биография

Родился в семье бедного школьного учителя, окончил богословский факультет Кёнигсбергского университета. В родной Пруссии ему угрожала рекрутчина, поэтому в 1764 году Гердер уехал в Ригу, где занял место преподавателя в соборной школе, позже — пасторского адъюнкта. В Риге начал литературную деятельность. В 1776 благодаря стараниям Гёте, переселился в Веймар, где получил должность придворного проповедника. В 1788 совершил путешествие по Италии.

Философия и критика



Художественные произведения и переводы

Значение

Борьба с идеями Просвещения

Идея развития человечества

По Гердеру, человечество в своём развитии подобно отдельному индивиду: оно переживает периоды молодости и дряхлости, — с гибелью античного мира оно узнало свою первую старость, с веком Просвещения стрелка истории вновь совершила свой круг. То, что просветители принимают за подлинные произведения искусства, не что иное, как лишённые поэтической жизни подделки под художественные формы, возникшие в своё время на почве национального самосознания и ставшие неповторимыми с гибелью породившей их среды. Подражая образцам, поэты теряют возможность проявить единственно важное: свою индивидуальную самобытность, а так как Гердер всегда рассматривает человека как частицу социального целого (нации), то и свою национальную самобытность.

Поэтому Гердер призывает современных ему немецких писателей начать новый омоложенный круг культурного развития Европы, творить, подчиняясь вольному вдохновению, под знаком национальной самобытности. Для этой цели Гердер рекомендует им обратиться к более ранним (молодым) периодам отечественной истории, ибо там они могут приобщиться к духу своей нации в его наиболее мощном и чистом выражении и почерпнуть силы, необходимые для обновления искусства и жизни.

  • разумные способности людей сделать разумом;
  • данные человеку природой чувства реализовать в искусстве;
  • влечения личности сделать свободными и красивыми.

Идея национального государства

Гердер был одним из тех, кто первым выдвинул идею современного национального государства, но она возникла в его учении из витализированного естественного права и носила вполне пацифистский характер. Каждое государство, возникшее в результате захватов, вызывало у него ужас. Ведь такое государство, как считал Гердер, и в этом проявлялись его народная идея, разрушало сложившиеся национальные культуры. Чисто природным созданием ему, собственно, представлялись только семья и соответствовавшая ей форма государства. Её можно назвать гердеровской формой национального государства.

Гердер называл такое государственное устройство первой степенью естественных правлений, которая останется высшей и последней. Это означает, что нарисованная им идеальная картина политического состояния ранней и чистой народности оставалась его идеалом государства вообще.

Учение о народном духе

В этих словах заключена и квинтэссенция учения Гердера о духе народа. Учение это в первую очередь было направлено, как уже на предварительных стадиях его развития у просветителей, на сохраняющуюся сущность народов, устойчивое в изменении. Оно покоилось на более универсальном сочувствии многообразию индивидуальностей народов, чем несколько позднее учение исторической школы права, вытекавшее из страстного погружения в своеобразие и творческую силу немецкого народного духа. Но оно предвосхищало, хотя и с меньшей мистикой, романтическое чувство иррационального и таинственного в народном духе. Оно, подобно романтике, видело в национальном духе незримую печать, выраженную в конкретных чертах народа и его творениях, разве только это видение было более свободным, не столь доктринёрским. Менее жёстко, чем впоследствии романтизм, оно рассматривало и вопрос о неизгладимости народного духа.

Гораздо критичнее относился Гердер к появившемуся тогда понятию расы, рассмотренному незадолго до этого Кантом (1775). Его идеал гуманности противодействовал этому понятию, которое, по мнению Гердера, грозило вновь довести человечество до животного уровня, даже говорить о человеческих расах казалось Гердеру неблагородным. Их цвета, считал он, теряются друг в друге, и всё это в конце концов только оттенки одной и той же великой картины. Подлинным носителем великих коллективных генетических процессов был и оставался, по мнению Гердера, народ, а ещё выше — человечество.

Буря и натиск

[нем. Herder] Иоганн Готфрид (25.08.1744, Морунген, Вост. Пруссия (совр. Моронг, Польша) - 18.12.1803, Веймар), нем. писатель, философ и богослов.

Жизнь

Сочинения

Разнообразное по тематике, огромное творческое наследие Г. отмечено постоянным стремлением соединить строгий научный анализ с поэтической экспрессией, поэтому разделение его сочинений на лит. и научные весьма условно. Большинство поэтических опытов Г. ориентировано также и на научно-исследовательские задачи, а лит. форма философских и богословских сочинений имеет самостоятельную эстетическую ценность.

Богословские

Философское наследие

В педагогических

Поэтическое наследие

Учение

Влияние

Г. на европ. культуру XIX-XX вв. велико. Историческое значение его творчества выходит далеко за рамки прямой рецепции. Мн. ключевые мотивы, воспринятые и переработанные романтической мыслью и нем. классическим идеализмом, настолько прочно вошли в интеллектуальный обиход европ. культуры, что приобрели характер постоянно обсуждаемых общих мест. Таковы тезис о неразрывной связи языка и мышления, динамическое и органицистское понимание природы, концепция исторического прогресса, идея национально-культурного своеобразия, обоснование принципов секулярной гуманистической этики. Г. оказал влияние на такие явления культуры XIX в., как поэзия Гёте и романтиков, спекулятивная философия И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля, теология Ф. Э. Д. Шлейермахера, исторический материализм К. Маркса, эволюционная теория Ч. Дарвина и т. д. Разносторонность философских интересов Г. обусловила и многообразие форм освоения его наследия в философии ХХ в.: к нему как к предшественнику апеллируют философия символических форм Э. Кассирера, философская антропология Х. Плеснера и А. Гелена, герменевтика Х. Г. Гадамера. Г. без преувеличения можно назвать отцом совр. культурной антропологии (в частности, на него опирался в обосновании теории культурного эволюционизма Л. А. Уайт). Неоднозначную роль в истории ХХ в. сыграла политическая философия Г., не раз становившаяся предметом идеологических баталий: если гердеровская концепция гуманности вошла в золотой фонд либеральной мысли, то его размышления о нации и национальном, воспринятые в гипертрофированной форме нем. националистическими движениями 2-й пол. ХIX в., были включены в идеологический арсенал национал-социализма. Научное освоение наследия Г. продолжает оказывать стимулирующее воздействие на совр. дискуссии по философии языка, философии сознания и политической философии.

Читайте также: