Интерес к ребенку и детству в научном мире кратко

Обновлено: 04.07.2024

Луцева Ирина Юрьевна
Таганрогский институт имени А.П.Чехова (филиал) "Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)"


Аннотация
В данной статье раскрыта проблема детства , показано отношение к детству в разные исторические периоды времени и на современном этапе развития общества. А так же рассмотрен современный этап построения новых форм взаимоотношений детей и взрослых, главенствующим показателем которого является разрыв между жизнью детей и взрослых.

Luceva Irina Yurevna
Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch "Rostov state economic University (rinkh)"


Abstract
This article considers the problem of childhood shows the relationship to childhood in different historical time periods and at the present stage of development of society. As well as considers the current stage of construction of new forms of relationships children and adults, the dominant indicator of which is the gap between the lives of children and adults.

Детство – один из важнейших периодов в жизни человека. В этот период ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа до адаптированной к природе и обществу личности, способной брать на себя ответственность [4, стр.96].

Так, с точки зрения социологии детство есть не что иное, как постоянная и сменяемая естественным образом часть общества, которая выполняет ряд специфических функций, а также активно взаимодействует с обществом и отдельными его элементами. В физиологии и психологии детство представляет стадию жизненного цикла, в период которой начинает и продолжает развиваться организм, формируя свои важнейшие функции. А в социальной педагогике данный период жизни рассматривается как начальный этап социализации личности, включающий усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, освоение социальных ролей, которые позволяют ребенку развиваться и функционировать в обществе [2, стр.125].

Проблемой детства и закономерностями психического и личностного развития ребенка занимались такие ученые, как Л.С. Выготский П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и др.

Авторы предлагают большое количество концепций и принципов психофизического развития ребенка в этот период жизни, однако, на сегодняшний день нет единого мнения и ответа на вопрос о том, каким же должно быть детство и как нужно воспитывать подрастающее поколение.

Эволюция статуса детства прошла долгий и сложный путь. Еще в средние века положительной чертой детства считалась восприимчивость к воспитанию. Яркий представитель того времени, Филипп Наваррский, отмечал, что этот период является фундаментом для всей дальнейшей жизни, на котором можно построить хорошее и крепкое будущее. Позже большой вклад в отношение к детству внес ученый Эразм Роттердамский, определявший, что крайне важно учитывать возраст и не допускать того, что может превосходить силы ребенка в любом виде деятельности [3, стр.167-169].

С точки зрения науки, понимание детства как особого и своеобразного феномена начало формироваться во второй половине XIX века, но лишь в XX веке возник интерес к детству как к особому социальному феномену благодаря усилиям М. Монтессори, Н.Ф. Песталоцци и другим реформаторам педагогики.

Стремительное развитие современного мира имеет огромное влияние на детство. На сегодняшний день ребенок признается самостоятельным субъектом права и имеет особый социальный статус. Однако активная технологизация и внедрение инноваций во все сферы жизнедеятельности выдвигают острую необходимость взаимосвязи мира детей с миром взрослых [1, 3].

С одной стороны, мир взрослых и мир детей сблизился, что связано с тем, что ребенку стало доступно все то, что ранее было запретно: он имеет почти не ограниченный доступ к информации, все больше становится дозволено, от этого появилась определенная независимость детей.

С другой стороны, взрослые отдалились от детей и не только потому, что первые перестали заниматься детьми. В последнее время дети остаются в стороне от деятельности общества в обсуждении различных проблем взрослых [3, стр.173].

Сегодня все чаще говорят о дискриминации детей. Мир детства так или иначе деформирован миром взрослых.

Современный этап построения новых форм взаимоотношений детей и взрослых обозначен учеными как кризис детства, главенствующим показателем которого является разрыв между жизнью детей и взрослых.

Ученые выделяют ряд характерных черт для данного кризиса.

Во-первых, меняются отношения взрослых и детей, в которых взрослые выступают как учителя и воспитатели, где их усилия направлены не на взаимодействие с ребенком, а на воздействие.

Во-вторых, разрушаются ранее сложенные представления о развитии мира как о взрослении, и наступает период ломки образа взрослого мира. Если же раньше детям не терпелось войти в мир взрослых, то сегодня появляется некий страх взросления.

В-третьих, дети вовсе оказались за пределами социально значимых дел. На сегодняшний день становится популярнее тенденция отстранения мира взрослых от мира детей. Однако и в этом есть несколько сторон рассмотрения такой черты кризиса детства. С одной стороны, детям предоставлены все блага, но при этом взрослые не впускают их в свой мир, вследствие чего первые прибегают к крайним мерам, чтобы отстоять свои права на пребывание в мире взрослых – алкоголь, курение, наркотики и др. С другой стороны, они вовсе исключены из реальной социально значимой деятельности, чаще балуются родителями и дольше остаются под их опекой, но это все приводит к не менее неприятным последствиям. Дети становятся не способны делать что-либо, что в свою очередь приводит к затяжному инфантилизму.

Все это происходит под мощным натиском инноваций современного мира. СМИ, телевизор и неуправляемый поток информации с мониторов наших компьютеров вытесняют традиционные формы детской деятельности и общения со взрослыми, что приводит к искажению мировоззрения детей и их жизненных ценностей, а также становятся не редки случаи нарушения психического здоровья ребенка.

Все это говорит о том, что ребенок намного быстрее приобщается к взрослой жизни, нежели несколько лет назад, еще в дошкольном возрасте он начинает активно знакомиться с современной техникой, а в школьном вовсе становится ее уверенным пользователем. Родители все чаще требуют от ребенка дисциплинированности и послушания, ограничивая право выбора и возможность быть самим собой. Все это влечет за собой необратимые последствия: ослабленность физического и психического здоровья, утрата навыков активной коммуникации, искажение морально-нравственных представлений, обмеление внутреннего мира.

Как считал Д.Б. Эльконин, детство возникает именно тогда, когда ребенка невозможно включить в систему общественного производства из-за того, что он не в силах в полной мере овладеть орудиями труда по причине их сложности, вследствие чего естественное включение детей в производительный труд отодвигается. Однако эта мысль была актуальна пару десятков лет назад, а на сегодняшний день мы видим абсолютно противоположную картину[5].

Несмотря на множество педагогических исследований и статистических данных, свидетельствующих о том, что в современном мире усилился рост таких детских проблем, как социальное сиротство, девиантность в детской сфере, проблема здоровья, социальной адаптации и свободы выбора, повысилась активность государственной политики в области детства.

Сегодня именно ребенок стоит в центре многочисленных обсуждений и прений, именно в отношении детства в столь крупном масштабе ведутся разработки новых законов и подзаконных актов. Все это свидетельствует о том, что детство имеет огромную значимость для государства, а значит и для будущего.

Каждый из нас когда-то был ребенком, а сегодня, имея возможность рассмотрения проблемы детства через научную призму, может осознать, насколько сложно быть ребенком и как велика задача педагогики в этом непростом времени жизни каждого человека. На сегодняшний день основная задача каждого из нас – помочь подрастающему поколению, ведь именно от нас будет зависеть их будущее и будущее нашей страны. И если сегодня ребенок – это лишь крохотное зарождение новой жизни в утробе матери, то завтра он станет новым вершителем истории, человеком, способным открывать новые горизонты.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Детство - период, в течение которого взрослое поколение активно воздействует на младшее, формируя его способности, навыки, умения. Детство - неотъемлемая часть образа жизни и культуры всего человечества, любого отдельно взятого государства и народа, особый период индивидуального становления каждого человека, важнейший этап жизненного пути, начало самореализации личности в конкретном социуме.

Многочисленные исследования в области гуманистической и социальной педагогики рассматривают детство как начальную и особую стадию индивидуального жизненного цикла, когда генетические часы обеспечивают наиболее интенсивный рост человеческого организма, а ближайшая социокультурная среда закладывает основные особенности психики и опыт последующего социального поведения человека, помогает или тормозит самораскрытие уникального творческого потенциала человеческой индивидуальности и личности

В детстве обычно выделяют период младенчества (от рождения до 1 года), раннее детство (от 1 года д0 3 лет), дошкольный возраст (от 3 до 6 лет), младший школьный возраст (от 6 до 10 лет). Как показывает педагогическая теория и практика, по мере развития производства и повышения культурного уровня общества происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. Постепенно выделились следующие показатели современных границ детства:

-возраст половой и психологической зрелости (медицинские нормы) - 14 лет;

-возраст трудовой дееспособности (трудовые законодательные нормы) - 16 лет;

Так, в архаических обществах уход за детьми и их воспитание были делом всей родовой общины, дефицит средств к существованию, отсутствие надежной пищевой базы племен увеличивали вероятность инфантицида (детоубийства) физически неполноценных и слабых младенцев. Право отцов или старшего в племени полновластно распоряжаться жизнью и смертью детей, их убийство по физическим признакам, социальной неполноценности или по причине ритуальных жертвоприношений было ликвидировано только в IV веке. В то же время в реальности детоубийство физически неполноценных детей сохранялось, в частности, у славянских народов вплоть до IX века и прекратилось лишь с укреплением христианства и введением обязательного обряда крещения новорожденных.

Права ребенка как ценность.

В свете представленной выше Конвенции, права ребенка рассматриваются как его свобода и возможности в различных сферах жизни и деятельности, направленные на обеспечение его жизненно важных потребностей и интересов, что находит отражение в законодательных, административных и других нормативных актах государственных органов власти.

С принятием этого Закона изначально была связана разработка Национального плана действий Республики Беларусь по защите прав детей на 1995-2000 гг. В 1999 году был создан Национальный план развития образования в области прав человека на 1999-2004 гг. Этим планом предусматривалось создание в Республике многоуровневой системы образования в сфере прав человека и прав ребенка, издание учебников и учебно-методической литературы, подчеркивалась необходимость изучения курсов соответствующего содержания в условиях образовательных учреждений.

Закон «Об общем среднем образованию) (2006 г.), раскрывающий права, обязанности и ответственность как учащихся школы , так и их законных представителей , а также педагогических работников.

9.Позиция ребенка в образовательном процессе.

Реализуя одно из своих фундаментальных прав, а именно, право на образование, ребенок большую часть своего детства проводит в роли ученика. От того, какой опыт получит он в школе - опыт дружеской и доверительной атмосферы, уважения к своим правам и человеческому достоинству или опыт учебы в атмосфере безразличия, равнодушия, жестокости - во многом зависит его успешность в социуме и степень самореализации.

Исходя из этого, система образования в предыдущие десятилетия была ориентирована на знаниевую модель, в основе которой были субъект-объектные отношения учителя и учащегося: управление деятельностью принадлежало учителю, а ученик был вынужден исполнять все, что предписывалось педагогом, нередко подчиняя ему свои интересы, мировоззрение и предпочтения. Этим и объяснялись те роли, которые доминировали в обучении и воспитании. Как показывает практика, для многих учителей и сегодня характерны следующие позиции: диктатор, консерватор, критик-эксперт, образец для подражания, руководитель процесса, лидер, а для ученика, соответственно, - подражатель, исполнитель, ведомый, стажер, участник процесса. При этом уважение к личности ученика и партнерские отношения часто декларируются только внешне, а некоторыми педагогами даже игнорируются.

Рассматривая ученика как субъекта своего образования, следует представить такой тип образовательного процесса, который построен на основе усиления индивидуализации учения, обогащения и оптимизации его средств с целью развития личности ребенка, его самости и уникальности; в котором происходит согласование различных компонентов индивидуального опыта ребенка с нормативным опытом культуры; превращение его самостоятельной деятельности в самообразование, саморазвитие, самореализацию; в котором учение и обучение взаимно согласовываются с учетом познавательных особенностей учащихся, а в процессе познания школьниками внутреннего и внешнего миров происходит обеспечение широкого круга их учебных позиций и ролей.

Одним из самых ярких стрессогенных следствий для семьи и родителей эпохи постмодерна стал постоянный двойной вызов – со стороны семьи и детей и со стороны карьеры и работы. В семьях с двумя работающими родителями сокращается время, проводимое с детьми, интересы детей в лучшем случае стоят на одном уровне с интересами взрослых (карьерными и личными), в худшем – ими пренебрегают в пользу интересов взрослых. Это приводит к снижению возраста обретения самостоятельности, по крайней мере внешне.

Рост числа разводов и повторных браков также добавляет трудностей к взрослению. Сегодняшняя семья в большей мере предоставляет возможности родителям: строить свою карьеру (и перекладывать уход за детьми на платных профессионалов); не продолжать неудачный брак, жить с сегодняшним партнером, соединяя детей от разных браков, и т. д. Но взросление в условиях неопределенных правил, прозрачных границ – гораздо более трудная задача.

В ситуации необходимости повышения квалификации, трудностей с поиском работы современные родители должны все больше отдавать предпочтение карьере в ущерб семье, причем на всех уровнях социальной лестницы. Причастность семье, примат семейных интересов явно был на пользу детям: он обеспечивал не только заботу, уход и безопасность, но и регулярность связей с родителями, способствовал приобретению опыта семейности.

Семья также обеспечивала и фильтрацию подобающего знания. Сегодняшнее детство – существенно иное, чем оно было раньше. Прежде это был период свободы от ответственности, время игр, учения и подготовки. Сегодня дети растут слишком быстро. Детство было заповедным садом, отделенным от жизни высокой стеной родительской опеки и защиты. Такая изолированность далее невозможна: масс-медиа и, конечно же, Интернет разрушили стены этого заповедного сада. Д. Элкинд, однако, считает, что и сами родители внесли лепту в этот процесс, транслируя ценности успеха и высоких достижений все более юным детям.

Другой аспект проблемы – культурное разнообразие - выходит на первый план в связи с обсуждением прав ребенка, поэтому представлен весьма широко не только и не столько на научном уровне, сколько на политическом. Это очень широкая проблематика, в частности, стоит вопрос о допустимости имплантации западных ценностей и стандартов в иные культурные условия. В этой связи укажем на то, что идея возрастной стратификации во многом связана с христианством, и неизвестно, в какой мере она применима к иным культурам, выросшим на иных религиозных основаниях.

Детство сегодня стремительно меняется. Наши дети растут в совершенно новых и не понятных взрослым реалиях. Они меньше общаются с родителями, а взрослые в гораздо меньшей степени знают, что делают их дети. В больших городах и в сельской местности, в разных странах дети растут в существенно различных образовательных средах. Иными словами, развитие технологий, экономические факторы, социальные характеристики семьи и ближайшего окружения – все это и многое другое приводит к разнообразию траекторий детского развития.

Несмотря на то, что на бытовом и профессионально-педагогическом уровнях мы признаем существенное отличие знаний и опыта современных детей, фактической информации о состоянии детства в российской науке крайне мало. Мы вынуждены признать, что в отличие от западных стран у нас нет надежных данных. Это приводит к тому, что система образования и широкой социализации развивается, имея своим адресатом условного идеального ребенка или подростка.

Школа и семья в стремлении сохранить установившийся порядок и власть ужесточают меры контроля, от ребенка требуется бОльшая самостоятельность, но пространства развития самостоятельности сокращаются.

Сложившийся порядок взросления через возрастную стратификацию социально организованных (ритуализированных и символизированных) пространств постепенно меняется. Эти устойчивые практики исчезают, что повышает требование к индивидуальной рефлексивности субъекта, но одновременно пространства, обеспечивавшие индивидуальную рефлексию, исчезают.

Естественно было бы допустить, что и дети и молодежь в большей мере испытывают эмоциональные проблемы. Однако данные показывают иную картину: процент упоминаний депрессивных симптомов среди старшеклассников снизился с 28 до 26 за последние 10 лет. Если обратиться к информации по употреблению психоактивных веществ (ПАВ), мы обнаружим существенные колебания в выявленных уровнях потребления. Начиная с 80-х, потребление резко снизилось, но в последнее десятилетие произошло некоторое увеличение, например, среди двенадцатиклассников в 2008 г. употребляли ПАВ 8,6 % по сравнению с 6,8 в 1991 г. А употребление ПАВ десятиклассниками остается на уровне 5,3–5,2 %.

Завершая обсуждение современной ситуации, важно указать, что она является серьезным вызовом классическим отечественным подходам – культурно-историческому и деятельностному. Исчезают институционализированые формы взросления и развития, взрослый – центральная фигура отечественной психологии развития, идеальная форма как образ будущего, возраст – все это растворяется в многообразии современных форм и практик развития.

Проведенное совсем недавно исследование социально-культурного образа детства в российском кино [6] показало постепенное изменение образа ребенка. В 40—50-е образы ребенка и взрослого представлены однотипно, а их взаимодействие воспринимается линейно. На одном полюсе находится взрослый, являющий собой совершенство, идеальность и образец, к которому направлен вектор развития ребенка. На противоположном полюсе — ребенок, которому предстоит вырасти в полную меру такой зрелой, опытной и мудрой взрослости. В основе сюжета фильмов этого периода всегда лежит противопоставление детского, незрелого, индивидуального и взрослого, высшего, общепринятого.

Это исследование показало постепенное размывание четких границ между детством и взрослостью, вскрыло неопределенность будущего, связанного с достижением абсолютной, совершенной взрослости.

На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Психология, ч. 2 (возрастная психология) - Тема 2. Исследование детства в исторической и культурной перспективе

Тема 2. Исследование детства в исторической и культурной перспективе. Понятие научной теории развития (аудиторная работа – 2 часа)
Вопросы для обсуждения на семинаре

  • Каковы исторические и социальные предпосылки возникновения интереса к изучению детского возраста?
  • Какую роль сыграли биографии младенцев в становлении возрастной психологии как науки?
  • Каково значение этнографических исследований детства в построении научной теории развития?
  • Каковы различия между обыденным представлением о развитии человека и его научным пониманием?

Ключевые слова:
Возраст, детство, жизненный путь, жизненный цикл, инициация, социализация; инкультурация, институционализация, кофигуративный тип культуры, постфигуративный и префигуративный типы культуры; модель развития, нормативные возрастные факторы, нормативные исторические факторы, ненормативные факторы, периоды развития, стадии развития.

Задания для подготовки к семинару
Задание 1.
Ознакомьтесь с материалами Приложения, включающими в себя результаты этнографических и антропологических исследований Н.Н. Миклухо-Маклая, М. Мид и др.

  • Какие характеристики детства становятся предметом исследования ученых?
  • Из истории возрастной психологии известно, что результаты антропо-этнографических исследований развитие интереса к законам развития человека. Какие предположения о закономерностях развития психики человека можно сделать, используя исследования антропо-этнографического характера? Зафиксируйте эти положения.

Задание 2.
Составьте описание модели (-ей) детства современного ребенка (Речь идет о детстве соотечественника, живущего на стыке ХX-XХI столетия, а также в другое историческое время. Возможно изучение детства родителей или других, более старших, членов семьи, реальных исторических персонажей, информация о детстве которых представлена в доступных библиографических или видеоисточниках. Предметом изучения может быть детство современника, живущего в другом государстве (например, Афганистане, Израиле, Пакистане, Китае и др.)) . Для выполнения задания используйте рекомендованные информационные материалы Приложения, а также материалы периодической печати или другие доступные источники.

  • Каковы исторические и этнографические особенности детства?
  • Сравните модели детства ребенка, живущего на островах Адмиралтейства, и детства современного европейца, американца или нашего соотечественника.
  • Какие изменения претерпевает детство в ходе исторического развития?
  • Зафиксируйте результат, имея в виду возможность его презентации на занятии.

Задания для углубленного изучения темы

Литература

Детская психология – наука о факторах, закономерностях и условиях психического развития ребенка. Филогенез и онтогенез человеческой психики. Познание детства как научная проблема. Исторические и социально-психологические аспекты изучения мира детства: положение детей в обществе, их социальный статус и взаимоотношения с взрослыми, специфика детского мироощущения, внутренний мир ребенка. Образы детства в художественной литературе, искусстве и массовом сознании. Социальные установки, отношение к детям и к детству в разных культурах, эволюция понятия и образа детства.

Детская психология как раздел возрастной психологии. Связь детской психологии с другими науками: общей и педагогической психологией, философией, социологией, педагогикой и частными методиками, генетикой и возрастной физиологией. Теоретические и практические задачи детской психологии. Значение детской психологии в профессиональной подготовке педагога для системы дошкольного образования.

Методы изучения психики ребенка.

Тема 1.2 Теории психического развития

Анализ теорий психического развития. Биологизаторская концепция развития психики: теория рекапитуляции Ст. Холла, биогенетический закон Э. Геккеля, теория трех ступеней К.Бюлера, теория эмпирического эволюционизма А. Гезелла.

Социологизаторская концепция развития психики: теория научения Э. Торндайка, Б. Скиннера, Н. Миллера, К. Халла. Бихевиоризм Дж. Уотсона. Теория конвергенции двух факторов В. Штерна. Концепция социального научения.

Психоаналитические теории детского развития: З. Фрейд, М. Клейн, А. Фрейд.

Идея спонтанного развития психики в трудах Ж. Пиаже, К. Левина, А. Валлона. Ортогенетическая концепция Х. Вернера. Эпигенетическая теория Э. Эриксона.

Л.С. Выготский – создатель новой теории психического развития ребенка. Теория культурно-исторического развития высших психических функций. Вопросы теории развития психики в трудах А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина.

Тема 1.3 Закономерности и динамика психического развития. Факторы психического развития

Основные законы психического развития ребенка в свете идей Л.С. Выготского. Общие закономерности психического развития. Понятие о факторах психического развития. Наследственность, среда и активность как факторы развития психики.Наследственные особенности, природные свойства организма и процессы созревания как предпосылки психического развития. Значение социальных условий и ближайшей микросреды в развитии ребенка. Психическое развитие как процесс приобщения ребенка к миру человеческой культуры. Понятие социализации личности. Механизмы социализации. Понятие института и агентов социализации. Основные характеристики и их роль на разных этапах онтогенеза. Семья как основной институт социализации в детском возрасте. Детское общество как институт социализации ребёнка. Понятие и функции детской субкультуры. Воспитание, образование, обучение как частные субпроцессы социализации.Характеристика и критический анализ взглядов на проблему соотношения обучения и развития. Обучение и сензитивные периоды в развитии психики ребенка.

Ведущая деятельность и ее роль в развитии психики, в формировании психических процессов, личностных новообразований, новых видов деятельности. Влияние общения на развитие личности ребенка. Детерминированность психического развития ребенка характером общения со взрослыми и сверстниками.

Тема 1.4 Возрастная периодизация психического развития

Общая характеристика возраста, физическое и психическое развитие. Виды возраста. Параметры возраста. Проблема соотношения оснований и результатов возраста.Основные подходы к построению возрастной периодизации психического развития в зарубежной психологии. Проблема возраста и возрастной периодизации в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского. Принципы и основания построения возрастной периодизации психического развития в детском возрасте (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн). Кризисные периоды психического развития, причины возрастных кризисов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.). Возникновение новообразований в психическом развитии как результат разрешения противоречий. Изменение социальной ситуации развития. Появление новых видов деятельности. Смена ведущего вида деятельности как показатель перехода на новый этап психического развития. Исторический характер возрастной периодизации. Изменения в характеристиках и возрастных границах каждого периода психического развития. Индивидуальные особенности психического развития.




РАЗДЕЛ 2 Психологические особенности развития ребенка в младенческом и раннем возрасте

Тема 2.1 Развитие психики в пренатальном периоде

Жизнь до рождения. Проблемы перинатальной психологии. Формирование нервной системы в период внутриутробного развития. Рецепторы к моменту рождения. Психологическая связь плода с матерью. Влияние образа жизни матери на психическое развитие до рождения.

Тема 2.2 Психическое развитие ребёнка в период новорожденности

Кризис новорожденности. Содержание психической жизни новорожденных.Предпосылки развития психических новообразований и достижения периода новорожденности.

Тема 2.3 Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте

Общая характеристика младенческого возраста.Развитие социальных потребностей ребенка и формы их проявления.Понятие эмоциональной депривации и её последствия для психического развития ребёнка.Эмоциональное общение со взрослыми как ведущий вид деятельности в младенчестве.Основные линии развития в младенческом возрасте. Основные достижения младенческого возраста.

Тема 2.4 Психическое развитие ребенка в раннем возрасте

Социальная ситуация развития при переходе от младенческого к раннему возрасту.Основные линии развития в раннем возрасте.Предметно-орудийная деятельность в раннем возрасте. Сенсомоторное развитие ребёнка в раннем возрасте.Развитие речи и мышления в раннем возрасте.Влияние психической депривации на развитие ребенка в раннем возрасте.Центральная линия развития и центральное (личностное) новообразование раннего детства.Психологическая сущность кризиса 3 лет. Симптоматика кризиса. Условия оптимального преодоления кризиса 3 лет. Новообразования раннего возраста. Основные достижения раннего возраста.Самосознание ребёнка раннего возраста как первый этап формирования личности в онтогенезе. Общая характеристика развития самооценки детей.

РАЗДЕЛ 3 Психология дошкольного возраста

Тема 3.1 Общая характеристика психического развития дошкольника.

Переход от раннего детства к дошкольному. Анализ социальной ситуации развития. Общие условия психического развития дошкольников. Смена ведущего вида деятельности. Основные линии психического развития дошкольников. Характеристика психических новообразований дошкольного возраста.

Тема 3.2 Психологическая характеристика видов деятельности дошкольника

Психологическая характеристика элементарной трудовой деятельности в период дошкольного детства

Формирование предпосылок трудовой деятельности детей. Освоение отдельных видов трудовой деятельности. Формирование элементарных навыков и умений. Возникновение общественно значимых мотивов трудовой деятельности.

Представления о труде взрослых в структуре психологической подготовки детей к труду. Интерес к профессиональной деятельности взрослых.

Влияние трудовой деятельности детей на развитие их личности, эмоционально-волевой и познавательной сферы. Роль взрослых в становлении элементарной трудовой деятельности детей, формировании у них трудолюбия, основ культуры труда.

ВОПРОСЫ ГЭК

1. Предмет и задачи детской психологии, история становления и развития.

2. Методы изучения психики ребенка.

3. Предпосылки и условия психического развития.

4. Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского.

5. Психическое развитие и деятельность.

6. Психическое развитие и обучение.

7. Психическое развитие и общение.

8. Возрастная периодизация психического развития Д.Б.Эльконина.

9. Психическое развитие в младенческом возрасте.

10. Психическое развитие в раннем возрасте.

11. Предпосылки развития личности в раннем возрасте.

12. Развитие познавательной сферы в раннем возрасте.

13. Проблема кризиса трех лет.

14. Общая характеристика развития ребенка в дошкольном детстве.

15. Развитие личности дошкольника в условиях совместной деятельности и общения.

16. Развитие самосознания, самооценки и уровня притязания в дошкольном возрасте.

17. Взаимодействия между сверстниками в группе детского сада.

18. Специфика общения дошкольников в разных видах деятельности.

19. Игровая деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

20. Психологические особенности изобразительной деятельности дошкольников.

21. Психологическая характеристика элементарной трудовой деятельности.

22. Особенности начальных форм учебной деятельности в дошкольном возрасте дошкольном детстве.

23. Показатели и условия умственного развития детей дошкольного возраста

24. Сенсорное развитие дошкольников.

25. Развитие памяти в дошкольном возрасте.

26. Развитие мышления и воображения в дошкольном возрасте.

27. Развитие внимания в дошкольном возрасте.

28. Становление речи в дошкольном возрасте.

29. Проявление темперамента и его развитие в дошкольном детстве

30. Развитие способностей в дошкольном детстве.

31. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника.

32. Психологическая готовность к обучению в школе.

33. Социальная ситуация развития младшего школьника

34. Развитие личности и межличностное взаимодействие в младшем школьном возрасте

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

РАЗДЕЛ 1 Общие вопросы теории психического развития

Тема 1.1 Предмет, задачи и методы детской психологии.Детство как научная проблема

Детская психология – наука о факторах, закономерностях и условиях психического развития ребенка. Филогенез и онтогенез человеческой психики. Познание детства как научная проблема. Исторические и социально-психологические аспекты изучения мира детства: положение детей в обществе, их социальный статус и взаимоотношения с взрослыми, специфика детского мироощущения, внутренний мир ребенка. Образы детства в художественной литературе, искусстве и массовом сознании. Социальные установки, отношение к детям и к детству в разных культурах, эволюция понятия и образа детства.

Детская психология как раздел возрастной психологии. Связь детской психологии с другими науками: общей и педагогической психологией, философией, социологией, педагогикой и частными методиками, генетикой и возрастной физиологией. Теоретические и практические задачи детской психологии. Значение детской психологии в профессиональной подготовке педагога для системы дошкольного образования.

Методы изучения психики ребенка.




Читайте также: