Интегральный подход кена уилбера кратко

Обновлено: 30.06.2024

Базовая система представлений интегрального подхода Уилбера достаточно проста. Согласно этой системе, в основе бытия лежит Великая Пустота-Единое, в которой – всё. Внутри Пустоты находится некоторое пространство («морфогенетическое

Концепция уровней – это результат обобщений различных религиозно-духовных и научных школ до-современности (пери — од от древности до начала Возрождения) и современности (инду — стриальная эпоха от Возрождения до примерно первой половины XX в.). Число уровней в разных традициях может быть различ — ным, но в общем случае можно говорить, по крайней мере, об уровнях материально-физическом, чувственно-эмоциональном, ментально-логическом, душевном, духовном и недуальном (един — стве всех предшествующих уровней).

ный внутренний смюирръ, екмтоирр культуры), нижнему правому секто —

холона выражается в возникновении более интегрального холона, который включает в себя предыдущий холон и трансцендирует его (выходит за его границы) – так выражается единство включения и выхождения вовне (трансцендирования) в процессе развития.

Каждый холон имеет три типа ценности: основную, внутрен — нюю и внешнюю. Основная ценность выражает каждый холон как совершенное проявление Пустоты-Абсолюта, и эта ценность оди — накова у каждого холона.

Внутренняя ценность связана с глубиной холона – чем больше глубина, тем больше интегрирует холон, тем больше его внутрен — няя ценность.

Внешняя ценность, наоборот, выражает значимость холона как части более высоких холонов.

На каждом новом уровне самость как получает новые возмож — ности, так и может приобрести новые патологии, которых не было на более низких уровнях. Осваивая новый уровень, самость вна — чале отождествляет себя с ним (1 фаза развития в пределах одного уровня), дифференцирует его, выходя вовне (2 фаза), и затем инте — грирует (3 фаза) в составе более высокого уровня.

Эволюция самости, кроме того, происходит по множеству ли — ний (потоков) развития, которые могут быть относительно неза — висимыми друг от друга.

Например, можно говорить об аффективной и когнитивной, моральной и эстетической линиях развития. Будучи высокоразви — той по одной линии, самость может отставать по другим линиям развития, в целом образуя пеструю картину своей эволюции.

Время от времени субъект может испытывать так называемый

Каждая стадия развития субъекта-самости связана со своим образом мира, своим мировоззрением. Последнее не просто от — ражает реальность данного уровня, но и отчасти создает ее, при — обретая характер субъектной онтологии105 каждого уровня разви —

тия, конструируемой данным субъектом (точнее говоря, Уилбер

выделяет на каждом уровне развития два аспекта – глубинный и поверхностный. Глубинный предзадан, поверхностный создается субъектом, когда он достигает в своем развитии соответствую — щего уровня106). Подобным творчеством субъект создает миры, обогащая многомерную онтологию бытия. Тем самым представ —

лена своего рода формула синтеза презентизма и конструктивиз — ма (имеется в виду, что презентизм – направление гносеологии, утверждающее, что субъект лишь представляет (презентирует) в своем сознании внешний объект, в то время как конструктивизм вводит момент активного отношения субъекта к объекту, в пределе выражающегося в создании, конструировании объекта). В рамках интегрального подхода презентизм связан с более глубинными, конструктивизм – с более поверхностными структурами бытия.

Из основных исторических обобщений Уилбера можно было бы упомянуть его представления о значении трех основных перио — дов мировой истории – до-современности, современности и пост — современности107.

Главная заслуга до-современности – это утверждение идей

Задача пост-современности, по мнению Уилбера, – синтез вер — тикальных и горизонтальных делений бытия, соединение Великого Гнезда Бытия и Большой Тройки.

Постмодернизм108 попытался начать выполнение этой задачи, в частности, возродив идею интерпретации как основного гер — меневтического метода обоснования в области внутреннего мира. Уилбер считает важными такие идеи постмодернизма, как

3) интегральный аперспективизм109,

Собственный вариант интегрального подхода Уилбер рас — сматривает как проект более адекватного выражения синтетиче — ского духа пост-современности, собирания в единой картине всех секторов и всех уровней, синтеза всего положительного из до — современности (уровни) и современности (секторы).

Интегральный подход (интегральная теория) — подход к человеку, обществу и науке, затрагивающий все сферы человеческой деятельности, осуществляемый в рамках систематической холистической философии, методология которой сформулирована (и продолжает совершенствоваться) в работах, главным образом, Кена Уилбера, а также других деятелей интегрального движения [источник не указан 516 дней] .

Содержание

Общие сведения

Определение духовности в терминах интегральной модели Уилбера

Исходя из своей интегральной модели (AQAL) Кен Уилбер выводит четыре определения духовности, за каждым из которых признает право на существование.

Терминология



Пример психограммы — изображения множественных способностей (intelligence), разворачивающихся через уровни сознания

Вкратце, интегральная модель человека включает:

Четыре определения духовности

Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами.
Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке.



Решетка Уилбера-Комбса — связь между уровнями и состояниями сознания (на данной иллюстрации уровни представлены более подробно)

На данной вебстранице, основанной в 2007 году, представлены материалы Кена Уилбера и других авторов, переведённые с английского языка в рамках инициативы сообщества ru_kenwilber по бескорыстному распространению знаний по интегральному подходу.

Публикация этих материалов в открытом доступе в интернете позволила катализировать и усилить интерес общественности к интегральному подходу и стала платформой для ряда индивидуальных и коллективных начинаний. Мы надеемся, что это только лишь первая страница в современном путешествии интегрального видения по русскоязычному пространству, которая в дальнейшем приобретёт многотомное звучание.

Благодарим вас за внимание и желаем приятного чтения!

То же самое в FB

Интегральные исследования психотравмы

Независимое исследование алмазного подхода А. Х. Алмааса

Работы Кена Уилбера:

Практика интегральной жизни:

Другие интегральные материалы:

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: