Информационное взаимодействие при ведении гкн кратко

Обновлено: 02.07.2024

Источниками информации для государственного кадастра недвижимости являются информационные системы различных федеральных и региональных ведомств, которые осуществляют сбор, накопление и ведение специальных данных, используемых для создания ГКН.

Основными системами являются:

- государственный мониторинг земель (Росреестр);

- государственный земельный контроль (надзор) (Росреестр);

- земельный баланс (Росеестр);

- государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства (Росреестр);

- лесной реестр (Рослесхоз);

- информационная система Федеральной службы по надзору в сфере природопользования;

- информационная система федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

- информационная система МСХ РФ по государственному регулированию обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

- информационная система государственной статистики (Росстат);

- единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, её загрязнения (Минприроды РФ);

- другие источники, которые будут включаться в процесс выполнения дополнительных функций, возлагаемых на ГКН в перспективе.

По значимости источники информации можно условно представить следующим образом:

К основным источникам можно отнести данные мониторинга земель. Эта информация собирается в процессе проведения:

§ агрохимического обследования почв, оценки состояния земель, загрязнения окружающей среды и почв тяжёлыми металлами и серой;

§ геоботанического обследования оленьих пастбищ;

§ изучение процессов эрозии почв, исследования методов реабилитации загрязнённых и деградированных сельскохозяйственных земель;

§ оценки воздействия антропогенных и природных факторов на земельные угодья; оценка негативных процессов; оценка потенциального плодородия почв;

§ почвенного обследования: установление эффективности использования пашни и степени её зарастания.

Кроме материалов почвенных, геоботанических и иных обследований источником информации о состоянии и использовании земель является Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Основным недостатком материалов, хранящихся в этом Фонде, является их разобщенность и фрагментарность. К тому же с 1 ноября 2008 года кадастровые инженеры не сдают в фонд данных материалы землеустройства и межевания.

Важным источником информации являются сведения, содержащиеся в отчётах о наличии и распределении земель, которые позволяют отследить динамику изменения категорий земельного фонда, видов и подвидов угодий (в том числе и по предприятиям, занимающимся сельскохозяйственным производством).

Информационное взаимодействие при ведении ГКН

Систему Государственного кадастра недвижимости и мониторинга земель следует рассматривать в тесной взаимосвязи, так как, с одной стороны, мониторинг является информационной основой ведения ГКН, с другой стороны, сведения ГКН являются основой, на которую должны накладываться сведения мониторинга земель.

На качество и своевременность информационного обеспечения ГКН и системы управления земельными ресурсами страны в целом негативно сказывается сложившаяся к настоящему времени ведомственная разобщенность, на преодоление которой потребуется немалое время.

Для преодоления такого недостатка в 2008 году 19 января Правительством РФ постановлением № 30 утверждён Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти (с изменениями и дополнениями 11 ноября 2005 г., 15 октября 2007 г., 21 февраля, 28 марта 2008 г., 10 марта, 15 июня, 5 октября, 30 ноября 2009 г., 24 мая, 24 сентября 2010 г., 16, 19 августа 2011 г., 1, 6 сентября 2012 г., 26 декабря 2014 г., 30 января, 3 апреля, 27 августа 2015 г.) в соответствии с которым при осуществлении своих полномочий федеральные органы непосредственно взаимодействуют с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Важно особо подчеркнуть, что орган, осуществляющий Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан представлять в орган кадастрового учёта документы, содержащие сведения:

- об объектах недвижимости с условными номерами (описание этих объектах и местоположения их границ).

Подробнее рассмотрим – какие органы и какую информацию предоставляют в орган, уполномоченный осуществлять кадастровый учёт документов ГКН:

а) Орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердивший в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, представляет в орган кадастрового учёта копию акта об утверждении результатов кадастровой оценки (с приложением результатов кадастровой оценки).

б) Орган местного самоуправления представляет, а орган кадастрового учёта следующие документы:

- выписка из утверждённого городского плана (для населённых пунктов, находящихся на межселенной территории,- выписка из схемы территориального планирования муниципального района), содержащая текстовое и графическое описания местоположения границы населённого пункта и перечень координат характерных точек границы населённого пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населённого пункта в установленной системе координат (за исключением случаев упразднения населённых пунктов);

- выписка из разделов правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешённого использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утверждён.

в) Орган государственной власти или орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учёта принятые пределах их компетенции решения, в связи с которыми требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости:

- адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населённый пункт и тому подобное);

- категория земель, к которой отнесён земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок;

- разрешённое использование, если объектом недвижимости является земельный участок;

- назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание;

г) Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учёта выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны, либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.

д) Орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердивший лесохозяйственный регламент, представляет в органы кадастрового учёта выписку из раздела лесохозяйственного регламента, определяющего виды разрешённого использования лесов (земельных участков).

е) Орган государственной власти, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, представляет в орган кадастрового учёта документы, содержащие сведения о лесах на земельном (лесном) участке, с указанием:

а) кадастрового номера, присвоенного земельному этому земельному участку;

б) наименований лесничества и лесопарка, номеров лесных кварталов, к которым относится указанный участок (если такие номера имеются);

в) целевого назначения лесов – защитные леса (категория защитных лесов), эксплуатационные леса и резервные леса.

ж) Орган государственной власти, осуществляющий ведение государственного водного реестра, на основании сведений, полученных в соответствии с пунктом 21 настоящего Положения, представляет в орган кадастрового учёта документы, содержащие сведения о поверхностных водных объектах общего пользования, находящегося на землях водного фонда, с указанием:

а) кадастрового номера, присвоенного земельному участку на котором находится водный объект;

б) вида водного объекта;

в) наименования водного объекта (если оно имеется).

Вопросы для повторения:

1. Цель и задачи создания единого информационного пространства Российской Федерации.

2. Чем вызвана необходимость создания такого информационного пространства?

3. Что представляют собой информационные ресурсы? Назовите государственные и негосударственные информационные ресурсы и как ими пользуются.

- внесения в ГКН сведений об изменении характеристик объектов недвижимости, в случае, если принятие органами государственной власти и местного самоуправления решений связано с изменением таких характеристик.

- наполнения ГКН сведениями об объектах землеустройства и объектах капитального строительства.

В настоящее время происходит активное развитие и совершенствование системы информационного взаимодействия между органом кадастрового учета и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Такими документами, например, могут являться:

1. Решение об отнесении земельного участка к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории в другую.

Следует отметить, что категория земельного участка может измениться вследствие изменения границы населенного пункта. В этом случае органы государственной власти или органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов.

2. Решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Обращаем внимание правообладателей, что при наличии утвержденных правил землепользования и застройки вид разрешенного использования земельного участка из предусмотренных градостроительным регламентом основных и вспомогательных видов разрешенного использования для соответствующей территориальной зоны выбирается соответствующим правообладателем самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Законодательство исключает возможность выбора вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка вместо основного вида разрешенного использования. Поэтому для любого земельного участка вспомогательный вид разрешенного использования не может быть единственным.

3. Решение о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение.

4. Решение о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

5. Решение о присвоении адресов объектам адресации, об изменении или аннулировании адресов объектов адресации. Объектами адресации являются земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.

Хотелось бы отметить, что обязанность направления органами государственной власти и органами местного самоуправления в орган кадастрового учета документов об изменившихся характеристиках объектов недвижимости избавляет правообладателей от самостоятельного обращения в орган кадастрового учета.

Кроме того, экономится рабочее время специалистов государственных учреждений, необходимое для поиска и обработки информации, и, как следствие, повышается качество предоставляемых государственных услуг, что, бесспорно, является главным положительным эффектом информационного взаимодействия.

2. Орган кадастрового учета регулярно предоставляет на безвозмездной основе органам местного самоуправления, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации кадастровые сведения в виде кадастровых карт соответственно территорий муниципальных образований и территорий субъектов Российской Федерации в порядке, определенном соглашениями об информационном взаимодействии, которые заключены между органом кадастрового учета и соответственно указанными органами.

3. Если иное не установлено Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в срок не более чем пять рабочих дней со дня государственной регистрации права на объект недвижимости и сделок с ним представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий сведения:

4. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердивший результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу соответствующих актов об установлении или изменении прохождения Государственной границы Российской Федерации представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона сведения о таком установлении или изменении.

6. Орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу принятого таким органом в пределах его компетенции правового акта, которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта либо граница территориальной зоны или зоны с особыми условиями использования территорий либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или статьей 10 настоящего Федерального закона сведения.

7. Орган, осуществляющий ведение государственного лесного или водного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такой реестр сведений о лесах или водных объектах представляет документы о данных природных объектах в орган кадастрового учета. Состав содержащихся в этих документах сведений о данных природных объектах устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. Орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в указанные в пункте 7, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения.

9. Особенности обеспечения установленного настоящей статьей порядка информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости (далее - порядок информационного взаимодействия), формы представляемых при таком взаимодействии документов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Муниципальный район "Верхневилюйский улус (район)"

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Logo

Информация о мероприятиях подготовки и проведения празднования 100-летия образования Якутской АССР

Особенности направления документов в порядке информационного взаимодействия

Тема: Особенности направления документов в порядке информационного взаимодействия

Информационное взаимодействие при ведении государственного кадастра недвижимости имеет ряд преимуществ как для правообладателей объектов недвижимости, для органов государственной власти и местного самоуправления так и для органа кадастрового учета. Например: при изменении вида разрешенного использования земельного участка орган местного самоуправления направляет в орган кадастрового учета решение об изменении вида разрешенного использования самостоятельно. Так правообладателю земельного участка исключается потребность к обращению в орган кадастрового учета для изменения вида разрешенного использования, что упрощает процесс оформления документов на объект недвижимости, а для органа кадастрового учета упрощается порядок проверки документов.

1) об установлении или изменении прохождения Государственной границы Российской Федерации;

В случае установления или изменения прохождения государственной границы Российской Федерации Министерство иностранных дел Российской Федерации направляет в орган кадастрового учета:

документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в международном договоре Российской Федерации, в соответствии с которым установлено или изменено прохождение государственной границы Российской Федерации, а также сведения о федеральном законе, которым ратифицирован международный договор Российской Федерации, и об официальном опубликовании такого федерального закона.

2) об установлении или изменении границы между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования;

В случае установления или изменения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся:

а) в утвержденных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации соглашениях об изменении границ между субъектами Российской Федерации;

б) в утвержденных Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации соглашениях об изменении границ между субъектами Российской Федерации;

в) в федеральном конституционном законе об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации и сведения об официальном опубликовании такого федерального конституционного закона;

г) в законах субъектов Российской Федерации об установлении или изменении границ муниципальных образований либо о преобразовании муниципальных образований;

3) об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий;

В случае установления или изменения границ зон с особыми условиями использования территорий федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий, направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах.

4) об утверждении правил землепользования и застройки;

В случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений орган местного самоуправления (орган государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.

5) об изменении вида разрешенного использования земельного участка;

В случае изменения вида разрешенного использования земельного участка орган местного самоуправления (орган государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся:

в решении о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, с указанием кадастрового номера земельного участка и условно разрешенного вида использования;

в решении об определении (изменении) вида разрешенного использования, с указанием кадастрового номера земельного участка и вида разрешенного использования.

6) об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;

Орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердивший в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся во вступившем в силу акте об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

7) об отнесении земельного участка к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории в другую.

В случае изменения вида разрешенного использования земельного участка орган местного самоуправления направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся:

в решении о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, с указанием кадастрового номера земельного участка и условно разрешенного вида использования;

в решении об определении (изменении) вида разрешенного использования, с указанием кадастрового номера земельного участка и вида разрешенного использования.

При информационном взаимодействии документы, в том числе карта (план) объекта землеустройства, представляются в виде электронных документов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

При отсутствии у органов местного самоуправления технической возможности использовать единую систему межведомственного электронного взаимодействия и подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия органы местного самоуправления представляют документы, необходимые для ведения государственного кадастра недвижимости, в орган кадастрового учета с использованием официального сайта органа кадастрового учета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или на электронных носителях.

Читайте также: