Интерьер это кратко в литературе

Обновлено: 05.07.2024

- (фр. interieuer - внутренний) - изображение в художественном произведении внутренней обстановки помещения (дома, усадьбы, комнаты героя и т. д. ). Часто выступает как средство характеристики персонажа (например, И. дома, усадьбы является отражением внутреннего мира персонажей в поэме "Мёртвые души" Н. В. Гоголя, романе "Война и мир" Л.Н. Толстого; средством характеристики душевного состояния персонажей является И. комнат Раскольникова и Сони, героев романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание").

- (фр. interieuer - внутренний) - изображение в художественном произведении внутренней обстановки помещения (дома, усадьбы, комнаты героя и т. д. ). Часто выступает как средство характеристики персонажа (например, И. дома, усадьбы является отражением внутреннего мира персонажей в поэме "Мёртвые души" Н. В. Гоголя, романе "Война и мир" Л.Н. Толстого; средством характеристики душевного состояния персонажей является И. комнат Раскольникова и Сони, героев романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание").

Словарь литературоведческих терминов . С.П. Белокурова . 2005 .

Смотреть что такое "интерьер" в других словарях:

Интерьер — кухни Интерьер (фр. in térieur лат. in terior внутренний вид, антони … Википедия

Интерьер — (от франц. interieur внутренний), 1) в архитектуре внутреннее пространство здания (жилого, общественного, промышленного) или каких либо помещений (вестибюль, фойе, комната, зал). Функциональное назначение интерьера определяет его… … Художественная энциклопедия

интерьер — целла, убранство Словарь русских синонимов. интерьер сущ., кол во синонимов: 2 • убранство (16) • целла … Словарь синонимов

интерьер — а, м. intérieur. 1. устар. Внутренность, внутреннее помещение. Уш. 1934. Особенный успех у публики имела комната баронессы, кабинет Арбенина, комнаты Звездича, роскошный зал и спальня Нины intérieur ы, обставленные своебразной стильной мебелью и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ИНТЕРЬЕР — (от франц. interieur внутренний) в архитектуре внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). Изображение интерьера жанр живописи … Большой Энциклопедический словарь

ИНТЕРЬЕР — [тэ], интерьера, муж. (франц. intèrieur, с лат., букв. внутренний) (книжн.). 1. Внутренность, внутреннее помещение (устар.). 2. Живописное изображение внутренностей здания, комнат (иск.). Этот художник любит писать интерьеры. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

ИНТЕРЬЕР — [тэ ], а, муж. (спец.). Внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство. Оформление интерьера. | прил. интерьерный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Интерьер — внутреннее пространство помещения. Функциональное назначение интерьера определяет его архитектурное решение размер, пропорции и т.д. Источник: Словарь архитектурно строительных терминов архитектурные формы внутреннего пространства здания… … Строительный словарь

Интерьер — – внутреннее пространство помещения. Функциональное назначение интерьера определяет его архитектурное решение – размер, пропорции и т.д … Словарь строителя

интерьер — интерьер. Произносится [интэрьер] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

интерьер — Архитектурные формы внутреннего пространства здания [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные понятия EN interior DE InnenausstattungIntérieur FR intérieur … Справочник технического переводчика

Интерьер, как и другие разновидности описания (портрет, пейзаж) вводится в текст с целью создать у читателя представление о героях, раскрыть их характер. Например, классический интерьер Облома из одноименного романа И.А. Гончарова рассказывает нам о герое не меньше, чем его прямая характеристика: запыленные предметы мебели, пожелтевшая книга, стоптанные домашние туфли однозначно говорят о том, что герой — домосед, стремящийся к покою души и тела, деятельным такого человека назвать нельзя.

Именно благодаря художественной детали — выразительной подробности, с помощью которой создается художественный образ — удается емко и красочно описать интерьер.

Но использование деталей и создание убедительного описания жилья требует от автора литературной ловкости, поскольку ему нужно суметь не запутаться в подробностях (слева шкаф с перламутровыми ручками, справа комод, позади шифоньер с перламтуром - ой, перламутр уже был, а что же впереди?) и сделать текст понятным для читателя.

[ Шаг первый ]: Изучаем теорию

Прочитайте теоритический материал. После прочтения переходите к следующему шагу.

Свободная форма

Художественная деталь

Художественная деталь – выразительная подробность, с помощью которой создается художественный образ. Художественная деталь помогает читателю представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может..

Свободная форма

Как написать описание - секреты производства

Свободная форма

Описание как функционально-смысловой тип речи

Текст без описания подобен человеку без всех органов чувств: жизнеспособен, но неполноценен. И даже если писатель тяготеет к повествовательной прозе, ему все равно приходится описывать. Поэтому автору, осваивающему теорию литературы, просто жизненно..

[ Шаг второй ]: Примеры в мировой литературе - учимся у известных писателей

Прочитайте текст приведенный нашей редакцией для примера.

Иван Александрович Гончаров "Обломов"

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей. Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало. Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи. Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: "Кто сюда натащил и наставил все это?" От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и еще от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью. По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки. Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет -- так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха.

Маргарет Этвуд "Рассказ служанки"

Стул, стол, лампа. Наверху, на белом потолке, – рельефный орнамент, венок, а в центре его заштукатуренная пустота, словно дыра на лице, откуда вынули глаз. Наверное, раньше висела люстра. Убирают все, к чему возможно привязать веревку.

Окно, две белые занавески. Под окном канапе с маленькой подушкой. Когда окно приоткрыто – оно всегда приоткрывается, не больше, – внутрь льется воздух, колышутся занавески. Можно, сложив руки, посидеть на стуле или на канапе и понаблюдать. Через окно льется и солнечный свет, падает на деревянный пол – узкие половицы, надраенные полиролем. Она сильно пахнет. На полу ковер – овальный, из лоскутных косичек. Они любят такие штришки: народные промыслы, архаика, сделано женщинами в свободное время из ошметков, которые больше не к чему приспособить. Возврат к традиционным ценностям. Мотовство до нужды доведет. Я не вымотана. Отчего я в нужде?

На стене над стулом репродукция в раме, но без стекла: цветочный натюрморт, синие ирисы, акварель. Цветы пока не запрещены. Интересно, у каждой из нас такая же картинка, такой же стул, такие же белые занавески? Казенные поставки?

Считай, что ты в армии, сказала Тетка Лидия.

Кровать. Односпальная, средней жесткости матрас, белое стеганое покрывало. На кровати ничего не происходит, только сон; или бессонница. Я стараюсь поменьше думать. Мысли теперь надо нормировать, как и многое другое. Немало такого, о чем думать невыносимо. Раздумья могут подорвать шансы, а я намерена продержаться. Я знаю, почему нет стекла перед акварельными синими ирисами, почему окно приоткрывается лишь чуть-чуть, почему стекло противоударное. Они не побегов боятся. Далеко не уйдем. Иных спасений – тех, что открываешь в себе, если найдешь острый край.

Так вот. За вычетом этих деталей тут бы мог быть пансион при колледже – для не самых высоких гостей; или комната в меблирашках прежних времен для дам в стесненном положении. Таковы мы теперь. Нам стеснили положение – тем, у кого оно вообще есть.

[ Шаг третий ]: Анализируем тексты других авторов

Прочитайте приведенные ниже тексты. Оцените, насколько они соответствуют заданию. Напишите под каждым текстом, что вам нравится в нём, а что вы написали бы по-другому и почему.


В любом художественном произведении события основаны на переплетении и тесной связи самих героев, их действий и мест, где все происходит. Описание интерьера — это изображение внутренних помещений здания, описание жилых и рабочих пространств. Умение описать интерьер так, чтобы у читателя в голове сложился четкий образ комнаты (квартиры или офиса), а также появилось “объемное” представление об этом пространстве, показывает ваше писательское мастерство. Визуальные эффекты важны, но не пренебрегайте другими чувствами. Если вы добавите описание звуков и запахов, то описанное помещение обретет нечто неповторимое: может быть мы услышим звуки хрипящего радиоприемника или цокот каблучков, почувствуем аромат букета дачных цветов или свежей выпечки. Предлагая полный спектр сенсорной информации, вы только улучшите ваше произведение.

В художественном произведении интерьер не просто показывает условия жизни персонажей, он также служит инструментом для создания характеристики героев, показывает социальную среду, в которой они существуют.

Хорошо продуманное описание интерьера помещения привлекает и удерживает внимание читателя, буквально помещая его в место действия.

Ваш вымышленный мир должен казаться реальным. Он должен захватывать читателя так же сильно, как и реальная жизнь, и даже сильнее. Здания, города, места, квартиры, — все составляющие вашего вымышленного мира должны быть убедительными и правдоподобными.

Если в начале повествования сцена кажется безликой — будет очень сложно создать атмосферу этого места позже.

Если вы создаете кофейню, это должно быть что-то особенное. Место, в котором вы действительно могли бы оказаться. Что-то со своим настроением и цветом. Помните, одна яркая описательная деталь сделает для вашего текста больше, чем три достойных, но бесцветных предложения.

Это простой метод, но он всегда работает.

Интерьер как средство характеристики героя

Описание интерьера — мощный инструмент в руках писателя. С его помощью можно раскрыть не только образ жизни героя, но и его характер — особенно если мы говорим о жилом пространстве, в котором он постоянно обитает; если же описываемое пространство не является местом жительства героя, оно может показывать отношение вашего персонажа к этому месту и через это отношение, опять же проявлять определенные черты его характера.

Не стоит делать всю объяснительную работу в тексте: вы даете описание пространства, но причинно-следственные связи о характере и образе жизни героя, читающий должен додумать самостоятельно.

Вы можете использовать описание интерьера, чтобы в процессе повествования показывать, как меняется ваш герой: описание внутреннего убранства дома может быть вашим помощником в раскрытии персонажа на протяжении всей книги. Цвет стен, расположение и стиль мебели, захламленность или наоборот образцовый порядок, — все это порой раскрывает вашего героя точнее и сильнее, чем просто описание характера через прилагательные “грязнуля, аккуратный”. Еще интереснее, когда внутренние изменения в вашем персонаже (рост или деградация) отражаются на его месте обитания.

Функции интерьера в литературе

Обстановка, в которую помещены ваши персонажи, может по-разному влиять на их раскрытие.

  • Место, в котором живет персонаж — его выбор или так сложились обстоятельства? Таким образом, через этот пункт можно проявить определенные черты характера.
  • Интерьер может оказывать психологическое влияние на персонажа (угнетать, вдохновлять) и даже служить своеобразным детонатором к каким-либо ключевым действиям.
  • Через предметы и вещи, которыми себя окружают персонажи, можно показать их интересы, хобби, жизненные ценности, отсутствие или наличие вкуса, и многое другое.
  • Хорошо описанный интерьер сделает ваше произведение более запоминающимся, поскольку история уже не будет плоской, и каждый прописанный элемент будет буквально оживать в голове читателя.

Вот так выглядит современный текст-описание интерьера в одном из романов С. Кинга.

А вот так — в классической литературе.

“Большая квадратная комната из-за отсутствия мебели выглядела еще более просторной. Стены были обклеены вульгарными обоями с кричащим рисунком, местами они покрылись пятнами плесени, а кое-где оторвались и свисали длинными лохмами, обнажая желтую штукатурку. Напротив двери находился такой же безвкусно-шикарный камин с полкой из поддельного белого мрамора. На одном ее краю стоял огарок красной восковой свечи. Единственное окно было таким грязным, что пропускало в комнату лишь тусклый неверный свет, придававший всему находившемуся в ней уныло-серый оттенок. Это впечатление усугублялось толстым слоем пыли, покрывавшим всю квартиру.” (Тайна Лористон-Гарденс, Артур Конан Дойл)

Как описать интерьер в книге

Важно понять, что не существует какого-то одного определенного и правильного способа описать интерьер и место действия. Но это ни в коем случае не должно быть похоже на то, что вы шаг за шагом проходите по комнате, знакомя читателя со стенами, полом, мебелью. Это будет сухо, долго и неинтересно. Если вам нужно объяснить значение какого-либо предмета в интерьере, попробуйте разбить повествование на описание и диалог; вы должны поддерживать динамику сюжета, и если вы будете долго задерживаться на описании дизайна интерьера, это может затормозить развитие сюжета и наскучить вашему читателю.

Обратите внимание на выбор эпитетов, с помощью которых вы рассказываете читателю об интерьере дома вашего героя: они могут быть нейтральными (привычный, знакомый, необычный, своеобразный), но могут быть негативно (душный, мрачный, скудный, убогий, унылый) или позитивно окрашенными (изысканный, уютный, светлый, просторный, комфортный). Как автор, вы можете четко выразить свои чувства к обитателям того дома, который описываете, и внимательный читатель это обязательно почувствует.

Для начала обозначьте, какое значение имеет эта комната (офис, дом, квартира) и вся обстановка для вашей истории и для ваших персонажей? Если комната предназначена только для короткой сцены и не особо влияет на сюжет, то уделяйте ей именно столько времени, сколько нужно для передачи фактической информации. Например:

Мистер Пиггз заглянул в крохотную кладовку под лестницей. Там было темно и тесно, узкое пространство было завалено старыми швабрами и ведрами чуть ли не до самого потолка”.

Когда вы действительно хотите нарисовать картину в головах читателей и передать словами ощущение пространства и атмосферы, которые будут раскрывать историю вашего персонажа, используйте развернутое описание и добавляйте подробности. Главное — не переусердствуйте! Не превращайте художественное описание дома (комнаты, квартиры) в сухой и длинный архитектурный отчет. Старайтесь передать общее впечатление от пространства: какое там царит настроение и атмосфера.

Объекты в комнате: мебель, растения, бытовая техника, скульптуры и так далее — могут влиять на сюжет, а могут и не иметь такой цели. Если вы рассказываете о персонажах, которые находятся в гостиной, то читатель автоматически представит себе такую комнату и мысленно заполнит ее какими-то стандартными предметами вроде дивана, журнального столика и телевизора. Если по сюжету мебель или предметы не будут участвовать в событиях или использоваться персонажами, то их детальное описание может быть лишним и порой даже неуместным. С другой стороны, если персонажи собираются что-то использовать, будет лучше, если вы расскажете об этих предметах заранее, чтобы читатель мог понять, что данная вещь существует. Например, если персонажи находятся в комнате с пистолетом на столе, и один из них вдруг хватает пистолет и использует его, это выглядит логичным. В противном случае это будет выглядеть так, как будто пистолет волшебным образом появился на столе. Для некоторых событий это правило совсем необязательно использовать (хватание ножа на кухне не требует пояснений), но для всего остального, что не так очевидно, лучше его придерживаться.

Предметный мир произведения, особенно описание интерьера — это колоссальное внимание к деталям. Разные жанры литературы могут использовать этот инструмент по-своему. В детективах это может служить ключиком к пониманию или вычислению личности преступника. В лирике — это может быть акцент на эмоциональной составляющей. В фантастике — это дает нам более полную картину нового и неизвестного для нас мира.

Детали делают ваше произведение запоминающимся, если при описании холла гостиницы, вы возьмете слишком общие и слишком расфокусированные определения, то и описание получится безликим. Если под это описание подойдут тысячи гостиниц, это не останется в памяти вашего читателя.

Таким образом:

От кухонной плиты в доме было тепло; по коридору разносился запах выстиранного белья, все еще слегка влажного, чисто вымытого пола и свежеиспеченного хлеба” (Трущобы Севен-Дайлз).

Письменное упражнение-тренировка “Описание дома”

Тренировка №1

Потренируйтесь описывать интерьеры самых разных по стилю и назначению комнат: спальня, гостиная, кабинет, офис, ванная комната, детская, столовая, кухня. Для вдохновения можно брать интерьеры из сериалов, фильмов и даже игр. В процессе такой литературной тренировки вы расширите и обогатите свой словарный запас. И еще один небольшой совет-напутствие: начинающему художнику очень помогает “насмотренность” — чем больше он смотрит на другие работы, обращает внимание на технику других художников, тем больше он приобретает и вдохновляется. Начинающему писателю в этом смысле помогает “начитанность”, чем больше вы будете читать других авторов (классических и современных) и обращать внимание на то, как они описывают интерьеры, в которых живут герои и происходят важные события, тем богаче и выразительнее будет ваш собственный слог и стиль.

Свои результаты выкладывайте в категорию Литературная мастерская Penfox.

Тренировка №2

Давайте опишем дом или квартиру (или любое другое место, где живет ваш персонаж), следуя пунктам ниже. Поскольку это просто тренировочное задание, объем написанного не должен быть слишком большим. На каждый пункт отводите от одного до трех предложений. Смело экспериментируйте с местами, стилями и героями. .

Читайте также: