Информационное мировоззрение это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ссылка для цитирования этой статьи:

Формирование информационного мировоззрения будущего педагога: степень изученности проблемы в современных исследованиях

Аннотация. В активно развивающемся информационном обществе личности необходимо не просто уметь обрабатывать информационные потоки, современная личность, должна по-другому думать. Особенно это важно для студента педагогического вуза – будущего педагога, так как придя в школу, он будет одним из первых, кто должен будет формировать качества информационно образованной личности прежде всего у своих учеников.

Далее в статье представлен анализ изученности проблемы формирования информационного педагога по следующим пунктам: подходы к введению понятия информационного мировоззрения, компоненты информационного мировоззрения, уровни информационного мировоззрения.

На основе анализа подходов к определению понятия современных исследователей, выделены существенные признаки информационного мировоззрения.

Рассмотрены два подхода к выделению компонент информационного мировоззрения.

Представлены мнения современных авторов по подходу к количеству и содержанию уровней информационного мировоззрения.

Выявлено, что в большей части публикаций рассматривается информационное мировоззрения личности в целом, не конкретизируя аудиторию исследования. Публикации, посвященные формированию информационного мировоззрения будущего педагога чаще всего, изучают данное качество у будущих учителей информатики.

В статье обоснована недостаточность изученности проблемы формирования информационного мировоззрения будущего педагога.

Ключевые слова: информационное мировоззрение; информационная культура; информационная компетентность; информационная грамотность; компьютерная грамотность; медиакультура; медиакомпетентность; медиаграмотность

Creative Commons License


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

2. приобретение знаний и умений по информационному самообеспечению учебной, профессиональной или иной познавательной деятельности; овладение информационной компетентностью [2, с.5].

Таким образом, подведя итоги по этой части данной работы можно сделать следующий вывод: информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является также важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищённости личности в информационном обществе [1, с.32]. Результатом проведённого комплекса исследований явилась разработка концепции формирования информационной культуры личности в образовательных и библиотечных учреждениях. Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) – система взглядов, определённый способ понимания, трактовка какого-либо предмета, процесса, явления, ведущая идея для их систематического освещения [1, с.32]. Суть концепции сводится к утверждению тезиса о том, что массовое повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организации информационного образования. Только специальная подготовка, только информационное образование гарантируют человеку реальный доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям, сосредоточенным в библиотеках, информационных центрах, архивах, музеях мира. При этом наличие специальной информационной подготовки, необходимый уровень информационной культуры личности важны в такой же степени, как наличие компьютеров и каналов связи – непременных атрибутов информационного общества. Следует подчеркнуть, что ни компьютерная грамотность, ни культура чтения, ни библиотечно-библиографическая грамотность сами по себе, изолированно, не дают человеку возможности уверенно чувствовать себя в современном информационном обществе. Необходим синтез всех этих знаний, в совокупности образующих информационную культуру личности [8, с.58].

Часть II. Опыт формирования информационной культуры пользователя (на примере библиотеки Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ))

Будущее современного человека – это мир информационного общества и обществ знаний. Его важнейшие характеристики:

1)информация и знания становятся главной преобразующей силой общества;

2)цикл обновления технологий (производственных, социальных, образовательных, медицинских и многих других) опережает темпы смены поколений;

3)непрерывное образование и при необходимости способность к переквалификации являются условием успеха личности;

4)жизнь человека зависит от умений своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и эффективно использовать новую информацию.

Современные информационно-коммуникационные технологии открывают для человека невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, позволяют каждому человеку реализовать свой потенциал и улучшить качество жизни. В тоже время информационное общество несёт многочисленные риски и опасности. Стремительно растущие гигантские потоки информации порождают риск того, что нужная информация может быть не найдена, потеряна, растворена, не сохранена – в том числе из-за недолговечности используемых носителей информации. В условиях колоссальных объемов информации всё труднее становится ориентация, получение и переработка нужной информации. Резкая разница в развитии информационно-коммуникационной инфраструктуры приводит к тому, что целые регионы, континенты, страны и сообщества оказываются вытесненными на обочину прогресса вследствие возникновения и усиления нового вида неравенства – информационного (или цифрового) неравенства. Мощь информационной техники и технологий, пронизывающих все сферы жизни современного информационного общества, порождает опасность манипулирования сознанием и поведением человека, угрожает дегуманизацией. Вот почему во всём мире всё сильнее осознаётся необходимость решения глобальной проблемы – своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности, уметь защищаться от негативных воздействий.

Формирование информационной культуры в России получило развитие, прежде всего, как практическая деятельность библиотек и образовательных учреждений, осуществляемая в большей мере стихийно, методом проб и ошибок. Результаты этого закреплялись в общественном сознании и практической деятельности людей через частные правила, методы и средства, в соответствии с уровнем развития сферы информационной деятельности. Если исходить из накопленного опыта формирования информационной культуры пользователей, то её компонентами, в порядке их появления были: библиотечно-библиографические знания, культура чтения, компьютерная грамотность [8, с.79]. Изучение истории вопроса свидетельствует, что формирование у детей, подростков, юношества библиотечно-библиографических знаний и культуры чтения имеет не только в достаточной степени богатую историю развития, но и характеризуется множественностью подходов к её теоретическому осмыслению и практическому решению. Уровень информационной культуры человека, как правило, определяется не только усвоенными им знаниями и умениями в области информационных процессов и компьютерных дисциплин, а также способностью существовать в информационном обществе. Для того, чтобы привить ему информационную культуру, необходимо создать вокруг него определенную информационную среду, для освоения которой требуются специальные знания, умения, навыки. Ценность же самой информационной культуры состоит в том, что она обогащает личность, обеспечивая становление мировоззрения и мироощущения личности, помогая определить свое место в жизни и в обществе, давая возможность для самореализации и самосовершенствования.

Формирование информационной культуры личности неразрывно связано с деятельностью образовательных учреждений. Наряду с образовательными учреждениями формированием информационной культуры всегда занимались и библиотеки. Анализируя опыт различных библиотек в области формирования информационный культуры, среди учащихся и студентов видно, что выявление и внимательное изучение уровня информационной культуры потребителей информации, а также доступность информационных ресурсов является непременным условием создания комфортной среды для развития личности в информационном обществе. Сохраняя традиционные функции хранителей научной информации, библиотеки поднялись на качественно новый уровень развития. Перед библиотеками встала новая социальная функция по обучению пользователей владению современными компьютерными технологиями. Они играют как роль информационного, так и роль образовательного центра.

Современная вузовская библиотека, а особенно вузов культуры и искусств, является информационно-образовательным и культурным центром. Разделяя эту точку зрения коллег, работники библиотеки КемГУКИ большое внимание уделяют реализации культурно-просветительной, воспитательной функции.

Формирование информационной культуры студентов КемГУКИ, качественное обслуживание пользователей данной библиотеки сопряжено с рядом проблем. На сегодняшний день не все студенты и преподаватели вуза имеют достаточное представление о новых возможностях библиотеки, автоматизированных средствах поиска информации. Как показывает отечественный опыт, оснащение современной техникой может и не приводить к реально ощутимым положительным результатам. Колоссальный потенциал информационных ресурсов, хранящихся в библиотеке, зачастую остается невостребованным из-за низкой информационной культуры, неумения правильно выразить свою информационную потребность, оперативно найти, проанализировать и извлечь необходимую информацию, представить ее рациональным способом.

Работники библиотеки готовы к выполнению сложных задач, которые должны обеспечить доступ к информации в любом формате для всех пользователей. Библиотека должна стать не просто хранилищем книг, а информационным провайдером.

· проведение экскурсий по библиотеке;

· просмотр видеоролика о библиотеке;

· тематический обзор книг по специальностям;

· обучение информационному поиску в традиционных каталогах;

· обучение поиску в электронном каталоге.

Коллектив библиотеки по результатам собеседований с абитуриентами, наблюдений за адаптацией первокурсников, проведения "Месячников первокурсника" и информационных тренингов считает, что общее состояние информационной культуры студенческой молодежи не может быть признано удовлетворительным.

С точки зрения библиотекарей вузовской библиотеки КемГУКИ, повышение уровня информационной культуры пользователя может быть достигнуто в результате специально организованной, планомерной деятельности библиотеки. Библиотека, прежде всего, собрала весь материал по информационной культуре и выпустила библиографический указатель "Формирование информационной культуры личности". Его отличительной особенностью является то, что в основу структурирования материала положена модель соответствующего учебного курса.

В продолжение работы по пропаганде информационной культуры как одного из перспективных направлений по качественному обслуживанию пользователя библиотекой КемГУКИ разработана программа "Информационная культура личности и развитие открытого образования региона".

В рамках программы предполагается создание уникального электронного ресурса:

·базы данных "Информационная культура" (но возможности полнотекстовой) на основе библиографического указателя;

·программы тренингов "Основы информационной культуры", которые помогут читателям выработать практические умения и навыки с использованием средств компьютерной поддержки изучения теоретической и практической частей учебных материалов, а также размещение созданных ресурсов в Интернете и использование их в "Месячнике первокурсника", ежегодно проводимого библиотекой по дисциплине "Информационная культура".

Следующим направлением в работе библиотеки КемГУКИ по улучшению качества обслуживания читателей и привлечению их к активному использованию новых поступлений являются информационные тренинги, которые проводятся каждую первую неделю месяца в справочно-библиографическом отделе библиотеки. Они включают в себя:

·выставки новых поступлений в традиционном варианте;

информацию о правовом обеспечении образования, науки и культуры "Консультант Плюс";

·обзоры мультимедийных изданий на CD-ROM;

·отчеты о заседаниях Некоммерческого библиотечного партнерства и методического объединения вузовских библиотек г. Кемерово, отчеты о командировках на обучающих семинарах, обзорную информацию о грантах, конкурсах, конференциях.

Таким образом, подводя итог по данной части работы можно сделать следующий вывод: выявление и внимательное изучение уровня информационной культуры потребителей информации, а также доступность информационных ресурсов является непременным условием создания комфортной среды для развития личности в информационном обществе.

1. Гендина, Н.И. Колкова Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие \ Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор. – 2-е изд., перераб. – М.: Школьная библиотека, 2003. – 296 с.

4. Основы теории коммуникации: учебник / под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2007. – 615 с.

5. Соколов, А.В. Социальные коммуникации: учебно-методическое пособие / А.В. Соколов. – М.: Профиздат, 2001. – 224 с.

6. Соколов, А.В. Введение в теорию социальной коммуникации: Учебное пособие / А.В. Соколов. – СПб., 1996. – 320 с.

7. Справочник библиотекаря / под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. – СПб., Профессия, 2000. – 432 с.

Раздел: Культура и искусство
Количество знаков с пробелами: 29644
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 1

1. Информационное мировоззрение и культура современного общества Информационное мировоззрение как компонент информационной культуры личн

Информационная культура личности одна из составляющих общей культуры
человека; совокупность информационного
мировоззрения и системы знаний и
умений, обеспечивающих
целенаправленную самостоятельную
деятельность по оптимальному
удовлетворению индивидуальных
информационных потребностей с
использованием как традиционных, так и
новых информационных технологий. Она
является важнейшим фактором успешной
профессиональной и обыденной
деятельности, а также социальной
защищенности личности в
информационном обществе

ДИКТАНТ
На
дощатой
террасе
близ
конопляника
веснушчатая
Агриппина Саввична потчевала
ветчиной
и
винегретом,
можжевеловым
вареньем
и
мороженым
крем-брюле
коллежского асессора Аполлона
Филипповича
под
аккомпанемент
аккордеона
и
виолончели .

УМЕНИЯ
–ориентироваться в огромных массивах
информационных ресурсов (мировых,
государственных, региональных и т.п.);
–критически оценивать полученную
информацию;
–эффективно использовать ее, опираясь
на правовые и этические нормы
информационного общества.

Критерии уровня развития информационной
культуры:
–привлечение
дополнительных
источников
информации,
–оценка качества источников информации,
–использование методов аналитико-синтетической
обработки информации,
–знание алгоритма поиска информации,
–умение правильно,
корректно формулировать
информационные запросы,
–культура оформления результатов учебной и
учебно-исследовательской деятельности и т.п.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
ЛИЧНОСТИ
Во-первых, личность должна быть нацелена на становление нового
информационного
мировоззрения,
которое
включает
фундаментальные знания сущности, природы и законов
функционирования информации.

Информационное
мировоззрение – это система
взглядов человека на мир
информации и место человека в
нём; включает в себя убеждения,
идеалы, принципы познания и
деятельности, выражается в
ценностях образа жизни личности в
современном постиндустриальном
обществе.

Выводы:
• мы являемся современниками информационной революции, несущей
качественные изменения социума, а следовательно, формирующее новое
информационное
мировоззрение,
определяющее
сущность
информационной культуры личности;
• содержание феномена информационной культуры личности
характеризуется
компетентностью
в
понимании
природы
информационных процессов; гуманистической ориентацией ценностной
сферы личности; творчеством в информационном поведении и развитой
информационной саморефлексией;
• процесс формирования информационной культуры личности внутренне
противоречив; его ядром является информационное мировоззрение,
которое не отрицает традиционное мировоззрение, а напротив, дополняет
и обогащает его, тем самым реализуя принцип исторической
преемственности культуры;
• степень сформированности информационной культуры определяется
целостностью уровней ее реализации.


Влияние информационных технологий и Интернета на возможности и мировоззрение человека

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире наука и техника связаны неразрывно. Научно-технический прогресс имеет огромное влияние на человека. Это отображается на простом бытом уровне, а также и на умственном уровне развития человека. Информационные технологии не только упрощают нашу жизнь, но и позволяют ее модернизировать. Человек теперь имеет возможность получать не только информацию с помощью Интернета, но и самопрезентовать себя в различных социальных сетях с помощью фотографий, постов и различных видеоматериалов. Особенности онлайн-взаимодействия, которые включают в себя анонимность, бестелесность, широкий спектр возможностей для создания своей идентичности наделяют индивида широкими возможностями для самопрезентации себя для других участников онлайн-пространства. Несмотря на то, что онлайн-сети различны, можно выделить базовый набор технических средств, которые пользователь может использовать для конструирования своего облика. С помощью социальных сетей у людей появилась возможность зарабатывать деньги и продвигать свои продукты и курсы.

Помимо этого, информационные технологии активно применяются в учебном процессе. Характерным примером служит использование в учебном процессе в качестве средств общения Интернет-технологий, дающих возможность позитивных преобразований личности на основе качественного изменения коммуникативной и познавательной деятельности, самого стиля обучения. При работе в сети Интернет отмечается повышение активности обучающихся, возрастает их самостоятельность и индивидуализация подхода к обучению, что вызвано наличием огромного количества информации, появляется раскрепощенность в общении, преодолеваются стереотипы авторитарного стиля взаимодействия педагога и ученика. Все это стимулирует развитие личности обучающегося - самостоятельности его суждений, инициативности, мобильности, умения отстаивать свою точку зрения. Однако не следует забывать и об отрицательных последствиях: интенсивное интеллектуальное и творческое развитие не гарантирует того, что обучающийся успешно адаптируется к запросам и требованиям социальной среды. Реальной остается и Интернет-зависимость, которой могут подвергнуться обучающиеся самых разных возрастов. Психологические последствия этого явления - социальная изоляция (частичный или полный отказ от общения с другими людьми, замкнутость в общении, замена реальных друзей виртуальными, ослабление эмоциональных реакций, существенное сужение сферы интересов, озлобленность). И тогда это перерастает в серьезную проблему, где обязательно требуется помощь психолога.

Устойчивое и включающее позитивные для человека и общества ценности мировоззрение позволяет избежать негативного влияния информационных технологий, использовать их большие возможности для развития личности. Субъект с более развитой ценностно-мировоззренческой сферой может легче выделять в информационном потоке важные и необходимые сведения, умеет лучше обобщать их в своих интересах, правильнее соотносить с уже имеющимися знаниями, а также успешнее использовать на практике.

Очевидно, что, используя информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности и перекладывая на них часть рутинных операций, люди расширяют свои возможности по переработке информации, увеличивая объем и скорость работы и тем самым совершенствуя процессы познания. Это привело к увеличению потенциала человеческого мышления и определенным изменениям в структуре мыслительной деятельности.

Особенности Интернет-среды создают как новые возможности, так и новые риски. Среди возможностей: практически неограниченный доступ к любой важной для обучения и развития информации, конструирование новых миров – создание нового контента; приобретение новых друзей и знакомых из любой точки мира; поиск единомышленников и членство одновременно в большом количестве групп по интересам.

Однако, это наиболее позитивные стороны влияния информационных технологий на жизнь человека. Есть и отрицательные аспекты виртуализации образа жизни: утрата ценности реального мира в сознании и жизни человека; ослабление реальной коммуникации, снижение личной ответственности за действия в виртуальном мире; мифологизация мировоззрения; усиление этического и нравственного плюрализма; размывание границ между "добром" и "злом" в виртуальной деятельности, ослабление моральных регуляторов и замена их правилами "пользователя".

Нередко, новостные источники дезинформируют свою аудиторию о произошедших событиях заграницей. Как следствие, люди верят в ложную информацию, соответственно, они меняют свое отношение к определенным событиям, изменяется их собственно-личностное мнение.

Во-вторых, увеличивается количество преступлений, связанных с Интернет-мошенничеством. Люди, не знающие элементарных правил безопасности Интернет-шоппинга, нередко сталкиваются с кражей денежных средств со своих банковских счетов.

В-третьих, современные информационные технологии в области медицины позволяют свершить прорыв в хирургии, о котором нам рассказывают в новостных хрониках. Подобные хроник вселяют в людей надежду, однако, на практике оказывается не все так прогрессивно. Это формирует у пациентов негативное отношение к медицине и здравоохранению в целом.

ИКТ предоставляют массу новых возможностей для развития личности, так как современный человек находится в обогащенной информацией и коммуникациями среде и управляет построением своей идентичности. Для того, чтобы конструктивно применять возможности, предоставляемые интернетом, необходимо развивать навыки осмысленного восприятия и критической оценки информации.

Читайте также: