Искусство россии на пороге нового времени кратко

Обновлено: 02.07.2024

24.1. культура россии на пороге нового времени: Культурология, А.Н. Марковой, 2000 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Это доработанное и значительно расширенное переиздание известного учебника (1-е изд. — ЮНИТИ, 1995). Культура анализируется как сложная многоуровневая система, включающая различные сферы — искусство, науку, религию, материальную культуру, обычаи и нравы н

24.1. культура россии на пороге нового времени

Культурно-исторический процесс этого периода характеризуется начавшимся разрушением средневекового религиозного мировоззрения. Падает духовный авторитет церкви, что приводит к росту демократических традиций. Происходит так называемое обмирщение культуры, т. е. ее отход от церковных традиций и придание ей светского, гражданского характера (секуляризация1).

Распространение грамотности способствовало росту спроса на книги. В XVII в. Печатный двор в Москве издал 483 книги, в основном религиозного характера.

Продолжали выходить и рукописные книги. Издавались и переводные книги, которые с 70-х гг. XVII в. переводились в Посольском приказе. Это были произведения как на религиозные, так и на светские темы.

Стали устраиваться школы, в основном при монастырях. В 1680 г. в Москве при Печатном дворе на Никольской улице было открыто училище с двумя классами: в одном изучали славянские языки, в другом — греческий. Сначала в училище преподавали 30 учителей, а через пять лет — уже более 200. В 1687 г. в Москве была открыта первая высшая школа — Славяно-греко-латинская Академия, где наряду с греческим и латинским языками преподавали ряд богословских и светских дисциплин. В Академию перевели старших учеников из училища при Печатном дворе, которое стало подготовительным отделением Академии. Окончившие Академию получали служебные чины.

В литературе XVII в. также происходило обмирщение, появляется реалистическая бытовая и историческая повесть, где постепенно утрачиваются церковные элементы. Героями становятся не святые, а обычные люди, описываются реальные события, например, исторические повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и др.

В произведениях литературы второй половины XVII в. проявляется новое отношение к человеческой личности — интерес к внутреннему миру человека, признание его ценности независимо от положения в обществе.

К XVII в. относятся первые записи фольклора, произведений устного народного творчества, что оказало влияние на письменную литературу: начинается взаимное сближение литературного и народного языка.

Появляются и новые литературные жанры, особенно во второй половине XVII в.: сатирические произведения, стихотворный и драматический жанры. Принципиально новой по языку, сюжету и герою стала бытовая стихотворная Повесть о Горе-Злосчастии, которая отражает взаимоотношения отцов и детей. Сюжет повести — трагическая судьба молодого человека (безымянного героя), купеческого сына. Он захотел порвать со старыми домостроевскими порядками и жить по своей воле, но это ему не удалось: Горе едва не довело его до погибели. В результате своих злоключений герой уходит в монастырь, спасаясь от Горя. Сюжет этой повести переплетается с библейским сюжетом о блудном сыне.

Русские храмы XVII в. отличаются богатым внешним видом и внутренним убранством. Постепенно усиливаются светские мотивы, снижаются различия между храмовым и гражданским строительством. Церкви становятся похожими на светские хоромы: к основному зданию пристраивались приделы, пристройки, галереи, все это соединялось переходами, составляя единый ансамбль.

Выдающийся памятник зодчества этого времени — московская церковь Рождества в Лутинках (окончание строительства в 1652 г.). Сооружение церкви обошлось в 500 руб., по тем временам — огромная сумма. Сначала деньги дали прихожане, но не рассчитали своих возможностей, и им дважды пришлось обращаться за помощью к царю. В композиции церкви сказалось то новое, что вошло в это время в каменную архитектуру Руси. Пять разновысоких шатров, придел и крыльцо объединены шатром встроенной колокольни — самой высокой части среди отдельных построек, составляющих храм. Храм украшен декоративными деталями, выделяется остротой силуэтов.

палаты в Кремле, Воскресенский, Иверско-Валдайский монастыри. Комплекс зданий Ново-Иерусалимского монастыря — загородной резиденции патриарха Никона — строился около 40 лет (1656—1694) под руководством зодчего Аверкия Мокеева, а затем Якова Бухвостова (конец XVII в.) в Истре под Москвой. В Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря патриарха, который повторяет храм в Иерусалиме, западный объем здания (ротонда) завершается шатром — патриарх мог себе позволить нарушить собственный запрет.

Московское (нарышкинское) барокко. Церковь Троицы

Наряду со старыми, традиционными формами в русском зодчестве появляются и новые. Архитектура второй половины XVII в. отличается большей декоративностью, используются различные украшения, яркая раскраска, фигурный кирпич, цветные изразцы как снаружи, так и внутри зданий. Эта пышная архитектура получила название московского барокко1. Характерные черты этого стиля — четкость и симметричность композиции, многоярусность постройки, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, раскраска фасадов и подчеркнутая устремленность здания вверх. Конструктивная основа — восьмерик на четверике с ярусом звонниц. Образцом стиля московского барокко стала церковь Покрова в Филях (1690—1693), которую построил в своей усадьбе брат царицы — Л. К. Нарышкин. Другие примеры — трапезная Троице-Сергиевого монастыря, многоярусная колокольня Новодевичьего монастыря, храм Спаса в подмосковном селе Уборы (1694—1697), храм Троицы в подмосковном Троице-Лыкове (1698—1703). Автор двух последних Яков Бухвостов, один из наиболее одаренных русских мастеров конца XVII в., крепостной графа П. И. Шереметева. Черты этого стиля проявились в здании Печатного двора (1679) и в Сухаревой башне (1692—1701).

Примером светских зданий был Теремной дворец в Московском Кремле (1637), построенный артелью русских мастеров во главе с Баженом Огурцовым. Дворец представлял собой многоярусное ступенчато-пирамидальное сооружение, олицетворяющее величие царской власти. Новым было убранство дворца — его резные наличники и многоцветные изразцовые пояса — как снаружи, так и внутри здания.

Новое строительство велось не только в Москве, но и в других городах. Своими храмовыми постройками по заказу богатых купцов славился Ярославль. Большинство ярославских церквей по размерам и убранству превосходило московские: церковь Ильи Пророка (1647—1656), церковь Иоанна Златоуста (1649—1654). Вершина ярославского зодчества — церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (1671—1687). Ее характеризуют монументальность, гармоничное сочетание золотых 15 глав и красных кирпичных стен, украшенных голубыми изразцами.

Развивается гражданское строительство: богатые дворяне и купцы строят для себя каменные жилые дома. В них также наблюдается отход от традиционной простоты и строгости к богатому декоративному оформлению фасадов. Такие дома строятся как в Москве, так и в Ярославле, Калуге, Нижнем Новгороде и других городах. Памятниками архитектуры, сохранившимися в Москве, являются палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной и дом дьяка Ивана Волкова в Харитоньевском переулке. К концу XVII в. в столице сооружаются такие общественные здания, как Печатный и Монетный дворы, здание Приказов и др.

Стиль московского барокко конца XVII в., его новые приемы и формы оказали воздействие на архитектуру последующего времени.

В XVII в. живопись развивалась необыкновенно бурно. Ее, как и другие виды искусств, также затронул процесс обмирщения. Это коснулось иконописи, росписи храмов, станковой живописи. Происходит становление и развитие реалистической направленности, появляется интерес к человеческой личности. Развивается бытовой жанр, портретная — парсунная живопись1.

Церковный раскол оказал влияние и на культурную жизнь. Сложилось два эстетических направления в искусстве. Защитники старой традиции во главе с протопопом Аввакумом считали, что религиозное искусство не должно иметь никакой связи с действительностью. По их мнению, икона — это предмет культа, поэтому лики святых не могут копировать лица простых смертных.

Новое направление возглавил царский изограф, теоретик искусства, один из главных живописцев Оружейной палаты Симон Федорович Ушаков (1626 — 1686). Он внес свое понимание назначения иконы, выделив прежде всего ее художественную, эстетическую ценность. Произведения С. Ушакова — росписи, иконы, парсуны, миниатюры сочетают в себе традиционные приемы живописи и новаторские искания. Они знаменуют переход от религиозного к светскому искусству. Мастер переходит от условности изображения к более точному, стараясь придать своим иконописным произведениям характер живых лиц. Он использует на иконах реалистический пейзаж и другие изображения, не имеющие непосредственного отношения к сюжету иконы.

В первой половине XVII в. парсуны писались в старой иконописной манере — на досках, яичными красками. В такой манере написаны парсуны царя Федора Иоановича и воеводы князя М. В. Скопина-Шуйского. Оба портрета написаны на липовых досках, в изображении — характерный для иконы трехчетвертной поворот, крупные головы, широко раскрытые глаза. Чувствуется, что художники в изображении стремятся приблизиться к оригиналам.

В живописи XVII в. заметно стремление к реализму, повышение интереса к человеческой личности.

До XVII в. на Руси не было театра. На протяжении веков театр заменяли народные обряды — свадьбы, праздники, такие, как проводы масленицы, колядование с участием ряженых. На этих праздниках выступали скоморохи-плясуны, акробаты, музыканты, кукольники и др. Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром.

Кроме придворного в России в XVII в. сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями, ставились по праздникам, роли исполнялись учащимися Академии. В пьесах, написанных в стихах на основе монологов, использовались как евангельские сюжеты, так и житейские предания. Кроме реальных лиц вводились и аллегорические персонажи.

Появление придворного и школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества.

Музыка в основном развивалась в церковном направлении, но пробивались светские мотивы. Распространялась народная историческая песня, чаще песни о Степане Разине.

Культурология

Культурология

Комментарии, рецензии и отзывы

24.1. культура россии на пороге нового времени: Культурология, А.Н. Марковой, 2000 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Это доработанное и значительно расширенное переиздание известного учебника (1-е изд. — ЮНИТИ, 1995). Культура анализируется как сложная многоуровневая система, включающая различные сферы — искусство, науку, религию, материальную культуру, обычаи и нравы н

Все материалы сайта охраняются авторским правом! Наш сайт предоставляет возможность онлайн чтения учебников, но не скачивания. Если вас заинтересовала какая то книга, купите её в издательстве.
Если вы автор книги и не хотите, чтоб она была на сайте, то напишите нам и она будет немедленно удалена. По всем вопросам обращаться на почту [email protected]

Искусство единого Российского государства

Часть 3. Искусство России на пороге Нового времени

XVII век — эпоха крутого перелома в отечественной истории. От царствования Ивана Грозного до империи Петра I Россия прошла путь длиною в столетие, но это были поистине трагиче­ские времена: непримиримой борьбы за русский престол, кровпролитных войн с польско-шведскими интервентами, крестьян­ских восстаний под предводительством Ивана Болотникова и Сте­пана Разина. Не менее трагическим событием стал церковный раскол, который разделил не только общество, но и православную церковь, служившую нравственной опорой жизни русских людей.

Новую страницу в русском зодчестве XVII в. открыло возведение Теремного дворца в Московском Кремле (1635—1637 гг.). Он имел ступенчато-ярусную структуру, которую венчал небольшой эффектный теремок с двусветным залом и смотровой башенкой.

Заметной вехой в архитектуре XVII столетия стала церковь Троицы в Никитниках (1631 — 1634 гг.), построенная по заказу купца Григория Никитникова — выходца из Ярославля. Яркая раскраска фасадов собора, выразительная пластика белокаменного и кирпичного декора, многоцветные изразцы вместе с живописной асимметрией композиции привлекали внимание горожан. Храм имел пирамидальное завершение, увенчанное декоративным пятиглавием, придававшим его облику динамичность и особую праздничную торжественность.

Наиболее совершенным памятником этого периода становится церковь Покрова в Филях (1693—1694 гг.), воздвигнутая неподалеку от Москвы-реки. Постройка имела два этажа, в первом из которых находилась зимняя отапливаемая церковь Покрова Богоматери, в верхнем — храм Спаса Нерукотворного. На уровне летней церкви храм окружала широкая галерея, к которой вели широко раскинувшиеся лестницы (перестроены в начале XIX в.).

Параллельно с каменным зодчеством продолжала развиваться деревянная архитектура. Дерево — основной строительный материал, который использовался на Руси для сооружения не только простейших крестьянских изб-срубов или богатых хором, но и шатровых и ярусных храмов. К сожалению, дерево не является долговечным материалом: время и многочисленные пожары не пощадили интереснейшие памятники деревянного зодчества. Об архитектуре Древней Руси мы чаще судим по сохранившимся каменным постройкам, но и то, что уцелело, дошло до нашего времени особенно в северных землях (Архангельской, Вологодской областях, в Карелии), способно вызвать истинное восхищение.

В народе сложено немало легенд о плотниках, строивших дома и храмы с помощью одного топора. Высоко над кровлями крестьянских изб, среди лесов возвышались деревянные церкви, где собирались для решения насущных вопросов, хранили общую казну, устраивали богослужения и народные празднества. Примечательно, что храмы именно рубились — так дерево сохранялось лучше, чем спиленное. При этом на торцах бревен забивались поры, влага не проникала внутрь, и дерево, пропитавшись своей смолой, как бы консервировалось.

Кровлю покрывали досками, а купола — дранкой, или лемехом (небольшими осиновыми дощечками, каждая из которых вытесывалась отдельно). На покрытие церкви их шло несколько десятков тысяч!

Пластичная, легко поддающаяся обработке осина использовалась не случайно. Она плотно облегала округлые поверхности куполов, кроме того, разбухая во время дождя, уплотнялась и не пропускала воду внутрь церкви. И еще одно ее важное свойство: осиновые дощечки по-разному выглядят в зависимости от освещения. При ярком солнце лемех серебрится и сияет, в пасмурный день имеет матовый, стальной оттенок, на закате приобретает розоватый отсвет.

Выдающимся произведением деревянного зодчества являлся известный нам по рисункам и по модели дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском (1667—1668 гг.), построенный Семеном Петровым и Иваном Михайловым, частично перестроенный в 1681 г. Саввой Дементьевым (разобран в XVIII в.). Дворец представлял собой сложное сочетание больших и малых срубов-клетей, свободно расположенных или сгруппированных вокруг внутренних дворцов. Ансамбль включал царские хоромы, столовую избу, многооконный терем, хоромы для царевича и царицы, служебные помещения. Декоративное богатство дворца усиливалось обилием раскрашенной орнаментальной резьбы, позолотой деталей, раскраской разнообразных по форме покрытий, включавших и шатровые вышки. Недаром поэт и драматург Симеон Полоцкий (1629—1680) писал об этом дворце:

. дом зело красный, прехитро созданный,

Честности царстей лепо сготованный.

Красоту его мощно есть равняти

Соломоновой прекрасной палате.

Качественные изменения произошли и в изобразительном искусстве XVII в. В переходную эпоху суждено было творить талантливым художникам: Симону Ушакову (1626—1686), Гурию Никитину (около 1620/1625—1691) и Федору Зубову (1615— 1689).

Симон Ушаков был человеком широких художественных дарований: талантливым иконописцем, монументалистом, гравером, мастером прикладного искусства, составителем географических карт, опытным педагогом. Творчество этого великого мастера и его современников подготовило почву для будущих петровских преобразований в области художественной культуры.

Вопросы и задания

1. Как изменился архитектурный облик Московского Кремля к началу XVI в.? Сравните Успенские соборы во Владимире и в Московском Кремле. В чем новизна архитектурных решений Аристотеля Фиораванти?

2. Каковы стилевые особенности живописи Дионисия? Какой вам представляется личность этого мастера после знакомства с росписями собора Рождества Богоматери в Ферапонтовом монастыре?

4. Какие характерные изменения произошли в русской монументальной и станковой живописи в конце XVI и XVII вв.? Какое отражение они нашли в творчестве Симона Ушакова? Чем можно объяснить появление портретного жанра в русской живописи? Опираясь на известные вам произведения, попробуйте назвать стилевые признаки первых парсун.

Книги для дополнительного чтения

Брюсова В. Г. Русская живопись XVII века. М., 1984.

Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.

Данилова И. Е. Фрески Ферапонтова монастыря. М., 1972.

Ильин М. А. Русское шатровое зодчество. М., 1980.

Лазарев В. Н. Московская школа иконописи. М., 1980. Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992.

Нерсесян Л. В. Дионисий иконник и фрески Ферапонтова монастыря. М., 2002.

Ополовников А. В., Островский Г. С. Русь деревянная. М., 1970. Тяжелое В. Н., Сопоцинский О. И. Искусство Средних веков: малая история искусств. М., 1975.

Черный В. Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997.

эпоха крутого перелома в отечественной истории 17 век От царствования Ивана Грозного до империи Петра 1 Россия прошла путь длиною в сто лет, но это были поистине трагические времена: Непримиримой борьбы за престол Кровопролитных войн с польско-шведскими интервентами Крестьянских восстаний Не менее трагическим событием стал церковный раскол.

Церковь троицы в Никитниках Построена купцом Г. Никитниковым на территории собственной усадьбы в 1631—34 Поднятое на высоком подклете сооружение отличается несимметричной компоновкой объёмов, все-таки возможно, обусловленной конфигурацией тесно застроенного усадебного участка. Насыщенная и разнообразная архитектурная декорация здания, выделяющаяся среди иных столичных церквей этого времени выразительной пластикой и рельефной трактовкой деталей, предвосхитила архитектурные приёмы, ставшие широко распространёнными во 2-ой половине XVII в.

Параллельно с каменным зодчеством развивалась и деревянная архитектура В народе сложено немало легенд о плотниках, строивших дома и храмы с помощью одного топора. Примечательно, что храмы именно рубились – так дерево сохранялось лучше чем спиленное. При этом на торцах бревен забивались поры, влага не проникала внутрь, и дерево, пропитавшись смолой, как бы консервировалось.

Кровлю покрывали досками, а купола – дранкой, или лемехом (небольшими осиновыми дощечками, каждая из которых вытесывалась отдельно). На покрытие церкви их требовалось десятки тысяч.

Выдающимся произведением деревянного зодчества является дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском Построен Семеном Петровым и Иваном Михайловым.

Сын первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича, Алексей Михайлович, вступив на престол, неоднократно перестраивал и последовательно расширял отцовскую подмосковную резиденцию, что было связано с ростом его семьи. Он часто посещал Коломенское, занимался соколиной охотой в его окрестностях и проводил здесь официальные церемонии. В 1660-х годах царь Алексей Михайлович задумал масштабные изменения коломенской резиденции. Торжественная церемония закладки фундамента нового дворца, начавшаяся молебном, состоялась 2-3 мая 1667 года. Строился дворец из дерева по чертежам, работы вела артель плотников под руководством стрелецкого головы Ивана Михайлова и плотничьего старосты Семена Петрова. С зимы 1667 по весну 1668 года были выполнены резные работы, в 1668 году обивали двери и готовили краски для росписи дворца, а в летний сезон 1669 года были завершены основные иконописные и живописные работы. Весной и летом 1670 года во дворце уже работали кузнецы, резного железного дела мастер и замочники. Осмотрев дворец, царь распорядился добавить живописных изображений, что и было выполнено в 1670-1671 годах. Государь внимательно следил за ходом работ, в течение всего строительства часто приезжал в Коломенское и оставался там на день. Окончательное завершение работ пришлось на осень 1673 года. Зимой 1672/1673 года дворец был освящен патриархом Питиримом; на церемонии иеромонах Симеон Полоцкий произнес " Приветство " царю Алексею Михайловичу.

Церковь рождества Богородицы из села Передки Великий Новгород Георгиевская церковь из деревни Вершинина Архангельск На севере деревянное зодчество по праву считается вершиной народного искусства

Церковь Преображения Господня в г.Кижи Карелии

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Демо-тест на тему: "Россия к началу Нового времени" по учебнику "История России Нового времени XVI - XVIII века". 7 класс

Демо-тест к теме: "Россия к началу Нового времени" составлен по учебнику Д.Д. Данилова, А.А. Данилова и др. "Российская история Нового времени XVI - XVIII века" для 7 класса. Перед и.

Презентация к уроку по новой истории в7 классе "Повседневная жизнь европейцев в начале нового времени"

Урок-путешествие по истории нового времени для семиклассников. Поможет закрепить знания об основных слоях населения в Европе 15-16 веков, создаст образное представление о жизни европейцев, поможет раз.


Презентация к уроку истории в 7 классе по теме "Европа на пороге Нового времени"

Презентация к уроку "Европа на пороге Нового времени"Курс "Новая история. 7 класс"Учебник А.А. Данилов "Всеобщая история".


Тесты по новой истории 7 класс по теме"Мир в начале Нового времени.ВГО. Возрождение.Реформация"

Материал содержит тестовые задания разного уровня сложности, которые можно использовать на разных этапах изучения темы, для организации разных видов работы учащихся на уроке.



Русская культура на пороге нового времени (XVII в.)

Презентация Русская культура на пороге нового времени (XVII в.).


Рабочая программа учебного предмета "История России" и "История Нового времени"

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МХК (10 класс)

1. Искусство периода образования государства,

2. Искусство периода утверждения государственности

3. Искусство России на пороге Нового времени

К концу XV столетия (время правления Ивана III 1462-1505), русские земли освободились от ордынской зависимости и объединились в единое государство.

Архитектура

Объединение всех русских земель и возникновение единого общерусского государства обусловили ши рокую строительную деятельность. Особенное внимание было уделено Москве. Сюда были привлечены мастера из Пскова, Владимира, а также на московские земли стали приглашать лучших иностранных зодчих. Обращаясь к ино земным зодчим, великий князь хотел использовать достижения за падноевропейского инженерного искусства. Но в основе всего ан самбля кремлевских стен и башен - традиции исконно русского зодче ства.

C:\Users\Мария\Downloads\G.Quarenghi_-_Views_of_Moscow_and_its_Environs_-_Sobornaya_Square_at_the_Moscow_Kremlin_-_1797.jpg

Джакомо Кваренги. Вид на соборную площадь Московского Кремля. 1797. Эрмитаж

Архитектурный ансамбль Соборной площади Московского Кремля сложился на рубеже XV-XVI веков. Сегодня он является уникальным памятником отечественной истории и культуры времени создания единого Русского государства.

http://www.art-vernissage.ru/files/moskrnochLan.jpg

Планировка площади сложилась в XIV веке, когда были построены первые, не сохранившиеся до наших дней Успенский собор, Архангельский собор, церковь Иоанна Лествичника под колокола. Позднее появился первый, примыкающий к великокняжескому дворцу Благовещенский собор, а в середине XV века Ризоположенская церковь. Нынешний облик площади сложился в конце XV — начале XVI века . Перестройка Кремля начинается при участи итальянских мастеров.

Столп "Ивана Великого" играет большую роль в формировании силуэта московского Кремля. Иван Калита поставил на самом высоком месте Боровицкого холма церковь в честь святого Иоанна Лествичника, которого считал своим покровителем. Церковь имела форму столпа, над ней располагалась колокольня. При Иване III, когда перестраивался весь Кремль, была заново возведена и эта церковь. Новую церковь построил архитектор Бон Фрязин за три с небольшим года (1505-1509). Она состояла из трех восьмериков, поставленных один на другой, причем нижний восьмерик являлся перестроенной церковью Иоанна Лествичника.

Архитектурный облик каждого здания в значительной степени определен его назначением и ролью в этом ансамбле.

Успенский собор – первый на Руси храм зального типа с крестовыми сводами был возведён благодаря деятельности итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Собор было предписано создать по образцу владимирского Успенского собора, но не желая копировать, итальянский архитектор сумел привнести много нового в его строительство. Новизна заключалась в строгой разбивке прямоугольного плана на 12 равных квадратов, чего ранее в средневековой Руси не делалось. В Успенском соборе проходили коронации русских царей и императоров.

В XVI веке, при Иване Грозном, Благовещенский собор стал личным царским храмом.

Напротив Благовещенского собора располагается собор Архангела Михаила. Он был возведен в 1505-1508 годах на месте храма XIV века итальянским архитектором Алевизом Новым. Архангельский собор служил усыпальницей царей.

Оригинальной находкой древнерусской архитектуры стал тип каменного шатрового храма, получившего распространение в XVI в. Самым замечательным сооружением подобного типа стала церковь Вознесения , возведённая на высоком берегу Москвы-реки в подмосковном селе Коломенском (ныне черте г. Москвы).

Монументальная живопись.

Так же как и архитектура, изобра зительное искусство второй поло вины XV века переживает большой подъем. Главным направлением в живописи великокняжеской Москвы было творчество Дионисия (ок. 1440-1503) и его школы. Впервые имя Дионисия упоминается в связи с росписью церкви Рождества Богородицы в Пафнутьев-Бо ровском монастыре вместе с именем мастера Митрофана.

2_2

Храмовый комплекс Ферапонтова монастыря

Ферапонтов монастырь основан в 1398 г. преподобным Ферапонтом. Этот сравнительно небольшой монастырь в Вологодской земле хорошо известен не только русским людям, но и за рубежом. Здесь вот уже пять столетий радуют душу и восхищают зрение дивные фрески Дионисия.

Собор Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря

Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре - единственный в России памятник с полным циклом росписей, сохранившихся в первозданном виде от полутысячелетнего периода русской средневековой культуры XI - XV вв.

На самых видных местах храма представлены

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=1b51992f9aa735f7&mb=imgdb_preview_252
http://azbyka.ru/forum/blog_attachment.php?attachmentid=3860&d=1323454621

Фрески Дионисия. Ферапонтов монастырь, 1502 год

1

http://f1.mylove.ru/dRsEslo3Rx.jpg
http://f2.mylove.ru/c_nw2gaXoGLSEiCp.jpg

http://f2.mylove.ru/9_1bs5MQs9fNU3zfE.jpg

Искусство России на пороге нового времени

В 1652 г. патриархом Никоном было запрещено строительство одношатровых храмов, не отвечающих этим требованиям.

http://upyourpic.org/images/201310/xepwdmnl6f.jpg

Новую страницу в архитектуре XVII в. открыло возведение Теремного дворца в Московском Кремле , который имеет ступенчато-ярусную структуру.

Holy Trinity Church in Nikitniki 03.jpg

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (церковь Иконы Божией Матери Грузинская на Варварке) — эталон московского узорочья середины XVII века. Эта постройка составляет веху в истории русского зодчества, она послужила образцом для множества московских храмов второй половины XVII века. Ещё в XVI веке здесь существовала деревянная церковь во имя святого мученика Никиты. В 1620-е годы она сгорела и по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова в 1628—1651 годы был сооружён новый каменный храм

Наиболее совершенным памятником этого периода становится церковь Покрова в Филях , воздвигнутая неподалёку от Москвы-реки. Здание относится к распространённому в конце XVII века типу ярусных центрических церквей, образец раннего московского барокко.

Kolomenskoe old.jpg

Параллельно с каменным зодчеством продолжала развиваться деревянная архитектура. Выдающимся произведение деревянного зодчества являлся известный нам по рисункам и по модели дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fb/Kolomenskoe_Wooden_Palace_%28Morning%29.jpg/300px-Kolomenskoe_Wooden_Palace_%28Morning%29.jpg

Нынешнее строение представляет собой макет Дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Строительство велось по чертежам, сделанным по велению Екатерины II. Однако новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем брёвнами. Ориентация относительно сторон света также не сохранена — макет был повёрнут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что полностью нарушило сакральный смысл первоначального строения.

На севере деревянное зодчество по праву считается вершиной народной архитектуры.

Кижи - музей деревянного зодчества под открытым небом. В музей Кижи организуют экскурсии. Музей Кижи находится в 68 км от города Петрозаводска - столицы Республики Карелия. Общая территория музея насчитывает более десяти тысяч гектаров. В ее состав входят остров Кижи, соседние с ним острова, а также участок материкового побережья. Кроме памятников, составляющих основную экспозицию, на территории музея Кижи находятся несколько старинных деревень, выявлены ценные природные объекты, а также памятники археологии. На остров Кижи перевезены самые ценные, интересные и типичные деревянные постройки со всей Карелии - древнейшая на Русском Севере культовая постройка - церковь Воскрешения Лазаря (XIV век). Собранная в музее Кижи коллекция памятников архитектуры насчитывает 76 построек.

Музей деревянного зодчества МАЛЫЕ КОРЕЛЫ !

Ма́лые Коре́лы — государственный музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России.

Музей под открытым небом расположен в Архангельской области на правом берегу Северной Двины (в месте впадения реки Карелка)

Качественные изменения произошли и в изобразительном искусстве XVII в. В переходную эпоху суждено было творить талантливым художникам: Симону Ушакову (1626-1686), Гурию Никитину (ок. 1620/1625-1691) и Федору Зубову (1615-1689).

Именно в это время появляются парсуны – предвестники портретного жанра в изобразительном искусстве. Первые парсуны выполняли роль надгробных изображений (например, воеводы князя М.В. Скопина-Шуйского и царя Фёдора Иоанновича).

Фёдор I Иоа́ннович , известен также по имени Феодор Блаженный — царь всея Руси и великий князь Московский с 18 ( 28 ) марта 1584 года, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны , последний представитель московской ветви династии Рюриковичей.

Читайте также: