Интернет и культура кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мы с вами, как биологический вид, стали свидетелями и участниками уже четырёх (по крайней мере, описанных в литературе) коммуникативных революций.

В процессе долгого “мычания”, использования мимики и жестов мы всё-таки выработали устную речь, договорились о привязке звуков к смыслам — объектам реального мира. Родилась устная культура.

Потом мы долго изобретали способ и формы фиксации устной речи, появилась писменность. Естественный язык стал основным средством общения и передачи информации. Родилась письменная культура. Это два.

Буквально не так давно один из лучших представителей нашего вида изобрёл печатный станок, и не единицы, но уже огромные человеческие массы совершили переход к писменной культуре.

А совсем недавно изобрели телефон, телеграф, телевидение, компьютер, сеть Интернет, что стало началом эпохи цифровой культуры. Четыре.

Удивительно, но факт, что последние две революции произошли благодаря совершенствованию технологии передачи сигнала от отправителя получателю.

Если коротко, то первые социальные сети, в привычном для нас понимании, появились в самом конце 90-х годов в Северной Америке. Это англоязычный ЖЖ и Classmates, который, кстати, ещё жив и посещаем. Аналогом последнего сервиса начавшейся эпохи web 2.0, перетёкшей в web 3.0, в рунете стала социальная сеть Одноклассники.

Сами термины web 2.0 и web 3.0 появились несколько позже, обозначая тенденцию развития Интернета — появление сообществ и большого числа сервисов, предлагающих объединяться в сообщества, группы по интересам, географическим принципам, общей биографии и так далее; создавать контент, а не быть пассивным его потребителем, создавать качественный контент. Настала эра user generated content.

Только за первые шесть нулевых лет появились такие сегодняшние гиганты как Facebook, LinkedIn, My Space, а также кириллический ЖЖ, Одноклассники и ВКонтакте в русском сегменте сети.

Но это только количественная сторона вопроса. Если смотреть на этот феномен с позиции качественных изменений, то можно сказать, что произошли очень серьезные сдвиги в общественном сознании, структуре массовых коммуникаций, особенностях межличностных и групповых коммуникации, психологии Интернет-человека. Обозначу коротко и лишь некоторые аспекты, обсуждение же их – тема для целой серии статей.

• Поменялось сознание, а именно восприятие человека.

Еще Макклюэн в прошлом веке заметил, что если печатные средства создают линейный принцип кодификации и восприятия мира, то электронные медиа обусловливают мозаичный принцип восприятия мира.

• Вертикальная система коммуникаций уходит в прошлое, уступая место горизонтальным связям

• Появился специальный язык сетевого общения.

• Человек стал контентом

Теперь каждый с легкостью спецагента из голивудского фильма может обзавестись новой личностью. Создайте хоть 100 акаунтов с разными фотографиями, именами, данными и делайте, что хотите. Хорошо, когда это отражает многогранность интересов пользователя и его внутреннего мира. Или в терапевтических целях: вы взяли имя любимого с детства героя кино или романа. А если нет? Это очень показательно для дейтинг-сервисов. Процветает фейковая индустрия и в фейсбуке.

Полагаю, приведенных количественных и качественных показателей для обозначения перехода от web 1.0 к 2.0 и 3.0 «Пятой коммуникативной революцией” достаточно. Хотя вопрос, конечно, открыт для осмысления, наблюдения Интернет-практиками, социологами, психологами, лингвистами, философами.

Но дальше ещё интереснее.

Искуственный интеллект уже стал частью нашей жизни, пока не в планетарном масштабе, но всё к этому идет по аналогии с развитием социальных сетей. И разработки на базе ИИ для Интернет-среды создают совершенно новые виды и типы коммуникаций.

Сейчас помимо так назваемых “cutting edge technology” (big data, блокчейна, нейронных сетей, крипты, предикативной аналитики) активно развивается прикладное направление кибернетики – искуственный интеллект и машинное обучение, применяемое именно в Интернет-среде, в онлайн-сервисах.

Хотя часто между терминами ИИ и машинное обучение ставят знак равенства, но это не синонимы. Разработки ИИ могут обладать способностью к самообучению на основе обработки большого массива данных (машинное обучение), но могут быть созданы по четко заданным алгоритмам для выполнения узкой задачи и не иметь такой способности.

Яркий пример такого рода разработок — Watson от компании IBM. И текст, и речь, и голос и картинки распознает, и чатится, и учится, и обучает, только что утром кофе не варит.

Также для сети Фейсбук создан специальный сервис, помогающий издательствам (а вскоре и компаниям) размещать свой контент с невиданной до нынешнего момента эффективностью. Разработка ИИ, обладающая способностью к самообучению, создает уникальный для конкретного издания портрет целевой аудитории и адаптируется к алгоритму Facebook в режиме реального времени. Ждём версии для компаний!

Совсем недавно в России появилась первая умная социальная сеть для бизнеса, использующая разработки ИИ. Сочетает в себе все возможности профессиональной социальной сети и инструмента для проектной работы. Очень своевременно, я бы сказала, блокировка LinkedIn в России не закрыла, но усложнила пользователям путь к международному профессиональному коммьюнити.

В список проектов, прошедших акселератор ФРИИ в 2018, вошёл Elpis.Global. На основе алгоритмов машинного обучения и обезличенной базы данных медицинских анализов от лабораторий-партнеров помогает врачам быстрее и точнее ставить диагноз.

Шестая коммуникативная революция?

Да уже бог бы с ними, с названиями. Что дальше то? Человек-автор умер? Умрёт? Когда? Кто теперь общается с вами в skype/telegrame/viber? Как поменяется и уже меняется наше восприятие, чувства? Не станет ли AI-жена альтернативой полноценных отношений? К чему это приведёт? Существует ли, нужна ли специальная этика в отношении artificial intelligence? Этично ли послать чат-бота на ***? Будем ли одушевлять машину-собеседника, как одушевляем плюшевые игрушки в детском возрасте? А наши дети через 10-15 лет будут? Не будут ли наши внуки воспринимать нас “простейшими версиями чат-ботов”?

Спасибо за время и внимание.
Это интересно. Будем думать.

Лана Минина
консультант по digital-коммуникациям
исследователь виртуальной реальности и массовых коммуникаций

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Проект "Интернет как культура"


В процессе исследовательской работы по информатике "Интернет как культура" ученицей 9 класса была поставлена и реализована цель, изучить влияние интернета на современную культуру, определить плюсы и минусы новой сферы для межличностного общения и коммуникации людей.

Подробнее о проекте:


В процессе написания исследовательской работы по информатике "Интернет как культура учащаяся 9 класса выясняет, что такое "интернет культура", когда произошло ее зарождение, чем характеризуется интернет культура на ранних этапах своего развития, а также какие тенденции и направления развития имеет современная интернет культура.

В учебном проекте по информатике "Интернет как культура" автор представил справочный материал о социальных сетях и их роли в межличностном общении современных людей. В работе рассматриваются понятия "субкультура" и "тренд" в контексте интернет культуры, а также исследуется вопрос мирового изменения общества и конфликта поколений.

Оглавление

Введение
1. Интернет культура.
1.1. Зарождение интернет культуры.
1.2. Ранняя интернет культура.
1.3. Современная интернет культура.
1.4. Социальные сети.
2. Субкультуры.
3. Тренды.
3.1. Мировое изменение общества.
3.2. Конфликты поколений.
4. Исследовательская работа: «Погружённость и занятость возрастных групп в сети Интернет. Заключение
Список используемых материалов

Введение


Греческий философ и математик Архимед сказал: "Дайте мне точку опоры, и я переверну мир". Сегодня мы с уверенностью можем сказать: Интернет - это та точка опоры, которая позволит перевернуть мир культуры современного общества.

Интернет в наше время занял сильные позиции, как доступный источник для поиска информации; популяризации культур, моды; развития различных движений. Всё это даёт новые горизонты для потребления нового контента как для учебной или рабочей деятельности, так и для общего досуга.

Однако в мире так же появляется новый соц. - культурный конфликт между теми, кто имеет доступ к глобальной сети, и теми, кто доступа не имеет. Преимущества первых явно выражены в том, что они могут получать информацию в постоянном времени, тем самым упрощая себе жизнь. В то же время количество людей без Интернета значительно увеличивается из года в год. Так на момент начала 2020 года более 4,5 миллиарда людей пользуется Интернетом, а аудитория социальных сетей составляет 3,8 миллиарда людей. Почти 60% всего населения планеты уже в сети.

Социальные тренды, мода – за всем в наше время просто не угнаться. Современное общество идёт куда быстрее, чем прошлые поколения, меняя тренды несколько раз за год, что ранее могло занимать и до нескольких десятков лет. Этим можно сказать, что современная молодёжь уже на биологическом уровне более прокачена, чем их родители.

Таким образом, цель реферата – изучение влияния интернета на современную культуру.

Для реализации данной цели мы поставили следующие задачи:

  1. Изучить литературу по данной тематике.
  2. Рассмотреть влияние интернета на современную культуру.

Зарождение интернет культуры

Интернет культура появилась в нашей среде относительно недавно, по сравнению с другими источниками развития культур. Однако с появлением сети многое изменилось в ускоренном темпе.

Изначально Интернет предназначался для государственной сферы жизни, однако создавшийся дикий ажиотаж о коммерческом использовании сети вывел исследователей на создание глобальной паутины. В последствие чего она разлетелась по всему свету с разной скоростью. Так начинала разрождаться ранняя интернет культура.

Ранняя интернет культура

Ранняя интернет культура была сложена из киберкультуры. Когда в моду входили разные носители информации, на которые можно было записывать всё: начиная от документов для работы служб, заканчивая играми и прочим развлечением того времени. Впоследствии киберкультура стала частью и современного общества, основывая уже на науке кибернетики.

Всё больше и больше пользователей погружаются в глобальную сеть, используя её в различных целях. Статистика на момент 2005 года говорит о том, что на 100 домохозяйств уже приходиться 30 ПК. А общее число пользователей Интернета всего 9,6 миллиона человек, или же 27%. Тогда стало идти активное становление мировых субкультур, культур и восприятия интернета, как новую частичку жизни общества.

Современная Интернет культура

Социальные сети


По сравнению с глобальной сетью Интернет, социальные сети представляют собой социальную структуру, которая состоит из узлов, соединенных между собой одним или несколькими вариантами с помощью социальных связей.

Первыми социальные сети были для общения пользователей, по типу ICQ, Evite. Традиционно, они не считают как настоящие социальные сети, а скорее являются их основным фундаментом для построения более крепких и мощных проектов. Сейчас подобные приложения пользуются не менее малым спросом, являясь доступным коммуникативным приложение для общения пользователей в онлайн-услугах.

Поговорим о плюсах и минусах социальных сетей. На первый взгляд это невероятное изобретение, позволяющее огромному количеству людей обмениваться контентом, а так же реализовываться, как личность медиа или бизнес проект. Они, социальные сети, бывают не только для общего пользования, но и для узкого круга лиц. Такие платформы не пользуются большой аудиторией, но имеют куда больше информации, чем общедоступные источники. Однако, в тоже время, социальные сети это очередная структура по клепанию контента для бизнеса. А некоторые личности порой просто портят собой некогда прекрасные сети, тоже касаемо и разработчиков в попытках угнаться за трендами и прибылью.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная сеть – это средство коммуникации, которое предоставляет несколько неоспоримых преимуществ для популяризации компании и продукции или услуг по сравнению с другими каналами медиа-сферы.

Субкультуры

По сравнению с другими, что существовали без интернета, не были так распространены и известных в некоторых кругах, как сейчас. О них были явные стереотипы, в силу не знания о культурах в целом и из-за недоступной информации на тот период. Однако сейчас субкультуры вышли на новый уровень. Молодые люди одеваются, следуют, буквально живут своими культурами, показывая такое, в том числе в Интернете, где и набирают себе аудиторию для показа и поглощения своего контента.

Тренды

Разберём кратко о том, что такое тренды в современном мире и как они взаимодействуют с субкультурами. Тренд – основная тенденция изменения чего либо. Так, каждый сезон модные дизайнеры представляют новые образы, кои сейчас будут более актуальны, чем в прошлом. Тоже твориться и с современными молодёжными движениями. Они, подобно огоньку, загораются и становятся популярными, пока не остывают в глаза общества и перестают привлекать кого-либо, кроме последователей уже вступивших в ряды той или иной субкультуры. Потому их в наше время так много, и они, культуры, так часто сменяют друг друга.

Интернет-культура(англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете.

Интернет-культура - как глобальный феномен возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации. В понятие интернет-культуры могут входить самые разные аспекты. Интернет дал людям богатый инструментарий и возможность каждому выразить себя индивидуально в глобальном информационном пространстве.

Интернет как новая форма культуры.

В частности, существует свое социальное разделение среди пользователей, общее число которых стремительно возрастает. Есть пользователи, которые только входят в Интернет для электронной почты, а есть такие, кто имеет неограниченный и привилегированный доступ. Есть пользователи-новички, а есть пользователи-фанаты, заболевшие этой системой, приобретшие Интернет-зависимость. В Интернет все как в обществе, но только с поправкой на виртуальность этого социального пространства. Есть своя преступность (хакеры и пр.) и есть своя внутренняя полиция, озабоченная системой безопасности. Разрабатывается специальное законодательство для работы в Мировой Сети, нарушение которого карается так же строго, как и нарушение обычных законов.
Так существует ли душа у Интернет? Смотря что считать Интернетом. Если это инженерный подход, то есть понимание данной системы только как электронно-технического устройства, то ни о какой душе не может быть и речи. Но дело-то в том, что Интернет – это не только и не столько машина, а новая информационно-коммуникационная система, субъектом которой является человек. Тогда душа в Интернет уже есть. Точно так, как она есть в обычном общении людей, не опосредованном Сетью. Другой вопрос, какая это душа? Решать Вам.

Культура для Интернет и Интернет для культуры.

Весь спектр влияний глобальной Сети на культуру сводится всего лишь к двум факторам.

Первый из этих факторов - конец монополии печатного станка. С распространением Интернета теряется необходимость в этом посреднике между производителями и потребителями текстов и идей. Деятельность по распространению текстов, а значит, и по производству текстов, которое так или иначе ориентируется на читателя, на потребителя, больше не связана с книгоиздательским бизнесом.

Второй фактор – отсутствие расстояния. Интернет погружает нас в состояние конгресса, конференции, когда люди, разбросанные по разным концам Земли, имеют возможность собраться как бы в одном зале. Все происходит здесь и теперь - а значит, исчезает не только пространство, но и время. Если типичный срок публикации в толстых журналах - это месяцы, то в Интернет идеи и тексты поступают прямо в момент их рождения. Соответственно, дискуссия, которая в печати растягивается на многие месяцы и годы, в Интернете может уложиться в считанные дни. Эта специфика глобальной Сети в принципе способна во много раз увеличить интенсивность интеллектуальной жизни.

К этим двум факторам и сводится все то принципиально новое, что привносит с собой Интернет в литературу. Все остальное является либо их следствием, либо дальнейшим развитием того, что в зародыше присутствовало еще до рождения Интернета (гипертекст, разнообразные литературные игры и проекты, и т.д.). С этой точки зрения, Интернет для литературы - это всего лишь новая среда обитания.

Перед лицом новых технических возможностей трансформации подвергается вся литература целиком, а не какая-то отдельная ее часть. Интернет как среда - это более естественное местообитание текста, чем печатная книга, намертво связана с системой книгоиздания. Освобождая литературу от назойливого стука печатного станка, Сеть во многом возвращает ее к древней практике распространения манускриптов, процветавшей до эры модерна, - то есть, она не столько привносит в литературу что-то новое, сколько возрождает хорошо забытое старое. Гуманитарии, и вообще "люди Текста", по привычке недоверчивые к технике, должны понять, что в данном случае техника приходит не на пустое место, а для того, чтобы сохранить в дальнейшем все предыдущее.

Если суммировать все, что сегодня говорится и пишется по этому поводу, от власти расстояния и власти печатного станка, которую несет Интернет, имеет шесть главных аспектов.

(1) Интернет - весьма удобная с технической точки зрения среда, идеальная для публикации, распространения, обсуждения, коллективного создания текстов, - среда, куда рано или поздно переместится центр литературной жизни.

(2) С появлением Интернета существенно меняется судьба текста в обществе. Тот факт, что для публикации и сколь угодно широкого распространения текста не нужно посредничество печатного станка.

(3) В Сети совсем по-иному смотрится фигура автора и привычные отношения между автором и читателем. Кроме того, в Сети уменьшается, а иногда и вообще исчезает охранявшаяся книгопечатанием статусная дистанция между автором и читателем, что неминуемо сказывается на них обоих.

(4) Интернет дает комфортные условия для расцвета ранее запретных жанров и типов литературного творчества.

(5) Отменяя власть печатного станка, в том числе и в ее позитивных, конструктивных аспектах, Интернет выступает как источник опасности, как носитель потенциально деструктивного начала, воплощением которого является интернетовский гипертекст.

(6) Интернет знаменует собой именно завершение старого в литературе, а не просто воплощение его проектов в удобной для этого технической среде.

Самое главное, что в отличие от печатной литературы, где мы имеем дело с отдельно взятой, а потому беззащитной перед лицом комментатора книгой, в Интернете автор может быть представлен сразу всем корпусом своих трудов, и именно в той "упаковке", которую сам считает нужной, - с присовокуплением необходимых комментариев, введением и предисловием, и даже с возможностью оперативно отвечать на все вопросы читателей. В Интернете все творчество автора превращается в одну большую книгу, - то, что когда-то было всего лишь метафорой, постепенно обретает материализацию. В этом есть свои плюсы, и одновременно - минусы, потому что отдельно взятый текст теряет свою прежнюю исключительность единственного посредника между автором и читателем, и это не может пойти ему на пользу.

В обычной реальности существует два способа пространственно упорядочить творчество писателя: библиотека и дом-музей. В библиотеках автор предстает как сумма вырванных из контекста произведений, в произвольном алфавитном порядке перемешанных с произведениями других авторов. Творчество автора, освоившего много жанров и тем, может оказаться разорванным между разными залами и хранилищами библиотеки, разными разделами каталога.

Дом-музей, который позволяет собрать все творчество автора воедино и встроить в контекст его жизни, остается почти непозволительной роскошью, которой удостаиваются только самые великие, и то уже после смерти. В Интернете, напротив, "дом-музей" - то есть сайт, на котором автор представлен во всех своих ипостасях, - вещь вполне обыденная и распространенная. Здесь обретает реальность библиотека иного типа, которая организована не просто как коллекция текстов, рассортированных в зависимости от жанра, а как многоквартирный дом-музей, или поселок, состоящий из таких домов-музеев. Автор, как способ организации и дистрибуции текстов, выходит здесь на более видное место.

Впрочем, бытие автора в Интернете имеет и свои проблемы. В Интернете само понятие авторских прав и обязанностей во многих случаях становится размытым и неопределенным. Соответственно, "авторская функция" в электронной литературе сводится исключительно к своей культурной компонентной целой.

Сейчас в обществе возник ярко выраженный социокультурный разрыв между теми, кто имеет доступ в Интернет, и теми, кто к нему доступа не имеет. У первых появляются новые возможности, свободный и оперативный доступ к информации, от погоды до поиска работы, что, безусловно, дает им большие преимущества - для них начинается другая жизнь. Если Интернет станет доступен каждому, это станет колоссальным преимуществом не только для системы образования, но и для культуры общества в целом.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

Культура и интренет.doc

Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана

Кафедра философии и политологии

Реферат на тему: Место и роль интернета в культуре человека.

Выполнила: Мевшина Надежда

Проверила: Вишневская С.Н.

Интернет и Культура

С появлением интернета начался глобальный переворот культуры в целом, поэтому я хочу раскрыть эту тему поподробнее.

Сейчас в обществе возник ярко выраженный социокультурный разрыв между теми, кто имеет доступ в Интернет, и теми, кто к нему доступа не имеет. У первых появляются новые возможности, свободный и оперативный доступ к информации, от погоды до поиска работы, что, безусловно, дает им большие преимущества - для них начинается другая жизнь. Если Интернет станет доступен каждому, это станет колоссальным преимуществом не только для системы образования, но и для культуры общества в целом.

Чтобы понять масштабность воздействия Интернет на культуру и образование, необходимо осмыслить его не только как "одно из" явлений, но и как глобальное событие.

Понятие термина Интернет

Интернет - это общедоступная глобальная компьютерная сеть, которая делится на множество подсетей связывающих между собой компьютеры, и, имеющая набор стандартных правил - протоколы, с помощью которых пользователь может передавать и получать различную информацию.

Интернет открыл для человечества новые и безграничные возможности для общения. Именно интернет стирает все границы, обеспечивая распространение любой информации для практически неограниченного круга людей.

Он дает людям возможность в любой точке планеты без усилия включиться в обсуждение своих или чужих проблем. Двигатель Интернета- население планеты Земля. Главное назначение интернета- свободное распространение любой информации и установление связи между всеми людьми. Интернет- одно из наиболее значительных достижений технологического процесса.

Молодежь и интернет.

Не секрет, что общение в виртуальном пространстве имеет свои особенности, скрывающие как положительные, так и отрицательные стороны. К плюсам бесконтактного общения, безусловно, относятся возможность пренебречь дальностью расстояния, разделяющего пользователей, что позволяет общаться с любым человеком из любого уголка планеты, конфиденциальность, способствующую реализации глубинных психологических потребностей человека, позволяющую ему проявить стороны характера, не востребованные в реальной жизни, возможность при помощи личного общения проникать в культуру других народов и рас, и многое другое. Общение в Интернет бесценно для людей с ограниченными возможностями, позволяя им получать полноценное образование, работу и на равных контактировать с другими людьми. Современный бизнес также широко использует возможности всемирной сети.

Интернет как событие культуры.

Обычно в разговорах под рубрикой "Интернет и культура" речь идет о том, что Интернет - это новый и весьма эффективный способ представления культуры в средствах массовой коммуникации. Но здесь есть и нечто большее. Интернет - это не просто один из найденных человечеством способов хранения и трансляции культурного опыта, это такой способ организации культурного содержания, который вносит существенное изменение в архитектонику самой культуры. По масштабу своего воздействия на мировую культуру феномен Интернет сопоставим с изобретением письменности и книгопечатания. Если традиционная книжная культура существует на основе текста, то с появлением Интернет формой организации культурного пространства становится гипертекст. На смену линейной последовательности книжного текста приходит бесконечно ветвящаяся, многократно пересекающаяся, прерывающаяся и вновь сплетающаяся в сеть последовательность виртуального текста.

Интернет способствует развитию культуры в двух направлениях. Первое связано с размыванием национальных границ культуры, преодолением языковых барьеров, разрушением перегородок между такими формами культуры, как наука, искусство, образование, досуг и т.д. Второе связано с тем, что в этой культуре для каждого человека возникает возможность не только пассивно воспринимать содержание культуры, но и влиять на мир культуры. С приходом Интернет подрываются основы монологического начала в культуре, что означает закат культур "закрытых", несущих в себе потенциал всевозможных конфликтов на межэтнической, конфессиональной, национальной или партийной почве. Таким образом, Интернет возвещает о рождении культуры глобального диалога (культуры как диалога культур), "открытой" культуры, в которой каждый из участников имеет свой голос, ведет свою партию, может присоединить свой голос к голосу других или влиять на общее звучание. Феномен Интернет открывает новый горизонт культуры - ориентацию на глобальное творчество и индивидуальный вклад каждого.

Интернет и образование.

Одна из важнейших сфер воздействия Интернет на культуру - образование. Нет культуры без образования. Система образования может быть определена как квинтэссенция любой культуры. В ней определенным образом "упаковано" ее важнейшее содержание. Например, система образования культуры нового времени "упаковывает" содержание культуры, разделяя его по отраслям знаний (предметный урок, факультет, учебные дисциплины и т.п.) и по уровням сложности, по логике развития сложности (класс, уровень образования, научные степени и т.п.) Книжная форма хранения и распространения информации адекватна и отраслевой культуре Нового времени, и "классно-урочной" архитектуре образования.

Современная система образования, которая начинает интегрировать в себя новые образовательные технологии, основанные на использовании возможностей компьютера, качественно меняет "упаковку" культурного содержания. Интернет не терпит книжной организации текста, где фрагменты текста следуют один за другим, подобно вагонам, сцепленным в единый состав, в соответствии с единственной волей их автора. Интегрированный во всемирную паутину, текст обрастает гипертекстовыми полями, в нем возникают новые созданные "кем-то" произвольные связи, он в значительной мере утрачивает своего автора и выстроенную им смысловую законченность. Текст превращается в черновик.

Внедрение компьютера с его гипертекстовым пространством в систему образования разрушает старую тоталитарную в своей основе архитектонику педагогического пространства, где преподаватель-предметник являлся по существу единственным персонажем педагогического действия, и функция которого заключалась, главным образом, в озвучивании учебника (законченного текста). Возможности сетевого образования подрывают монополию педагога на знание и вынуждают уступить часть педагогического пространства компьютеру, делая его более персональным. Дело преподавателя-предметника в новой модели образования - подготовка гипертекстовых учебных материалов и организация работы с ними в форме живого диалога.

Читайте также: