Ингуши традиции и обычаи кратко

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ИНГУШЕЙ

Ингуши́ — вайнахский народ, исторически проживающий на Северном Кавказе.

Ингушские башни строились в период между X и XVII веками нашей эры. Выделяются три основных типа башен: жилые, полубоевые и боевые. Также к объектам древнего ингушского каменного зодчества относятся культовые строения и могильники, располагающиеся в периметре башенных комплексов.

Основой культуры ингушского народа является Эздел — свод неписанных моральных и этических правил поведения ингушей, который охватывает все сферы жизни любого члена общества, начиная с самого детства. Эздел является Кодексом чести и поведения, передаваемым из поколения в поколение родителями и обществом.

Ингушская культура очень разнообразна и насчитывает множество легенд, эпосов, рассказов, пословиц и поговорок. Богатые музыкальная, танцевальная и певческая традиции.

Ингуши гордятся своей древней, удивительно красивой страной, прекрасными традициями и обычаями , оставленными мудрыми предками. В них непоколебимый дух добрососедства и настоящего кавказского долголетия. Традиции и обычаи народа играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности духовной жизни, в гармоническом развитии общества и личности.

Доброта, открытость, душевность, уважение собственного достоинства и достоинства другого - основные духовные принципы национальной культуры ингушей.

Уважение к родителям и старшим, заботливое отношение к младшим, почтительное обращение с женщиной, толерантность к различным культурам, доброжелательность во взаимоотношениях с соседями - всё это проявления вековых традиций народа. Этикет взаимоотношений ингушей друг с другом и с представителями других народов - яркое тому подтверждение.

Уважительное отношение к родителям и забота о них, почтительное отношение к старикам является святым долгом. В будни и в праздники дом, в котором есть старики, бывает наполнен гостями. С особой любовью тянутся к старикам их внуки. Ещё в первой половине XIX века В.Бурьянов отмечал: "Они имеют чрезвычайное уважение к старости, совет опытного старца всегда имеет большое влияние на молодёжь ". Самые значительные вопросы в жизни семьи и общества ингуши не решают без их непосредственного участия.

Кавказцы, по природе своей философски относящиеся к жизни, высоко ценят роль женщины в обществе. В ингушском обществе с малолетства прививается чувство высокой почтительности к женщине. В далёком прошлом даже самый жестокий поединок прекращался, если женщина, прося об этом, снимала головной платок. Женщину издревле называют "хранительницей очага". Она обязана собою явить пример нравственности, любви и верности, терпимости и миротворчества, и в воспитании души и ума ребёнка развивать его в верном направлении. Её роль всегда ценилась в ингушском обществе. Ингушский этикет требует относиться к женщине со всем вниманием и предупредительностью. Чувство внутренней свободы и ума, практическая мудрость и такт поднимают авторитет женщине в обществе.

Гость для ингуша - лицо священное. Всё лучшее в доме подаётся гостю. Независимо от национальности и вероисповедания гостю уделяется повышенное внимание. В обществе ценятся такие обычаи, как вежарил (побратимство) и доттагIал (дружба) с представителями как своего, так и других народов. Дружественные взаимоотношения передаются через поколения.

Верность данному слову почитается как высшая ценность. Уникальным мероприятием в духовной культуре ингушей является "ловзар". "Ловзар" - это шуточное сватовство, зажигательные танцы, юмор, шутки, песни. Это гимн жизнеутверждающего началу ингушей. Свод неписанных правил ингушской этики "ГIалгIай эздел", по которым строит свой мир ингушский народ, - это образ жизни и образ мышления, мироощущение и нравственность, это строгое следование традициям, благородство, обязательное, как религия. Эздел - это культура интеллигентности. Моральный кодекс ингушей "эхь-эздел", традиции и обычаи, искусство каменного зодчества - лучшее, что создано ингушским народным гением. Оно по праву занимает своё место в обществе сокровищнице материальных и духовных ценностей своего мира. Общество, умеющее ценить мудрое наследие предков, проявляется в благородстве, внимании и почтительном отношении друг к другу.

Ингушская кухня - одна из древнейших, самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо - баранина и птица в натуральном виде, основной продукт в приготовлении блюд. Они готовятся из нескольких составляющих, калорийны и очень легко усваиваются организмом. Самые важные компоненты многих блюд - острые приправы, лук, чеснок, перец, чебрец.

Ингушская кухня богата витамизированная и сытная. Зелень - очень важная составляющая блюд. Довольно много блюд готовятся из черемши, сыра, тыквы, творога, кукурузы и, конечно, сушённого мяса. Ингуши любят мясные бульоны, баранину, говядину, отварную птицу (свинина исключена). Мясо подаётся с галушками из пшеничной или кукурузной муки и обязательно с чесночной приправой. В то время, когда не было холодильников, сушёное мясо являлось палочкой - выручалкой. Из него готовилось много блюд.

Основой ингушской кухни также являются мучные изделия с различными начинками из творога, тыквы, картофеля, черемши и крапивы. Из них готовится много блюд. Горцам, отстаивая свою независимость, всегда приходилось воевать. В этом отношении сушёное мясо (которое вообще не портилось, и его можно было есть в любом виде) и сискал (лепёшка или чурек из кукурузной муки) могли быть всегда при себе и были вкусной, сытной пищей. Всю зиму и ранней весной под рукой была черемша, а летом -крапива.

Несмотря на многочисленные блюда из мяса, черемши и крапивы, всё же Ингушская кухня в своей основе мягкая, умеренная, можно считать, даже диетическая. В ней не преобладают пряности. И, тем не менее , она очень разнообразна.

В качестве головного убора ингуши зимой носили шапку (элтар-кий), летом шляпу (мангал-кий).Обувь шили из сыромятной кожи и сафьяна, что подтверждало распространение у ингушей кожевенного ремесла. Из кожи помимо обуви изготовляли кисеты, ремни, чехлы, седла, сбруи и тд. О развитии ткачества свидетельствуют пряслица, найденные в результате археологических раскопок. Среди тканей домашнего изготовления первое место занимало сукно.

Ингушские женщины пользовались различными украшениями. Они носили медные, бронзовые и серебряные височные кольца, а также сердоликовые и стеклянные бусы. Производство височных колец, по-видимому, было освоено ингушскими мастерами.

Развиты у ингушей такие ремесла как оружейное, гончарное, кузнечное, ювелирное, которые в целом по наличным материалам характеризуются достаточно высоким уровнем профессионализма. Широкое развитие у ингушей издревле получила металлообработка. Местные ремесленники умело сочетали различные операции по обработке металла: зернение, чернение, золочение, инкрустацию разноцветными вставками. Предки ингушей были также искусными оружейниками. Вооружение средневекового ингушского воина составляли: лук, стрелы, дротики, копья, топоры, пращи, мечи, позже кинжалы и сабли. С XVl в. среди ингушей распространяется огнестрельное кремневое оружие. В качестве защитного вооружения служили панцири и кольчуги, шлемы, щиты, налокотники и боевые перчатки. Деревообработка играла заметную роль в хозяйственном быту ингушей. Они умели изготавливать посуду из дерева. Развивалась резьба по дереву. Мастера изготавливали резные оконные наличники, двери, мебель. Среди ингушей было развито также производство колес, седел, ободьев для колес.

Посуду с древнейших времен делали из камня, дерева, глины, меди, бронзы и железа. У ингушей развивалось керамическое производство. Различные сосуды, бокалы, кувшины и блюда изготовлялись из глины с применением лощения. Со времен кобанской культуры, носителями которой были предки ингушей, сохранилась традиция украшать ручки сосудов стилизованными головами или фигурками животных. Во второй половине XlX в. появляется уже и фабричная посуда из стекла и фаянса.

Значительную роль в жизни и мировосприятии играли астрономические знания. Они почитали небесные светила, следили за ними. Был у них и свой календарь, они умели определять все четыре солнечных цикла. Празднование первого цикла было приурочено ко дню зимнего солнцестояния, второго ко дню весеннего солнцестояния. Год состоял из 12 месяцев, каждый из которых имел свое название.

Каждый месяц делился на четыре недели из семи дней. Календарные циклы тесно были связаны с земледелием и скотоводством, основывались на большом практическом опыте народа, астрономических наблюдениях и математических расчетах. Основные даты традиционного календаря отмечались обрядами, праздниками. Календарные праздники, трудовые в своей основе, приуроченные к хозяйственным работам можно было разделить на зимние, весенние, летне-осенние. Это были: праздники весеннего равноденствия, бога Селы, празднование зимнего солнцестояния, нового года, праздники, связанные с началом уборки урожая, сенокоса .

Исторические события прошлого, представления об окружающем мире, отголоски древних религий, знания, которые имелись, но были забыты, сохранились в памяти народа в виде преданий, легенд, мифов, сказок, героических и лирических песен. В произведениях устного народного творчества прослеживаются мировоззрение, миропонимание, нравственно-этические идеалы народа, различные стороны его жизни и быта, представление о добре и зле, благородстве и справедливости, дается народная оценка многим событиям и человеческим поступкам. Фольклор ингушей имеет вместе с ярко выраженным своеобразием много общего с устным народным творчеством других народов.

Для многих народов культура ингушей остаётся загадкой, но я предлагаю приоткрыть завесу тайны. Традиции ингушей насчитывают около 4 тысячи лет и, что удивительно, многие из них сегодня соблюдаются этими племенами. Ингуши свято хранят свою культуру, старинные верования, обычаи предков.

То, что у других народов уже безвозвратно ушло в прошлое, в культуре ингушей продолжает жить и даже обогащаться чем-то новым. Какой должна быть традиционная ингушская свадьба? Почему о семье этот народ судил по башне? Какие праздники отмечают в Ингушетии?

Башня в понимании ингушей символизирует статус семьи

Башня в понимании ингушей символизирует статус семьи

Народ высоких башен

В Ингушетии и сегодня можно увидеть немало башен. Как ни странно, но они были напрямую связаны с отношением людей к их владельцам. “Какая у твоего рода башня?” – спрашивал отец девушки у юноши, что собирался свататься к ней. Прочность и красота архитектуры сооружения говорили о состоятельности и ответственности семьи, что жила в ней.

Кстати, изучая традиции ингушей, я открыла для себя занимательные сведения. Самоназвание народа – галгаи, что дословно значит “обитатели башен”. Уже один только этот факт говорит о том, насколько важными были такие строения для ингушей.

Сегодня башни являются историческими памятниками, а большинство ингушей проживает на равнинах, а не в своих высоких жилищах. Несмотря на это, старинные традиции и сегодня играют ключевую роль в жизни народа.

Суть поведения ингушей заключается в словах: “Поступай так, как сделали бы твои предки”. Уважение к старшим, понятие чести, скромность и доброжелательность – не пустые слова для народа Ингушетии.

Однако и сегодня в некоторых регионах продолжает существовать обычай кровной мести. По мнению ингушей, он играет положительную роль в воспитании молодого поколения – человек должен осознавать, что за каждый свой поступок понесёт ответственность.

Почитание старших - основа традиций ингушей

Почитание старших – основа традиций ингушей

О помощи и семейных традициях ингушей

На мой взгляд, одна из самых чудесных традиций ингушей – “белхи”. Этот обычай связан с трудовой взаимопомощью, поддержкой друг друга. В старину для того, чтобы скосить траву на крутом склоне, ингуши связывались друг с другом верёвкой, что не давала упасть работникам.

Если в какой-то семье умирает кормилец, соседи и родные поддерживают потерпевших. То же самое происходит после бедствия, например, пожара. В тяжёлые моменты истории именно традиция “белхи” помогла народу устоять и выжить, не потеряв своей самобытности и оставшись не менее сплочённым, чем прежде.

У ингушей ярко выражен культ почитания предков и старших представителей семейства. Если в доме несколько сыновей, то после женитьбы старшие должны построить своё жилище, а вот младший остаётся с родителями, заботясь о них вместе с супругой.

Главой семьи однозначно выступает мужчина, а женщине отводится второстепенная роль, но то вовсе не значит, что она не имеет право высказать мнение или участвовать в жизни родственников. Мать – священный человек для ингушей, она стоит наравне с отцом. Сегодня многие традиции ингушей обусловлены влиянием ислама, однако эта религия не всегда была господствующей в Ингушетии.

Менее десяти столетий тому назад ингуши придерживались языческих верований, поклонялись божествам дождя и грома, покровителям плодородия и духам земли. С приходом ислама древняя вера не исчезла, а лишь несколько преобразилась, из-за чего современные мусульмане-ингуши значительно отличаются от сторонников этой религии других стран.

Свадебный обычаи Ингушетии

Самый сложный обряд ингушей – свадьба, которая состоит из целой системы ритуалов, а предшествуют ей сватовство и помолвка. Согласно традициям, вся церемония должна проходить именно так, как было несколько столетий тому назад, так, как делали предки ингушей.

Один из самых ярких моментов подготовки к сватовству – своеобразное “знакомство”. Понравившейся девушке юноша передаёт сладости и подарки. Если она принимает его дары, то в ответ должна послать пару вышитых своими руками платков (они предназначаются для жениха и его друга).

Перед сватовством старейшины рода юноши обсуждают кандидатуру невесты, уточняют, не состоит ли жених в дальнем родстве с ней. Это серьёзный аспект в переговорах, поскольку развод у ингушей считается позором, а вторую половинку необходимо выбирать раз и на всю жизнь.

Если в ходе сватовства стороны пришли к согласию, невесте и её родным передаётся урду, своего рода выкуп. В наше время минимальная сумма урду составляет 50 тысяч рублей, однако жених может от себя лично подарить возлюбленной любую сумму. С момента выплаты урду девушка уже считается членом семьи жениха, однако это только подготовка к свадьбе.

Сама праздничная свадебная церемония проходит как в доме невесты, так и в доме жениха, что предполагает подготовку с каждой из сторон. Приблизительно за две недели невеста переезжает в дом одного из родственников жениха, где живёт до объявления указанной даты.

После этого в своём доме она появится лишь раз во время свадьбы, считаясь уже не хозяйкой, а гостьей. Чтобы счастье сопутствовало девушке в жизни, её подруга прикалывает к подолу платья белую нить, а в качестве пожелания богатства необходимо положить за пазуху монету, обёрнутую белой тканью.

Ингушская невеста

Ингушская невеста

Такими самобытными и интересными являются традиции ингушей. Этот народ трепетно относится к своей культуре, хранит многовековые обычаи, обучая новые поколения уважению к тому, что оставили им предки. Результат такого отношения может заметить каждый путешественник, побывавший в Ингушетии – её культура наполнена духом уважения и благородства по отношению к своему прошлому.

Ингуши — автохтонный народ Кавказа, чья древнейшая история уходит корнями во второе тысячелетие до нашей эры. Жизнь народности столетиями регулируют нормы единого для всех морально-этического кодекса. Свод неписаных правил позволил до сегодняшних дней сохранить непререкаемый авторитет старейшин, уважение к предкам, ценность семьи и чести.


Где живут, численность

Ингуши — автохтонное население Северного Кавказа. Большая часть представителей народности продолжает занимать места исторического расселения: Ингушетию, часть Северной Осетии. В результате захвата территорий российскими властями во второй половине XIX столетия, репрессий в конце Великой Отечественной войны, значительная часть ингушей выселена в Османскую империю, Среднюю Азию, Казахстан. Передел исторических ингушских территорий в сороковых годах прошлого столетия между Грузией и Грозненской областью поныне является причиной конфликтов чеченских, ингушских, осетинских народов.


Общая численность ингушей в мире, по данным на 2012 г., составляет порядка 700 000 человек. Разделение народа по государствам:

  • Россия — 444 833 чел.
  • Турция — 85 000 чел.
  • Сирия — 35 000 чел.
  • Иордания — 25 000 чел.
  • Ливан — 20 000 чел.
  • Казахстан — 15 000 чел.

В России наибольшее число ингушей проживает в Республике Ингушетия — 385 537 человек. Значительная часть — 28 336 человек, продолжает занимать исторические зоны расселения, ныне относящиеся к Пригородному району Северной Осетии. От 1000 до 5000 ингушей живет в Республиках Чечня и Кабардино-Балкария, Москве, Ставропольском крае, Тюменской и Ростовской областях.

Название

Жилище


Традиции


Склепы строили в виде просторных помещений, напоминавших жилые башни с покатыми крышами. Сюда после смерти помещали останки погибших. Второй вариант — небольшие сооружения, напоминающие дольмены, снабженные щелями для проникновения света и воздуха. Подобная конструкция неслучайна: со времен аланской культуры существовал обычай, по которому умирающий человек сам или с помощью близких еще до смерти перемещался в склеп.
До прихода ислама в XIX столетии в горных регионах старики почитали за честь успеть самим дойти до места своего вечного приюта. Выйти из склепа считалось величайшим позором, запрещалось заносить внутрь пищу. Случалось, что родственники навещали умирающего в течение нескольких дней после перехода в склеп.
С повсеместным распространением ислама подобный способ погребения ушел в прошлое: умерших начали хоронить по мусульманским обрядам. Тело обмывали, одевали в светлые одежды, заворачивали в ковер и выносили на двор, где желающие устраивали прощание. Процессия выдвигалась на фамильное кладбище, где после молитв тело предавали земле. Женщины на кладбище не допускались: в их задачи входило приготовить обильный поминальный обед. Как и на свадьбы, на проводы в последний путь, занимавшие до трех дней, собирались все члены огромных ингушских фамилий, друзья, соседи.

Свадебные традиции


Брачный возраст мужчин наступал в 17-20 лет, девушек — в 15-17 лет. Невесту тщательно выбирали родители жениха, оценивая род в целом, особое внимание уделяя женской половине. Свадебная обрядность начиналась со сватовства, в котором участвовали родители и родственники мужа. Для получения согласия требовалось прийти в дом выбранной девушки не менее трех раз. Положительного ответа это не гарантировало: насильно замуж не выдавали.
В день свадьбы за невестой приезжал свадебный поезд без жениха. После шуточного выкупа и обряда прощания с родителями девушку доставляли в дом свекрови. Старшая женщина встречала ее медом и маслом, что символизировало пожелание сладкой, сытой жизни. Свадьбы проводили шумные, многолюдные: не менее 200-500 человек, иногда число гостей доходило до тысячи. Не позвать кого-то из родных или знакомых считалось оскорблением, равно как и проигнорировать приглашение. Длились торжества до десяти дней.
На время пира девушку проводили в отдельную комнату, где она находилась всю свадьбу. По другой традиции невестка стояла на протяжении свадебного застолья в углу зала, принимая подарки. Жених находился в доме друга, к невесте приходил на третьи сутки, затем избегание продолжалось до месяца. Заканчивались свадебные обряды выводом девушки к роднику за водой, во время которого она знакомилась с жителями селения.

Внешность


Ингуши относятся к кавкасионскому антропологическому типу европеоидной расы. По мнению исследователей, именно этому народу удалось сохранить наибольшее число аутентичных признаков внешности. К ним относят:

  • высокий рост;
  • худощавое телосложение;
  • жесткие, прямые волосы темных оттенков;
  • серые, карие, горизонтально расположенные глаза;
  • низкий выступающий подбородок;
  • волосяной покров развитый.

Ингушских мальчиков с детства приучали к тяжелым физическим нагрузкам, спорту, джигитовке, обращению с оружием, что делало их физически сильными. Правилами поведения регламентировалась умеренность в еде. Мужчинам налагалось до старости иметь подтянутую фигуру, стыдно было иметь лишний вес, особенно в области живота. Существовала особая проверка стройности: ложась на бок на плоскую поверхность, в области талии необходимо иметь просвет, сквозь который сможет пробраться кошка.
Женская красота ценилась, однако при выборе невесты определяющим были другие качества: ум, смелость, скромность, благородство, честь, трудолюбие, способность к деторождению. Именно последний фактор позволял женщинам, особенно имеющим детей или готовящимся стать матерями, иметь фигуру, далекую от сегодняшних идеалов.

Одежда


Традиционна одежда ингушей общекавказского типа: шаровары, нательная рубаха с высоким воротом на пуговицах, бешмет. На праздники и торжественные мероприятия надевали черкеску, украшенную газырями. Долгое время традиционная для кавказских народов папаха у ингушей имела коническую форму, после распространился вариант с расширенным верхом.
Дополняли наряд поясом, где крепилось холодное оружие, чаще кинжал. С кинжалом связан целый ряд адатов — норм поведения. Кинжал запрещалось без надобности доставать, а достав, не вкладывать в ножны не использовав. Нельзя было в шутку замахиваться оружием. В случае борьбы полагалось наносить удар сверху: этому посвящали длительные тренировки вплоть до глубокой старости.
Женский костюм состоял из белой холщовой рубахи до пола, под которую надевали шаровары. Сверху наряд дополняло распашное платье, праздничный вариант которого шился из дорогих тканей. Подпоясывали костюм поясом из кожи или серебра. Голову покрывали платком или традиционной красного цвета шапкой курхарс, в форме конька с раздвоенным верхом.

Жизнь


Религия


Традиционными религиями ингушей были анимизм, тотемизм, магические верования. Тотемными животными считались волк, медведь, олень. Существовал сложный пантеон божеств, который населяли существа мужского и женского пола. Верховным был бог Дяла, не меньше почитались:

  • бог грома и молнии — Села;
  • мать воды — Хи-нана;
  • богиня плодородия — Тушоли;
  • мать ветров — Миханана
  • покровитель скотоводства — Галь-Ерда;
  • богиня горной местности — Мехканана;
  • покровитель охотников, властитель диких животных — Елта;
  • мать вьюги — Дарза-нана;
  • бог войны — Молдз-Ерда;
  • владыка загробного мира — Эштр.

В Средние века в регионе значительно распространилось христианство, о чем свидетельствуют сохранившиеся каменные церкви, кресты. Ислам начинает проникать в регион в XIII-XV вв., однако на равнинах укореняется лишь в XVII-XVIII столетиях, в горах еще позже — в конце XIX в.

Мудрость гор, умноженная в поколениях

"Скажи мне, какая у твоей семьи башня, и я скажу, достоин ли ты моей дочери!". Так в былые времена рассуждал глава любой ингушской семьи, решаясь на важный шаг - сватовство. Прочность и архитектурное совершенство постройки говорили о сплочённости и мощи рода (тейпа). А, значит, гарантировали молодым долгую и счастливую жизнь.

Устремлённые в небо

До XVIII века вся жизнь ингушей была неразрывно связана с этими удивительными строениями, гармонично вписанными в крутой ландшафт географического центра Кавказа. Память об этом хранит и самоназвание нации -- галгаи, что значит "жители башен".


В их строительстве отразилось стремление ингушей быть ближе к небу (самая высокая башня достигает высоты 12-этажного дома) и вполне понятное желание защититься от посягательств завоевателей из других государств. Культ камня был развит настолько, что даже гостю считалось обязательным принести в дар камень.

Возведение боевой или жилой постройки шло торжественно: первые ряды камней обагряли кровью жертвенного животного. Завершить работы за год было делом чести – иначе род считали угасающим. Столь же естественным для галгаев было создание фамильных склепов. "Человеку при жизни нужна башня, а после смерти склеп", -- гласит ингушская пословица. Расположенные рядом, строения наталкивали горцев на философский строй мыслей.


Неписанный кодекс чести

Много времени прошло с тех пор, как ингуши спустились с "неба" на землю - равнину. Но менталитет и этические нормы, оттачиваемые высоко в горах и хранимые столетиями, остались неизменными.


Мудрость ингушей гласит: поступай так, как сделали бы твои предки. Вот почему положения адатов (устного свода правил) строго соблюдают в каждой семье. Свод морально-этических и эстетических правил "Эздел" охватывает все сферы жизни и прививается с детства. Он включает в себя такие понятия как "яхь" - чистая конкуренция, "эхь" - скромность, "сий" - честь, "денал" - сила воли, "камаьршал" - щедрость и другие. От опрометчивых поступков и отступлений от социальных норм издавна ограждал (и частично продолжает ограждать сейчас) обычай кровной мести. Он напоминал: каждый человек в ответе за свои действия перед роднёй.

От тотемизма к исламу

В средневековье горцам Ингушетии были присущи тотемизм, анимизм, магия, культ предков, культ солнца и гор, аграрные и погребальные культы. Христианство проникало в регион со стороны Грузии, а позже России. Напоминает об этом церковь Тхаба-Ерды, построенная в горах более тысячи лет назад. Она считается одним из первых христианских храмов на Кавказе. С ХVI-ХVII веков среди этноса стал распространяться ислам.

Массовая исламизация началась с середины Х1Х века.

Современные ингуши – мусульмане-сунниты шафиитского мазхаба.

Связанные одной верёвкой

Жизнь, полная труда и достатка – идеал, к которому стремится каждый ингуш. Вот почему среди них издавна развит обычай трудовой взаимопомощи – "белхи".

Чтобы выкосить на отвесном склоне траву, горцы связывались одной веревкой. Сообща строили мосты, дороги, проводили сельскохозяйственные работы, помогали пожилым. А если какая-то семья теряла кормильца, брали на себя заботу о потерпевших. Не садились есть, пока часть пищи не была отнесена в дом, где нет мужчины. А если в доме происходило горе, соседи открывали настежь ворота, показывая тем самым, что горе соседа – это и его горе. Крепкая традиция взаимопомощи помогла народу выжить и сохранить общественный строй в трагические годы истории. "Единство народа крепче камня" – гласит одна из мудростей горцев.


Ногами на родной земле

Каждый ингуш знает как минимум семь имен своих прямых предков, историю происхождения семьи и фамилии (круга людей, происходящих от одного предка). "Земля отцов" – так переводится на их язык слово "родина". Ингуши очень к ней привязаны, не даром здесь родилась мудрость: "Ногами человек должен врасти в землю своей родины, но глаза его пусть обозревают весь мир!".


Ингуши уважают старших, искренне заботятся о младших, с почтением относятся к женщинам и сохраняют дух добрососедства, передаваемый в поколениях. Большим грехом здесь считается недобрый взгляд в сторону матери, авторитет отца непререкаем. Важные вопросы в жизни семьи и общества ингуши решают при участии старейшин. Уважение к ним и желание взять на себя их заботы – причина, по которой в Ингушетии отсутствуют дома престарелых.

Затепли угли в очаге

У ингушей распространены длинные прямоугольные турлучные или саманные дома, в которых для каждой брачной пары предусмотрена своя комната. Помещения имеют отдельные выходы на продольную террасу вдоль фасада.


Дом в понимании ингушей – святилище семьи. А очаг (кхуврч) символизирует единение её членов и культ предков. Ранее по вечерам хозяйка сгребала лопаткой жар в очаге и, прикрыв его сверху золой, приговаривала: "Дай Бог, чтобы огонь век был целый".

В кухне ингушей распространены чуреки с соусом, галушки из кукурузной муки, пироги с сыром, баранина, черемша. Ни капли молока здесь не пропадет даром – из него готовят разнообразные продукты. Ингуши пьют очень горячий чай и очень горячий мясной бульон – "дил". Особое отношение к хлебу: наступить на него недопустимо.


Вырасти как отец

Детей воспитывают собственным примером. У ингушей не принято ни наказывать их, ни ласкать в присутствии посторонних. Семейное согласие – главная ценность. Именно поэтому отцу запрещено ругать жену при детях.

Большое значение придаётся трудовому воспитанию детей. Девочки с раннего возраста учат подметать двор, пол, подносить топливо, ухаживать за младенцами. Мальчиков — выгонять скот, пасти лошадей, участвовать в перевозке сена и молотьбе.

До возмужалости дети на попечении женщин.

Взрослым мальчик считается с 14-15 лет, когда впервые берет в руки оружие.

С детских лет перед каждым мальчик мечтает вырасти сильным и мужественным, как отец или известный человек в округе. "Къонах ва!" (мужчина) – лестная и желаемая характеристика. Поэтому важную роль в воспитании подростков играют праздники с многочисленными состязаниями, в том числе в верховой езде и метании копья.


Мягка как масло, сладка как мёд

Свадьба – целый ритуал у ингушей. Обычай запрещает жениться на представительницах фамилий до трех поколений включительно. Невесту сватают родственники жениха, согласием служат назначение выкупа и дня торжества.


Переступить веник – обязательный ритуал невесты при входе в новый дом. Свекровь даёт по ложке мёда и масла со словами: "будь мягка, как масло, и сладка, как мед". Затем невеста остаётся на время празднования за занавеской. На колени ей сажают ребёнка – чтобы была плодовита. Венчания происходит в отсутствии жениха. Встречаются молодые после того, как хозяин дома ставит на стол жареные бараньи почки. Утром жених опять исчезает на некоторое время, а невесту вскоре ждёт еще один обязательный обряд – поход за водой к дальнему источнику. Лишь по возвращении невесту признается членом семьи. По ингушской традиции также жених никогда не видит тёщу.

Малхи, кавкасиане, хамекиты, дурдзуки, глигвы, двалы, колхи – всё это названия одного из древнейших этносов Кавказа. Считается, что корни ингушей восходят к шумерам, урартам, хурритам, гаргареям. Их язык входит в нахскую группу языков северо-кавказской языковой семьи. Живёт этнос в основном в республике Ингушетия. Согласно переписи населения 2010 года, России насчитывается 444 тысячи ингушей. Они славятся своим долголетием: 121-летний Аппаз Лоросович Илиев – старейший житель страны. Среди ингушей также одни из самых высоких показателей рождаемости в России.

Читайте также: