Инвестиционный кодекс республики беларусь кратко

Обновлено: 04.07.2024

Инвестиционный кодекс Беларуси далек от кодекса чести

В конце октября Палата Представителей приняла в первом чтении проект Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, который был подготовлен Советом Министров. Принципиальных изменений в проект внесено не было, поэтому можно сказать, что он отражает взгляды, идеологию, подходы к реализации экономической политики как исполнительной, так и законодательной власти. Можно все что угодно заявлять публично, убеждать экспертов и иностранцев, что белорусские полисимейкеры ничего не имеют против рынка, что они за частную собственность, что они гарантируют сохранность каждого заинвестированного доллара. Реальность – это те документы, которые предлагаются одними и подписываются другими. Облегчит ли участь инвестора принятие Инвестиционного кодекса? Будет ли создано благоприятное стимулирующее приток капитала законодательное поле? В какой степени рука чиновника будет мешать или помогать человеку, который собирается или уже решился вложить в Беларусь свое время и ресурсы?

Инвестиционная деятельность: белорусский вариант Первая статья дает определение инвестиционной деятельности, под которой "понимаются действия юридического и (или) физического лица, и (или) государства… по обособлению имущества и вовлечению этого имущества в хозяйственный оборот… в целях получения дохода (прибыли) либо достижения иного значимого для инвестора результата". Возьмем определение инвестиций с книги "Основы инвестирования" Л. Гитмана и М. Джонка: "Инвестиции – это способ помещения капитала, который должен обеспечить сохранение или возрастание стоимости капитала и (или) принести положительную величину дохода". В белорусской экономике, работающей в режиме отрицательной ставки процента, важно было бы добавить слово "положительный". Инвестором может быть государство, фирма, физическое лицо вне зависимости от происхождения, а также международные организации. "Иностранный инвестор пользуется теми же правами и имеет обязанности наравне с национальным инвестором, если настоящим кодексом, другими законодательными актами РБ или актами Президента, либо международными договорами не предусмотрено иное". Точно по Оруэллу: "Животным спать в кроватях запрещено", – и далее, – "если они заправлены простынями". Зная количество законов и инструкций, которые выходят из-под пера чиновников и нормотворцев, а также непредсказуемый характер указов и декретов, вряд ли иностранный инвестор почувствует себя защищенным настоящим Кодексом. Куда можно инвестировать ресурсы? В уставные фонды, ценные бумаги, недвижимость, включая землю и природные ресурсы, объекты интеллектуальной собственности. Это – декларация, а дальше идет ряд пояснений, которые охлаждают энтузиазм инвестора: "Законом РБ определяются объекты, находящиеся только в собственности РБ, что не исключает инвестирования иными лицами в эти объекты с применением и получением доходов либо иных результатов от инвестирования. Право собственности на землю и другие природные ресурсы РБ предоставляется Президентом РБ или в установленном им порядке". Получается, что всей землей у нас владеет Президент? Представьте. Какая колоссальная нагрузка ложится на человека, занимающего эту должность. С другой стороны, хочу – даю, хочу – забираю. Эту отечественную норму вряд ли можно совместить с принятым в цивилизованном мире порядком предоставления гарантий инвесторам. Опять обратимся к Оруэллу: "Убивать животных нельзя," – и приписка: "…без серьезной на то причины". Есть в Кодексе фразы, которые сразу же отталкивают инвесторов по причине своей двусмысленности. Например: "Запрещается инвестировать в объекты, создание которых не отвечает требованиям санитарно-гигиенических, экологических и других норм, установленных законодательством РБ, или наносит ущерб охраняемым законом правами и интересам граждан, юридических лиц и государства". У нас интересы граждан различных социальных групп диаметрально противоположны, не говоря уже о таком пространном понятии, как интересы государства или юридических лиц. Как можно совместить, к примеру, интересы частного предпринимателя и чиновника из крупного государственного концерна, Управления делами Президента и частной компании, которая посмела работать на том же сегменте рынка, экспортера-льготника и банка-донора, которого принуждают инвестировать в "важные для государства отрасли"? По опыту приватизации и реструктуризации стран Центральной и Восточной Европы можно сказать, что большое значения для обеспечения стабильного экономического роста, создания новых рабочих мест и оздоровления публичных финансов имеет привлечение в страну стратегических инвесторов. Крупные компании инвестируют миллионы долларов, но требуют надежной защиты от рисков, прежде всего политических и законодательных. Кодекс предусматривает заключение с такими компаниями инвестиционных договоров, которые заключаются с правительством РБ. В договоре должны определяться "права и обязанности инвестора, в том числе по формированию социальной инфраструктуры. " "Порядок заключения инвестиционного договора с правительством определяется Президентом РБ". Получается, что Совмин – это вторая Администрация или скорее канцелярия. Так, побелить, покрасить, бумажки отнести… Серьезного стратегического инвестора под "чэснае" слово даже Алана Гринспена не заманишь, не говоря о человеке с весьма высоким мнением о МВФ и Всемирном банке.

Продолжение белорусского "Скотного двора" Вторая глава Кодекса посвящена государственному регулированию инвестиционной деятельности. И здесь наши регулировщики полностью себя раскрывают. Целью их деятельности является стимулирование инвестиционной деятельности отечественных и иностранных инвесторов, а также "развитие приоритетных отраслей экономики РБ, пресечение монополизации и предотвращение недобросовестной конкуренции и оттока капитала с территории РБ". Первая часть целевых установок вполне логична и разумна, в то время как вторая часть перечеркивает первую. Опять вспомним Оруэлла: "Все животные равны", – и дописка: "Но некоторые животные равнее других". Инвестору навязывают некие приоритеты. Если он их не разделяет, то деньги вкладывать ему не дадут, а если и дадут, то не на льготных условиях. Не понимаю, как можно пресекать образование монополии, блокируя приток в страну ресурсов. В Беларуси, где главным и единственным монополистом является само государство или компании, получившие от него экономические эксклюзивы, всякое положение о борьбе с монополиями звучит зловеще. Особенно в контексте восьмилетней белорусской практики, когда наказывали малый и средний частный бизнес, но не крупные государственные концерны. Авторы Кодекса игнорируют происходящие в мире процессы глобализации, когда десятки фирм образуют многомиллиардные транснациональные корпорации. Наши законодатели предлагают пользоваться отжившей и вредной концепцией монополии, не замечая, как мимо них с грохотом проносится прогресс. В число стандартных форм госрегулирования инвестиционной деятельности вошли "…подготовка государственных инвестиционных программ разгосударствления республиканской и коммунальной собственности, предоставление бюджетных ассигнований на инвестиционные цели, проведение обязательной государственной экспертизы инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением средств республиканского бюджета, иностранных кредитов, предоставляемых правительству РБ или под его гарантии". Почему экспертиза должна быть государственной? Почему ее не могут сделать независимые оценочные аудиторские компании, чье мнение ценится гораздо выше, чем мнение пристрастных и подневольных госслужащих? Продолжается порочная практика составления инвестиционных программ. Это значит, что опять чиновник будет решать, во что вкладывать деньги. Вполне реальная ситуация, когда появляется человек, желающий купить некое белорусское предприятие. А его в плане нет, значит и разговор короткий. Зарплата белорусского чиновника не зависит от объема привлеченных инвестиций и собираемых налогов. И поскольку она фиксированная, а в долларовом выражении теряющая свою ценность, то чиновник заинтересован, чтобы работы у него было как можно меньше. Так что поведение госслужащего, которое отталкивает инвестора, рационально с его колокольни, особенно если Кодекс дает ему малейшую зацепку и правовую защиту. Государственное регулирование предполагает также установление "порядка обязательного декларирования источников формирования инвестиционного имущества", предоставление "налоговых и таможенных льгот инвесторам". Кодекс не предусматривает амнистии доходов ни физическим, ни юридическим лицам. Без этой нормы можно забыть о возвращении в страну вывезенных нашими соотечественниками капиталов и, что не менее важно, о легализации доходов домашних хозяйств, челноков, частных предпринимателей, которые в рыночной экономике и составляют стабилизирующую основу общества – средний класс. Очевидно, у законодательной и исполнительной власти иное мнение об экономических и социальных стабилизаторах. И на этот раз оно не совпадает с общепринятым в Европе и мире. И какой закон обходится у нас без льгот? Из содержания Кодекса ничего нельзя узнать о размере, формах и конкретных условиях их предоставления. Все определяется потом, в тиши кабинетов, когда смолкнут восторженные отклики благодарных бизнесменов о принятии так необходимого им документа. Решается в индивидуальном порядке, исходя из ценностных установок конкретного чиновника, но никак не закона. Почему бы не указать, например, что при инвестировании более 100 тысяч Usd, при создании 100 рабочих мест компания освобождается от уплаты НДС или таможенных пошлин на ввозимую продукцию? Конкретика в законе всегда лишает чиновников козырей. Чем ее меньше, тем уязвимее инвестор, тем слабее его желание вкладывать деньги и рисковать своим имуществом и капиталом. Кодекс грешит обилием общих фраз и деклараций, которые при желании легко трансформируют данный документ в АНТИинвестиционный. Что может быть хуже экономической смерти? Иностранным инвесторам еще с начала 90-х обещали, что ухудшение положения и условий деятельности на них не распространяется. Они работают по старому законодательству. Содержит эту гарантию и Кодекс, причем на всех инвесторов сроком на целых 5 лет. Но, как и положено оруэлловской стране, есть в нем и свои "но". "Это положение не распространяется на изменения законодательства, касающиеся обеспечения обороны, национальной и экономической безопасности и общественного порядка, охраны природной среды и здоровья населения". Поскольку в Кодексе не прописано, что такое "экономическая безопасность", "общественный порядок" и тем более не указаны критические параметры здоровья населения, то можно смело предположить, что данная норма останется чистым украшением инвестиционного стола Беларуси. О каком ухудшении в нынешних условиях вообще может идти речь? С трудом можно найти хоть одного человека вне офисов компаний, работающих под крылом и на крыле Администрации и иных властных структур, которые бы положительно оценили параметры белорусского экономического климата. При такой формулировке Кодекса введение обязательной продажи валюты, новых налогов, увеличение штрафов, привлечение к финансированию полевых работ и государственных строек, "добровольные" отчисления на закупку мазута и оплату долгов по газу, налагаемые на всех инвесторов, могут вполне легально сосуществовать с нормой о "неухудшении условий хозяйствования". Сегодня как только чиновник слышит слово "иностранный" или "частный", он сразу же достает совершенно иной прейскурант на аренду помещения под офис, на услуги гостиниц, регистрирующих и выдающих лицензии госучреждений, не говоря уже о людях в погонах (гаишниках, таможенниках, пожарниках) и халатах (санэпидемстанции, больницы). Предложенный Кодекс не ликвидирует имеющие место многочисленные дискриминационные практики. А статья 13, гарантирующая "равенство прав инвесторам независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и страны регистрации" звучит как гарантия равенства перед Богом: с праха ты родился, в прах и превратишься. Под невыносимым напором государственного регулирования.

Под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

Инвестиционный Кодекс РБ – смежные статьи кодекса:

Дополнительно:

Юридические советы. Это нужно знать:

Для чего этот сайт? Здесь публикуются законы и кодексы Республики Беларусь, законодательные акты, а также юридические советы посетителям, подготовленные действующим правовым советником сайта. Каждый документ на сайте можно сохранить себе на компьютер в популярном формате .doc, чтобы распечатать, отредактировать или воспользоваться в качестве образца для составления официального документа.

На территории Республики Беларусь инвестиционная деятельность регулируется нормами национального и международного законодательства.

Также в Беларуси активно реализуется государственная политика поддержки инвестиций, которая оказывается в виде предоставления:

  • гарантий Правительства Республики Беларусь – предоставляются кредиторам в случаях привлечения иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь для реализации инвестиционных проектов;
  • централизованных инвестиционных ресурсов.

Дополнительным видом государственной поддержки инвестиционной деятельности является механизм инвестиционного договора. Данный инструмент позволяет инвестору установить дополнительные гарантии защиты своего капитала и одновременно получить льготные условия и преференции для реализации инвестиционного проекта, в том числе не установленные законодательными актами.

Инвестиционная деятельность в отношении недр, вод, лесов, земель и объектов, находящихся только в собственности государства, либо деятельность, на осуществление которой распространяется исключительное право государства, могут осуществляться на основе концессии. В отношении недр инвестиционная деятельность может осуществляться также на основании инвестиционного договора.

Концессионные соглашения заключаются на основе проведения конкурса или аукциона. Заключение концессионных договоров без проведения конкурса или аукциона допускается:

  • с инвестором, осуществившим в установленном порядке геологическое изучение недр за счет собственных средств;
  • по решению Президента Республики Беларусь.

Особые правовые режимы с дополнительным предоставлением льгот инвестору вводятся при реализации инвестиционных проектов в свободных экономических зонах, в Парке высоких технологий, Индустриальном парке, в Юго-восточном регионе Могилевской области (ЮВР), в Оршанском районе, в средних, малых городских поселениях, сельской местности, а также малому и среднему бизнесу.

Cоответствие международным стандартам условий для страхования рисков иностранных инвесторов обеспечено полноправным членством Беларуси в Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций (МАГИ), которое, являясь учреждением Группы организаций Всемирного банка, позволяет инвесторам страховать реализуемые проекты от политических и некоммерческих рисков. Между Правительством Республики Беларусь и МАГИ на данный момент заключены Соглашения о правовой защите гарантированных иностранных инвестиций и об использовании местной валюты.

Помимо этого, в целях создания благоприятных условий и защиты инвестиций, осуществляемых инвесторами одного государства на территории другого государства, Республика Беларусь подписала порядка 60 двусторонних соглашений о содействии в осуществлении (поощрении) и взаимной защите инвестиций.

В частности упомянутыми соглашениями предоставлены гарантии:

  • национального режима;
  • режима наибольшего благоприятствования;
  • экспроприации и компенсации;
  • иные гарантии.

Узнайте подробнее об условиях ведения бизнеса в Беларуси:

ey.jpg
f8888iif.jpg

Гайдбук 2021.jpg
CHSH-02.jpg

Контакты для предложений

Предложения по реализации мероприятий Плана, а также дополнения в План мероприятий по совершенствованию инвестиционного климата в Республике Беларусь на среднесрочную перспективу просим направлять на e-mail: minec@economy.gov.by.

Контактные лица:

Тараканов Юрий Алексеевич – заместитель начальника главного управления инвестиционной политики - начальник управления государственной политики по привлечению инвестиций.
Телефон: 215-30-83.

Неверович Руслан Леонидович – заместитель начальника управления государственной политики по привлечению инвестиций главного управления инвестиционной политики.
Телефон: 215-30-91.

Настоящий Кодекс определяет общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь и направлен на ее стимулирование и государственную поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь.

Общая часть

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 1. Инвестиции

Под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

Статья 2. Инвестиционная деятельность

(в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Под инвестиционной деятельностью понимаются действия инвестора по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

Статья 3. Инвестор

Под инвестором понимается лицо (юридические и физические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов), осуществляющее инвестиционную деятельность в формах, определенных статьей 5 настоящего Кодекса.

(часть 1 статьи 3 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Инвестор имеет права, несет обязанности и риски, связанные с вложением инвестиций.

Инвесторы в целях определения особенностей регулирования их деятельности рассматриваются как национальные либо иностранные инвесторы.

Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются:

иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;

иностранные юридические лица;

иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;

(абзац 5 части 4 статьи 3 введен Законом Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.

Особенности регулирования деятельности иностранных инвесторов определяются настоящим Кодексом, иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь.

Статья 4. Объекты инвестиционной деятельности

Объектами инвестиционной деятельности являются:

недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;

Законодательными актами Республики Беларусь определяются объекты, находящиеся только в собственности Республики Беларусь, что не исключает инвестиционной деятельности в отношении этих объектов.

Законодательными актами Республики Беларусь устанавливается перечень объектов, в отношении которых запрещено осуществление инвестиционной деятельности всем инвесторам, за исключением Республики Беларусь.

Статья 5. Формы инвестиционной деятельности. Источники инвестиций

(название в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах:

создание юридического лица;

приобретение имущества или имущественных прав, а именно:

доли в уставном фонде юридического лица, включая случаи увеличения уставного фонда юридического лица;

(абзац 4 части 1 статьи 5 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

прав на объекты интеллектуальной собственности;

других основных средств.

Источниками инвестиций, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь, могут являться:

собственные средства инвесторов, включая амортизационные фонды, прибыль, оставшаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в том числе средства, полученные от продажи долей в уставном фонде юридического лица;

заемные и привлеченные средства, включая кредиты банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, займы учредителей (участников) и других юридических и физических лиц, облигационные займы.

(часть 2 статьи 5 введена Законом Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

Статья 6. Правовое регулирование инвестиционной деятельности

Отношения, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь, регулируются настоящим Кодексом, иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, а также инвестиционными договорами с Республикой Беларусь.

Направление инвестиций юридических и физических лиц Республики Беларусь на территорию иностранных государств регулируется настоящим Кодексом, иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, а также законодательством государства, на территории которого осуществляется инвестиционная деятельность.

Если международным договором Республики Беларусь, вступившим в силу, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора.

Читайте также: