Уровневое построение движений кратко

Обновлено: 04.07.2024

Система идей Бернштейна относительно уровней построения движения. Всего он выделил 5 уровней повторения движений, назвав их первыми пятью латинскими буквами (A, B, C, D, E).

A - самый низкий уровень, отвечающий за самые примитивные движения.
Тонические движения, движения, например, когда вы дрожите, когда холодно. В жизни он выполняет подчиненную роль, потому что там есть еще высшие уровни. Если говорить о структуре мозга, то речь идет о самом низшем центре мозга - продолговатом мозге.

B - уровень синергических (согласованных) движений. Для этого уровня совсем необязательно ориентироваться в пространстве. Вы можете делать что-то, еще не проснувшись, правда, стоя на месте.

C - уровень пространственного поля. Предполагает, что для осуществления нужно движение. Например, без куда-то, чтобы огибать препятствия. Уровень пространственного поля, потому что вы делаете что-то для ориентации в пространстве.

За каждым уровнем стоит своя анатомия и физиология. Но не только. Чем более высокую по смыслу цель мы ставим, тем более высокие уровни физиологии и анатомии к этой цели подключаются.

Когда, например, вы утром идете к начальнику на ковер или к зубному, ваши ноги идут неохотно. Если 6-8 часов вы бегали по кабинетам и ноги падают в конце дня, а потом вам звонит любимый человек - вы сразу же побежали.

Вы здесь: Главная Часть II ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 5. Методика формирования двигательных умений и навыков военнослужащих 5.2.4. Уровневое построение движений

5.2.4. Уровневое построение движений

В сфере спортивной педагогики наиболее известна теория уровневого построения движений Н.А. Бернштейна, в которой обобщены материалы и концепции по вопросам координации движений в норме и патологии [5].

Рассматривая происхождение и трансформацию двигательной функции в многовековой эволюции живых организмов, Н.А. Бернштейн установил зависимости между двигательными задачами, которые живые существа решали в процессе эволюции, требованиями, предъявляемыми к организму при решении тех или иных двигательных задач, и изменениями в мозге и в рецепторных системах, позволяющими решать более сложные двигательные задачи. Способности живых организмов решать двигательные задачи более сложного характера обеспечивали особям биологические преимущества со всеми вытекающими последствиями естественного отбора. Установлено [5], что двигательные задачи, возникающие в жизнедеятельности живого организма, усложняются в процессе эволюции по следующим направлениям:

1) увеличивается количество задач одного уровня сложности, повышаются требования к эффективности их решения (требования в отношении дифференцированности и точности), а также осложняется смысловая сторона повседневных действий и поступков животного;

2) увеличивается количество непредвиденных двигательных задач, разрешать которые животному необходимо в жизни быстро и эффективно.

В первом случае развитие механизмов координации обеспечивается преимущественно эволюцией рецепторных систем, во втором – эволюцией центральных замыкательных систем.

Для организма человека Н.А. Бернштейн выделил пять уровней построения движений (рис. 9).

Ядра : R – красное ядро, D – ядро Дейтерса, Cq – четверохолмие, Hth – hypothalamus, Nd – зубчатое ядро, P – pallidum, Gm – внутреннее и Gl – наружное коленчатое тело; Crb – кора мозжечка, Str – striatum, Th – зрительный бугор, Pm – премоторная зона коры, Pyr – пирамидная область, Pc – постцентральная извилина, Ac – слуховая, Opt – зрительная зона, Par – теменная область. II. Пути : Pyr – пирамидный, Rsm – рубро-спинальный, Ts – тектоспинальный, Vs – вестибулоспинальный, Sth – спиноталамический, Fp – заднестволовой, Scrb – спиноцеребеллярный, Fp – фронто-понтоцеребеллярный, Otpc – затылочно-височно-понтоцеребеллярный путь

Рисунок 9 – Схема основных ядер и проводящих путей мозга с указанием распределения их по координационным уровням А – Д (для удобообозримости схемы действительное пространственное расположение ядер сильно искажено) [по 5]

Рассмотрим классы двигательных задач, которые решаются на различных уровнях, сенсорные системы и компоненты мозга (рис. 9), позволяющие человеку решать соответствующие задачи.

  1. 1.Уровень А (рубро-спинальный уровень палеокинетических регуляций). На уровне А (рис. 9) осуществляется построение следующих движений:

а) спинальные рефлексы (рефлекс реципрокной иннервации и денервации антагонистов, находящийся в основе любого движения конечностей, и др.);

б) центральное регулирование скоростных показателей возбудимости мотонов, под которыми Н.А. Бернштейн понимал мотоневрон и соединенный с ним мышечный пучок – мион;

в) тонические рефлексы.

Под тонусом применительно к рассматриваемому уровню построения движений понималось текучее состояние подготовленности нервно-мышечной периферии к избирательному приему эффекторных импульсаций и к их реализации. К ним отнесены самостоятельные тонические сокращения, расслабления скелетных мышц, механический фон совокупности коэффициентов упругости и возбудимости, на котором протекают тетанусы, и вся совокупность явлений предварительной установки нервно-мышечной периферии на готовящуюся поступить к ней эффекторную импульсацию.

  1. 2.Уровень В (уровень синергий и штампов, или таламо-поллидарный уровень). На уровне В (рис. 9) строятся следующие движения:

а) высокослаженные движения;

б) координация движений во времени;

Афферентация уровня В является преимущественно пропреоцептивной, но имеющей свои отличия по сравнению с афферентацией уровня А: преобладание информации об углах в сочленениях, скоростях и взаимных расположениях звеньев, давлении, глубинное осязание, осязание прикосновения, укола, трения, болевая, вибрационная и температурная чувствительность. Таким образом, афферентация уровня В – это афферентация о движениях собственного тела.

3. Уровень С (пирамидно-стриальный уровень пространственного поля). Ведущая афферентация уровня С – синтетическое пространственное поле. В ее состав входят зрительные поля, осязательно-проприоцептивные, слуховые и вестибулярные, а также кора полушарий нового мозжечка [5, с. 81].

Н.А. Бернштейн выделил важнейшие самостоятельные виды и группы движений, которые строятся на уровне пространственного поля С [5, с. 98–106].

а) всевозможные локомоции: ходьба, бег, лазание, плавание, ходьба по канату, ходьба на руках, а также циклические локомоции на приспособлениях (бег на коньках, ходьба на лыжах и др.) и ациклические локомоции (прыжки с разбега и с места, прыжки в цель и др.);

б) нелокомоторные движения всего тела в пространстве (сальто, упражнения на брусьях, кольцах и др.);

г) перемещение вещей в пространстве (движения взятия, схватывания, ловли предмета, переноса, передвигания, вдавливания, доставания и др.).

2. Переходная группа между подуровнями С1 и С2:

а) баллистические движения на силу, тяготеющие к подуровню С1 (толкание ядра, метание гранаты, рывок штанги и др.);

б) баллистические движения на меткость, тяготеющие к подуровню С2 (метание снарядов в цель, городки, теннис и др.).

а) движения прицеливания (прицелы на бильярде, установочно-выжидательные движения вратаря в футболе и др.);

б) подражательные и копирующие движения (имитация зрительно- воспринимающих движений другого человека и др.).

4. Уровень D (теменно-премоторный уровень действий). Ведущей афферентацией уровня D является предмет, имея в виду широкую трактовку этого термина: мотив двигательной деятельности на этом уровне – не сам предмет, а смысловая сторона действия с предметом. Построение движений на уровне D представляет собой смысловые акты (элементарные поступки, определяемые смыслом решаемой задачи) [5, с. 129]. Для уровня D введены два понятия: смысловая структура действия и его двигательный состав. Смысловая структура двигательного акта определяется содержанием двигательной задачи. Двигательный состав включает цепь последовательных элементов, если речь идет о цепном действии, а также, в зависимости от двигательной задачи, может определяться биомеханическим устройством рычагов и кинематических цепей тела и другими компонентами. Среди отдельных движений, образующих цепь действий, выделены ведущие движения – звенья, реализующие смысловые этапы действия, и вспомогательные, или фоновые движения, играющие второстепенную по смыслу, но необходимую роль. К вспомогательным движениям отнесены возвратные движения, замахи и др. Таким образом, смысл действий на уровне D состоит не в перемещениях, а в разнообразных и сложных формах изменения окружающей среды с целью удовлетворения потребностей человека.

Н.А. Бернштейн классифицировал виды действий на уровне D, а также привел примеры [5, с. 142–144].

Группа 1. Двигательные действия со сравнительно малым участием технических фонов (высших автоматизмов) (ощупывания, примеривания, разглядывания, пересыпания, открывания и др.).

Группа 2. Акты с фоновым преобладанием подуровня С2 пространственного поля С (действия, технические фоны и навыки которых тесно связаны с точностью, метричностью движений, значимостью оптического контроля, например, действия хирурга, токаря и др.).

Группа 3. Акты с фоновым преобладанием подуровня С1 пространственного поля С (влезание по веревке, на веревочную лестницу или дерево, балансирование предметов в положениях неустойчивого равновесия и др.).

Группа 5. Акты с необходимым участием как уровня пространственного поля, так и уровня синергий (фехтование, стрельба из лука, многие из действий горно-лыжного спорта и др.).

Группа 6. Акты с преобладанием фонового участия уровня А (некоторые из движений массажа и др.).

5. Уровни группы Е (уровни, находящиеся выше уровня действий). Установлено, что не все двигательные акты могут быть построены на уровне D. Исследование таких видов деятельности человека, как речь, письмо и др., показало, что существуют механизмы координации, находящиеся на более высоком по сравнению с D иерархическом уровне. Причем количество таких уровней установить не удалось. Н.А. Бернштейн не предпринимал попыток классифицировать двигательные акты, которые строятся на уровне Е. В то же время он выделил две группы актов, которые, по его мнению, можно несомненно отнести к координациям верхней группы [5, с. 150]:

2) музыкальное, театральное и хореографическое исполнение.

Развивая идеи Н.А. Бернштейна, его последователь и ученик Л.В. Чхаидзе предложил собственную схему формирования и регулирования двигательного акта (рис. 10).

Рисунок 10 – Схема регулирования двигательной функции при формировании и реализации двигательного действия [по 65]

Н.А. Бернштейн выделил и подробно описал пять основных уровней построения движений, обозначив их латинскими буквами А, В, С, D, Е.

В организации конкретного движения обычно участвует сразу несколько уровней: тот, на котором строится движение и все нижележащие.

Одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях (инициироваться разными уровнями), с разным качеством исполнения, но всё же одно и то же.

Что же это за уровни?

Первый уровень А - уровень тонуса. Самый низкий из уровней. Он отвечает, что логично, за тонус мышц. Здесь очень легкие примеры: это НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ дрожание тела от холода или от страха. Или стук зубов, при том же холоде. Мышцы на холоде пытаются себя согреть, и приводят себя в тонус сами. Это и есть уровень А.

Второй уровень В - уровень синергии. т.е. сотрудничества, соучастия. Этот уровень оторван от внешнего пространства, но зато очень хорошо “осведомлен” о том, что делается “в пространстве тела”. Уровень В принимает большое участие в организации движений "более высоких уровней, и там он берет на себя задачу внутренней координации сложных двигательных ансамблей. К собственным движениям этого уровня относятся такие, которые не требуют учета внешнего пространства: вольная гимнастика; потягивания, мимика. Так же, к прмиеру, этот уровень отвечает за бег на месте. А вот обычный, реальный бег в каком-либо прсотранстве уже требует более высоких уровней.

Третий уровень С - это ровень пространственного поля. т.е. пространсва вокруг нас. На него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т. е. вся информация о внешнем пространстве. К этому уровню можно отнести огромное количество различных движений, которые задействуют пространство вокруг нас: ходьба, лазанье, бег, прыжки, различные акробатические движения, игра в теннис, броски мяча и много другое.

Четвёртый уровень D - это корковый уровень. Локализация его находится уже в коре головного мозга. Он практически монопольно принадлежит человеку. Это корковый уровень, который заведует организацией действий с предметами. Примерами могут служить движения жонглёра, фехтовальщика; все бытовые движения: шнуровка ботинок, завязывание галстука, чистка картошки; работа гравера, хирурга, часовщика; управление автомобилем и так далее.

Характерная особенность движений этого уровня состоит в том, что они сообразуются с логикой предмета. Это уже скорее не просто движение, а действие. Для этого уровня совершенно безразличны узоры движения и прочие подробности, а важен лишь конечный результат. Например, открывание бутылки с пробкой. Вы можете исопльзовать различные способы и предметы для получения результат, вы можете использовать различные способы, но результат будет один и тот же.

Пятый уровень Е - самый высокий уровень. Это уровень смысла. Осмысленные движения. Например, письмо. Нам важно не просто уметь писать или писать красиво, но чтобы наше письмо имело смысл. Так же к этому уровню относится язык глухонемых или азбука-морзе.

А теперь, возьмём к примеру тоже письмо и разберем его на уровни.
Уровень А - это тонус руки и пальцев.
Уровень B придает движениям письма плавную округлость, обеспечивая скоропись
уровень С организует воспроизведение геометрической формы букв, ровное расположение строк на бумаге. т.е. в в некотором пространстве пространсе
Уровень D обеспечивает правильное владение ручкой, т.е. с необходимым нам предметом
уровень Е — смысловая сторона письма.

А теперь разберем ещё один пример, взятый мною из учебника по общей психологии Юлии Гиппенрейтер

После периода лечебных упражнений с раненым проводилась проба для выяснение того, насколько функция руки восстановилась. Для этого ему давалась задача “поднять руку как можно выше”. Выполняя ёе, он поднимал руку только до определенного предела - диапазон движений был сильно ограничен. Но задача менялась: больного просили “поднять руку до указанной отметки на стене” и оказывалось, что он в состоянии поднять руку на 10—15 см выше. Наконец, снова менялась задача: предлагалось “снять шляпу с крючка”— и рука поднималась ещё выше!

В чем здесь дело? Дело в том, что во всех перечисленных случаях движение строилось на разных уровнях: первое движение (“как можно выше”)—в координатах тела, т. е. на уровне В; второе (“до этой отметки”;) — на уровне С,- т. е. в координатах внешнего пространства; наконец,, третье (“снимите шляпу”) — .на уровне D. Проявлялась смена уровней в том, что движение приобретало новые характеристики, в частности осуществлялось со все большей амплитудой.

Н.А.Бернштейн выделил и подробно описал пять основных уровней построения движений, обозначив их латинскими буквами Л, Я, С, D, Е.

Еще более высоким уровнем является уровень D, называемый также теменно-премоторным, поскольку его анатомическим субстратом являются исключительно кортикальные структуры в те-менно-премоторных областях. Он называется также уровнем пред-

метных действий, поскольку обеспечивает взаимодействие с объектами в соответствии с их предметными значениями. Примеры движений на этом уровне: питье из чашки, снятие шляпы, завязывание галстука, изображение домика или человека. Если вспомнить структуру деятельности, по А.Н.Леонтьеву, то речь идет о выполнении именно действий, а не операций, т.е. цель действия, строящегося на этом уровне, может быть достигнута разными способами (за осуществление операций отвечают другие уровни).




Мы не должны, однако, забывать, что устройство этого инструмента также заслуживает своего изучения в психологии, поскольку ни один из психических процессов, обеспечивающих ориентировку субъекта в мире и регуляцию его деятельности, невозможен без нормально работающего мозга. Естественно, патология мозговой деятельности приводит к ограничениям (иногда весьма

существенным) в формировании адекватной деятельности субъекта, подобно тому как поломанный или расстроенный инструмент не позволяет музыканту извлечь достойную музыку (хотя, впрочем, Н.Паганини мог играть и на одной струне). Обратимся поэтому к некоторым аспектам работы головного мозга, изучаемым в психологии при решении разных задач, и в частности в связи с практическими запросами к нейропсихологии, одним из создателей которой был А. Р.Лурия.

Н.А.Бернштейн выделил и подробно описал пять основных уровней построения движений, обозначив их латинскими буквами Л, Я, С, D, Е.

Еще более высоким уровнем является уровень D, называемый также теменно-премоторным, поскольку его анатомическим субстратом являются исключительно кортикальные структуры в те-менно-премоторных областях. Он называется также уровнем пред-

метных действий, поскольку обеспечивает взаимодействие с объектами в соответствии с их предметными значениями. Примеры движений на этом уровне: питье из чашки, снятие шляпы, завязывание галстука, изображение домика или человека. Если вспомнить структуру деятельности, по А.Н.Леонтьеву, то речь идет о выполнении именно действий, а не операций, т.е. цель действия, строящегося на этом уровне, может быть достигнута разными способами (за осуществление операций отвечают другие уровни).

Мы не должны, однако, забывать, что устройство этого инструмента также заслуживает своего изучения в психологии, поскольку ни один из психических процессов, обеспечивающих ориентировку субъекта в мире и регуляцию его деятельности, невозможен без нормально работающего мозга. Естественно, патология мозговой деятельности приводит к ограничениям (иногда весьма

существенным) в формировании адекватной деятельности субъекта, подобно тому как поломанный или расстроенный инструмент не позволяет музыканту извлечь достойную музыку (хотя, впрочем, Н.Паганини мог играть и на одной струне). Обратимся поэтому к некоторым аспектам работы головного мозга, изучаемым в психологии при решении разных задач, и в частности в связи с практическими запросами к нейропсихологии, одним из создателей которой был А. Р.Лурия.

Читайте также: