Теория аффектов фрейда кратко

Обновлено: 02.07.2024

Особое место в психологии занимают труды Фрейда, который является основоположником психодинамической традиции. Он открыл новую область научного познания – теорию мотивацию.

В основе классической психоаналитической теории мотивации лежит фрейдовская теория инстинктивных влечений.
В отношении этой теории взгляды Фрейда постоянно трансформировались и развивались. Обобщающее изложение теории психоанализа, сделанное Рапапортом, послужило основным источником теории.

Рапапорт рекомендует не преувеличивать роль инстинктивных влечений в мотивации. Опираясь только на инстинктивные влечения, сложно объяснить эгодетерминированные поведенческие феномены. Например, феномен психологической защиты, феномен когнитивного синтеза и дифференциации.

Влечения не приблизят к пониманию той роли, которую играет в поведении человека внешняя стимуляция.

Рапапорт определяет инстинктивное влечение, или инстинктивный мотив, как побудительную внутреннюю, или интрапсихическую силу, которой свойственны:
– безусловность;
– цикличность;
– избирательность;
– заменяемость.

Эти характеристики определяют побуждающую природу влечений, или мотивов. С другой стороны, познавательное, или исследовательское, поведение в рассматривается как функция внешнего раздражителя. Детерминанты такого поведения не обнаруживают цикличности, избирательности или заменяемости.

По мнению Рапапорта, свойства инстинктивных влечений представляют собой в большей степени количественные, чем качественные характеристики. Это означает, что влечения различаются степенью выраженности каждого из этих свойств.

Инстинктивные влечения также можно оценить с помощью других характеристик:
– интенсивность (pressure) – сила влечения и потребности в выполнении тех действий, в которых влечение репрезентируется;
– цель влечения – действие, к которому подталкивает влечение и которое приводит к удовлетворению;
– объект влечения – то, в чем или посредством чего влечение может достигнуть свой цели или удовлетворения
– источник – физиологический процесс в той или иной части тела, воспринимаемый как возбуждение.

Сложно определить аффект в рамках классической психоаналитической теории. Сложность обусловлена тем, что Фрейд и его последователи широко трактовали данный термин. По мере развития теории они приписывали аффекту разнообразные значения.

Рапапорт выводит заключение, что лишь одна из теорий, объясняющих механизмы возникновения эмоций, не противоречит эмпирическим данным.
Суть состоит в следующем. Воспринятый извне перцептивный образ служит инициатором бессознательного процесса, в ходе которого происходит мобилизация неосознаваемой индивидом инстинктивной энергии.
Если эта энергия не может найти себе легального приложения она выплескивается вовне через другие каналы в виде непроизвольной активности. Это происходит в том случае, когда инстинктивные требования конфликтны.

Реализация аффекта и ее чувственный компонент рассматриваются только в контексте выражения эмоции.
Коммуникативная ценность этих аспектов аффекта была распознана психоанализом лишь после работ Шехтеля.

Теория Фрейда и психоанализ в целом рассматривали негативные аффекты, возникающие в результате конфликтных влечений. Как реакция срабатывает защитный механизм – репрессия.

Аффект по природе своей является феноменом сознания и не может быть объектом репрессии. В сознание не допускается только идеационный компонент инстинктивного влечения.
Когда срабатывают репрессивные механизмы, происходит сепарация его идеационных и аффективных компонентов.
В результате накладывается запрет на предсознательный катексис его инстинктивных репрезентаций и на употребление ассоциированных с ними вербальных образов.

С помощью механизма репрессии предотвращается конфликт на одном из уровней. Например, между интересом, порожденным либидо, и санкцией суперэго.
Одновременно на другом уровне снижается риск формирования невротической или психосоматической симптоматики.

Если репрессивные механизмы дают сбой возникает конфликт между бессознательным и предсознательным. В результате качественно иной, уже символизированный аффект предстает в сознании.

Этот аффект негативен, потому что порожден конфликтно окрашенным представлением. Он порабощает эго и может стать причиной психического расстройства

Фрейдовское понятие мотива как идеационно-аффективной репрезентации в сознании аналогично понятиям идеоаффективной организации и аффективно-когнитивной структуры.

Фрейд первым заговорил о желании или о «страстном желании воплощения, как о мотивирующей силе сновидения.
На бессознательном уровне желание представляет собой инстинктивное побуждение, а на предсознательном проявляет себя в виде сновидений и фантазий.

Фрейд здесь не считает нужным различать репрезентации представлений и влечений; он отказывается понимать репрезентации влечений как совокуп­ность репрезентаций представлений и аффекта, или репрезентаций аффекта. Грин предполагает, что это упущение проистекает из существующего, по мне­нию Фрейда, противоречия между аффектом и репрезентацией: фактически, представление можно репрезентировать как образ восприятия; в нем словно есть что-то статическое, перманентное, в то время как аффект является дина­мическим, изменяющимся. Речь идет о встречающемся у Фрейда различении между представлением как следом памяти и аффектом как процессом разряд­ки. Все же представления, язык, как и психические операции в целом, связаны с мобилизацией энергии, пусть даже и со сравнительно малым ее количеством, и поэтому их следует понимать как процессы разрядки. Различение представ­лений и аффектов перестает быть столь жестким, как прежде (см. Green, 1979, с. 691).




Фрейд описывает три варианта существования количественного фактора (кванта аффекта) репрезентации влечений:

Таким образом, именно страх приобретает возрастающее значение в рас­смотрении Фрейдом аффекта. Далее он пишет:

При попытках Фрейда заново определить психический аппарат вне рамок топографической теории, что в 1923 году привело к формулированию струк­турной теории, снова встал вопрос о бессознательных аффектах, в особеннос­ти, бессознательном чувстве вины. В этой связи Фрейд сравнивал внутренние восприятия, к области которых относятся аффекты, с внешними.

Становится понятнее, что эти различия между внутренним и внешним вос­приятием рассматриваются теперь как менее явные, чем прежде; подчеркива­ется прежде всего выразительная интенсивность содержания внутренних вос­приятии, особенно имеющих телесную основу. С этого момента Фрейд начи-

нает рассматривать различия между возбуждениями влечений и аффектами как менее выраженные. Это уже не представления, которые характеризуют влече­ние. Сложным остается, однако, вопрос о бессознательном аффекте. По этому поводу говорится:

Как заключает Грин, в соответствии с этим можно говорить о нескольких модусах существования в бессознательном и в особенности о бессознательной модальности аффекта. Относительно различий между представлениями и аф­фектом Грин говорит следующее:

Введение структурной теории позволило Фрейду пересмотреть теорию страха. Речь в ней шла о том, чтобы лучше понимать и отличать друг от друга различные клинические формы проявления страха, равно как и их генез: огра­ниченные формы страха при неврозах переноса; менее очерченные, сильные, повторяющиеся проявления страха при травматическом страхе; формы страха с соматическим компонентом, которые наблюдаются при актуальных неврозах и неврозах страха; и, наконец, кажущийся исчезнувшим страх в случае нейтрализации. Что касается генеза, то соответственно клиническому опыту различа­ют страх, возникающий из-за угрозы потери объекта, из-за потери любви, из-за угрозы кастрации, а также страх Суперэго.

Существенным шагом в построении теории было на тот момент выделе­ние сигнального страха и травматического страха, а также акцент на роли, ко­торую играет Эго при срабатывании страха. Если сигнальному страху придает­ся функция значения, то травматический страх, который прорывается через порог раздражения, приобретает энергетическую функцию.

Соотнося свои размышления с клиническими наблюдениями и знаниями, Фрейд в последней теории инстинктов и структурной теории уделял все боль­шее внимание тенденции отказываться от первоначального равновесия между представлением и аффектом в пользу последнего и за счет первого. В связи с этим сильнее подчеркивалось значение страха и различия между его аспекта­ми, но прежде всего инстинкт рассматривался все более и более независимо от его содержания (Green, 1979, с. 726-727).

Страх при травме или травматический страх (ПСС XIV, 1926, с, 199) не имеет описанного выше сигнального характера; здесь в большей мере речь идет о страхе, который точно так же был мобилизован из-за внутренних опасностей. Он так усиливается в своей интенсивности переживания неудовольствия, что пробивает себе дорогу в область сознательных переживаний, прорывая защиту от раздражителей и вытеснение. Из-за того, что он не обладает сигнальной функцией, он не может - бессознательно - исключить угрожающую внутрен­нюю опасность с помощью запуска соответствующих механизмов защиты. Травматический страх воцаряется в большей степени в бессознательных пере­живаниях субъекта, при этом он не может быть использован для ориентировки и регулирования поведения. Он лишь способствует переживанию того, что не­что плохое, катастрофичное, сильно угрожающее актуально существует, при этом не позволяя выявлять представления или цепочки представлений, кото­рые могут сделать это нечто доступным для идентификации и понимания. Так­же как и в случае невроза, речь здесь идет о ре-травматизации, о ре-мобилиза­ции внутренней ситуации опасности, которая в тоже время формирует защиту, хотя и менее организованную, примитивную и недостаточную. Опасность мо­жет состоять, например, в ре-мобилизации сильно угрожающих репрезента­ций объектов или частных объектов. Она может возникать из конфронтации с примитивными, не интегрированными, не регулируемыми импульсами влече­ний. Страх, прорывающийся в сознательные переживания, лишь в очень не­значительной степени обладает защитной функцией, так как он только уведом­ляет личность, что внутренняя ситуация является угрожающей, без дальней­шего ее уточнения (см. Heigl-Evers und Heigl, 1982a; Heigl-Evers und Rosin, 1988).

Фрейд здесь не считает нужным различать репрезентации представлений и влечений; он отказывается понимать репрезентации влечений как совокуп­ность репрезентаций представлений и аффекта, или репрезентаций аффекта. Грин предполагает, что это упущение проистекает из существующего, по мне­нию Фрейда, противоречия между аффектом и репрезентацией: фактически, представление можно репрезентировать как образ восприятия; в нем словно есть что-то статическое, перманентное, в то время как аффект является дина­мическим, изменяющимся. Речь идет о встречающемся у Фрейда различении между представлением как следом памяти и аффектом как процессом разряд­ки. Все же представления, язык, как и психические операции в целом, связаны с мобилизацией энергии, пусть даже и со сравнительно малым ее количеством, и поэтому их следует понимать как процессы разрядки. Различение представ­лений и аффектов перестает быть столь жестким, как прежде (см. Green, 1979, с. 691).

Фрейд описывает три варианта существования количественного фактора (кванта аффекта) репрезентации влечений:

Таким образом, именно страх приобретает возрастающее значение в рас­смотрении Фрейдом аффекта. Далее он пишет:

При попытках Фрейда заново определить психический аппарат вне рамок топографической теории, что в 1923 году привело к формулированию струк­турной теории, снова встал вопрос о бессознательных аффектах, в особеннос­ти, бессознательном чувстве вины. В этой связи Фрейд сравнивал внутренние восприятия, к области которых относятся аффекты, с внешними.

Становится понятнее, что эти различия между внутренним и внешним вос­приятием рассматриваются теперь как менее явные, чем прежде; подчеркива­ется прежде всего выразительная интенсивность содержания внутренних вос­приятии, особенно имеющих телесную основу. С этого момента Фрейд начи-

нает рассматривать различия между возбуждениями влечений и аффектами как менее выраженные. Это уже не представления, которые характеризуют влече­ние. Сложным остается, однако, вопрос о бессознательном аффекте. По этому поводу говорится:

Как заключает Грин, в соответствии с этим можно говорить о нескольких модусах существования в бессознательном и в особенности о бессознательной модальности аффекта. Относительно различий между представлениями и аф­фектом Грин говорит следующее:

Введение структурной теории позволило Фрейду пересмотреть теорию страха. Речь в ней шла о том, чтобы лучше понимать и отличать друг от друга различные клинические формы проявления страха, равно как и их генез: огра­ниченные формы страха при неврозах переноса; менее очерченные, сильные, повторяющиеся проявления страха при травматическом страхе; формы страха с соматическим компонентом, которые наблюдаются при актуальных неврозах и неврозах страха; и, наконец, кажущийся исчезнувшим страх в случае нейтрализации. Что касается генеза, то соответственно клиническому опыту различа­ют страх, возникающий из-за угрозы потери объекта, из-за потери любви, из-за угрозы кастрации, а также страх Суперэго.

Существенным шагом в построении теории было на тот момент выделе­ние сигнального страха и травматического страха, а также акцент на роли, ко­торую играет Эго при срабатывании страха. Если сигнальному страху придает­ся функция значения, то травматический страх, который прорывается через порог раздражения, приобретает энергетическую функцию.

Соотнося свои размышления с клиническими наблюдениями и знаниями, Фрейд в последней теории инстинктов и структурной теории уделял все боль­шее внимание тенденции отказываться от первоначального равновесия между представлением и аффектом в пользу последнего и за счет первого. В связи с этим сильнее подчеркивалось значение страха и различия между его аспекта­ми, но прежде всего инстинкт рассматривался все более и более независимо от его содержания (Green, 1979, с. 726-727).

Страх при травме или травматический страх (ПСС XIV, 1926, с, 199) не имеет описанного выше сигнального характера; здесь в большей мере речь идет о страхе, который точно так же был мобилизован из-за внутренних опасностей. Он так усиливается в своей интенсивности переживания неудовольствия, что пробивает себе дорогу в область сознательных переживаний, прорывая защиту от раздражителей и вытеснение. Из-за того, что он не обладает сигнальной функцией, он не может - бессознательно - исключить угрожающую внутрен­нюю опасность с помощью запуска соответствующих механизмов защиты. Травматический страх воцаряется в большей степени в бессознательных пере­живаниях субъекта, при этом он не может быть использован для ориентировки и регулирования поведения. Он лишь способствует переживанию того, что не­что плохое, катастрофичное, сильно угрожающее актуально существует, при этом не позволяя выявлять представления или цепочки представлений, кото­рые могут сделать это нечто доступным для идентификации и понимания. Так­же как и в случае невроза, речь здесь идет о ре-травматизации, о ре-мобилиза­ции внутренней ситуации опасности, которая в тоже время формирует защиту, хотя и менее организованную, примитивную и недостаточную. Опасность мо­жет состоять, например, в ре-мобилизации сильно угрожающих репрезента­ций объектов или частных объектов. Она может возникать из конфронтации с примитивными, не интегрированными, не регулируемыми импульсами влече­ний. Страх, прорывающийся в сознательные переживания, лишь в очень не­значительной степени обладает защитной функцией, так как он только уведом­ляет личность, что внутренняя ситуация является угрожающей, без дальней­шего ее уточнения (см. Heigl-Evers und Heigl, 1982a; Heigl-Evers und Rosin, 1988).

Аффект - Многогранное психологическое явление, имеющее мотивационный, соматический, эмоциональный, экспрессивный и коммуникативный компоненты, а также связанное с ним представление, или когнитивный компонент. Его необходимо отличать от эмоции, чувства.

Этот термин заимствован психоанализом из немецкой психологической традиции; он означает всякое эмоционально-аффективное состояние - приятное или неприятное, смутное или отчетливое, - проявляющееся в общей душевной тональности или в сильной энергетической разрядке. По Фрейду, всякое влечение находит свое выражение на двух уровнях: аффекта и представления.

Аффект - это качественное выражение определенного количества энергии влечения и ее разновидностей.

Понятие аффекта приобретает большое значение уже в первых работах Брейера и Фрейда о психотерапии истерии и об открытии терапевтической значимости отреагирования. Источником истерического симптома выступает травматическое событие, не нашедшее адекватной разрядки (зажатый аффект).

Только воспоминание, вызывающее новое переживание пержнего, изначально связанного с ним аффекта, может быть терапевтически действенным.

Изучая истерию, Фрейд сделал вывод о том, что аффект не имеет необходимой связи с представлением; они могут отделяться друг от друга (аффект без представления, представление без аффекта): у каждого из них - своя судьба. Фрейд говорил о различных способах преобразования аффекта: "Мне известны три механизма: 1) механизм обращения аффекта (конверсионная истерия), 2) механизм смещения аффекта (навязчивые состояния), 3) механизм преобразования аффекта (невроз страха, меланхолия)".

Фрейд сформулировал гипотезу о происхождении того, что переживается нами в аффекте.

Аффекты - это "повторения раннего и , может быть, даже доиндивидуального, жизненно важного опыта", которые можно сопоставить с "всеобщими, типичными, врожденными истерическими припадками".

Аффекты ,по Кернбергу, - это психофизиологические поведенческие паттерны, включающие специфическую когнитивную оценку, специфическое выражение лица, субъективное переживание удовольствия и притягательности или боли и отвращения, а также паттерн мышечной и нейровегетативной разрядки. Выражение лица является частью общего коммуникативного паттерна, отличающего разные аффекты.

Кернберг делит аффекты на примитивные и производные.

Примитивные аффекты появляются в течение первых двух-трех лет жизни и обладают качествами интенсивности и глобальности, а также диффузным, недифференцированным когнитивным элементом.

Производные аффекты более сложны, они состоят из комбинаций примитивных аффектов, подвергнутых когнитивной переработке. В отличие от примитивных аффектов они могут не проявлять все свои составляющие с одинаковой силой, и их психические аспекты постепенно начинают доминировать над психофизиологическими и лицевыми коммуникативными.

Якобсон, параллельно с Брирли (Brierley, 1937), пришла к заключению, что аффекты — это не только процессы разрядки, а сложные и длительные феномены психического напряжения.

Глава 8. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ТЕОРИЮ АФФЕКТОВ

ТЕОРИЯ АФФЕКТОВ ФРЕЙДА

Топографическая теория была полезна Фрейду для понимания многих клинических ситуаций, однако по мере накопления опыта он находил все больше трудностей в концептуализации аффектов, — особенно связанных с чувствами тревоги и вины, — как результата накопления энергии влечений. Эти трудности послужили одним из стимулов для разработки новой структурной теории психики, в которой классификация базировалась на психическом функционировании, а не на степени осознавания (1923а).

Сигнальная теория аффектов Фрейда показала, что приятные и неприятные ощущения младенца очень рано прикрепляются к объектам. Сигнальная теория не только внесла вклад в теорию объектных отношений, но и способствовала признанию важности раннего младенческого опыта для здорового функционирования личности в будущем.

Читайте также: