Информационная культура личности это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Информационная культура понимается как элемент общей культуры личности и рассматривается как готовность и способность личности к рефлексии, к самообразованию, к интеллектуальной творческой деятельности.

Содержание

Во второй половине XX в. проблема формирования информационной культуры личности была осознана как междисциплинарная, к ее исследованию подключились представители многих областей: библиотековеды. специалисты по информатике, культурологи, социологи, философы.

Однако сколь странным это ни покажется, объединенные общим интересом. они изучают разные явления. Специалисты в области теории и практики библиотечной деятельности в понятие информационной культуры личности привычно вкладывают читательские умения и навыки работы с библиотечными каталогами. Специалисты в области информационных технологий связывают ее с компьютерной грамотностью и умением работать в электронных сетях. Социологи считают, что проявлением информационной культуры является ориентация человека в быстро меняющихся социальных условиях, способность адаптироваться к ним, критически и самостоятельно оценивая поступающую информацию. Культурологи и философы подходят к проблеме наиболее широко: информационная культура представляется им способом жизнедеятельности человека в информационном обществе как составляющая процесса формирования культуры человечества.

К интеллектуальным информационным процессам, которые нельзя перепоручить даже самому грамотному помощнику, относятся:

  • поиск информации при решении нетривиальных творческих задач, ответ на которые отсутствует в информационном потоке;
  • профессиональное чтение;
  • интеллектуальная переработка исходной информации;
  • создание нового знания и воплощение его в объектах, на которые распространяются нормы интеллектуальной собственности;
  • профессиональное общение.

Таким образом, информационная культура понимается как элемент общей культуры личности и рассматривается как готовность и способность личности к рефлексии, к самообразованию, к интеллектуальной творческой деятельности.

Информационно-библиографическая культура : учеб, пособие / В. В. Брежнева. А. А. Грузова. Т. В. Захарчук. М. И. Кий ; под ред. В. В. Брежневой. Т. В. Захарчук ; М-во культуры РФ. С.-Петерб. гос. ин-т культуры, библ.-информ. фак. - Санкт-Петербург : СПбГИК. 2017.-204 с.


05.04.2020, 1341 просмотр.

Информационная культура представляет собой способность общества эффективно применять информационные ресурсы и инструменты информационных коммуникаций, а также использовать прогрессивные ведущие результаты и достижения в сфере развития средств информатизации для этих целей.

Существует несколько определений вышеуказанного термина:

  • информационная культура – это совокупность знаний, которыми обладает человек, и умение их использовать на практике для решения определенных задач;
  • информационная культура – это отдельная область культуры, которая связана с функционированием информации в обществе и образованием информационных качеств конкретной личности;
  • информационная культура – это конкретный уровень формирования информационных процессов, уровень создания, сбора, переработки и хранения информации, степень удовлетворения в определенной мере потребностей человека в информационном общении;
  • информационная культура – это качественный показатель жизнедеятельности конкретного человека в сфере получения, передачи, хранения и применения информации, где основными являются духовные общечеловеческие ценности;
  • информационная культура – это определенный уровень знаний, который предоставляет возможность человеку свободно без препятствий ориентироваться в пространстве информации, принимать активное участие в его формировании и всеми методами способствовать информационному взаимодействию.

Некоторые специалисты считают, что информационная культура отлично характеризует уровни развития определенного общества, конкретной нации или народности, а также специфических сфер деятельности таких, как, например, культура искусства, быта или труда.

История информационной культуры

Специалисты отмечают, что информационная культура на уровне общества проявилась в пяти информационных революциях:

  • открытие языка;
  • находка письменности;
  • основание книгопечатания;
  • изобретение электричества;
  • применения компьютерных технологий.

Современная информационная культура соединяет в себе все свои предшествующие формы. Она выступает в качестве предмета, результата и средства социальной активности, хорошо отражает характер и уровень человеческой практической деятельности.

Классификация информационной культуры

классификация информационной культуры

В соответствии с областями информативной деятельности информационная культура делится на:

  • технологическую;
  • организационно-производственную;
  • управленческую;
  • научно-познавательную;
  • информационную культуру словесного общения.

Критерии информационной культуры человека

критерии информационной культуры

Специалисты называют следующие признаки информационной культуры человека:

  • умение адекватно выражать свою потребность в конкретной информации;
  • способность перерабатывать полученную информацию и создавать новую;
  • эффективно осуществлять поиск необходимых данных;
  • умение вести индивидуальные поисковые информационные системы;
  • способность адекватно оценивать информацию;
  • умение правильно отбирать необходимые данные;
  • способность к компьютерной грамотности и информационному общению.

Критерии информационной культуры являются отличными показателями уровня развития специфических инструментов для освоения разных объектов отражения. Эти критерии являются, в первую очередь, критериями познания социальной и природной действительности.

Краткий итог

Информационная культура совершенно не сводится к разрозненным знаниям и умениям работы за компьютером. Она предполагает информативную направленность целостной личности, которая обладает мотивацией к применению и усвоению новых данных. Информационная культура, по мнению специалистов, рассматривается как одна из граней личностного развития. Это путь универсализации качеств человека.

Овладение информационной культурой способствует реальному пониманию человеком своего места, себя и своей роли в этом мире. Специалисты утверждают, для того, чтобы сформировать хорошей уровень информационной культуры, особого значения нужно придать именно образованию. Последнее должно способствовать формированию нового специалиста информационного общества, который обладает следующими навыками: выделения значимой информации, дифференциации данных, выработки критериев оценки информации, умело использовать ее.

Работа за компьютером

Стремительный рост информационных ресурсов становится причиной повышения роли информационной культуры в жизни общества. Изучим, что означает данная категория, как она выражается, в чем ее важность сегодня в мире.

Что такое информационная культура?

Информационная культура — совокупность умений и навыков грамотного взаимодействия с информационными технологиями и данными, а так же умение воспользоваться необходимыми ресурсами и новейшими техническими средствами для получения информации, её обработки и систематизации.

В узком смысле под данной категорией понимается качество информационного общения людей, уровень развития информационной сферы жизни общества. Информационная культура включает себя познания наук, позволяющих добиться развития информационной составляющей, совершенствования и адаптации её к определенной сфере жизни.

Примеры информационной культуры

Для эффективного использования ежедневных потоков информации современному человеку жизненно важно овладеть информационной культурой. Для более углубленного понимания вопроса, рассмотрим примеры информационной культура. В частности, она может проявляться в:

  • в определенных умениях грамотного применения технических устройств;
  • в умении воспользоваться в своей работе компьютерной информационной технологией, а так же имеющимися на компьютере программами;
  • в способности получать сведения из разнообразных источников, (например, из печатных изданий), предоставлять их в понятном виде, результативно ими воспользоваться;
  • во владении навыками анализа обработки информации;
  • в способности работать с любыми данными;
  • в познании специфики потоков информации в различных сферах жизни;

Виды информационной культуры

Выделяются следующие виды информационной культуры:

Информационная культура — органический синтез информации и культуры. Обе категории можно рассматривать в качестве взаимно пересекающихся сфер, образующих пространство, которое можно назвать информационной культурой.

Овладение информационной культурой

В информационном обществе изучать информационную культуру нужно с раннего детства. В школах и институтах для этого обеспечивается максимальный доступ к информационным ресурсам, которые нужны для осуществления деятельности в изучаемой области. Качество учебы во многом зависит от степени освоенных навыков в сфере основных информационных технологий при решении традиционных задач выбранной сферы деятельности.

Информационная культура включает в себя познания наук, позволяющих развивать и адаптировать к определенному виду деятельности имеющуюся информацию.Обязательный атрибут информационной культуры – знание современных информационных технологий, умение использовать их для выполнения как однообразных действий как в автоматическом режиме, так и в нестандартных ситуациях.

Изучение информационной культурой помогает человеку по-настоящему осознать свое предназначение в данном мире. Эксперты придерживаются мнения, что для достижения высокого уровня информационной культуры не требуется делать акцент на запоминании информации. Важнее помогать создавать для информационного общества нового специалиста, владеющего определенными умениями: находить важную информацию, формировать критерии для анализа данных, правильно ими пользоваться.

Значение информационной культуры

Во время информационной деятельности люди улучшают культуру обращения с данными, способы их получения, обработки, хранения, оперативного предоставления. Большую значимость играет именно своевременная выдача информации. Сегодня различные сведения в обществе быстро становятся неактуальными. Они демонстрируют ускорение социальной жизни, развитие науки и промышленной сферы, техники, методов коммуникации. Ценная сегодня информация завтра может потерять свою значимость. Оперативное предоставление сведений позволяет увеличить их актуальность, важность на практике.

Развитие информационной культуры позволяет сформировать в обществе определенные группы людей, имеющих на духовном уровне единое понимание проблем, решением которых они занимаются. Информационная культура органически входит в жизнь общественности, позволяет ей выйти на качественно новый уровень, являясь основой для преобразования различных сфер жизни, добавляет совершенно новые черты в жизненные образы людей.

Информационная культура — это не только наличие различных познаний и умений работать с компьютером. Это информативная направленность человека, у которого есть мотивация использовать актуальные данные, изучать и запоминать их. Информационная культура – грань личностного развития.

Заключение

Информация и культура – два феномена, обладающих многими общими свойствами. Среди них глобальность, универсальность, представляющих собой существование связей с разными формами жизнедеятельности человека. Указанные две категории распространены в каждом направлении человеческой деятельности, придают ей креативный характер и многие другие черты. Существование информации и культуры подразумевает наличие между ними взаимной связи: осуществление культурных процессов происходит через информационные. И наоборот. Культура способна результативно повлиять на человека, общественность только через механизм сбора и распространения сведений о наличной среде, где она распространена, самой культуре.

Информационная культура личности — это составляющая общей человеческой культуры, являющаяся совокупностью информационного мировоззрения и набора знаний и умений, которые обеспечивают возможность целенаправленной деятельности по удовлетворению индивидуальных потребностей в информации.

Информационная культура

Прогресс современного информационного сообщества тесно связан с осознанием человечеством решающей роли информации в общественном развитии. Информация в наборе разнообразных форматов всё сильнее влияет на различные аспекты общественной жизни, задаёт систему экономических и социальных взаимоотношений. Информация является всеобщим достоянием и это положение ЮНЕСКО уже узаконило.

Главным признаком информационного сообщества считается степень его информатизации. Общественная информатизация является сегодня не только символом экономического, научного, технического и социального прогресса, но и залогом значительного развития образовательного процесса. Формирование информационного сообщества предполагает обеспечение адекватности образования динамическим коррекциям, происходящим в социуме, выросшим информационным объёмам, которые являются профессионально значимыми. В сегодняшней действительности стало трудно сориентироваться в стремительно растущем информационном потоке. Лишь высокий культурный и образовательный уровень даёт возможность доступа ко всему набору информационных источников. Следовательно, необычайно актуальным стало владение высокой информационной культурой.

Информационная культура в обобщённом смысле играет значительную роль в прогрессе человеческой цивилизации, поскольку её активность способствует научной и творческой деятельности людей. В узком смысле информационной культурой является степень организации информационных процессов, а также уровень удовлетворения человеческих потребностей в информационном общении. При этом такая деятельность нацелена на осуществление оптимизации всех типов информационного общения, формирование самых благоприятных условий для того, чтобы культурные ценности осваивались людьми и успешно входили в их образ жизни.

Готовые работы на аналогичную тему

Основой информационной культуры выступает информационная человеческая деятельность. Такая деятельность является двойственным процессом, поскольку с одной стороны, это использование уже имеющейся, а также формируемой информации, а с другой стороны, это её производство и занесение на различные материальные носители.

Высокий уровень информационной культуры, базис которой формируется в наше время, придаст новые импульсы экономическому и социальному развитию. Без людей, которые уже овладели информационной культурой, все сложные технические устройства будут применяться не на благо, а скорее способны причинить вред общественному развитию. Высокая информационная культура поможет осуществить то, к чему человеческое сообщество идёт уже тысячелетиями, а именно, поднять на качественно новый уровень умственные, духовные и творческие возможности людей.

Информационный образ жизни и культура личности

Информация выполняет очень важную роль в человеческом развитии, она стимулирует необходимые изменения. Возникновение новых информационных данных ведёт к информационной революции, которая является качественным скачком в методах информационной обработки, необходимым для преодоления несоответствия между возрастанием объёмов социальной информации, циркулирующей в обществе, и возможностями её применения. Любая революция направлена на решение своих задач и ведёт к некоторым социальным последствиям. Итогом информационных революций становится подмена имеющейся формы материального информационного носителя на новую прогрессивную версию, которая соответствует возможностям очередного витка общественного развития.

Специалисты выделили пять информационных революций, оказавших глобальное влияние на общественное развитие:

  1. Информационная революция, связанная с появлением членораздельной речи, то есть человеческого языка, ставшего мощнейшим средством человеческого развития. Социальная языковая сущность была проявлена в эпоху палеолита, то есть в начале человеческой истории.
  2. Информационная революция, связанная с появлением письменности, то есть системы занесения на определенный материал (камень, папирус, бумага и тому подобное) речевых звуков и слов при помощи условных обозначений. Целью письменности является передача информации между людьми. Помимо письменности появилась и библиография.
  3. Информационная революция, связанная с изобретением книгопечатания, которое было призвано ликвидировать разрыв между информационными объёмами и общественными потребностями. Процесс печатания книг сформировал принципиально новую методику накопления и распространения знаний, а также поменял само определение понятия знание.
  4. Информационная революция, связанная с появлением электричества и новых информационных технологий. Изобретение телеграфа, телефона, радио и телевидения, полиграфического оборудования явились грандиозным переворотом с позиций скорости информационной передачи и возможности копить знания. Сюда следует отнести и появление персональных компьютеров, которое было обусловлено постоянно растущими информационными объёмами.
  5. Информационная революция, связанная с появлением новейших микропроцессорных технологий и целой индустрии информационной обработки. Информация и познания превратились в важнейшую отрасль массового производства.

Читайте также: