Индо буддийский тип культуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

Индия – государство в Южной Азии. Население Индии весьма многолико, а природа очень разнообразна, поэтому многие исследователи делают вывод, что специфика географического положения, щедрость природы, защищенность от иноземных вторжений создали необходимые условия для обеспечения самобытности развития Индии и легли в основу создания индо-буддийского типа культуры. Индийская культура зародилась почти в такие же отдаленные времена, как и культура Передней Азии и Египта. Самые ранние ее археологические слои относятся к середине III тысячелетия до н. э.

В древнеиндийской истории можно выделить шесть периодов:

• первобытно-общинный строй аборигенов Индустана;

• протоиндийская цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро в долине Инда (III–II тысячелетия до н. э.);

• первобытно-общинные племена арийцев, пришедших с северо-запада в долину Инда и Ганга во второй половине II-го тысячелетия до н. э.;

• арийские раннеклассовые государства века бронзы первой половины I-го тысячелетия до н. э.;

• период возвышения государства Магадха (середина I тысячелетия до н. э.).

• период возвышения государства Маурья (322–185 гг. до н. э.).

Характерная черта древнеиндийского общества – распадание его на четыре варны. Это брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Варны представляли собой замкнутые группы людей, занимающих строго определенное место в обществе. Принадлежность к варне определялась рождением и наследовалась. За каждой варной закрепился конкретный вид деятельности. Умственный труд (жрецы и мыслители) стал монополией варны брахманов, воинская деятельность, а также правление – варны кшатриев; земледелие, ремесло, торговля – варны вайшьев; а низменный труд – варны шудр.

Мифология отразила кастовое деление следующим образом: брахманы произошли изо рта Брахмы, одного из главных Богов Индии, кшатрии – из его рук; вайшьи – из его бедер; шудры – из его ног.

Соответственно касты закрепили правовое и социальное неравенство в обществе. Бесчисленные предписания регламентировали их жизнь. Только брахманы могли учить священным текстам, вайшьи содержали своим трудом брахманов и кшатриев. Вайшьи формировались в общины.

Кастовость сильно повлияла на самобытность древнеиндийской культуры. Отделение умственного труда от физического, безусловно, подтолкнуло к более быстрому развитию культуры в этом обществе. Но вместе с тем вело к ее ограниченности, которая явилась следствием кастовости социального строя.

Особенностью культуры Древней Индии явилась неразвитость исторического сознания. Отсутствовало летоописание, а летоисчисление было достаточно произвольным.

Точное время возникновения письменности здесь определить сложно (вероятно, она уже существовала в IV веке до н. э.). Основные элементы древнеиндийской культурной традиции нашли свое отражение в Ведах.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Фрумкин Константин. Бессмертие: странная тема русской культуры

ТЕМА 2 Виды, формы, содержание и функции культуры

ТЕМА 2 Виды, формы, содержание и функции культуры Выше мы отметили: культура – это явление человека в истории, вид его бытия в мире, способ его жизнедеятельности, самоосуществления, присущего только человеку. Животный мир ничего не выражает, кроме своей природной данности.

ТЕМА 3 Структура культуры

ТЕМА 3 Структура культуры Говоря о культуре, мы будем иметь в виду, прежде всего, духовную культуру. Именно она, как было отмечено выше, играет решающую роль. Каменный топор когда-то был изготовлен человеком не потому, что нашёлся камень, а потому что возникла

ТЕМА 8 Мифология как явление духовной культуры

ТЕМА 8 Мифология как явление духовной культуры Роль и влияние первобытной культуры выходят далеко за пределы времени, в котором она существовала. И дело даже не в том, что она продолжает сосуществовать с культурами более поздних эпох. Она становится органическим

ТЕМА 14 Библия как источник мировой и отечественной культуры

ТЕМА 17 Рождение европейской культуры Нового времени

ТЕМА 17 Рождение европейской культуры Нового времени Западноевропейская культура Нового времени не является прямым продолжением ни древнегреческой, ни древнеримской культуры. Идея превосходства европейской культуры, заимствованная у Древнего Рима, в течение

ТЕМА 5. ИГРОВОЙ ХАРАКТЕР КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ТЕМА 5. ИГРОВОЙ ХАРАКТЕР КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Эпоха Возрождения (франц. Renaissance – Ренессанс, в Италии XIV – XVI вв., в других странах – конец XV – начало XVII в.) отличалась поразительным всплеском духовной активности личности, интересом к античной философии (эпикуреизм,

Тема 2. Проблемы возникновения и эволюции культуры

Тема 2. Проблемы возникновения и эволюции культуры 2.1. Генезис культуры Решение проблемы генезиса культуры возможно лишь в рамках осмысления генезиса общественной жизни в целом. В литературе проблема генезиса человеческого общества обычно рассматривается в двух

Тема 3. Конфуцианско-даосистский тип культуры

Тема 3. Конфуцианско-даосистский тип культуры 3.1. Древнекитайская культура как основа конфуцианско-даосистского типа культуры Китайская культура является одной из самых древних, сохранившейся и по сей день. Народ Китая сумел сберечь свои национальные и культурные

4.5. Мировое значение индо-буддийского типа культуры

Тема 5. Мир исламской культуры

Тема 5. Мир исламской культуры 5.1. Формирование исламской культуры С древнейших времен Аравия и прилегающие к ней районы сирийской пустыни были заселены арабами. Большинство населения полуострова составляли кочевники-скотоводы (бедуины). В середине I тысячелетия племена

Тема 6. Христианский тип культуры

Тема 6. Христианский тип культуры 6.1. Возникновение христианства Христианство возникло в Палестине в I веке до н. э. Найденные в районе Мертвого моря свитки свидетельствуют о близости первоначального христианства иудейской общине эссенов. Им были общи идеи ожидания

Религиозно-этическая доминанта. Праведная жизнь, поддерживающая божественный космический порядок находится в центре внимания индо-буддийского типа ментальности. Как и все бесчисленные частицы космоса, человек поддерживает порядок выполнением предписанных ему обязанностей. Процессы природы неразрывны с поведением человека. Нормы поведения равнозначны религиозным предписаниям. Правые нормы не развиты. Поведение подчиняется религиозно-этическим предписаниям. Индо-буддийская культура – царство этики и религии.

Основные понятия в картине мира – дхарма, карма, сансара, мокша.

Сансара – повторяющиеся циклы рождения и смерти в материальном мире.

Склонность к теоретизированию, интровертность - способность погружаться в себя. Индо-буддийский тип ментальности обращен на внутренний мир человека, на индивидуальный поиск и в то же время на познание единства микро- и макромира, природы и человека.

Индо-буддийская культура – это царство религии:

  • религиозно-нравственный свод правил поведения и важнейшие обряды выполняются большинством населения;
  • большинство праздников носит религиозный характер, посвящается отдельным богам, группам богов, мифологическим героям. Например, праздник Холи посвящен Вишну в образе Кришны. Праздник Шиврати посвящен Шиве. Праздник Басора – в честь богини Ситла, спасающей от оспы. Наг-панчли – в честь бога-змеи, кобры. Есть праздник победы Рамы над демоном. Их элементы – праздничные богослужения, жертвоприношения цветов, фруктов, сластей, домашних животных и т.д.;
  • философия, искусство, литература глубоко религиозны;
  • традиционный индийский календарь носит религиозный характер, в нем выделяются год ангела, год Брахмы, год Кешавы, год Махадевы, год Ишвары и т.д.;
  • в постройках представлено множество храмов, иногда тысячи в одном городе;
  • существует бесчисленное множество объектов обожествления: животные (корова, обезьяна, кобра, мифическая птица Гаруда, слон, белка, тотемные животные); источники вод (Ганг и Джамна – места самых многолюдных паломничеств, совершающихся раз в 12 лет); камни; растения; души предков; герои эпоса; легендарные мудрецы (риши, первое место среди них занимают 7 главных авторов ведических гимнов – махариши); полубоги и духи (гандхавы – небесные воины, апсары – небесные красавицы и танцовщицы, якши – покровители лесов, ракшасы – демоны хорошие и плохие); боги и богини.

Индуизм

Религия распространена в одной стране мира – Индии, где ее приверженцами являются более 80% населения.

В брахманизме Брахман – высшая абсолютная реальность, высшая сила, тот, кто владеет душами. Атман – каждая индивидуальная душа, часть Брахмана. Мир, воспринимаемый чувствами, непостоянен, непрочен, это эманация Абсолюта. Отказ от всего материального, иллюзорного, сосредоточение на всем духовном, растворение в Абсолюте открывают путь к спасению, к освобождению от цепи перерождений. Идеал Упанишад – слияние с Брахманом, достижение блаженства.

Культ индуизма. Разные течения индуизма поклоняются разным богам. Сохраняются боги ведизма и брахманизма, вошли в пантеон и буддийские божества. По традиции насчитывают до трех миллионов богов индуизма. Они неопределенны, фантастичны, сливаются друг с другом, перевоплощаются.

Шива – бог-разрушитель и созидатель, жизненная сила, мужское начало, гроза демонов, покровитель аскетов;

  • Вишну – бог-охранитель, бог добра и справедливости, мягкий и простой. Имеет множество аватар: Рамы, Кришны, Будды, Иисуса Христа и т.д.;
  • Брахма – бог-творец, созидатель всего из первоначального Единства Высшей Реальности и Вечности.

Системообразующее понятие индуистской культовой практики – ритуальная чистота. От мирянина требуется поддерживать ритуальную чистоту исполнением дхармы. Дхарма предполагает жертвоприношения, пуджи (молитвы), паломничества и обряды (свадьбы, первого кормления, пострижения ребенка, наречения имени), пять ежедневных жертвоприношений – богам, предкам, людям, духам и Брахме. Широко распространены мантры – священные заклинания, брахман в форме звука. Мантра пробуждает орудия божества.

Повседневные дхармические деяния приравниваются к принесению жертвы. Истоки дхармических предписаний – в системе понятий, сложившихся в древности при описании жертвоприношения. Другие разновидности жертвоприншений – чтение ведических гимнов (мантры) и джапа-медитации – многократные повторения имен богов, гостеприимство, пища для живых тварей, возливание в домашний очаг топленого масла или молока, обеты, паломничества. В индуизме не осуждалось религиозное самоубийство как разновидность жертвоприношения.

Буддизм

Буддизм возник в сер. I тыс. до н.э. К этому времени брахманизм погряз в громоздких обрядах, усложнилась кастовая система. Окрепшие небрахманские касты в сер. 1 тыс. до н.э. чувствовали свой более низкий статус по сравнению с брахманами. Появились оппозиционные течения – буддизм и джайнизм. Буддизм в противоположность кастовым устоям выдвинул принцип социального равенства.

Учение буддизма. В истоках учение буддизма связано с брахманизмом. Оно представляет собой текучую комбинацию идей, с трудом поддающуюся оспариванию. Буддизм принимает идеи кармы, сансары, дхармы, идеала освобождения от оков материального существования – общие для индо-буддийского типа миропонимания. Но дает собственные интерпретации общих идей.

Суть раннего буддизма – в учении о страдании как о всеобщем законе бытия. Учение содержит четыре благородные истины:

  • привязанность к существованию есть страдание;
  • причина страдания – жажда наслаждения, существования и гибели;
  • способ уничтожения страдания – полное бесследное уничтожение жажды наслажения, прекращение страданий достигается уничтожением желаний;
  • существует путь уничтожения желаний – восьмеричный путь.

Признак освобождения от бытия – убежденность в том, что все мимолетно, эфемерно, несущественно.

В буддизме Зло – привязанность к жизни, Добро – мироотвержение. Основа основ учения буддизма – путь из мира страданий в бессмертие – это путь освобождения от привязанностей и достижения высшей мудрости. Буддизм трактуется как средство укрепления духа и самодисциплины.

Одна из основ учения буддизма – дхармическая картина мира. Все в мире состоит из дхарм. Успокоить свои волнующиеся дхармы означает взять жизнь в свои руки. Смерть – это распад данного комлекса дхарм, рождение – восстановление нового комплекса.

Источники учения буддизма – Трипитака, Джатаки, Дхаммапада.

Культ буддизма. Будда, дхарма и сангха – три сокровища и три культа буддизма.

Культ Будды – это культ сверхчеловека, достигшего просветления собственными усилиями. Легендарная личность, реальность которой недоказана, Сиддхартха Гаутама Шакьямуни, согласно легенде жил в 623-543 гг. до н.э. Это был индийский царевич Сиддхартха из знатного рода Готама из племени шакьев. Буддийские будды многочисленны. Считается, что легендарный Будда был седьмым по счету.

Текущая кальпа (период времени) оценивается буддистами как буддоносная: будда появляется раз в пять тысяч лет.

Будда может спастись по-настоящему только со всем миром. Когда все станут просветленными, появится последний Будда – Майтрейя.

Культ Дхаммы (Дхармы). Дхамма в буддизме – не только исполнение обязанностей и мировой порядок, но и учение буддизма. Божественное концентрируется не в боге, а в дхамме/дхарме – мировом порядке, и в учении, отражающем этот порядок.

Культ Сангхи. Сангха – община монахов в рамках монастыря, группы монастырей, секты или группы монахов. Она является символом мироотказа. Монахи – воплощение бога. Монахи – посредники между верующими и бодхисатвами. В ХХ в. происходит секуляризация сангхи и в противовес этому – рост отшельничества.

Влияние буддизма на культуру. Влияние буддизма на культуру Индии и других стран чрезвычайно широко и многообразно. Появление и распространение буддизма явилось катализатором всех творческих сил Дальнего Востока. Буддизм способствовал обновлению традиционных религий стран Востока – ведической религии в Индии, которая затем вытеснила буддизм; даосизма и конфуцианства в Китае, составившими с буддизмом единое мировоззрение китайцев; синтоизма в Японии, который также неразрывно связан с буддизмом.

Прежде всего, буддизм оказал огромное влияние на восточную архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, танец, театр.

С распространением буддизма создавались многочисленные буддийские храмы и монастыри, величественные пещерные и скальные комплексы. Строились буддийские пагоды – многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса. Буддийской архитектура придавала национальной архитектуре стран Дальнего Востока новые черты, которые сейчас считаются традиционными.

Под воздействием идей буддизма расцвело садовое искусство. Буддийские монахи разводили вокруг своих монастырей целые рощи. Для этого у них было достаточно досуга, и жили они в окружении мирной природы, благоприятствующей душевному покою. Вот почему садовое искусство того времени тесно связано с храмами и монастырями. Из Индии буддийский храмовый сад перекочевал в другие страны, в Китае, Корее, Японии дал жизнь садам нового типа.

Развитие скульптуры проявилось, прежде всего, в создании для храмов и монастырей величественных и изящных скульптур Будд и Бодхисаттв. Эти скульптуры также стали традиционными для Индии, Китая, Японии и др. стран. Буддийские монастыри веками были одними из главных центров культуры стран Дальнего Востока. Здесь проводили свое время, искали вдохновения и творили поколения поэтов, художников, ученых и философов. В архивах и библиотеках монастырей накоплены бесценные сокровища письменной культуры, регулярно копировавшиеся и умножавшиеся усилиями многих поколений трудолюбивых монахов – переводчиков, компиляторов, переписчиков.

Китайские буддийские монахи изобрели искусство ксилографии, т.е. книгопечатания. Размножения текста с помощью матриц – досок с вырезанными на них зеркальными иероглифами.

Искусство чаепития впервые возникло в буддийских монастырях, как бодрящее средство для многочасовых медитаций.

Читайте также: