Индустриализация на урале кратко

Обновлено: 02.07.2024

Цель данной работы – описание индустриализации на Урале, развитие Урала в годы первых пятилеток.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить аспекты индустриализации на Урале;
2. Изучить социальный состав рабочих на Урале;
3. Описать каковы итоги развития Урала в годы первых пятилеток.

Содержание

Введение……………………………………………………………..
Глава I. Место Урала в планах индустриализации………………..
Стимулы к труду на предприятиях.
Социальный состав…………………………………………………
Глава II. Развитие Урала в годы первых пятилеток………………
Первая пятилетка………………………………………………….
Вторая пятилетка…………………………………………………
Заключение………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………..

Прикрепленные файлы: 1 файл

контрольная работа по истории Урала.doc

Федеральное агентство по образованию

Кафедра древней и новой истории России

Контрольная работа по курсу

Глава I. Место Урала в планах индустриализации………………..

Стимулы к труду на предприятиях. . ..

Глава II. Развитие Урала в годы первых пятилеток………………

Список использованных источников……………………………..

Советская историческая наука уделяла огромное внимание изучению истории индустриализации СССР. Рассматривая индустриализацию как составную часть ленинского плана построения социалистического общества в СССР, советские историки много спорили о теоретических аспектах этой проблемы: сущности индустриализации, особенностях советского метода индустриализации, ее хронологических рамках, источниках накопления средств для индустриализации и т.д. Следовательно тема индустриализации актуальна. В данной работе индустриализация описана на примере индустриализации Урала.

Название работы – место Урала в планах индустриализации. Промышленное развитие Урала в годы первых пятилеток.

Цель данной работы – описание индустриализации на Урале, развитие Урала в годы первых пятилеток.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить аспекты индустриализации на Урале;
  2. Изучить социальный состав рабочих на Урале;
  3. Описать каковы итоги развития Урала в годы первых пятилеток.

В данной работе были использован ряд источников: документальные и интернет – источники.

МЕСТО УРАЛА В ПЛАНАХ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

Социалистическая Индустриализация Урала была составной частью ленинского плана построения социализма в нашей стране. Она начала осуществляться по инициативе В. И. Ленина и являлась предметом его постоянного внимания.

В. И. Ленин с первых дней существования советской власти выдвинул идею рационального размещения производительных сил по территории страны. В ленинских положениях, определяющих основы рационального размещения промышленности в стране, содержится ясно и четко выраженная ориентация на всемерное развитие промышленности на Урале и в Сибири. В. И. Ленин выдвигает как общегосударственную, общенародную проблему соединение уральской железной руды с сибирским каменным углем.

Руководствуясь ленинским планом построения социализма в СССР, историческими решениями XIV съезда ВКП(б), коммунисты и все трудящиеся Урала в 1926 — 1928 гг. развернули борьбу за создание новой, мощной социалистической индустрии. В январе 1927 года правительство РСФСР утвердило представленный Уралоблисполкомом перспективный план развития народного хозяйства Урала. В этом плане было намечено дальнейшее развитие на Урале металлургической, угольной, химической, машиностроительной, энергетической промышленности, железнодорожного транспорта, легкой и пищевой индустрии, жилищного строительства в городах и рабочих поселках.

После 14 съезда партии, взявшего курс на индустриализацию страны, на Урале начинается строительство ряда мощных заводов. В 1926 г. был заложен Красноуральский медеплавильный комбинат, в 1927 г. – Уральский завод тяжелого машиностроения, в 1928 г. – Березниковский химический комбинат и др.

Рациональное размещение производства требовало приближение промышленности к источникам сырья и топлива, огромные природные ресурсы Урала позволяли расположить здесь, непосредственно у источников сырья, тяжелую промышленность. Раскинувшись на рубеже Европы и Азии, Урал находился недалеко как от Сибири, так и от Средней Азии, что удешевляло перевозки продукции в эти районы. Находясь на значительном расстоянии от границ и располагая большими запасами стратегического сырья, Урал мог стать арсеналом, крупной оборонной базой нашей страны. Все это выдвигало Урал в качестве одного из важнейших центров социалистической индустрии.

Стимулы к труду на предприятиях

Политика социалистической индустриализации соответствовала коренным, жизненным интересам советских людей. Вместе со всем советским народом трудящиеся Урала восприняли эту политику как близкое им, родное дело, о чем свидетельствует бурный рост трудовой и политической активности рабочего класса и крестьянства Урала.

Еще одним способом стимулирование было принуждение, запугивание в адрес тех, кто не присоединиться к стахановскому движению.

С подобными проблемами сталкивались власти большинства крупных городов. Решение необходимо было принимать на самом высоком государственном уровне. Начинать пришлось не с чистого листа. При транспортном отделе Моссовета с 1925 г. существовал Отдел регулирования уличного движения (ОРУД). Горсоветы многих городов разработали правила. В 1927 г. СССР ратифицировал Парижскую международную конвенцию о передвижении автомобилей. Задача заключалась в том, чтобы унифицировать нормативную базу, распространить опыт Московского ОРУДа на весь Советский Союз и вооружить постовых милиционеров новейшими техническими средствами.

15 мая 1931 г. Московский ОРУД был переведен в подчинение Управления рабоче-крестьянской милиции. Впервые на советскую милицию возлагались обязанности регулирования движения и борьбы с аварийностью. Вскоре в структуру правоохранительных органов влился ОРУД Ленинграда. 17 июня 1931 г. президиум Свердловского горсовета постановил создать при Областном управлении милиции Инспекцию по надзору за городским движением, а 30 июня 1931 г. приказом начальника Управления милиции Уральской области такая служба была сформирована.

Штат инспекции состоял из семи человек, включая инспектора трамвайного движения и заведующего санитарной очисткой города, и взвода регулировщиков. Старшим инспектором был назначен П. С. Завьялов.

Созданием ОРУДа работа по наведению порядка на улицах не могла ограничиться. Постового милиционера необходимо было вооружить нормативными актами, четко оговаривающими права и обязанности пешеходов, водителей и милиции. В 1932 г. впервые вводится общесоюзный стандарт на дорожные знаки в соответствии с Парижской международной конвенцией. Тогда же на улицах стали появляться первые указатели ограничения движения, световые сигналы и светофоры.

11 декабря 1931 г. приказом начальника Главного управления милиции были утверждены типовые Правила уличного движения, на основании которых горсоветам предстояло разработать собственные. В марте 1932 г. СНК РСФСР обязал милицию вести централизованный учет аварийности на транспорте. С июля 1932 г. началась массовая подготовка водителей.

СЮЖЕТ

В результате реформ обязанности между правоохранительными органами и транспортниками распределялись следующим образом: допуск водителей к управлению машиной, регулирование движения и расследование аварий находились в ведении милиции, а качество дорожного покрытия, госрегистрация автомобилей, выдача номерных знаков, технический контроль и подготовка водителей составляли задачу отделов местного транспорта. Нормативные акты разрабатывались либо совместно, либо по согласованию. Такая система просуществовала до 1936 г.

КСТАТИ
Кроме регулирования движения, сотрудникам Инспекции по надзору за городским движением поручили следить за санитарным состоянием и благоустройством улиц.

Славная история у моего родного Уральского края. Много пользы он принёс нашему отечеству. Ещё со времён Петра Великого здесь дымят заводы-трудяги. Пушки, отлитые здесь, топили на дно истории шведский флагман; штыками, сделанными из нашего железа, кололи наполеоновских захватчиков. Но, конечно, главным испытанием, как для Урала, так и для всей нашей большой страны стала Великая Отечественная война. Смогли бы мы выдержать это испытание, не будь создан на Урале в период индустриализации новый Промышленный Район?

Сегодня значительная часть наших сограждан не хочет трудиться на заводах и относится к ним как к чему-то обыденному. Многие даже не подозревают, каким напряжением сил, какими человеческими подвигами достались они народу!

Думаю, как раз сейчас необходимо вспомнить, что же представляла собой индустриализация.


Каким был Урал накануне индустриализации? Во второй половине XIX, начале ХХ века Урал постепенно начинает терять свой статус опорного края державы. На передние позиции в металлургии выходит Украина, где, кстати, не было почти ни одного предприятия без участия иностранного капитала (Л.Г. Ландау – Иностранный капитал в дореволюционной России).

В 1914 году Россия вступает в Первую Мировую войну. Затем происходит Февральская Революция, в том же году - Великий Октябрь. К власти приходит большевистская партия во главе с В.И. Лениным, люди, заряженные идеей развития.


Уже тогда советское руководство понимало, что необходима вторая металлургическая база, и, конечно, ей видели Урал. Так, I Всероссийский съезд совнархозов в июне 1918 принял решение о перемещении главных центров нашей промышленности в районы добычи руды и угля – на Урал и в Сибирь (В.Н. Зуйков – Создание тяжелой индустрии на Урале, М.1971). Исходя из этого составлялся и план электрификации, ГОЭЛРО. За период НЭПа Уральская промышленность только подошла к уровню довоенного 1913 года. Были введены в эксплуатацию заброшенные или частично разрушенные производственные мощности, но рывка, необходимого стране, эта экономическая модель обеспечить не могла.

Курс на индустриализацию был взят на XIV съезде ВКП(б), в декабре 1925-го. Была поставлена задача: сделать так, чтобы СССР не ввозил станки и оборудование, а сам производил их. В Уральских руководящих органах приступили к разработке плана индустриализации Урала. 28 января 1927 г. Совнарком одобрил линию Уралоблисполкома на создание крупной промышленной базы в крае. В это время в регионе уже начали получать первое финансирование на проекты и закладывать первые заводы.

В современном расслабленном обществе сложно представить себе людей, которые творили невиданное доселе. Мне они видятся абсолютно сосредоточенными на деле и всецело отдающимися ему.

Характерным портретом той эпохи для меня является первый директор Уралмаша Александр Петрович Банников — большевик, участник Первой мировой и Гражданской войн, человек, не занимавшийся до этого строительством. Таких заводов, как Уралмаш, в мире ещё не было, и как их строить – никто не знал. Начали проектирование. Специалистов катастрофически не хватало, кое-какая литература была на английском и немецком языках. Банников выучил оба языка, и через 2 месяца он уже применял иностранную техническую литературу на практике.

Приходилось решать множество незнакомых задач. Например, после одобрения проекта Банникову рекомендовали строить завод из дешевых материалов: леса и керамзитового кирпича. Но главный инженер стройки В.Ф.Фидлер настаивал, что завод надо строить на века, и только из стали и кирпича. Решение вопроса нашли в том, чтобы построить около завода ряд подсобных предприятий. Заложили завод металлоконструкций, кирпичный завод, бетонный завод, лесопильный цех, далее обзавелись подсобным хозяйством. В общем, стали производить все, что нужно, на самой стройке.

Когда начали строить завод металлоконструкций, возникла необходимость срочно вырыть котлован под фундамент, но по времени не успевали к зиме. Партячейка приняла решение агитировать людей за внеурочный труд, разъясняя значение стройки. Агитировать шли все партийцы, в том числе Банников. В результате агитации почти каждый строитель после своей смены шел ещё на 3 - 4 часа в котлован. Рыли его вручную, единственными помощниками были лошади.

Подходило к концу строительство завода металлоконструкций, надо было его запускать. А рабочих, способных на нем трудиться, почти не было. Наладили обучение. Преподавателями стали свои же рабочие, такие как мастер-механик Слесарёв, молодой инженер Сенцов, а учениками – вчерашние полуграмотные крестьяне. Обучение проходило в две смены, после окончания работ…

Сложно, да и не нужно, наверное, перечислять всё, с чем столкнулись уралмашевцы. Но мне бы хотелось, чтобы люди почувствовали дух той эпохи, когда Урал вместе со всей страной рвался вперёд.

Или другой пример, когда на декабрьском пленуме Уральского обкома ВКП(б) был поставлен вопрос о круглогодичном строительстве и ведении зимних строительных работ. Волей энтузиастов стали осваиваться различные методы строительных работ в зимних условиях. На уральских стройках в зимнее время в широких масштабах велись все виды строительных работ: земляные, кладка кирпича, монтаж конструкций. Производились даже бетонные работы. Так, например, на строительстве Магнитогорского комбината работы по заливке плотины проходили с 18 января (!) по 5 апреля 1931. В неё было уложено 30 тысяч кубометров бетона (морозы при этом достигали 30 – 40 °С)…

статья Иван 3

Это всего лишь небольшая зарисовка тех великих подвигов, которые совершил наш народ во время индустриализации. Подвигов, без которых наша победа в Великой Отечественной войне, как и вообще наше будущее, были бы под большим вопросом.

Сегодняшняя борьба за возвращение Краснознамённой группы на её законное место – это тоже борьба за наше будущее. Или мы вернём себе историческое достоинство, или станем Иванами, не помнящими родства, потеряем остатки единства общества, и тогда – бери нас голыми руками.

Славная история у моего родного Уральского края. Много пользы он принёс нашему отечеству. Ещё со времён Петра Великого здесь дымят заводы-трудяги. Пушки, отлитые здесь, топили на дно истории шведский флагман; штыками, сделанными из нашего железа, кололи наполеоновских захватчиков. Но, конечно, главным испытанием, как для Урала, так и для всей нашей большой страны стала Великая Отечественная война. Смогли бы мы выдержать это испытание, не будь создан на Урале в период индустриализации новый Промышленный Район?

Сегодня значительная часть наших сограждан не хочет трудиться на заводах и относится к ним как к чему-то обыденному. Многие даже не подозревают, каким напряжением сил, какими человеческими подвигами достались они народу!

Думаю, как раз сейчас необходимо вспомнить, что же представляла собой индустриализация.


Каким был Урал накануне индустриализации? Во второй половине XIX, начале ХХ века Урал постепенно начинает терять свой статус опорного края державы. На передние позиции в металлургии выходит Украина, где, кстати, не было почти ни одного предприятия без участия иностранного капитала (Л.Г. Ландау – Иностранный капитал в дореволюционной России).

В 1914 году Россия вступает в Первую Мировую войну. Затем происходит Февральская Революция, в том же году - Великий Октябрь. К власти приходит большевистская партия во главе с В.И. Лениным, люди, заряженные идеей развития.


Уже тогда советское руководство понимало, что необходима вторая металлургическая база, и, конечно, ей видели Урал. Так, I Всероссийский съезд совнархозов в июне 1918 принял решение о перемещении главных центров нашей промышленности в районы добычи руды и угля – на Урал и в Сибирь (В.Н. Зуйков – Создание тяжелой индустрии на Урале, М.1971). Исходя из этого составлялся и план электрификации, ГОЭЛРО. За период НЭПа Уральская промышленность только подошла к уровню довоенного 1913 года. Были введены в эксплуатацию заброшенные или частично разрушенные производственные мощности, но рывка, необходимого стране, эта экономическая модель обеспечить не могла.

Курс на индустриализацию был взят на XIV съезде ВКП(б), в декабре 1925-го. Была поставлена задача: сделать так, чтобы СССР не ввозил станки и оборудование, а сам производил их. В Уральских руководящих органах приступили к разработке плана индустриализации Урала. 28 января 1927 г. Совнарком одобрил линию Уралоблисполкома на создание крупной промышленной базы в крае. В это время в регионе уже начали получать первое финансирование на проекты и закладывать первые заводы.

В современном расслабленном обществе сложно представить себе людей, которые творили невиданное доселе. Мне они видятся абсолютно сосредоточенными на деле и всецело отдающимися ему.

Характерным портретом той эпохи для меня является первый директор Уралмаша Александр Петрович Банников — большевик, участник Первой мировой и Гражданской войн, человек, не занимавшийся до этого строительством. Таких заводов, как Уралмаш, в мире ещё не было, и как их строить – никто не знал. Начали проектирование. Специалистов катастрофически не хватало, кое-какая литература была на английском и немецком языках. Банников выучил оба языка, и через 2 месяца он уже применял иностранную техническую литературу на практике.

Приходилось решать множество незнакомых задач. Например, после одобрения проекта Банникову рекомендовали строить завод из дешевых материалов: леса и керамзитового кирпича. Но главный инженер стройки В.Ф.Фидлер настаивал, что завод надо строить на века, и только из стали и кирпича. Решение вопроса нашли в том, чтобы построить около завода ряд подсобных предприятий. Заложили завод металлоконструкций, кирпичный завод, бетонный завод, лесопильный цех, далее обзавелись подсобным хозяйством. В общем, стали производить все, что нужно, на самой стройке.

Когда начали строить завод металлоконструкций, возникла необходимость срочно вырыть котлован под фундамент, но по времени не успевали к зиме. Партячейка приняла решение агитировать людей за внеурочный труд, разъясняя значение стройки. Агитировать шли все партийцы, в том числе Банников. В результате агитации почти каждый строитель после своей смены шел ещё на 3 - 4 часа в котлован. Рыли его вручную, единственными помощниками были лошади.

Подходило к концу строительство завода металлоконструкций, надо было его запускать. А рабочих, способных на нем трудиться, почти не было. Наладили обучение. Преподавателями стали свои же рабочие, такие как мастер-механик Слесарёв, молодой инженер Сенцов, а учениками – вчерашние полуграмотные крестьяне. Обучение проходило в две смены, после окончания работ…

Сложно, да и не нужно, наверное, перечислять всё, с чем столкнулись уралмашевцы. Но мне бы хотелось, чтобы люди почувствовали дух той эпохи, когда Урал вместе со всей страной рвался вперёд.

Или другой пример, когда на декабрьском пленуме Уральского обкома ВКП(б) был поставлен вопрос о круглогодичном строительстве и ведении зимних строительных работ. Волей энтузиастов стали осваиваться различные методы строительных работ в зимних условиях. На уральских стройках в зимнее время в широких масштабах велись все виды строительных работ: земляные, кладка кирпича, монтаж конструкций. Производились даже бетонные работы. Так, например, на строительстве Магнитогорского комбината работы по заливке плотины проходили с 18 января (!) по 5 апреля 1931. В неё было уложено 30 тысяч кубометров бетона (морозы при этом достигали 30 – 40 °С)…

статья Иван 3

Это всего лишь небольшая зарисовка тех великих подвигов, которые совершил наш народ во время индустриализации. Подвигов, без которых наша победа в Великой Отечественной войне, как и вообще наше будущее, были бы под большим вопросом.

Сегодняшняя борьба за возвращение Краснознамённой группы на её законное место – это тоже борьба за наше будущее. Или мы вернём себе историческое достоинство, или станем Иванами, не помнящими родства, потеряем остатки единства общества, и тогда – бери нас голыми руками.

Читайте также: