Сущность и юридическая природа государственной власти и государственного суверенитета кратко

Обновлено: 02.07.2024

Понятие, сущность и признаки суверенитета государства

Ключевые слова: понятие, сущность, признаки, суверенитет, государства

Одним из основных - специфических - признаков государства, позволяющих ему играть ведущую роль в политической системе, является суверенитет.

Суверенитет - важнейшая характеристика политико-правовой сущности государства. Он означает верховенство и независимость власти. Это такое свойство власти, которое обеспечивает государству возможность свободно, самостоятельно осуществлять свои внутренние и внешние дела.

Определяя качество государственной власти как высшей и независимой власти, суверенитет предполагает неподчиненность ее каким-либо другим структурам власти. В суверенном государстве не может быть политических образований, конкурирующих властей, которые были бы выше власти суверена.

Суверенное государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории данного государства не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней. Власть государства распространяется на всю территорию, находящуюся под его юрисдикцией.

В качестве суверена государство полностью распоряжается территорией в пределах государственной границы, т.е. обладает территориальным верховенством. Верховенство государства внутри страны предполагает точное и неуклонное соблюдение законов данного государства всеми гражданами, государственными и муниципальными органами, должностными лицами, негосударственными объединениями и организациями.

Государство обязано пресекать военную агрессию и другие формы посягательства на суверенитет, территориальную целостность, а также обеспечивать свою экономическую, политическую и информационную независимость. Оно обеспечивает защиту населения и территории. Принцип целостности и неприкосновенности территории является одним из основных элементов безопасности государства, а его защита и обеспечение - одной из важнейших государственных функций.

Суверенитет означает не только верховенство, непререкаемость решений государства во внутренних делах, но и независимость государства во внешнеполитической сфере. Суверенное государство является самостоятельным участником международных отношений (обладает статусом субъекта международного права) и может в силу этого заключать международные договоры, обмениваться дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами.

В широком толковании термин "суверенитет" означает также верховенство власти государства внутри страны. Считается, что первым, кто стал рассматривать суверенитет как особую черту, присущую любому государству, был Ж. Боден (1530 - 1596 гг.).

Понятие "суверенитет" имело разное наполнение в зависимости от исторических условий. Суверенитет, например, феодального государства в Средние века выглядел иначе, чем в период абсолютизма и в современную эпоху. Верховная власть монарха в нем бывала по отношению к княжествам и герцогствам больше номинальной, а их вассальная зависимость от короля или царя - весьма относительной.

Примером могут служить взаимоотношения Московского Великого княжества с Новгородом и Тверью в XIV - XV вв., французских королей с герцогством Бургундским в XV - XVI вв. Если Ж. Боден признавал за государственным суверенитетом такие черты, как бессрочность, абсолютность, без которых невозможно решать важнейшие вопросы жизни страны, то сегодня суверенитет государства не является абсолютным: будучи членами международных соглашений, государства вынуждены вести политику в соответствии с принятыми обязательствами.

Суверенитет Российской Федерации , например, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью. Субъекты Российской Федерации не являются суверенными образованиями.

Вместе с тем в некоторых зарубежных федерациях составные части государства отличаются значительной самостоятельностью. В Швейцарии, например, кантоны обладают суверенитетом: 23 кантона, составляющие Швейцарскую федерацию, суверенны в той мере, в какой их суверенитет не ограничивается федеральной конституцией.

Признаки государственного суверенитета:

1) с внутренней стороны:

а) верховенство государственной власти — т.е. ее распространение на всех лиц на территории данной страны. Обеспечивается с помощью законов (государственных предписаний) и аппарата власти;

б) самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны;

2) с внешней стороны — самостоятельность государственной власти и ее независимость от других властей за пределами территории данной страны. . читать далее .

сти. Суверенитет принадлежит тому властному субъекту, который обладает независимой и верховной властью.

Если в качестве такого субъекта выступает организация государственной власти (государство узком смысле), то следует говорить о государственном суверенитете. Говорить же о народном суверенитете можно лишь в том случае, если считать, что верховная и независимая власть осуществляется народом – совокупностью граждан (“непосредственная власть народа”).

Понятно, что может быть только одна суверенная власть – по определению суверенитета. Либо государственный суверенитет, либо суверенитет народный. Но, во-первых, последний противоречит самому понятию государства, ибо публичная политическая власть осуществляется не народом, а аппаратом, частью народа. Во-вторых, не существует народа как некой целостности, но существует множество индивидов, с разными и даже противоположными интересами. В-третьих, в демократическом конституционном государстве избрание высших должностных лиц “народом” – то, что изображается как “непосредственное осуществление народом своей власти” и якобы демонстрирует то, что источником государственной власти является народ, – в действительности представляет собой свободную конкуренцию индивидов и их групп в борьбе за доступ к формированию и осуществлению суверенной государственной власти. В-четвертых, о народном суверенитете предпочитают говорить те правители, которые присваивает себе способность выражать волю всего народа, те, кто изображает народ в виде некой абстрактной целостности и не допускает по отношению к своей власти никакой оппозиции.

В юридической интерпретации народа постулируется, что отдельный гражда­нин об­ла­дает правами по отношению к любому большинству людей, составляющих народ, и “народному правительству”, даже если оно реально выра­жает волю большинства. В этом отношении права че­ловека и гражданина защищают индивида от произвола большинства, от “народного сувере­нитета”, как и от любого деспотизма или абсолютизма. В ча­стности, та­кую за­щиту при­зван обеспечи­вать суд кон­сти­туцион­ной юрис­дик­ции. Такой суд вправе при­знавать за­коны, принятые органами народ­ного представитель­ства, даже принятые квалифи­цированным боль­шинст­вом, недейст­витель­ными (не имеющими юридической силы). Это оправ­дано тем, что высшей ценно­стью в пра­во­вом госу­дарстве признается человек, его права и сво­боды, а не воля некой большой группы – даже если она выражена в за­коне, приня­том пу­тем рефе­рендума.

Таким образом, в демократическом конституционном государстве суверенная власть – это власть, осуществляемая аппаратом государства, а суверенитет – это суверенитет государственный, а не народный.

В си­ло­вой парадигме суверенитет государ­ства изобра­жа­ется как “право силы”, как верховенство вла­сти, не имеющей пра­вовых границ. С этой позиции внут­ренний су­ве­ренитет го­су­дар­ства означает ничем не свя­занную монопо­лию на принуж­дение, на при­ме­не­ние силы внутри страны (ни­ка­кая другая социаль­ная власть не вправе применять силу, если это не санкционировано государст­вом). Внут­рен­ний су­верени­тет трак­туется как “полновла­стие” – в том смысле, что организация верховной власти сама явля­ется ис­точ­ником и носи­телем всех возможных власт­ных полно­мочий и сама, произвольно, опре­деляет пре­делы этих пол­номочий (в частности, она может “самоограничиваться правом”). Внеш­ний же сувере­нитет объясняется не про­сто как независимостьгосу­дарства, но и как его принци­пиаль­ная несвязанность междуна­род­ными догово­рами, выполнение обяза­тельств лишь по сооб­ражениям силы или целе­сооб­разности. Та­кая пара­дигма соответствует исторически неразвитой правовой ситуации, но уже в XIX в. она устарела. В ча­стности, в этой пара­дигме невоз­можно объяс­нить природу и назначение кон­ституци­онного права (как отрасли, ус­танав­ли­вающей правовые пределы вла­сти внутри страны) и меж­дуна­родного права (как пра­вовой системы, ограни­чивающей силу в межго­су­дарствен­ных от­но­шениях).




В юридической трактовке государственный су­ве­рени­тет означает верховенство и независимость власти, подчи­нен­ной праву, монополию на принуждение в рамках право­мочий и независимость государства в рам­ках меж­дународ­ного право­порядка.

Внутренний государственный суверенитет в юридическом понимании – это право го­сударства на принуждение по отно­шению к субъ­ектам права, т.е. полномочие, ограниченное обязанностью при­знавать и соблюдать права этих субъектов. Свобода ин­ди­видов пер­вична по от­ношению к соз­да­ваемой ими организации госу­дар­ствен­ной власти, и правомо­чия государ­ственной власти произ­водны от этой свободы. Уста­навли­вая госу­дарствен­ную власть, инди­виды, образующие публично-правовую ас­социацию, отчуж­дают в пользу учреждаемой власти часть своей свободы и в этих пределах обя­зуются подчи­няться власти.

Официально-властное принуждение за пределами дозволенного правом – это такое же правонарушение, преступное насилие, как и противоправное принуждение со стороны частных лиц.

Внешний суверенитет – это равноправие, формальное равенство всех членов правового сообщества государств, взаимодействие государств по принципу: “свобода каждого государства в международных отношениях ограничена такой же свободой каждого другого государства”. Все государства обязаны в равной мере подчиняться нормам межгосударственного правового сообщества. И это не ограничение государственного суверенитета (это ограничение великодержавного произвола), а необходимое условие суверенитета всех государств. Ибо все государства могут быть суверенными только в рамках общего и одинакового для всех международного правопорядка. В противном случае “суверенными” (в смысле потестарной интерпретации суверенитета) будут лишь немногие – и то лишь до тех пор, пока не столкнутся с более сильными державами.

Юридическое понятие государственного суверенитета. Суверенитет есть качество независимости и верховенства вла

сти. Суверенитет принадлежит тому властному субъекту, который обладает независимой и верховной властью.

Если в качестве такого субъекта выступает организация государственной власти (государство узком смысле), то следует говорить о государственном суверенитете. Говорить же о народном суверенитете можно лишь в том случае, если считать, что верховная и независимая власть осуществляется народом – совокупностью граждан (“непосредственная власть народа”).

Понятно, что может быть только одна суверенная власть – по определению суверенитета. Либо государственный суверенитет, либо суверенитет народный. Но, во-первых, последний противоречит самому понятию государства, ибо публичная политическая власть осуществляется не народом, а аппаратом, частью народа. Во-вторых, не существует народа как некой целостности, но существует множество индивидов, с разными и даже противоположными интересами. В-третьих, в демократическом конституционном государстве избрание высших должностных лиц “народом” – то, что изображается как “непосредственное осуществление народом своей власти” и якобы демонстрирует то, что источником государственной власти является народ, – в действительности представляет собой свободную конкуренцию индивидов и их групп в борьбе за доступ к формированию и осуществлению суверенной государственной власти. В-четвертых, о народном суверенитете предпочитают говорить те правители, которые присваивает себе способность выражать волю всего народа, те, кто изображает народ в виде некой абстрактной целостности и не допускает по отношению к своей власти никакой оппозиции.

В юридической интерпретации народа постулируется, что отдельный гражда­нин об­ла­дает правами по отношению к любому большинству людей, составляющих народ, и “народному правительству”, даже если оно реально выра­жает волю большинства. В этом отношении права че­ловека и гражданина защищают индивида от произвола большинства, от “народного сувере­нитета”, как и от любого деспотизма или абсолютизма. В ча­стности, та­кую за­щиту при­зван обеспечи­вать суд кон­сти­туцион­ной юрис­дик­ции. Такой суд вправе при­знавать за­коны, принятые органами народ­ного представитель­ства, даже принятые квалифи­цированным боль­шинст­вом, недейст­витель­ными (не имеющими юридической силы). Это оправ­дано тем, что высшей ценно­стью в пра­во­вом госу­дарстве признается человек, его права и сво­боды, а не воля некой большой группы – даже если она выражена в за­коне, приня­том пу­тем рефе­рендума.

Таким образом, в демократическом конституционном государстве суверенная власть – это власть, осуществляемая аппаратом государства, а суверенитет – это суверенитет государственный, а не народный.

В си­ло­вой парадигме суверенитет государ­ства изобра­жа­ется как “право силы”, как верховенство вла­сти, не имеющей пра­вовых границ. С этой позиции внут­ренний су­ве­ренитет го­су­дар­ства означает ничем не свя­занную монопо­лию на принуж­дение, на при­ме­не­ние силы внутри страны (ни­ка­кая другая социаль­ная власть не вправе применять силу, если это не санкционировано государст­вом). Внут­рен­ний су­верени­тет трак­туется как “полновла­стие” – в том смысле, что организация верховной власти сама явля­ется ис­точ­ником и носи­телем всех возможных власт­ных полно­мочий и сама, произвольно, опре­деляет пре­делы этих пол­номочий (в частности, она может “самоограничиваться правом”). Внеш­ний же сувере­нитет объясняется не про­сто как независимостьгосу­дарства, но и как его принци­пиаль­ная несвязанность междуна­род­ными догово­рами, выполнение обяза­тельств лишь по сооб­ражениям силы или целе­сооб­разности. Та­кая пара­дигма соответствует исторически неразвитой правовой ситуации, но уже в XIX в. она устарела. В ча­стности, в этой пара­дигме невоз­можно объяс­нить природу и назначение кон­ституци­онного права (как отрасли, ус­танав­ли­вающей правовые пределы вла­сти внутри страны) и меж­дуна­родного права (как пра­вовой системы, ограни­чивающей силу в межго­су­дарствен­ных от­но­шениях).

В юридической трактовке государственный су­ве­рени­тет означает верховенство и независимость власти, подчи­нен­ной праву, монополию на принуждение в рамках право­мочий и независимость государства в рам­ках меж­дународ­ного право­порядка.

Внутренний государственный суверенитет в юридическом понимании – это право го­сударства на принуждение по отно­шению к субъ­ектам права, т.е. полномочие, ограниченное обязанностью при­знавать и соблюдать права этих субъектов. Свобода ин­ди­видов пер­вична по от­ношению к соз­да­ваемой ими организации госу­дар­ствен­ной власти, и правомо­чия государ­ственной власти произ­водны от этой свободы. Уста­навли­вая госу­дарствен­ную власть, инди­виды, образующие публично-правовую ас­социацию, отчуж­дают в пользу учреждаемой власти часть своей свободы и в этих пределах обя­зуются подчи­няться власти.

Официально-властное принуждение за пределами дозволенного правом – это такое же правонарушение, преступное насилие, как и противоправное принуждение со стороны частных лиц.

Внешний суверенитет – это равноправие, формальное равенство всех членов правового сообщества государств, взаимодействие государств по принципу: “свобода каждого государства в международных отношениях ограничена такой же свободой каждого другого государства”. Все государства обязаны в равной мере подчиняться нормам межгосударственного правового сообщества. И это не ограничение государственного суверенитета (это ограничение великодержавного произвола), а необходимое условие суверенитета всех государств. Ибо все государства могут быть суверенными только в рамках общего и одинакового для всех международного правопорядка. В противном случае “суверенными” (в смысле потестарной интерпретации суверенитета) будут лишь немногие – и то лишь до тех пор, пока не столкнутся с более сильными державами.

Российская Федерация является конституционным государством, в котором Конституция — это Основной закон, применяющийся судами по всей территории РФ при совершении акта правосудия. Любые законы и правовые акты РФ не противоречат Конституции государства.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:

  • знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
  • представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
  • понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.

Конституция РФ состоит из:

  • вступительной части (преамбулы),
  • первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
  • второго раздела.

Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.

Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:

Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:

  • приоритет человеческих прав и свобод;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода;
  • разделение властей;
  • гарантии МСУ;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет Закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Конституция Российской Федерации. 9-11 классы. Учебное пособие

Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.

Правовой статус человека и гражданина

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

  1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
    • право на жизнь,
    • право на имя,
    • неприкосновенность личности,
    • свобода передвижения и выбора места жительства,
    • неприкосновенность жилища,
    • запрет принудительного труда,
    • тайна переписки,
    • достоинство личности,
    • свобода совести и вероисповедания.

  2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
    • равенство всех перед законом,
    • свобода слова и печати,
    • свобода собраний,
    • свобода союзов,
    • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.

  3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
    • право на труд,
    • право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
    • право на социальное обеспечение,
    • право на жилище,
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
    • право на образование и др.

  4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
    • право на образование,
    • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
    • свобода преподавания,
    • право получения образования на родном языке и др.

  5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
    • право на благоприятную окружающую среду;
    • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
    • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обществознание. 9 класс. Учебное пособие

Учебник содержит обширный теоретический и фактический материал по политической и социальной сферам жизни общества, а также по современному российскому обществу и включает большое количество схем, таблиц, иллюстраций. Методический аппарат учебника содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно -деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:

  • Государственная защита прав и свобод:
    • президент РФ гарантирует человеческие и гражданские права и свободы;
    • правительство РФ обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод;
    • прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением личностных и гражданских прав и свобод;
    • уполномоченный по правам человека принимает заявления граждан о нарушении их прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ, осуществляет меры по соблюдению закона.

    Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.

    Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:

    Нередко понятию власти придается чрезмерно широкая трактовка в некоторых исследованиях. В вышеперечисленных случаях вряд ли можно увидеть власть, так как эти взаимоотношения не определяют волевым путем желаемое поведение, а являются лишь частью побудительных мотивов поведения объекта воздействия. Такие мотивы нередко действуют стихийно, не включают момент осознания их как власти, что необходимо в человеческом сообществе.

    Публичная власть - это власть, которая действует в государственно-организованном обществе в целом. Публичная власть имеет политический характер, поскольку связана с существованием асимметричного общества.

    Таким образом, подводя краткий итог, следует указать на то, что публичная политическая власть - это власть, которая оказывает влияние на направления развития общества в борьбе разных сил и тенденций, влияющих на деятельность государства в определенный промежуток времени.

    Особой разновидностью публичной политической власти является государственная власть. Она представляет собой организованное руководство делами общества со стороны государства и его органов. Иными словами, государственная власть реально принадлежит органам государства, его должностным лицам в соответствии с теми законами, которые существуют в государстве. Суть государственной власти выражается в принятии актов, имеющих государственно-обязательную силу, обеспечиваемых авторитетом, организационными мероприятиями, а при необходимости и принуждением со стороны государства. Она действует от имени всего общества, по его уполномочию, хотя на практике она не всегда представляет интересы всего общества или представляет в одних отношениях и не представляет в других.

    Таким образом, проведя анализ конституционных положений о государственной власти можно прийти к выводу о том, что в Конституциях государственная власть и власть народа являются равнозначными понятиями.

    Однако на этот счет у ученых нет единого мнения. Еще Л. И. Петражицкий указывал на невыясненность и спорность природы государственной власти.

    Среди современных ученых также отсутствует единый подход к пониманию государственной власти.

    Чаще всего в юридической литературе власть определяют, как возможность распоряжаться или управлять кем-либо или чем-либо, подчинять своей воле других. При этом к основным элементам государственной власти относят общую волю и силу принуждения, способные обеспечить подчинение государственной власти всех членов общества.

    1. Государственная власть по своей природе едина и принадлежит народу. Она распространяется на всех членов общества и носит всеобщий характер.

    2. Государственная власть - это возможность распоряжаться или управлять кем-либо или чем-либо, подчинять своей воле других.

    3. Государственная власть осуществляется органами государственной власти, которые наделены соответствующими полномочиями и являются легитимными и легальными, т.е. они признаны народом и сформированы на основе закона.

    4. Государственная власть - это суверенная власть, т.е. она обладает верховенством внутри страны и независимостью на международной арене.

    Однако следует подчеркнуть, что государственная власть может быть узурпирована какими-либо социальными группами, которые либо насильственным образом захватывают ее, устанавливая свое господство над обществом, либо даже получают в результате демократических выборов и затем используют для замены демократического политического режима авторитарным или тоталитарным. В таких государствах государственная власть перестает быть властью народа, а становиться властью узкого круга людей.

    Также следует отметить специфику государственной власти в монархических государствах в частности в абсолютных монархиях. В этих государствах государственная власть сконцентрирована в руках монарха, которые осуществляют ее по своему усмотрению. Таким образом, участие народа в осуществлении государственной власти в абсолютных монархиях отсутствует.

    Обычно власть рассматривается как универсальное свойство социальной жизни, а потому связывается с процессом властвования, властного воздействия на поведения людей, коллективов и общества в целом. При этом различают неполитическую и политическую власть.

    Неполитическая власть - это власть в объединениях людей, организациях и движениях, не связанных непосредственно с государством и не имеющих прямого отношения к нему. Неполитическая власть выполняет огромную роль в управлении гражданским обществом. Сферы ее проявления касаются насущных потребностей людей. Особенно неполитическая власть активна на местном уровне и в мелких социальных системах.

    Политическая власть - это власть, осуществляемая через государство и в государственной системе, в системе политических партий, организаций и движений. Она, так или иначе, связана с государством и государственным регулированием.

    Однако среди ученых нет единого мнения по поводу соотношения политической и государственной власти. Так, В.Ц. Киров утверждает, что эти понятия являются идентичными. По мнению Ю.А. Тихомирова, содержание политической власти гораздо шире, а государственная власть является лишь частным ее проявлением.

    По нашему мнению, государственная власть всегда была, есть и будет властью политической. Ее политический характер выражается в том, что она является властью государства, осуществляемой органами государственной власти и действует в социально разнородном обществе. Органы государственной власти, осуществляющие государственную власть, формируются на основе политических интересов общества.

    Наконец, государственная власть в государственно-организованном обществе является единой по социальному содержанию, целям, организационной структуре, функциям, и не может быть разделена по социальным группам в зависимости от силы их давления. Разделение государственной власти на ветви не отменяет этого единства. В обществе не может быть двух государственных властей, преследующих неодинаковые цели в развитии общества. В ситуации, при которой в государстве существует две параллельные государственные власти (в случаях конфликтов и войн), одна будет поглощена другой, в результате мирного соглашения либо полной победы одной стороны над другой. Примером слияния двух существовавших в государстве государственных властей в одну является Республика Таджикистан. Подписанное 27 июня 1997 года мирное соглашение ознаменовало формирование единой государственной власти на основе представительства Объединенной Таджикской Оппозиции в органах государственной власти.

    Система государственной власти необходима для нормального функционирования общества, реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, но она таит в себе опасность злоупотреблений со стороны власть имущих, возможность установления тоталитарного государства. В связи, с чем организация и способы функционирования институтов государственной власти основываются на выработанных в ходе исторического развития принципах разделения властей.

    Разделение власти - одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.

    Разделение властей и единство государственной власти не имеют исключительного характера. Разделение ветвей власти не отменяет их взаимодействия, единства государственной политики по принципиальным вопросам, единства действий всех ветвей власти по выполнению основных функций государства. С другой стороны, концепция единства государственной власти не исключает создания различных государственных органов, разделение их полномочий, различных методов осуществления ими государственной власти.

    Отсюда можно сделать вывод, что государственная власть в соответствии с конституцией в конкретном обществе и государстве, функционирует на принципах единства государственной власти и разделения властей.

    Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны, и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой. Отсюда же и характерное для политической истории общества совмещение функций на её ранних этапах: вождя и военачальника (король-воин, князь-предводитель дружины, епископ-рыцарь, глава ордена и т.п.)

    Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную власти, власть государства и церкви. Оно же сопровождалось и длительной борьбой за унификацию власти, преобладание светской власти над религиозной, или господство церкви в светской жизни общества.

    Наряду с этим, в самом светском государстве рано началось разделение профессиональных функций власти. Происходило разделение власти между центральным и местным управлением (самоуправлением), формировалась всё более сложная политическая система общества, властей разных уровней и с разными функциями. Развитое разделение власти стало, в конце концов, одной из организационных основ государства Нового времени, которое функционирует как система функционально разграниченных, и одновременно связанных между собой учреждений, аппаратов и органов власти. Она была направлена на критику теории единоначалия, которая вела к деспотии.

    Дальнейшее развитие разделённых властей шло несколькими параллельными путями:

    1) происходила централизация парламентских структур, смещение парламентаризма в центр со всей идеологией и техникой формирования представительной власти (её выборностью, принципами организации и т.п.);

    2) укреплялась и совершенствовалась центральная правительственная исполнительная власть и особенно её аппаратов, кадров государственных служащих;

    Этот объективный процесс получил теоретическое обоснование в политико-философской теории разделения властей и сопровождался проектами гражданского общества и правового государства, и конституционного строя, реализация которых была необходимым условием эффективного разделения власти и в свою очередь зависела от разделения её на три относительно автономные, взаимосвязанные и контролирующие друг друга власти.

    Читайте также: