Полис это в древнем риме кратко

Обновлено: 05.07.2024

Древняя Италия, история которой на протяжении более тысячи лет, начиная с сер. I тыс. до н. э., будет связана с Римским государством, в предыдущий период представляла калейдоскоп этнически разных народов. Активное заселение Италии началось во II тыс. до н. э., когда с севера вторглись италийские племена. Кроме них, здесь были поселения неиндоевропейских племен – лигуров, пеласгов, осков, иллирийцев.

С началом I тыс. до н. э. доминирующей силой в Северной Италии стали этруски – полузагадочный народ, оставивший многочисленные памятники искусства, предметы религиозного культа и надписи на не расшифрованном пока языке, однако происхождение которого неизвестно. На рубеже Х – VIII вв. до н. э. у большинства этих народов шли только самые первые шаги в направлении формирования политико-правовой общности: начиналось образование стабильной общинной и родовой администрации.

В конце II тыс. до н. э. Италия, в том числе Северная, стала объектом колонизации ахейских греков; на юге эти колонии образовали мощную, но недолговечную Сицилийскую державу (VI-III вв. до н. э.). Возможно, что на месте будущего Рима уже с XIII в. до н. э. была небольшая колония микенских греков. Политическое и культурное влияние эллинов было важным фактором ускорения государственно-политического развития италийских и этрусских народов, с которыми в VIII – VI вв. до н. э. они вели интенсивную торговлю.

Территориальная организация поселений следовала родоплеменным традициям. Первичной формой была деревня (vicus); несколько таких деревень сливались в окружную общину – pagus, который как бы объединял земли нескольких родов (или частей одного большого рода). Во главе каждого такого пага стоял выборный старейшина. С начала I тыс. до н. э. известны ранние города, которые были как бы племенным центром, где в укрепленном месте-замке (castellum) население тяготевших к нему пагов укрывалось во время опасности. Наибольшим развитием городов характеризовалось племенное объединение этрусков: у них города были уже центрами надобщинной администрации.

Несколько таких поселков, принадлежавших разным этническим племенам, в середине VIII в. до н. э. слились в единое поселение, ставшее впоследствии городом Римом. Официально-мифологическая дата основания Рима, упомянутая римским историком Варроном – 21 апреля 753 г. до н. э., – никаких реальных исторических событий, вероятно, не отражает. Основание города и территориально, и политически было не единовременным.

В первой четверти VI в. до н. э. возник будущий общественно-политический центр – форум (вероятно, место общего празднества, объединившего разноплеменное население поселков по отдельным римском холмам). Примерно в это же время один из холмов – Капитолий – становится крепостью нового города; с 509 г. до н. э. известен храм богини Юноны Капитолийской. Религиозная общность, несомненно, ускорила раннегосударственное объединение.

Древняя Италия, история которой на протяжении более тысячи лет, начиная с сер. I тыс. до н. э., будет связана с Римским государством, в предыдущий период представляла калейдоскоп этнически разных народов. Активное заселение Италии началось во II тыс. до н. э., когда с севера вторглись италийские племена. Кроме них, здесь были поселения неиндоевропейских племен – лигуров, пеласгов, осков, иллирийцев.

С началом I тыс. до н. э. доминирующей силой в Северной Италии стали этруски – полузагадочный народ, оставивший многочисленные памятники искусства, предметы религиозного культа и надписи на не расшифрованном пока языке, однако происхождение которого неизвестно. На рубеже Х – VIII вв. до н. э. у большинства этих народов шли только самые первые шаги в направлении формирования политико-правовой общности: начиналось образование стабильной общинной и родовой администрации.

В конце II тыс. до н. э. Италия, в том числе Северная, стала объектом колонизации ахейских греков; на юге эти колонии образовали мощную, но недолговечную Сицилийскую державу (VI-III вв. до н. э.). Возможно, что на месте будущего Рима уже с XIII в. до н. э. была небольшая колония микенских греков. Политическое и культурное влияние эллинов было важным фактором ускорения государственно-политического развития италийских и этрусских народов, с которыми в VIII – VI вв. до н. э. они вели интенсивную торговлю.




Территориальная организация поселений следовала родоплеменным традициям. Первичной формой была деревня (vicus); несколько таких деревень сливались в окружную общину – pagus, который как бы объединял земли нескольких родов (или частей одного большого рода). Во главе каждого такого пага стоял выборный старейшина. С начала I тыс. до н. э. известны ранние города, которые были как бы племенным центром, где в укрепленном месте-замке (castellum) население тяготевших к нему пагов укрывалось во время опасности. Наибольшим развитием городов характеризовалось племенное объединение этрусков: у них города были уже центрами надобщинной администрации.

Несколько таких поселков, принадлежавших разным этническим племенам, в середине VIII в. до н. э. слились в единое поселение, ставшее впоследствии городом Римом. Официально-мифологическая дата основания Рима, упомянутая римским историком Варроном – 21 апреля 753 г. до н. э., – никаких реальных исторических событий, вероятно, не отражает. Основание города и территориально, и политически было не единовременным.

В первой четверти VI в. до н. э. возник будущий общественно-политический центр – форум (вероятно, место общего празднества, объединившего разноплеменное население поселков по отдельным римском холмам). Примерно в это же время один из холмов – Капитолий – становится крепостью нового города; с 509 г. до н. э. известен храм богини Юноны Капитолийской. Религиозная общность, несомненно, ускорила раннегосударственное объединение.

В древ­ней Гре­ции и Риме сло­жи­лось обще­ство, не похо­жее на обще­ства дру­гих стран древ­но­сти. Древ­ние гре­ки назы­ва­ли его сло­вом полис и виде­ли в нали­чии у себя имен­но тако­го обще­ства глав­ное отли­чие элли­нов от вар­ва­ров, поли­са не имев­ших. Вслед за немец­ки­ми уче­ны­ми XIX в. сло­во полис часто пере­во­дит­ся как город-государ­ство. В свя­зи с этим глав­ная осо­бен­ность антич­ной жиз­ни видит­ся в том, что каж­дый город был само­сто­я­тель­ным государ­ст­вом, жив­шим по сво­им соб­ст­вен­ным зако­нам (авто­но­мия). Важ­ней­шей его харак­те­ри­сти­кой высту­па­ет нали­чие акро­по­ля, стен, аго­ры, обще­ст­вен­ных зда­ний и т. п. При этом обра­ща­ют осо­бое вни­ма­ние на то, что антич­ный город в сво­ей осно­ве был не про­мыш­лен­ным (ремес­лен­ным) или адми­ни­ст­ра­тив­ным цен­тром, а посе­ле­ни­ем зем­ледель­цев, создан­ным для обо­ро­ны от вра­гов. И позд­нее в боль­шин­стве поли­сов сель­ское хозяй­ство пре­об­ла­да­ло над ремеслом, а зем­ледель­цы были осно­вой антич­но­го обще­ства, наи­бо­лее почтен­ной его частью.

Одно­вре­мен­но с таким пони­ма­ни­ем поли­са совре­мен­ные уче­ные воз­вра­ща­ют­ся к пред­став­ле­ни­ям о нем самих древ­них гре­ков, кото­рые счи­та­ли, что полис — это не сте­ны, а преж­де все­го люди, граж­дан­ский кол­лек­тив. Рим­ляне назы­ва­ли свое обще­ство объ­еди­не­ни­ем граж­дан (ci­vi­tas от латин­ско­го сло­ва ci­vis — граж­да­нин) или про­сто рим­ским наро­дом (po­pu­lus Ro­ma­nus). Поэто­му сло­во полис мож­но пере­во­дить как граж­дан­ская общи­на.Важ­ней­шую, опре­де­ля­ю­щую все сто­ро­ны обще­ст­вен­ной жиз­ни чер­ту антич­ной государ­ст­вен­но­сти состав­лял ее общин­ный харак­тер.

Воин­ская служ­ба была и пра­вом, и обя­зан­но­стью граж­да­ни­на. В ней была зало­же­на идея защи­ты род­но­го кол­лек­ти­ва, сво­ей семьи и сво­ей соб­ст­вен­но­сти. Поэто­му антич­ный воин защи­щал не отде­лен­ные от него государ­ст­вен­ные инте­ре­сы, а непо­сред­ст­вен­но свои соб­ст­вен­ные. По этой при­чине воин­ская служ­ба была напря­мую свя­за­на с обще­ст­вен­ной граж­дан­ской жиз­нью: армия была граж­дан­ским опол­че­ни­ем.

Обла­дая всей пол­нотой вла­сти и кон­тро­ля за сво­и­ми чле­на­ми и ресур­са­ми на сво­ей терри­то­рии, антич­ный граж­дан­ский кол­лек­тив высту­пал в каче­стве суве­ре­на. Поэто­му неотъ­ем­ле­мым атри­бу­том антич­ной поли­ти­че­ской жиз­ни было народ­ное собра­ние. В Афи­нах оно назы­ва­лось эккле­сия, в Спар­те — апел­ла, в Риме — коми­ции. (А. В. Коптев АНТИЧНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО)

Подписывайтесь на мой канал

Гунны, Народ, пришедший с Ямала. Аттила, каган гуннов из рода Вельсунгов. Север как прародина

Древняя Италия, история которой на протяжении более тысячи лет, начиная с сер. I тыс. до н. э., будет связана с Римским государством, в предыдущий период представляла калейдоскоп этнически разных народов. Активное заселение Италии началось во II тыс. до н. э., когда с севера вторглись италийские племена. Кроме них, здесь были поселения неиндоевропейских племен — лигуров, пеласгов, осков, иллирийцев. С началом I тыс. до н. э. доминирующей силой в Северной Италии стали этруски — полузагадочный народ, оставивший многочисленные памятники искусства, предметы религиозного культа и надписи на не расшифрованном пока языке, однако происхождение которого неизвестно. На рубеже Х — VIII вв. до н. э. у большинства этих народов шли только самые первые шаги в направлении формирования политико-правовой общности: начиналось образование стабильной общинной и родовой администрации. В конце II тыс. до н. э. Италия, в том числе Северная, стала объектом колонизации ахейских греков; на юге эти колонии образовали мощную, но недолговечную Сицилийскую державу (VI–III вв. до н. э.). Возможно, что на месте будущего Рима уже с XIII в. до н. э. была небольшая колония микенских греков. Политическое и культурное влияние эллинов было важным фактором ускорения государственно-политического развития италийских и этрусских народов, с которыми в VIII–VI вв. до н. э. они вели интенсивную торговлю.

Территориальная организация поселений следовала родоплеменным традициям. Первичной формой была деревня (vicus); несколько таких деревень сливались в окружную общину — pagus, который как бы объединял земли нескольких родов (или частей одного большого рода). Во главе каждого такого пага стоял выборный старейшина. С начала I тыс. до н. э. известны ранние города, которые были как бы племенным центром, где в укрепленном месте-замке (castellum) население тяготевших к нему пагов укрывалось во время опасности. Наибольшим развитием городов характеризовалось племенное объединение этрусков: у них города были уже центрами надобщинной администрации.

Несколько таких поселков, принадлежавших разным этническим племенам, в середине VIII в. до н. э. слились в единое поселение, ставшее впоследствии городом Римом. Официально-мифологическая дата основания Рима, упомянутая римским историком Варроном — 21 апреля 753 г. до н. э., — никаких реальных исторических событий, вероятно, не отражает. Основание города и территориально, и политически было не единовременным. В первой четверти VI в. до н. э. возник будущий общественно-политический центр — форум (вероятно, место общего празднества, объединившего разноплеменное население поселков по отдельным римском холмам). Примерно в это же время один из холмов — Капитолий — становится крепостью нового города; с 509 г. до н. э. известен храм богини Юноны Капитолийской. Религиозная общность, несомненно, ускорила раннегосударственное объединение.

КРИЗИС ПОЛИСА

КРИЗИС ПОЛИСА Кризис полиса — тема, в сущности, историографии новейшего времени. Главный признак кризиса писавшие о нем ученые видели в процессе обезземеливания крестьянства и концентрации земельной собственности, которые имели своим последствием замену свободного

РОЖДЕНИЕ ГРЕЧЕСКОГО ПОЛИСА

РОЖДЕНИЕ ГРЕЧЕСКОГО ПОЛИСА Архаическая эпоха была уникальным периодом древнегреческой истории. Всего за три века в Элладе появились совершенно новые, никогда ранее не существовавшие типы цивилизации, социума и государственности. Отправной точкой их возникновения

КРИЗИС КЛАССИЧЕСКОГО ГРЕЧЕСКОГО ПОЛИСА

КРИЗИС КЛАССИЧЕСКОГО ГРЕЧЕСКОГО ПОЛИСА Начавшийся после Пелопоннесской войны (431—404 до н. э.) кризис классического полиса представляет собой чрезвычайно сложное и многозначное явление. Он определял собой все развитие греческого общества в это столетие. Не случайно в

РАЗВИТИЕ ГОРОДА ОТ ПОЛИСА К КАСТРОНУ

РАЗВИТИЕ ГОРОДА ОТ ПОЛИСА К КАСТРОНУ Последствия военных действии VII в. — вторжений персов и особенно опустошительных походов и нашествий арабов оказались непосильным испытанием для провинциальных городов империи с их традиционной хозяйственной структурой. Огромное

2. Кризис полиса и воззрения римских стоиков.

2. Кризис полиса и воззрения римских стоиков. Нам приходилось уже говорить о кризисе полиса. Сейчас мы вернемся к этому вопросу, однако в несколько ином аспекте. Мы не собираемся в данном случае рассматривать кризис полиса как историческое явление во всей его

Становление Афинского полиса

Становление Афинского полиса Аттическая область была захвачена группой ионических племен в ходе общего дорийского завоевания, которые, ассимилировав древнюю эгейскую цивилизацию, установили более соседские отношения с подчиненными народами. Осевшие в прибрежной

От полиса к империи

От полиса к империи Конец IV — начало III в. до н. э. в истории Рима был важнейшим рубежом.Во-первых, к этому времени завершилось государственно-политическое становление римского полиса, и римская государственность опиралась на развитую систему институтов власти и

Рождение греческого полиса, его характерные особенности

Рождение греческого полиса, его характерные особенности Основной формой экономической, социальной, политической и идеологической организации древнегреческого общества был полис, характером и особенностями которого определяется все своеобразие и неповторимость

Спарта как тип полиса

Спарта как тип полиса Древняя Спарта была одним из крупнейших полисов Греции архаического и классического времени. Начало формирования спартанского полиса и его государственности относится ко времени завершения дорийского завоевания. Племена дорийцев осели на

2. Хозяйство афинского полиса

2. Хозяйство афинского полиса Это хозяйство, отличавшееся небольшими сельскохозяйственными площадями, но довольно высокой плотностью населения, представляет собой тип промышленной рабовладельческой экономики.Афинам не хватало своего хлеба, и в обмен на хлебный импорт

Характерные особенности греческого полиса

Характерные особенности греческого полиса Основной формой экономической, социальной, политической и идеологической организации древнегреческого общества был полис, характером и особенностями которого определяется все своеобразие и неповторимость эллинской

Спарта как тип греческого полиса

Спарта как тип греческого полиса Наряду с Афинами, древняя Спарта была одним из крупнейших полисов Греции архаического и классического времени. Так же как и в Афинах, в Спарте наблюдается античная форма собственности в качестве коллективной собственности сограждан –

Кризис греческого классического полиса

Кризис греческого классического полиса С конца V века до н. э. мир греческих полисов вступает в полосу затяжного кризиса. Это не был кризис рабовладельческой системы Греции, так как рабство продолжает развиваться на фоне прогрессивного развития экономики и межполисной

В республиканский период полис являлся главным государственным устройством в Италии. Обычно, римский полис – это небольшая территория с одним городом, выполняющим роль столицы. Главный город отстраивался в виде крепости: вокруг стояли оборонительные сооружения, за которыми во время войны находили защиту от врагов жители окрестных сельских поселений.

Вся полнота власти сосредотачивалась в руках коренных жителей, их же государство наделяло землёй. Переселенцы и рабы не могли обладать собственностью на землю и участвовать в народном собрании. На граждан возлагались две основные обязанности: участвовать в народном собрании и служить в ополчении. Народное собрание принимало обязательные для жителей полиса законы. Исполнительную власть исполняли магистраты, избираемые народным собранием.

Особенности римского полиса

Главной особенностью полисного устройства считается сопричастность граждан и государства. Государство не было для них чуждым элементом, бюрократического давления не ощущалось. Каждый гражданин, используя труд рабов, самостоятельно обрабатывал свои поля. Присутствуя на народном собрании, выбирал магистратов, которым доверял судьбу государства и соей семьи. Если начиналась война, граждане брали в руки оружие и ставали на защиту родной земли.

Граждане воспринимали правила полисной организации гарантией своей свободы, осознанного выбора каждого свободного индивидуума. Народное собрание вводит дополнительный налог – значит, так надо. Без необходимости правящая элита не будет обирать свой народ. Народное собрание призывает на войну – значит, это необходимо. Надо воевать с врагами. Каждый гражданин мог выразить своё мнение по любому вопросу, разбираемому в народном собрании. Коллективное решение основных проблем государства-полиса рождало у граждан реальный взгляд на мир, подкрепляло чувство собственного достоинства, придавало уверенность в завтрашнем дне и своих силах.

Готовые работы на аналогичную тему

Сформированное чувство коллективизма препятствовало развитию индивидуализма. Отдельный человек, его потребности и интересы были лишь частью всего общества целом, растворялись в потребностях и интересах коллектива.

Одновременно в полисах античности существовало стремление к замкнутости и обособленности. Ярко эти черты проявляются в земледельческой общине Рима. Жители придерживались основ натурального хозяйства, вели своё хозяйство по старинке. С соседними полисами не поддерживали добрососедских отношений, опасаясь земельных захватов. Именно поэтому политическая и военная структура полиса были тесно связаны.

Граждане общины старались сохранить проверенные веками и доставшие в наследство от дедов обычаи и нравы, а не перенимать новые и неизвестные порядки. Важной особенностью римского полиса было стремление к консерватизму.

Задатки разрушения полисной организации

Но не за горами был кризис полисного устройства. В гражданские отношения всё больше стали вмешиваться пришлые элементы. Согласно традиции, они стояли вне полисных организаций, как военных, так и политических. Увеличение количества рабов, захваченных на присоединённых территориях ускорял развитие классического рабства. Этому же способствовало социальное расслоение самих граждан. Вместе взятые эти признаки расшатывали полисную структуру и разлагали общинные институты.

Расширение территории, превращение Рима из маленького государства на Тибре в огромную державу всего Средиземноморья, привели к изменению его государственной структуры. Полисные традиции разрушаются под воздействием иностранной идеологии и религии, дедовские обычаи критикуются и уступают место новым идеалам. Консерватизм уступает место индивидуализму.

Читайте также: