Иоанн златоуст учение кратко

Обновлено: 30.06.2024

Память 27 января в день перенесения мощей, 30 января в Соборе Вселенских учителей и святителей, 14 сентября в день преставления, 13 ноября - перенесенный день памяти взамен 14 сентября из-за совпадения с праздником Воздвижения и в Соборе Константинопольских святителей (Греч.)

После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, святой Иоанн совместно с Феодором (впоследствии — епископом Мопсуестским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.

Служение в Антиохии

В 386 году святой Иоанн был рукоположен наследником святителя Мелетия Флавианом во пресвитера. Последовавшие за тем двенадцать лет священства в Антиохии были, быть может, самыми счастливыми в его жизни. Пресвитер Иоанн ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем храм каждый день питал до трех тысяч дев и вдовиц, не считая больных, странников и заключенных.

Его рассуждения об устройстве взаимоотношений людей на христианских началах, о христианской семье, о воспитании детей, о молитве домашней и общественной, о значении приходского храма, об обязанности заботиться об общем благе, о христианской взаимопомощи и благотворительности, об уничтожении рабства, об отмене кровавых цирковых забав стали классикой христианской литературы.

На Цареградской кафедре и в ссылке

Скоро во всем христианском мире уже гремела слава Иоанна Златоуста. Поэтому, когда после смерти святителя Нектария в 397 году освободилась Константинопольская кафедра, император Аркадий пожелал, чтобы ее занял Златоуст. Это знаменательное событие произошло в 398 году, святителю Иоанну было чуть больше 50 лет.

Он начал с главного - с духовного совершенствования священства и примирения враждующих епископов. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения, ввел в употребление крестные ходы.

Свт. Иоанн Златоуст
Свт. Иоанн Златоуст
Со всем усердием предался новый архипастырь заботам об утверждении и распространении веры Христовой. Он заботился об искоренении остатков арианской ереси; слал письма в Сирию которыми добился возвращения в Церковь маркионитов; посылал опытных проповедников к кельтам и скифам, славянам и готам; разорил языческие храмы, стоявшие много веков в Финикии; обличал жидовствующих. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора в Крыму.

Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия, распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. С помощью архиепископа Александрийского Феофила, около которого объединились недовольные Иоанном епископы, Евдоксией в 403 году был инициирован так называемый "собор при Дубе" из личных недругов Златоуста, который осудил и его по мелочным и ложным обвинениям, во главе которых стояло оскорбление императрицы.

Святой был осужден на казнь, но император Аркадий заменил казнь изгнанием. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть Иоанна и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный собор, заочно постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

Реликварий с честной главой свт. Иоанна Златоуста. Афонский Ватопедский монастырь
Реликварий с честной главой свт. Иоанна Златоуста. Афонский Ватопедский монастырь
Десница свт. Иоанна Златоуста. Афонский Филофеевский монастырь
Десница свт. Иоанна Златоуста. Афонский Филофеевский монастырь
Уже при сыне императрицы Евдоксии, императоре Феодосии II в 438 году совершилось перенесение честных мощей святителя в Константинополь. Горячо любившая своего святителя цареградская паства была столь тронута словами ученика святого Иоанна, святителя Прокла Константинопольского, что, не дав ему закончить проповедь о Златоусте, стала умолять его ходатайствовать перед императором, чтобы мощи святого были перенесены в Константинополь. Император, убежденный святителем Проклом, дал согласие и повелел перенести мощи святителя Иоанна, но посланные им люди никак не могли поднять святые мощи до тех пор, пока император, поняв свою ошибку, не прислал послание к святителю Иоанну, смиренно прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Послание зачитали у гроба святителя Иоанна и после этого легко подняли мощи, внесли их на корабль и доставили в Константинополь. Рака с мощами была поставлена в церкви святой мученицы Ирины. Патриарх открыл гроб: тело святителя Иоанна оказалось нетленным. Царь, припав к гробу со слезами, просил прощения. Народ весь день и ночь не отходил от раки. Наутро рака с мощами святителя была перенесена в церковь святых Апостолов. Народ воскликнул: "Приими престол твой, отче!" Тогда Патриарх Прокл и клирики, стоявшие у раки, увидели, что святитель Иоанн открыл уста и произнес: "Мир всем".

В IX веке на праздник в честь перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста написаны церковные песнопения.

В 1204 году большая часть святых мощей Златоуста, вместе со множеством святынь и богатств Константинополя, были похищены крестоносцами и принесены в Рим. Там они хранились до 27 ноября 2004 года, когда Римский папа Иоанн Павел II вернул их Константинопольскому патриарху Варфоломею, после чего святыня была положена в Константинопольском Георгиевском соборе в Фанаре. Части мощей святителя также хранятся на Святой Горе Афон: десница в монастыре Филофей, а реликварий с честной главой - в монастыре Ватопед.

Молитвы

Тропарь, глас 8

Уст твои́х, я́ко же све́тлость огня́ возсия́вши, благода́ть вселе́нную просвети́:/ не сребролю́бия ми́рови сокро́вища сниска́,/ высоту́ нам смиренному́дрия показа́;/ но, твои́ми словесы́ наказу́я, о́тче Иоа́нне Златоу́сте,/ моли́ Сло́ва Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 6

От небе́с прия́л еси́ Боже́ственную благода́ть,/ и твои́ми устна́ми вся учи́ши/ покланя́тися в Тро́ице Еди́ному Б'огу,/ Ио́анне Златоу́сте всеблаже́нне, преподо́бне,/ досто́йно хва́лим тя:// еси́ бо наста́вник, я́ко боже́ственная явля́я.

Кондак на перенесение мощей, глас 1

Возвесели́ся та́инственно честна́я Це́рковь,/ возвраще́нием честны́х твои́х моще́й,/ и сия́ сокры́вши я́ко зла́то многоце́нное,/ пою́щим тя неоску́дно подава́ет моли́твами твои́ми// исцеле́ний благода́ть, Ио́анне Златоу́сте.

Труды

Наследие святого Златоуста огромно и превосходит объем творений любого из святых отцев Восточной Церкви, даже если не считать книг, подлинность которых сомнительна. По большей части это проповеди и беседы, записанные слушателями, главной темой которых является Священное Писание.

Златоуст как экзегет

Как экзегет свт. Иоанн Златоуст стремился приблизить Библию к жизни паствы, постоянно подчеркивая связь сказанного в Священном Писании с духовной жизнью и поступками христианина. Святитель показывал, как Библия может стать подлинной наставницей человека и этим его проповеди стяжали такую любовь современников и потомков.

Ученик Диодора Тарсийского и друг Феодора Мопсуестского, Златоуст был типичным представителем антиохийской школы экзегезы. Он прежде всего искал прямого, исторического смысла Слова Божия и затем уже выводил из него нравственные уроки. Он обращал внимание на жизнь и особенности евангелистов и апостолов чтобы разъяснить смысл их повествований, зачастую не скрывал от слушателей сложностей истолкования оставляя некоторые вопросы открытыми. При этом, Златоуст отнюдь не утверждал, что буквальное понимание всегда есть единственно правильное, с иронией говоря о тех, кто готов был воспринимать антропоморфизмы в Библии как нечто адекватно выражающее истину.

Свои комментарии к Ветхому Завету свт. Иоанн писал по греческому тексту, поскольку не знал еврейского языка, но в толкованиях Нового Завета проявлял тонкое чувство стилиста, мыслителя, отмечающего даже незначительные грамматические оттенки. Применяясь к аудитории, Златоуст полагал, что нужно следовать по стопам самих священных писателей, которые учитывали уровень и особенности тех, к кому обращались.

Судьба творений

Публикации творений

Литература

Русская библиография

Западноевропейская библиография

  • Буш, У., Жизнь св. Иоанна Златоуста и его время, СПб., 1898.
  • Пюш Э., (Puech, E.), Св. Иоанн Златоуст и нравы его времени, пер. с франц., СПб., 1897.
  • Фаррар, пер. Лопухина, Жизнь отцов и учителей церкви, СПб., 1902, т. II.
  • Burger D., A Complete Bibliography of the Scholarship on the Life and Works of St. John Chrysostom, Evanston (Ill.), 1964.
  • Chase F.H., Chrysostom: a Study in the History of Biblical Interpretation, Cambridge (Eng.), 1887.
  • Connaissance des p–res de l’Eglise, 1984, № 15.
  • Брендле Р., Иоанн Златоуст: Проповедник, епископ, мученик, Пер. с нем., М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006.

Использованные материалы

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

В то время как в изложении догматического учения Златоуст не занимает выдающегося положения среди учителей Церкви, он является непревзойденным толкователем Священного Писания. Его экзегезис ? в антиохийской традиции: ясный, простой, почти совершенно чуждый аллегоризации, но зато изобилующий типологическими толкованиями. Его мысль невозможно изложить систематически. Поэтому мы ограничимся отдельными пунктами его учения, призывая слушателей самим прочитать его проповеди.

Подход Златоуста к новозаветным писаниям часто предвосхищает критические проблемы, ставящиеся учеными в наше время. Например, обсуждая вопрос о четырех Евангелиях, Златоуст говорит, что наличие четырех разных авторов, писавших в разных местах, в разное время и независимо друг от друга, служит веским доводом в пользу достоверности евангельской истории. Даже расхождения между евангелистами говорят в пользу Истины. Эти по существу мелкие расхождения в описании конкретных событий ? при наличии полного согласия по существу ? доказывают, что евангелисты писали об одном и том же, не сговариваясь.

По своим взглядам на жизнь святой Иоанн Златоуст был человеком до-Константиновой эры. Он всегда говорил людям в глаза все, что о них думал. Иными словами, ему недоставало такта, дипломатического чутья в отношениях с людьми. Зачастую это ставило его в затруднительное положение, особенно принимая во внимание его близость ко двору и необходимость волей-неволей, прямо или косвенно участвовать в делах политических. Этот недостаток непосредственно следовал из его строго христианского отношения к миру. О чем бы ни говорил Златоуст, он всегда интересовался этической стороной ситуации и неизменно соотносил это со Священным Писанием. Мы займемся здесь рассмотрением двух связанных между собою тем ? учения о первородном грехе и почитания Девы Марии.

Учение св. Иоанна Златоуста (347–407)

Учение св. Иоанна Златоуста (347–407) Систематическое развитие учения о пастырском служении достигло своей вершины в творениях св. Иоанна Златоуста.В своих знаменитых шести словах "О священстве" св. отец говорит о высоте и ответственности пастырского служения; вот почему

Толкование святителя Иоанна Златоуста на Псалом 10.

Толкование святителя Иоанна Златоуста на Псалом 10. Великая сила упования на Бога и бес­силие при этом вражеских козней и нападений. – Почему многие из беззаконников преодолевают других? – В чем состоит оружие праведника про­тив нечестивых? – "Любящий неправду ненавидит

Слово святого Иоанна Златоуста на день усекновения главы святого Предтечи Господня Иоанна [1 ]

Слово святого Иоанна Златоуста на день усекновения главы святого Предтечи Господня Иоанна [1] Снова Иродиада беснуется, снова смущается, снова пляшет, снова требует у Ирода беззаконного усечения главы Иоанна Крестителя. Опять Иезавель [2] умышляет восхитить виноградник

Слово св. Иоанна Златоуста на Рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна

Слово св. Иоанна Златоуста на Рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна Благовременен день праздника и всеобщей радости, в который мне пришли на мысль служение Гавриила и священство Захарии, и я думаю об осужденном на немоту за неверие. Вы слышали

Слово св. Иоанна Златоуста на Рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна

Слово св. Иоанна Златоуста на Рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна Благовременен день праздника и всеобщей радости, в который мне пришли на мысль служение Гавриила и священство Захарии, и я думаю об осужденном на немоту за неверие. Вы слышали

Слово святого Иоанна Златоуста на день усекновения главы святого Предтечи Господня Иоанна [1 ]

Слово святого Иоанна Златоуста на день усекновения главы святого Предтечи Господня Иоанна [1] Снова Иродиада беснуется, снова смущается, снова пляшет, снова требует у Ирода беззаконного усечения главы Иоанна Крестителя. Опять Иезавель [2] умышляет восхитить виноградник

СТИХИРА НА ИОАННА ЗЛАТОУСТА

СТИХИРА НА ИОАННА ЗЛАТОУСТА О труба златозвонная Зова господнего! О пучина догматов Неисследимая! О столп устроения! О разум ангельский! О бездна премудрости! О златоизваянный Потир изливающий Реки поучений благоусладные И мир напояющий! Тебя воспеваем! О звезда

Творения святителя Иоанна Златоуста

Творения святителя Иоанна Златоуста Большинство творений Иоанна Златоуста представляют собой проповеди на различные книги Священного Писания. Они сохранились как в собственном его изложении, так и в отредактированных записях стенографов. Основными его произведениями

О гонениях на Иоанна Златоуста

О гонениях на Иоанна Златоуста 3.174. Бывшему консулу Севиру.Некоторые епископы, уязвившись завистью к высокой добродетели Иоанна, епископа Константинопольского, отложив страх Божий, восстали на богодухновенного мужа, на сей в подлинном смысле светильник целого мира, и

Огласительное слово на Пасху святителя Иоанна Златоуста

Огласительное слово на Пасху святителя Иоанна Златоуста (Читается на утрени святой Пасхи)Кто благочестив и любит Бога – да насладится этим прекрасным и светлым торжеством. Кто – раб благоразумный, да войдет он радостно в радость Господа своего. Кто истомил себя постом,

Иеромонах Амвросий (Ермаков) Из поучений святителя[14] Иоанна Златоуста

Иеромонах Амвросий (Ермаков) Из поучений святителя[14] Иоанна Златоуста Более всех страстей препятствует спасению человека гордость. Как говорит свт. Иоанн Златоуст, все самые большие бедствия в истории сотворенного Богом мира всегда имели своим началом гордость. Из-за

Молитвы святителя Иоанна Златоуста перед выходом из дома

Молитвы святителя Иоанна Златоуста перед выходом из дома Молитва перваяОтрицаюсь тебе, сатана, гордыни твоея и служения тебе, и сочетаюсь Тебе, Христе, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.Молитва втораяОгради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста,

Краткий устав-схема Литургии святителя Иоанна Златоуста

В то время как в изложении догматического учения Златоуст не занимает выдающегося положения среди учителей Церкви, он является непревзойденным толкователем Священного Писания. Его экзегезис ― в антиохийской традиции: ясный, простой, почти совершенно чуждый аллегоризации, но зато изобилующий типологическими толкованиями. Его мысль невозможно изложить систематически. Поэтому мы ограничимся отдельными пунктами его учения, призывая слушателей самим прочитать его проповеди.

Подход Златоуста к новозаветным писаниям часто предвосхищает критические проблемы, ставящиеся учеными в наше время. Например, обсуждая вопрос о четырех Евангелиях, Златоуст говорит, что наличие четырех разных авторов, писавших в разных местах, в разное время и независимо друг от друга, служит веским доводом в пользу достоверности евангельской истории. Даже расхождения между евангелистами говорят в пользу Истины. Эти по существу мелкие расхождения в описании конкретных событий ― при наличии полного согласия по существу ― доказывают, что евангелисты писали об одном и том же, не сговариваясь.

По своим взглядам на жизнь святой Иоанн Златоуст был человеком до-Константиновой эры. Он всегда говорил людям в глаза все, что о них думал. Иными словами, ему недоставало такта, дипломатического чутья в отношениях с людьми. Зачастую это ставило его в затруднительное положение, особенно принимая во внимание его близость ко двору и необходимость волей-неволей, прямо или косвенно участвовать в делах политических. Этот недостаток непосредственно следовал из его строго христианского отношения к миру. О чем бы ни говорил Златоуст, он всегда интересовался этической стороной ситуации и неизменно соотносил это со Священным Писанием. Мы займемся здесь рассмотрением двух связанных между собою тем ― учения о первородном грехе и почитания Девы Марии.

Учение о первородном грехе

Результатом победы над смертью явилось прощение грехов; мы крестим младенцев не потому, что они грешны, а потому, что они смертны. В самом обряде крещения нет ни одного слова о грехе, в нем говорится лишь о смерти и о вечной жизни.

Мариология

Как уже отмечалось, Златоуст жил в эпоху, непосредственно предшествующую христологическим дискуссиям, но тем не менее счастливо избежал употребления слов, вокруг которых впоследствии разгорелись такие пылкие споры.

Мы видим, что для Иоанна Златоуста не представляло никакого затруднения читать в Священном Писании именно то, что там было написано. И Восточная Церковь никогда не протестовала против такого трезвого отношения: никто никогда не обвинял Златоуста в ереси, хотя некоторые современные ученые и предполагают, что чрезвычайное превознесение Богоматери Ефремом Сириным представляет собой скрытую полемику против Златоуста. Доказать это предположение вряд ли возможно.

Златоуст также часто цитируется в контексте спора, начавшегося в XIV веке между католиками и православными по поводу эпиклезы. Обсуждая освящение Даров в Тело и Кровь Господни, он говорит:

Тогда и ангелы предстоят священнику, и целый сонм небесных сил взывает, и место вокруг жертвенника наполняется ангельскими ликами в честь Возлежащего.

Некоторый пресвитер, муж дивный и неоднократно видевший откровения, и самое сие время сподобился видеть множество ангелов, одетых в светлые одежды, окружавших жертвенник и поникших главами.

Это таинство и здесь делает для тебя землю Небом; открой же врата Неба и взгляни, или лучше, врата не Неба, а Неба Небес, и ты увидишь тогда сказанное. Что там есть самого драгоценного, то же самое я покажу тебе на земле.

(На 1 послание к Коиифяпам, беседа 24)

Западные богословы аргументировали, что такое понимание эпиклезы в сущности не отличается от молитвы призывания ангела, который должен понести освященные Дары к Престолу Божию, в католической мессе.

В своих взглядах на семейную жизнь святой Иоанн, хотя и всегда оставался строгим моралистом, тем не менее обнаруживал глубокое понимание и терпимость. Он положительно относился к семье и никогда не настаивал на необходимости монашеской жизни для всех. Поучения о семейной жизни рассеяны во многих его проповедях, особенно в комментариях на послания к Коринфянам, Ефесянам и Колоссянам. Так, в одной из проповедей на Колоссян он говорит о великом таинстве, в котором два человека становятся одно, но затем, в детях, это единство становится множеством. Говоря о величии этого таинства, которое служит типом отношений между Христом и Церковью, Златоуст использует это как повод для осуждения сопутствующих свадьбам разнузданного веселья, пьянства и плясок.

Возражения Златоуста против богатства в особенности касаются Церкви. Церкви положено печься о человеческих душах, а не о своем внутреннем убранстве. Спаситель во время Тайной Вечери дал своим ученикам пить не из золотой чаши, а подарил им заповедь любви друг к другу.

Глава 7. Латинские отцы Церкви

В IV веке богословие латинского Запада далеко отставало от философской глубины и интеллектуальной утонченности греческого Востока. Однако изучение латинских отцов этого периода, когда обе половины христианского мира еще сохраняли единство, важно хотя бы потому, что в их писаниях уже намечаются черты дальнейшего развития западного христианства.

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Давайте сегодня почтим память святителя Иоанна Златоуста - Архиепископа Константинопольского. Память его - 13 ноября по ст. стилю и 26 ноября по новому стилю.

Немного вспомним о житие святого Иоанна. Имя Златоуст ему дала одна благочестивая женщина, придя в восторг от его лекции. Это был замечательный проповедник, его"Беседы", записанные скорописцами до сих пор восхищают преданностью Православию и благочестием, красотой изложения. Прошло уже более 1500 лет, но так и зовём мы - Златоустом этого святого и очень почитаемого учителя Православной Церкви (наряду с Василием Великим и Григорием Богословом). С именем Иоанна связан чин(порядок) литургии, который мы слышим после каждой службы в Храмах в течении всего года, так как именно Иоанну мы должны быть благодарны за его составление.

И , когда кто-то еще безвинно терпит и страдает и не видит утешения в своей жизни, но верует истинно в Господа нашего Бога, на ум часто приходят последние слова святого "Слава Богу за всё!"

Из краткого жития мы знаем, что родился святитель ок. 347 в Антиохии, в семье военноначальника. Его мать рано овдовела и отказавшись от замужества (хотя была красива и богата) всю себя посвятила сыну. Она его воспитала в праведной и православной вере, дала блестящее образование. Хотела видеть в высших кругах адвокатом, так как красноречие, светлый ум и ораторские способности могли его привести к большому будущему и богатой жизни. Но душа Иоанна тянулась больше к духовному, вере в Господа и молитвам. Только после смерти матери Иоанн смог прийти полностью к своему призванию божественному - он раздал все свое имение и отпустил всех рабов и ушел в пустыню к отшельникам, приняв иночество.

Четыре года провел святитель в трудах пустыннического жительства, затем два года соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. В 381 г. епископ Мелетий посвятил его в диаконы, а 2 годами позже в пресвитеры и на него была возложена миссия проповедовать слово Божие.

Слушать святого Иоанна собиралась огромная толпа народа и не только христиане, но и язычники и даже иудеи. Сначала просто из любопытства, послушать нового проповедника, но тронутые до глубины души горячими словами Иоанна, часто тут же исповедовали свои грехи и менялись в корне.Многие тут же крестились, уверовав в Господа Христа.

Но среди знати, которым было неугодно учение святого Иоанна и обличение их богатства и жадности нашлись те, кто начали изживать его из столицы Златоуста, донося на него своей царице. И императрица, решив, что и её обличает в своих проповедях святитель, приказала изгнать его из города и страны вообще в далекую ссылку. Иоанн был выслан, терпя не только разлуку с родиной и своей паствой, но и большую нужду и невзгоды по дороге. Все это подорвало его слабое здоровье, но святой терпеливо сносил муки.

А как только был изгнан народный проповедник, народ начал волнения и в ту же ночь случилось чудо произошло сильное землетрясение , наиболее сильные точки которого были у дворца императрицы. Поняв, что Господь карает так её за изгнание праведника, императрица решила возвратить его и Иоанн с триумфом , к великому счастью всех горожан вернулся в столицу. Но вновь ненадолго. Снова начались гонения на праведного святого и в 406 году из столицы он был выслан в г. Питнус (Пицунду, Абхазию). Но так и не добравшись туда пройдя горы Армении, в 407 году,в г. Команы, весь больной и изнеможденный, святитель Иоанн отошел к Господу. Последнее, что произнес святой Иоанн Златоуст, перед своим упокоением, были слова : "Слава Богу за всё!"

Спустя 30 лет мощи святого были торжественно перенесены в Константинополь. Весь залив, куда привезли святые мощи, наполнился бесчисленными лодками - народ с великой благоговейной радостью встречал останки своего любимого духовного учителя Церкви.

Кроме того, что святым Иоанном написано множество токований на святые книги (Евангелие, Псалтырь, Послания Апостола Павла), также он очень много заветов и наставлений в библейских своих беседах

Заветы и наставления святителя Иоанна Златоуста

  • Гордость - есть знак низкого ума и неблагородной души.
  • Грех исповеданный становится меньше, а неисповеданный больше.
  • Кто не имеет милосердия, то перестает быть человеком.
  • Послушай Бога в заповедях, чтобы и он услышал тебя в молитвах.
  • Тогда особенно и подавай милостыню, когда ты беден.
  • Если ты приучишь молиться себя с усердием, то не будешь иметь нужды в наставлениях. так как Бог без всякого посредника будет озарять ум твой.
  • Почему, скажешь, многие бывают не услышаны? Потому что просят бесполезного, в таком случае быть не услышанным лучше, чем быть услышанным.
  • Господь не прощает того, кто не прощает брата своего.
  • Когда кто-нибудь оскорбляет тебя, смотри не на обидчика, а на движущего им демона, и весь свой гнев излей на того последнего, а того, кто возбуждается им пожалей.
  • Бог везде неразлучен с любящими Его; содержатся ли они в темнице, находятся ли они в изгнании или в бездне моря. или, где бы то не были, подвергаются опасности, Бог не оставляет их, содействует им и облегчает их труды.

Такая только малая часть мудрых советов святителя Иоанна.

Пусть всегда будет вечная память Святому Праведному Иоанну Златоусту! Отче Иоанн, моли Господа о нас!

Всем нам и нашим родным, дорогие друзья здоровья, счастья и любви истинной с Божьей помощью и всех святых помощников и заступников наших!

26 ноября — день памяти одного из самых известных православных святых – святителя Иоанна Златоуста. Его имя хорошо знакомо каждому христианину, ведь именно его слова мы слышим всякий раз, когда приходим в церковь. Литургия, которую ежедневно служат во всех храмах, составлена именно им. Конечно, он писал ее по-гречески, а у нас она звучит в переводе.

Даже проповеди, с которыми сейчас выступают перед прихожанами священники, до сих пор составляются ими по образу и подобию проповедей Иоанна Златоуста. В них нет ничего от скучных богословских лекций. По сути, проповеди и тогда, и сейчас направлены на то, чтобы ответить на самые насущные вопросы прихожан, но основываясь на Евангелии: как в реальной жизни исполнять волю Божью, как любить ближнего своего и, в целом, как жить по заповедям. Иоанн Златоуст брал за основу Священное Писание, часто – главу, имеющую прямое отношение к текущему христианскому празднику. И подробно разбирал ее, делая предельно понятной и практически применимой к современности. И сейчас православные священники поступают точно так же, лишь современные исторические реалии в их проповедях изменились.

Кем был святой при жизни

Будущий Иоанн Златоуст родился в 347 году в знатной христианской семье, жившей в крупнейшем городе восточного Средиземноморья – Антиохии. Его отец, военачальник по имени Секунд, рано погиб, и мать, овдовевшая всего в 20 лет, отвергла предложения о повторном замужестве. Все свои силы она обратила на управление немалым наследством и воспитание сына. Иоанн получил самое лучшее образование, которое только можно было получить в те времена.

Несмотря на то, что Иоанн родился в христианской семье, сам он крестился только в 20 лет. По словам православного педагога, это была обычная практика для того времени: чаще всего крещение становилось сознательным выбором человека. Так, блаженный Августин крестился в 33 года, Григорий Богослов – в 28, Василий Великий – в 26. Конечно, верующие родители могли как-то к этому своих детей готовить, но главным было, чтобы человек сам стремился к вере. И уже будучи взрослыми, люди проходили приготовляющие ко крещению огласительные беседы, в ходе которых человек мог всерьёз познакомиться с верой, которую он принимает. И, наверное, неслучайно сам Иоанн Златоуст, став священником, а позднее епископом Константинополя, тоже многие годы проводил эти огласительные беседы.

Почему он Златоуст

Сейчас святителя Иоанна чаще вспоминают как автора одного из самых известных богослужений. Та служба, которая чаще всего совершается в православной церкви, носит его имя, хотя она, конечно, не написана им целиком, но основные молитвы этого богослужения восходят к его традиции.

Его даже пытались казнить, но казнь была заменена на ссылку, в которой он и закончил свою жизнь.

Дело было так: став константинопольским архиепископом, он распродал роскошное убранство архиепископского дворца (а свое состояние Иоанн еще в молодости, сразу после смерти его матери, раздал нуждающимся). Он передал вырученные средства на содержание больниц и гостиниц для паломников, требуя таких же поступков и от епископов. Он ополчился против богатства и социального расслоения, обличая и служителей церкви, и знать, и даже императорскую семью.

На императрицу Евдоксию он обрушился с критикой за жадность и неумеренную роскошь. Его судьба оказалась решена, когда на проповеди он назвал императрицу новой Иродиадой, женой библейского царя Ирода. Такого снести она уже не могла! В 404 году Константинопольский собор епископов отправляет Иоанна Златоуста в ссылку. Сперва а город Кукуз в Армении, а потом на самый край тогдашней империи – в Питиунт (нынешняя Пицунда в Абхазии). Места назначения святитель так и не достиг – он умер 14 сентября 407 года на пути туда, в местечке под названием Команы.

Читайте также: